Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков и букв И-У

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Дифференциация звуков и букв И-У

г. Белая Калитва

Тема занятия: Дифференциация И —У

Коррекционно-обучающая: знакомство со звуками и буквами [и], [у], их сравнительной характеристикой, обучение дифференцировке звуков и букв [и], [у] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; обогащение словарного запаса; совершенствование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, чу-щу; развитие техники чтения и грамотного письма.

Коррекционно-развивающая: выработка слуховых и зрительных дифференцировок; уточнение пространственной ориентировки; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, восприятия.

Коррекционно-воспитывающая: развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: картинка с зашумленными буквами, карточки с рукописными буквами «и» и «у», элементы букв из самоклеящейся бумаги и листки картона для аппликации, карточки с заданиями, фанты – зайчики и белочки, призы, таблица буквосочетаний.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет любую букву из спрятанных на этой картинке (“зашумленные” буквы).

Молодцы! Я уверена, что сегодня на занятии все вы будете прекрасно работать и получать жетоны, а тот кто окажется самым активным, получит приз (цветная схема бумажного животного)..

II. Основная часть.

1. Найдите одинаковый звук в словах:

– лук, автобус, утюг.

2. Давайте сравним:

Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?

А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)

А теперь сравним буквы (на доску вывешиваются рукописные буквы и, у):

Из каких элементов состоит буква и (у) ?

Есть ли одинаковые элементы у этих букв?

Каким элементом отличаются буквы и,у ?

(Учитель на доске складывает буквы из элементов.)

Ребята, у каждого из вас на столах есть пакетики. Откройте их. На листике сложите из элементов букву, а затем приклейте ее. Для каждой буквы свой листок.

3. Графический диктант.

Зашифруйте буквами «и» и «у» услышанные слова. Буквы записывайте через запятую:

звук, мир, рис, стук, тигр, круг, гриб, лук, улица, пушинка.

Проверка, исправление ошибок.

Кто вспомнит слова, используя запись букв? (поощрение-фанты)

4. Ребята, отгадайте загаданные слова. Запишите их в тетради в 3 столбика: с буквой и, с буквой у, с буквами и,у (можно использовать картинки с изображением отгадок).

За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат …камыши

Стали звездочки кружиться

И на улицы ложиться,

Нет, не звезды, не пушинки,

А ажурные …снежинки

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась … щука

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в …кувшин

В заколдованном замке охраняет сокровища

Огромное, страшное, злое…чудовище

Розы вырастить хотел

Но на клумбе у него

Вместо роз цветет…шиповник

5. Составьте слова из рассыпанных букв. Запишите их.

Гирт (тигр), филту (туфли), клу (лук), чукар (ручка), китин (нит­ки), хиду (духи), шураг (груша), сугь (гусь), лапи (пила), шупка (пушка), инок (кони), исгу (гуси), илуп (пули), анул (луна).

Обведите все буквы и – зеленым карандашом, все буквы у – синим карандашом.

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье: (выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Пальчики наши в замочки сомкнем

Повыше поднимем и спинку прогнем,

Теперь глубоко мы всей грудью вздохнем (Руки вниз за голову.)

И ножкам своим отдохнуть мы даем (вытянуть ноги под партой и потрясти)

Дышим раз и дышим два, (опустить сомкнутые в замок руки)

За работу нам пора.

7. Посмотрите на эту таблицу. Здесь написаны сочетания букв, но среди них есть необычные. Почему, мы узнаем, когда прочитаем их все вместе.

Какие из сочетаний необычные? А вам не попадались слова?

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда в ДОУ - Детско-родительский проект (Первый раз - в первый класс!)

(Всего 4 слова, т. к. слово Ира написано с маленькой буквы).

8. Найдите и исправьте ошибки в записи предло­жений. (задание на карточке) Кто выполнит – поднимите руки.

Итром я выглянил на улуцу. В килаке жижжит жик. Лусуца бродут по леси. Дризья кунулись в води. Шира посадула каписту. Прушла сировая зумушка.

Проверка детьми заданий других детей.

Ребята, проверьте, пожалуйста, правильно ли _______ и ______ выполнили задание?

III. Итог занятия:

9. Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?

А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)

Из каких элементов состоит буква и (у) ?

Есть ли одинаковые элементы у этих букв?

Каким элементом отличаются буквы и,у ?

10. Похвала, поощрение:

Молодцы! Вы выполнили все задания! Пора подводить итоги: посчитайте, сколько у вас жетонов. (Награждение всех детей).

Спасибо, ребята! Мне было очень интересно сегодня с вами работать! Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1) Логопедия в школе. Под ред. М.- РнД, 2005.

2) Садовникова письменной речи у младших школьников М.: Просвещение, 1983.

3) , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.

4) , , Юшина упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.

5) Яворская задания логопеда для школьников (2-3 классы). СПб.: КАРО, 2014.

Групповое логопедическое занятие “Дифференциация букв И-У в слогах, словах и предложениях”

Автор:
учитель-логопед
Основина Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ №25г. Орла

Цель: закрепить знания детей о буквах и – у.

Задачи:

  • учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у;
  • обогащать словарный запас по лексическим темам «Домашние животные», «Птицы»;
  • формировать навыка фонематического анализа и синтеза;
  • совершенствовать навыка чтения.
  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • развивать зрительную память, внимание;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать мелкую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать зрительного восприятия и узнавания.
  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • индивидуальные зеркала;
  • смайлики;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши;
  • конверты с элементами букв «У» и «И».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: – Здравствуйте. Ребята, у вас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и порадуем нашими знаниями и успехами.

2. Психологический настрой

Логопед: – Ребята, посмотрите внимательно, на ваших партах лежат изображения смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и покажите его. Мне нравится ваш настрой на работу. Я выбираю вот этот. (Учитель и ученики демонстрируют выбранные изображения).

У меня хорошее, веселое настроение. А теперь отложите изображения смайликов в сторонку. В конце занятия мы к ним вернемся.

– Прежде чем начать работу улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. А также подарите свои улыбки нашим гостям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. За работу, в добрый час.

3. Установка на правильную речь.

Логопед: – Прочитайте четко и выразительно стихотворение.

Ученики читают стихотворение – установку на правильную речь:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!

4. Развитие зрительного восприятия.

Логопед: – Возьмите карточки. Внимательно посмотрите и скажите, кого вы видите на картинке?

Дети: – Коза, лошадь, корова, собака, свинья, кошка, овца.

Логопед: – Как одним словом можно назвать изображенные на картинке силуэты?

Дети: – Домашние животные.

5. Работа в тетрадях. Графический диктант.

Логопед: – Возьмите карандаш, поставьте его в точку с цифрой 1. 5 клеток вниз, 1клетка вправо, 1 клетка наискосок вправо вверх. Теперь поставьте карандаш на точку под цифрой 2. 5 клеток вниз, 1клетка наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?

Читайте также:
НОД по теме Автоматизация звука (Л)

Логопед: – Продолжаем. Поставили карандаш в точку под цифрой 3. От точки 6 клеток вниз, 1 клетка вправо,1 клетка наискосок вправо вверх. Поставили карандаш в точку под цифрой 4. От нее 11 клеток вниз, 2 клетки наискосок влево, 1 клетка вверх, 3 клетки наискосок вправо вверх. Какая буква получилась?

Логопед: – Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня будем говорить?

Дети: – А буквах И – У.

6. Артикуляция звуков.

Логопед: – Ребята, пишем и читаем мы букву И, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?

Дети: – Растягиваются в улыбке.

Логопед: – Какое положение принимает язык?

Дети: – Язык спокойно лежит.

Логопед: – Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.

Дети: – Голосовые связки работают.

Логопед: – Ребята, пишем и читаем мы букву У, а слышим и произносим какой звук? Посмотрите в зеркало и произнесите его. Что делают губы при произнесении этого звука?

Логопед: – Какое положение принимает язык?

Дети: – Язык спокойно лежит.

Логопед: – Работают ли голосовые связки? Приложите ладонь к горлу.

Дети: – Голосовые связки работают.

Логопед: – Что общего у звуков и, у?

Дети: – Они гласные.

Логопед: – На занятии мы будем говорить о буквах И – У. Будем учиться различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах.
Логопед раздает детям конверты с элементами букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.

Логопед: – Ребята, у вас на столах лежат конверты. В них элементы букв «У» и «И». Сложите из элементов буквы. (Дети выкладывают буквы).

Логопед: – Из каких элементов состоит строчная буква И?

Дети: – Буква И состоит из 2 палочек с закруглением внизу (крючков).

Логопед: – Из каких элементов состоит строчная буква У?

Дети: – Буква У состоит из палочки с закруглением внизу (крючков) и петельки

Логопед: Сколько элементов используется для написания каждой буквы?

Дети: – При написании каждой буквы используется 2 элемента?

Логопед: – Что общего в написании наших букв?

Дети: – В написании буквы «и» и «у» есть крючки. Первый элемент с закруглением внизу.

Логопед: – В чём отличие?

Дети: – У буквы и второй элемент – палочка с закруглением внизу, а у буквы у – петелька, направленная вниз.

7. Физкультминутка.

8. Упражнение «Зашифруй букву»

Логопед: – Посмотрите на экран. Круг обозначает букву «И», перевернутый треугольник букву «У». Выполните задание. Запишите в тетрадь слоги. Вместо треугольника пишем букву «У», вместо круга – «И».

Логопед: – А теперь проверим, какие слоги вы написали. Были ошибки?

9. Гимнастика для глаз.

– Нашим глазам необходим отдых. Следим только глазами за перемещениями точки.

10. Изографы.

Логопед: – Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?

Логопед: – Какое слово здесь зашифровано?

Логопед показывает детям картинку на которой нарисован гусь.

Логопед: – Какая буква здесь спряталась?

Логопед: – Посмотрите на картинку. Какие буквы вы видите на картинке?

Логопед: – Какое слово здесь зашифровано?

Логопед показывает детям картинку, на которой нарисован аист.

Логопед: – Какая буква здесь спряталась?

Логопед: – Как одним словом можно назвать предметы изображенные на картинках?

11. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: – Я начну читать стихотворение, а вы закончите, подходящим по смыслу словом.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь).

Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Логопед: Вместо всего слова запишите, какая из букв есть в этом слове.

За рекой росли
Их на праздник принесли
На веточках иголки
Что же это? (Елки).

Логопед: Хорошо ребята, зашифровали слово, написали И или У.

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко
Шьет, зашивает и колется колко
А называют кораблик… (иголка).

Мчусь как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки
Кто несет меня… (коньки).

Он большой, как мяч футбольный
Если спелый – все довольны
Так приятен он на вкус
А название … (арбуз).

Долгожданный дан звонок
Это кончился… (урок).

Логопед показывает картинки: арбуз, иголка, коньки, урок, гусь, елки.
Логопед: – Давайте проверим, что вы написали.

12. Развитие фонематического слуха. Игра «Чего не стало»

Логопед: – А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало». Посмотрите внимательно на картинки и запомните их.

А теперь картинки поменяются местами. Закрываем глаза. Что изменилось?

Дети:- Поменялись местами арбуз и иголка.

13. Упражнение «Расшифруй слова»

Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У».

Логопед: – На карточках написаны слова вам необходимо дописать недостающие элементы у букв И – У. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».

(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед: – Проверьте работу вашего соседа. Были ошибки? Какие?

Логопед: – Ребята, в задании было слово «Шут». Скажите, кого называют шутом?

Шут – в старину лицо при барском доме или при дворце, в обязанности которого входило развлекать забавными выходками господ и гостей шутками, остротами, забавными выходками.

14. Загадка.

Логопед: – Отгадайте загадку.
Жизнь свою живет она
В своем домике одна.
Панцирь крепкий у нее,
Защищает он ее
На себе его несет,
Очень медленно ползет
Можно встретить их везде
И на суше и в воде.
(Улитка).

Логопед: – Правильно, улитка. Есть ли в слове улитка буквы, которые мы изучаем. Какие?

Логопед: Ребята, улитка необычная, в ней зашифрованы предложения. Давайте их прочитаем.
Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

Логопед: – Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните букву И красным карандашом, У – желтым. Назовите слова с буквой И.

Дети: – Слепили, снеговика.

Логопед: – Назовите слова с буквой У.

Дети: – Улыбался, небу.

Логопед: – Назовите слово, в котором есть буква И буква У.

15. Итог занятия.

– Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями.

– Давайте подведём итоги и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились различать элементы букв и, у и правильно писать их в словах).

– Для чего мы это делали? (чтобы не делать ошибки при чтении и письме).

– Из каких элементов состоят буквы И-У? (И – 2 крючка, У- крючок и петелька).

– Какие задания мы выполняли?

– Ребята, вспомните настроение, с каким вы пришли на занятие. А теперь покажите, какое оно у вас сейчас. У меня такое.

(Учитель и ученики демонстрируют выбранные смайлики).

– Вам понравилось наше занятие? (Выслушиваются ответы детей)

– Ребята, каждое занятие оставляет у каждого из вас свой след. Если вы на занятии много услышали – то оно спряталось у вас в ушках; если много увидели – то в глазках; если вы ощущаете радость – то в сердечке. У меня наше занятие спряталось здесь. А у вас? (Дети показывают).

– Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии, и я говорю вам «Спасибо!»

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Р)

Конспект занятия в старшей логопедической группе по дифференциации гласных О и У «В гостях у Олега и Ульяны»

Любовь Герасимова
Конспект занятия в старшей логопедической группе по дифференциации гласных О и У «В гостях у Олега и Ульяны»

Цель: Учить детей дифференцировать гласные звуки О и У. Развивать фонематический слух, умение определять положение звука в слове, чувство ритма, логическое мышление при составлении предложений. Формировать звуко –буквенный анализ слов. Закреплять графическое изображение букв. Совершенствовать мелкую и крупную моторику. Воспитывать дружеские отношения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Материал: презентация, конверты с буквами,, полоска, обозначающая части слова, красный квадрат, шнурки.

Ход занятия.

1 Организационный мом ент

Пройдет на занятие тот, кто выделит первый звук в слове: астроном, ингушки, этаж, орехи, ум, остров и т. д.

2. Дифференциация звуков.

Объявление темы занятия

К нам в гости сегодня пришли Олег и Ульяна. Какие первые звуки вы слышите в их именах? (О У)

Вот с этими звуками мы сегодня и будем работать.

Характеристика гласных звуков

Чем похожи эти звуки? Вам поможет схема. Чем они различаются? (положением губ)

Развитие фонематического слуха

Давайте поможем нашим гостям разобрать картинки. Если в начале слова будет звук О, картинку отдадим Олегу, если У, то Ульяне. (дети раздают картинки)

Вы постарались правильно распределить картинки между ребятами, и они предлагают вам немного поиграть.

– У нас есть рисунок. Заменим полоску на слог ла и получится песенка ЛА ЛА ЛА

– Встаньте около столов.

– Давайте отхлопаем эту песенку.

– А теперь выполним с помощью кулачков. (выполняют вместе с логопедом)

– Займите свои рабочие места.

Развитие звукового анализа

Гласные звуки могут находится не только в начале. Посмотрите на эту схему. Где находится гласный звук? (в середине)

– Возьмите полоску, обозначающую слово и красный квадрат. Это у нас будет звук О.

– Определите где находится звук О в словах (со слайда)

А теперь определим, где находится звук У (дети выполняют задания)

Звуко – буквенный анализ слов

Посмотрите на слайд, Олег и Ульяна не знают что это. А вы знаете? (это обозначение гласных звуков)

– Возьмите конверты с буквами и выложите первое слово.

– Прочитайте, что у вас получилось.

(выкладывание всех слов)

Развитие мелкой моторики

Олег и Ульяна увидели на столах шнурки и предлагают мальчикам выложить букву О, а девочки У.

Молодцы у всех получилось.

А сейчас пришло время почитать.

– Назовите слово, которое начинается с буквы у, о,

– Прочитайте слово, где у в конце слова.

– О в середине слова.

– Олег и Ульяна приготовили еще игру, называется «Закончи предложение»

-Я начну говорить предложение, а вы помогите его закончить. На слайде изображены картинки – подсказки.

На крышу поставили телевизионную. (антенну).

Солдат стреляет из. (автомата).

У зайца длинные. (уши).

Наступила золотая. (осень).

В огороде выросли. (овощи).

Маша вдевает нитку в. (иголку).

Маше купили новую. (игрушку).

Итог занятия. – Вспомните,какие задания мы с вами выполняли на занятии.

Вы прекрасно работали, и наши гости дарят вам воздушные шары.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-zanjatiyu_gkg9l.pptx | 2009,39 Кб

Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю» Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю. Задачи: Коррекционно-образовательный аспект:.

Конспект логопедической НОД по дифференциации звуков [с]-[ш] в подготовительной группе с использованием песочной терапии Ивасюк Лилия, учитель-логопед филиала МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1»-«Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Масленица» Масленица Цель: Приобщение детей к русским традициям через знакомство с праздником «Масленица». Задачи: 1. Знакомить с русским народным.

Читайте также:
Книжка-раскраска (Слова - родственники)

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в сказку «Теремок». Закрепление гласных звуков» Задачи: 1. Закреплять понятия «гласные звуки». 2. Упражнять в звуковом анализе: анализ и синтез ряда из двух, трёх гласных, выделение ударного.

Конспект занятия по лепке в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Цели. Учить детей передавать основную форму овощей (округлую, удлиненную, характерные отличия (округлой, удлинённой формы, лепить всей.

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы для родительского собрания «В гостях у гнома» Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы (для родительского собрания)[/h4][b]В гостях у гнома[/b]Цель: Повторение понятия.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Овощи и фрукты» Муниципальное дошкольное образование Учреждение – детский сад №24 «Кораблик» Комбинированного вида Конспект занятия в старшей логопедической.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Цели: — активизация словаря по теме; — упражнение в составлении простого.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А» Тема: Звук [а], буква А. Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: – познакомить детей со звуком.

Логопедические занятия на тему “Дифференциация букв О и У”

Цель: формирование умения различать гласные о-у устно и на письме

– уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О – У;
– совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
– развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
-обогащение словарного запаса.

Оборудование:

  • схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У;
  • карточки опоры для звуков О, У;
  • кассы букв;
  • зеркала индивидуальные;
  • картинки с изображением предметов со звуками О, У.
  • карточки с заданиями;
  • слоговые таблицы.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме занятия.

Сообщение темы занятия.

Игра «Найди спрятанное слово».

Среди буквенного текста вставлены слова. Учащиеся должны найти и подчеркнуть их.

трасаофустулмнирбы
ювджачутропцэулдбь
уятаыщэстолокнгежм
ибхзакыполкаогпусдв

– Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте их. (Стул, утро, стол, полка) Какое слово лишнее? (утро). Почему? (стол, стул, полка – мебель; утро – часть суток)

Назовите гласные в слове «утро».

Сегодня на занятии мы будим работать со звуками и буквами О, У.

Сравнение артикуляции этих звуков.

Рассматривание схемы акустико-артикуляционного образа звуков О, У (рисунок №1, №2). Работа с индивидуальными зеркалами.

-губки вытянуты трубочкой;
– губки округлены и слегка вытянуты вперед;
– зубки не смыкаются;
– зубки закрыты губками;
– «узкий » звук, подбородок не опускается;
– ротик открывается, подбородок опускается;

(Дополнительный контроль рукой под подбородком!)

– язычок немного отходит назад;
– язычок лежит на дне ротика;
– горлышко «работает»;
– горлышко «работает»;

характеристика звука: гласный, обозначаем красным кружочком

– символ звука: едет поезд: у-у-у – символ звука: девочка болеет и стонет: о-о-о

Обозначение карточкой опорой букв.

На что похожа буква У? Карточка опора для буквы У – уши зайца. (Рисунок №3)

У – как у зайчонка ушки.

Эти ушки – на макушке.

– Покажите пальчиками букву У (средний и указательный пальцы – вверх, а остальные сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).

На что похожа буква О? Карточка опора для буквы О – обруч. (Рисунок №4)

О – как обруч, захочу –

По дороге прокачу.

– Покажите пальчиками букву О (большой и средний палец образуют кольцо).

Чтение слоговых таблиц с использованием карточек – опор и контроля рукой (опускается подбородок или нет)

до –ду – до
гу – го – гу
ло – лу – ло
во – ву – во

– Прочитайте вторую строку снизу.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч)

– Прочитайте третий столбик справа.

– Какой слог лишний в этом столике и почему?

– Прочитайте вторую строку сверху.

– Прочитайте первый столбик слева.

– Какой слог лишний в этом столбике и почему?

– П- рочитайте слоги.

– Придумайте слова, которые будут заканчиваться слогом из первого столбика.

– Придумайте слова, которые будут начинаться слогом из второго столбика.

5. Работа со слогами.

Приготовьте буквы О У. Повторите за мной слоги, приложив руку к подбородку, покажите соответствующую гласную букву.

Бу, то, ум, по, ук, ро, ом, ку, ул, во, ну, ту, ус, фо, зо.

А сейчас запишем эти слоги в тетрадь. Не забывайте про наших помощников – карточки-опоры и руку. (Проводится взаимопроверка). Найдите среди данных слогов слова. (ум, ус) Составьте с этими словами предложения.

6. Работа со словами – паронимами.

На доске записаны в столбик слова:

– Прочитайте первое слово. Что оно обозначает? Составьте предложение с этим словом.

– Замените в слове «сток» букву О на У, какое слово получилось? (стук) Изменилось ли значение слова? Составьте предложение с этим словом

Вывод: если в слове заменить гласную О на гласную У, то меняется значение слова.

Таким же образом отрабатываются остальные слова.

7. Работа с карточками. (Рисунок №5)

Каждому ученику раздаю карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки О У.

– Соедините картинку с соответствующей буквой.

– Покажите картинку в названии которой звук У стоит на первом месте; на втором месте; на четвертом месте; на пятом месте. Покажите картинку в названии которой звук О стоит на втором месте; на четвертом на первом; на третьем месте.

8. Игра «Буква потерялась»

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

– Вставьте пропущенную букву О или У. Запишите слова.

Сап_г, матр_с, бл_зка, нах_ка, кенг_ур_, на_ка, _з_р.

III. Итог занятия.

– Чему мы с вами научились сегодня на занятии?
– Как можно с помощью руки различить О-У?
– С какими еще помощниками мы познакомились на этом занятии?
– Домашнее задание: нарисовать изготовить сделать карточки-опоры.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Автор: Ахременко Наталья Александровна

учитель-логопед ГОБОУ Мурманская КШ №1

Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )

Конспект логопедического занятия: ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (А, И, У, Э )

  1. Образовательные

— Закрепление знаний о механизме образования звуков а, и, у, э.

— Уточнение и закрепление знаний о звуках

— Дифференциация звуков а, и, у, э и их узнавание в середине слова

— Работа над закреплением словаря

— Закрепление понятия звук, слово, предложение

— Развитие артикуляционной моторики.

— Развитие мелкой моторики рук.

— Развитие фонематического слуха.

— Различение звуков а, и, у, э в чужой и самостоятельной речи (изолированно, в словах и предложениях).

  1. Воспитательные

— Формирование ребенка как личности, его целеустремленности и самоконтроля.

— Профили артикуляции звуков а, и, у, э.

— Загадки на данные звуки.

— Картинки для фронтальной и индивидуальной работы.

Сядут дети, которые назовут гласные звуки.

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

А) Широко улыбнуться, показать все зубы; медленно широко раскрыть рот и медленно закрыть его.

Б) Широко улыбнуться, губы трубочкой.

В) Спрячем щечки.

Г) Надули щечки, бесшумно выпустили воздух.

А сейчас проверим как работают наши колеса-пальчики.

  1. РАЗМИНКА ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Побежали вдоль реки,

( Движение указательным и средним пальцами обеих рук по поверхности от себя к краю). Повторить несколько раз.

Молодцы! Все механизмы поезда хорошо подготовлены к поездке.

Читайте также:
Тематическое речевое развлечение на тему 'Наша Армия сильна!'

1У. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Давайте уточним маршрут, по которому сегодня будем путешествовать. Нашими станциями будут звуки, которые стоят в начале названий этих предметов. Я буду произносить разные слова, а вы называйте, только первый звук.

Логопед произносит слова: УТЮГ, АСТРА, УТКА, ЭТАЖ, ИННА, УЛИТКА, ИГРУШКИ, АРБУЗ, ЭТОТ, ИВАН.

У. ХОРОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ.

— Какие звуки мы сейчас называли? Повторяем по очереди и хором: а, у, и, э.

— Как называются эти звуки?

У1. АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ.

— Как доехать до наших станций ?

У – губы сильно вытянуты и округлены ( губы трубочкой ).

А- рот широко открыт.

И – раствор рта узкий ( губы улыбаются ).

Э – рот полуоткрыт ( или немного открыт ).

Дети произносят вместе с логопедом.

Ребята, посмотрите внимательно и определите какую станцию я объявляю. ( Какой гласный звук я хочу произнести).

А, И, А, У, И, А, У, А, И, У, А, Э.

Логопед беззвучно артикулирует ряд сочетаний, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.

У111. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

— Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук У.

МАК, ЛУК, РИС, ЛУГ, РЭКС, ЖУК.

МОЛОДЦЫ, станцию У вы все хорощо слышите, а сейчас посмотрим сможете вы найти и другие станции И, А, Э.

Логопед беззвучно артикулирует ряд звуков и сочетаний звуков, дети определяют входящие в них звуки, четко их произносят.

У, А, И, Э, УА, УИ, УЭ, АИ.

1Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э ) в слогах:

— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.

Х. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, У, И, Э ) в словах:

С собой в дорогу мы возьмем только те вещи, в названиях которых есть звуки (а, и, у, э ).

— Какой гласный звук вы услышали в середине слова?

МАК, ЖУК, ГРИБ, ЛУК.

Молодцы ! Во всех этих словах есть звуки (а, у, и, э).

Х1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ (А, И, У, Э) В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

(Работа с раздаточным материалом).

А теперь давайте познакомимся с соседом, с которым вы вместе поедите. На столе картинки, составьте по картинкам предложения.

— У МЕНЯ НА КАРТИНКЕ …………. А У СОСЕДА ( КАК ЕГО ЗОВУТ)…… . (что-то другое) (Им.падеж и Тв. падеж).

На столах у ребят картинки: один много

У МЕНЯ НА СТОЛЕ ГРИБ, А У ЛЕНЫ ГРИБЫ и т.д.

Предложения составляют все дети по своим картинкам.

— Скажите теперь, чего у вас не стало?

— У МЕНЯ НЕТ . Р. Падеж.

— ШАРА, ШАРОВ, ЖУКА, ЖУКОВ, МАКА, МАКОВ, ГРИБА, ГРИБОВ, УТЮГА, УТЮГОВ.

Х11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Во время путешествия, ребята, внимательно смотрите в окна и дома придумайте по одному слову со звуками (А, У, И или Э).

ХШ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

— А сейчас, ребята, отгадайте загадки:

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шъет, зашивает и колется колко

А назовется кораблик …………….. ( Иголка).

Он большой, как мяч футбольный

Если спелый- все довольны,

Так приятен он на вкус, и зовут его. (Арбуз)

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот. (Экскаватор)

— Так какие же звуки мы сегодня повторяли ?

— Как они называются?

Сегодня на занятии хорошо работали . И они свою станцию не проедут, а ………………. Ребятам еще нужно помочь. Будьте повнимательнее.

— А сейчас поезд отправляется. Все встали, руки согнули в локтях и имитируя движение колес и их стук ( Чух-чух-чух) выходим из комнаты (Ту-ту-ту).

Читайте также:
Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.

— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.

— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.

— Назовите гласный звук в слогах: АМ-МА, УК-ЖУ, ЭХ-ХЭ, ИБ-БИ.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

Автор публикации Товстыка Наталья Дмитриевна
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
ГУО «Средняя школа №18 г.Пинска»
г. Пинск, Республика Беларусь

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация к конспекту в формате *.ppt

Тема: Дифференциация гласных У–Ю.
Цель: дифференциация гласных У–Ю на письме
Задачи:
– закреплять умение правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные гласными буквами у–ю,
– формировать умение делать звуковой анализ слова,
– закреплять практические навыки слогового анализа слов,
– развивать фонематический слух, речеслуховую и зрительную память, внимание, мышление, развивать общую моторику,
– воспитывать коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, навыки самоконтроля, самооценки.
Оборудование: компьютер, презентация к конспекту занятия, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

– Добрый день.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались
Работаю нашей довольны остались
Пусть это занятие порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.

2. Основная часть занятия

А) звуковой анализ слов (слайд 2)

– Посмотрите на картинки на экране, назовите эти предметы (ЛУК – ЛЮК) (уточнить значение слов люк – крышка, закрывающая отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-либо)
– Какой первый звук слышите в слове ЛУК? (твердый Л) Каким цветом его обозначим? (синим) — появляется фишка синего цвета под буквой Л
– Почему он твердый? (после него пишется У)
– В слове ЛЮК назовите первый звук. (мягкий ЛЬ) Каким цветом его обозначим? (зеленым) — появляется фишка зеленого цвета под буквой Л
– Почему его вы произносите мягко? (после него пишется буква Ю)

Б) сообщение темы занятия
– Сегодня на занятии мы продолжим тренироваться в написании слов с этими гласными буквами.

В) развитие фонематического слуха (слайд 3)

– На партах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду называть слоги и слова. Если в них надо написать У – вы поднимаете синий цвет, если Ю – зеленый:
ПУ, РУ, МЮ, ЛЮ, ДЮ, НУ, ТЮ, ГУ, ДУ, ВЮ, СУ, ЗЮ
ЛУК, ЛЮК, СУК, ЛЮБА, РУКА, ТРУС, МИНУС, СЛЮНА, КРЮК, КЛЮКВА

Г) дифференциация У–Ю на уровне слова (слайд 4, 5, 6)
– Назовите картинки (ключ, рюмка, сумка, крюк, луна, клубок, салют, груша, плюшка, клюв, кузнечик) (слайд 4)

– Выберите те, которые пишутся с буквой У (сумка, луна, клубок, груша).
– Выберите слова, в которых нужно написать Ю (изюм, ключ, клюв,тюбик, салют) (слайд 5)

– Запишите эти слова в два столбика: в левый слова с Ю, в правый слова с У. (слайд 6)

– Проверяем. Прочитайте слова с буквой Ю, с буквой У.

Д) физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Ж) слоговой анализ слов
– Отгадываем загадки. Отгадки записываете на доске и в тетради. Делите слова на слоги. Подчеркиваете гласные буквы.
Спит на льдине целый день (слайд 7)

Читайте также:
Система работы с неговорящими детьми

Толстый маленький … (тюлень)
Два ремня висят на мне, (слайд

Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (рюкзак)
В поле выпала роса. (слайд 9)

Раздаются голоса
Возле леса на опушке.
Кто там квакает? (Лягушки)
Тот цветок давно в Россию (слайд 10)

Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется …(тюльпан)
Живет в норке на опушке, (слайд 11)

Ищет по ночам лягушек.
В лесу знает каждый сук,
А зовут его ….(барсук)
Заставит плакать всех вокруг, (слайд 12)

Хоть он и не драчун, а … (Лук)
Он меня разбудит в срок, (слайд 13)

Не проспать чтоб на урок,
Маме, папе — на работу,
Он проявит к нам заботу … (Будильник)

З) гимнастика для глаз
– Вы много работали, устали и ваши глазки. Пора им отдохнуть.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
Вверх поднимем, глянем вниз
Вправо, влево повернем
Заниматься вновь начнем.

И) самостоятельная работа
– На карточках вставить пропущенные буквы У или Ю в слова.
Слова: с-мка, кл-чи, к-кла, бр-ки, сал-т, к-стик, т-лень, арб-з, р-кзак, т-фли, кл-ква, к-сок, кл-чи, кл-бок, р-кав, л-ди, ш-ба, зл-ка.
– Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. (слайд 14)

К) дифференциация на уровне предложений (слайд 15)

– Прочитайте первую строчку на экране

1. в, верблюд, пустыне, живёт
2. груши, в, созрели, саду
3. в , кукушку, я, лесу, видел
4. плюшки, бабушка, печёт
– Это набор слов или предложение? (слова)
– Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (переставить слова местами)
– Составьте предложение: Верблюд живёт в пустыне.
– Сколько слов в предложении. Начертим его схему. С какой буквы пишется предложение? Что ставите в конце?
– Запишите это предложение на доске и в тетради.

3. Подведение итогов занятия

– Какие гласные учились различать?
– Какая из букв обозначает твердость согласного, который стоит перед ней?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного, который стоит перед ней?

Рефлексия
– Составьте слово из тех звуков названий картинок, которые я вам назову (1 –машина, 4 – корона, 3 – халат, 2 – колос, 3 – кеды, последний – огурец, 2 – мышь) – молодцы!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе “Звук [З]. Буква З”

Цель занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой З.

Задачи:

  • учить детей старшей группы характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • учить соотносить звук [З] с буквой З;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игровой комплекс “Королевство чисел”, картинка комара для звукоподражания, предметные картинки со звуком [З] в разной позиции (начало, середина, конец); буква З, логопедическое пособие “Звукобус”, шариковые ручки, световой стол песочница, мягкие морковки-игрушки.

Ход занятия

Организационный момент

Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Давайте, “разомнем” язычки и произнесем чистоговорки:
За-за-за – убежала в лес … (коза)
Зы-зы-зы – нету на лугу … (козы)
Зу-зу-зу – будем мы искать … (козу)

– Какой звук вы слышите чаще всего? (З-З-З)
– Правильно, молодцы!

Объявление темы занятия

Выставляется картинка комара для звукоподражания.
Логопед: Посмотрите, кто прилетел к нам на занятие? (Комар)

– Да, к нам прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? (З-З З)
– Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Читайте также:
Речевой материал по лексическим темам для отработки слоговой структуры

Сказка о язычке

– Послушайте сказку о Язычке.
Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто ее пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса С-С-С. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: “З – З – З”.

Это новая песенка, – сказал Язычок, – это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить.
– Давайте, споем все вместе песенку комара З-З-З. (З-З-З. Произнесение звука [З] хором и индивидуально)

Характеристика артикуляции звука [З]

Работа с профилем:
Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, давайте посмотрим, что делают губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [З].
– Губы в “улыбке”.
– Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.

– Кончик языка упирается в нижние зубы.
– Посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
– Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

– Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [З].
– Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Да)
– Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит.

– Звук [З] – звонкий.
– Давайте поселим его в королевство звуков. В какое королевство его поселим? (синее)
– Молодцы, верно!

Игра “Поймай звук”

Логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук [З] (изолированно, в слогах, словах):
– с, з, т, ш, с, ж, з, с, з.
– са, за, то, ша, со, зо, зы, сы.
– забор, санки, зонт, шуба, заяц, цыпленок, зубы, стол.

Игра “Где спрятался звук?”

Работа со “Звукобусом”
Логопед: Ребята, давайте, рассадим картинки со звуком [З] по своим местам в “Звукобус”. (Попросить детей назвать картинки и определить, где живет звук [З] в словах с помощью логопедического пособия “Звукобус”: начало, середина, конец слова)
Картинки: коза, заяц, гнездо, зубы, язык, ваза, мимоза, змея, кузнечик, динозавр, роза, зонт, медуза.

Физкультминутка “Зайка” (с мягкой игрушкой морковкой)

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри, (поднимают вверх)
Вверх-вниз, (поднимают-опускают)
Вправо-влево, (поворачиваются в стороны)

Ай-да, заинька, умелый! (качают головой)
Глазками моргает,
Плечи поднимает – опускает (работает плечами)
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали. (пляшут)

Знакомство с буквой “Зэ”

Логопед: Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Посмотрите на схему-подсказку, давайте, вспомним. (Звуки – мы слышим, произносим, а буквы – пишем и видим)
– На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”.
С. Я. Маршак (Демонстрация буквы З)

Буква З

– Звук [З] на письме мы обозначаем буквой Зэ.

Прописывание буквы З в воздухе, песке, тетрадях

– Давайте, вместе попробуем написать букву З в воздухе, пальчиком напишем ее на песке. И пропишем букву З в тетрадях.

Итог занятия

Логопед: Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии? (Букву З и звук [З])
– Дайте характеристику звуку [З]. (Звук [З] – согласный, твердый, звонкий)
– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали.

– Занятие закончено давайте все дружно встанем в круг:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: