Конспект логопедического занятия ‘Дифференциация звуков (Ш) – (Ж)’. Лексическая тема ‘Профессии’

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Светлана Панкратова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах, парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед: Жили-были змея и жук.Змея любила шипеть: «Ш-ш-ш.»,а жук очень громко жужжал: «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком. Услышав слово «змея»,ты будешь шипеть: «Ш-ш-ш.», а при слове «жук»жужжать: «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок: «Ж-ж-ж.»)

Жук. Куда идешь, ежик?

Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.

Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок: «Ш-ш-ш.») Она никому не дает собирать фрукты.

Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.

Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок: «Ш-ш-ш.») Испугался и улетел жук. (Ребенок: «Ж-ж-ж.») А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок: «Ш-ш-ш.», змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок: «Ж-ж-ж.») и поблагодарил ежика.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Логопед: Вспомним песенки этих звуков:

«Ш-ш-ш» — шипит в камнях змея,

Змей здесь целая семья.

Логопед:

«Ж-ж-ж», конечно, звук жужжащий, —

Это жук жужжит блестящий.

Логопед: Чем похожи эти звуки?

Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки — согласные.

Логопед: Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.

Ребенок. Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — звенит. Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.

Задание 2. Игра «Поймай звук». Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов.

Логопед: Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж], левую — если услышите звук [ш].

Звуки: [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].

Слоги: жу — ла — ко — шо — пы — жи — ро — шо — су — шу.

Слова: школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.

Задание 3. Игра «Закончи слово». Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед:добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;

Логопед:добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.

Задание 4. Игра «Добавь слово». Различение звуков [ш] и [ж] в словах.

Я рубашку сшила мишке.

И беседовал с ужами

И бежит Айболит к бегемотикам,

Лежебока рыжий кот

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине).

Задание 5. Игра «Пары слов».Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.

Логопед: Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песнях звук [ш], стукни по столу один раз, когда звук [ж] — два раза.

Пары слов: шар — жар, жила — шило, нужно — душно, уши — ужи, жутко — шутка, книжный — пышный, шаль — жаль, шить — жить, можно — мошка, шесть — жесть, лужок — мешок, пиджак — башмак.

Задание 6. Игра «Подбери пару». Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед: Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж]: шапка — душистый; шарф — шоколадное; жук — желтый; жасмин — большой; желе — кожаная.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж]:

Читайте также:
Взаимодействие педагогов группы в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ

ша — жа — ша — свежая лапша;

ши — жи — ши — Женя с Мишей — малыши;

шу — жу — шу — вижу и пишу;

жа — ша — жа — шапка у ежа;

жи — ши — жи — положи ножи;

жу — шу — жу — Маше покажу.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж].

В луже сидит большая жаба.

Наташа поймала большого жука.

Алеша и Паша ухаживают за животными.

Жук жужжит над камышом.

Миша положил книгу в книжный шкаф.

Маша ест свежую кашу.

У Даши желтая пижама.

Ежиха и ежата нашли ландыш.

Мышка убежала от кошки.

Малыш упал в лужу.

Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.

Эту шаль мне не жаль,

Мне не жаль эту шаль.

Умеешь шить — легко жить.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Аленка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из желудя мышонка —

Умеет все Аленка.

Задание 10. Пересказ.

Логопед: Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: • Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Тема: «Дифференциация К – Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]» Цель: дифференциация звуков [к] — [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: • учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» .

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Космические гости» Дифференциация звуков [Р]-[Р’] (подготовительная группа) Цель: Дифференциация звуков [Р]-[Р’] Задачи: Образовательные: -закрепить дифференциацию звуков [Р]-[Р’]; -систематизировать знания детей.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]. Лексическая тема «Профессии»

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Лексическая тема «Профессии».

  • Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж;
  • расширять словарный запас;
  • формировать навыки построения связного высказывания;
  • развивать артикуляционную моторику:
  • воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.
  • предметные картинки для каждого обучающегося, карточки со словами, компьютер, зеркала, снежинки, карточки с печатными буквами «Ш», «Ж», медальки, солнышки, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.

– У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

Читайте также:
Сензитивные периоды развития речи

– Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды, злобу и огорчения.

С девиза: «Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно»

Учитель: Молодцы, ребята!

– Скажите мне, какое сегодня число?

– Какой сегодня день недели?

– А какое сейчас время года?

– Сколько весенних месяцев?

– Назовите весенние месяцы.

Учитель: Сейчас я буду показывать смайлики с разными настроениями, а вы должны изобразить то или иное настроение мимикой лица.

– Что выражают эти смайлики? (Слайд 1 (а), (б), (в))

Дети: Спокойствие. (а)

Учитель: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Дети: С радостным!

Учитель: Пришла весна и скоро она прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой. Итак, возьмите снежинки. (Слайд 2) Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот). Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

Самомассаж лица и шеи.

Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике.

Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро ( растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь, утятки, – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
И с тобой друг другу мы улыбку дарим.

Учитель: А сейчас мы разомнем наш язычок .

  • «Улыбка»
  • «Хоботок»
  • «Язычок широкий- узкий»
  • «Чашечка»
  • «Маляр»
  • «Качели»
  • «Грибочек»

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить и различать звуки Ш-Ж в словах, предложениях и тексте.

III. Работа по теме урок.

1. Характеристика звуков Ш-Ж.

Учитель: Произнесите звук Ш. Как расположены органы речи при произношении этого звука?

Дети: Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык приподнят вверх к альвеолам в форме чашечки. Сильная струя воздуха.

Учитель: Произнесите звук Ж. Как сейчас расположены органы речи?

Дети: Органы речи расположены так же, но колеблются голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше.

Учитель: Чем похожи звуки Ш и Ж?

Дети: Согласные звуки, всегда твердые.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Ш – глухой, Ж- звонкий.

2. Дифференциация букв.

– Какими буквами обозначаются эти звуки?

– Подумай, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

На что похожа буква Ш?

На змею, что шуршит в камышах.

– Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Ж. Выложи их из мелких предметов (например, из мозаики, бусинок и т. д.)

– Сколько здесь букв Ж и Ш?

– Подчеркни букву Ж в ряду букв:

3. Дифференциация ж-ш в словах.

– Прочитай слова. Подбери антонимы.

– Какие слова называют «антонимы» (слова, противоположные по смыслу) .

ГРУБЫЙ –
УЗКИЙ-
СВЕЖИЙ –
ВЫШЕ-
ЩЕДРЫЙ –
БЛИЖЕ-
ДРУЖБА –
ЧАЩЕ –
УСТОЙЧИВЫЙ-

Слова для справок:

(ШИРЕ, НИЖЕ, ДАЛЬШЕ, РЕЖЕ, ДУШНЫЙ, ЖАДНЫЙ, ЖЕСТЧЕ, ВЕЖЛИВЫЙ, ШАТКИЙ, ВРАЖДА, ГЛУБЖЕ)

– Найдите слова среди букв.

– Назови одним словом.

– Что такое профессия?

– Прочитайте название профессий в которых есть звук ш, ж.

– Подними карточку с буквой ж. Если в слове есть звук ж или ш, если в слове слышим звук ш (на слух).

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

Читайте также:
Инклюзивная практика в дошкольном образовании

– Какой частью речи являются?

– Что обозначают? (действия людей разных профессий)

Дифференциация ж-ш в предложении.

Вставить пропущенные буквы. (взаимопроверка)

– Как вы думаете, что нужно сделать?

– На какое правило пропущены в словах буквы?

Журналист Гриша делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Лишь шумит камы….

– Прочитай карточку. Это предложения? Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

– Поставь слова по порядку и составь предложения по вопросам.

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

ДОБЫВАТЬ УГОЛЬ ШАХТЕР
ПИСАТЬ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИК
ПОВАР НОЖ РЕЗАТЬ ПИРОЖОК
САПОЖНИК ШИТЬ САПОЖОК
ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ
ПОЕЗД МАШИНИСТ ВЕСТИ
ЖОНГЛЕР ЦИРК В ВЫСТУПАТЬ
ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ
ЖУРНАЛИСТ ПИСАТЬ СТАТЬЯ ГАЗЕТА В

Дифференциация ж-ш в тексте.

– Рассмотри план рассказа по картинкам. (картинки разрезаны, их надо собрать и догадаться человеку какой профессии принадлежат эти вещи)

– Расскажи о профессии. Используй план на карточках.

  1. Название.
  2. Что делает.
  3. Какие инструменты или приспособления использует.
  4. В каком месте работает.

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, ДРАТВА, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

Восстановление деформированного текста.

Предложения записаны на отдельных карточках. После составления письмо по памяти.

Все профессии важны.
Все профессии прекрасны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.

IV. Итог занятия.

– Составить из слов пословицу.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

– Чему учились на занятии?

– С каким настроением мы законим наш урок? Выберите смайлик,соответствующий вашему настроению.

Куксова Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме “Дифференциация звуков (Ш)–(Ж)”

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом.

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

– А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ – ЖЕ!”

Читайте также:
Звук и буква С - конспект для детей с ФФНР

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж.

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО – ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо – …, жу – …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши – …, шар – (жар), жить – …, шаль – …, жест – …, шесть – …, шарит – …, машет – …, наживка – …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, –
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

Читайте также:
Речевая карта для дошкольного логопункта

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

– Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Е(ж)евичный (ж)еле
Пы(ш)ные гру(ш)
Возду(ш)ные дю(ш)ес
(Ж)елтые пиро(ж)ные
Су(ш)еный д(ж)ем
(Ш)ипучий моро(ж)еное
(Ш)околадное плю(ш)ки
Ви(ш)невое ин(ж)ир

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Конспект логопедического занятия в ДОУ «Дифференциация звуков Ж – Ш»

Конспект логопедического занятия в ДОУ

I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)

Доминирующая образовательная область

Вид деятельности детей

II. Методическая информация

Тема образовательной деятельности

Дифференциация звуков Ж – Ш

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные, игровые приёмы.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе.

Создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки Ж – Ш

Развивать фонематический слух;

Закреплять правильное звукопроизношение;

Уточнять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать память, слуховое и зрительное внимание;

Формировать навык саморегуляции.

Закреплять навык внимательно слушать взрослого;

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

У детей сформировано умение правильно произносить звуки Ж – Ш в словах.

Дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух.

Дети испытывают потребность произносить звуки правильно

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Компьютер, интерактивная доска, видео-ролик из мультика «Простоквашино», 2 конверта с надписью, слайды (Картинки: Почтальон Печкин, 2 конверта с картинками, 2 почтовых ящика, изображения предметов, в названии которых есть звук ж, звук ш, изображение жука, изображение вилы, ребусы), стенд Город Звуков, шнурочки, фланелеграф с картинками (ромашки, жук, змея), счётные палочки, листочки с заданиями, карандаши, индивидуальные доски (ламинированные таблички для записи слов и звукового анализа) для работы, фломастеры, подставочки с квадратиками (синие, зелёные, красные) для звукового анализа слов, печатки.

Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Постановка звуков Ш, Ж. Развитие функций словообразования, словоизменения, фонематической системы языка, посредством логопедических игр, с предметными картинками. Проведены занятия по теме: Звук и буква «Ж», Звук и буква «Ш».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I Вводная часть:

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Приветствие детей. Демонстрация видео-отрывка из мультика «Простоквашино» с Почтальоном Печкиным.

Акцентирование внимания на работнике почты, Почтальоне, который мог принести письмо, посылку или телеграмму.

Мотивация деятельности детей

Герой не может разобрать 2 синих конверта, какую марку прикрепить и в какой почтовый ящик опустить, так как не знает, кому они адресованны.

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы должны помочь Почтальону, прикрепить соответствующие марки-буквы к конвертам и определить адресата.

II Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

1. «Марки-буквы». Назвав картинки, изображенные на конвертах, правильно произнося слова со звуками Ш – конверт 1, Ж – конверт 2 (какой звук повторяется во всех словах на первом конверте и на втором конверте).

2. «Шипим-жужжим». Дать характеристику звукам «ш», «ж», со зрительной опорой на интерактивную доску и стенд город звуков (картинки жук жужжит и змея шипит) и с использованием шнурочков (звук согласный, парный, звонкий/глухой, всегда твёрдый).

3. «Поймай слог». Среди других слогов услышать слог со звуком Ж/Ш и хлопнуть в ладошки. (дети не видят артикуляцию произносимых слогов, только слушают: ба, за, жу, ир, аш, аж… ).

4. «Чтение слогов». На фланелеграфе есть изображения: 6 ромашек, в серединке буква (а, о, у, э, ы, и), изображение жука, в серединке буква ж, изображение змеи, в серединке буква ш. Жук летит к цветку (жа, жу…), улетает с цветка (аж, ож). Змея ползёт (шо, шэ…) к цветку и уползает от цветка.

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

5. «Игра наоборот». На слух поменять буквы ш-ж. Ша-Жа, Уж-Уш…..

6. «Почтовые ящики». Определить в какой почтовый ящик опустим письма, с опорой на интерактивную доску. Конверты с изображением картинок со звуками ж, ш, в соответствующие почтовые ящики.

7. Физминутка «Покажи, что я назову».

Взрослый объясняет правила игры 1 раз и затем дети стоя выполняют задание. Дети должны внимательно слушать скороговорку, после которой взрослый назовёт предмет, находящийся в помещении, дети должны показать этот предмет только после хлопка в ладоши взрослого. (Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Потолок …… хлопок, дети показывают, где находится потолок только после хлопка).

8. «Работа с буквами». Активизировать в памяти детей стишки на соответствующие буквы и выложить изображение букв из счётных палочек.

«Эта буква широка и похожа на жука» (Ж)

«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл» (Ш)

9. «Буквы-озорницы». Буква Ж играет в прятки, найти и обвести в кружок только буквы «Ж» среди других букв. Буква Ш играет, то на левый бок приляжет, то на правый, найти и подчеркнуть только правильно написанную букву Ш.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

10. «Схема слова». Буквы убежали из слов. Надо вернуть букву на место, прочитать слово, выделить место звука в слове (первый, последний, в середине слова), составить звуковую схему слова (. ар – шар…).

11. «Ребусы». На доске появляются ребусы. Разгадать слова, прочитать, записать их фломастером на индивидуальной доске, выделить буквы ш, ж.

III Заключительная часть:

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вспомнить, кому мы сегодня помогали? Зачем мы это делали? Что позволило нам помочь гостю? Взрослому необходимо продемонстрировать детям конверты, на которых мелкими буквами написан адресат писем «Будущим школьникам» и подвести детей к тому, чтобы они догадались, что письмо было адресовано им. Самооценка деятельности детей на занятии (печатка на конверт, который принёс гость).

Дальнейшая разработка темы Детский сад

Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей

Лист с заданием из рабочей тетради Дифференциация Ж-Ш.

Соединить картинки с соответствующими буквами (есть ли звук ж или ш в слове).

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Дифференциация Ш-Ж

Конспект подгруппового логопедического занятия предназначен для младших школьников с речевыми нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Дифференциация Ш-Ж»

Конспект логопедического (подгруппового) занятия

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема: «Дифференциация [Ш]-[Ж]»

Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель занятия: научить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Основные задачи:

Коррекционно – развивающие:

Закрепление умения различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте;

– Уточнение характеристики звуков;

– Развитие умения соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов;

– Обогащение словарного запаса;

– Развитие орального праксиса, мимической мускулатуры, оперативной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Образовательные:

– Закрепление правила правописания ЖИ-ШИ;

Воспитательные:

– Развитие умения планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, картинки с изображением шара, жирафа; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент..

Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня занятие у Вас проведу я, меня зовут Анжела Николаевна. Садитесь.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное)

Логопед: Давайте, ребята, с таким хорошим настроением, как на последней картинке сегодня мы с вами и будем заниматься.

2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.

(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши – ужи; жить – шить; шутка – жутко).

Логопед: Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .

3.Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]

4. Сравнение звуков по артикуляции.

Логопед: Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается изображение звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик) .

Логопед: Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]

[Ж] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .

(На доску вывешивается изображение звука [Ж], рядом колокольчик) .

5. Характеристика звуков.

Логопед: Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Логопед: Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).

Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.

6. Корректурная проба (работа по карточкам)

Логопед: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

7. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Логопед: Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

8. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и записать лишнее слово в тетрадь.

Читайте также:
Подгрупповое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме Транспорт

9. Дифференциация [Ш] – [Ж] в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Логопед: Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [Ш] – [Ж]

Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под изображением звука.

10. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

11 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Логопед: Какой первый звук в этих словах? [Ш] – [Ж].

Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.

Логопед: Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)

12.Работа с предложениями.

Логопед: Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

Запись предложений в тетрадь. .

13. Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

– Перед вами предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-евсех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

14. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Логопед: Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

План-конспект логопедического занятия по развитию речи: “Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]”
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и современные информационные технологии.

Современный мир развиавется и ведет к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов. Использование ИКТ-технологий позволит повысить интерес, качество, эффективность коррекционной, логопедической работы.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к логопедическому занятию “Атлас профессий” 1.77 МБ
Атлас профессий, Разработка логопедического занятия. 52.16 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

” Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]”

Найди слова Ю Е Ё В Я И Р Е Ю Я Ё А Е И ЁЧ Я Ю И Е А Э Ы О Ш О А Ы В Ы О Э Е А Э У Я Ы У У И Е П Э Я О Э Ю Ё В Я И А Ы Э Р Е Ё Я Ю А Ю Г И Э Р А О У Ю З Ы Е Ч Э Я И Ю И К Ы

Игра”Путаница” Маляр шьет одежду. Фармацевт лечит больных. Повар печет хлеб .

“Для кого эти предметы”

Сравнительная характеристика звуков Ж – Ш Ш Ж Ш

ко пи рай тер ба йер ко у чер

К концу подходит наш урок! Давайте подведем итог: Мы потрудились все на славу, И в этом убедились сами

Предварительный просмотр:

Разработка логопедического занятия

Тема: “Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]”

г.Томск, МАОУ “Планирование карьеры”

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес ребенка к информационным технологиям высок. Важно, организовывая образовательный процесс, использовать не только традиционный методы коррекционного воздействия, но и современные информационные технологии, а именно компьютер.

Новые технологии ведут к появлению новых профессий на рынке труда, добавляя новые термины. Одним из направлений коррекционной логопедической работы является уточнение и обогащение словарного запаса, путем накопления новых слов.

Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях позволяет повысить интерес, значит и качество, эффективность коррекционной работы. Сочетание традиционных и современных методов позволяет повысить мотивацию к саморазвитию, преодолению речевых нарушений ребенка.

Данное занятие рассчитана на группу обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Оно направлено на расширение представления о профессиях, совершенствование навыка построения предложения, уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш.

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса, имеющих

Общее недоразвитие речи, 3 уровня.

Яловая Елена Александровна

Логопедическое нарушение: общее недоразвитие речи, 3уровень

“Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]”

1. Проблемно-диалогическая технология.

2. Здоровьесберегающие технологии.

4. Технология оценки учебных достижений

Расширение представления о профессиях. Уточнение умения дифференцировать звуки Ж-Ш. Совершенствование навыка построения предложения.

– развивать, уточнять навыки различия звуков [Ж] – [Ш],

-обогащать словарный запас,

– развивать связную речь

-развивать фонематического слуха

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза

-развивать зрительное и слуховое внимание

-развивать пространственные представления

-развивать мелкую и артикуляционную моторику

– воспитывать активность обучающихся на занятиях

– развивать самоконтроль за речью

– развивать интерес к учебным занятиям

Универсальные учебные действия

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– создать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию.

– развивать умение высказывать свое предположение;

– учить принимать и сохранять учебную задачу

– развивать умение слушать и понимать других;

– учить работать в паре;

– учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции, позиции других людей.

– развивать умение находить и структурировать информацию;

– на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам;

– находить ответы на вопросы в тексте.

компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями), иллюстративный материал, цветные карандаши, ручка, рабочие тетради

Организационная структура логопедического занятия

Основные этапы организационной учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

дидактический, раздаточный материал

1.Установление эмоционального контакта

2. Активизация внимания

3. Развитие межполушарного взаимодействия

– Придумано кем-то просто и мудро

при встречи здороваться: доброе утро!

– Продолжите слова приветствия и просто вежливые слова. Называя слова, вы маршируете, высоко подняв колени, касаясь одноименной ладонью.

Дети проговаривают слова, маршируя

-развитие эстетических чувств, доброжелательности

2. Подготовительный этап

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата

Конспект занятия “дифференциация звуков Ш и Ж”

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Ш» – «Ж».

Составила: Первушина Н.Д.

Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

Формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

Совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи;

Продолжать совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным;

Развивать память, внимание.

Кружки синие и синие с зеленой серединкой, картинки.

– Дети, сядьте правильно, приготовьтесь слушать меня и своих товарищей. Послушайте стихотворение:

Как мышшшам пищала мышшшь,

Шорох вашшш нарушшшил тишшшь.

Шшшепчут шшшумно камышшши:

Тишшше мышшшка не шшшуршшши..

– Какой звук часто повторяется в стихотворении?

– Произнесите звук «Ш».

– Как расположены губы, где находится язык, когда мы произносим звук Ш?

– Правильно, губы трубочкой выдвинуты вперед, язык поднят за верхние зубы. Послушайте другое стихотворение:

Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,

От страха Жжжора весь дрожжжит.

– Какой звук часто повторяется в стихотворении?

– Произнесите звук «Ж».- Приложите руку к горлышку, произнесите звуки Ш, Ж. Чем отличается звук Ш от звука Ж? / 2-3 ребенка /

– Правильно звук Ж – звонкий, когда мы его произносим, горлышко дрожит. Звук Ж произносится с голосом. А когда произносим звук Ш – горлышко спокойно, звук Ш произносится без голоса – он глухой.

-Какой звук Ж? Звонкий или глухой? / Ответы хором и индивидуально /

– Звук Ш? / Ответы хором и индивидуально /

– Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, поднимите синий кружок, если услышите в слове звонкий звук Ж, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка.

А. – Теперь послушайте смешные стихи– – чистоговорки:

Жа – жа – жа, мы видели ежа,

Ша – ша – ша, у меня лапша,

Жи – жи – жи, у меня ножи,

Ши – ши – ши, это малыши.

Жу – жу – жу, на лужок хожу,

Шу – шу – шу, я флажком машу,

Жок – жок – жок, у меня флажок,

Шок – шок – шок, у меня пушок.

– Давайте вместе почитаем смешные стихи. Я буду говорить вторую часть, а вы первую. Я скажу: «у меня флажок», а вы скажете: «жок – -жок – жок».

Так проговариваются все стихи.

Б. – А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Догадайся сам». Я буду читать стихотворение и не скажу последнее слово. Вы должны назвать недостающее слово.

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на … /машине /.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало … /жарко /.

Долго, долго крокодил

Море синее … / тушил /.

А рядом бегемотики

Схватились за … / животики /.

А слониха вся дрожа

Так и села на … /ежа /.

И шалить без передышки

Целый день могли … /мартышки /.

– Молодцы, хорошо вместе прочитали стихи.

В. – Поиграем в игру «Скажи правильно».

Я буду показывать картинку, на которой изображен один предмет, а тот на кого покажет волшебная палочка, должен сказать, что у него 5 таких предметов. Например, я скажу: «У меня есть машина», а тот на кого укажет волшебная палочка, должен ответить: «У меня есть пять машин».

Картинки: верблюжонок, хлопушка, ножницы, книжка, мартышка, флажок, шашки, шахматы, жук, пижама, кошка, жеребенок, ракушка, пирожок, катушка.

– Молодцы, отвечали правильно.

На крыше у Шуры

Живет журавль Жура.

– Давайте выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.

– Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.

– Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.

– А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.

Какие звуки мы учились различать на занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно читали стихи, старались запомнить скороговорку.

Физкультминутку включить по мере утомления детей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: