Конспект логопедического занятия – Дифференциация звуков (К) – (Х)

Дифференциация звуков К – Х
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР “Дифференциация звуков К – Х”

Скачать:

Вложение Размер
tema_zanyatiya.docx 18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дифференциация звуков К – Х (дети с ОНР, старшая группа)

Цель: Дифференциация звуков К – Х.

1. Коррекционно – образовательная . Учить детей четко произносить и различать звуки К – Х в слогах, словах и предложениях; давать сравнительную характеристику звуам К – Х. Закреплять умение проводить звуковой анализ.

2. Коррекционно – развивающая. Развивать фонематические процессы, функцию словоизменения.

3. Коррекционно – воспитательная. Воспитывать умение сидеть, слушать и выполнять инструкции логопеда. Воспитывать желание заниматься.

Оборудование. Колобок (мячик); картинки – символы: колобок, хомяк; трубка телефона; картинки на звук К, Х; аудиозапись «Переменки»; маски звуков

(8 гласных – красных, 2 согласных – синих); ребус; звуковые кассы.

Орг. момент. Дети, подойдите ко мне. Отгадайте загадку, только дослушайте до конца. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел. (Колобок)

А вот и он (вкатывается колобок). Колобок хочет с вами поиграть. Назовите последний звук в словах: мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух, петух.

Кто произнёс звук К сядет слева, а кто произнёс звук Х сядет справа.

Получилось две команды. Символом вашей команды будет Колобок. Почему? (Потому что слово колобок начинается на звук К) А символом другой команды будет Хомяк. Почему? (Потому что слово хомяк начинается на звук Х.

Введение в тему. Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками К , Х. Послушайте внимательно как я их произнесу. (К – кратко, Х – длительно) Произношение звуков К , Х детьми (дети выставляют ладошки – экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю)

Чем отличаются эти звуки? (К – произносится кратко, а Х – длительно)

Положите ладошку на горлышко. Произнесите звук К. Горлышко работает или спит? Произнесите звук Х. Работает горлышко или нет? Что мы можем сказать? (Звуки К, Х – глухие)

Характеристика звуков. Звук К – согласный, твердый, глухой.

Звук Х – согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Оба согласные, глухие, твёрдые)

В чем отличие? (Звук К произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.

А звук Х – длительно, воздух выходит плавно)

Давайте вспомним стихотворение о согласных звуках.

Игра «Поймай звук»

«Колобки»хлопают в ладоши, когда услышат звук К

«Хомяки» хлопают на звук Х

а) в звуковом ряде: к, х, п, т, к, х, г, т, п, х, к;

б) в слоговом ряде: ок, оп, ох, ат, ак, ах, ку, ху, ит, ип, ик, иг, их;

в) в словах: хлопушка, картина, компот, холодец, пол, кухня, конь, хомут, мох, стол, хлеб, мак;

Игра «Телефон» ( дети передают трубку телефона друг другу и повторяют ряд слогов)

Ка-ха ко-хо ку-ху кы-хы кэ-хэ

Вкусная уха – ха-ха-ха
На болоте мох – ох-ох-ох
Наш платок сух – ух-ух-ух

Белая мука – ка-ка-ка
Под дождем я мок – ок-ок-ок
Кот залез на сук – ук-ук-ук

Игра «Доскажи словечко»

Ха-ха-ха – вкусная …
Ох-ох-ох – на болоте …
Ух-ух-ух – наш платок …

Ка-ка-ка – белая …
Ок-ок-ок – Под дождем я …
Ук-ук-ук – кот залез на …

Игра «Измени слово»

Игра «Подарки для Колобка и Хомяка»

Дети распределяют картинки со звуками К, Х. (Я подарю Колобку картину. Я подарю Хомяку халат)

Физкультминутка «Переменка» (аудиозапись)

Дети пересаживаются за столы.

Давайте вспомним песенку гласных звуков.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет преград разных.

Голос участвует, голос поёт,

Звук получается гласный.

Игра «Живые звуки»

Звуковой анализ. Ребята, хотите узнать как зовут нашего хомяка. Отгадайте ребус.

хобот, астра, капуста, аист – Хока.

Сколько звуков в слове Хока? (4) Какой первый звук, какой второй, какой третий, какой четвёртый? Сколько всего звуков? Сколько слогов? (Вспомнить правило: Сколько гласных звуков, столько и слогов)

Игра «Веселыё дразнилки»

Колобок, колобок, у тебя худой бок.

Хомка, хома – хомячок отлежал себе бочёк.

Итог занятия. С какими звуками мы сегодня играли. Дайте характеристику звукам К, Х. Молодцы, ребята. Мы играли с Колобком.

Мы играли с хомяком.

Все мы подружились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Дифференциация звуков [К — Х]. Семья

«Дифференциация звуков К — Х. Семья»

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Цели:

— уточнить представления детей о семье, её членах, понимание родственных отношений,

— уточнить употребление в речи имен и отчеств родителей,

— уточнить словарь прилагательных, глаголов по теме,

— уточнить употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных,

— уточнить знания о звуках К и Х, навыки правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, предложении.

— развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтеза;

— развивать мелкую и артикуляционную моторику,

— развивать дыхание и силу голоса,

— развивать связную речь путем составления рассказа,

— воспитывать чувства уважения к близким.

Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв К и Х,

таблица характеристики звуков, план для составления рассказа,

карточки артикуляционных упражнений,

сюжетная картина «Семья», индивидуальные карточки с предложениями,

картинки членов семьи (бабушки, дедушки, мама, папа, ребёнок),

предметные картинки на дифференциацию звуков (КОНЬ, ХОБОТ, КОТ, КНИГА, ПЕТУХ, МАК, МУХА, МАЙКА, УХО, ЧЕРЕПАХА, КУБИК, МУХОМОР, КОЗЫ, ХЛЕБ, КОРОВЫ, ВЕНИК, КРОВАТЬ, СКАМЕЙКА, ИНДЮК, ШИШКА, РОМАШКА),

— фишки для звукового анализа.

Ход занятия.

— Скажите, какими звуками отличаются слова КОТ – ХОД (К и Х).

— Возьмите зеркала и произнесите звуки К и Х. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются? Дети: Это звуки согласные. Во рту существует преграда, язык встаёт горочкой, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звуки Т, Х – глухие, твёрдые.

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

Мелкая моторика

Изобразим из пальчиков буквы Х:

Пальчики скрестили – букву Х получили.

— Букву К изобразим:

Левую руку вправо поверни, все пальцы в кулачок согни.

Указательный и средний прямые разведи.

Указательный правой руки слева прислони.

Развитие фонематического слуха и восприятия:

— Поднимите буквы К или Х, когда их услышите:

К, К, Х, К, Х, Х, К; КА, ХА, ХЫ, КЫ, ОК, ОХ, ЭХ, ЫК;

МАК, МЕХ, ПУХ, МОХ, НОСОК, ПЕТУХ, ПЕСОК.

— Прочитайте слоги по таблице парами: КА-ХА, КО-ХО, КУ-ХУ, КЫ-ХЫ, КЭ-ХЭ.

— Повторите за мной слоги наоборот. Я назову со звуком К, а вы наоборот со звуком Х: АК – (АХ), ОК – (ОХ), УК – (УХ), ЭК – (ЭХ).

Фонематический анализ и синтез:

— Разложите картинки на две группы, справа – на К, слева – на Х.

(КОНЬ, ХОБОТ, КОТ, КНИГА, ПЕТУХ, МАК, МУХА, МАЙКА, УХО, ЧЕРЕПАХА, КУБИК,МУХОМОР, КОЗЫ, ХЛЕБ, КОРОВЫ,ВЕНИК, КРОВАТЬ,СКАМЕЙКА, ИНДЮК, ШИШКА, РОМАШКА).

— Выполним звуко — буквенный анализ слов: КОТ, УХО. (Слово, слоги, звуки, буквы).

— Поднимете картинку, дополните предложения:

По степи мчится вороной…(конь). У слона длинный … (хобот). На солнышке греется пушистый…(кот). Соня читает интересную… (Книгу). По двору ходит и кукарекает важный …(петух). В поле расцветает красный…(мак). В комнате жужжит …(муха). Мама купили Соне полосатую …(майку).

Лексико-грамматическая работа.

На доске выставляются картинки членов семьи (2 дедушки, 2 бабушки, мама, папа, ребёнок).

— Для чего я собрала все эти картинки вместе?

— Это семья. Слово семья произошло от слов «семь» и «я». Семью составляют: ребёнок, его родители – мама и папа, родители мамы – дедушка и бабушка, родители папы – дедушка и бабушка. Всех вместе – семь человек – вот и название семья.

Физ. пауза. Мелкая моторика.

— Выполним игру пальчиками, проговаривая слова со звуком К:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Работа со словом.

Рассмотрите картину «Семья», назовите каждого члена семьи ласково, используя слова со звуком К:

мамочка, папочка, дедушка, бабушка, братик, сестричка, внучек, внучка.

— Подберём каждому члену семьи слова-признаки со звуками К-Х.

— Мама какая? (Ласковая, красивая).

— Папа какой? (ухаживающий).

— Бабушка какая? (старенькая, хлопотливая).

— Братик какой? (маленький).

— Подберём действия каждому члену семьи. Что делает дома?

(Мама читает книгу, готовит, убирает, стирает. Папа помогает, мастерит. Дедушка читает, чинит, гуляет. Бабушка вяжет, шьёт, вышивает, стряпает, печёт. Ребёнок играет, учится.)

Работа с предложением.

— Сейчас поговорим о родственных отношениях в семье, кто кому кем приходится. Для этого прочитаем предложения и вставим слова.

Работа с индивидуальными карточками.

— Прочитайте предложения, соедините с нужными словами. Прочитайте правильно предложения.

Мама — ? папы. жена

Папа – мамин ? сын, дочь

Я — ? мамы и папы. муж

Я — ? бабушки и дедушки. внук, внучка

Работа с текстом.

Каждый расскажет о своей семье, которую он нарисовал, по плану:

Наша семья состоит из …. человек.

Мою маму зовут…. Она работает ….

Моего папу зовут … Он работает ….

Домашнее задание.

— Записать в тетрадь имена и отчества родителей самостоятельно.

Итог занятия

— Какие звуки мы сегодня изучали? Какие они? (К и Х)

— О ком мы сегодня говорили? (О семье)

— За работу на занятии можно поставить следующие оценки…

Учитель-логопед ГКОУ СО СКОШИ № 111

Замятина Наталья Владимировна

Тема урока “Дифференциация звуков [к] – [х]”

Цель: Закрепление навыков правильного произнесения и различения звуков «к» , «х». Выделение звуков на слух и в произношении. Дифференциация звуков «к» , «х».

Задачи:

  1. Обучать навыкам дифференциации звуков «к» , « х» на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение выделять звуки «к», « х» из состава слова .
  3. Закреплять понятие «согласный звук».
  4. Закреплять навыки определения места звука в слове и графического обозначения звука в схеме слова.
  5. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу
  6. формировать фонематическое восприятие.
  7. Развивать слуховое внимание.
  8. Развивать зрительное восприятие.
  9. Развивать внимание и память мышление.

Оборудование: предметные картинки, графические схемы, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Какой первый звук в слове: тапочки, телефон, палка, пила, кубик, кит.

Подведение к теме занятия.

Игра “ Четвертый лишний”

Сапоги, тапочки, халат, туфли, халат.

Апельсин, яблоко, банан, капуста.

– На какой звук начинается слово халат? (Слово халат начинается на звук «х»)

– На какой звук начинается слово капуста? (Слово халат начинается на звук «к»)

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять ? (звуки «к – х»)

2. Характеристика звуков «к» , «х» по артикуляционным и акустическим признакам.

– Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками «к», «х». Послушайте внимательно как я их произнесу. Обращается внимание детей на краткое произношение звука «к», и более длительное звука «х».

Произношение звуков «к», «х» детьми (дети выставляют ладошки-экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю)

Сравнение: Чем похожи звуки? – Оба согласные, глухие, твёрдые.

В чем отличие? – Звук «к» произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.

А звук «х» — более длительно, воздух выходит плавно.

3. «Отгадай загадку»

Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
За щеками склад зерна
У кого? У…(Хомяка)

Он лакает молоко,
Мышек ловит так легко.
Он у бабушки живет.
Кто же это?
Рыжий…(Кот)

Детям раздаются карточки на которых изображены кот и хомяк.

4. Игра “Поймай звук”

– Когда услышите звук «к», поднимите картинку Кузи, а когда услышите звук «х» картинку Хомы.

Дети поднимают соответствующие карточки.

  • В звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к;
  • В слоговом ряде: ок, оп, ох, ат, ак, , ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их;
  • В словах, картина, компот, холодец, пол, , конь, мох, , хлеб, мак;

5. Игра “Потерялся звук”.

лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу. (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то. (к), плато…(к), сти. (х).

6. Физкультурная пауза.

Ох, ох что за гром? (руки – к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

7. Игра “Подарим подарки Хоме и Кузе”.

Детям раздаются предметные картинки.

– Какую картинку будем дарить Хоме,а какую Кузе? Почему?

(хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко.)

8. Игра «Найди место звука»

ети определяют место звука в слове и определяют его графически.

кабан, свекла, жук, хлеб, горох, мука.

9. Игра «Кто без чего?»

– Художник в своих рисунках допустил ошибки. Давайте их исправим. Кто без чего?

Дети отвечают полным предложением.

Слон без хобота.

10. Итог.

– Какие звуки повторяли на занятие? (Звуки « К-Х»)

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа).

ольга никольская
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа).

Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г.

– учить дифференцировать звуки Г-К по акустико-артикуляторным признакам;

– закреплять понятий «твердый – мягкий» звук;

– закреплять понятия «гласный» и «согласный звук» ;

– развивать слуховое и зрительное восприятие;

– развивать фонематический слух;

– развивать внимание, оптико-пространственные отношения;

-развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений;

-формировать связную речь.

– воспитывать чувства уверенности в себе;

воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.

создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

1. Конверты с картинками (кувшин, халат, кукла, холодильник, книга, хобот);

2. Схема характеристики звуков;

3. Индивидуальный материал для составления звуковых схем слов;

4. Демонстрационный материал для составления звуковых схем слов;

5. Магнитная доска;

6. Дидактическое пособие «Весёлый поезд»;

7. Изображения предметов с недостающими деталями, в названиях которых есть звуки [К] и [Х] (халат без рукава, слон без хобота, заяц без уха, дом без окон, машина без колёс) – на каждого ребёнка;

8. Простые карандаши (на каждого ребёнка).

– Все картинки у нас перемешались. Давайте мы их разберём.

– Вправо мы отложим картинки, где в названии которых есть звук [К], а влево картинки, в названии которых есть звук [Х].

– При произнесении слова обязательно скажите, где находится данный звук в слове – в начале, в середине или в конце.

– Сегодня мы буде с вами выделять звуки К и Х в словах, но прежде чем их правильно говорить, мы сделаем зарядку для язычка.

1. Покусать язык. (Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.)

2. «Наказать непослушный язык». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».)

3. «Лопаточка». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.)

4. «Горка». (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.)

5. «Горку построим — горку разрушим». (Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.)

6. «Ветерок дует с горки». (Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.)

3. Различение звуков [К] и [Х].

– Произнесите звук [К]

– Дайте ему характеристику.

Дети: звук [К] – согласный нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо, краткий.

– Произнесите звук [Х]

– Дайте ему характеристику.

Дети: [Х] – согласный нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо, длительный.

– А теперь приготовьте свои ладошки, если услышите звук [К] – хлопните, если звук [Х] – топните:

а) в звуковом ряду: К, П, Х, Т, П, К, П;

б) в слоговом ряду: АХ, АК, ОП, ХО, УХ, КУ, ИХ, ХА…;

в)в ряду слов: хлопушка, краски, крокодил, акробат, хоровод, картофель, карнавал, хворост, хвастать;

г) воспроизведение слоговых рядов

– Ребята,повторяйте за мной слоги:

д) игра «Скажи наоборот»

– Я буду говорить слоги и слова с одним звуком [К], а вы с другим [Х].

• Например, КА – ХА.

Сох, мох, бах, сух, мах, муха.

– Молодцы! Вы всё правильно выполнили!

4. Игра «Живые звуки»

– Ребята, посмотрите на магнитную доску.

– Кто-то перепутал все буквы.

– Давайте подумаем вместе, какие слова тут были напечатаны.

МУХА КУКЛА ХОБОТ КНИГА

5. Физкультминутка «Ветер»:

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

6. Игра «Доскажи словечко» – упражнение в употреблении количественных числительных 1, 2, 5 в косвенных падежах с существительными.

– А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко», употребляя слова один, два, пять.

Рано утором мы услышали пение … голосистых(1, 2, 5)

Мама поставила на стол букет из … красных(1, 5)

В комнате …. широких(1, 2, 5)

Дети сложили домик из (5)

Спортсмены вышли в море на (1, 5)

7. Игра «Закончи слово»

– А сейчас мы поиграем в другую игру.

– Я буду говорит начало слова, а вы будете добавлять звук [К] или [Х] и произносить его полностью.

ЛУ., МО., МЕ., СО., ПЕСО., ПУ., МА., ЛОПУ., СУ., ВОЗДУ., НОСО. ,

ЗАПА., ВЕНИ., МАЯ., УСПЕ., ВЕНО., ГАМА.

– Молодцы! Все справились с заданием!

8. Печатание в тетради слогов.

– А сейчас откройте свои тетради, садитесь правильно, возьмите карандаши и, будем писать слоги, которые у вас напечатаны, но вначале прочтём их.

9. Звуковой анализ и составление звуковых схем слов «кот» и «ход»:

– Давайте вспомним, как вы умеете выкладывать звуковые схемы слов. Сколько звуков в слове «кот»? (3 звука: [к], [о], [т]). Сколько квадратиков для схемы понадобится? (3)

Дети выкладывают схему слова каждый у себя, а логопед – на доске.

– Какой 1-й звук в слове «кот»? ([К] – синий квадрат)

– Какой 2-й звук? ([О] – красный квадрат)

– Какой 3-й звук? ([Т] – синий квадрат)

– Сколько всего звуков? Сколько гласных? Какой? Сколько согласных? Какие?

– Сколько слогов? (1) Почему? (в слове только 1 гласный звук)

Аналогично проводится звуковой анализ и выкладывание схемы слова «ход».

– Посмотрите на обе схемы слов. Они разные или одинаковые? Отличаются ли эти слова произношением? Что разного в словах? (в слове «кот» 1-й звук [К], а в слове «ход» – [Х]).

Здесь берётся во внимание только звуковое оформление слова «ход» – [хот], а не буквенное.

10. «Весёлый поезд»:

К нам приехал поезд, поезд не простой, а со слогами (на доске – изображение поезда с тремя вагонами, на столе у каждого ребёнка – по 2 картинки). Нужно поселить в 1-й вагон картинки со словами, в которых 1 слог, во 2-й вагон – картинки со словами, в которых 2 слога, в 3-й вагон – картинки со словами, где 3 слога (дети выходят к доске и крепят картинки в соответствующие вагончики, озвучивая свой выбор).

11. Составление предложений со словом «нет»и дорисовывание рисунков:

Посмотрите у вас на столах лежат картинки (на столах у детей изображения предметов с недостающими деталями: заяц без уха и т. п.). Но, по-моему, художник не дорисовал свои рисунки. Внимательно рассмотрите их и составьте предложения со словом «нет» (У халата нет рукава.)

– Назовите в этих предложениях слова со звуками [К] и [Х] (рукав, халат).

– А теперь дорисуйте недостающие детали (дети простыми карандашами дорисовывают халату – рукав, зайцу – ухо, слону – хобот, дому – окна, машине – колёса).

9. Подведение итогов.

– Какие звуки мы сегодня выделяли на занятии?

– Чем они отличаются друг от друга при произношении?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Оценивается работа каждого ребёнка.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]» Тема. «Дифференциация звуков А-У» Задачи: Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам. Звуковой анализ звукосочетаний.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) «Звук [Ч]» Этап: автоматизация в слогах, словах. Цели: 1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч ] в слогах, словах. 2. Развивать фонематическое.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия «Рыбы» (подготовительная группа для детей с ОНР) Предварительная работа: А) Логопеда: называние пресноводных рыб по предметным картинкам, сравнение сходных по внешнему виду рыб, подбор.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.

конспект рассчитан на работу с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.

Тема: Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах,

предложениях, тексте.

учить различать согласные К-Г-Х в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;

развивать фонематический слух, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

совершенствовать навыки словообразования при образовании прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова;

обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление, внимание, формировать навыки грамотного письма;

воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство товарищеской взаимопомощи.

Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки,

профили звуков, загадки, текст для чтения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку бычка).

Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть друзей?

– Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?

– Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из телепередачи.

– Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К-Г-Х).

II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и буквах К-Г-Х.

Задание №1. Артикуляция звуков К-Г-Х и их характеристика, чем они похожи, чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.

К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой, твёрдый и мягкий).

При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;

при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.

Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой-копейкой, Х– фишкой-хомяк, Г – гайка.

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П

И Х В К С К Н А З Г О Л У

Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я

С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г

О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш

Задание №3. Чтение слоговых таблиц.

КА-КО-КУ-КЫ ХА-ХО-ХУ-ХИ ГА-ГО-ГУ-ГИ

КА-ГА-ГА-КА ХА-КА-ХА-КА ГА-КА-ХА-ГА

4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.

РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__.

5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)

Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.

6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.

Младший мой братишка Глеб,

Очень любит свежий ….. хлеб.

У людей на пальцах ногти,

У зверей на лапах …. когти.

Нет еды, мы скажем – голод,

Нет тепла, мы скажем …. холод.

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собачке … кости.

7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».

Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове. Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные от существительных:

капуста – капустный хлеб – хлебный

груша – грушовый огурец – огуречный

тыква – тыквенный

Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.

Очень зелены, густы

в нашем садике . кусты.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша

. горка.

Мы пришли сегодня в гости,

принесли собачке . кости.

Жаворонка слышен голос,

зреет в поле спелый . колос.

Определите место звуков Г-К-Х в словах-отгадках? Образовать родственные слова к словам-отгадкам.

Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься.

Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец.

Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный.

Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый.

Физкультурная пауза.

Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси – в волнах на реке. (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели. (приседания)

Веточка качается – (покачивание руками)

Неплохо получается.

Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К-Г-Х.

Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.)

Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.)

Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)

Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)

Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.)

Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.)

Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.)

Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.)

Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.

Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям раздаются петушки из пластилина с хвостиками из проволоки. Дети должны за пять минут украсить хвостики (нанизать на проволочку бисер).

Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.

Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и

слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?

III. Итог занятия.

– Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились различать звуки и буквы К-Г-Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку:

Конспект логопедического занятия – Дифференциация звуков (К) – (Х)

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Дифференциация близких по артикуляции звуков.

ТЕМА: Дифференциация звуков [к] – [х]. Поможем Коту и Хомяку.

Цели:

1. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [к] – [х] изолированно, в слогах и словах.

2. Систематизировать знания детей о звуках речи;

совершенствовать навыки классификации предметов;

упражнять в определении лексического значения слова;

закрепить умение составлять предложение с заданными словами.

3. Развивать фонематический слух: умение определять наличие и место заданного звука в слове; развивать зрительную, слуховую и двигательную память.

4. Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение приветствовать и выражать благодарность.

Предварительная работа.

Разучивание слов для динамической паузы “Петух”, пальчиковой игры “Вот Большак, а вот Указка”.

Материал к занятию.

1. Зеркала по количеству детей.

2. Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [к] и [х] в начале, в середине и в конце слова (краб, шапка, лук, халат, петух, черепаха).

3. Тетради для выполнения графических заданий и простые карандаши по количеству детей.

1. Картинки-символы звуков: кот [к] и хомяк [х].

2. Схема характеристики звуков. (Приложение 1.)

3. Панно “Город Звуков”, (Приложение 2.)

4. Звуковые птички (Приложение 3.), белая фишка.

5. Наборное полотно.

6. Мячи пластмассовые (для сухого бассейна): красный, синий, зелёный.

Ход занятия.

I.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Какие слова можно сказать? (Добрый день, здравствуйте, очень рады видеть.)

Дети по очереди приветствуют педагога и друг друга.

А настроение у вас хорошее? Давайте проверим.

Дети подходят к коробке со смайликами и выбирают тот, который соответствует их настроению. Затем подходят к зеркалу и мимикой изображают своё настроение.

Игра “Назови слово”

Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки. Назовите твёрдые согласные, мягкие согласные.

А теперь поиграем в игру. Дети подходят по очереди к столику, где лежат разноцветные мячи, выбирают с закрытыми глазами любой из мячей и в зависимости от его цвета ( красный, синий или зелёный) называют слово, которое начинается с соответствующего этому символу звука. (Синий мяч – мак, зелёный мяч – мел, красный мяч – аист. И т.п.)

Ребята, вы любите животных? Хотите побывать в зоопарке? Сегодня наш Язычок пойдёт в зоопарк, а мы отправимся с ним. (Куликовская Т.А Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. “Зоологическая”.)

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Тянуть губы вперед «хоботком».

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

Вращать вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки –

Широко улыбаться, растягивая губы.

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры – резвые лошадки,

Бойко скачут по площадке.

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх.

Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой!

Спрятать язык. Закрыть рот.

Постановка цели занятия.

Сегодня на занятие к нам тоже придут животные, которые помогут нам научиться различать звуки. А вот что это за животные и какие звуки мы будем различать, попробуйте догадаться.

Он лакает молоко,

Мышек ловит так легко,

Он у бабушки живёт.

Кто же это? Рыжий.. (кот).

Выставляется картинка с изображением кота.

Роет , строит ловко

Спальню и кладовку.

За щеками склад зерна

У кого? (У хомяка.)

Выставляется картинка с изображением хомяка.

Давайте определим первые звуки в словах кот и хомяк. (Дети называют.)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [к] и [х].

II.

Наблюдение за артикуляцией.

Произнесём звук [к]. Дети произносят с закрытыми и открытыми глазами: язык в горле стучит, воздух выходит толчками. Затем произносят аналогично звук [х]: язык в горле напрягается, но неподвижен, воздух выходит равномерно. Оба звука “тихие”, голос не работает.

Логопед дёт характеристику звуку [к] по плану характеристики звука. (Согласный (мешает язык), твёрдый, глухой. Потом один из детей даёт характеристику звуку [х], также пользуясь планом. (Приложение 1.)

Ребята! А где в Городе Звуков будут жить звуки [к] и [х]?

Дети говорят, что они будут жить на улице Твёрдых согласных в домиках с зачёркнутыми колокольчиками. (Приложение 2.)

Подвижная игра “Угадай звук”

Дети встают в круг. Если услышат звук [к] – подставляют ладошки (дождик пошёл), если услышат звук [х] – ладошки кладут под щёку (спим).

К, к, х, к. Ак, ок, ах, ух. Ха, кэ, ко, хы.

Динамическая пауза “Петух”

Дети встают в круг, берутся за руки. в центре круга ребёнок с закрытыми глазами. Дети водят хоровод, произнося слова.

Сел петух на забор,

Закричал во весь двор:

“Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя, узнай!”

Один из детей кукарекает, водящий угадывает его по голосу.

Игра “Поможем животным”

Ребята! Кот и Хомяк хотят получить подарки и найти новых друзей. Поможем им?

На доске картинки с изображением кота и хомяка.

Дети получают картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [к] и [х] в начале, в середине и в конце слова (краб, шапка, лук, халат, петух, черепаха).

Дети, называют слово, определяют есть ли в слове звук [к] или звук [х]. Затем выходят к доске и на звуковой птичке фишкой отмечают место звука в слове: начало слова – голова, середина – туловище, конец слова – хвост. (Приложение 3.) Затем “отдают” картинку коту или хомяку.

Каких друзей нашли себе Кот и Хомяк? А какие подарки получили?

Составление предложений с двумя заданными словами: кот и краб, кот и шапка, кот и лук. И т.д.

А вот крошка Митрошка –

Дети поочерёдно разгибают пальчики, начиная с большого.

Вот и вся моя ладошка.

Показывают открытую ладошку.

То же самое другой рукой. Двумя руками одновременно.

Работа в тетрадях. “Заборчик для зоопарка”.

III.

Подведение итогов занятия.

Наше занятие подошло к концу. Поблагодарим кота и хомяка за занятие. Что можно им сказать? (Большое спасибо. Благодарим вас. Было очень интересно. Мы были рады видеть вас.)

Что было самым интересным? Самым трудным?

Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются? А чем похожи?

Учитель-логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка

1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с.

2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

Статья “Дифференциация звуков и букв К-Х”. Автор: Афанасьева Ольга Сергеевна

Автор: Афанасьева Ольга Сергеевна
Тема: Дифференциация звуков и букв К-Х. Цель: Закрепить и учить дифференцировать изученные звуки и буквы К – Х. Задачи: Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков К, Х; учить детей определять позицию отрабатываемых звуков в слове (в начале, середине, конце); совершенствовать навыки слогового, звукового анализа и синтеза; учить дифференцировать графические изображения букв К – Х и соотносить их с обозначаемыми звуками; обогащать и активизировать словарный запас; развивать память, внимание, мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; воспитывать у детей позитивное отношение к занятиям.

Автор: Афанасьева Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21 «Золушка»

Конспект открытого фронтального занятия в логопедической группе (подготовительная к школе группа)

Тема: Дифференциация звуков и букв К-Х

Учитель – логопед Афанасьева О. С.

Тема: Дифференциация звуков и букв К-Х.
Цель: Закрепить и учить дифференцировать изученные звуки и буквы К – Х.
Задачи: Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характерист ику звуков К, Х; учить детей определять позицию отрабатываемых звуков в слове (в начале, с ередине, конце); совершенствовать навыки слогового, звуко вого а нализа и синтеза; учить дифференцировать графические изображения букв К – Х и соотносить их с обозначаемыми звуками ; обогащать и активизировать словарный запас; развивать память, вн имание, мышление; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фоне матический слух; воспитывать у детей позитивное отношение к занятиям.

Оборудование: герои: Крот и Хомяк, с хема характеристики звуков; образ букв К и Х; д идактическое пособие «Ромашки»; элементы букв К и Х, фасоль и цветные(желтый, зеленый, голубой) листы бумаги , магнитный мольберт, цветные квадраты для составления звуковой схемы, картинки с изображением хомяка и крота.

– Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и начнем занятие.

2 . Постановка цели.

– Ребята, кто же к нам пришел? Это же Хомяк и Крот. Друзья узнали, что в нашем саду дети на занятиях узнают много нового и интересного, знакомятся с разными звуками и буквами. Хомяк и Крот очень хотят с вами поиграть и приготовили разные задания. Поиграем с нашими гостями? Чтобы узнать, о каких звуках мы будем говорить, нужно выполнить первое задание Хомяка и Крота.

– Хомячок просит назвать с какого звука начинается слово хомяк? ( [Х] )

– А теперь Крот просит назвать с какого звука начинается слово крот? ( [К] )

– Правильно, ребята! О каких звуках мы сегодня будем говорить? (о звуках [К] и [Х] )

3 . Произнесение и артикуляция звуков [К] и [Х] и характеристика звуков [К] и [Х] .

– Ребята, произнесите звуки [К] и [Х] и дайте полную характеристику звукам.

– Произнесите звук [К] (хором). Как произноси тся этот звук? ( сжатый язык сту чит по «потолочку», тянуть его нельзя ) .

[К] – согл., нельзя петь; глухой – горло «молчит»; тверд. – произносим твердо.

– Произнесите звук [Х] (хором). Как произносится звук [Х]? ( дуем на сжатый язык, тянем звук ).

[Х] – согл., нельзя петь, глухой – горло «молчит»; тверд. – произносим твердо.

4 . Артикуляционная гимнастика.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Мы гостей своих встречаем,

Их блинами угощаем.

Язык, как блинчик положи

И спокойно подержи.

Тик -так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Ходят часики — вот так!

Вверх язык мы поднимаем –

На качелях всех катаем.

Ну-ка, повтори, дружок!

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

С горки весело кататься,

Вниз лететь и не бояться.

К нижним зубкам он прилип.

5 . Воспроизведение слоговых рядов.

– Хомяк и Крот предлагают поиграть в игру «Эхо».

ка- ха-ка ; ак- ах-ак ;

х о-ко-хо ; ух-ук-ух.

– А теперь, задание сложнее. Повторите.

1. Кукольные ходики

2. Хотите сказку о хорьках? –

«Хорьки катались на коньках!»

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

– А сейчас Хомяк и Крот проверит какие вы внимательные. Если услышите звук [Х] , поднимаете карточку с изображением хомяка, а если – звук [ К ] , то карточку с изображением крота.

К, К, Х, К, Х, Х, К; КА, ХА, ХЫ, КЫ, ОК, ОХ, ЭХ, ЫК;

МАК, МЕХ, ПУХ, МОХ, НОСОК, ПЕТУХ, ПЕСОК.

– Ох, Хома и Крот устали. Ребята вы устали? Хомячок предлагает выполнить его любимую физкультминутку.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок,

Хома раненько встает,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку

Хомка хочет сильным стать!

Трут бока руками

Трут щеки руками

Движения мытья рук

Метут воображаемыми метлами

Трясут кистями рук

Руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей.

– Ребята, я предлагаю собрать Хоме и Кроту ромашки. Возьмите с тарелочки по одному лепестку. (Дети делятся на две команды. Первая собирает ромашку со звуком [К], а вторая – со звуком [Х].)

8 . Дифференциация звуков [К] и [Х].

– Ромашки не простые, а с буквами К и Х. К середине с буквой К нужно прикрепить лепестки с картинками, в названии которых есть звук [К] , а с буквой Х – лепестки с картинками, в названии которых есть звук [Х].

Дети выходят к доске и соединяют свои лепестки с нужной середин кой, называют звук, который слышится, и его место в слове.

9 . Звуковой анализ и составление звуковых схем слов « муха » и « мука».

– Хома и Крот уже большие и в следующем году пойдут в школу. Они умеют выкладывать звуковые схемы слов, а вы умеете? Друзья предлагают вам поиграть в игру «Живые звуки».

– Сколько звуков в слове « муха»? ( 4 звука: [м], [у], [х ] , [а] ). Сколь ко квадратиков для схемы понадобится? ( 4 )

Дети выходят с квадратиками к доске и становятся по порядку, чтобы получилась схема слова, а остальные дети выкладывают слово на столах.

– Какой 1-й звук в слове « муха»? ( [м ] – синий квадрат ) Этим звуком будет …

– Какой 2-й звук? ( [у ] – красный квадрат ) Этим звуком будет…

– Какой 3-й звук? ( [х ] – синий квадрат ) Этим звуком будет…

– Какой 4-й звук? ( [а ] – красный квадрат ) Этим звуком будет…

– Сколько всего звуков? ( 4 ) Сколько гласных? ( 2 ) Какие ? ( [у,а] ) Сколько согласных? ( 2 ) Какие? ( [ м, х ] )

– Сколько слогов? ( 2 ) Почему? ( в слове 2 гласный звук а )

Аналогично проводится звуковой анализ и выкладывание схемы слова « мука ».

– А теперь самостоятельно выложите звуковую схему слова «мука».

– Посмотрите на обе схемы слов. Они разные или одинаковые? Отличаются ли эти слова произношением? Что разного в словах? ( в слове « муха » 3 -й звук [К], а в слове « мука » – [Х] ).

10. Пальчиковая гимнастика.

– Прежде чем мы начнем выполнять следующее задание нужно размять наши пальчики. Мы выполним пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок» )

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обе их рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

1 1 . Дифференциация букв К и Х.

– Ребята, вспомните правило про звуки и буквы.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

– Звуки [К] и [Х] на письме обозначаем буквами К и Х. Посмотрите на буквы. Сколько элементов у буквы К? ( 3 эл емента ). Сколько элементов у буквы Х? ( 2 элемента ) .

– Х омяк и Кр от в подарок несли вам буквы, но уронили их и буквы рассыпались на части. Они просят помочь им собрать из частей буквы К и Х. Кто хочет попробовать? (К доске выходят два ребенка.)

– Пока ребята собирают буквы у доски, остальным предлагаю выложить буквы К и Х из фасолинок на цветных листах бумаги.

1 2 . Подведени е итогов и оценка работы детей.

– Какие вы молодцы! Хомяку и Кроту очень понравилось с вами играть, а вам понравилось?

Читайте также:
Особенности детей с ЗРР на начальном этапе школьного обучения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: