Конспект логопедического занятия для детей с ФФН, тема Звук Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р-Р`], буква Р»

«Звуки [Р-Р`], буква Р»

Составитель:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна,

Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.

Задачи:

1) образовательные:

– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;

– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];

– совершенствовать умение определять место звука в слове;

– формировать навыки звукового анализа слов;

– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

– совершенствовать навык чтения;

2) коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух;

– развивать произвольное внимание;

– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;

– способствовать развитию воображения;

3) воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к различным профессиям;

– воспитывать умение работать сообща;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: карта города профессий, схема для характеристики звуков, наборы для составления звуковой схемы слова, игрушки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Кар-Карыч», две тарелки (синяя и зеленая), продукты (помидор, огурец, перец, репка, редис, рис, картошка, морковка, рыба, сыр), кисточки, краски, рисунок «Автопортрет Бараша», буквы из ткани, коробка с пуговицами, катушки ниток, ножницы, игрушечная касса, игрушки (робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, кубик Рубика, пират, рыба, труба), карточки для чтения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

– Ребята, вам прислали приглашение. Давайте посмотрим. (Логопед разворачивает приглашение.)

– Смотрите, здесь какая-то карта? Интересно, кто приглашает нас в гости? (Ответы детей)

– Смешарики приглашают нас в город профессий. Вам интересно узнать, какие профессии они себе выбрали?

  1. II. Актуализация опорных знаний

1) Выделение звуков [Р-Р`] из слов. Сравнительная характеристика

– Давайте сначала вспомним, какими еще словами можно назвать профессию? (Дело, специальность, ремесло.)

– Молодцы! Какой второй звук в слове «профессия»? (В слове «профессия» второй звук [Р].)

– Давайте вспомним характеристику звука [Р]. (Звук [Р] согласный, твердый, звонкий).

– Как мы обозначим звук [Р]? (Синим квадратом с колокольчиком.)

– Какой первый звук в слове «ремесло»? (В слове «ремесло» первый звук [Р`].)

– Дайте характеристику звука [Р`], выберите обозначение (Звук [Р`] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)

– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)

2) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах

– Чтобы попасть в город профессий, не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]):

Логопед называет каждому ребенку по 3–4 разных слога.

III. Основная часть

1) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах

Логопед обращает внимание детей на карту.

– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас в городе профессий? (Первый нас встретит Крош).

Дети вместе с логопедом подходят к столику, за которым сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, репа, морковка, картошка, редис, рис, перец, рыба, сыр).

– Какая профессия понравилась Крошу? (Крошу понравилась профессия повара).

– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положите в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую.

Дети берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.

2) Определение места звуков [Р-Р`] в словах (устно)

– Молодцы! Все правильно сделали. А теперь давайте расскажем Крошу, в каких словах звук [Р`] находится в начале слова?

Назовите продукты, в названии которых звук [Р`] спрятался в середине слова.

В каких словах звук [Р] мы слышим в начале слова, в середине слова? Назовите слова, в которых звук [Р] самый последний.

3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы

– Ребята, давайте узнаем, какие профессии выбрали другие Смешарики? Кого мы теперь будем искать?

Читайте также:
Звуки Х – Х’, буква Х - конспект логопедического занятия

Дети смотрят на карту. ( Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит с красками и кистью.

– Какую профессию выбрал Бараш? (Бараш выбрал профессию художника.)

– Посмотрите, что он нарисовал? (Он нарисовал себя.)

– Да, он нарисовал свой портрет, это Бараш. Давайте составим звуковую схему слова «Бараш».

Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.

– Назовите первый звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Назовите третий звук в слове «Бараш».

– Выберите для него обозначение.

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой последний звук в слове «Бараш»?

– Как мы его обозначим?

– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?

– Назовите их по порядку.

– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.

– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?

4) Физкультминутка

– Ребята, Бараш любит не только рисовать, но еще ему нравится сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.

Мы шагаем, как Совунья,

Приседаем мы, как Пин,

Наклоняемся, как Ёжик,

Вместе с Крошем мы бежим,

Пудрим носики, как Нюша,

Мы с Лосяшем вдаль глядим,

Роем грядки, как Копатыч,

А с Кар-Карычем летим!

5) Соотнесение звуков с буквой

Дети с логопедом передвигаются с помощью карты дальше и встречают Нюшу. Около Нюши разложены нитки, ножницы, кусочки ткани и сшитые из ткани буквы.

– Вы догадались, кем захотела стать Нюша? (Нюша захотела стать портнихой.)

– Что Нюша сшила? (Нюша сшила буквы.)

– Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)

– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)

– Найдите эту букву.

Дети находят букву Р среди других сшитых из ткани букв.

6) Анализ графического изображения буквы Р

– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)

– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

7) Конструирование буквы Р из пуговиц

Логопед берет коробочку и, не открывая ее, трясет. Дети слышат стук пуговиц, но не видят их.

– Интересно, что лежит в этой коробочке, как вы думаете? (Ответы детей.)

– Здесь лежат пуговицы. Давайте сядем за парты и составим из этих пуговиц букву Р.

8) Чтение обратных и прямых слогов с буквой Р

9) Чтение слов с буквой Р

Дети подходят к последнему столику, за которым сидит Кар-Карыч. Рядом с ним касса, а на полке расставлены разные игрушки.

– Кем решил стать Кар-Карыч? (Кар-Карыч решил стать продавцом.)

– А что он будет продавать? (Он будет продавать игрушки.)

– Давайте поможем Кар-Карычу прикрепить к игрушкам таблички с их названием. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.

Дети по одному читают слова, напечатанные на карточках, и прикрепляют каждую карточку к нужной игрушке. Слова для чтения: робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, пират, рыба,
Бараш, труба.

  1. IV. Заключительная часть

1) Подведение итогов

– Где мы сегодня были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Какие звуки учились различать?

2) Организованное окончание занятия

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН. Тема: «Звук Р»

Речь – одна из высших психических функций, которые тесно связаны друг с другом. С одной стороны, речевая деятельность зависит от уровня развития памяти (оперативной и долговременной), концентрации и распределения внимания, оптико-пространственной и зрительно-моторной координации, мышления. С другой стороны, под воздействием речи во многом развиваются и совершенствуются все сферы психики: сенсорно-перцептивная, когнитивная, аффективно-волевая; «созревают» структуры мозга, ответственные за двигательное развитие.

Читайте также:
Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Использование игр и игровых упражнений, развивающих высшие психические функции , на логопедических занятиях по преодолению недостатков звукопроизношения повышает интерес детей и их мотивацию к деятельности. Закрепление навыков звукопроизношения на материале игр по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления способствует не только развитию речи, но и высших психических функций в целом.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН

Тема: Звук Р. «На День рождения к Буратино»

  • формировать навык правильного произношения звука Р на материале игр по развитию высших психических функций.

Формирование фонетико-фонологической компетенции :

  • Закрепление умения правильно произносить звук р в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • Формирование контроля за собственным произношением звука р;
  • Закрепление умения определять наличие/отсутствие звука р в слове.

Формирование грамматической компетенции:

  • Обучение согласованию имен числительных с именами существительными.

Формирование психологической базы речи :

  • Развитие зрительного восприятия;
  • зрительной, слуховой, линейной и смысловой памяти;
  • наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • устойчивости, объема, переключения, распределения внимания;
  • Формирование умения ориентироваться на плоскости.
  • Развитие общей и мелкой моторики (постурального праксиса).

Ход занятия

Логопед сообщает детям, что в детский сад пришла телеграмма, в которой Буратино приглашает детей на свой день рождения.

Логопед предлагает послушать, кто еще приглашен на праздник (Красная Шапочка, Чебурашка, Арлекин, Петрушка, Артемон, Пьерро), и назвать звук, который слышится в именах всех гостей (р).

Логопед: «Ребята, вы учитесь правильно произносить звук р. Старайтесь не ошибаться! Следить за правильностью произношения звука р нам поможет волшебный спящий колокольчик. Если кто-то произнесет звук р неправильно, колокольчик проснется и позвонит. Старайтесь не разбудить его!».

Игровое упражнение «Гости Буратино».

Ребята, отгадайте, кто еще приглашен на День рождения Буратино. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук р, хлопните в ладоши, значит это гость Буратино. Постарайтесь запомнить всех гостей. Лиса, ворона, носорог, слон, зебра, воробей. Вспомните и назовите гостей Буратино.

Игровое упражнение «Посчитай гостей».

Давайте посчитаем, сколько ворон, зебр, воробьев, носорогов будет на празднике. (Логопед раздает детям листы с заданием и карандаши. См. Приложение 1).

Нужно внимательно просмотреть каждый ряд картинок, найти и подчеркнуть: Маше – каждую ворону (для каждого ребенка дается свое задание). Маша, посчитай, сколько ворон прилетит на праздник ( ребенок, указывая пальцем на каждую картинку, считает: одна ворона, две вороны и т.д.).

Игровое упражнение «Подарки для Буратино».

Ребята, без чего нельзя идти на День рождения? В коробке лежат подарки для Буратино (см. Приложение 2). Рассмотрите картинку и скажите, что лежит в подарочной коробке? (Логопед выставляет изображения названных предметов на доску). Давайте аккуратно разложим подарки. Назовите подходящие друг другу предметы и объясните, почему они друг другу подходят. (Дети составляют пары, логопед выставляет картинки на доске). Посмотрите и запомните подходящие друг другу подарки. Один из гостей Буратино, Петрушка, решил пошутить и спрятал часть подарков. (Логопед убирает одну колонку картинок, а оставшиеся меняет местами). Называйте подарок и вспоминайте его пару.

Игровое упражнение «Подарки Красной Шапочки».

Красная Шапочка вырастила для Буратино овощи, фрукты, ягоды. (Логопед раздает таблицы с пронумерованными картинками. См. Приложение 3). Какие овощи (фрукты, ягоды) вырастила для Буратино Красная Шапочка? Рядом с каждым предметом есть цифра. Давайте называть все предметы по порядку от 1 до 9.

Игровое упражнение « Закладки Чебурашки».

Чебурашка сделал для Буратино красивые закладки, украшенные геометрическими фигурами. Но не доделал их до конца. (Логопед раздает полоски бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. См. Приложение 4). Посмотрите внимательно на закладки и помогите Чебурашке закончить работу. Назовите фигуры на первой (второй) закладке по порядку слева направо.

Игра «Цепочка слов».

Буратино живет на станции «Ромашкино». Поедем к нему на поезде. (Дети садятся «в поезд»). Пока мы будем ехать, поиграем в игру «Цепочка слов». Предлагаю каждому из вас придумать слова со звуком р. Правила игры такие: первый ребенок называет придуманное им слово, второй – повторяет это слово и добавляет свое и т.д. Одни и те же слова повторять нельзя.

Читайте также:
Презентация 'Физкультминутки для логопедических занятий'

А вот и станция «Ромашкино». Давайте выйдем из поезда на лесную полянку и немного отдохнем после долгой дороги.
Физкультминутка «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки:
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!

А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле за лесок.

Шёл по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!

Ой, ты дедушка – ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Тёплые сапожки!

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.

Игровое упражнение «Найди домик Буратино».

Ребята, Буратино прислал нам план и письмо-подсказку, которые укажут дорогу к его домику. (Логопед демонстрирует полянку с нарисованными дорожками и домиками на их концах, а также «письмо», в котором указан путь к домику Буратино).

Глядя на письмо, расскажите, как пройти к дому Буратино. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и отметьте его. (Дети коллективно выполняют задание). Расскажите, как вы шли к домику. (Ребенок описывает путь : надо идти от паровоза до забора, от забора до мухомора, от мухомора до арбуза, от арбуза до подорожника, от подорожника до торта, от торта до дома Буратино).

Игровое упражнение «Угощение».

Посмотрите, это домик Буратино. Давайте подойдем к нему. (Детей встречает Буратино). Буратино приготовил для нас угощение. (Перед детьми стол, на котором расположены предметы: персик, коробка зефира, груша, баранки, карамель). Что находится в центре стола? Что находится в верхнем правом углу стола? Что находится в нижнем правом углу стола? Что находится в верхнем левом углу стола? Что находится в нижнем левом углу стола? Запомните место каждого угощения на столе. (Логопед накрывает стол с угощением салфеткой). Накройте этот стол так же, как это сделал Буратино. (Дети по памяти расставляют предметы на пустом столе). Расскажите, что где находится на столе?

Игровое упражнение «Запомни пары слов».

Буратино: «Ребята, давайте поиграем! Я буду по два слова называть, а вы — их повторять и запоминать. Потом я назову только первое слово, а вам нужно вспомнить второе и назвать два слова вместе». (Воробей прыгает, ворона каркает, крот роет, роза растет, крыса грызет, зебра брыкается, тигр рычит.)

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Каламашвили Елена Васильевна,
учитель-логопед
ГБОУ СОШ №1996 СП «Пчелка» г. Москвы

Конспект индивидуального логопедического занятия с ФФН у ребенка с дислалией по теме «Зимующие птицы». Автоматизация звука [р] во фразовой речи.

Автоматизация звука во фразовой речи

В детском возрасте среди разнообразных речевых расстройств часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи. «Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом»1.

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения.

В предлагаемом конспекте логопедического занятия продемонстрирована работа по автоматизации звука «Р» на этапе словосочетаний и фразы.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ФФН у ребенка с дислалией по теме «Зимующие птицы». Автоматизация звука [р] во фразовой речи. (Возраст – 7 лет)

Цель: уточнить и закрепить произношение звука [р].

– расширять и активизировать словарь предметов, признаков;

– закреплять умение подбирать слова-антонимы;

– упражнять в образовании сложных прилагательных;

– развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание и мимическую мускулатуру;

– Развивать самоконтроль за правильным произнесением звука [р];

Читайте также:
Нетрадиционные формы работы в логопедии

– развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;

– развивать умение пользоваться интонацией, темпом, тембром голоса

– Прививать навык самоконтроля за собственной речью.

Ход занятия

1.Орг. момент

Давай представим, что мы сегодня оказались в зимнем заснеженном лесу. Назови животных, которые живут зимой в лесу. А птиц ты знаешь? Давай разгадаем несколько загадок.

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-чирик». (Воробей)

Трещит на весь зелёный лес,

Сверкая белым боком.

Расскажет много вам чудес

На дереве сидит,

Никого не боится

Повтори, каких птиц ты сейчас назвал. Какой звук общий в словах? Этот звук мы изучали на прошлом занятии. Догадайся о ком мы будем говорить на занятии?

2. Упражнения для речевого дыхания

Вот мы вошли в зимний лес. Воздух чистый, свежий. Давай немного подышим им, насладимся.

1. Выберите удобную позу, положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Для голосовых связок

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Артикуляционная гимнастика

Посмотри на картинку. Это губы, зубы, язычок, голосовые связки. Что делают губы, когда мы произносим звук Р? (они разомкнуты, открыты). А зубки? (тоже разомкнуты). Язычок? (кончик языка поднят кверху, к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка слегка прогибается).

Теперь покажи в каком положении будут губы, зубы, язык.

5. Изолированное произношение звука

Как моторчик у машины работает? Как тигр рычит?

6. Характеристика звука

Расскажи о звуке «р», какой он?

«Р» – согласный, непарный, звонкий, твердый или мягкий. Обозначается буквой Р. Звук Р, а буква ЭР. Давай вспомним правило – звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

7. Развитие фонематического слуха

В лесу живет очень много птиц. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р» в названии птиц: воробей, синица, дятел, сорока, ворона, голубь, галка, куропатка.

С помощью звуковой линейки определи место звука в слове. Выдвинь цифру где находится звук Р в слове сорока. Охарактеризуй звук, какой он? Звонкий или глухой? Как мы это определяем?. Твердый или мягкий? Значит на звуковой линейке мы берем синюю полоску и ставим ее в ячейку под номером 3. А зеленой полоской какие звуки обозначаем?

8. Автоматизация звука в слогах

Прослушай чистоговрку, а затем ее повтори. На каждый слог хлопай в ладоши.

Ру-ру-ру – дятел долбит кору;

Это один дятел долбит кору, а если их 2, то как будет звучать чистоговорка? Ру-ру-ру – два дятла долбят кору. А если 5? Ру-ру-ру – пять дятлов долбят кору

Ро-ро-ро – сорока потеряла перо; А если три сороки потеряли перо? Ро-ро-ро – три сороки потеряли перо. А если семь? Ро-ро-ро – семь сорок потеряли перо.

Ра-ра-ра – прилетела ворона; А теперь давай скажем это шепотом, по секрету. Вполголоса. Громко, всем расскажем.

Ры-ры-ры – птицы слетели с горы. А теперь давай скажем это шепотом, по секрету. Вполголоса. Громко, всем расскажем.

9. Физ. минутка

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Греются на солнышке.

Четыре хлопка над головой и четыре наклона головы.

Частые потряхивания руками, как крыльями

руками, опущенными вниз.

Два поворота головы на каждую строку.

10. Автоматизация звука в словах

Дид. игра «Рассмотри и назови». Сосчитай сколько птиц: сидит на дереве, ходит возле дерева, летает около дерева, находится в кормушке, сколько голубей, сорок, ворон, дятлов, синиц.

Читайте также:
Зимующие птицы - конспект урока развития речи в 1 классе школы V вида

Дидактическая игра «Скажи наоборот», используя интонацию

Воробей маленький, а ворона – …

У воробья хвостик короткий, а у сороки – …

Голубь тяжелый, а воробей – …

У синички клюв тонкий, а у вороны – …

Дидактическая игра «Назови одним словом».

У снегиря красная грудь – он красногрудый.

У воробья короткие лапы –

У вороны длинный клюв – …

У дятла красная голова – …

У синицы желтая грудь – …

11. Развитие связной речи. Составь предложение о любой зимующей птице по схеме.

Из скольки слов будет состоять предложение? Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В конце предложения точка.

Снегирь сидит на ветке. Запиши предложение, зарисуй схему в тетрадь.

Давай скажем весело – Снегирь сидит на ветке! Зададим вопрос – Снегирь сидит на ветке? Удивимся – Снегирь сидит на ветке!?

12. Итог. Рефлексия

Наша прогулка по лесу подходит к концу. – Выбери картинку с тем настроением, которое тебе соответствует.

Что трудно было выполнить на занятии? Значит в следующий раз мы будет больше стараться…..

Библиографический список

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 680 с.

1 Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. Логопедия. – М. – 2009. – с. 612

Открытое логопедическое занятие с группой детей с ФФНР «Звук [Р] и буква Р»

Наталья Ковалёва
Открытое логопедическое занятие с группой детей с ФФНР «Звук [Р] и буква Р»

Тема: «ЗВУК и БУКВА Р»

1. Закрепление правильного произношения, знакомство с буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового внимания.

3. Упражнять в выделении 4-го лишнего.

4. Упражнять в выкладывании, чтении и печатании слов.

Учитель-логопед д /сада №4 п. Майский

Оборудование: зеркала, мяч, абрикосовые косточки в тарелочках, тетради, карандаши, пластмассовые буквы на магнитах, карточки по числу детей для игры «4-й лишний», «золотые» ключики по числу детей.

Картинки для выкладывания слов: руки, тигр, горы, розы, рак, крыша.

В конвертах для игры «4-й лишний»:

1-я карточка: вертолёт, троллейбус, тетрадь, грузовик;

2-я карточка: корова, кролик, баран, муравьи;

3-я карточка: виноград, персик, огурцы, груша;

4-я карточка: арбуз, помидор, виноград, черная смородина;

5-я карточка: гитара, арфа, барабан, шорты;

6-я карточка: икра, шары, рулет, сыр.

1. Оргмомент. Психогимнастика.

-Дети, к нам сегодня пришел Буратино, чтобы поделиться своей радостью. Посмотрите, какое у него радостное лицо! Изобразите и вы радость на своих лицах! Буратино радуется потому, что научился правильно произносить звук «Р». А раньше он не умел произносить этот звук и ходил печальный. Изобразите печаль на своих лицах.

11. Введение в тему. Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

А теперь ещё раз изобразите радость на лицах, ведь вы тоже умеете произносить этот звук. Давайте произнесём его все вместе (громко, тихо, шёпотом). Молодцы! Хорошо! А теперь по – одному и послушаем друг друга.

(Дети проходят и садятся на свои места).

– Дети, но Буратино ничего не знает об этом звуке. Давайте ему расскажем о звуке «Р» всё, что сами знаем!

Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Р». Скажите, что делает ваш рот?

(открыт он или закрыт). Где находится язык и что он делает? (за верхними зубами дрожит).

111. Характеристика звука.

-Дети, скажите Буратино это звук какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? (Ответы детей.)

4. Воспроизведение слоговых рядов.

-Дети, как вы думаете, звуку «Р» хочется спеть песенку или нет? Давайте ему в этом поможем! Поиграем в игру «Подружись и спой». Все вы звуки «Р», я бросаю вам с мячом гласный звук, вы ловите мяч со звуком и поёте свою песенку: Р А, Р О, Р У, Р Ы, Р Э, Р У.

Читайте также:
Приемы развития фонематического восприятиятия

А теперь произнесите за мной и Буратино:

шра – шро – шру – шры шро – шру – шры – шра

шру – шры – шра – шро

-Молодцы! Ваши язычки хорошо справились с заданием!

5. Выделение звука на слух в слогах и словах.

Звуку «Р» очень понравилось, как вы его хорошо произнесли в слогах.

Теперь он предлагает игру «Прятки»: если услышите звук «Р» – хлопните в ладоши.

а) кла, тра, атр, пра, пла, шлы, шро,зра.

б) торшер, шлагбаум, термометр, колокольчик, ладонь, инструмент, краска.

6. Произношение звука «Р» в словах, выделение 4-го лишнего и определение места звука «Р» в «лишней» картинке.

– Дети, Буратино по дороге к нам заходил на почту и захватил для вас письма.

Письма с заданием: нужно назвать все картинки в них, выделить 4-ю лишнюю картинку и определить место звука «Р» в ней. (работа детей с конвертами: логопед читает имя ребёнка на конверте, ребёнок выходит к доске, выставляет и называет картинки, выделяет лишнюю и определяет место звука в ней – все слушают и соглашаются или не соглашаются.)

– А теперь Буратино приглашает вас на физкультурную минутку!

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

8. Знакомство с буквой Р.

– Дети, Буратино не знает буквы Р. Давайте, выложим букву Р на столе из косточек и покажем её Буратино. (Работа детей по заданию и просмотр её Буратино).

9. Выкладывание слов из букв, чтение этих слов.

– Буратино, наши дети знают уже много букв и умеют из них составлять слова. (Работа детей парами у доски с пластмассовыми буквами по картинкам).

10. Печатание детьми слов в тетрадях.

– А ещё наши дети, Буратино, умеют печатать слова. Вот посмотри!

(Дети печатают под диктовку слова РОТ РАК РЫБА РУКА).

11. Итог занятия.

– Буратино очень доволен,что побывал у вас в гостях: он узнал много нового и интересного о звуке и букве Р. Если вы рады за него, то можете подарить ему золотой ключик. А Буратино дарит вам на память о вашей встрече игру «Логопедическое лото».

Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Скажем вместе правильно» «Скажем вместе правильно». Конспект индивидуального логопедического занятия «Приключения Жужжалочки и Шипелочки» Муниципальное бюджетное.

Открытое логопедическое занятие по теме «Насекомые» Цели: Коррекционно – образовательные: 1. Учить детей образовывать существительные в единственном и множественном числе. 2. Закреплять полученные.

Открытое фронтальное логопедическое занятие совместно с воспитателем по сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха» Цели: Коррекционно- образовательные: – расширять словарь по теме «Насекомые» – учить детей различать гласные и согласные Корреционно –.

Открытое логопедическое подгрупповое занятие «В гостях у лягушки-говорушки» Открытое логопедическое подгрупповое занятие учителя-логопеда Бубновой М. Е. «В гостях у лягушки – «говорушки» Цель: Автоматизировать четкое.

Открытое логопедическое занятие для детей раннего возраста (2–3 года), посещающих адаптационную ГКП 6 марта в нашем дошкольном отделении прошел мастер «Развитие речи ребенка в раннем дошкольном возрасте». На мероприятие были приглашены.

Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]» Автор: Голубева Т. В., учитель-логопед МБДОУ ДС № 38 “Золотой петушок” г. Димитровграда Ульяновской области Интеграция образовательных областей:.

Открытое логопедическое занятие по произношению звуков в логопедической группе для детей с ОНР (2 й год обучения). Тема: Звук и буква «Ц» Цель 1. Автоматизация звука «ц» в словах, предложениях, в стихотворном тексте. 2. Развитие связной речи. Задачи 1. Развивать.

Читайте также:
Буквы раскраски, раскрашивать картинки - определи место звука в слове

Открытое логопедическое занятие «Путешествие в Страну звука [Р]» Конспект для детей подготовительной группы 5-6 лет Список литературы : 1. Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Мусинова Л. Ю.

Открытое логопедическое занятие в разновозрастной группе для детей с ОНР Цели: 1. Закрепить знания детей по звукопроизношению и обучению грамоте; 2. Повысить интерес к занятиям; 3. Закрепить произношение пройденных.

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звуки Р и Р’»

Цель занятия:

  1. Различие и правильное произношения звуков Р и P I словах сложной звуко- слоговой структуры.
  2. Словообразование относительных прилагательных (от названия тканей).
  3. Обогащение лексики родственными словами.

Оборудование:

  1. Предметные картинки на «Р» (рак, рама, радуга, карандаш, барабан, розы, рука, рубашка, кукуруза, шар, куры, арбузы, карта, груша, крыша, зебра, баран, гитара, рыба, тигр, шарф).
  2. Предметные картинки на «Р I » (букварь, аквариум, календарь, моряк, зарядка, пряники, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, редиска, кресло, репа, веревка, рюкзак, брюки, фабрика, ребенок, матрёшка, абрикос, грядка, черешня, кастрюля).
  3. Карточки для чтения на звуки «Р» и «Р I «.
  4. Наборы для составления схем.
  5. Тетради, ручки, разрезные азбуки.
  6. Одежда из разных тканей.
  7. Игра » Поезд».

Ход занятия.

I. Организационный момент .

Логопед предлагает детям назвать картинки, которые лежат перед ними на столах, сказать, какой звук Р или Р I слышится в них, предлагает присаживаться детям, которые правильно выполнили задание, а с теми, кто допустил ошибки через серию вопросов вырабатывает правильный ответ.

II. Артикуляционная гимнастика (упражнения «Грибок», «Барабанщики», «Маляр», «Лошадки»), произнесении «Р»и «Р I «, сопоставление характеристик.

III. Дифференциация звуков «Р»и «Р I «. Игра «Покажи, какой звук».

Логопед раздает детям про 2 карточки-символа синего и зеленого цвета и предлагает при произнесении твердого звука Р плднимать синюю карточку, при произне5сении мягкого – зеленую.

а) ра, ря, ро, ре, рю, три, атр, тра, тря, утрь…

б) треугольник, троллейбус, трамвай, аквариум, прямоугольник, термометр, инструмент, приемник, конструктор, транспорт, электричество, корреспондент, барометр, архитектор, приключение…

в) игра «Поезд» с определением места звуков «р», «рь» в словах и объяснением, почему картинка помещена в тот или иной вагон.

IV.Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот»:

ра-ря кра-кря акр-якрь рад- ряд шар -шарь
ро-… кро — … окр -… ров -…. пар -…
ру -… кру -… укр — … рысь -… хор -…
ры — …. кры — … ыкр — … брак -… удар — …

б) воспроизведение слоговых рядов:

кра — кря — кра и т.д.

V.Упражнение в подборе родственных слов, проговаривание их:

физкультура — физкультурник, физкультурница, физкультурный;
спорт — спортивный, спортсмен, спортсменка, спортзал, спортплощадка, спорттовары, спортлото;
тренер — тренировка, тренировать, тренировочный, тренерский, тренированный;
электричество — электрик, электрический, электростанция, электрофицировать;
рекорд — рекордсмен, рекордный, рекордистка;
дирижер — дирижерский, дирижировать, дирижерство.

VI.Игра — соревнование «Повтори верно». Выбирается пара детей, которые по очереди повторяют слова со сложной слоговой структурой. Побеждает тот, кто верно их произнесет.

  • Ремонтировать электростанцию.
  • Тренироваться в спортзале.
  • Дирижировать эстрадным оркестром на карнавале.
  • Регулировать движение уличного транспорта.

VII.Пальчиковая гимнастика («Дружба»)

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(«Замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(касание одноименных пальцев)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание пальцев мизинца)
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать
(руки вниз, встряхнули кистями)

VIII.Словообразование относительных прилагательных от названий тканей по образцу:

Шерсть -шерстяной свитер Драп — ….
Бархат — …. Велюр — …
Маркизет — … Трикотаж — …
Крепдешин — … Капрон — …

IX. Согласование прилагательных с существительными

а) подбор предметов к признакам:

шерстяной, -ая, -ое; (шерстяной свитер …)
трикотажный, -ая, — ое (трикотажное полотно…)

б) составление предложений с полученными словосочетаниями, деление их на слова.

X. Составление схем предложений, посчитать, сколько слов в предложении:

Рита делает зарядку.
Рома ест грибы.

Читайте также:
НОД по теме Что такое слово

XI. Итог. Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились. какие задания выполняли?

Васильева Людмила Ивановна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 28 «Золотой петушок»
город Тамбов

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ФФН

Предлагаю вам конспект фронтального занятия для детей с ФФН по изучению звуков [ф-ф’]. Основная цель занятия – закрепление фонематических навыков, а также развитие ритмической стороны речи и расширение словарного запаса дошкольников. Занятие проводится во второй половине года, поэтому уместно продолжать работу со словами, состоящими из пяти и шести слогов. Лексической темой предлагаю взять тему «Профессии» и на основе ее еще раз проработать понимание родственных слов.

Коррекционно – образовательные цели:

  • познакомить детей со звуками [ф-ф’], учить правильно их произносить;
  • закреплять понятия «согласный звук, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук»;
  • продолжать знакомить детей со словами из пяти и шести слогов;
  • закреплять навык правильно определять позицию звука в слове;
  • совершенствовать навыки звукового анализа – учить анализировать слово из пяти звуков;
  • закреплять навык деления слов на слоги;
  • активизировать и расширять словарный запас;
  • закреплять понимание родственных слов

Коррекционно – развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать внимание, память;

Коррекционно – воспитательные цели:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать познавательный интерес к различным профессиям;

1. Организационный момент

Л.: – Дети, назовите, кем работают ваши родители?
– Кем бы вы хотели стать?

2. Сообщение темы занятия, характеристика звуков [ф-ф’]

Логопед: – Ребята, сегодня мы подружимся со звуками [ф-ф’], давайте все вместе произнесем их. А теперь возьмите зеркала и произнесите звук [ф], глядя на свой рот. Во время произнесения звука, в каком положении находятся ваши губы, зубы, язык?
Дети: – рот немного открыт, зубы тоже «открыты», язык спокойно лежит на дне рта, нижняя губа сближается с верхними зубами.
Л.: – А как же получается звук?
Дети: – Мы выдуваем воздух изо рта, он проходит ме6жду нижней губой и верхними зубами. Получается звук [ф].
Л.: – Правильно, звук встречает преграду на пути и этот звук называется …?
Дети: – Согласный.
Л.: – Давайте послушаем, какой это звук [ф], твердый или мягкий? (Д.: – твердый), а теперь произнесите его мягко [ф’].
Л.: – Теперь поставьте ладошку к горлышку. Что мы определяем таким образом? (Д.: – звонкий звук или глухой). Таким образом, этот звук…? (Д.: глухой) Ну что ж, вот мы и познакомились поближе с новыми звуками. А сейчас к нам спешат гости (выставляются картинки или игрушки мышек). У нас в гостях мышки: Фома и Фима, чем отличаются их имена. Прислушайтесь (логопед произносит имена, выделяя голосом первые звуки)?
Д.: – В слове Фома звук [ф] твердый. А в слове Фима – мягкий.

3. Повторение слоговых рядов (с металлофоном)

Л.: – Фома и Фима такие фантазеры, они сами придумывают разные песенки и их исполняют с помощью металлофона. Вот послушайте! (Логопед пропевает слоговые ряды и отстукивает на металлофоне, дети выходят и по очереди повторяют, соблюдая правильный ритмический рисунок)
Фа – фу – фы
Фа – фо – фы
Фо – фо – фу – фы
Фо – фо – фо – фу – фы и т.п.

4. Анализ слова «фокус»

Л.: – Фома и Фима работают в цирке. Отгадайте, кто они, чем занимаются?
А чтобы отгадать, нужно сложить слово. Я буду «бросать» вам звуки, а вы их «ловите» и выкладывайте слово. (Логопед произносит звуки: [ф, о, к, у, с], дети выкладывают с помощью звуковых символов слово).

Проводится анализ слова «фокус».
Л.: – Догадались, кем работают Фома и Фима? (Д.: – фокусниками)

5. Определение позиции звуков [ф-ф’] в словах

Л.: – Смотрите, какой фокус сделали Фома и Фима.
Логопед достает маленький бумажный флажок, который сложен определенным способом, произносит волшебные слова и «превращает» его в большой бумажный флажок. На обратной стороне большого флажка предметные картинки: вафли, шкаф, фуражка, кофта, фасоль, фонтан, фонарь, футболка, фужер, сарафан, шарф, телефон, туфли, жираф, картофель.
Дети называют предметы, выделяя голосом звук [ф].
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в середине слова. (Д.: – вафли, кофта, сарафан, телефон, туфли, картофель).
Мышка-Фима: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в конце слова. (Д.6: – шкаф, шарф, жираф).
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в начале слова. (Д.: – фасоль, фонтан, футболка, фужер).
Мышка-Фима: – Ох, какие вы умные! Наверное, скоро в школу пойдете! А хотите с нами поиграть?

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звуки (И, У, А)

6. Динамическая пауза

Мышка-Фома: – Вот наш друг – мальчик Федор (картинка или игрушка), он водит машину, значит, он кем работает? (Д.: – шофером). Послушайте, какое стихотворение он сочинил.
Шла по улице машина, (крутят импровизированный руль)
Шла машина без бензина, (выполняют полуприсяды)
Шла машина без шофера, (поднимают и опускают плечи)
Без сигнала светофора, (поочередно сгибают и опускают правую и левую руки в локтях)
Шла, сама куда не зная, (шагают на месте, руки на поясе)
Шла машина…. заводная! (имитируют повороты ключа)
Мышка-Фима: – А теперь все вместе поиграем с движениями. (После дети подходят к столу, на котором стоит фотоаппарат и лежит фотоальбом с фотографиями).

7. Усвоение родственных слов

Л.: – Знакомьтесь, это мальчик Ефим (картинка или игрушка), у него тоже интересная профессия, догадайтесь, какая? Посмотрите, что это?
Д.: – Фотоаппарат.
Л.: – Кем работает Ефим?
Д.: – Фотографом.
Л.: – Что фотограф делает фотоаппаратом?

Д.: – Фотографирует.
Л.: – Что получается в результате?
Д.: – Фотография.
Л.: – Куда люди, обычно, складывают фотографии?
Д.: – В фотоальбом.
Л.: -Давайте повторим эти слова (логопед показывает предметы): фотограф, фотоаппарат, фотография, фотоальбом, фотографировать. Похожи ли эти слова по звучанию? Как называются слова, похожие, как родственники, только похожи они по звучанию?
Д.: – Родственные.

8. Деление слов на слоги

Мышки Фома и Фима: – Вот это ребята! Все знают! А умеете ли вы делить слова на слоги? Покажите, как это делается?
Дети делят слова на слоги: с помощью коротких полосок за столами, с помощью различных предметов, например, кеглей, которые выставляют на полу; бутафорских листьев, снежинок, карандашей и других предметов. Затем подсчитывают количество слогов.
Фо-то-граф =3слога
Фо-то-аль-бом=4слога
Фо-то-гра-фи-я=5слогов
Фо-то-ап-па-рат=5слогов
Фо-то-гра-фи-ру-ет=6слогов

Л.: – Дети, с какими интересными профессиями мы сегодня познакомились?
Д.: – Фокусник, шофер, фотограф
Л.: – Вспомните, какие слова со звуками [ф-ф’] мы проговаривали на нашем занятии? (Дети называют слова). Как звали наших гостей? (Д.: – Фома, Фима, Федор, Ефим). Кем работают мышки? (Д.: – Мышки работают фокусниками.) Кем работает Федор? (Д.: – Федор работает шофером.) Кем работает Ефим? (Ефим работает фотографом).
Мышки: – До свиданья, ребята, с вами было очень интересно!

Конспект логопедического занятия. Звук Р. Буква Р.

Занятие предназначено для детей имеющих нарушение звука Р.Коррекционная работа на начальных этапах.Этап автоматизации в слогах.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия по теме:

дифференцировать звук [ р ] от других звуков;

проводить звуко-слоговой анализ слов с данным звуком.

развитие восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности;

развитие фонетико-фонематических представлений;

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развивать память и внимание.

привитие интереса к познавательной деятельности.

развитие навыка звукобуквенного анализа, профилактика дислексии и дисграфии,

Оборудование: тетради, карандаши, классная доска; картинки предметные; картинки с изображением артикуляционной гимнастики.

I Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели. Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним, скажите «здравствуйте» и улыбнитесь. А теперь начнем занятие.

II Сообщение темы и цели

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю, (учитель произносит звук р утрированно).

В небе гром, гроза.

Читайте также:
Звуки (Л) - (Л’) - конспект занятия

В небе радуга стоит.

Скажите , какой звук я произносила чаще? Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

III Артикуляционная гимнастика

Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к право­му, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном тем­пе под счет логопеда. Продолжать 15-20 раз.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать мед­ленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

IV Разбор артикуляции по плану. Знакомство со звуком [р]

Размяли язычок. Теперь пора рассказать, что мы знаем о звуке [р]

1. При произнесении звука Р – кончик языка касается бугорков за верхними
губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос. (Учитель объясняет, дети смотрят в зеркало и ставят язык в артикуляцию звука р).
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, твердый, звонкий.

3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.

V Развитие фонематического восприятия:

1 Произнеси звук «р» длительно на одном выдохе р-р-р-р-р

Образец: р—а, р—о, р—у, р—ы.

2 Хлопните в ладоши, когда услышите звук «р».Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РО- КО-НО-РЫ-МЫ-УР-ВА-АР-РЫ-ДО-РУ-РА
В словах: Трудный, яблоко, карась, радио, баранка, радуга, равный,, ёж, стол, телевизор.

В весенний, ясный, теплый день,

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх ах, ах, ах:

Страшный коршун в небесах ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

Берегись злых когтей – эй, эй, эй!

Там, где коршун, там беда- да, да, да!

Острый клюв -не ерунда – да, да, да!

Заяц лапой бьет в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный барабан – бан, бан, бан.

1. Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Междометия произносят дети. Логопед показывает, каким должно быть выра­жение лица, какой должна быть интонация.

2. Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.

3. Дети разбегаются по кабинету и прячутся.

4 Определение места звука в слове.

А теперь нам нужно поселить картинки в свои домики. (Учитель на доску вывешивает 3 вагончика, на вагончиках схемы р_ _, _ р_, _ _ р . Р – в начале, середине, конце).Давайте все вместе произнесем название первой картинки. Где стоит звук р – в начале, середине или конце? Поселим эту картиночку в 1 вагон (и т.д.) Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

VI Знакомство с буквой р.

1 А теперь посмотрим, как обозначается на письме звук [р].

(Учитель показывает иллюстрацию буквы Р.)

2 Заучим стихотворение:

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

(показ картинки корабля с парусом)

3 Выкладывание буквы «Р»из счетных палочек.

4 Записать в тетрадь число.

5 Как напишем букву р (сначала пишем строчную). Из каких элементов она состоит? (Объяснение учителя, показ на доске).

6 Письмо в воздухе (учитель обязательно должен показывать зеркальное изображение буквы)

С каким звуком и буквой знакомились? Расскажите стихотворение про букву Р. Молодцы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: