Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе
Автор: Кушнарева Ирина Алексеевна – педагог-психолог МБДОУ №60 “Ягодка” с.Кулешовка Ростовской области.
Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога для старших дошкольников, которое направлено на закрепление артикуляторных навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмоционального напряжения.
Цель – включение ребенка в занятие; создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки.
Задачи:
Образовательные:
1. закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
2. выявление реальных страхов детей, формирование социального доверия; развитие уверенности в себе, снижение уровня тревожности.
Развивающие:
– формировать артикуляторные умения и навыки;
– активизировать произвольное внимание, умственные способности;
– развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
– развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыке;
– развивать мелкую моторику, память, внимание, восприятие, мышление;
– упражнять в умении ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой и текстом;
– снижение психоэмоционального напряжения.
Воспитательная:
Воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, корзина, колючие мячики красного, синего и зеленого цвета по количеству детей, фигурки гномов, красные, зеленые и синие флажки по количеству детей, колокольчики по количеству детей, буквы А. О. У. И. схемы артикуляции гласных звуков, воздушные шарики, презентация, мелодии, клубок, игрушка гнома, подносы с манной крупой по количеству детей, скатерть.
Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья, гномы), стол с подносами с манной крупой, стулья перед зеркалом.
Ход занятия
1. Психолог– Приветствие «Клубок».
Дети заходят и садятся на стульчики по кругу, включен СЛАЙД «Веселое солнышко».
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».
В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…Отлично!
Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.
А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть?
Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?
Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.
Вы чувствуете, как нам стало хорошо, тепло и уютно? Даже солнышко нам улыбается, посмотрите на этот слайд.
2. Логопед – ритмическое упражнение «Солнышко» (на соотнесение слов с движением – дети встают в круг).
– Давайте покажем нашим гостям какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка:
«Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнышком покружимся,
Со звуками подружимся!» (дети изображают лучи солнца – поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся).
3. Психолог – Игра «Спаси птенца».
Ребята солнышко пригрело, и к нам прилетят птицы. Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
4. Логопед – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите это Гномик, он к нам пришел из Страны Звуков.
Логопед – самомассаж, артикуляционная гимнастика.
– Ребята, Страна звуков– это удивительная страна. Там живут Гномы-Звуковички, они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Гномик предлагает вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица.
Самомассаж “Солнышко” (дети подходят к большому зеркалу).
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).
-А теперь потренируем язычок – артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Это язычок пришел (высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал
Интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе
Класс: д/с
Ключевые слова: мелкая моторика , «насекомые» , интегрированное занятие , зрительная память , подготовительная группа , учитель-логопед
Тема: «В гостях у Милы и Кузи»
Цель:
- Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти.
- Развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Образовательная (обучающая):
- Обогащение словарного запаса и развитие грамматической стороны речи
- Формирование фонематического анализа и синтеза.
- Развитие произвольности психических процессов.
- Развитие качеств внимания и восприятия.
- Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие пространственных и временных ориентировок.
- Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.
- Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
- Воспитание интереса к познавательной деятельности.
Оборудование: презентация к занятию, фишки желтого и красного цвета, материал к игре «Разрезные картинки», иллюстрации по теме «Насекомые», карточки со словами – названиями насекомых, фишки синего и красного цвета, карточки с силуэтом майского жука по количеству детей, карточки с кузнечиками и божьими коровками.
1. Организационный момент
Дети входят в зал и встают в круг.
Педагог-психолог: Давайте поприветствуем наших гостей.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Давайте ребята мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Эхо».
Цель упражнения: настроить позитивно детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.
Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «А-ли-на», мы дружно, как эхо за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Алинина соседка справа Полина, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя и прохлопают.
2. Введение в тему:
Учитель-логопед:
– Ребята, нас с вами в гости приглашают герои мультфильма «Лунтик»: Кузя и Мила. Где они живут?
— Закрывайте глазки. Вокруг себя обернись и в гостях окажись.
На экране телевизора появляется заставка из мультика.
— Чтобы вам было интересно, Кузя и Мила приготовили для вас игру – соревнование. Выберите понравившиеся вам фишки. А теперь те, кто взял зеленые, садитесь за стол к Кузе, а те, кто взял красные фигуры, садитесь за стол к Миле. Начинаем наше соревнование.
3. Развитие слухового восприятия
На экране телевизора появляется картинка весеннего луга.
Учитель-логопед:
— Вот однажды Мила и Кузя скучали, и чтобы развлечься, придумали игру. Они закрывали глаза и по очереди разгадывали, что вокруг них звучит. Давайте и с вами поиграем в эту игру.
Включаются аудиозаписи звуков природы, и команды по очереди отгадывают то, что слышат.
Каждая команда за правильный ответ получает курточки с изображением кузнечика или божьей коровки соответственно.
— А теперь Мила и Кузя зовут вас поиграть возле их любимой березки.
4. Развитие координации движений
Педагог-психолог: Ребята оглядитесь вокруг. Какое же сейчас время года. Правильно, весна. А приметы весны назовёте. Теперь представьте себе, что мы стоим возле берёзки. Давайте рассмотрим её…Какая она – высокая или низкая? Широкая или стройная? А есть на дереве листья? Много или мало?
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.
Я всем предлагаю потанцевать возле неё. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете сесть на свои места.
Цель игры – развитие координации движений.
Мы танцуем возле берёзки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы кружимся на месте (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы топаем ногами (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы хлопаем руками (3 раза) – солнечным весенним днём. А вот так мы моем руки (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем (3 раза) – солнечным весенним днём. Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме. (Хлопок).
По хлопку дети садятся на свои места.
5. Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций анализа и синтеза
Педагог-психолог: У Милы и у Кузи много друзей. Они любят рассматривать их фотографии. Но вот Вупсень и Пупсень разрезали фотографии. Помогите нашим героям все собрать. Каждой команде нужно собрать по две картинки.
Дети собирают разрезные картинки: оса, комар, жук, муха – называют все предметы и обобщают словом «насекомые». Те, кто справился быстрее и правильно получают карточки с насекомыми.
6. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Учитель-логопед:
– Ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов «оса» и «жук».
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем от каждой команды один человек объясняет, сколько в слове звуков, сколько из них согласных звуков, а сколько гласных, называют гласные и согласные звуки. За правильные ответы команды получают карточки с жучками. Команда, в которой все дети справились без ошибок, получает дополнительную карточку.
7. Развитие внимания и быстроты реакции.
Педагог-психолог: Предлагаю сделать смешную паузу. Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!».
Цель игры: помочь детям получить заряд положительных эмоций.
Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых порах – взрослый, позднее – кто-то из детей) показывает и делает следующее:
- 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
- 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
- 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
- 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».
Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза. Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трёх, двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произносить последнее «хе» надо громко, сильно, как бы выплескивая всю свою усталость и раздражение.
8. Формирование грамматических категорий.
Учитель-логопед:
– Мила с Кузей напоминают нам, что у нас соревнования. Ребята, у вас на карточках написаны название насекомого. У вас один предмет, а на лугу их много. Читайте свою карточку и находите много таких предметов.
Дети читают слово, напечатанное на карточке, например, «бабочка», и находят картинку, где нарисовано много соответствующих предметов, например, «бабочки». За каждый правильный ответ дети получают карточки.
Затем дошкольники находят лишнюю картинку среди насекомых и объясняют, почему картинка лишняя:
– Лишняя картинка с пауками, т.к. пауки не насекомые.
Команда, которая первая догадалась, получает дополнительную карточку.
9. Развитие зрительной памяти и формирование грамматических категорий
Д. игра «Чего не стало?»
Учитель-логопед: Ребята, вот еще одна любимая игра Кузи и Милы: «Угадай, чего не стало?» Давайте поиграем!
Пока дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку с насекомыми, затем просит одну из команд отгадать, кто пропал. Если команда не справляется, ей помогает другая. За каждый правильный ответ команды получают карточки. Следить, чтобы дети отвечали полными ответами, например, не стало трех бабочек и т.д.
10. Динамическая пауза с применением методов кинезиологии.
Педагог-психолог: Пора нам отдохнуть.
Цель упражнений: активизировать обширные зоны обоих полушарий, быстрее включиться в деятельность, расслабить мышцы шеи, спины, нормализовать приток крови к головному мозгу.
Упражнение «Сова».
Упражнение «Перекрёстные шаги».
Упражнение «Крюки».
11. Работа с карандашом
Упражнение на развитие графических навыков. «Майский жук к нам прилетел…»
Педагог-психолог: Ребята, Вупсень и Пупсень совершили еще один нехороший поступок. Они стерли рисунок с Майского жука. Он прилетел к Кузе и Миле и просит ему помочь. Давайте раскрасим нашего жука.
Дети выполняют штриховку справа налево, рисуют круги, прямые линии сверху вниз.
12. Составление предложений
Учитель-логопед: У Милы и Кузи для вас еще одна игра. Они будут говорить вам слова, а вы составляйте из них предложения.
Детям предлагаются слова. Нужно правильно составить предложения из них. За каждый правильны ответ дети получают призовые карточки.
Около, сидит, веточка, муравей.
Листок, жук, спрятался, под.
Сидела, на, капуста, гусеница.
Дорожка, божья коровка, ползла, по.
Стол, на, села, муха.
По, муха, окно, ползла.
13. Игра «Дождь в лесу»
Педагог-психолог: Устали? Давайте еще раз отдохнем.
Цель игры: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга , защищать от сильных ударов дождя своими ветвями(дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались. Стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
14. Подведение итогов
Учитель-логопед: Ребята, пора нам прощаться с Милой и Кузей. Но нам нужно подсчитать количество заработанных вами карточек и узнать, чья команда победила.
Победившую команду награждают медалями.
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам в детский сад. Попрощайтесь с нашими героями. Ребята, закрывайте глазки.
Вокруг себя обернись,
Снова в группе появись.
15. Обратная связь
Педагог-психолог: «Хотелось бы вспомнить, чем мы сегодня занимались» , «Что было интересно?». (Ответы детей).
– Вот мы сегодня всё делали … (перечислить упражнения), а ещё ребята есть гимнастика для голоса.
16. Голосовая разминка «Я все могу». Детям предлагается повторить данную фразу вслед за педагогом сначала шёпотом, затем громко и наконец, очень громко.
Цель упражнения: настроить детей на дальнейшую деятельность и активизировать у них позитивные эмоции, выплеснуть эмоциональное напряжение.
Дети в конце игры получают сладкие призы и уходят в группу.
Конспект интегрированного занятия логопеда с психологом “В поисках улыбки”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Во время занятия дети ищет потерянную улыбку клоуна Тепы, выполняя различные задания. Задания напралены на развитие различных сторон речи, а также помогают детям сдружиться и побороть свои негативные эмоции. Также в занятии затрагивается тема дружбы, дети беседуют о дружбе, качествах хорошего друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_ulybki.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога
Тема: «В поисках улыбки»
Цель: Создание доброжелательной, психологически здоровой атмосферы в коллективе, воспитание речевой культуры у детей.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Обогащать словарный запас за счет слов – антонимов.
- Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
- Совершенствовать умение в приемлемой форме снятие агрессии, злости.
- Развивать у детей умение образовывать слова из двух слов.
- Закреплять у детей умение образовывать названия животных.
- Развивать навыки связного высказывания, зрительно – пространственную координацию, познавательные способности, воображение, творчество.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Формировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее.
- Пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
- Воспитывать навыки сотрудничества, активности и доброжелательное отношение друг к другу.
Костюм клоуна, рисунки: парусника «Седов», горы, кустов, камней, цветов, деревьев, елок, улыбка, песок, бумага, мыльные пузыри, музыкальное сопровождение, мячик.
- Вводная часть
Организационный момент. Мотивация.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поздороваться необычным способом.
Давайте возьмемся за руки и скажем «Здравствуйте!», шепотом, зевая, прокричим, обычным голосом – доброжелательно.
– У нас с вами такое прекрасное настроение. Ребята, а где в каком месте нам всегда бывает весело? Мы туда идем, радуемся, смеемся от души?
– Правильно, это цирк. А у кого в цирке самая веселая профессия?
– Я приготовила вам сюрприз и пригласила клоуна! Как встречают артистов?
– Давайте поприветствуем клоуна Тёпу.
(появляется клоун, но он грустный).
- Основная часть:
– Здравствуй, Тепа. А почему ты такой грустный, ведь все клоуны в цирке очень веселые и озорные? В чем дело? Что у тебя случилось?
– Я выступал недавно на представлении, все было как всегда: я бросал шарики, жонглировал, шутил. В конце выступления мне никто не захлопал. Дети говорили мне плохие слова. Я обиделся и огорчился. И от этого моя улыбка навсегда пропала. Думаю, она спрятана далеко на островах на высокой горе. Помогите мне, пожалуйста, вернуть мою улыбку.
– Ребята, поможем клоуну вернуть веселую улыбку, а вместе с ней и веселое настроение. А где обычно находятся острова? (ответы детей).
– Какими способами можно попасть на остров? (ответы детей).
– Я предлагаю поплыть на остров на большом морском парусном судне. Ребята, этот парусный корабль плавает по морям России на самом деле и на нем учатся люди управлять парусниками. Это парусник «Седов» (назван в честь русского полярного исследователя Седова Г.Я)
– Проходите на палубу нашего корабля «Седов», мы отправляемся в путь. Счастливого пути! Станьте в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Давайте послушаем как шумит море. Сделаем шаг в центр круга и громко произнесем звук –ш-, затем сделаем шаг назад и произнесем этот звук только тихо (3-4 раза).
Упражнение «Сильные волны»
Цель : пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»
Л: – Ребята, вот мы с вами и оказались на острове, а вот эта гора, на которой спрятана улыбка.
– Тёпа, это не простая гора, это гора знаний и так получилось, что твоя улыбка спряталась именно здесь и нам предстоит пройти путь по тропинкам знаний.
Давайте посмотрим, где улыбка Тёпы может спрятаться на этой горе, может быть за этими кустами?
(выходит ребенок снимает картинку и смотрим на задание на обратной стороне).
Л: Но, что мы нашли улыбку? -Нет.
Л: А что же там? (ответы детей – загадки)
– Ребята, а в моем рюкзачке тоже есть загадки, но я совсем не знаю отгадки.
– Ребята, поможем Тёпе отгадать загадки?
(дети отгадывают загадки, после того как дети назвали слова, логопед предлагает поделить слова на слоги).
– Ну, что же ребята за кустами оказались загадки, может быть улыбка спрятана за деревьями?
(выходит ребенок снимает картинку с деревьями, на обратной стороне изображен лист).
Л: Но, что мы нашли улыбку? – Нет.
– А, что же там? (дерево)
Тёпа – Ребята, а в моем рюкзачке есть конверт с картинками деревьев, только я не знаю, что с ними делать.
Л: Ребята, нам нужно правильно назвать как правильно называется лист какого-либо дерева.
У клена – кленовый лист.
У дуба – дубовый лист.
У березы – березовый лист.
У рябины – рябиновый лист.
У липы – липовый лист.
У каштана – каштановый лист.
У ивы – ивовый лист.
У осины – осиновый лист.
Л: Но, что мы нашли улыбку? – Нет.
Ну, что тогда продолжаем наше путешествие, давайте посмотрим, что за цветы здесь растут?
Дети. (открывают картинку на обратной стороне изображены эмоции «веселая», «грустная»)
Л: Ребята, это оказывается волшебные цветы. Под ними спрятаны слова наоборот (антонимы).
Мы сейчас все вместе поиграем в игру «Слова-наоборот»
– Какое молоко дает черная корова?
– Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?
– Если помыть грязные сапоги, то они будут…
– Когда выздоравливает больной, то он становится….
– Для медведя построят дом высокий, а для зайца…
-Для бегемота нужна широкая дорога, а для муравья….
– У Даши длинные волосы, а у Максима ….
– Конфеты сладкие, а таблетки …
– На севере холодно, а на юге …
Коммуникативная игра. «Нос к носу»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Участники свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
– Продолжаем наше путешествие. В данном месте на Острове действует магнитное поле. Вас будет притягивать друг друга к тому месту, которое я назову. Под музыку двигайтесь в любом направлении. По моей команде «Ладошка к ладошке» вы должны стать по парам и коснуться друг друга ладошками. «Коленка к коленке», «Ухо к уху», «Нос к носу», «Левая рука – правая нога».
– Улыбка Тёпы не найдена значит надо продолжать путь. Вот здесь находятся камни, давайте посмотрим может они прячут улыбку?
Ребенок берет картинку с камнями, переворачивает. На ней изображены домашние животные.
Л: Ребята, нам с вами нужно назвать детенышей животных. Мы свами справимся?
Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.
За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)
За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)
За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)
За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)
Л: Ребята, звери бывают разные и назвать их можно по-разному. (с мячом)
Если у лисы лапы тонкие, то она тонколапая.
У зайца длинные уши, то какой он …(длинноухий).
У белки рыжий хвост, то она какая … (рыжехвостая).
У медведя короткий хвост, то кокой он … (короткохвостый).
У ежа острый нос, то он … (остроносый).
У зайца косые глаза, то он … (косоглазый).
У лося длинные ноги, то он … (длинноногий).
– Мы с вами проделали такой путь, я думаю Тепа, что твою улыбку мы скоро найдем. Ребята, посмотрите какие маленькие елочки растут на горе, может быть елочки прячут улыбку. Давайте откроем картинку и посмотри
(Дети снимают картинку и находят улыбку, отдают Тёпе. Он надевает её и радостный благодарит детей).
Нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Упражнение «Сильные волны»
Цель : пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Возьмитесь за руки. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»
– Как вы думаете – мы справились с заданием? (Да. Мы вернули Тепе улыбку)
– Почему улыбка Тепы пропала? Потому что дети говорили плохие слова. Как можно назвать таких людей, которые обзываются, говорят неприятные слова. Правильно – злые, сердитые, недовольные, жестокие, невоспитанные.
Каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Но злится нужно так, чтобы не обижать других людей. Есть такие игры, которые учат «правильно сердиться».
С помощью этих игр можно «прогонять злость» и становиться добрым и радостным.
«Я победил свою злость. Я спокоен».
Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок . Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш
дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и
контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен».
Упражнение «Листы бумаги или газеты»
Порвать, скомкать, можно затоптать ногами. Бросить в корзину.
Упражнение «Стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции, прокричать в стаканчик.
Пускание мыльных пузырей
- Заключительная часть.
– Тёпа, мы проделали такой долгий путь, решили столько разных задач, отыскали твою улыбку. Научились прогонять злость, становиться добрыми. И в этом ребятам помогли их знания, которые получили в детском саду, но дорога на этом не заканчивается и вы только в самом начале пути и ваших знаний недостаточно, чтобы добраться до вершины горы. Поэтому вам в жизни придется еще очень многому научиться и многое узнать.
– Ребята, я так вас всех полюбил, что хочу в подарок оставить каждому из вас частичку своего сердца.
(Клоун раздает сердечки, прощается со всеми и уходит)
Взаимодействие психолога и логопеда
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.
У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.
Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели
Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.
Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.
Задачи логопеда следующие:
- развитие звуковой стороны речи;
- помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;
- обучение связному выражению своих мыслей;
- развитие слухового внимания и мелкой моторики;
- формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
- развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- развитие эмоционально-личностной сферы;
- формирование волевых качеств и самоконтроля;
- обеспечение комплексной психологической поддержки.
Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.
Реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога-педагога в тех случаях, когда в основе сложностей воспитания и обучения детей лежат следующие проблемы:
- незрелость высших психических функций, которая сочетается недоразвитием речи;
- недостаточность речевого развития сопровождается снижением самоконтроля и учебной мотивации;
- речевые нарушения сопровождаются тревожными расстройствами.
Особенности планирования совместной работы
Сотрудничество логопеда и психолога лучше начинать как можно раньше – еще до комплектования логопедических групп.
Уже при проведении обследования происходит выявление детей с речевыми нарушениями и психологическими проблемами. Педагог-психолог должен присутствовать на заседании ПМПк для разъяснения какой-либо ситуации по конкретному ребенку, требующей компетенции психолога, а также для наблюдения за детьми в новой для них ситуации. На этом этапе диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает представление о фактическом уровне развития интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.
Затем проводится совместное совещание, в ходе которого логопед и психолог обсуждают основные рабочие моменты, а также составляют план совместной работы на весь год. Важным этапом является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать оба специалиста.
В частности, задания для развития внимания и памяти могут составляться на основе материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В качестве примера можно взять задание из картотеки на автоматизацию звука [Ш]. Задача заключается в том, чтобы найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
Пример: шапка, шуба, шарф, рубашка, шмель. Лишнее слово – шмель, потому что это насекомое, а все остальные слова – это предметы одежды. Кроме того, у детей вызывают большой интерес задания, в которых необходимо устранить ошибки в построении предложений.
К примеру, дети должны исправить ошибки в предложениях, выделяя звук Л: «Салат торчал из вилки». «Вода пила слона». «Елка ходила около косули» и т.д.
Что необходимо учитывать в совместной работе
Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:
- Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным, поэтому нельзя развивать только одну функцию.
- Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
- Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с ребенком должна строиться на основании его возрастных и личностных особенностей.
- Правильный подход к нагрузкам и требованиям. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно адекватно оценить ту нагрузку, которая оказывается в процессе занятий. Важно действовать постепенно, переходя от простых заданий к более сложным.
Другой вопрос касается функционала каждого специалиста, который часто может совпадать, несмотря на свои задачи, которые есть как у логопеда, так и у психолога.
Одна из таких смежных областей – это развитие познавательной сферы, которым занимаются оба специалиста. И может сложиться такая ситуация, когда этому вопросу не будет уделяться достаточного внимания по причине того, что один специалист будет думать, что данный вопрос решает его коллега. Может быть и обратная ситуация, когда логопед и психолог уделяет повышенное внимание развитию познавательной сферы, что идет во вред их основным задачам и обязанностям.
Подобные ситуации случаются только тогда, когда нет отлаженного взаимодействия между двумя специалистами. Если же они четко наметили план совместной работы, то такие ошибки исключены.
И логопед, и психолог занимаются развитием речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Он может использовать элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога в старшей логопедической группе «Добро побеждает зло!»
Нина Ивановна Чепурненко
Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога в старшей логопедической группе «Добро побеждает зло!»
Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога
в старшей логопедической группе №.1 «Солнышко».
по развитию речи в старшей логопедической группе
Теме «Добро побеждает зло!».
МБДОУ №299 учитель – логопед: Н. И. Чепурненко
психолог: Е. В. Жукова
развитие артикуляторных навыков, психических процессов и мелкой моторики, снижение психоэмоционального напряжения.
Цель –создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки.
Содержание работы учителя – логопеда и педагога – психолога:
Формирование фонематического восприятия.
Закрепить умение различать эмоциональные настроения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно).
Уточнение и формирование словарного запаса, работа над грамматическим строем речи.
Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
Совершенствовать навыки коммуникативного общения, Развитие мелкой моторики и пространственного воображения.
Развивать образное представление, активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Воспитывать: доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Оборудование: ноутбук, презентация, посылка – сундучок, картинки с заданием, музыкальная подборка, карта-схема заданий, «ключ», колокольчики, вата, картинный материал по теме «антонимы», ковер-самолет.
Речевка с детьми.
Мы старательны,
И все у нас получится! / все дети берутся за руки/
Логопед :Давайте подарим друг другу хорошее настроение (сдуваем с ладошки хорошее настроение).
Раздается стук. Вносят телеграмму. Логопед читает телеграмму.
«Я,Королева Грамматики: Здравствуйте, друзья! Вы так стараетесь, что я решила подарить вам интересную книгу – БУКВАРЬ, но злая ведьма перехватила мою посылку, закрыла ее на огромный замок, а ключ разломала на части и разбросала по всей моей стране.
Помогите мне, наведите порядок в моём королевстве: соберите все части ключа и спасите букварь.
Вот у меня есть какая – то карта. Может быть она вам поможет? Вам нужно быстро отправиться на поиски БУКВАРЯ.
Ведь без букваря вы никогда не научитесь читать».
Логопед: Ну что, ребята, вы хотите научиться читать? Тогда нам необходимо, как можно скорее, отправиться в путь, чтобы раздобыть ключ и спасти букварь.
Наше путешествие начнется с артикуляционной разминки.
Артикуляционная разминка «Веселый язычок».
Ваш язычок пришел (высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (тянуться кончиком языка влево).
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает, (кончик языка тянется к носу).,
Книзу кончик опускает (кончик языка тянется к подбородку).
Поиграл он с нами в прятки
И помчался на лошадке (щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке).
Логопед: Ну, что ж, теперь мы точно готовы. Отправляемся в путь. А полетим мы сегодня на ковре-самолете.
/Дети занимают места на ковре. Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они летят над полями и лесами,/
Логопед:. Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну Грамматики.
Давайте выполнять задание по карте-схеме, чтобы раздобыть все части ключа и вернуть Букварь.
1-е задание. Игра с флажками «Внимательные ушки».
– Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! (Логопед называет звуки гласные, согласные твердые, а дети поднимают нужный флажок (красный на гласный звук, синий на согласный твердый)).
– Ребята, а звуки мы можем видеть? –(нет, не можем). Почему? (Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они не видимы). Игра продолжается.
За старание получаем часть ключика.
2- задание. Игра «Угадай, какой звук я беззвучно произношу» («А, О, И, У»).
Мы играем, и узнаем звуки по их «портрету»
– Какие звуки мы произносили? (Гласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык).
/Логопед с детьми рассматривают карту. Находят знак – «колокольчик», ходят, ищут,
.Логопед. В этой стране тоже празднуют новый год. Рассматривают елку, находят на ёлке колокольчик, а под ёлкой коробочку с колокольчиками/.
Игра – задание с колокольчиком «Звонкий – глухой».
– Ой, ребята, а здесь еще колокольчики. Я, кажется, догадалась, мы будем играть в игру «Звонкий – глухой».
Ребята, как определить звонкий звук звучит или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).
/дети разбирают колокольчики/.
– Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, звените в колокольчик, а если звук глухой, то указательный пальчик прикасается к губкам – молчим/.
Логопед. За старание получаем еще одну часть ключика.
2-е задание. «Под снегом».
Логопед. Колдунья напустила на страну Грамматики метель и все засыпала снегом. Давайте ветерком подуем на снег и увидим, что прячется под снегом.
/ Дети дуют и находят символы звуков, называют их (индивидуальная работа)/.
(снова часть ключика достается детям).
Психолог. Мы немножечко устали,нужно нам размяться:
Мы ногами топ- топ, (соответствующие движения)
Мы руками хлоп- хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Быстро дальше побежали.
Психолог. Ребята все задания не простые, волшебные. / дети находят волшебный сундучок, а в нем «волшебные очки»/.
3-е задание. «Лучшие качества через волшебные очки».
Игра «Скажи наоборот».Злая ведьма навела в городе беспорядок, а мы наведем порядок.
Город был пасмурным, а сейчас стал … (светлым).
Улицы были грязными, а стали … (чистыми).
Дети были глупыми, а стали … (умными).
Все были злыми, а стали … (добрыми).
Грубыми, а стали … (вежливыми).
Жители города были грустными, а стали … (веселыми).
Еще одна часть ключа – достаётся детям.
Психолог: Давайте подарим волшебные очки колдунье, и колдунья станет добрее, честнее, умнее).
Логопед. Колдунья стала доброй, вежливой, внимательной и т. д. Ребята, помните, добро всегда побеждает зло и не только в сказке, но и настоящей жизни.
Упражнение на развитие слухового внимания (проводит психолог).
Упражнение «Нос, пол, потолок».
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Она называется «Нос, пол, потолок». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головами? (Дети отвечают: потолок.) Правильно, потолок.Давайте покажем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите вниз. Что находится у нас под ногами? (Дети отвечают: пол.) Конечно, пол.Покажем на него пальцем и скажем: пол.А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос.А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодцы! (Психолог, давая объяснения, выполняет все действия вместе с детьми.)
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!»
-Молодцы, ребята! Вы можете быть очень внимательными.
Снова часть ключа у детей.
Педаго. Ну вот, у нас уже все пять частей от нашего ключа. Давайте его соберем.
/дети собирают ключ из частей/.
Логопед. Ребята, но ключ не стал целым. Что же делать?. А чтобы ключ стал целым, нам необходимо «волшебство». Давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя,позвоним в волшебный колокольчик и скажем такие волшебные слова:
– Колокольчик позвони, ключик целым нам верни! (дети выполняют движения).
Ну вот, у нас и ключ от сундучка. Произошло волшебство. Давайте скорее возвращаться в нашу группу, чтобы рассмотреть подарок Грамматики Букварь.
Логопед:Мы должны закрыть глаза и повторить волшебные слова:
1, 2, 3 – быстро повернитесь! На ковёр – самолёт садись.
/Дети садятся на ковер-самолет и возвращаются в группу/. Открывают сундук и получают Букварь.
Игра «Изобрази радость» (с помощью пуговиц и шнурков)
(Дети выкладывают улыбку, радость на коврике. Работа индивидуальная.)
И от улыбки стало всем светло.
Спокойно будем говорить, не торопиться, не спешить.
Станет наша речь красивой, четкой не торопливой.
Будем королеву за букварь благодарить.
Итог занятия.
-Вот мы и вернулись.
-Где мы с вами побывали? (Ответы детей)
Какие у вас впечатления? (Ответы детей)
Всё ли у вас получалось?
Трудно ли вам было?
Ну что ж, если у вас всё получалось, то получите награды – веселых смайликов за ваше старание.
Педагоги. Давайте возьмемся все за руки и скажем дружно – До новых встреч!
Интегрированное итоговое занятие в старшей группе «Как ребята старшей группы Буратино помогли» Интегрированное итоговое занятие в старшей группеТема: «Как ребята старшей группы Буратино помогли!» Подготовила воспитатель гр. № 5 «Смешарики».
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.
Интегрированное занятие по ПДД в старшей группе «В гостях у светофора» ЗАДАЧИ: Образовательные: Дать детям первоначальные знания о дорожных знаках. Научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные.
Интегрированное занятие по познанию «День народного единства» в старшей группе Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: – закреплять.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.
Интегрированное занятие в старшей группе «Божья коровка» Ознакомление с миром природы + творческая деятельность”БОЖЬЯ КОРОВКА” Цель: Расширение и уточнение знаний детей о божьей коровке, умение.
Интегрированное занятие в старшей группе «Ягода-малина» Ягода-малина. Интегрированное занятие в старшей группе. Цель: – уточнить и закрепить знания детей о ягодах. Задачи Развивать связную речь.
Интегрированное занятие в старшей группе «От кареты до ракеты» Цель: «Развитие познавательной активности и поддержание интереса к осознанию видимого и отдалённого времени и пространства» Задачи: «Продолжать.
Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.
Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.
Интегрированное занятие логопеда и психолога по теме «Путешествие по городу Чистой и Красивой речи» в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 2 год обучения
Интегрированное занятие логопеда и психолога
«Путешествие по городу Чистой и Красивой речи»
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
2 год обучения
Коррекция речи детей.
Коррекция психических функций: внимания, мышления, памяти.
Обогащение словарного запаса у детей, развитие грамматической стороны речи, развитие вербального интеллекта.
Становление познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Развитие чистой и правильной речи детей.
Развитие произвольности психических процессов детей.
Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
Развитие темпа выполнения занятий.
Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
Воспитание внимания к звуковому составу слова.
Воспитание осознанного уважения к труду педагога.
Оборудование :
Компьютер и мультимедийный проектор, презентация к занятию. магнитофон, запись музыкального произведения из мультфильма «Волшебник Изумрудного города», песня «Дорогою добра», конверт, раздаточный материал для детей.
Предварительная работа:
Заучивание четверостиший, разучивание артикуляционной гимнастики согласно словам.
Ход занятия: (Дети входят под музыку в кабинет, где сидят гости)
I . Орг. момент:
Логопед: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас всех на нашем мероприятии.
Психолог: Ребята, какие вы сегодня красивые у вас добрые и ласковые улыбки от которых мне очень тепло и радостно.
-Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу и скажем друг другу, ласковые слова, передавая своё хорошее настроение. А теперь нам будет легко и дружно работать на занятии.
Сообщение темы занятия ( Чтение стихотворения)
Логопед: Ребята, сегодня нам с вами предстоит путешествовать.
Есть страна, её на карте
Не смогли нарисовать:
В ученической тетради
Будем мы её искать.
Букволандией зовется,
Дружно буквы в ней живут,
Между ними связь не рвется
Царицу Знания зовут.
Мы язык свой очень любим
И писать красиво будем!
Все готовы потрудиться,
Чтоб секретам научиться.
Психолог: Мы получили письмо от Царицы Знаний и сейчас мы его прочитаем:
У меня стряслась беда, помогите, детвора!
В домик мой ворвался ветер,
Все разрушил, разбросал,
Буквы все заколдовал.
Чтобы домик вновь собрать-
Нужно знанья показать.
Логопед: В стране Букволандии, в городе Чистой и Красивой речи стали разрушаться дома, так как речь жителей стала менее выразительной и с ошибками. Мы будем помогать городу восстанавливать дома и речь жителей снова станет чистой и красивой.
II. Основная часть
Логопед: Чтобы дорога была легкой и неутомительной, надо к ней хорошо подготовиться. Возьмите зеркала, присядьте на подушечки и сделаем артикуляционную гимнастику. Все готовы?
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Положите, пожалуйста, зеркала и салфеткой промокните губки. И теперь мы можем отправить в дорогу.
Психолог: Чтобы веселей нам было идти, споем песню (физкультминутка).
Мы в город Чистой речи идем и ждем мы встречи (Ходьба по кругу)
Со звуками, словами, они ведь там живут (начертить в воздухе Букву, посмотреть влево – вправо)
И есть у нас желание, и есть у нас старание, (наклоны вперед с разведением рук в стороны)
И в город Чистой речи мы продолжаем путь (Ходьба по кругу)
Психолог: Ребята, но чтобы попасть в сам «Город Чистой и Красивой речи» надо пройти через ворота, а ворота охраняет Старичок-Звуковичок. Он предлагает нам с вами угадать слово-обращение, содержащее пожелание.
Задание 1. «Угадайте слово »
Логопед: Ребята, пройдите за столы, и постарайтесь составить слово из букв, стоящих в домиках, по принципу от самого высокого домика, до самого низкого. (НАКАЗ)
Психолог: Старичок-Звуковичок рад, что мы успели справиться с заданием, и приглашает нас войти в город. Там ждут нас не просто улицы, а улицы с заданиями, которые нам помогут составить наказ для нас и для его жителей. Угадав правильно каждое задание Старичка-Звуковичка, мы сможем прочитать строчку из наказа, и получить часть домика для его восстановления. И если мы их все выполним правильно, то дома в городе восстановим, и жители снова будут чисто и красиво говорить друг с другом.
На улице Четкой все звуки, слова
Произносите правильно, друзья.
Задание 2. «Составьте слова»
Логопед: Первую строчку наказа мы сможем составить и прочитать, если угадаем слова по первым буквам картинок. Пройдите на стульчики и всё внимание на экран. (РЕБЯТА, ПОМНИТЕ О НАС)
Логопед: Вы справились с этим заданием, давайте чётко произнесём строчку из наказа. Молодцы, и получаем часть от домика. (Вместе с ребенком восстанавливаем дом, прикрепив деталь)
2. Улица Спокойная
Психолог: Улица спокойная с радостью встречает
И поиграть приглашает.
Логопед: Дыхательная гимнастика с мыльными пузырями.
Задание 3. «Найдите все слова в бусах» ( 2 команды, кто быстрее прочитает )
Психолог: Чтобы угадать следующую строчку из наказа, нужно найти все слова в бусах Царицы Знаний и спокойным голосом прочитать ее (ЧТОБ ГРАМОТНЫМИ БЫТЬ ЛЮДЬМИ)
Логопед: Вы справились и с этим заданием, и мы получаем часть от следующего домика. (Восстанавливаем еще домик)
3. Улица Звучная
Психолог: Вот улица звучная, очень научная
Задание 4. «Подберите слово к схеме»
Логопед: Давайте составим к слову «улица» звуковую схему и тогда сможем прочитать следующую строчку наказа (ЗАКОНОМ СТАТЬ ДОЛЖНО ДЛЯ ВАС)
Логопед: Мы справились и получаем часть от дома для его восстановления.
4. Улица Красивая
Психолог: Улица Красивая
Теплая, счастливая.
Задание 5. «Буквы рассыпались» (4 команды)
Логопед: Чтобы угадать последнюю строчку из наказа, нам нужно сначала разделиться на 4 команды. У каждого есть свой листочек с рассыпанными буквами. Нужно из рассыпанных букв собрать слово, согласно цифрам. (БЕРЕЧЬ ЯЗЫК РОДНОЙ ЗЕМЛИ)
Логопед: Давайте по очереди красиво прочитаем сложенные слова, чтобы получилась еще одну строчка из наказа. Молодцы!
Психолог: Сейчас я зачитаю весь наказ, а вы внимательно послушайте:
Ребята, помните о нас:
Чтоб грамотными быть людьми
Законом стать должно для вас –
Беречь язык родной Земли!
Логопед: Ребята, что же хотел сказать Старичок-Звуковичок в своем наказе, о каком пожелании он говорит? (Беречь язык – значит говорить правильно, чисто без ошибок и красиво). Правильно, ребята. Благодаря заданиям Старичка-Звуковичка, вы помогли Царице Знаний справиться с её неприятностями, составили наказ для нас и для жителей города Чистой и Красивой речи.
Логопед: Царица Знаний благодарит вас за помощь и прислала для вас подарки.
Вот, спасибо, помогли!
От беды меня спасли!
Я вам очень благодарна-
Вы, ребята, молодцы!
К сожалению, настала пора прощаться с Царицей Знаний, а также с городом Чистой и Красивой речи. Но мы не раз еще можем сюда вернуться. (Дети встают в круг, передавая улыбки и воздушный поцелуй). Возвращаемся с вами в детский сад. (Проходим обратно в ворота)
Дифференциация звуков К-Т-Г-Д
Дифференциация звуков К-Т-Г-Д
«Кизильский детский сад №3»
При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.
Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.
В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (, , ),
Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.
При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.
Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д
1.Формирование восприятия звуков Т, Д.
-“Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)”.
Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.
– “Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)”.
Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.
– “Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»
– “Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»
(сады, дыня, дым, дочь, наряды)
Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.
2. Изолированное произношение звука Т, Д).
Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)
“Как стучат колеса поезда? – т-т-т,
Как стучит по дереву дятел? – д-д-д.
Педагог поочередно показывает картинки – ребенок произносит звуки Т или Д
3.Автоматизация звука Т в сло гах
та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,
ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.
4. Автоматизация звука Д в слогах
да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ
да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.
5. Автоматизация звука Т в словах.
там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;
салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,
полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;
старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята
6. Автоматизация звука Д в словах.
дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,
сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,
7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях
(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)
Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.
В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.
Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.
8.Дифференциация звуков К-Т,
Дифференциация звуков К-Т на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра “Дождик – поезд”. Инструкция: “Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т”.
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.
Дифференциация звуков К-Т в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.
ка – та – ка, та-та – ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук – ут
то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,
ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,
ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.
. Дифференциация звуков К-Т в словах
танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет
красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.
9.Дифференциация звуков Г-Д
Дифференциация звуков Г-Д на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра “Гуси-дятел”. Инструкция: “Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д”.
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.
Дифференциация звуков Г-Д в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.
Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.
Дифференциация звуков Г-Д в словах
догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает
10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях
У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.
Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.
11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках