Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему (Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-)

Конспект логопедического занятия “Суффиксы в названиях профессий”
план-конспект урока по теме

Конспект логопедического занятия” Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека” для учащихся 3 класса.

Скачать:

Вложение Размер
suffiksy_professiy_-_otkrytoe_zanyatie_-_3_klass.doc 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Тема: Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-.

Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека.

  1. Словообразование по теме «Суффиксы».
  2. Развитие связной речи.
  1. Развитие звуко-буквенного анализа.
  2. Развитие звуко-слоговой структуры многосложных слов.
  3. Развитие навыков составления ответов на вопросы.
  4. Обогащение и активизация словаря по теме «Суффиксы профессий».
  1. Расширение кругозора о разнообразии профессий.
  2. Развитие пространственных ориентировок.

Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.

  1. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. (стр.31).
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. (стр.79, 83, 89, 90).

I. Организационный момент.

Раздать карточки с заданиями ( из логопедической тетради № 7 Козыревой Л.М. ).

II. Логопедическая зарядка.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе,

Дворник мусор убёрет

И песком посыплет лёд.

– О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

III. Объявление новой темы.

– А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.

– Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники — Щуря глаз и хмуря брови,

_________ и _________! Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено: _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно Осторожно взял часы.
И пилим доски, Все понятно старику,
Длинные и плоские. Старику __________.

И спросила Нина тихо: И тонкую дратву

— Разве плохо быть _________? __________ возьмет,

Кто трусы ребятам шьет? И шило достанет,

Ну конечно, не пилот. И шилом кольнет.

________ водит самолеты — Починены туфли,

Это очень хорошо. Починен сапог.

Повар делает компоты — Прохожий доволен:

Это тоже хорошо. ______ помог.

Доктор лечит нас от кори,

Есть ___________ в школе.

– Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).

– Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы-час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы) Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов. Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.

Камень – каменщик, стол – столяр, огород – огородник, барабан – барабанщик, печь – печник, воз, сапог – сапожник, носил – носильщик, аптека – аптекарь, учить – учитель, строить – строитель, газета – газетчик, грузить – грузчик.

– Какие ещё суффиксы помогли нам получить новые слова: -ник, -тель. Итак, какие суффиксы используются в образовании слов, связанных с профессией? (-чик, -щик, -ник, -тель, -арь, -ист.) (Таблица)

IV Слоговая структура слова:

– А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий? (щик). В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик. Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов). У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слов? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник), первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.

– Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.

VI. Выполнение тренировочных упражнений.

– Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который. Проведите к нему линию. (Проверка на слайде).

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов-названий профессий людей с помощью суффиксов ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК»

Образовательная цель: формирование умения образовывать слова с помощью суффиксов,
называющих профессии людей.

Коррекционно – развивающая цель: развитие навыка звукослогового анализа, мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание навыка взаимопомощи.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А.) Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальцы ловкими хотят быт
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнение предложим.

По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить, как игрушки,
Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли
И в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и, кулачки немножко.

3. Формирование новых понятий.

А.) Сообщение темы и цели урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.

Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
-Какие профессии знаете?
-Кем вы хотите стать в будущем?
-Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Б.) Я вам расскажу еще одну сказку о Волшебниках- суффиксах. Презентацию смотреть здесь.

Жили – были суффиксы – ЩИК -, – ЧИК – , ТЕЛЬ -, – НИК -, – ИСТ – . К кому придут в гости, всех
трудиться научат. Сначала суффикс – ИСТ – познакомился с ГИТАРОЙ (Слайд № 2)
и получилось слово …. ГИТАРИСТ (Слайд № 3) . Затем – со словом ПИАНИНО (Слайд № 4) и
получился …. пианист (Слайд № 5) . Затем со словом БАЯН (Слайд № 6) и получился БАЯНИСТ
(Слайд № 7) . Затем – со словом ФЛЕЙТА (Слайд № 8) и получился …. ФЛЕЙТИСТ (Слайд № 9) .
(Проводится разбор всех слов и дописываются суффиксы на карточке).
– С помощью какого слова получили названия музыкантов ? ( – ИСТ – )
– А кто знает, как назвать человека, который играет на скрипке? (Слайд №10) (СКРИПАЧ).
(Слайд №11) .
– Какой суффикс помог получить новое слово? ( – АЧ – ).
-Как назвать людей, которые играют вместе на музыкальных инструментах? (Оркестр) .
-А теперь собери из букв слово. (Слайд № 12) .

МЗКНТУЫАЫ (МУЗЫКАНТЫ)
Звукослоговой анализ слова МУЗЫКАНТЫ .
– Сколько в слове гласных? (4)
– Сколько в слове согласных? (5)
– Назови 1 слог МУ , 2 –й ЗЫ , 3-й КАН , 4-й ТЫ .
– Поставь ударение.
– Придумай еще однокоренные слова. (МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ) .
-Запишите слова и выделите корень. (МУЗЫК) .
Слушайте сказку дальше. Суффикс – ИСТ – собрал целый оркестр из музыкантов , а
суффиксы – ТЕЛЬ -, – НИК -, – ЧИК – и – ЩИК – пошли к глаголам учить, строить, охранять, грузить.

Допиши сказку дальше сам.

– Названия каких профессии получились? ( Учитель, строитель, охранник, грузчик).
-Запишите слова.
-Выделите суффикс.
( Учи тель , строи тель , охран ник , груз чик ). (Слайд № 13) .

В.) Отгадай, правильно ли объясняется смысл слов, обозначающих названия профессий.

Собирает банщик банки,
А потом хранит их в банке.
Очень ими дорожит
Банк с ружьем он сторожит.
– Кто такой БАНЩИК? (Человек, который работает в бане) .
-ЗАПИШИТЕ СЛОВО.
– Выдели суффикс в слове БАНЩИК (ЩИК) .
– Как называют человека, который работает в банке? (БАНКИР) .

Кран на кухне крановщик
Починить вам сможет вмиг
Каждый краник сделать краше
Душ исправит в ванной вашей.
-Правильно? (Нет).
– Кто такой КРАНОВЩИК ? (Человек, который управляет краном).
-Запишите слово.
– Выдели в этом слове суффикс. (ЩИК) .
– Как называют человека, который чинит краны? (Слесарь) .

Ищет клады кладовщик .
И находит в тот же миг.
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
– Верно? ( Нет).
– Кто такой КЛАДОВЩИК ? (Человек, который работает на складе).
-Запишите слово.
– Какой суффикс в слове? (ЩИК)
-Как называют искателя кладов? (КЛАДОИСКАТЕЛЬ) .

Г.) Физминутка.

Д.) Догадайся по опорным словам о какой профессии идет речь. (Слайд № 14) .

Указка, мел – …… (УЧИТЕЛЬ). (Слайд № 15)
Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК). (Слайд № 16).
Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ). (Слайд № 17).
Самолет, шлем – ……. (ЛЕТЧИК). (Слайд № 18).
Метла, тачка – …… (ДВОРНИК). (Слайд № 19).
Мяч, бутсы – …… (ФУТБОЛИСТ). (Слайд № 20).

Е.) Работа с текстом. (Слайд № 21) .
– Услышь названия профессий. (Слайд № 22) .
(Чтение логопедом текста.)

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества, времени пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и каменщиком, и сварщиком и водопроводчиком, и паркетчиком, и смазчиком , когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями , а в их планы входило строительство новой школы.
-Составь с этими словами предложение.
-Запишите предложение на доске и на карточках.

Строительные профессии: бетонщик, каменщик, сварщик, водопроводчик, паркетчик, смазчик.

– Выделите в словах суффиксы.
– Из каких слов выросли новые слова?
– Что выполняет каждый человек этой профессии?

– Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
– С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
– Какие суффиксы нам в этой работе помогли? ( ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК ).

Карточка к уроку по теме «Суффиксы, называющие профессии людей»

1. Образуй от слова название профессии, выдели суффикс.

Гитара – гитар…..
Пианино- пиан….
Баян – баян……
Флейта – флейт……

2. Запиши однокоренные слова к слову. Выдели суффикс и корень.

3. Запиши слова. Выдели суффикс.

4. Догадайся, в какой профессии нужны эти предметы.
Выдели суффикс.

5. Найди названия профессий, придумай и запиши предложение, выдели суффикс в словах – названиях профессий.

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, времени, мужества пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком, когда выяснилось, что заговорщики были строителями, а в их планы входило строительство новой школы.

Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему «Суффиксы в названиях профессий -ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-»

Войтюк Лэйсэн Минехатовна,
учитель-логопед

– Словообразование по теме «Суффиксы».
– Развитие связной речи.

– Развитие звуко-буквенного анализа.
– Развитие звуко-слоговой структуры многосложных слов.
– Развитие навыков составления ответов на вопросы.
– Обогащение и активизация словаря по теме «Суффиксы профессий».

– Расширение кругозора о разнообразии профессий.
– Развитие пространственных ориентировок.

Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.

Литература: Л.М. Козырева № 7 стр.31, Л.Г. Кобзарева Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР стр.79, 83, 89, 90.

I. Организационный момент.

II. Логопедическая зарядка.

Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.

– О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

III. Объявление новой темы.

– А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31. Посмотрите задание 13.

– Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

– Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).

– Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы — час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы)

Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов.

Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.

Камень – каменщик, стол – столяр, огород — огородник, барабан — барабанщик, печь — печник, воз, сапог — сапожник, носил — носильщик, аптека — аптекарь, учить — учитель, строить — строитель, газета — газетчик, грузить — грузчик.

– Какие ещё суффиксы помогли нам получить новые слова: -ник, -тель. Итак, какие суффиксы используются в образовании слов, связанных с профессией? (-чик, -щик, -ник, -тель, -арь, -ист.) (Таблица)

IV Слоговая структура слова:

– А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий? (щик).

В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик.

Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов).

У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слово? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник), первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.

– Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.

VI. Выполнение тренировочных упражнений.

– Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который… Проведите к нему линию.

учит детей Водитель
служит на границе Пекарь
добывает нефть Дворник
ходит на лыжах Пограничник
сочиняет сказки Учитель
ходит в разведку Нефтяник
дрессирует зверей Разведчик
убирает во дворе Сказочник
печет булки Лыжник
водит автомобиль Дрессировщик

VII. Звуко-буквенный анализ.

– Посмотрите следующее задание на карточке. Кто нарисован на картинке? Какая профессия? (Футболист). Сколько всего звуков в слове? Запишите слово по буквам. Сколько букв в слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. Раскрасьте картинку.

– Теперь такое задание. Я задаю вопросы, вы даёте на него полный ответ.

Кто ловит рыбу? (рыбак) Кто смотрит за садом? (садовник)
Кто смотрит за лесом? (лесник) Кто летает на самолете? (лётчик)
Кто водит трактор? (тракторист) Кто издает книги? (издатель)
Кто кладет печь? (печник) Кто строит дома? (строитель)

– Ну, а сейчас вам надо расставить картинки в той последовательности, в какой происходит строительство дома. Логопедическая тетрадь стр.34 № 18.

VIII. Итог занятия.

– Мы сегодня много говорили о профессиях. А какие профессии вам нравятся? Почему?

Итак, вспомним такие слова из стихотворения: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Конспект логопедического занятия в 3 классе. Образование слов при помощи суффиксов

1.Орг. момент
Л- Ребята, здравствуйте. Готовимся к занятию. Занимаем свои места.
2.Развитие ВПФ
Занятие у нас будет необычное. Возьмите карточки. На них вы видите корабль, который должен добраться до острова. А кто обычно плавает на кораблях?
Д- Пираты.
Л- А как вы думаете, зачем пирату нужно попасть на остров?
Д- Он плывет за кладом!
Л- Верно. Сегодня мы будем искать клад! Для этого нам понадобиться карта, но она разорвана, пиратом и ее части спрятаны в конвертах. Мы сможем найти сокровища, только если соберём карту. За каждое правильно выполненное задание мы сможет получить только часть карты. Попробуем отыскать сокровища на острове?
Д- Да!
(звучит музыка)
Л- Представим что мы отправимся на остров. Но как же он называется? Вы узнаете это, когда расшифруете слово. Каждой фигуре соответствует определенная буква. (суффикс)

3. Сообщение темы занятия
Л- А как же нам доберемся до острова?
Д- По морю.
Л- Но это море не простое, а волшебное. Корабль сможет плыть по нему, если только мы назовем родственные слова.
Д- Море, морской, моряк, морячка.
Л- Чем похожи и чем отличаются это слова?
Д- Эти слова родственные, у них общий корень, но разные суффиксы.
Л- Верно. Сегодня мы с вами будем путешествовать по острову и работать с суффиксами. Посмотрим, как суффиксы помогают нам образовывать новые слова. Отступите 2 строчки вниз. Запишите число и тему занятия- суффиксы
4. Образование слов при помощи суффиксов
Л- Я вижу, впереди «ТИХАЯ ЗАВОДЬ». В тихой заводи водятся крокодилы, но нам необходимо их обойти по мостику, а пират сломали мост. Нужно его восстановить, для это необходимо ответить на вопросы.
Л- Вспомним, что такое суффикс? (это часть слова)
Л- Где стоит суффикс? (стоит после корня)
Л- Для чего он служит? (служит для образования новых слов.)
Л- Мы справились с заданием! Мы на острове. А вот и первое задание, которое мы должны выполнить, чтобы получить первый фрагмент карты.
Л- Как вы думаете, что мы можем увидеть на острове?
Д- Песок, ракушка, вода, камень, сундук, пальма, ветер.
Л- Верно. Наш остров очень маленький, поэтому и все эти предметы должны быть маленькими. Превратим их с помощью суффиксов.(суффиксы –чек, -чок, очк, -ечк прикреплены на доске, дети выходят по одному записывают образованные слова, выделяют суффикс)
Сундук-сундучок
Песок-песочек
Ракушка- ракушечка
Камень-камушек
Гора- горочка
Ветер -ветерочек
Вода-водичка
Пальма-пальмочка
Л- Какой суффикс помог нам образовать слова?
Л- Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов – очк, -еньк, -ечк? (слова, с уменьшительно-ласкательным значением)
Л- Молодцы! Вот и первый фрагмент карты (вывешивается на доску)
Л- На этом острове живёт много интересных животных. А вот какие это животные, вы должны отгадать. Пират перемешал все карточки с их названием, соберите названия животных
Жираф-ик
Тигр-енок
Крокодиль-чик
Слон-енок
Л- Ребята, а знаете ли вы, что жирафы единственные животные, которые не умеют зевать. А крокодилы живут в среднем до 50 лет.
Л- скажите какой корень, суффикс, окончание в слове жирафик? (разбор всех слов по аналогии)
Д- корень-жираф, суффикс -ик, окончание- нулевое.
Л- Какой суффикс помог нам образовать слова?
Л – Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов – ик,
-енок, -онок,? (слова, с уменьшительно-ласкательным значением)
Составим предложения с этими словами. Записываем их в тетради. А вот и второй фрагмент карты! (дети проговаривают предложения, затем записывают их в тетрадь)
5. Физминутка
Л- Нам нужно подготовиться и набраться сил, чтобы найти клад! Встаем со своих мест. Выполняем упражнения.
Много лет назад (поднимаем руки вверх, сжимаем и разжимаем пальцы).
Здесь зарыли клад (расставляем руки в стороны)
Первый ты иди (шагают на месте)
Этот клад найди! (наклон вперёд, руки вниз)
Л- Молодцы. Вот и третий фрагмент карты.
Л- Пока мы с вами готовились к нахождения клада, погода на острове резко переменилась. (звуки бури)
Вместо солнца выглянули огромные тучища, подул сильный ветрище и выбросил на берег огромную акулищу и ракушищу.
Скажите, какие слова в моей речи приобрели увеличительное значение?
Д- Тучища, ветрище, акулища, ракушища.
Л- Запишем их. Скажите, с помощью чего образовались данные слова?
Д- Слова образовались с помощью суффиксов –ища, -ище.
Л – Какое значение имеют слова, образованные с помощью суффиксов – ища, -ище? ( слова, с увеличительным значением)
Л- Вот и последний фрагмент. Посмотрите на доску. Мы собрали все части карты. Где же находится клад, отгадайте загадку. Подпирает он окно, цветы ставим на него.?(дети находят на подоконнике сундучок с «сокровищами»)
6. Итог занятия
Л- Какие мы молодцы! А скажите, о какой части слова мы сегодня разговаривали?
Д- Сегодня мы говорили о суффиксе.
Л- Что такое суффикс?
Д- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Портал педагога

Автор: Наговицына Августа Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №73
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: Конспект
Тема: “Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям” с блоком технологий по формированию познавательной активности учащихся и структурой технологической карты занятия
Раздел: начальное образование

Конспект занятия логопедической коррекции

по теме: «Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям»

с блоком технологий по формированию познавательной активности

учащихся и структурой технологической карты занятия

.
Учитель – логопед МБОУ СОШ №73 города Киров Кировской области Назначение предлагаемого материала: Работа учителя- логопеда заключается в коррекци речевой деятельности детей с недостатками фонематического развития, фонетико-фонематического, общего недоразвития всех компонентов речи. Причины таких заключений могут быть разными, но по наблюдениям такие дети не имеют критического отношения к своим недостаткам в устной и письменной речи, не имеют мотивацию к успешной учебной деятельности, нет активности в умственном труде. Логопед выискивает особые приёмы активизации учащихся 2-4 классов , имеющих ограниченные возможности здоровья на первои втором этапе коррекционной работы. В своей практике применяю такие
формы познавательной активности
: 1.На организационном этапе урока для мотивации предлагаю: 1.Речевую разминку. 2.Психолгический тренинг. 3.Реклама. 4.Послушай себя (использую диктофон) 5.Поощрение. 6.Установка на самоконтроль и самооценку 2. На этапе формирования знаний и умений ,навыков: 1.Проблемная ситуация. 2.Дидактическая игра 3.Исследовательская работа. 4. Круглый стол – «Поле чудес» 5.Ребусы, кроссворды 6.Драматизация. 3.На этапе закрепления знаний. 1.Графический диктант
2. Текст с оштбками. 3.Тестовые задания 4. Заполнение таблиц. 5.Эстафета 6.Перфокарты-шаблоны 7. «Запоминалки» 4.На этапе контроля. 1.Найди ошибку. 2.Контрольный срез 3.Взаимопроверка. 4.Текстовые задания 5. Проверь себя. Хочу остановиться на проблемной ситуации и на драматизации. Показать эффективность этих интересных технологий, так как в психологии и педагогике большое значение придаётся созданию проблемной ситуации одному из эффективных средств активизации мыслительной деятельности детей, а ролевые игры, как и драматизация художественного произведения увлекают, анимают, поднимают, активизируют самых несмелых, незаинтересованных в массе всего класса. Предлагая такие формы познавательной активизации, как проблемные вопросы, драматизации ставлю цели и задачи:  Поставить детей перед необходимостью преодолевать затруднения.  Учить их искать и самостоятельно находить ответы на вопросы.  Находить выход из усложнённой ситиуации без прямой подсказки.  Делать решение вопроса в умственном плане.  Активно использовать уже усвоенные знания.  Находить элементарные творческие выдумки, самостоятельные действия Каждый педагог имеет множество источников с интересным речевым материалом. Так и я стараюсь использовать для осуществления познавательной активности детей на логопедических занятиях и внеурочках материал из такой литературы: «Русский язык с увлечением», «Учите, играя»», «Волшебный мир звуков», сказки по каждой теме «Организация логопедической работы на школьном логопункте» Л.Н.Ефименкова. Предлагаю конспект занятия с актуальной темой: «
Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»

Дидактической целью является сама тема занятия:

«Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»

образовательный аспект:
1) формировать восприятие слова с выделением концовки; 2) формировать способности видеть в читаемом слове «опасное место» корень слова; 3) формировать навыки подбора суффикса к корню слова ,чтобы слово зазвучало правильно и правдопадобно; 4) формировать навыки последовательного выполнения действий, предписанного правилом тобразования слов и написания их; 5) формировать умение отличать суффиксы: –ник,чик,-щик,-ец. 6)формировать представления о морфемном составе слова,
Коррекционно – развивающий аспект:
1) формироваать осознанное восприятие материала по словообразованию суффиксами названий лиц по профессиям; 2) формировать умения образовывать существительные – названия профессий от существительных,указывающих на предмет,с которым работает человек; на место ,где работает человек; образование существительного от глагола – действия человека по профессии. 3) формировать связное учебное высказывание по схеме, алгоритму последовательности действий по словообразованию суффиксами; 4) развивать мыслительные процессы через проблемный вопрос,использование способа словообразования,выполнение задания по аналогии; 5)развивать элементы самостоятельной деятельности и самооцнки.
Воспитательный аспект:
1) воспитывать интерес к словообразованию;
2)воспитывать бережное отношение и уважение к речи своей и окружающих; 3)воспитывать необходимость говорить и писать грамотно и красиво через драматизацию стихотворения; 4) воспитывать интерес к родному краю через этнические рассказы о ремесленниках;
Методические приёмы и формы познавательной активности
:  Проблемный вопрос: Как образуются слова названий лиц по профессиям?  Драматизацию стихотворения «Словечки-колечки», где учащиеся очень выразительно показывают профессию-
творец, с
ловами и действиями для себя и других учащихся показывают, как могут слова обидеться, если их исказили в речи или на письме.
Структура занятия (серия учебных ситуаций) :
1.Вводная часть: организационный момент по материалам прошлого занятия. 2.Основная часть:  Мотивация или целеполагание  Усвоение новых знаний  Проверка понимания  Закрепление способов действий  Обобщение и систематизация 3.Заключительная часть: подведение итогов ,рефлексия.
Оборудование:
Для логопеда: Конспект занятия, мяч, на доске написаны: число,тема занятия,3 столбца слов,от которых нужно образовать новые слова,3 картинки с изображением дворника,возчика, крановщика. На правой дверце доски: Алгоритм действий:
1)Прочитайте слова. 2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы. 3)Напишите получившиеся слова. 4)Обозначьте в них корень и суффикс. 5)Проверка путём чтения слов и называния его частей . Для учащихся: 1.карточка с этническим рассказом о мастерах –игрушечниках: « Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в руках человека. Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер-
игрушечник
из Богородска показывает нам узор красиво переплетённых волокон, крапины тёмных сучков, от которых не оторвать глаз.» 2. тетрадь, ручка, карандаш .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент
Приветствие учителя и учеников: Логопед:«Улыбка – это поцелуй души», так сдуем с ладошек и пошлём всем, кому сейчас трудно или одиноко. Присаживаются девочки, потом мальчики . Сделаем упражнение для подъязычной уздечки: «почистим зубы, за зубами, почистим нёбо, стучим кончиком языка по верхнему брёвнышку как дятел -де,де,де, цокает лошадка по мостовой,остановим лошадку тррр( у кого ещё нет (Р) делают моторчик или болтушку с пальчиком). 2.Основная часть.
Повторение материала
. Логопед: Откройте тетради, найдите 3 слова, образованные суффиксами и указывающими на величину предмета. Читаем с замедлением на третьем слове.
Образец – рука – ручка, ручища.
Проверим домашнее задание. Назовите профессию родителей.
Мотивация или целеполагание
: Задание:Найдите карточку с текстом и прочитайте текст: 1 учащийся читает весь текст, 2 – первое предложение , 3 –второе предложение, 4 -учащийся выделенное слово , 5- рассказать значение слова(профессия), 6 – от какого слова образовали слово –
игрушечник
(игрушка)

и с помощью какой части
слова(суффикса –ник)? В какой части слова находится суффикс ? (в середине или конце слова). После какой части слова и перед какой частью слова? (Можно ввести морфологические схемы или на доске рядом с темой ) « Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в руках человека. Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер-
игрушечник
из Богородска показывает нам узор красиво переплетённых волокон, крапины тёмных сучков, от которых не оторвать глаз.» Вывод: Какая тема урока?
Словообразование суффиксами названий лиц по

Какой проблемный вопрос зададим себе?
Как образуются слова названий лиц по профессиям? С какой целью это нам нужно? – (Узнать много слов, уметь правильно говорить, читать и писать названия профессий.) Запишите в тетради дату и тему урока. (Индивидуальная работа по уточнению границ предложения на письме)
Усвоение новых знаний:
Логопед: Попробуем образовать слова названия лиц по профессиям с помощью суффикса: Алгоритм – план работы: 1)Прочитайте слова. 2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы. 3)Напишите получившиеся слова. 4)Обозначьте в них корень и суффикс. 5)Проверка путём чтения слов и называния его частей .
Вод
а-
воз
ит –
кран
ы –
Дво
ры-
ник груз
ит
– чик свар
ивать-
щик

лет
ит –
мусор
– Вывод : слова, названия лиц по профессиям образуются суффиксами от слов предметов, с чем работают,где работают и ли что делают.(Работа удоски вдвоём 1 пишет, другой выделяет части слова по –договору)
Проверка понимания
. Задание. Составить предложение, чтобы было в нём 3-4 слова, заданное слово на первом месте, родственное ему на третьем. Образец.
Мусорщик вывозит мусор за город.

Закрепление способов действий
Игра с мячом. «Назови профессию» или обратное действие – Кто что делает? печник, стекольщик, носильщик, охотник, возчик, аменщик -Кто работает: на кране, на пожаре, на сварке -Кто везёт груз?, кто точит ножи?, кто провожает поезда?, кто налаживает?, кто рассазывает?, кто настраивает?, кто переплетает?, кто сваривает? Печник, стекольщик, носильщик, охотник, возчик, крановщик, пожарник , точильщик,грузчик,проводник,рассказчик,водник,настройщик,переплётчик, наладчик,сварщик. Вопросы:Какая тема урока? Для чего нам нужно знать? Кем работает твой папа, мама?

Обобщение и систематизация .
Драматизация стихотворения «Словечки-колечки» Вопросы: Кто такой
творец?
От какого слова образовано? (творить) С помощью какой частицы? ( суффикса –
ец) -«Действительно так , ты молодец, тоже мудрец
!» Все слова образованы одним суффиксом, а это уже на следующем занятии . Сейчас предлагаю поиграть в ролевую игру- драматизация стихотворения «Словечки-колечки».
3.Заключительная часть
. Подведение итогов, рефлексия. Предлагаю «три цвета светофора»: Зелёный – я узнал . . . Жёлтый – было интересно . . . Красный – вызвало затруднение. . .
Приложение:

Драматизация весёлых стихов .
Из книги «Учимся играя» В.Волиной. «Новая школа» Москва. 1994год . Цель: – показать на практике роль грамотности учеников, -с помощью игры заставить учеников слушать на уроке, «зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний», -обыгрывать слова и действия героев художественного слова «светло, радостно, без принуждения и надрыва» Оборудование: портфель, стихи, шапочки на голову со словами : « Апельсин», «Сосна», «Колечко», «Творец»
«Словечки- колечки»
Грустный, сонный ,невесёлый Ежи, наш, пришёл из школы, Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул. Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Подошли они все трое
И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» « Я, – воскликнул «Апельсин»,- Никакой не «Опельсин!» «Я,- расплакалось «Колечко»,- Никакая не «Калечка»!» «Я разгневалась «Сосна», Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Сасна»!» « Мы, слова, оскорблены Тем, что мы искажены. Милый школьник! Брось лениться! Так учиться не годится! Невозможно без внимания Получить образование! Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй ! Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас, Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа, Имя « Ежи» в полминуты
Переделаем в «Ежа»! «Будешь ты ежом калючим! Вот как мы тебя проучим!» Ежи вздрогнул, ужаснулся. Потянулся, я проснулся. Подавлю зевоту, Возьмусь за работу. (Юлиан Тувим)
Стихи распределены учениками для драматизации

1.Ежи:
Грустный , сонный ,невесёлый Ежи наш пришёл из школы, Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул.
2.Творец:
Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Подошли они все трое И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» 3.
Апельсин:
« Я, – воскликнул «Апельсин»,- Никакой не «Опельсин!»

4.Колечко:
«Я,- расплаколось «Колечко»,- Никакая не «Калечка»!»
5.Сосна:
«Я разгневалась «Сосна», Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Сасна»!»
6.Все:
« Мы, слова, оскорблены Тем, что мы искажены
7.Апельсин
: Милый школьник! Брось лениться! Так учиться не годится!
8.Сосна:
Невозможно без внимания Получить образование!
9. Колечко:
Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй
!

10.Апельсин:
Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто.
11.Сосна:
Нашей честью дорожа, Имя « Ежи» в полминуты
12.Колечко:
«Будешь ты ежом калючим! Вот как мы тебя проучим!» Переделаем в «Ежа»!
13.Творец:
Ежи вздрогнул, ужаснулся
14.Ежи:
Потянулся, я проснулся. Подавлю зевоту, Возьмусь за работу. (Юлиан Тувим)
Вывод по работе над данной темой
: «Словообразование суффиксами» с применением технологий, формирующих познавательную активность. Ребята в группе стали дружнее, ближе друг к другу,почувствовали нужность знания образовательного материала и себя в нём. Появились правильные рассуждения, нет смеха при ошибке в высказывании одноклассника, учебные высказывания грамотнее и последовательные, а не однословные. Взрослые, которые бывают на уроке (родители, классный руководитель) вместе с детьми оценивают значимость темы урока «Мы пришли с плохим натстроением, а уходим с радостным, так как видим они в надёжных руках и многое узнают на занятии». Мне нравится присутствие взрослых комментаторов на занятиии , их оценка работы учеников и учителя, и если виден положительный результат работы и со стороны, то это вдвойне приятно.
Используемая литература: 1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» М.1994г, «Учимся играя», «Весёлая грамматика» 2.Ефименкова Л.Н.» Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» М.1991г. 3.Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. « Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» М.1991г. 4.Пожиленко Е.А. « Волшебный мир звуков и слов» М.2003г. 5.Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление» М.1997г. 6.Сухарева Э.Л. «Учимся, играя» Яр.1992г. 7.Ястребова А.Я. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» М.1996г.

конспект логопедического занятия по теме “Суффиксы профессий”

Конспект занятия в 3 классе

Тема грамматическая: « Образование существительных, обозначающих лица по роду их деятельности, профессии с помощью суффиксов -щик-, -чик-, -иц-, -ниц-, -ист-. ».

Тема лексическая: «Богата Родина не полями, а людскими делами»

Тип урока: урок совершенствования ЗУН.

Форма урока: классический урок

Метод урока: репродуктивный, с элементами объяснительно-иллюстративного, частично – поискового, творческо-преобразующего.

Образовательные:

Научить детей образовывать существительные, обозначающие лица по роду их деятельности, профессии с помощью суффиксов -щик-, -чик-, -иц-, -ниц-, -ист-;

-Сформировать парадигму словообразования существительных, обозначающих лица по роду их деятельности, профессии с помощью суффиксов -щик-, -чик-, -иц-, -ниц-,

Коррекционно – развивающие:

совершенствовать умение проводить морфологический анализ слов;

совершенствование активного словарного запаса (работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова, работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова – Ч-Щ, С-Т – Ц, работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова));

продолжать развитие мышления учеников через развитие языкового анализа и синтеза (осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения), зрительного, слухового внимания, овладение операциями сравнения и систематизации (дифференциация слов с аффиксами одного значения), обобщения, подбора и составления слов по аналогии с опорой на значение словообразующего аффикса;

продолжать формирование у детей орфографической зоркости, опираясь на зрительное восприятие и память;

продолжать прививать навык самостоятельного обогащения ребёнком своего словарного запаса через овладение правилом образования слов при помощи суффиксов.

Воспитательные:

воспитание любви к родному языку, внимания к звучащему слову;

воспитание чувства товарищества в группе;

привитие уважения к чужому труду, добросовестности при выполнении заданий урока, аккуратности, внимательности, дисциплинированности.

1.ОРГ.МОМЕНТ ( 1мин.)

Цель этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, создать доброжелательную обстановку, организация внимания.

-Настроимся на урок. Озвучим правило нашего урока:

«Мы бодры, внимательны, – это замечательно!»

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗУН ПО ТЕМЕ ( 9МИН.)

Цель этапа: проверить объём и качество усвоенного материала, умение использовать его на практике.

-Отгадайте загадку:

Он стоит после корня перед окончанием. Если его заменить, получится другое слово. Его обозначают уголком. О какой части слова говорится в загадке?

Вспомните правило: что такое суффикс?

(часть слова после корня,

служит для образования

Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. На прошлом уроке мы стали заполнять « БАНК ДАННЫХ» суффиксов русского языка.

Посмотрите и вспомните суффиксы, которые изучили на прошлом уроке.

-ИШК-, -УШК-, -ОЧК-, -ЕНЬК-, -ИЩ-.Вспомните, какой смысловой оттенок они придают словам?

(показывают,большой

предмет или маленький, придают

уменьшительно-ласкательное значение)

Приведите примеры

(домишко, бабушка, палочка,

беленький, ручище)

-ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-. Какие слова образует эта группа суффиксов?

(названия детенышей животных)

– Приведите примеры

(бельчонок, теленок,

медвежата, котята)

-АН-, -ЯН-,-ИН-, -ОВ-, -Н-, -ЛИВ-. Какие слова образует эта группа суффиксов?

(образуют прилагательные от сущ-х)

– Приведите примеры

(кожаный, масляный, голубиный,

лебединый, сливовый,

снежный, дождливый)
Итак, мы уже успели убедится, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо и многое может порассказать.

3.ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ. (20 МИН.)

Цели этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, добиться от учащихся восприятия, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

А сегодня мы продолжим разговор об образовании слов с помощью суффиксов и узнаем, как можно образовать с помощью суффиксов новые слова.

Игра « Собери слово» (Цель: развитие умения производить морфологический анализ слова, развитие мыслительной деятельности, зрительного внимания и памяти, формировать наблюдательность).

Ход игры: выделить корень из слов-названий картинок (левый столбик), прибавить суффикс (правый столбик) и получить слово:

МОРЕ + -ЯК- = МОРЯК

ТРАКТОР + -ИСТ- = ТРАКТОРИСТ

САМОЛЕТ + -ЧИК- = ЛЕТЧИК

(лётчик, моряк,

Как вы думаете, можно ли объединить эти слова в одну группу? Назовите обобщающее слово.

на доску вывешивается карточка с пословицей:

НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ.

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(каждый человек должен

освоить какую-либо

-Существует множество профессий, и вы, выбрав одну из них, можете принести пользу не только себе и своей семье, но и нашей Родине – России. Например, вы можете заняться спортом. Какие виды спорта вы знаете?

(ответы детей)

Назовите спортсменов, играющих в перечисленные игры:

(после ответов уч-ся логопед вывешивает на доску плакат с названиями профессий спортсменов).

Что вы заметили?

(во всех словах одинаковый

суффикс –ист -)

Сделайте вывод: какие существительные образуются с помощью суффикса -ист-?

(обозначающие людей

по роду их занятия)

Впишем суффикс –ист- в «Банк данных».

Составьте и запишите предложение с тем словом, которое я загадаю: это слово состоит из 3-х слогов. Какие слова отпадают? (волейболист, баскетболист). Продолжаем. В моём слове есть орфограмма «двойная согласная». Какое слово отпадает? (футболист). Продолжаем. Первая буква моего слова стоит в алфавите между Ф и Ц. (Х). Назовите загаданное слово. (Хоккеист). Начинайте работу. Выделите суффикс.

О ком мы сейчас говорили? (о спортсменах). А ещё вы можете стать строителями. Это очень почётное занятие – строить людям дома.

Задание: Прочитайте. Что вы прочитали? (текст). Докажите, что это текст ( предложения, связанные по смыслу). как вы думаете, это отдельный текст, или абзац из рассказа? Докажите. ( абзац, т.к. мы не знаем, что было в начале – почему собрались строители, и не знаем конца). Как можно озаглавить абзац?

Вернёмся к тексту. Объясните, как вы понимаете выделенные слова. Определите род существительных. Сделайте вывод: с помощью какого суффикса образуются названия мужских профессий? ( – чик-, -щик-). Внесём их в «Банк данных».

Игра «Внимательные ручки»: Выделите суффикс –чик- синим цветом, -щик- – красным цветом.

(цель: развитие зрительного сосредоточения, развитие фонематического слуха, мышления)

Составьте и запишите предложение о человеке, который работает на кране. (Крановщик поднимает краном тяжёлые грузы).Выделите суффикс.

ФИЗМИНУТКА (6 МИН.)

– объясните пословицу: «Делу время – потехе час». (хорошо поработали – можно немного и отдохнуть).Отдохнём и мы.

Игра «Внимательные ушки»: если услышите в названии профессии звук Ч – поднимите руки к плеЧам;

звук Щ – поднесите руки к Щекам.

Булочник дрессировщик

Учитель стекольщик

Сыщик пасечник

(Цель: развитие мышления, слухового сосредоточения; моторная разрядка)

Игра «Кто ты?»: я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть профессию.

Ты свариваешь трубы

Ты играешь на гитаре

Ты заведуешь библиотекой

Ты поднимаешь штангу

Ты пишешь книги

Ты дрессируешь животных

Ты печёшь булочки

Ты учишь детей

Ты убираешь двор

Ты кладёшь печь

а теперь наоборот – я называю профессию, а вы должны сказать, чем вы занимаетесь: сыщик, часовщик, пасечник.

( № 2,3 – развитие операции мышления – обобщения, уточнение лексического значения слова).

Проверим вашу память – каждый из вас должен назвать профессию, которая прозвучала на физминутке.

Ручки растираем (потирают ладони)

И разогреваем (хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперёд сгибаем (сгибают руками ушные раковины по краю сверху вниз)

Тянем вниз за мочки, (оттягивают уши вниз)

А потом руками трогаем мы щёчки (легко похлопывают щёки ладонями)

Продолжим разговор о профессиях. О каких профессиях мы уже говорили? Ещё вы можете заняться искусством или работать в образовании.

Запишите названия профессий людей, выполняющих указанную работу (задание по карточкам):

Пишет картины –

Пишет книги –

Учит детей –

Воспитывает –

назовите род образованных существительных. Выделите суффикс, с помощью которого образовались названия мужских профессий. Образуйте названия женских профессий. От чего образованы названия женских профессий? (от мужских профессий). Выделите суффикс, с помощью которых образованы названия женских профессий. Сделайте вывод.

(женские профессии образуются

с помощью суффиксов –иц-, -ниц-).

-Устно составьте словосочетания, подобрав синонимы к словам «добросовестный»(порядочный,честный), «известный»(знаменитый, прославленный)

Внесём их в «Банк данных».

Итак, вспомните, о каких профессиях мы уже поговорили на занятии?

Какой праздник приближается? Кого мы будем поздравлять в этот день? Назовите военные профессии. Назовите суффиксы, с помощью которых образованы военные профессии? ( -чик-, -ист-, -ник-). Подумайте, почему именно эти суффиксы встречаются в названиях военных профессий?

(это мужские профессии)

-Правильно, обязанность мужчин – защищать и охранять нашу Родину. У меня на доске план. Давайте составим рассказ по этому плану.

Какой праздник отмечают 23 февраля?

Что решили сделать школьники?

Кого они пригласили в школу на праздник?

Как проходила встреча?

(23 февраля–день Защитника Отечества. В этот день школьники решили поздравить солдат с праздником. Они пригласили на праздник танкиста, лётчика, моряка, десантника. Солдаты рассказали о своей службе, а дети подарили им цветы.).

4. РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (4 МИН.)

Повторите суффиксы имён существительных, которые изучили сегодня. Что они обозначают?

Послушайте пословицу, объясните её смысл : «Труд человека кормит, а лень портит». Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить, и каждый должен выполнять работу хорошо, ведь любая работа приносит людям пользу. Все профессии нужны, все профессии важны.

На мой взгляд, вы хорошо потрудились на занятии. А вам занятие понравилось? Не было ли оно сложным для вас? Возьмите Оранжевый карандаш и выразите своё Отношение к уроку, поставив значок в соответствующей графе «Линейки успеха». Какое задание запомнилось вам больше других? Почему? Были ли интересны задания на занятии? Возьмите Алый карандаш и оцените свою Активность. Голубым карандашом отметьте качество выполнения заданий, отметив уровень своей Грамотности.

Логопедическое занятие по теме: « Образование слов при помощи суффиксов»

Образование слов при помощи суффиксов

Логопедическое занятие по теме:

« Образование слов при помощи суффиксов».

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

    познакомить учащихся со значениями суффиксов – ок-, – ик-, – чик-, – оньк-, – очк-, – еньк-, – щик-, – ер – (-ор-), – арь-, – ист-, – тель-; отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах; активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»; развивать логическое мышление; развивать языковой анализ и синтез; развивать связную устную речь; воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов; воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: карточки с заданиями.

1. Организационный момент

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Найди силуэт зонта.

– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Что такое силуэт?
– Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах – слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
– Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

Повторение и закрепление пройденного материала

– Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
– А какие же слова называются родственными?
– Что такое корень слова?
– Может ли быть слово без корня?
– О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

Игра «Отгадай слово».

– Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».

Лесной + грибок = лесок.
Домашний + котик = домик.
Зубастый + дворик = зубик.

Дубовый + уголок = дубок.

– Какие слова у нас получились?
– Какое у них значение?
– Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
– Назовите эти суффиксы.
– Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

– Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.

вазавазочка белый — беленький
лапа — лап. а чёрный — чёрн. ий
дыра — дыр…а синий — син. ий
рама — рам. а серый — сер. ий
яма — ям. а жёлтый — жёлт. ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

5. Физминутка

Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

– Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
– Кто носит специальную форму и летает на самолете?
– Кто дрессирует pверей?
– Кто что-то налаживает?
– Кто чинит водопровод?
– Кто стреляет из пулемета?
– Кто косит газоны?
– Что общего между всеми отгаданными словами?
– Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

– Посмотрите на мельницы.
– Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, – тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
2. Он в школе самый главный… (директор)
3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

1. Он работает в школе… (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
3. Он спасает людей… (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

7. Подведение итогов урока

– С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Читайте также:
Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: