Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

Конспект логопедического урока во втором классе «Дифференциация Ч – Ц»

Цель: Дифференциация звуков [Ч] и [Ц] в словах, предложениях и обозначение их соответствующими буквами.

Задачи:

Уточнение артикуляции звуков [ч] и [ц];
Закрепление знаний детей о характеристике звуков.
Закрепление знания детей о корне слова, образование однокоренных слов.
Обучение грамотному употреблению существительных в форме родительного падежа с предлогом для, у;
Образование относительных прилагательных;

Развитие фонематического слуха;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие анализа и синтеза на уровне предложения;
Развитие зрительного внимания и памяти;
Развитие и активизация словаря детей по теме «Посуда».

Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, культуры речевого общения.

Оборудование: плакат с нарисованным столом (с прорезями для картинок), предметные картинки (сахарница, конфетница, чайник, салатница, хлебница, сухарница, розеточка, соусница, перечница), плакат с написанной посудой, где вместо ч и ц пустые квадраты, ребус с зашифрованной лексической
темой урока, виды материалов (кусочки стекла, дерева, пластмассы, фарфора, хрусталя, металла), плакат с однокоренными словами.

Ход логопедического урока.

Здравствуйте, дети. Сейчас, сядет тот, кто выделит первый звук в словах, которые я назову.

Цифра, чудо, цапля, чемодан, черепаха …

Какие звуки мы будем учиться различать?

– Произнесите звук [ч], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Произнесите звук [ц], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Сравните звуки, найдите сходство, а затем отличие этих звуков.

– Приготовьте сигнальные карточки. Возьмите карточку с буквой ч в правую руку, а карточку с буквой ц в левую. Я буду называть слова, а вы если услышите слово, в котором спрятался звук [ч], то поднимите карточку с буквой ч, а если услышите слово, в котором спрятался звук [ц], то поднимете карточку с буквой ц. Если услышите в слове оба звука, то поднимите обе буквы.

Помогите мне закончить слово, выбрав один из звуков Ч или Ц, обозначьте его буквой и поднимите её:

Кала.. ране.. клю.. дворе.. бога..

Вене.. вра.. гра.. зая.. сила..

Пере.. колоде.. молоде.. тка.. коне..

– Помогите мне накрыть на стол, а что нам для этого понадобиться узнаете, если разгадаете ребус.

Полы ’’ + судно’’’ + дар’= ?

– Ребята, на плакате написаны слова, в которых пропали наши изучаемые Ч и Ц. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, читать слово определять какой звук пропал, обозначать его соответствующей буквой и вписывать букву в пропущенную клетку, а затем на столе найти отгаданный предмет и поставить на наш стол. Скажи для чего этот предмет посуды?

Сахарни_а
сухарни_а
конфетни_а
розето_ка
салатни_а
хлебни_а
пере_ни_а
соусни_а
_айник
_ашка
салфетни_а

Прочитаем ещё раз разгаданные слова.

Работа в тетради.

– Я говорю то, что кладут в эту посуду, а вы называете её. Проговариваем слово по слогам и записываем в тетрадь. С какой буквы пишем первое слово, как пишем остальные слова. Запись слов. Найдите в словах букву Ч и подчеркните её одной чертой, а букву Ц — двумя. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Физминутка. Игра с мячом.

– Я кидаю мяч и называю посуду, а вы возвращаете мне мяч, называя, для каких продуктов и предметов она предназначена.

Н-р: Сахарница — для сахара и т.д.

Посмотрите, какие материалы я вам принесла. Кто назовёт что это? Из этих материалов может изготавливаться посуда. Я показываю материал, а вы называете посуду, которая из него может изготавливаться. Какая это посуда?

Н-р: Это пластмасса. Выберите посуду, которая изготавливается из пластмассы. Назовите, какая она? (Н-р: пластмассовая сахарница, пластмассовая хлебница, пластмассовая салатница и т.д).

Проговариваем все виды материалов ( стекло, фарфор, металл, дерево, хрусталь).

Недавно у нас наступил Новый год, прошло Рождество Христово. Что это такое? (Это праздники).

Мы накрывали стол и что делали? (Праздновали).

А настроение, какое было? (Праздничное).

Праздник, праздники, праздновать, праздничное. Скажите, что общего в этих словах, как они называются? Прочитайте слово праздник внимательно посмотрите на него, запомните, как пишется это слово.

Давайте вспомним, что такое предложение. Скажите, является ли предложением то, что я назову.

Праздничное, учеников, у , и , настроение, учениц.

Кто составит предложение. Сколько слов в нём? Найдите предлог в предложении, как он пишется со словами? Вспомним правила написания предложения. Запишем его в тетрадь. Подчеркнём изучаемые ч и ц.

Скажите, какое еще настроение может быть? (весёлое, задорное или наоборот грустное, печальное).

Итог логопедического урока.

– Наш логопедический урок подошёл к концу. Вспомним, какие звуки учились различать, чем похожи и чем отличаются они. Название, какой посуды вы запомнили и из какого материала её изготавливают? Назовите группу родственных однокоренных слов, изучаемых сегодня на занятии. Какое предложение мы составили? С каким настроением вы покидаете урок?

Читайте также:
Дифференциация звуков Т-К - конспект занятия по логопедии

Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными, активными. Урок окончен, до свидания, ребята!

Шкредова Марина Николаевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 90,
город Самара

Конспект занятия по теме “Дифференциация ц-ч”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Логопедическое занятие учит детей различать звуки Ц-Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений. В данном конспекте представлено максимальное количество различных видов работы, которое может быть сокращено в зависимости от конкретного состава группы.

– выработать у учащихся умение различать звуки Ц–Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов и предложений.

– формирование фонематического восприятия;

– активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: буквы ц и ч, касса букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка “Почта”, игровые пособия: зелёный и синий домики, конверты с текстами загадок и картинками – отгадками, таблички со словами, карточки с предложениями.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

Учащиеся слушают отрывки из стихотворений и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы будем различать звуки Ч – Ц .

– Какую букву обозначает звук Ч?

– Звук Ч обозначает букву Ч (Ученик ставит на наборное полотно букву Ч.)

– Какую букву обозначает звук Ц?

– Звук Ц обозначает букву Ц (Ученик ставит на наборное полотно букву ц.)

3. Определение сходства и различия звуков Ч – Ц.

Проверяем артикуляцию ц и ч перед индивидуальными зеркалами. Определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные, глухие, непарные,

  • ц – всегда твёрдый,
  • ч – всегда мягкий.

4. Работа со слоговой таблицей.

– Дети по очереди читают слоговую таблицу.

– Логопед просит прочитать слоги только со звуком ц, а затем со звуком ч.

– Ученики подбирают слова к выделенным слогам (ча – чашка, ца – цапля).

5. Анализ слов и определение места звуков Ц, Ч в словах.

Игра “Почта”

На доске два домика зелёного (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов. В окошках домиков цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (это и есть “адрес”).

Логопед.

– Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.

– Скажите, где работают почтальоны?

Ученик.

– Почтальоны работают на почте.

Логопед прикрепляет к доске картинку “Почта”.

Логопед.

– Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?

Ученик.

– Звук ч на третьем месте.

Логопед.

– На почту поступили письма с загадками и отгадками.

Отгадки на картинках.

Раздаются конверты, в них текст одной загадки и картинка – отгадка другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Ученикам, которые недостаточно дифференцируют звуки ц–ч, даются тексты загадок, насыщенные этими звуками.

Задания надо выполнить в определённой последовательности:

  1. Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух.
  2. Спросите вежливо: у кого картинка-отгадка?
  3. Назовите, на каком месте звук ц или ч?
  4. Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.

Дети определяют место звука в слове и ставят картинку в окошко домика под нужным номером.

1-й конверт

а) Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник.)

б) На картинке – отгадке – солнце.

2-й конверт

а) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)

б На картинке – отгадке – яйцо.

3-й конверт

а) Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.)

б) На картинке – отгадке – огурец.

4-й конверт

а) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч.)

б) На картинке – отгадке – заяц.

5-й конверт

а) В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

б) На картинке – отгадке – чайник.

6-й конверт

а) длинный, зеленый, вкусный, солёный. (Огурец.)

б) На картинке- отгадке – перчатки.

7-й конверт

а) Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

б) На картинке – отгадке – очки.

6. Работа по пропущенным буквам в орфограммах. На интерактивной доске высвечиваются слова, в которых пропущены буквы ч, ц.

1) По ходу работы над каждым словом дети вставляют буквы ц, ч в слова, прочитывают и уточняют их значение.

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

2) Слова: цепочка, червячок, волчица, лётчица, участница.

3) После выполнения задания на экране высвечивается правильное написание этих слов.

7. Составление предложений с проанализированными словами (устно).

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием:

1) закончи предложение;

3) подчеркни букву ц синей ручкой, а ч – зеленой.

Предложения:

  • После среды наступает . .
  • На концерте выступали . .
  • Ручей мельче . .
  • Пчёлы разносят цветочную . .

Слова для справок: пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”

В данной разработке урока использованы здоровьесберегающие технологии, позволяющие провести урок интересно и неутомительно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Дифференциация звуков и букв Ч-Ц”»

Конспект логопедического занятия

Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [Ч – Ц] и букв «Ц-Ч»

образовательная: учить различать звуки [Ч – Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;

закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;

воспитательная: воспитывать навык работы в команде, доброжелательность и стремление помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, морской камень, предметные картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране) индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране), мешочки «Помощники.

Ход занятия

I. Организационный момент

2. Упражнение «Добро камень греет»

(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).

II. Основная часть

1. Кинезиологическая разминка

Повторение скороговорки с движением рук.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей, делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного).

2. Введение в тему занятия.

– Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (Ч-Ц).

3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)

4. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ц по индивидуальным таблицам «Характеристика звука».

5. Перешифровка звуков в буквы: Ч – чашка с чаем, Ц – цыпленок с хвостиком. Сравнение букв Ч –Ц.

6. Тактильный диктант.

Напишите правой рукой твердую букву на жесткой карточке (наждачная бумага), левой рукой мягкую букву на мягкой карточке (бархатная бумага): Ч Ц Ц Ч Ц Ц Ч; ца, чо, цу, чи, ча; цапля, человек, чешки, цветок.

7. Найдите закономерность в написании букв Ч-Ц.

Покажите жестами этот ряд: большая буква Ц – поднять твердую карточку, маленькая Ц – хлопки по твердой карточке; большая буква Ч – поднять мягкую карточку, маленькая Ч – хлопки по мягкой карточке.

Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц

Запишите в тетрадь буквы в той же закономерности (кому необходима помощь, логопед помогает жестами)

8. Дидактическое упражнение «Наоборот» (Ц↔Ч):

– с перекидыванием зернового мешочка:

ча (ца), цо (чо), ач (ац), ыц (ыч), аца (ача) и т.д

– запись в тетрадях.

– чтение пар цепочкой

9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА, ЩА

Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА

(красные слова – дополнительное задание)

– Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей карточке слова.

10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и передай другу,»

(с перекидыванием зернового мешочка).

Посмотри на экран

11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»

Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки, остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок, печка)

12. Составление слов из частей.

– Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради.

Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова

ка, ки, дец, чик, нец

– Сколько слогов в каждом слове?

– Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется, пользуется звуковыми фишками).

– Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы записали?

Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.

а) Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием скороговорки:

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из правой руки – в левую и наоборот с проговариванием скороговорки)

Читайте также:
Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без переписывания в тетрадь).

Составить словосочетания из слов левого и правого столбик. Соединить стрелками.

– На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце, источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и продиктовать одноклассникам (по очереди).

14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).

У зверя морда, а у человека … (лицо).

У машины мотор, а у человека … (сердце).

У конфеты фантик, а у человека …(одежда).

У дерева ствол, а у человека … (туловище)

15. Предложение рассыпалось.

Собери и запиши предложение.

учиться. школе, Мне, в, нравиться.

Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.

Книга -, друг, лучший, мой.

– Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).

16. Работа с текстом.

Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос (индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните задание:

– Подчеркните буквы Ц-Ч,

– Найдите и обведите в кружок предлог.

– Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.

– Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам. У вас здорово это получилось!

III. Заключительная часть.

– Что понравилось сегодня на занятии?

– Какие задания вызывали трудности?

– Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?

– Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит скороговорку.

Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.

Материалы к занятиям по теме: «Дифференциация ч-ц»

ЛОГОПЕД.РУ – Дифференциация звуков [ч]-[ц]. – LOGOPED.RU

Дифференциация звуков [Ч]—[Ц].

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча—ца чо—цо чу—цу чи—цы че—це ца—ча цо—чо цу—чу цы—чи це—че ач—ац еч—ец ац—ач оц—оч уц—уч яц—яч иц—ич ец—еч ич—иц оч—оц уч—уц яч—яц
Произносить (читать) слова со звуками [ц] и [ч]:
лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыплёночек.
Произносить (читать) сочетания слов:
дача—яйца, плечо—лицо, бахча—овца, чеки—цепи, челюсть—целый, добыча—водица, чех—цех, чиркнуть—циркуль, меч—жнец, чайка—цапля, жарче—сальце, гречка—грецкий.
Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок. . Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться — всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.
Произносить (читать) тексты.

На окне цветок колючий Смотрит за околицу. Вы его не троньте лучше — Очень больно колется. (Кактус)

Осторожные. Смолк над лесом гром гремучий Целых три часа назад. Но грибы на всякий случай Из-под зонтиков глядят. (В. Орлов)

Выучить наизусть стихотворение.

Пчела. На цветке сидит пчела, До чего она мала! Наша пчёлка в хоботок Набирает сладкий сок. А цветок качается — Это ей не нравится. (К. Быкова)

Произносить (читать) и пересказывать текст.

Повела курица цыплят учить червяков искать. — Червяки бывают всякие, и найти их не просто, — учила курица. Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка. Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал. — Это и есть червяк, — кричал цыплёнок. — Мы откопаем его и отнесём этим глупцам. После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам. — Вот что такое червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.

Желаем успеха!

«Дифференциация звуков [Ц-Ч ] в словах»

Тема: «Дифференциация звуков [Ц-Ч ] в словах».

1. Добиваться правильного артикуляционного уклада и произношения звуков.

2. Развивать звуковое внимание и фонематическое восприятие: учить слышать звуки в словах, дифференцировать на слух, правильно артикулировать и дифференцировать буквы на письме.

3. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук.

4. Развивать зрительное восприятие.

5. Развивать умение работать по словесной инструкции.

6. Обобщить и закрепить знания по лексическим темам » Животные » и » Птицы «.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши, индивидуальные карточки, предметные картинки, сигнальные карточки, таблица слогов, символы букв, раздаточный материал (по два отрезка проволоки на каждого учащегося).

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие. Проверка рабочих мест. » Ребята, на сегодняшнем уроке вас ждет много интересного и поучительного. Желаю вам удачи! На прошлом занятии мы с вами начали работать над звуками [Ц],[Ч] в словах
. Тема
урока: «
Дифференциация Ц-Ч в словах
«.

Читайте также:
Логопедическая работа над вопросительным предложением

Мы продолжим развивать речевой аппарат; учиться правильной артикуляции звуков [Ц],[Ч]; учиться слышать эти звуки в словах, а также различать буквы Ц , Ч на письме; повторим гимнастики для глаз и пальцев рук; закрепим знания о животных и птицах.

Прежде чем приступить к работе, потренируем речевой аппарат. Приготовьте зеркала.
Артикуляционные упражнения
: «Заборчик», «Трубочка», «Маляр», «Часики», «Горка», «Дразнилка». Отработка правильного артикуляционного уклада звуков [Ц],[Ч].

3. Закрепление правильного звукопроизношения

«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.»

«Цветы в цветнике цветут целое лето.»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.»

«Чиста и прозрачна вода ключевая, течет она в реку, журча и играя.»

«Кольцом окольцовывают, цинком оцинковывают, цепью оцепляют, прицепы прицепляют.»

«Цок-цок цокают копытца! Чок-чок стучит так каблучок! Слова «чернила» и «водица» пусть скажет четко язычок.»

Молодцы! А я знаю, что вы очень любите играть в игру «Эхо», потому что уже научились выделять звуки [Ц] и [Ч] в слогах. Поиграем? (Логопед предлагает обучающимся выделить в словах те слоги, в которых слышаться данные звуки. Слоги ученики повторяют трижды.)

Кольцо- цо, цо, цо; ключи- чи, чи, чи; ларец- ец, ец, ец; не хочу- чу,чу, чу; солнце- це, це, це; силач- ач, ач, ач; стручок- чок, чок, чок; молодцы- цы, цы, цы.

5.Характеристика звуков

Итак, звуки [Ц], [Ч]. Какие они? Что у них общего, и чем они отличаются друг от друга? Какими буквами обозначаются? Чем отличаются буквы от звуков? А вы знаете, что буквы можно не только видеть и писать, их можно сделать самим.

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч

Разделы: Логопедия

1. Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
  • умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
  • расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
  • дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
  • освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • формирование навыков работы по инструкции.
  • воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.
Ход занятия
Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

(вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].

Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

Соотношение звуков с буквами.

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. Ч с четверкой спутал чижик И прочел: «Четыре ижик». Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

На звено цепи и на ногу цапли.

А верхний элемент у буквы Ч?

На крыло чайки и на носик чайника.

Развитие фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, – и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Читайте также:
Методическая разработка с презентацией: Логопедический праздник - Путешествие в Страну правильной речи

– Какое слово у вас получилось?

Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Первая буква Ц, а восьмая – Ч.

Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

Физкультурная минутка.

Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.) Ножками топочут, (Топают ногами.) Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

Шифровка слов.

Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

Игра «Большой-маленький».

Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали
большая синица
и
маленькая синичка
(слова написаны на доске).

Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

Повтори за мной.

Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будите за мной их повторять.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
  3. Пименова Т. И. Выговаривать хочу… Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.

Статья:

Цель: Научить различать звуки Ч, Ц в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух, речеслуховое внимание, речевое чутье.
Оборудование: Картинки, мяч, профили звуков, зеркала, цифры, символы букв Ч и Ц, перфокарты, веера согласных букв, музыкальные записи.

Ход занятия.

I. Организационный момент (кинезиологические упражнения).

Упражнение на кон: вдох — задержка дыхания( ощутить горячую монетку на ладошке) — выдох. На выдохе обеими руками начертить геометрические фигуры. Прав рука- квадрат, левая рука — круг.

Назвать по одному слову на звуки Ц и Ч и занять свои места.

II. Характеристика звуков Ч и Ц. (зеркала)

Задание: дать характеристику звукам, найти общие признаки и различия.

Понаблюдать за артикуляцией звуков в зеркала.

— А что вам напоминают письменные буквы? «Ч» похожа на чайку, «Ц»- на цепь.

III. Работа с веерами букв.

Выделение звуков из слогов, слов.

(просигналить веером, какой звук слышится в слове Ч или Ц)

IV. Работа с цифровым рядом.

(Перед учениками цифры:от 1 до 10. Выдвигается нужная цифра.)

-На каком месте звук Ч в слове очки,цепочка...?

-На каком месте звук Ц в слове цапля, цепочка…?

V.Игра «Шифровальщик»

Зашифровать слова значками. Вместо буквы Ч — треугольник, вместо Ц — квадрат. (число, очки, цепь, птенцы, солнце)

VI. Работа со словосочетаниями.

К словам пункта а) подобрать слова, из п. б) составить словосочетания

а) черная, горячая, чудесная, чуткое;

б) сердечко, сказочка, яичница, курица.

VII. Развитие речеслухового внимания.

Прослушать песенку Водяного (из мультфильма «Летучий корабль») и назвать слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл и правописание.

«Внутри меня водица, ну что с таким водиться…»

водица-водиться, косица-коситься

Объяснить смысл слов. Придумать предложения с этими словами.

VIII. Словоизменения.

Задание: изменить слово, чтобы появился звук Ч

(с перекидыванием мяча)

а).кольцо — колечко зубец — зубчатый

мелко — мельче резко — резче

б) повторить: лиса -лисичка — лисица, вода — водичка — водица,

лук — луковичка — луковица, лиса — лисичка- лисица.

IX. Вставить буквы Ч и Ц в слова (работа с карточками).

Самостоятельная работа по перфокартам.

X. Графический диктант

Задание: изобразить слово линией, разделить его на слоги и указать в каком слоге пишется буква Ц или Ч.

Например: яичница __/___/__ч__/___ц__

XI. Деформированные предложения.

Задание: составить предложение из слов.

Охотилась, курицу, на, лисица. Волчица, играть, волчата, с.

XII. Игра «Поезд».

Рассадить животных по вагонам: со звуком Ц — в первый, звуком Ч — во второй.

Читайте также:
Материал для знакомства с образом буквы

Все вместе проверяем.

XIII. Итоги

Оценка работы учащихся, награждение.

XIV. Рефлексия.

  1. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», Ефименкова Л.Н., М, «Просвещение», 1991 г.
  2. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», И.Н. Садовникова, М,1995 г.
  3. «Развитие познавательной деятельности у детей», С.В. Коноваленко, М, 2000 г.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме «Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»

Конспект группового логопедического занятия

с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме

«Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»

Тема занятия: Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель занятия: формировать умение дифференцировать звуки [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

– дифференцировать звуки [ч] – [ц] в речи;

– развивать умение соотносить звуки с буквами;

– развивать навыки звуко-слогового анализа;

– развивать навык согласования имён прилагательных с существительными.

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать слуховое внимание;

– развивать общую моторику.

– развивать навык самоконтроля;

– воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: иллюстрации птиц, доска, раздаточные карточки, рабочие тетради, школьные принадлежности.

1. Организационный момент с элементами психогимнастики.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие:

– Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию? Сядет первым тот, кто правильно назовёт количество звуков в моих словах.

Слова: утка, парта, нос, пенал, дерево.

– С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.

2. Введение в тему. Определение темы занятия.

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, навыки звукового анализа.

– Послушайте и отгадайте загадки:

1) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

2) Прилетает он весной.

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач…

Да не врач! А птица – …!

– В слове «цапля», какой первый звук вы слышите? (1-й звук [ц]).

– Верно, а в слове «грач», какой последний звук вы слышите? (последний звук [ч]).

– Правильно. Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем изучать и учиться отличать друг от друга? (звуки [ц] и [ч]).

См. Приложение (иллюстрации к загадкам)

3. Артикуляция звуков [ц] – [ч].

Цель: закрепить навыки чёткого произношения звуков.

– Давайте разберём, как работает артикуляционный аппарат, когда мы произносим эти звуки? Произнесите звук [ц]. В каком положении наши губы? (улыбаются). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, нижние зубы). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (холодная) .

– Теперь произнесите звук [ч]. В каком положении наши губы? (круглые). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, язык). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (теплая) .

Логопед параллельно с указанием характеристик детьми условно обозначает их на доске.

4. Разбор характеристики звуков.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие.

– Молодцы, а теперь давайте охарактеризуем эти звуки.

– Звук [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный. На письме обозначается буквой ц.

– Звук [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. На письме обозначается буквой ч.

– Посмотрим, что общего у наших звуков? (оба согласные, глухие).

– Чем же они отличаются? (положением губ, положением языка, температурой выдыхаемой воздушной струи, звук [ц] – твердый, а звук [ч] – мягкий).

При сравнении опираться на условные обозначения характеристик на доске.

5. Работа на уровне слога и слова:

б) игра «Шифровальщик»

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, учить различать буквы и звуки [ц]- [ч] в слогах, словах.

– Молодцы! А сейчас приготовьте свои ладошки. Я буду вам называть слоги и слова с этими звуками, а вы, если услышите звук [ц] хлопните 1 раз, а если услышите звук [ч], то 2 раза.

Слоги и слова: ца, чу, оц, ач, чайка, бабочка, палец, бочка, огурец, улица, мочалка.

– Хорошо! Откройте свои тетради, подпишите число. Поиграем в игру «Шифровальщик». Я буду называть слова, а вы должны написать только букву, которая пишется в этом слове. А затем по этим буквам вспомнить все слова.

Слова: ключ, часы, ножницы, качели, цифра, кольцо, зайчата, пуговица.

Дети выполняют взаимопроверку, а затем «расшифровывают» записанные слова.

Цель: развивать общую моторику.

– Вы, наверное, уже устали. Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют движения за логопедом.

7. Работа на уровне словосочетания и предложения:

а) игра «Паутинка»;

Читайте также:
Из опыта логопедической работы в детском психоневрологическом реабилитационном центре

б) работа на карточках.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, развивать навык согласования прил. с сущ., учить различать буквы и звуки [ц] и [ч] в словосочетаниях, предложениях.

– Ребята, сейчас выполним упражнение «Паутинка». На доске написаны слова в два столбика. Вы должны к словам-признакам из 1 столбика подобрать слова-предметы из 2 столбика так, чтобы получились словосочетания.

Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.

– Молодцы! Следующее задание вы выполните на карточках. Прочитайте задание, если все понятно, то можете выполнять.

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц. учебно-методический материал на тему

Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч — ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает… четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче… речки. Пчёлы разносят цветочную… пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Конспект фронтального занятия. Дифференциация звуков и букв « Ц — Ч».

Фронтальное занятие с детьми второго года обучения

Дифференциация звуков и букв « Ц — Ч».

Выработать у учащихся умение различать звуки и буквы «Ц» и «Ч» опираясь на тактильные и оральные ощущения, зрительные ассоциации. Развитие фонематического слуха и внимания, зрительной памяти, звукослогового анализа и синтеза, развивать связную речь и обогащать лексический запас слов.

Оборудование: Мяч, письма, компьютер с проектором

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто найдёт различие на картинках, вывешенных на доске.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Мы сегодня попадём в интересную страну звуков и букв, а каких, попробуйте догадаться сами. Для этого поиграем в игру «Доскажите словечко» — попробует досказать слово и скажите, с какого звука начинается отгадка.

  1. Живет спокойно — не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

  1. Длинным клювом тонким

Капнет с клюва капля.

Кто же это? ………………… (Цапля)

Как вы думаете над какими звуками и буквами будем работать?

Правильно над «Ц» и «Ч»

Запишите число и тему урока. «Ц» и «Ч»

  1. Уточнение артикуляции звуков.

Давайте посмотрим, что у них общего и чем отличаются.

Произнесите звук «Ч» перед зеркалом и скажите, где находится язык.

Правильно, кончик языка поднят вверх, губы вытянуты в трубочку, воздушная струя — теплая.

Теперь произнесите звук «Ц» — кончик языка опущен в низ, губы улыбаются, воздушная струя холодная.

«Ч» и «Ц» оба согласные, глухие (опора на тактильные ощущения — приложите пальцы к горлышку)

  1. Связь звука с буквой.

(на компьютере показываю два слайда)

Посмотрите на букву «Ч», на что похож её верхний элемент — правильно, на крыло чайки. Значит, у буквы «Ч» главный элемент — верхний.

Затем посмотрите на букву «Ц», она похожа на букву «И» и на её нижний элемент повесили цепочку. Значит, у буквы «Ц» главный элемент — нижний.

Запомните: нижнее положение кончика языка при произношении звука «Ц» и нижний элемент буквы, верхнее положение кончика языка при произношении звука «Ч» и верхний элемент буквы.

  1. Работа по теме:

Давайте поучимся различать эти звуки и буквы в упражнениях.

  1. Игра «Чуткое ушко». Закройте, пожалуйста, глаза. Повторите так, как я скажу. Отвечает тот, до кого я дотронусь.

Ча — Ца — Ча, Цу — Чу — Чу — Цу,

Ча — Ца — Ча — Ца, Чо — Цо — Чо,

Цо — Чо — Цо — Чо. Чи — Цы — Цы — Чи.

Что это такое? Правильно, чисто говорить — чётко, внятно.

Читайте также:
Ребенок говорит неразборчиво

Ца- ца- ца , ца- ца- ца — цапля, улица, пыльца.

Цы- цы- цы, цы- цы- цы — зайцы, мельницы, птенцы.

Чу- чу- чу, чу- чу- чу — я сейчас зажгу свечу.

Ча- ча- ча, ча- ча- ча — горит в комнате свеча.

Че- че- че, че- че- че — почитаем при свече.

  1. Прослушайте слова. Покажите букву «Ц» или «Ч», которая есть в слове и цифрой укажите её местонахождение.

Часовщик, цепь, качели, чайка, кузнец.

  1. Игра «Шифровальщики»

Кто это такие? Это те, которые шифруют донесения, важные документы.

Давай те и мы зашифруем слова.

Вместо буквы «Ц» будем писать стрелочку вниз, так как при её произношении кончик языка опущен вниз.

Вместо буквы «Ч» — стрелочку вверх, так как кончик языка поднят вверх.

Чудо, царь, дача, заяц, овца, спички.

  1. Игра с мячом — измените слово так, чтобы появился звук «Ч»

Рукавица — рукавичка, крыльцо — крылечко, птенец — птенчик, огурец — огурчик, лицо — личико, синица — синичка.

Что произошло со словами? Звук «Ч» сделал слова уменьшительно-ласкательными.

  1. К вам в гости кто-то пришел. Отгадайте его по первым звукам названий предметов.

Часы, индеец, попугай.

Он принес для каждого письмо со словом.

Объясните значение слова так, чтобы все его угадали, но не называйте этого слова. Какой звук есть в этом слове и где он стоит — начало — середина — конец.

Скворец, больница, часы, и т.д.

  1. Физминутка — пальчиковая гимнастика.
  1. Работа по подгруппам. (работа с двумя картинками)

Найдите пять слов, со звуком «Ц» (первая подгруппа)

со звуком «Ч» (вторая подгруппа)

  1. Работа с деформированным текстом.

Логопед читает текст. Получился ли рассказ? Правильно — нет потому, что предложения написаны не по порядку. Составьте правильно рассказ и запишите.

6. Итог занятия: Над какой темой мы сегодня работали? Что вам понравилось и не понравилось? Оцените свою работу на уроке с помощью красного или синего сигнала. Молодцы, вы все хорошо работали. За работу на уроке хочу подарить вам картинки — цыпленка или черепаху. Как вы думаете, почему именно эти картинки я вам подарила? Правильно, потому что в этих словах есть звуки «Ц» и «Ч», а это тема нашего урока.

Тема: Дифференциация Ч-Т План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

ТЕМА: Дифференциация Ч-Т*

План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

(нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи)

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь; уточнить представление об основных единицах языка – слоге, слове, словосочетании, предложении, тексте; закрепление орфографических правил.

Коррекционно – развивающие: развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого; аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с набором слов для составления предложений.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).

2. Сообщение темы. Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?

На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч – т”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда – вы сами догадаетесь, когда послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).

Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.

Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?

3. Уточнение артикуляции звуков. Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

4. Соотнесение звуков с буквами. Показать букву, соответствующую звукам в слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.

5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

У каждой птицы в лесу – своя песенка. Попробуем повторить за ними: те – те – че,

че – че – те, те – че – те, чи – ти – ти, чи – ти – чи и др.

6. Чтение рядов слов с заданием. Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:

ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары – часть.

Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?

стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости – горсть.

Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?

7. Обобщение по фонетическому и семантическому сходству.

Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители. Угадайте, кто они:

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зелёная спинка.

б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

в) От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.

г) Я коровка не простая, не даю я молока.

От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.

К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка. Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех слов есть звук [ч’]).

8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы. Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принёс игру.

Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик). Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):

у зайца – (зайчата) у волка – (волчата)

у белки – (бельчата) у сороки – (сорочата)

у кошки – (котята) у утки – (утята)

Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что назвали) не живут в лесу?

9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы.

Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела). Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой материал отпечатан по числу учащихся

бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать

чиж одуванчик

птица стебель, растение, земля

Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.

Записать в тетради эту пару слов:

кузнечик – прыгать, одуванчик – растение.

10. Физминутка.

На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки

(медленно встаём из положения сидя).

Как подует ветерок – наклонится стебелёк

(наклоны в стороны, руки вверх).

Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).

По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс – повороты, руки вверх – потянуться).

11. Составление словосочетаний.

Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).

Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:

тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?

Назовите только одно слово со звуком [т’].

Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание – два слова, связанные между собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная. что это? (речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].

12. Составление предложений. Работа с текстом.

Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).

Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение?

Как показать на письме его начало и конец? У каждого ученика

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

на столе конверт с набором слов для составления предложения

Составьте предложение, выложив слова на парте,

вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки

учителем предложения записываются в тетрадь.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.

чечевица

1) После но_и солне_ные лу_и согрели землю.

2) Лесные п_ицы на_али свою перекли_ку.

3) Вот засту_ал на берёзе _ёрный дя_ел.

4)Забавная песня _е_вицы похожа на дразнилку.

5) А какой мелоди_ный голосок у пено_ки!

6) П_ицы спешат накорми_ь голодных п_енцов. пеночка

7) До ве_ера будет зву_ать _удесный п_и_ий хор. Приготовьтесь читать свои предложения по порядку. На доску прикрепляем цифры. Учащиеся читают предложения, сверяя номер на доске с номером конверта.

Что у нас получилось? (текст).

Из чего состоит текст? (из предложений).

Связаны ли предложения в тексте по смыслу?

О чём говорится в этом тексте? (о птицах).

Тема текста – о птицах. Что говорится о птицах? (что они поют весь день).

Это главная мысль текста. Она должна быть в названии рассказа. Озаглавить текст. В случае затруднений найти заголовок в предложении №7.

13. Подведение итогов.

О каких звуках и буквах говорили на занятии? Теперь вы умеете различать их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Какие задания вам понравились больше других?

Дидактический материал к занятиям

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч –Т

1. Читай целыми словами:

а) пять – петь – печь – печи – лечи – лети – сети – дети – дачи – дать – дуть – чуть

б) ночь – ночи – чижи – жить – жечь – речь – речи – мячи – мять – мыть – рыть – чары

в) стихи – тихий – чихал – читал – учите – стучи – чисто – часто – части – вести – гости

2 Пара к паре. Прочитай первую пару слов. Как они связаны между собой? Прочитай слово справа над чертой. Свяжи его по смыслу с одним из слов внизу так, как слова первой пары.

летать стрекотать, ловить, прыгать

птица стебель, растение, земля

ночь осень, месяц, октябрь

вспомнить болтать, молчать, петь

врач ученик, учитель, учебник

мычать плавать, нырять, крякать

3. Прочитайте слова парами, вставляя буквы ч, т:

а) *ашка – *яжкий б) *ёрка – *ёрный в) ка*ить – то*ить

*айка – лен*яйка пя*ёрка – пе*ёнка но*ёвка – пу*ёвка

ов*ина – пау*ина вну*ата – у*ята по*ерял – по*есал

*улан – *юльпан ко*ёнок – зай*онок Пе*ька – пе*ка

*есный – *естный про*ёр – про*ёл *ижик – *ише

зай*ик – зон*ик ле*ил – ле*ел *ёрный – *ёмный

*еремок – *еренок *еснота – *ернота ка*ели – хо*ели

4. Спишите, добавляя слоги че или те :

а) __сто, __рвяк, __нёк, __пло, __репаха, __мно, __рпел, __рпал, __лефон,

б)__чёт, __ловек, у__бник, ме__ли, ве__рний, хо__ли, ко__льная, ка__ли, ле__ли, по__рнел, по__мнел, по__рял, вы__ркнул

5. Прочитайте слова, вставляя буквы ч, т. Спишите, распределяя их в два столбика.

п_ицы, зая_ий, о_ец, о_ередь, кус_ик, зон_ик, клю_ик, пе_енье, _итал, с_ихи,

_ишина, ум_ался, при_ина.

6. Прочитайте слова, вставляя ч или т.

п_и_ий, у_и_ель, _е_ерев, _ер_ил, мес_е_ко, ап_е_ка, _ис_юля, _яну_ка, _ер_ёж,

ме_та_ель, _е_ёт, отве_а_ь, мы_и_е, выклю_а_ель.

7. Прочитайте слова, добавляя ч или т. На какой вопрос они отвечают?

Что обозначают?

а) _ирикает, стреко_ет, сту_ит, мол_ит, жур_ит, шеп_ет, грохо_ет, шелес_ит.

б) рас_ёт, цве_ёт, те_ёт, пле_ёт, ка_ается, _янется, ле_ит, пря_ется, ска_ет.

8. Прочитайте словосочетания, вставляя ч или т:

а) _истая _етрадь, _ёплые лу_и, _ёрная ту_а, солне_ный зай_ик,

б) выу_ил с_ихи, по_ерял у_ебник, реши_е зада_у, шелес_ит лис_ьями, ле_ят упус_ил добы_у, но_ная _ишина, ве_ерний _ай.

9. Прочийте текст, вставляя ч, т. Озаглавьте его. Определите границы предложений.

Ар_ём и Ви_я решили пой_и на ре_ку маль_ики нарыли _ервя_ков они взяли удо_ки и тронулись в пу_ь вот и ре_ка Ви_я закинул удо_ку клюёт маль_ик по_янул удо_ку из воды на крю_ке вер_елся карась.

10. Составьте рассказ по вопросам, используя слова в скобках.

Лучи.

1. Куда ушли лучи солнышка? (в дальний путь)

2. Что они понесли листьям, цветам и травам? (тепло и свет)

3. Где лопнули почки и бутоны? (на вишнях и черемухе)

5. Куда заглянул маленький лучик? (во двор)

6. Кто там гулял? (Петя и Тёма)

7. Что сделал лучик? (стал играть с детьми)

11. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: