Конспект логопедического занятия: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Конспект логопедического занятия в 1 классе. Дифференциация парных звонких и глухих согласных

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Давайте повторим правило все вместе.

3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).
Язычок пошел гулять “лопата” .
Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр”
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так”– “часики”
“Пора и мне отдохнуть”, – подумал Язычок.
-Ребята, когда нам нужен язык?
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.
– А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.
– Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до горлышка.

2. Объявление темы занятия
Логопед
: Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)

Логопед: Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».
-Ребята, посмотрите, кто пришел на наше занятие.
-Здравствуйте, ребята, я –Весна.
За окном веселых птичек стая,
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял,
Значит, к вам опять пришла весна.

Пока я шла, сочинила чистоговорки, давайте вместе их проговорим:
На — на — на — к нам пришла весна
Ло — ло — ло — всем на солнышке тепло
Чи — чи — чи — прилетели к нам грачи
Ра — ра — ра — веселится детвора
Ок — ок — ок — видим первый мы цветок

– Какие вы молодцы, ребята, а можно я останусь с вами и посмотрю, как вы занимаетесь?
– Хорошо, Весна, оставайся, а мы с ребятами продолжим.

Итак, ребята, вспомним с вами еще раз: пары звонких и глухих согласных
имеют определенную одинаковую артикуляцию.
Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

1. Я произнесу глухой согласный, а вы произнесите его звонкую пару, добавив голос: с, ш, ф, п, к, т.
2. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? А если глухой?

2. Я раздам вам шнурки и буквы звонких и глухих согласных. Один из вас распределит на шнурок буквы звонких согласных, а другой – глухих. Хорошо, проверьте друг у друга получившееся. Проверим вместе.
-Послушайте внимательно, что вы слышите? (звукозапись шума ветра) – Какой весной бывает ветер? Как дует ветер? Как мы назовем ветер ласково?
– Весна принесла нам первые весенние цветы.
– Как они называются?
– Как вы думаете, почему?
(Подснежники появляются на проталинках)
(Каждому ребёнку даётся цветок подснежника изображенный на листе бумаги)
– Давайте вдохнём их аромат. (Вдыхаем через нос – выдыхаем через рот) 5 раз.
– А сейчас подул лёгкий весенний ветерок.
– Подул ветерок сильнее.
– Дует сильный ветер. Он несёт нам весеннее тепло.
– Ветер стих и мы можем отправиться на прогулку.
Приготовили пальчики и повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
– Понравилась вам прогулка?
А что вы делаете на прогулке весной?
3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску слайд 8. Перед вами таблица со слогами.
Ба . Со . Па
Да . Зо . Та

Читайте также:
Лексическая тема Овощи (рекомендации для родителей)

Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо.
4. Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки. Я буду называть слоги, а вы на месте точек записывайте буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный.
ВА . БА
СО
ЖИ . ДЫ
Соедините точки, на которых вы записали буквы звонких согласных. Какая геометрическая фигура у вас получилась? А какие еще геометрические фигуры вы уже знаете?
Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.
Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
-Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь весеннему солнышку.
– Удивляетесь появляющимся на деревьях листочкам.
– огорчаетесь, когда солнышко спряталось за тучку.
У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники. Я буду загадывать загадки, если слово-отгадка начинается на звонкий согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово – колокольчик, если на глухой согласный, то вы кладете на букву наушники. Начнем.
г . д
к . т

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей, ни окон в нем,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…(Гнездо)

Из газет меня сложили
И на воду опустили.
По волне и на ветру
Я плыву себе, плыву.(кораблик)

Я под снегом сплю зимой,
Появляюсь к вам весной.
Солнышко меня пригреет,
Я проснусь, позеленею.
Там где снег лежал едва,
Потянулась вверх.
ТРАВА.

Льет повсюду проливной,
По следам бежит за мной.
От него не убежать,
Лучше где-то переждать.
(Дождь)

Проверим получившееся. Слайд 9
Ребята, перед вами картинки, (слайд 10) посмотрите на них, найдите предметы, названия которых начинаются со звонких или глухих согласных. Придумайте предложение со своими словами.

Итог занятия
Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
-А тебе, Весна, было интересно у нас?
Конечно, я сегодня узнала столько нового. И поняла:
Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих! Спасибо вам, до свидания.
Инструкция: Я раздам вам цветочки, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение слайд 11 .
Теперь пришло время прощаться. Давайте встанем в круг
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!” Спасибо, ребята, до свидания.

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

Согласные звуки

Согласные зву­ки состав­ля­ют более мно­го­чис­лен­ную груп­пу фоне­ти­че­ско­го строя рус­ско­го язы­ка. Их насчи­ты­ва­ет­ся 36. По срав­не­нию с глас­ны­ми соглас­ные зву­ки име­ют дру­гое каче­ство. Они про­из­но­сят­ся при­глу­шен­но и обра­зу­ют­ся с неболь­шим уча­сти­ем голо­са, к кото­ро­му обя­за­тель­но при­со­еди­ня­ет­ся шум. Шум воз­ни­ка­ет, если при про­из­но­ше­нии соглас­но­го зву­ка струя воз­ду­ха встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде при­под­ня­то­го язы­ка, трет­ся об стен­ки щёк, в резуль­та­те смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр.

Согласные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум.

По сте­пе­ни уча­стия голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на сонор­ные и шум­ные.

Сонорные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых мини­ма­лен шум, а пре­об­ла­да­ет голос.

Перечислим сонор­ные звуки:

По соот­но­ше­нию голо­са и шума шум­ные соглас­ные так­же делят­ся на две группы:

  • звон­кие согласные;
  • глу­хие согласные.

Звонкие согласные звуки

По срав­не­нию с сонор­ны­ми у звон­ких соглас­ных при их обра­зо­ва­нии шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом. В рус­ском язы­ке звон­ки­ми явля­ют­ся звуки:

Они состав­ля­ют пары по при­зна­ку твердости- мягкости:

  • [б] — [б’]
  • [в] — [в’]
  • [г] — [г’]
  • [д] — [д’]
  • [з] — [з’].

Только звон­кий соглас­ный [ж] явля­ет­ся все­гда твёр­дым и не име­ет пары по мягкости:

  • жёр­нов [ж о р н о ф]
  • жи́ла [ж ы л а].

Закрепляем знания

Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.

Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.

Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.

Читайте также:
Автоматизация звука (л) в словах и фразах - конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.

Звуки русского языка

Наша речь состо­ит из слов, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Каждое сло­во мож­но рас­смат­ри­вать как смыс­ло­вой ком­по­нент пред­ло­же­ния, напол­нен­ный содер­жа­ни­ем, а так­же как зву­ча­щий объект.

Слово мож­но раз­де­лить на сло­ги, кото­рые состо­ят из отдель­ных зву­ков. С точ­ки зре­ния фоне­ти­ки сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это основ­ная еди­ни­ца язы­ка, как сло­во и пред­ло­же­ние. Звуки фор­ми­ру­ют сло­ва на уровне фоне­ти­ки. Звуки в зави­си­мо­сти от их набо­ра, коли­че­ства, а так­же рас­по­ло­же­ния в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти помо­га­ют отли­чать одно сло­во от другого:

  • клад — вклад;
  • коро­на — коронка;
  • кот — ток.

В зави­си­мо­сти от того, как фор­ми­ру­ют­ся зву­ки в рече­вом аппа­ра­те, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные зву­ки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] пол­но­стью состо­ят из голо­са. При их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и рот, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий на сво­ем пути. В рус­ском язы­ке глас­ные зву­ки музы­каль­ные. Их мож­но дол­го тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.

Гласные зву­ки обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог в сло­ве, а соглас­ные его обра­зо­вать не могут. При сло­го­де­ле­нии они соче­та­ют­ся с глас­ны­ми зву­ка­ми пара­ми или целы­ми группами:

  • ворот­ник — во-ро-тник;
  • кра­со­та — кра-со-та.

Беремся за согласные

Как же научить дошкольника отличать звонкие и глухие согласные? Просто заставить его заучить их наизусть (то есть зазубрить) – ход неверный. Ведь при таком подходе ему весьма сложно будет применять это знание на практике. Значит, нужно сделать так, чтобы он понял, какая между ними разница, научился слышать их, определять по конкретным признакам.

Как известно, информация запоминается намного легче, если при ее изучении человек задействует разные органы чувств: зрение, слух, осязание… Нужно объяснить ребенку, что согласные в русском языке разделяются на звонкие и глухие в зависимости от того, задействован ли при их произношении голос. Чтобы это легче было понять, подключаем осязание: пусть ребенок приложит ладошку к горлу и произнесет любой звонкий звук, а затем глухой (например, Д и Х). Звонкий образует вибрацию голосовых связок, что почувствует ладонь, а глухой – не образует.

Можно отличить их и на слух. Если закрыть уши ладошками, а затем произнести в полголоса звук, то звонкость можно определить по звуку, а глухость – по шуму. Обязательно произносить их именно с голосом, а не шепотом, иначе глухими окажется большинство звуков! Поиграв таким образом, ребенок поймет разницу.

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Чтобы фонематический слух развивался у малыша правильно, старайтесь как можно больше с ним общаться, а также следите, чтобы вокруг него не было постоянного звукового фона (не выключающийся телевизор, музыкальный проигрыватель).

Дифференциация парных звонких-глухих согласных

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар – в одинаковых артикуляционных укладах.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» – песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

Звук «С» – работает насос. Вибрация голосовых связок почти не ощущается. Звук можно произнести шёпотом.

Для закрепления зрительного образа буквы можно использовать «Азбуку весёлых человечков» А.Шибаева или пособие Е.В. Останиной «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА — ЗА СО – ЗО СУ — ЗУ СЫ – ЗЫ СИ — ЗИ СЕ — ЗЕ СЁ – ЗЁ СЯ – ЗЯ СЛА – ЗЛА СЛО — ЗЛО СЛУ – ЗЛУ СЛЫ – ЗЛЫ СЛИ – ЗЛИ СЛЕ – ЗЛЕ СЛЁ – ЗЛЁ СЛЯ – ЗЛЯ СВА – ЗВА СВО — ЗВО СВУ – ЗВУ СВЫ — ЗВЫ СВИ — ЗВИ СВЕ — ЗВЕ СВЁ — ЗВЁ СВЯ – ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги: СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
    домик ветка очень майка гладкий кора мойка парта губной Борька кофточка угнать
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) — З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) – С2 С3 За что же тогда его птицей считают? (Страус) – С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) – З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

а) прочитать, подобрать каждому слову соответствующую картинку (роза-роса, коза-коса)

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары: Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.

Вебинары по налоговому планированию с помощью оффшоров wugroup.ru.

5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):
Не в_ё олото, что бле_тит. За в_якое дело бери_ь _мело.
  • Составить словосочетания:
  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
а) синий …, синяя …, синее … (небо, зонт, сумка)
б) зимний …, зимняя …, зимнее… (лес, пальто, одежда)
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
а) интере _ ная _ ка _ ка б) _ акрыть гла _ ки
_ елёная кра _ ка _ нять ма _ ку
ру _ _ кая бере _ ка ве _ ти коля _ ку
  • Вставить в предложения пропущенные слова – названия картинок:
Читайте также:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса – золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная … . Снег укрыл землю белой … (чем?). Осинки и (что?) … надели … (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие … (что?). Снег … (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла… (какими?) узорами. Ребятишки бегут … (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик. У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

1) Как зовут Васину собаку? 2) Где сидит Тузик? 3) Что даёт ему Вася? 4) Что делает Тузик?

Берёза. В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

1) Какая берёза в саду? 2) Чьё гнездо на березе? 3) Что таскал зяблик в гнездо? 4) Как поёт зяблик?

Храбрый Дрозд. Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

1) Кто отбился от дома? 2) Как кот кормился? 3) Что заметил Васька? 4) Как он вел себя? 5) Что сделал дрозд? 6) Как дрозд защищал гнездо? 7) Что сделал кот?

Лакомка. Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План. 1. Странная кошка. 2. Знакомый запах. 3. Осталась без мёда.

Автор материала: Царевская Елена Геннадьевна

Презентация «Дифференциация парных согласных в словах»

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.
  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.
  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.
  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

– Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Читайте также:
Артикуляторно-акустическая дисграфия

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

– Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

– Правильно. Какой первый звук в слове сова?

– Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

– Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

– Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы?

– Какой первый звук в слове заяц?

– Какой буквой обозначим на письме?

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

– Какой первый звук в слове «волк»?

– Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

– А какой последний звук в слове «волк»?

– Какой буквой обозначим на письме?

– Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

– Сколько звуков в слове «лиса»?

– Назови третий звук в слове «лиса»?

– Напиши слово «лиса».

– Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

– На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

– На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

– В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

– В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

– Запиши названия животных.

– В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

– Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

– Оставим: смородину, чернику, колокольчики , кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

– Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

– А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

– Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

– Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

– Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

– Какие парные звуки встретились в этих словах?

– Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

– Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

– Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

Конспект логопедического занятия “Обобщение по теме “Звонкие–глухие согласные”

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Звонкие и глухие согласные

Цель занятия: обобщение знаний и умений дифференциации звонких и глухих согласных.

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнение и закрепление понятий о звонкости и глухости согласных, их дифференциация.
  • Формирование навыка слогового анализа слова.
  • Продолжение формирования навыка составления грамматически правильно оформленного предложения.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства взаимоподдержки, взаимоуважения
  • Воспитание аккуратности.

Развивающие

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие плавности речи и правильного речевого дыхания.
  • Развитие активного и пассивного словаря.
  • Развитие внимания, мышления и памяти.

Оборудование:

  • Карточки-символы (погода, звонкости-глухости, артикуляционная и дыхательная гимнастика).
  • Символические картонные домики с кармашками для букв с крышами красного и синего цвета.
  • Карточки с буквами.
  • Искусственная елка и украшения для елки.
  • Муляжи апельсинов.
  • Посылочный ящик.
  • Костюм Деда Мороза.

Возрастная категория участников-детей: 2 класс (дети с ОВЗ, умственная отсталость).

Читайте также:
Звук Ш, дифференциация звуков С-Ш - конспект открытого логопедического занятия

Формы организации занятия: сюжетно-тематическая игра, упражнения.

Ход занятия

I. Оргмомент

Сядет на свое место тот, кто услышит в своем имени звук [с], [в], [к], [р]

II. Речевая зарядка

– На занятии наши уши внимательно слушают и все слышат, наши глаза внимательно смотрят и все видят, наш рот красиво говорит.

Сопровождается массажными движениями)

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все ясно и понятно
Чтоб всем было приятно

III. Разговор о погоде

– Расскажите, какая сегодня погода? (солнечная, пасмурная, ветер, снег и т.д.)

– Отметим погоду на доске с помощью карточек.

IV. Беседа по мультфильму «Простоквашино». Актуализация знаний про «Простоквашино»

– Сегодня мы с вами отправляемся в деревню Простоквашино помогать коту Матроскину и псу Шарику готовиться к Новому году. Вы знаете, кто это?

– Дорогу замело. Как мы поедем?

– Давайте отправимся на лыжах.

V. Логозарядка

а) дыхательная гимнастика, сопровождающаяся движениями, также показываются карточки-символы.

– Вот мы добрались до озера Простоквашино. Назовите первый звук слова «озеро»? На что похоже озеро, покрытое льдом? (зеркало). У вас на партах есть маленькие озера-зеркала. Возьмем их и сделаем упражнения для нашего язычка, губ, щек.

б) артикуляционная гимнастика с использованием зеркала

для губ

  • «Зайчик» – Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Улыбка» – Удерживание губ в улыбке (губы сильно растянуть). Зубы не видны.

для щек – «Погонять шарик» – Имитация полоскания зубов

для языка – «Змейка» – Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

VI. Работа по теме

Работа над деформированным словом

– Вот мы и оказались в деревне. Вчера была сильная метель. Слоги из таблички с названием деревни смешались. Давайте расставим слоги в правильной последовательности и узнаем, как она называется. (ПРОСТОКВАШИНО)

1. Определение понятий «звонкий-глухой»

При ответах детей предполагаются полные предложения

– Скажите, из чего состоит слово (из слогов)

– А из чего состоят слоги? (из звуков, букв)

– Какие мы знаем звуки, буквы? (гласные, согласные)

– В деревне Простоквашино есть домик с красной крышей, а также домики с синими крышами?

– Вспомните, в каком домике живут гласные звуки? (с красной крышей)

– В каком домике живут согласные звуки? (с синими крышами)

– Почему на одном домике есть звонок, а на другом – нет? (звонкие – глухие)

– Как узнаем, звонкий или глухой звук? (по работе горлышка)

Дети прикладывают руку к горлу и ощущают работу голосовых связок при произнесении звонких согласных

2. Закрепление материала «звонкие – глухие согласные»

Игра «Кто в домике живет или разгребем сугроб»

После метели буквы оказались в сугробе. Поможем им выбраться из сугроба и найти свой дом. Буквы, обозначающие звонкий согласный, живут в домике с колокольчиком. Буквы, обозначающие глухие согласные – в домике без колокольчика.

Детям предлагается «расселить» несколько букв по домикам

3. Дифференциация звуков на слух. Работа с колокольчиками

Называется звук, учащиеся звенят колокольчиком, если звук звонкий. Далее необходимо составить слово на этот звук.

4. Слоговой состав слова

– Кот Матроскин и пес Шарик принесли из лесу елочку. Давайте поможем им нарядить ее.

Дети наряжают елку шариками, на которых написаны слоги. Далее предлагается сложить слоги в слова.

Примерный материал: сан, ки, ва, реж, ки, зи, ма, де, рев, ня (санки, варежки, зима, деревня)

5. Физминутка

Ребята, давайте проведем небольшую разминку вместе с нашими героями из Простоквашино возле елочки.

Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она по дорожке
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки. (движения на усмотрение педагога)

6. Работа над словом и предложением

– Кто-то к нам идет.

За дверью оказывается посылка. В посылке лежат муляжи апельсинов, внутри которых находятся записки со словами (слова начинаются на звонкую или глухую согласную.) Задание: выделить начальный звук, звонкий или глухой, придумать с данным словом предложение. Предложение записать в тетради в виде схемы.

Примерный лексический материал: санки, варежки, зима, деревня

Дети должны внимательно прослушать предложения друг у друга, затем повторить их.

VII. Рефлексия

– Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

– С кем познакомились?

– Какие звуки повторяли?

VIII. Заключение

В класс входит Дед Мороз и раздает всем подарки, натуральные апельсины.

Конспект логопедического занятия в специальной коррекционной школе VIII вида по теме “Дифференциация парных звонких и глухих согласных”
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Данное занятие посвящено устранению фонетико-фонематических недостаткову у детей.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 31.87 КБ

Предварительный просмотр:

учить различать парные звонкие и глухие согласные, выделять соответствующие им звуки и буквы в ряду других звуков, букв, слогов, слов;

уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, развивать фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;

повышать учебную мотивацию, познавательный интерес, результативность педагогического воздействия путём применения различных приёмов и методов в процессе работы над устранением недостатков речи.

стенд над школьной доской с алфавитом и выделенными парными звонкими и глухими согласными; опорные таблицы для проведения подготовительных развивающих упражнений; массажные мячики; индивидуальные зеркала; наборы сигнальных карточек; колокольчик; «шумелка»; магнитные буквы; таблички со схемами, обозначающими звонкость и глухость звуков; ноутбук , телевизор, звукоусиливающие колонки, диск с компьютерной обучающей игровой программой.

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей и учителя.

Правильная посадка за партами.

  1. Подготовительные развивающие упражнения.
  1. Артикуляционная зарядка ( с использованием индивидуальных зеркал); сначала медленно, с паузами перед каждым упражнением; затем быстро, без пауз.
  1. Словесно – ритмические упражнения для отработки чёткой дикции (использование плаката с доски); сначала медленно, затем с ускорением темпа и отбиванием ритма.

а) Маленькие мышки,

б) Пистолет пугает мух,

Говорит он: «Бух, бух, бух!»

  1. Развитие речевого дыхания и голоса.

Поднять руки до груди, ладошки вертикально, вдох через нос, задержка дыхания:

– выдох через рот на звук «у…», при выдохе дети руками описывают круги перед собой;

-выдох через рот на звук «а…», руки описывают треугольники перед собой;

-выдох через рот на звук «о…», руки описывают квадраты перед собой.

  1. Упражнения для пальцев и кистей рук.

а). Массажные мячики с шипами: катание одного мячика по парте поочередно каждой рукой, затем двух мячиков двумя руками;

катание мячиков между ладошками.

Растирание ладошек до тепла без мячиков.

б). Серия движений «Послушная ладошка» (сначала медленно, затем ускоряя темп с проговариванием, опираясь на парту): кулачок, ребро, ладошка (выполнение соответствующих движений)

III. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока (плакат на доске).

Читает логопед, затем все хором.

  1. Введение в тему.

Вопросы, задаваемые логопедом:

– Сколько всего согласных букв в русском языке? (использование стенда над доской)

– Словосочетание «Парные согласные» происходит от слова «пара». Как вы понимаете это слово?

– Некоторые согласные тоже выстроились парами, посмотрите (использование стенда над доской).

Ну, а что такое «Парные звонкие и глухие согласные» нам расскажет знакомый уже вам сказочный учитель – летучая мышь из лесной школы.

( Использование компьютерной программы «Уроки Кирилла и Мефодия», русский язык 1 класс, 3 урок, задание № 9)

  1. Рассказ о «Парных звонких и глухих согласных» сказочным учителем (изображение выведено на экран).

Повторение детьми материала, услышанного с экрана.

( После просмотра данного урока компьютерная программа временно останавливается).

  1. Различение звонких и глухих неречевых звуков:

а) Прослушивание звука колокольчика и звука «шумелки» (демонстрирует логопед).

звонок звенит громко и звонко, а «шумелка» тихо, глухо, издаёт один шум.

б) Переход по аналогии к речевым звукам.

– Звонкие согласные звучат громко, звонко. Для них на доске мы поместим табличку, изображающую громкоговоритель (показ таблички).

– Глухие согласные звучат тихо, глухо. Для них мы поместим табличку, изображающую перечеркнутый громкоговоритель (показ таблички).

  1. Расположение на доске под выше названными табличками магнитных парных звонких и глухих букв.

6. Показ приёмов узнавания звонкости и глухости звуков с помощью тактильных ощущений (тыльная сторона ладони подносится к гортани или закрываются ладонями ушные раковины, сравниваем произношение звуков при таком положении рук).

7. Уточнение артикуляции каждой пары (использование индивидуальных зеркал).

каждая пара звонких и глухих согласных похожа тем, что имеет одинаковое положение частей артикуляционного аппарата;

каждая пара звонких и глухих согласных отличается друг от друга по звонкости – глухости;

для уточнения, какой встретился звук, звонкий или глухой, можно использовать специальные приёмы, о которых мы сейчас говорили.

Ритмические движения под музыку.

V. Закрепление пройденного.

а). Произношение и различение на слух изолированных звуков.

(Логопед произносит звонкие или глухие согласные, дети повторяют их вслух и поднимают сигнальную табличку с соответствующей буквой).

б). Произношение и различение на слух первых звуков в слогах типа:

па, да, то, до, су, жу, ко, ба (использование сигнальных карточек).

в). Произношение и различение на слух звуков в середине слогов типа:

ажа, апа, уду, ага, ушу, осо, ада (использование сигнальных карточек).

– С моими заданиями вы справляетесь хорошо, а справитесь ли с заданиями летучей мыши из лесной школы?

г). Подключение компьютерной обучающей игровой программы (ранее названной)

Просматриваются следующие задания (№10, №11).

Дети самостоятельно передвигают буквы, вставляют их в слова, прочитывают эти слова вслух и, самостоятельно двигая курсором, проверяют правильность выполнения своих действий.

– По какой теме мы работали сегодня на уроке

– Сколько пар звонких и глухих согласных есть в русском языке?

– Чем похожи согласные звуки в одной паре?

– Чем отличаются согласные звуки и буквы в одной паре?

– Чем отличаются звонкие звуки от глухих?

– Какие есть приёмы для определения звонкости и глухости согласных звуков? Покажите.

– Где мы находили сегодня парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы? (в слогах, в словах).

– На следующих занятиях мы с вами будем продолжать находить парные звонкие и глухие согласные в словах, а также будем находить такие слова в предложениях.

Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

– Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина – Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна – Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. – Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)

– Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)

– Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)

– Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

– Ребята, пойдёмте играть!

– Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.

– Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

– А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

– Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

– Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. – Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)

– А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. – Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)

– А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)

– А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з – с-с-с, в-в-в – ф-ф-ф, д – т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

– Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

– Как вы это определили?

– А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

– Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. – Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

собор – (забор)

почка – (бочка)

финт – (винт)

– А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка – (тачка)

зайка – (сайка)

блещут – (плещут)

жест – (шест)

грот – (крот)

8. Игра “Догадайся, какого слова не хватает?”. Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку).

У Андрея болит (зуб).

Есть он может только (суп).

Зимой мы строим ледяную (горку).

Мышонок грызёт хлебную (корку).

Расставаться с другом (жаль).

Бабушка связала (шаль).

9. Упражнение “Припоминай-ка”.

– А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. – Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

– А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)

– Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

– Да-а-а… Это целая наука!

– Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?

– А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация ы-и» Тема: Дифференциация ы-и. Цели и задачи: • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; • развивать фонематический.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: – совершенствование навыков дифференциации.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Программное.

Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте «Уроки с Весёлым звонком». Тема «Звонкие и глухие согласные» Урок 2. Тема: Звонкие и глухие согласные. Цель: Различать звонкие и глухие согласные. Задачи: Закреплять умения различать гласные и согласные.

Логопедическое занятие на тему: “Дифференциация звонких и глухих согласных.

Логопедическое занятие. (итоговое)

Тема: Дифференциация звонких и глухих согласных.

Цель: Формировать навыки различения звонких и глухих согласных на слух и в произношении.

Закреплять умение правильно произносить изучаемые звуки;

Вырабатывать умение различать звонкие и глухие согласные в слогах и словах;

Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать артикуляционную моторику;

Развивать общую и мелкую моторику;

Корригировать и развивать фонематическое восприятие;

Корригировать слуховое восприятие, внимание, память, мыслительные процессы;

Корригировать и развивать связную устную речь;

Воспитывать у детей самоконтроль за речью через акустический контроль;

Прививать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, медальки для награждения, карточки-колокольчики, буквы-карточки, разрезные буквы, предметные картинки, схемы-пиктограммы.

Организационный этап. (стадия вызова)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Давайте с вами вспомним, на какие две основные группы делятся звуки русского языка.гласные и согласные

Какими бывают согласные? звонкие и глухие табличка ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (посередине на доску)

Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать на занятии? Правильно, тема нашего занятия СЛАЙД

«Дифференциация звонких и глухих согласных»

Обращаю ваше внимание на слово дифференциация. Дифференциация, ребята – это различение. И цель нашего занятия: научиться правильно определять сходства и различия звонких и глухих согласных.

А для чего вам это нужно, как вы думаете?

Чтобы не допускать ошибок в речи и на письме.

А теперь давайте расскажем всё, что вы уже знаете о звонких и глухих согласных.

Что образуют звонкие и глухие согласные? Как они ещё по-другому называются? Значит что образуют?

парыкластер схема (доска)

Какие сходства и различия звонких и глухих согласных вы уже знаете? Как они произносятся?

сходства и различия кластер схема (доска)

А почему одни согласные мы произносим с голосом, другие без?

А как можно определить с голосом мы произнесли согласный или без голоса? Какой способ вы знаете?

проверить Как? Правильно.

1 способ кластер картинка (доска)

Но существует ещё один способ проверки, хотите узнать какой?

2 способ кластер картинка (на доске обратной стороной)

И ещё, ребята. Звонкие согласные иногда называют опасными, потому, что именно с ними происходит большое количество ошибок в словах на письме. Чтобы этого не происходило, мы сегодня на занятии выясним одну очень важную особенность звонких и глухих согласных на конце слов.

кластер схема (на доске обратной стороной)

Основная часть. (стадия осмысления)

Будем звуки изучать?

Будем громко отвечать?

Будем звёзды получать! (показ звёздочек-поощрений)

А как нужно отвечать?

Нужно … руку поднимать!

Давайте с вами закрепим наши знания, вспомним, какие пары образуют звонкие и глухие согласные. Я закрываю подсказку. Для этого выполним задание, которое называется

«Найди пару». (разрезные буквы)

Вы получаете вот такие ряды звонких и глухих согласных. Они здесь в неправильном порядке. Вам, ребята, необходимо поставить правильно звонкий согласный над глухим. (показ)

Работать будете в парах. (сильный помогает слабому) ЗВЁЗДЫ

таблица-схема (ПРОВЕРКА) Называем пары хором.

Расселим по домикам согласные. СЛАЙД

А теперь, ребята, давайте уточним сходства и различие звонких и глухих согласных.

Сходства и различие. СЛАЙДЫ (объяснение)

Обобщение: В произношении звонких согласных в работу включаются голосовые связки. Вот почему звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие без. пиктограмма

А сейчас проведём речевую разминку и повторим правильное произношение парных звонких и глухих согласных. Повторяем за мной.

В – летят самолётики (движение руками)

Ф – кошка фыркает (показ руками)

Г – гуси гогочут (движение головой)

К – ткань рвём (движение руками)

Д – знак согласия (движение головой)

Т – пальчики здороваются (поочерёдные касания пальцев)

Ш – змея ползёт (движение телом)

З – ловим комара (хлопок руками)

С – насос (движения руками)ЗВЁЗДЫ

Ребята, хочу вам сказать, что вы молодцы, так как знаете способ определения звонкости или глухости согласных, вы сказали о нём. Но существует другой. Внимание на экран.

«Объяснялки»видео СЛАЙД

Вывод: Так как же ещё можно проверить звонкий или глухой согласный?

картинка «приложить руку к горлу»

А теперь полным ответом скажите. Хорошо молодцы!

Ребята, сейчас выполним упражнение, которое называется «Звонкий-глухой».

.«звонкий-глухой» дифференциация звуков-букв

Вы получаете вот такие карточки с буквами, правильно называете звуки. Выбираете любой способ проверки на звонкость и глухость и определяете согласный на эти квадраты. Звонкий согласный помещаете на зелёный квадрат, глухой, на синий. Молодцы!

А теперь поиграем в игру, которая называется «Торопись, да не ошибись».

..«торопись, да не ошибись» дифференциация звуков в слогах

Для этого вы получаете вот такие колокольчики. Этот колокольчик обозначает звонкий согласный, этот соответственно глухой. Я буду называть слоги, вы внимательно слушаете, определяете на слух какой согласный в начале слога, проверяете его. Если я назвала слог со звонким звуком – поднимаете такой колокольчик, если с глухим то этот.

БА ПО ВУ ФЫ ГА КО ДЫ ТИ ЖУ ШО ЗЫ СА БУ ПЫ ВИ ФО ГО КА

… игры-СЛАЙДЫдифференциация звуков в словах (начало слов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои из разных мультфильмов. Вы знаете, как их зовут? Хорошо. Они решили покататься на машине. Но поехать могут не все, а только те, чьи имена начинаются со звонкого согласного звука. Давайте назовём героев и посмотрим, кто из них поедет на машине.

А в этой машине поедут герои мультфильмов, чьи имена начинаются с глухого согласного звука. Называем их.

А сейчас давайте поиграем и узнаем, что же происходит со звонкими согласными на конце слов. Почему же их называют опасными.

Игра «Выбери согласный» (конец слов)ЗВЁЗДЫ

Вывод: Так что же происходит со звонкими согласными на конце слов?

Они оглушаются, становятся глухими. А это приводит к ошибкам на письме. Поэтому нужно быть внимательными и знать правила проверки звонких и глухих согласных на конце слов. Об этих правилах вы узнаете на уроках письма.

пиктограмма

Итог занятия. (стадия рефлексии)

А теперь, ребята, подведём итог нашего занятия. Давайте, используя наши схемы, расскажем, что мы сегодня узнали и повторили на занятии.

(что узнали и чему научились)

Что вы нового узнали о сходстве и различии звонких и глухих согласных?

О каком способе проверки определения звонкости и глухости согласных вы узнали?

Какую важную особенность звонких согласных на конце слова вы теперь знаете?

Спешу вручить вам награды, потому, что каждый из вас на нашем мероприятии их заработал. Все были внимательными, хорошо мыслили, были активными, сообразительными и давали правильные ответы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: