Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

Конспект логопедического урока [Звук и буква И]

Конспект логопедического урока
Тема: Звук [И] и буква И и.

Диагноз: фонематическое недоразвитие речи.
Вид урока: групповой.

1. Активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся.

2. Формирование умений и навыков по продуктивному овладению знаниями в сформированности звуковой стороны речи.

3. Воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.

– Создание положительной атмосферы коррекционно-развивающего формирования навыков звукового анализа и синтеза.
– Развитие фонематического восприятия и слуха.
– Обогащение словарного запаса.
– Развитие и совершенствование мелкой моторики.

Наглядность на доске. Картинки. Игрушки. Мультимедийное изображение.
Для индивидуальной работы. Мозаика. Зеркала. Схемы слов и предложений.
Музыкальные фрагменты сопровождений физкультминуток.

I. Организационный момент.

1. Приветствие и доброжелательный настрой.

Логопед: Ребята, посмотрим на рисунки /на доске несколько видов лиц детей: улыбка, гримаса, серьезность, неудовольствие/. Попробуем выбрать себе настроение для сегодняшнего урока.

Ученики: У – лыб – ка!

Логопед: Правильно! Только хорошее настроение поможет нам сегодня хорошо поработать на уроке.

– Посмотрите в зеркала, улыбнитесь и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?

Ученики: Нет. Звук не встретил преграды.

Логопед: Какой же этот звук?

Вывод: Гласные звуки не встречают преград на своем пути.

II. Сообщение темы и цели урока.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о …

Ученики: О гласном звуке [и].

III. Логопед: Продолжим наш урок, тренируя и пальчики.

Наши алые цветки
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

IV. Логопед: Попробую сейчас узнать, кто из вас самый внимательный. Послушайте слова и найдите одинаковый звук в них:

Ива, игла, аист, пила.

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Да, это звук [И]. Поможет нам определить место этого звука в 1-м слове, во 2-м, 3-м и 4-м. (Ответы детей).

– Молодцы! А вот и другое задание:

Из последних звуков названий этих предметов /картинки/ сложим имя девочки. Назовем этот звук в каждом слове.

грабли [и] И
шар [р] р
астра [а] а

Логопед: Какое слово получилось?

Логопед: Правильно. Это наша Ира! Произнесем это имя ласково:

Ученики: Ирочка, Иринка, Иришка.

Составим предложение: Ира идет в школу. (Схема предложения).

V. Логопед: А Игорь попробует сегодня мастерить (ученик работает у доски под четкое чтение стихотворения логопедом):

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?

Логопед: А какая буква?

Логопед: Вот мы познакомились и с буквой. Посмотрите, как красиво эта буква написана (Мультимедийное изображение).

Логопед: Попробуем сами написать эту букву (Шнуровка – запись. Штриховка – запись).

«Изгиб нитки от иглы
Наполняет букву И».

Из этого следует, что:

Вывод: Звуки мы произносим,
Буквы мы пишем.

VI. Логопед: Сколько слов у нас красивых Ира, Игорь, Рита, три. Определим позицию звука [и] в этих словах. (Звукобуквенный анализ слов).

Ученики: Звук [и] звучит в начале слова, в конце и в середине слова.

Логопед: Вы справились с работой хорошо. А теперь поиграем.

[и] в начале слова [и] в середине слова [и] в конце слова
иголка Марина грабли
Игорь вилка очки
Иван кит санки
ива Никита коньки

Логопед: Подумайте, какой ответ вы скажете мне на загадку:

Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.

VII. Звукобуквенный анализ слова.

Ученики: И – гол – ка. /Схема слова. Сколько букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?/

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе - Кто где живёт

Логопед: Это слово можно немного изменить. Произносить мы его будем по-другому, а вот обозначать будет одно и тоже.

Ученики: Иг – ла. /Схема слова./

Логопед: Сделаем вывод: 1-е слово – 3 слога. 2-е слово – 2 слога. Назовите количество гласных и согласных в словах. (Звукобуквенный анализ)

Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
– Молодцы!

Логопед: Каждый из вас, дети, получит интересную картинку.
Я повторяю вам слова:

дети
интересную
картинку

– Назовите звук в этих словах, о котором мы сегодня говорили на уроке: мы его слушали, мы его мастерили, мы его изображали шнуровкой (писали).

Логопед: Правильно!
В слове «дети», где вы слышите этот звук?

Учащиеся: В конце слова.

Логопед: В слове «интересную»?

Учащиеся: В начале слова.

Логопед: В слове «картинку»?

Учащиеся: В середине слова.

Логопед: Какой это звук?

Учащиеся: Гласный И. Мы его произносим без преграды.

Логопед: А теперь посмотрите на картинку, назовите изображенный предмет на ней и определите, где мы услышим звук [И].

Учащиеся: /Называется изображение./

Пирамида, лиса, иголка с ниткой, игрушки и т.д.

Логопед: Вы, ребята молодцы! Завтра мы продолжим работу. Всего вам хорошего.

Самоанализ логопедического урока по теме: «Звук [И] и буква И и»

  • Цели, поставленные логопедом, соответствуют коррекционно-развивающим и воспитательным. Учебный материал умело подобран для решения образовательного процесса.
  • В логической последовательности выдержана структура занятия. Распределение времени между видами работ используется рационально и выполнимо с учетом перехода от простого к сложному.
  • Доступность изложения материала содержит полноту, достоверность, связь с жизнью, что позволяет формировать учащимся новые понятия и самостоятельно работать с большим интересом.
  • Логопед поддерживает, активизирует интерес учащихся, разнообразя формы и приемы работы.
  • Коррекционная направленность урока позволяет понимать, наблюдать и осмысливать происходящее, а также формировать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух, контролировать выразительность речи ученика, нарабатывать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Используется материал упражнений на развитие мелкой и общей моторики, соблюдается правильный рабочий режим и качественно проводятся физкультминутки.
  • Большое внимание уделяется индивидуальному подходу, что позволяет своевременно увидеть, услышать ошибки и сконцентрировать внимание ученика на правильной работе.
  • Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала и соответствуют возрастной категории.
  • Урок по содержанию интересен и эмоционален. Присутствует разнообразие наглядности и дидактического материала. Этим предоставлена возможность сказать, что цели и задачи, поставленные логопедом, достигнуты и осуществлены.

Матяж Валентина Ивановна
учитель-логопед МОУ СОШ № 18
г. Камышин Волгоградской области

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
• закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
• учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
• развивать фонематическое восприятие;
• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
• совершенствовать навыки звукового анализа;
• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
• развивать мелкую моторику.
• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Читайте также:
Конспект ООД на тему: Заколдованная весна

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: – Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: – Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: – К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: – Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: – Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: – Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] – гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.
6. Воздух свободно выходит изо рта – калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: – Молодцы. Раз, два, три – зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: – Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: – Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок – носки, чулок – чулки, замок – замки, мелок – мелки, песок – пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник – воротники.

Учитель-логопед: – Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: – Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: – Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: – Апельсин – любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда. Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда. Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: – Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».

Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: – Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: – Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед: – Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед: – Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Читайте также:
Логопедия - компьютерные игры

Учитель-логопед: – Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: – Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: – Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: – Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: – Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: – Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Конспект логопедического занятия звук и буква И
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей подготовительной к школе группы со звуком и буквой И.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_dlya_detey_s_tnr.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР.

Цель: формировать понятие « гласный звук ».

– продолжать знакомить детей с понятием « гласный звук »

– совершенствовать навык определения позиций звука –И–и всех гласных

– формировать навык образования множественного числа существительного

– составление предложений из пары слов

– познакомить с буквой [И].

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.

– вызывать эмоциональный настрой на занятии

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

– содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: картинки на звук – и–, схема определения места звука в слове, звукового анализа, деревянные палочки, карандаши.

1. Организационный момент.

2. Самомассаж « Осень »

3. Артикуляционная гимнастика « Осень » с использованием биоэнергопластики

4. Дыхательная гимнастика

5. Загадки на звук [И]

6. Характеристика звука [И]

7. Игра « Поймай звук »

8. Определение места звука [И] в словах

9. Игра « Сколько звуков я назвала »

10. Игра « Один – много »

11. Составь предложение из пары слов

12. Физминутка « Речевая зарядка »

13. Знакомство с буквой [И]

14. Пальчиковая гимнастика. Буква [И]

15. Буква из палочек

16. Найди букву [И]

17. Итог занятия.

  • Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся и улыбнемся, и у всех будет хорошее настроение.

А себе мы скажем: « Мы будем заниматься,

Не будем отвлекаться »

Логопед: Ребята, как называется наша группа « Солнышко »

Дети: Солнышко лучами

Гладит нас ласкает

Солнышко, как мама

Лишь одно бывает.

( солнышко у пальчиков)

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?(Осень)

  • Самомассаж « Осень »

– осеннее солнышко нас ласкает – погладить лоб, щеки, подбородок, шею.

– начал капать дождь осенний – постукивание кончиками пальцев.

– долго дождик будет плакать – массируем уши

– разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа

– поглаживание всего лица.

  • Артикуляционная гимнастика « Осень » с использованием биоэнергопластики

– мы радуемся красками осени – улыбка – руки в стороны

– дует осенний легкий ветерок – трубочка – руки вперед

– веточки на деревьях качаются от ветра – часики– двумя руками вправо, влево

– листочки кружатся – круговые движения языком по губам – руки по кругу

– кошка вышла в осенний сад погулять, выгибает спинку – кисти рук вниз

– едет лошадка по осенней дорожке гладкой – кисти рук вверх, вниз.

  • Логопед: Нам сегодня, придется много и правильно говорить.

Дыхательная гимнастика (схема)

  • Послушайте загадки:

Кукла, мячик и скакалка,

И машинка и зверюшки

Маленького роста я

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу

За собою нить тащу. (иголка)

  • Логопед: С какого звука начинаются слова.

Звук [И]- гласный, можно петь.

Губы растянуть в улыбке, воздух свободно выходит изо рта.

Этот звук всегда поется

Этот звук, как песня, льется

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути.

  • Игра « Поймай звук » – развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши на звук – и –

  • « Схемы ты возьми »

Схемы ты возьми, и место звука – и –в словах определи.

Индюк, кисточка, коньки.

  • Игра « Сосчитай, сколько звуков я назвала »

10) Игра « Один – много »

Носок– носки, замок – замки, мелок – мелки, лепесток – лепестки, медведь– медведи.

11) Составь предложение из пары слов.

12) Физминутка « Речевая зарядка »

А – солнцу рады мы всегда – руки вверх

У – по дороге вдоль иду – руки вперед

И – вдоль по лестнице иди – руки в стороны

О – перед нами колесо – руки перед собой соединить

Э – эта зарядка мне и тебе

Ы – мы сильны и здоровы.

13) Знакомство с буквой – И–

Звук – И – обозначается буквой –и–

Звук мы говорим и слышим

А букву мы видим и пишем.

На что похожа буква –и–?

Молоток я раздобыла

Из дощечек букву сбила

Сколько здесь дощечек/ три

А какая буква – И –

На калитку посмотри

Чем она не буква –И–

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

14) Пальчиковая гимнастика. Буква – И –

Сделаем из пальчиков букву –и–

Словно столбики застыли.

Средний, левый чуть нагнулся

Пальца правой дотянулся

Написать букву –И– в воздухе.

15) Вы коробочку открывайте

И букву –и – из палочек составляйте

– Раз – два – три– все скорее убери.

16) Белые листочки вы возьмите,

И среди многих букв –

Букву – И – найдите

И её в кружочек обведите.

17) Итог занятия.

Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?

Какой буквой он обозначается?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия “Звук К. Буква К”.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные: – уточнить произношение звука [.

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

– закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне.

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: “Звук [а], буква А”Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: – знак.

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте.

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие.

Конспект занятия Знакомство со звуком [И], буквой [И]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Знакомство со звуком «И» и буквой «И»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление.

4. Познакомить с буквой «И».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Жеребенок зовет маму», символ (карточка) звука «И», красный круг, карточка с буквой «И»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет фрукты.

1. Логопед: – Вспомните, с какими звуками мы уже познакомились?

– Какие это звуки?

– Каким цветом обозначаем?

2. Игра «Живые звуки»

Логопед : – Ты будешь звук «А», а ты – звук «У». Когда я произнесу звуки, вы должны встать в нужном порядке (слева направо).

II. Основная часть.

3. Упражнение «Поезд»

Логопед: – Едет поезд близко и сильно гудит: УУУУУ.

А теперь поезд едет далеко и тихонько гудит: ууууу.

4. Знакомство со звуком «И»

Инна, Нина и Марина,

Лиза, Игорь и Ирина,

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в словах искать.

Логопед: Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

5. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «И».

Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».

Давайте вместе произнесем этот звук.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Как вы думаете, звук «И» гласный? Почему?

6. Речь с движением «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму.

Яблони белили мы белилами Движение руки вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В центр выходит 1 ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь? Загибают по одному пальчику

– Дам в награду слив лиловых, на правой руке.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

7. Услышишь звук «И» – подними флажок»

У, А, И, У, У, И, А, А, У.

8. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «И».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «И».

– Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «И». Так мы его будем обозначать.

9. Знакомство с буквой «И»

– Посмотрите вот она буква «И». (Выставляется карточка с изображением буквы «И»).

– Найдите букву «И» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «И» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

10. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

– Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Сливы он сбивает с ветки.

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

11. Выкладывание буквы «И» из палочек, рисование в воздухе.

12. Напечатайте букву «И» в своих тетрадях.

13. «Что лишнее?»

Логопед: – Посмотрите на картинки, назовите их и скажите, какая картинка лишняя. В названии этой картинки нет звука «И».

14. Чтение слогов.

АУ УА ИА АИ ИУ УИ

Назови первый звук, назови второй звук.

Какие это звуки?

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Рекомендую прочесть:

  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
  • Компьютерная игра для Автоматизации звука Ш в начале слова
  • Конспект занятия по грамоте Закрепление звуков [А], [У]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект логопедического занятия «Звук [И], буква И»

Хоменко Марина
Конспект логопедического занятия «Звук [И], буква И»

Конспект логопедического занятия «Звук И, буква И».

Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука [И], знакомство с буквой И.

– Учить детей правильно артикулировать звук [и].

– Познакомить воспитанников с буквой «И».

– Учить выделять звук [и] из ряда гласных и определять его место в слове.

– Развивать мелкую моторику.

– Развивать навыки звукового анализа.

– Развивать слуховое внимание и память.

– Воспитывать усидчивость и интерес к новому.

– Воспитывать уважение друг к другу.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент).

– Ребята, встанем красиво, ровно.

– Ребята, у нас необычное занятие. К нам гости пришли посмотреть, как вы умеете правильно отвечать и самостоятельно работать. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями.

(Обращаю внимание на посадку детей.)

– Ребята, сядет на свое место тот,кто ответит на вопрос:

– Какой сегодня день недели? (Четверг)

– Сколько дней в недели? (7)

– Месяц? (ноябрь)

– Время года? (осень поздняя)

– Чем покрыта земля? (снегом)

– Как называется природное явление, когда падает снег? (снегопад)

II. Основная часть.

1. Развитие артикуляционной моторики.

– Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

– Ребята, посмотрите к нам залетели снежинки. Возьмите их за варежку. Подуйте на них долго, плавно, спокойно, не напрягаясь. (Выработка плавной длительной воздушной струи)

– Прилетели к нам не только снежинки, но и льдинки. Кладем льдинку на середину карточки (на пустую клетку) (На партах у каждого лист с 9-ю квадратами и картинками)

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит льдинка.

Даю указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат.

-Где остановилась льдинка? (на картинке)

– Что нарисовано на картинке? (варенье)

Выполним упражнение «Варенье»

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком облизывать губы, как будто варенье лежит на губах.

-Сейчас внимательно слушайте, куда дальше полетит льдинка.

Даю указания: вверх, вправо, вниз, влево, снова вниз на один квадрат и влево.

-Где остановилась льдинка? (на картинке)

– Что нарисовано на картинке? (часики)

Выполним упражнение «Часики»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот,высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

Снова положите льдинку на серединку листа с расчерченными квадратами.

Полетела льдинка: внимательно слушайте!

Вниз, влево, вверх. Опустилась на картинку. Что нарисовано у вас клеточке? (расческа)

Выполним упражнение «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

– Ребята, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем? (звуки и буквы «А, У»)

– Охарактеризуйте звук «А» (гласный, обозначается красным цветом, символ звука [А] большой красный круг).

– Дайте характеристику звуку «У» (гласный, обозначается красным цветом, символ звука [У] маленький красный круг).

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Для того чтобы узнать с каким звуком и буквой мы познакомимся отгадайте загадки.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

– А называют кораблик… (Иголка)

Кукла, мячик и скакалка,

И машина, и зверушки

Называются… (Игрушки)

– Какой звук вы слышите в словах-отгадках в начале слова? (звук [И])

– Правильно. Сегодня мы будем говорить о звуке [И].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

(работа с зеркалами)

– Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

– Давайте произнесем звук [И] – громко, а теперь тихо.

– Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук. А гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (красным)

– Ребята, давайте попробуем пальцем напишем букву «И» в воздухе.

– Давайте выложим букву «И» из счетных палочек.

– Ребята посмотрите символ звука [И] – красная полоса.

– Я вам раздам листы, найдите букву «И» на своих листах. Проведите по ней пальчиком. Каким цветом мы ее закрасим? Почему? а рядом символ звука [И]. он тоже обозначается красным цветом.

А теперь давайте поиграем. Игра «хлопни в ладоши»

– Когда услышите звук «И»хлопаем в ладоши:

И О И А У И Э И И Ы О Э И О

– А теперь попробуем определить, где в слове находится звук И (начало, конец слова, нужную клетку закрасим красным цветом.

– А теперь предлагаю вам почитать. (Листы с символами звуков)

ДАЛЕЕ работа в рабочих тетрадях.

Разбросала осень листья

Разукрасила их кистью

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

Лист кленовый, лист осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

– Ребята вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились?

– С какой буквой?

– Максим дай характеристику звуку «И».

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Прикреплённые файлы:
znakomstvo-s-bukvoi-i-1_il7jm.pptx | 1704,64 Кб

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия ПМК «Звук [Л] и буква Л» Тема: «Звук и буква Л» Коррекционно-развивающие задачи: – учить правильно произносить звук «Л» – упражнять в дифференциации звуков по.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ПМК «Звук [Р] и буква Р» Тема: «Звук и буква Р» Коррекционно-развивающие задачи: – учить правильно произносить звук «Р» – учить выделять звук «Р» на фоне звукоряда,.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Прогулка в зимний лес. Звук [С] и буква С» Тема: «Прогулка по зимнему лесу. Звук и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С. Задачи: • Коррекционно-образовательная:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи на тему «Звук [Ы] и буква Ы» Цели: Коррекционно – образовательные: • Закрепление правильного произношения звука Ы, • Расширение и уточнение знаний о звуке и букве Ы.

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук [Ж] и буква Ж» Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж] коррекционно-развивающие задачи. – развивать слуховое внимание.

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению ОНР у детей старшей группы «Звук [Н], буква Н» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР Фонетическая тема: Звук [Н], буква Н. Лексическая тема: Фрукты.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Тема № 30. Звук и буква Ш Коррекционно-развивающие задачи. 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность.

Конспект логопедического занятия «Звук [У] и буква [У]» Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой У; закреплять умение давать характеристики звукам; развивать речь, внимание, память, творческое.

Конспект занятия «Звук [с], буква с» Цель: закрепить навыки четкого произношения звука (с); Научить определять позицию звука (с) в словах; Познакомить с буквой (с); Научить.

Тема урока “Звук и буква И”

Разделы: Логопедия

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Обучение связи фонемы с графемой.
  1. Формирование умения соотносить букву И со звуком И.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  5. Развитие орфографической зоркости.
  6. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

  1. Презентация “Звук и буква И” (приложение 1);
  2. Зеркала;
  3. Тетради, цветные карандаши, ручки.

Организационный момент:

Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)

Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.

1. Речевая гимнастика.

Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?

– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.

Какое положение занимает язык?

Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?

– Выполним другие упражнения для языка.

Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.

(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)

Посмотрите на картинки (слайды 15), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)

В вышеперечисленных словах где стоит звук И?

Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.

– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)

3. Развитие фонематического слуха.

– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.

4. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.

5. Развитие орфографической зоркости.

– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.

Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).

6. Развитие мелкой моторики.

– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)

Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.

7. Связь фонемы с графемой.

– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.

Письмо с проговариванием написания элементов.

8. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.

На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!

Конспект логопедического занятия по теме «Глагол»

Конспект логопедического занятия (младший школьный возраст, 4 класс) на тему «Глагол»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

  1. Расширение глагольного словаря.
  2. Развитие связной речи.
  3. Совершенствование навыка чтения.

  1. Узорова О.В., Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Шукейло В.А. Учимся вместе. Учимся с увлечением. Русский язык в начальной школе: пособие для родителей и учителей. – СПб.: «Паритет», 2004.
  4. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические работы по восстановлению речи у больных, перенёсших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. В трёх тетрадях. – М.: В.Секачев, торговый дом ИОИ, 2003.
  5. Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.
  6. Распечатки текстов.
  7. Школьные принадлежности, компьютер.
  8. Обучающая программа «Семейный наставник: Русский язык, начальная школа».

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно). ( 3 минуты)
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

( 1 минута).
Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник» (5 минут).

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

4. Прочитать текст, выписать глаголы. (13 минут)

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.
Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

  • Исходное положение – сидя, руки на поясе.
  • Поворот головы направо.
  • Исходное положение.
  • Поворот головы налево.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение.
  • Плавно наклонить голову вперёд.
  • Исходное положение.

6. Прочитать текст, заменить повторяющиеся слова синонимами, записать синонимы и определить какой частью речи будут являться эти слова (10 минут).

Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Охотник увидел на снегу следы зайца. Собака пошла ( взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

3. Заключительная часть. (4 минуты)

Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
Синонимы – слова близкие по значению.
Антонимы – слова противоположные по значению.

Материал для учащихся.

Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: