Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.

Предмет: Логопедия
Категория материала: Конспекты
Автор: Кузьменкова Гульназ Ленизовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.26 Kb

Конспект логопедического занятия

“Дифференциация букв Л-М”.

Конспект логопедического занятия для 2 класса.

Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв Л-М”.

В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков;

-кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] – [М];

-связь звукового образа [Л] – [М] с их графическим изображением;

-навыки оптического анализа и синтеза букв;

-звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;

-правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте;

-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи. Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству. Дифференциация Л-М. Подготовила учитель-логопед МБОУ «СШ №1» Кузьменкова Г.Л. Нижневартовск-2015 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепление знаний о механизме образования звуков;- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;- обогащение и активизация словаря.Коррекционно – развивающие:-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.-развитие слухового внимания, памяти.-увеличение объёма зрительного восприятия.-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;Коррекционно- воспитательные:-формирование интереса к логопедическим занятиям;-формирование навыков аккуратного письма.Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л, М, картинки, слова –карточки.1.Организационный момент(организация внимания учащихся).

И в лесу мы, и в болоте,Нас везде всегда найдете:На поляне, на опушке,Мы – зеленые. (лягушки).

На носу зверь носит рогИ зовется. (носорог).2.Артикуляционная гимнастика.-Для того чтобы верно ,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.3. Формулировка темы урока.-Назовите животных, в названиях которых встречается [ л].-Лиса, олень, лось, лама.-Определите место звука [ л] в каждом слове.-Первое, второе, первое, первое.Назовите животное ,в названии которого есть звук [ м].-медведь.

В слове мамонтенок Сколько раз в слышится [ м]?-Два раза.-Правильно.

Подумайте о каких буквах будем говорить на занятии? (Л,М)

Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) (слайд1)

-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.- Какой вывод мы можем сделать отсюда?-Буквы имеют сходство , поэтому их легко перепутать.-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».4.Установление связи артикулема-кинема-графема-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].-Язык.-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».(слайд с изображение языка).Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы, Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз—и два»(слайд с изображением губ).Какой вывод мы можем сделать? -Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.

5.Выбор буквы-Сегодня я получила письмо от подруг, но первые буквы потерялись в их именах. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».

…арина, ..ена.Вспомните, как пишутся имена.-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все , что увидите.(Показывает таблички) МыЛо ( слайд с изображение геометрических фигур – овал- М; треугольник-ы;

прямоугольник – Л, круг-О ). -Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья, четвертая буквы?(Ученики отвечают на вопросы).-В названиях каких фигур есть л,м?-Овал, треугольник, прямоугольник.-Назовите ягоду, В названии которой встречается буквы Л,М.

Малина.6.Слоговой анализ и синтез- Я приглашаю вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?-Слоги.-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.Последний слог: зима, читала, апрель,, камень, карамель.( Дети выполняют задание).-Я записала слова, но он перепутала все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)ла,Мимон,лимал,слоло,мылок,меля,зем-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?-В каждом слове есть буквы л,м.7.Пальчиковая гимнастикаВаши пальчики устали, давайте поиграем с ними.Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.Я с мизинцем ел калинку,С безымянным ел малинку,Ел со средним землянику,С указательным- клубнику.Поочередно соединяют пальцы с большим.

А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.Л3 Л2 М1Л3 М3Л48.Графический диктант-Отгадайте о каком предмете я вам скажу кислый, жёлтый, ароматный, крупный?-Лимон.-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например , лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.Его даёт корова (молоко- м1л3)Грядка для цветков (клумба-л2м4).(Дети выполняют задание).9.Работа со слоговой таблицей-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).ла-ма ле-ме лал-лам-маллу-му лю-мю лул-лум-муллы-мы ля-мя лол-лом-молло-мо ле-ме лыл-лым-мылал-ам ел-ем лил-лим-милул-ум юл-юм лел-лем-мелыл-ым ял-ям лял-люм-мюлол-ом ел-ем люл-люм-мюл- Прочитайте стихотворение. (Выдаюу слова каждому ученику)Мышка

Мышка весело жила,

На пуху она спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

Теперь прочитайте стихотворение и назовите слова в которых есть звук Л, М.

(Учились в предложениях находить слова со звуками Л,М)

10. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.

Задание: Вставь буквы «л-м».

• .олчание – знак сог.асия.

Читайте также:
Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

• По.ожить зубы на по.ку.

• Го.ова седая, да душа .олодая.

• Кто с.ел, тот и съе.

• Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.

• Где много с.ов, та. мало де.а.

• У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.

• С.ово сказа. – стре.упос.ал, пись.онаписа. – в западню попа. .

11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л, м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой ( / ), . У нас получиться схема предложения. (Зашифрованное письмо)На лесной опушке встретились молодые ёлочки./ Л — Л МЛ ЛВечерняя мгла покрыла все поля. — МЛ Л — ЛПослышался мелодический голосок иволги. Лл МЛ Л Л

12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.-С чем мы пьём чай?(Дети перечисляют). Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске). ёд, . ята, ..и..он, . о око.- Чтобы записать в тетрадь словосочетания, написанные на доске, нужно вставить буквы Л или М.

Свари…и пе…ь…ени.13.Закрепление букв в предложении.Я забыла, куда какое слово нужно ставить. Помогите мне. Чтоб полы покрыть, нам нужен. Чтобы сад украсить, мы посадим ..(лак, мак).Кто бы нам порезал. Резать лук такая . (мука, лука).14.Дидактическая игра « Пара к паре»-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. решение головоломки. (Запись слов на доске).Лимон ___ яблоко___________________ Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое

-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.15. Дифференциация в текстах.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 80 Скачиваний: 48

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект логопедического занятия ‘Дифференциация звуков Л и М’.

Конспект урока по коррекции письма в 7 классе «Особый ребенок»

Тема: Дифференциация букв Л и М.

Лексическая тема: Дикие животные.

Учить различать кинетически сходные буквы Л и М в словах и предложениях путем выработки четкой зрительно – моторной координации.

Закреплять правильное написание и чтение этих букв.

Развивать буквенное восприятие и их узнавание (гнозис).

Формировать пространственное восприятие.

Развивать фонематический слух через использование компьютерной программы «Игры для тигры».

Обогащать словарный запас учащихся по теме «Дикие животные»

Развивать связную речь и умение задавать вопросы.

Расширять объем зрительного и слухового внимания.

Развивать процессы мышление, артикуляционную моторику, координацию движения пальцев рук, вырабатывать правильное речевое дыхание,

Воспитывать любовь к природе.

Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: тетради, ручки, индивидуальные карточки , камушки, проволоку, палочки, карточки с буквами, картинки с животными, диск СД – «Баба Яга учится читать»., программа «Игры для тигры»

1. Организация начала занятия 3 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени

Организация внимания, внутренней готовности к уроку.

– развитие зрительного восприятия и гнозиса букв

– развитие фонематического слуха.

«Игры для Тигры», блок лексика, «Кто в лесу живет?»

– У меня появилось странное письмо. Помогите его прочитать.

– У кого беда и где она случилась я не знаю, но в письме был еще диск, может он нам поможет., послушаем.

– Определите голоса животных и птиц живущих в лесу

– Где такие звуки можно услышать?

– Значит нам надо отправляется в лес на помощь лесным жителям.

Дети дописывают искаженные буквы и читают письмо.

– Слушают голоса животных.

– Дети слушают звуки и угадывают голоса животных.

– Эти звуки можно услышать в лесу.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Ритмика. 5 мин.

Цель этапа: Развитие артикуляционного праксиса, дыхания, коррекция чувства ритма.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

знать артикуляционные упражнения, упр. на дыхание, ритм и темп

уметь четко выполнять упражнения речевой гимнастики, прислушиваться к ритмам и звукам.

Таблица по дыханию, карточки с артикуляционными упражнениями

Прежде , чем отправиться в лес нам надо проверить как мы правильно выполняем артикуляционную гимнастику, как дышим, и слышим.

Показывает образец артикуляционного упражнения.

Показывает очередность выполнения дыхательных упражнений по таблице.

– К нам прибежал зайчик. Он может показать нам дорогу в лес, но для этого надо точно повторить ритм

который он сыграет на барабане.

Ставят зеркала и выполняют артикуляционные упражнения.

Выполняют дыхательное упражнение.

Воспроизводят ритм по образцу.

Введение в тему урока. (1 минута)

Цели этапа: Постановка целей и задач занятия.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

уметь выделить ведущую задачу урока

Ставит цель урока перед уч-ся:

– Спросите у зайчика, что у них приключилось?

Зайчик: « Баба яга перепутала всех животных живущих в лесу и у людей и спрятала буквы Л и М»

– Итак, отправляемся в лес .

– Что у вас случилось в лесу?

Выделяют ведущую задачу

– Нам надо помочь животным найти их дом и научить различать буквы М и Л.

Работа с карточками. 4 минут.

Цель этапа: Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). Закрепление знаний о диких и домашних животных. Развитие мышления.

Читайте также:
Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

Закреплять знания о строении животных и месте их обитания.

– уметь по контуру узнавать животное,

– дифференцировать домашних и диких животных.

– употреблять в речи обобщающие слова (домашние животные, дикие животные)

Набор карточек для каждого

– Найдите к каждому животному его тень, и его дом.

К контурам подбирают карточки с животными и распределяют кого в лес, а кого домой. (Свои действия сопровождают речью)

Физ. Минутка (3 мин). Звери все очень рады , что нашли свои дома, давайте вместе потанцуем. Под музыку «Барбарики» выполняют упражнения.

5 . Работа с компьютером. 3мин. + 3 мин.

Цель: Формирование буквенного гнозиса.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

Закреплять знания о написании букв.

– уметь составлять буквы из их элементов.

– различать правильное написание от неправильного.

Игра Баба Яга учится читать»

(У кота, у ворона)

-Баба яга закрыла кота в доме, его надо выпустить. Для этого составьте правильно буквы в окошке.

– Ворону надо понравиться воронихе. Помогите ему сыграть мелодию без ошибок. Для этого необходимо щелкать все буквы которые написаны наоборот.

– Подбирают элементы букв.

– Исправляют неправильно написанные буквы

Зарядка доя глаз. 3 мин. Вместе с бельчатами Сделаем зарядку для глаз.

Зажмурились – открыли глаза (5 раз)

Следим глазками за бельчатами. (5 раз)

Смотрим на бельчат перед носом – а теперь в даль, на дом (5 раз)

6. Работа с буквами 6 мин.

Цель этапа: Учить различать кинетически сходные буквы Л и М путем выработки четкой зрительно – моторной координации.

Научить различать написание письменных и печатных букв М и Л.. Развитие мелкой моторики через кинетические ощущения.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

Закрепить знание написания букв М и Л

– уметь различать на письме буквы М и Л,

– конструировать данные буквы из камней, проволоки, палочек.

– различать на ощупь .

Буквы, камни, проволока, палочки, индивидуальные карточки

Надо еще помочь животным научиться различать буквы М и Н.

– Баба Яга спрятала эти буквы, давайте их найдем.

– Обведите буквы М синим цветом, а Л – красным.

– Чем отличаются и чем похожи эти буквы?

Обведите пальчиком по шершавым буквам с закрытыми глазами и определите , где буквы М?

– Посмотрите друг у друга, правильно?

– Выложите букву Л из камешков, а букву М из палочек.

– Какая буква выложена из палочек?

Обводят на карточках буквы М и Л (карточки с наложенными изображениями букв)

– Эти буквы состоят из одинаковых элементов, но в букве Л таких элементов меньше.

– Обводят буквы из наждачной бумаги и поднимают букву М.

– Помогают тем, кто ошибся.

Развитие кинетических ощущений . Белка принесла шишки . Возьмите их в руки, покатайте между ладошек, сожмите в правой руке, сожмите в левой руке. Правой рукой покатайте шишку по левой щеке. Левой рукой покатайте шишку по груди. (2 мин)

7. Работа в тетради. 5 мин

Цель этапа: Развитие коллеграфии.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

Знать правильное написание письменных букв М и Л.

– уметь различать на письме буквы М и Л.

– Соотносить печатную букву с письменной.

– По образцу пропишите в тетрадях буквы М и Л

– Баба Яга утащила буквы М и Л из слов, помогите вставить правильно .

– Подчеркните М – одной чертой, а Л двумя чертами.

По образцу прописывают буквы.

– Вставляют буквы в карточки с картинками, а потом слова записывают в тетрадь. ( Бе_ка, _едведь, _а_ина, _ед, _иса, _ес, дуп_о)

8. Рефлексия. 2 мин.

Цель Повтор пройденного. Оценка своей работы.

Используемые образовательные ресурсы и ИКТ

Уметь оценить свои действия на уроках

– Чем отличаются буквы М и Л

– Что мы сегодня сделали?

– Как вы сегодня поработали?

Если хорошо, то подарите белочке веселый грибок, а если что – то было непонятно , то грустный.

– Мы выручили животных.

– Нашли дома животным, научили их отличать буквы М и Л

Дети кладут в дупло к белочке грибы.

Данный урок разработан для логопедического занятия с 7 классом «Особый ребенок». Логопедическая коррекция в данном классе проходит по подгруппам. Эта группа состоит из 2 девочек с синдромом Дауна. Они страдают глубокой задержкой умственного развития. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости. Сложная дисграфия (нарушение языкового анализа и синтеза, оптическая)

По уровню знаний девочки одинаковы, работоспособность средняя, отмечается быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, кратковременная память.

Тип урока: комбенированный.

Урок выстроен на основе технологий здоровьесбережения (профилактика «школьных» болезней и смена динамических поз по Базарному В.Ф.), ИКТ (игра) и игровой.

Методы обучения: беседа, устный опрос, проблемный метод, игра.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

У девочек еще плохо сформирована учебная деятельность, они быстро устают и начинают отвлекаться, поэтому именно игровая технология помогает им удерживать внимание и проявлять интерес к выполнению заданийй). На протяжении всего урока присутствовал игровой сюжет. Перед детьми ставились проблемные ситуации (найти все буквы, которые спрятала баба Яга и помочь лесным жителям.) Выполняя разнообразные задания дети постоянно меняли свою деятельность и динамичность позы. По мере утомления проводились физ.паузы, что способствовало сохранению здоровья и работоспособности на протяжении всего урока.

Работа с компьютерной игрой «Баба-Яга» и «Игры для Тигры» вызывала большой интерес к работе , способствовала привлечению внимения к учебной деятельности.

В конце урока проводится обобщающая беседа в форме опроса.

На рефлексии собирается девочки определяют свои ощущения от урока с помощью «эмоциональных» грибов.

Читайте также:
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

На логопедических занятиях в классах «Особый ребенок « не выставляются оценки и не задается домашнее задание.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях»

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация л – м в словосочетаниях и предложениях».

  • Закрепление правильного вы​ бора букв л, м при написании словосочетаний и предложе​ний.
  • Определение смыслоразличительной роли л, м.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование звукобуквенного анализа слов.
  • Развитие зрительного и слу​хового внимания, мышления.
  1. Демонстрационные карточ​ки с изображением прописных букв Л, М.
  2. Зрительные символы-опо​ры — изображения Буратино и Мальвины.
  3. Перфокарты для вставки букв.
  4. Карточки для составления словосочетаний.
  5. Дидактический материал, отпечатанный по числу учащихся.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Назовите слова, где встречаются обе буквы л и м. Например, мел.

Ученики выполняют задание.

Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях: «Различай Л — М». (Вывешивает демонстрацион​ные карточки прописных букв на доске.) Давайте повторим способ различения букв. Вы по​мните его? Л — «одинарная» — «раз — и». М — «двойная» — «раз — и —

Основная часть.

Поиск ошибок в предложениях.

Логопед. Какие сказочные герои приходили к нам на про​шлом занятии?

– А вот какое письмо получила Мальвина от Буратино.

– Дорогая Лальвина! Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!

– Какие буквы перепутал Бурати​но? В каких словах ошибки? Прочитайте письмо без ошибок. Как наши подсказки помогут Буратино различить л и м?

Ученики отвечают на вопросы.

Дидактическая игра «Проложи тропинку».

Логопед. Послушайте пред​ложение. В каждом слове ищи​те буквы л, м к записывайте только их, пользуясь подсказка​ми. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (—), предлоги обозначайте га​лочкой (V). У нас получатся тро​пинки, по которым мы придем в гости к Буратино.

На лесной опушке встретились
V л л

молодые елочки,
мл л

Вечерняя мгла покрыла все поля. — мл л — л

Послышался мелодичный голосок

На стволах елей выступили капли
V л л л л

Вставка букв в слова и словосочетания.

Логопед. С чем мы пьем чай? Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения.(Записыва​ет слова на доске.)

,.ед, ..ята, ..и..он, ..о..око. Каждому ученику Буратино приготовил к чаю сюрприз — конфету-перфокарту. Чтобы прочитать словосочетания, на​писанные на ней, нужно вста​вить буквы л или м.

Под..е..а по.. При..ери..а п..атье.

Весе..ая ..е..одия. ..а..енький ..альчик.

Насто..ьная ..а..па. С..ивочное ..ас..о.

По..и.. к..у..бу. Сварили пе..ь..ени. С..отре.. ..у..ьтфи..ь.. С..ома.. ..инейку.

Составление словосочетаний.

Логопед. За чаем Бурати​но рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые разли​чаются буквами л, м. (Записы​вает на доске.)

– Запишите словосочетания, заме​няя буквами условные обозна​чения: косая черта (/) обознача​ет букву л, две косые (//) — бук​ву м.

А/ый //ак. //ебе/ьный /ак.

– Изменится ли смысл слова лак, если заменить л на. м?

Включение в предложения слов, различающихся буквами л, м.

Логопед. Буратино так по​нравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.

Чтоб полы покрыть, нам ну​жен…
Чтобы сад украсить, мы по​садим… (лак, мак).

Вот мешок несет…
У него в мешке… (мука, Лука).

Кто бы нам порезал…
Резать лук такая… (мука, лука).

Этот зверь зовется…
… — дочь и … — … (лама, мама).

На ладошке пыли…
Ты его скорее… (смой, слой).

Чтоб чистюлей…
Грязь всю нужно… (смыть, слыть).

– Теперь запишите пословицу, подобрав подходящие слова. Объясните ее смысл.

На языке…, а под языком… (лед, мед).

Дидактическая игра «Пара к паре».

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения на ос​нове установления простых ана​логий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Пишет слова на доске.)

кислый круглое, сладкое, зеленое, большое

– Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кис​лый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.

– Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Далее ученики подбирают еще несколько пар слов.

мыльница тарелка, мука, хлебница, магазин

мука мед, масленка*, .блюдце, молоко

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому
Ученики сгибают и разгибают большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Делают крышу домика из ладо​ней.
Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок
Поочередно соединяют пальцы с большим.
Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья.
Сцепляют пальцы в «замок», вра​щают кистями рук.
Друг без друга им нельзя.

– Теперь угадайте, название како​го пальчика зашифровано на доске. (Записывает шифр.)

М1 (мизинец), Л8 (указательный), ЛЗ (большой), М5 (безымянный).

Вставка слов в предложения.

Логопед. Буратино на​учился различать буквы л, м и даже составил предложения. (Записывает на доске.) Какие слова пропустил Буратино? За​пишите любое предложение по выбору, добавьте нужные слова.

…всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила… В руках у дворника была… Из молока получают… и…

Поиск смысловых ошибок в предложениях.

Логопед. Прочитайте пред​ложения, которые составил Буратино. Найдите его ошибки. Чтобы их исправить, нужно за​менить подчеркнутые слова. (Раздает ученикам дидакти​ческий материал.) Запишите одно из получившихся предло​жений по выбору.

Стол и тумбочка — это посуда. Хлеб хранят в хлебнице, а масло в сахарнице. Мила в семье старшая, а Лиля маленькая

Итог занятия.

Логопед. Какие буквы мы сегодня учились различать? Ка​кие подсказки и как нам помо​гали? Какие задания были са​мыми интересными?

Читайте также:
Весенняя одежда - конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв л-м”. Тема логопедического занятия: “

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.

Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв Л-М”. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] – [М]; связь звукового образа [Л] – [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия ( для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
– закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
– обогащение и активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков , буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет , используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно ,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок ,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
– Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство , поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.( Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

( слайд с изображение языка) .

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз—и два»

( слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
. а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята , вспомните ,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все , что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ ( слайд с изображение геометрических фигур – овал- М; треугольник- Е; прямоугольник – Л).

-Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель,, камень, карамель.
( Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например , лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

Читайте также:
Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов . Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. ( Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова .Запишите их в порядке названий .
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
– мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой ( / ), . У нас получается тропинка ,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/ Л — Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
— МЛ Л — Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
. ёд, . ята, ..и..он, . о око.

-За чаем Буратино рассказал , что он сделал за день. Составьте словосочетания , назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен.
Чтобы сад украсить ,мы посадим ..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.
Резать лук такая . (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. ( Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же , как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
. всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила .

Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
– Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”. Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.

Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв Л-М”. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] – [М]; связь звукового образа [Л] – [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия ( для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация букв Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
– закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
– обогащение и активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков , буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет , используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

Читайте также:
Конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика)

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно ,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок ,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
– Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство , поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка).

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз—и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
. а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята , вспомните ,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все , что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ ( слайд с изображение геометрических фигур – овал- М; треугольник- Е; прямоугольник – Л).

-Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель,, камень, карамель.
( Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например , лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов . Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова .Запишите их в порядке названий .
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой ( / ), . У нас получается тропинка ,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/ Л — Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
— МЛ Л — Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
. ёд, . ята, ..и..он, . о око.

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

-За чаем Буратино рассказал , что он сделал за день. Составьте словосочетания , назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен.
Чтобы сад украсить ,мы посадим ..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.
Резать лук такая . (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же , как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
. всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила .

Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
– Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите ,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично – то встаньте и поднимите руки вверх. ( дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

Автор: Шуманкова Ольга Викторовна

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях

Елена Мишустина
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях

Тема: «Поможем Золушке попасть на бал»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях;

– закреплять понятие «согласный звук», уточнять особенности артикуляции звука [л];

– закреплять умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных;

– закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

– учить подбирать прилагательные к существительным.

Коррекционно-развивающие:

– развивать мимическую мускулатуру лица;

– совершенствовать координацию движений рук и артикуляционного аппарата по средствам биоэнегропластики;

– развивать фонематическое восприятие: упражнять в нахождении слов со звуком [л], упражнять в определение позиции звука в слове;

– развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление);

– уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда».

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда;

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, усидчивость;

– воспитывать положительные личностные качества (доброта, взаимопомощь).

Оборудование: зеркала, макет «Артикуляция звуков», игра «Большая стирка», игрушки, в названии которых есть звук [л], ящик, карточки для физминутки, разрезные картинки, пальчиковые дорожки (рисуем двумя руками, фломастеры и смайлики (для рефлексии, ПК, презентация к занятию.

Форма организации: индивидуально-подгрупповая.

Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.

Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

Предварительная работа: чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Л. : Алёна, Никита, здравствуйте! Я рада вас видеть! Какое у вас настроение?

Л. : Садитесь удобно, спинку не забывайте держать прямо. Начинаем наше занятие!

Л. : Давайте вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотрите в зеркало и начинаем.

II. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

«Заборчик», «Улыбочка» – «Трубочка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим верхние зубки», «Парус», «Лошадка», «Пароход гудит».

III. Сообщение темы занятия.

Л. : Мы размяли наш язычок и теперь можем отправляться в сказку. А к кому, догадайтесь. Я загадаю загадку, а вы послушайте внимательно и отгадайте.

Сестрам с мачехой стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Р. : Золушка!

Л. : Правильно, мы отправляемся в гости к Золушке! (Появляется слайд с изображение Золушки).

А вы заметили, что в ее имени есть звук, над которым мы работаем в последнее время. Я сейчас еще раз произнесу это слово, а вы послушайте, и скажите, о каком звуке идет речь. (Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л])

Читайте также:
Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Р. : Это звук [Л]!

Л. : Верно! Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно.

IV. Анализ артикуляции звука по плану. Характеристика звука[Л].

Л. : Давайте вспомним, как правильно произносится звук [Л] – в каком положении находятся губы, язычок….(Макет «Артикуляция звуков»)

(Ребёнок произносит звук [Л] изолированно перед зеркалом.)

Л. : Ребята, скажите, какой звук [Л]?

Р. : (согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом)

Психогимнастика (элементы здоровьесберегающей технологии) (Слайд)

Л. : Ребята, посмотрите на Золушку и скажите, какая она? (Золушка добрая, ласковая, милая, славная, грустная, печальная)

Л. : Почему Золушка такая печальная? (Потому что она хочет попасть на бал, но у нее много работы.)

Л. : Покажите, как огорчилась Золушка, которую не взяли на бал?

Л. : А кто поехал на бал?

Л. : Придумайте имена её сестрам так, чтобы в их имени был звук [Л]

Л. : Изобразите злую мачеху.

Л. : Кто помог Золушке?

Л. : Изобразите добрую Фею. (Волшебницу)

Л. : Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал?

Р. :Помочь справиться с заданиями, которые приказала выполнить мачеха.

V. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Произношение звук [Л] в слогах.

Л. : Золушка очень трудолюбивая и всегда работает и поет песенки. Давайте споём вместе с Золушкой.

Ла-ло-лы ал-ол-ул ала-ола-ула

Ло-лу-лэ ол-ил-ел оло-ало-ило

Лу-ла-лы ил-ул-ол и т. д.

Л. : Молодцы, у вас отлично получилось!

Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях и предложениях.

Первое задание. Развитие фонематического слуха. Игра «Веселая стирка»

Л. : Злая мачеха приказала Золушке постирать одежду, только ту, в которой есть звук [Л].

Не забывай выделять этот звук.

Второе задание «Назовите ласково». (Слайд) (Например, голубенький халатик)

Третье задание.

Л. : Золушка все постирала и повесила сушить. Что повесила Золушка сушить?

Р. : Золушка повесила голубую блузку.

Л. : Молодцы! И с этим заданием вы справились правильно и быстро!

Четвертое задание «Уборка в доме» (Слайд)

Л. : А теперь Золушке нужно помочь убрать в комнате, разложите все предметы по местам.

В первом шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в начале слова.

В средний шкафчик нужно положить предметы, в названиях которых звук [Л] находится в середине слова.

А в третьем шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в конце слова.

Л. : Называй игрушки и прячь их в нужный шкафчик.

(Задание дети выполняют стоя около стола)

Л: Здорово! У вас очень хорошо получается помогать Золушке! Но, наверное, вы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем.

VI. Физминутка (Игра с движением)

Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное и существительное) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Мы присядем столько раз,

Сколько лавочек у нас. (Одна лавочка)

Наклонились столько раз,

Сколько булавок у нас. (Пять булавок)

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько стульчиков у нас. (Два стула)

Сколько пчелок пролетело? (Три пчелки)

Пятое задание. Игра «Четвёртый лишний»

Л. : Молодцы, вы и с этим заданием справились!

Л. : Ребята, посмотрите на нашу Золушку, готова ли она теперь к балу?

Р. : У нее нет платья.

Л. : А на чем она поедет на бал?

Л. : Помогите Золушке найти их. (Дети собирают разрезные картинки – платье, карета)

Л. :А теперь, расскажи, какое платье у Золушки? (Красивое, праздничное, длинное, голубое, пышное).

Л. : Золушка очень довольна, что у нее есть такое красивое платье и карета. И теперь она сможет отправиться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него?

VII. Кинезиологическое упражнение (Рисуем двумя руками) «Пальчиковые дорожки»

Упражнение на развитие долговременной памяти «Подскажи слов а?»

Л. : Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним все то, что делала Золушка. (Слайд)

Лось-лось-лось – трудно Золушке ….жилось.

Лат-лат-лат – постирала свой …халат.

Елка-елка-елка – у Золушки ….метёлка.

Лы-лы-лы – подмела она …полы.

Ла-ла-ла – все игрушки ….убрала.

Ела-ела-ела – всё сделать Золушка ….успела.

Ал-ал-ал – теперь спешит она на …. бал.

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Л. : Молодцы! Вы справились правильно и быстро со всеми заданиями, и помогли Золушке попасть на бал! Помогать друг другу очень важно, не правда ли? (Дети отвечают)

Наше занятие подошло к концу. У вас на столе лежат смайлики. Нарисуйте своё настроение. Если у вас все получилось и занятие понравилось, то улыбку, если было трудно, нарисуйте грусть.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-zanjatiyu_pk54t.pptx | 15857,63 Кб

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закреплять правильный.

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнять и совершенствовать.

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Конспект логопедического занятия “Дифференциация букв Л-М”.

Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв Л-М”. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] – [М]; связь звукового образа [Л] – [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия ( для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация букв Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
– закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
– обогащение и активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков , буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет , используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно ,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок ,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
– Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство , поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка).

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз—и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
. а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята , вспомните ,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все , что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ ( слайд с изображение геометрических фигур – овал- М; треугольник- Е; прямоугольник – Л).

-Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель,, камень, карамель.
( Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например , лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

Читайте также:
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов . Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова .Запишите их в порядке названий .
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой ( / ), . У нас получается тропинка ,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/ Л — Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
— МЛ Л — Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
. ёд, . ята, ..и..он, . о око.

-За чаем Буратино рассказал , что он сделал за день. Составьте словосочетания , назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен.
Чтобы сад украсить ,мы посадим ..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.
Резать лук такая . (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же , как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
. всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила .

Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
– Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите ,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично – то встаньте и поднимите руки вверх. ( дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: