Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида (Мы любим родной язык и изучаем его)

Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида [Мы любим родной язык и изучаем его]

1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.

2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.

1. Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.

1. Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.

Оборудование: Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным словам, картинки с изображением домашних животных и птиц.

1 ведущий: — Здравствуйте, ребята!

2 ведущий: — Добрый день! Взрослые!

Логопед: — Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Мы любим родной язык и изучаем его».

1 ведущий: — Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.

2 ведущий: — В жизни и труде люди общаются с помощью речи.

1 ведущий: — Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.

2 ведущий: — Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.

1 ведущий: — С помощью слова люди объединяются и дружат.

2 ведущий: — В школе мы тоже общаемся словами.

1 ведущий: — Все мы любим и изучаем родной язык.

Логопед: — Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение.

Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.

Появляется заяц с книгой.

Заяц: — Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки. Вы любите заниматься по ней? (Да). Помогите мне вспомнить пословицы о языке.

3 класс: — Язык мой — друг мой.

– Человек без речи, что птица без крыльев.

– Кто читает, тот много знает.

– Хорошее слово согревает, плохое — морозит.

– Хорошую речь хорошо слушать.

Заяц: — Спасибо, ребята!

Ученица: — Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?

Заяц: — Знал, но забыл.

Ученица: — Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.

4 класс: — Все звуки и слова надо говорить правильно.

– Следует ясно произносить окончания слов.

– Необходимо соблюдать ударения в словах.

– Речь должна быть понятна.

– Говорить надо нормально не быстро и не медленно.

– Каждый ученик должен помогать товарищу говорить правильно.

Заяц: — Спасибо, ребята !

Логопед: — А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.

– Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Ученица: — Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?

Ученица: — Точно знаешь?

Заяц: — Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.

Ученица: — Зайка, да ты хороший ученик.

Логопед: (показывает на стенд) — Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

– Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

– Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

– А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова- родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и
добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.

Заяц: — А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!

Ученица: — Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.

Ведущий логопед: l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом.

Поочередно с места поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц.

Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.

Логопед: – 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде.

Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.

Логопед – 3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:

слову сад (садовод, садовник, посадки);

слову свет (светить, светлый, светло);

слову час (часы, часовщик, часовой);

слову цветок (цветы, цветник, цветной).

На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде.

Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».

Логопед:4) Ребята 3, 4 класс. Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают».

На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами. Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.

Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).

Зайчиха: — Зайка, где ключ?

Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.

Зайка: — Как родник может висеть на гвоздике?

Зайчиха: — Да не родник, а дверной ключ. Где он?

Зайка: — Я его в ключе потерял, т.е. утопил.

Ведущий логопед: — Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.

Читайте также:
Логопедические технологии

На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова: ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.

Ведущий логопед: — Игра «Объясни значение слова».

Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях?

На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.

Ответы: (зачитывает предложение ученикам) — В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…

Ведущий логопед: — Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)

Итог: — Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.

Удачи вам в изучении родного языка!

Сорокина Н. И., учитель-логопед.
Криковцова М.П., учитель-логопед.

Логопедический праздник
план-конспект занятия на тему

Логопедический утренник был проведён в начальных классах (со всеми ребятами вместе) коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

Вложение Размер
23_maya_2014g.docx 28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический праздник в начальных классах коррекционной школы VIII вида.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и подошёл к концу ещё один учебный год! За этот год вы многому научились. Мы проходили звуки и буквы, делили слова на слоги, из слов учились составлять предложения.

С кем-то мы ещё учились, как правильно произносить звуки. Ребята из 3-го класса расскажут вам шуточное стихотворение

Ребята 3-го класса:

  1. Живёт на свете Саша,
    во рту у Саши каша –
    Не рисовая каша,
    не гречневая каша,
    не манка, не овсянка
    на сладком молоке. Полина Власова
  2. С утра во рту у Саши
    слова простые наши

Слова простые наши
на русском языке. Яна Липстова

3. Но то, что можно внятно
сказать для всех понятно,
красиво, чисто, ясно,
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко
и сам тому не рад! Серёжа Мадар

4. Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь» Вова Вохминцев, Ксюша Фролова

5. Когда он вслух читает
поймёшь едва-едва:
и буквы он глотает,
и целые слова. Серёжа Суслов

6. Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать… Илья Никулин

Он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
его переводить. Голубев Серёжа

Да, не у всех ребят получается всё сразу.

Есть такие ребята, с которыми мы ещё только учимся произносить некоторые звуки, кто-то уже научился за год.

А ребята 4 «Б» споют вам озорные частушки:

Сейчас мы ученики
Вам частушки пропоём,

Как в своей любимой школе

Замечательно живём. Марина Кислова

Не понять нам нашу Дашу,

Ведь во рту у Души каша.

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов. Арсен

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу.

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу. Денис Б.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками. Никита

Должен каждый офицер

Говорить отлично Р,

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

«Стройся!», «Равняйся!», «Смирно!». Никита

Это пели мы любя,

Про тебя и про себя.

Если ты себя узнал,

Значит труд наш не пропал. Все вместе

Ну что ж, мы будем и дальше работать над звукопроизношением.

И на наших логопедических занятиях вы учили буквы, изучали звуки. Какие буквы бывают: гласные, согласные. А согласные на какие делятся? (на звонкие и глухие). Молодцы! А какие звуки бывают? (неречевые и речевые) (Птичьи голоса, плач ребёнка, колыбельная мамы).

Наши ребята хотят рассказать вам стихи о звуках.

Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны Данил Бл. (1 кл.)

«К» клокочет, «Г» гогочет,
«х» хохочет, «Р» рычит Наташа (1 кл.)

«Щ» щекочет. «Ч» чихает,
«Д» долбит, «Т» тарахтит Рома (1 кл.)

«П» пыхтит, а «Б» бубнит,
«В» ворчит, а «Ф» фырчит Артём (1 кл.)

«С» свистит, а «З» звенит,
«Ш» шумит, а «Ж» жужжит. Дима С. (1 кл.)

Звуки в слове исчезают,
снова появляются.
Звуки слово изменяют,
сами изменяются. Данил Ц. (1 кл.)

В слове «дочка» «д» пропала,
«т» на это место встала.
Было «дочка», стало «точка»,
так слова меняются. Миша Б. (2 «Б»)

Звуки чётко произносим,
слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно. Артём К. (« «Б»)

Ребята, а бывает так, как нам только что рассказали ученики в стихотворении. Одна буква заменяет другую и получается совсем другое слово.

Вбегает Баба-Яга и хватает сундук с буквами.

Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось,

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу РУЧКА.

Лежит в портфеле ТУЧКА.

У пса большая ПАПА.

Пришел с работы ЛАПА.

Кипит в кастрюле МАША.

Бежит по саду КАША.

Сидят, мурлычут МОШКИ.

Слетелись к лампе КОШКИ».

РЕБЯТА, ЧТО ПЕРЕПУТАЛА БАБА-ЯГА?

(ДЕТИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

Баба-Яга, отдай нам, пожалуйста, наши буквы.

Б.Я. – Нет, я вредная! Пока мои задания не выполните, не отдам вам сундук с буквами!

Вот я сейчас все буквы порежу, а вы попробуйте их сложить и отгадать, какие здесь буквы!

Задание №1 «Собери из частей целую букву»

Б.Я. Молодцы, справились!

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я проверю, как хорошо вы умеете слышать последний слог в слове.

Вам нужно повторить последний слог каждого слова три раза.

Да ладошек не жалей!

Бей в ладоши веселей!

Сколько времени сейчас?

Сколько будет через час?

И неправда: будет два!

Думай, думай, голова!

Как поёт в селе петух?

Да не филин, а петух!

Вы уверены, что так?

А на самом деле как?

Сколько будет дважды два?

Ходит кругом голова!

Это ухо или нос? (Держится за ухо)

Или может сена воз?

Это локоть или глаз? (показывает на локоть)

А вот это что у нас?

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

2 конкурс: «Кто лучше расскажет скороговорку»

Я: Ребята, давайте покажем Бабе-Яге, как мы умеем рассказывать скороговорки.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Рассказывают несколько детей.

3 конкурс : «Если услышишь слово три»

Б.Я. Вызываю самых смелых от каждой команды по одному человеку.

Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз? На слове «три»

Однажды щуку мы поймали,
распотрошили…, а внутри
рыбёшек мелких увидал
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
разок, но лучше …пять!
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж вы приз, друзья,
не взяли, когда была возможность взять.

Я – 4 конкурс команд: «Собери из букв слова»

Дети за столами составляют из букв слова.

В.: Вот какие молодцы наши ребята! Читать и писать уже умеют. Со всеми заданиями справились. Понравилось тебе, Баба-Яга?

Сейчас ребята из 2 «А» расскажут нам свои стихи.

Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису.

А теперь читаем сами

Про луну и про весну. Кристина

Все науки одолеем

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся. Иван Мохов

Мы за лето отдохнём,

Сил поднаберёмся.
А в начале сентября

Снова соберёмся. Саша Слепнёв

Будем мы читать, писать.
И пятерки получать. Настя Блохина

Учись читать, учись писать,

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь учись читать

Учись читать, учись писать

Пока ещё не поздно.

Б.Я. Да! Я вижу, что вы – молодцы! А я вот ни читать, ни писать не умею.

В. Баба-Яга, а ты приходи в нашу школу в сентябре и учись вместе с нашими ребятами.

Б.Я. Спасибо, вам, ребята, за приглашение. Я вижу, что вы – молодцы! Много знаете, много умеете. Придётся отдать вам сундук!

В. Ну, что ж, наш праздник подошёл к концу. А что же с нашими буквами? (заглядывает в сундук, а там конфеты).

Звучит песня Шаинского «Научись говорить слова»

Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»

Татьяна Богомолова
Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»

Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»

-закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); – формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;

-упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ик: подвести итоги речевой подготовки детей к школе;

– развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно- логическое и образное мышление;

– обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Логопедический праздник КВН «Наш родной язык»

Подготовительная работа: каждая команда получает задание подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие, песню о КВН.

Ход праздника

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры- команды «Звуки» и «Буквы» -входят в зал и встают друг напротив друга.

Логопед: добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы начинаем КВН «Наш родной язык». Русский язык- язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах! А сначала я представлю участников КВН. Слева- команда «Звуки», капитан команды Анастасия. Ваш девиз?

Команда «Звуки»:

Мы — веселые ребята,

Не даем себе скучать.

С удовольствием сегодня

Будем КВН играть.

Логопед: Справа – команда «Буквы», капитан команды (Алиса). Ваш девиз?

Команда «Буквы»:

Мы ребята боевые

Любим мы сражаться

Мы готовы в КВН

Логопед представляет жюри.

Логопед: а теперь команды приветствуют друг друга.

Команда «Звуки»:

Команде «Буквы»

К победе шагать.

Команда «Буквы»:

Пожелаем мы ребятам

Не скучать и не зевать,

На вопросы логопеда

Жюри дает оценку приветствию команд.

Логопед: дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Вот первый конкурс объявлю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Логопед: наша речь богата словами о временах года. Поговорим о весне.

Объявляется аукцион «Кто больше назовет «весенних» слов».

Команды по очереди называют слова. Жюри дает оценку разминке.

Конкурс 1. «Загадка»

Потренируем смекалку, сообразительность, ум. Каждая команда поочередно загадывает загадки своим противникам.

Первым загадывает команда Звуки.

1 Выпуча глаза сидит,

По-человечьи плавает. (ЛЯГУШКА)

2 По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (БАРАН)

3 Золотое яблочко,

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбки — лучи Очень горячи. (СОЛНЦЕ)

4 Хоть у нас 4 ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз. (СТУЛЬЯ)

5 Горбатый мост на четырех ногах стоит. (ВЕРБЛЮД)

6 Ежедневно в 7 утра

Он трещит вставай по-р-ра. (БУДИЛЬНИК)

7 Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (СОБАКА)

А звону нет. (КОЛОКОЛЬЧИК)

А теперь команда Буквы.

1 На бочонок я похожий,

Громкий, звонкий, толстокожий.

На лысине — макушке

Пляшут две подружки.

Несмотря на пустоту

Голос слышен за версту… (БАРАБАН)

2 Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под горой-

Все равно он будет мой. (ДЯТЕЛ)

3 Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и улетел. (БАБОЧКА)

4 В ярком платье- модница

От цветка к цветку порхает

Утомился- отдыхает. (БАБОЧКА)

5 Он и стройный и красивый

У него густая грива

Он копытами цок-цок

Покатай меня, дружок. (КОНЬ)

6 Хозяин лесной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)

7 Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (ГРИБ)

8 Вот чудесные цветы

Колючие! (РОЗЫ)

Жюри дает оценку команд.

Конкурс 2. «Скороговорка»

Логопед: мы переходим к следующему конкурсу. Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.

Конкурс начинает команда «Звуки».

1 Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека Цап.

2 У осы не усы, а усики.

3 Три сороки-тараторки тараторили на горке.

4 От топота копыт

Пыль по полю летит.

5 Добр бобр до бобрят.

6 Тощий немощный кощей

Тащит ящик овощей.

А теперь команда «Буквы».

1 Купил Ипат 5 лопат.

2 У Пети – копилка,

3 Бери круглый рублик,

Купи круглый бублик.

4 Сосна — дубу сестра.

5 На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

6 Кособоко бежали собаки.

Конкурс 3. «Пословицы»

Они украшают нашу речь. Делают её выразительнее, ярче. Итак, команды готовы, послушаем пословицы.

Начинает команда «Звуки».

1 Почет и славу собирают по капле.

2 Один в поле не воин.

3 Правда глаза колет.

4 У страха глаза велики

5 Не плюй в колодец — придется напиться.

6 На великое дело — великое слово.

7 Слово- не воробей, вылетит не поймаешь.

8 Слово — не стрела, а к сердцу льнет.

А теперь команда «Буквы».

1 Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.

2 Воздух словами не наполнишь.

3 Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

4 Где слова редки, там они имеют вес.

5 От лени болеют, от работы здоровеют.

6 Человеку дано слово, животным — немота.

7 Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.

8 Нет друга- ищи, а нашел- береги.

Аукцион «Кто больше назовет «весенних» слов».

Наша речь богата словами о временах года. Поговорим о весне. Объявляется аукцион «Кто больше назовет «весенних»слов».

Конкурс 4. «Чистоговорки»

Мы переходим к следующему этапу нашего конкурса.

Начинает команда «Звуки».

1 К Чебурашке в чашку

Сохнуть на бумажку.

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

2 Лунный свет голубой

Спать ослу не давал,

Сел осел на валун

И зевал и зевал…

И случайно осел проглотил вдруг луну,

И спокойно уснул.

Но пришел котенок рыжий,

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

4 Хрюша – поросенок

Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! – подавайте мне урюк!

До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло,

5 Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

6 Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов!

7 Любит буква «Р» тигрёнка –

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку –

Лучше всех её… молчит.

8 На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

А теперь команда «Буквы».

1 Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

2 Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

3 Вчерашний град

4 Редиску в окрошку

5 А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

6 Тигр и рысь — родня для киски,

Репа, редька — для редиски.

7 Артур на портрете

В бордовом берете.

8 Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

Логопед: музыкальная пауза. Оценивание жюри.

Логопедический уголок Наш логопедический уголок в старшей группе -одно из любимых мест воспитанников. Там находятся их любимые игры для развития мелкой моторики.

Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет “Родной язык, дружи со мной” с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

Логопедический бизиборд Мастер – класс Логопедический бизибордМногофункциональное оригинальное пособие для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Логопедический кабинет в ДОУ Со звуками живешь не очень дружно? Тебе помочь скорее нужно! Приходи к нам в логокабинет – Тебе окажет помощь ЛОГОПЕД! В кабинете мы.

Логопедический КВН «Всезнайки» Уважаемые гости моей странички предлагаем вам для просмотра наш логопедический КВН,который мы провели с ребятами старшего возраста. В КВН.

Логопедический праздник «День рождения Бабы-яги» Цели: Закреплять приобретённые произносительные умения. Активизировать творческие способности. Закрепление у детей самоконтроля за собственной.

Экологический праздник «Посадим кусты и клёны. родной город станет зелёным!» Ведущая /на фоне лирической музыки/ Какой у нас. ребята, город красивый. правда? Зелень. цветы кругом. смотришь. не налюбуешься! /грустно/.

Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» “Ты наш друг, родной язык”. Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

«Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Терентьева Ольга Федоровна,

МБДОУ “Средняя общеобразовательная школа № 5”

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Цели:

  • Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение и закрепление представлений о пройденых речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;
  • Закрепление навыка звукового анализа и синтеза односложных слов типа «мак», «дом», «шар», «лес», «кот», «кит», «дым» и т.д.
  • Выделение заданного звука из состава слова;
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической);
  • Закрепление пройденных букв, создание их япких сценических образов;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивомти на художественный и музыкальный образ.

Оборудование: пазлы паровозика, плакатики с изображением звуковичков гласных и согласных звуков

Дети входят в зал подвесёлую музыку.

Логопед: -Здравствуйте,ребята. Сегодня мы с вами отправимся в Страну Правильной речи.

За чистым – чистым полем,

За дремучим – дремучим лесом,

За шумным морем

Находится страна правильной речи

А отправимся мы догадайтесь сами. И помогут нам в этом 2-е детей, кто вперёд соберёт, тот и подскажет нам на чём мы поедем.(на паровозе из Ромашково). Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать,чему мы с вами научились на логопедических занятиях. Но давайте возьмём с собой звуковичка, он нам поможет преодолеть препятствия. Я сейчас ему позвоню по мобильному телефону.

-Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки.Я услышал, что вы собрались в Страну правильной речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам.

Звуковичок: А чтобы отправиться в Страну правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

1.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

2.Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы – твои труды. (Карандаш)

3.Сели на странички

Сели рядом не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

4. Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш. (Ластик)

Логопед: Молодцы, все загадки отгадали.

А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

1 остановка: Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)

На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка – «Чашечка»)

Или с Бабой – Ягой на метле(кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)

Ой, мы кажется в сказке уже…

Посмотрите, какой Замок красивый (на экране) Это замок грамотеев. В этом замке живёт волшебница грамота. А вот и она.

Грамота: Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (в С. П. р.) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить задания.

1.задание «Волшебный мешочек». Вытаскивает игрушку ( на какой звук начинается название этой игрушки, придумайте слово с этим звуком)

2. задание «Хлопни в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….»

3.задание «Топни ногой, если услышите звук в слогах «Л» в словах…..»

4.задание «Поднимите руку, если услышите звук «Ш» в словах…..»

Грамота: Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

А в моём замке, был один случай, про мальчика Матвея вот послушайте:

Хлеба купить попросили Матвея

Вот и пошёл он, читать не умея

Вывесок много, а мальчик один

Входит несмело Матвей в магазин.

Кто – то в халате и молвит Матвею

-Сядьте. Я голову Вашу побрею

Только тогда, покраснев от стыда

Понял Андрей, что попал не туда.

Вот, что ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает

Надо читать научиться скорей

А то ты впросак попадёшь, как Матвей.

Логопед:- Вот видите, дети, как важно уметь читать? А как нужно читать?

Грамота:-Чётко, выразительно, соблюдая паузы и ударения. Проговаривая все звуки.

Грамота прощается и уходит.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

2 остановка «Загадкино»

(Вбегает Буратино с книгой в руках).
Буратино: Ой, ой! Скажите мне, пожалуйста, как мне попасть в страну правильной речи.
Логопед: Здравствуй, Буратино! Мы давно ждем тебя. Поздоровайся с детьми, с гостями.
Буратино: Добрый день! Ой, дети, я не умею читать, помогите, пожалуйста, мне.
Логопед: Да, Буратино, ты зря продал Азбуку, которую купил тебе папа Карло и в школу не пошел зря. А как хорошо уметь читать!
Буратино: Я тоже обязательно научусь читать. Если папа Карло купит мне новую Азбуку, я уже ее не продам. Я хочу научиться и хорошо писать. Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в страну правильной речи, потому, что я не могу прочитать эту книгу.
Ребята поможем Буратино, прочитать книгу?

Ну тогда начинаем.

Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.

Логопед читает стихи-загадки, а дети хором отвечают а правильный ответ появляется на слайде.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду . (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый . .. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ….. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая . (Белка)

Быстрее всех от страха несется . (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью . (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал . (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … .. (Обезьяна)

Буратино: Спасибо вам ребята, я побежал в школу.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

3.Остановка «Читайкино»

Логопед:-

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

Вот такие все они.

Нет для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по- порядку

Наши звуки на зарядку.

Звуки очень любят песни,

С песней жить им интересней!

Логопед указывает на Звуковичков, дети поют их песни:

«А:»! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

«У:»! надул капризно губки

Ихон вытянул как трубки.

Воткакой он привиреда-

Будет дуться до обеда.

«И:»!-улыба, весельчак, весельчак,

он смеётся звонко так!

На весёлом язычке

Скачет, звук как на седле!

Вот в задумчевом сомненье

«Э»:! высказывает мненье:

«Э», не знаю ,что сказать,может лучше помолчать?!

Округлив большие губы,

«О» прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

«Ы» хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья:

«Ы» поспать ещё часок:?

Или, может выпить сок?

Игра смяом(дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок и т.д.

Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

4. Остановка песенная (песня про Весну)

Выбегает под громкую музыку Зубастый Звукоед.

Звукоед:

Я великий звукоед

Если только захочу,

И слова проглочу!

Всех ошибок я начальник.

Логопед: Злой зубастый Звукоед

Всем словам наносит вред!

Он звук С в словах съедает

И значенья слов меняет

Звукоед: Вот я сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаю.

Вот вам задание «Скажи правильно». Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.

Шанки-фанки-сянки-санки -ханки

Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа

Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка

Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч

Звукоед: Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, поздорову, поищу других детей. Логопед:

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

5.Остановка «Частушкино»

Буквы пишем и читаем

Их запомнить нужно все.

А живут они, ребята,

На страничках в букваре.

Они бывают разные:

Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!

Ах, ты бабушка моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда:

Букв десять гласных.

Сколько букв у алфавита

Это знает каждый

33 родных сестрицы,

Смелых и отважных


Входит незнайка

Логопед: – Здравствуй незнайка!

Незнайка: Я теперь буду Знайка, я не хочу быть незнайкой.Я научился правильно говорить,читать и даже выучил скороговорки. Вот послушайте: От топота копыт пыль по полю летит.

А вы знаете скороговорки? (да)

Усядемся на пригорке, скажем скороговорки. Скороговорка с первого пригорка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жвачные животные жуют жвачку.

Белые барана били в барабаны.

Петя пень пилил пилой.

Врач вручил ворчуну валерьянку.

Сшила Шура шикарную шубу.

Фотографу в бровь попала морковь.

У киски в миски сливки скисли.

Пять ребят нашли пять опят.

Наш Полкан попал в капкан.

Котик клубок укатил в уголок.

Логопед:- Пошли с нами вместе.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

6. Остановка «Теремок букв»

Инсценировка сказки «Теремок букв»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед поёт:

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква А) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Логопед: «Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить»

Дети поют:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед:

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква У) поёт:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

В окошке теремка появляется буква А: «Это я, буква А. А ты кто?»

БукваУ: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Логопед: «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:»

Ребёнок «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим как гласные петь».

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!»

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными»

Танец приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ам-ма, ту- ут и т.д.)

Логопед: Вот ребята, мы с вами и преодолели все препятствия (звучит песня АБВГД-ка)
Логопед
: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

А в награду я вам дарю медали.

Серия А № 0000777 № кв. 62502655103391 дата отправки 10.11.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Логопедический досуг «День родного языка»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 24.02.2019

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Токарева, Е. А. Логопедический досуг «День родного языка» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3948/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
  2. Упражнять детей в образовании новых слов;
  3. Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
  4. Обогащать речь детей пословицами о языке;
  5. Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
  6. Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
  7. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные к школе группы).

Оборудование: картинки-карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.

Практическая значимость. Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.

Ведущий — учитель-логопед. Форма проведения — интеллектуальное соревнование между двумя командами, которое оценивает жюри. Оценка: за каждый правильный ответ каждой команде присуждается один балл, в случае неправильного ответа — ноль баллов, победившая команда выявляется путем простого подсчета баллов.

Ход логопедического досуга:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. (Отвечают дети)

— А в какой стране мы живём? (В России)

— Как называют жителей нашей страны? (русские).

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)

А на каком языке говорят:

Я предлагаю вам сегодня, ребята, посоревноваться в знании русского языка. Команды, представьтесь (по очереди называются). Начнем наше соревнование зарядкой для ума 1 конкурс «Разминка». Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.

Разминка для ума, вопросы 1-й команде:

  1. Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
  2. Назови последний звук в слове «дом» (М)
  3. Назови первый звук в слове «кино» (Кь)
  4. Назови первый весенний месяц (март)
  5. Какой сегодня день недели? (вторник)
  6. Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
  7. Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
  8. Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
  9. Сколько весенних месяцев? (три)
  10. Сколько звуков в слове «снег» (4).

Разминка для ума, вопросы 2-й команде:

  1. Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
  2. Назови первый звук в слове «сани» (С)
  3. Назови последний звук в слове «день» (Нь)
  4. Сколько слогов в слове «мышь» (1)
  5. Назови последний зимний месяц? (февраль)
  6. Какой последний день недели? (воскресенье)
  7. Назови гласный звук в слове «дочь» (О)
  8. Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
  9. Сколько месяцев в году? (12)
  10. Сколько звуков в слове «волк» (4)

2 конкурс «Слова— друзья». Назови по-другому (по 4 слова каждой команде)

  1. Конура — будка (слайд 6)
  2. Врач — доктор (слайд 6)
  3. Школьник — ученик (слайд 7)
  4. Еда — пища (слайд 7)
  5. Грустный — печальный (слайд 8)
  6. Храбрый — смелый (слайд 8)
  7. Красивая — прекрасная (слайд 9)
  8. Трусливый — пугливый (слайд 9)

3 конкурс«Замени букву».

Вызываются 2 команды к мольбертам. Перед ними слово: 5 слов ТОЧКА. Задание: прочитайте слово, замените первую букву в этом слове, чтобы получились новое слово, используя данный набор букв (Д, П, Б, М, К).

Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.

4 конкурс — Игра «Скажи наоборот»

Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. (Каждой команде называется пять словосочетаний).

  1. Большой дом — маленький дом.
  2. Широкий ремень — узкий ремень
  3. Толстый шарф — тонкий шарф
  4. Горячий чай — холодный чай/напиток/сок
  5. Длинный ремень — короткий ремень
  6. Высокий забор — низкий забор
  7. Громкий плач — тихий плач/звук
  8. Веселый ребенок — грустный ребенок
  9. Птицы летят далеко — птицы летят близко
  10. Идет вперед — идет назад

5 конкурс«Многозначные слова».

Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).

Рис. 1 Многозначные слова

Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!

6 конкурс— Конкурс капитанов.

Из каждой команды приглашается капитан. На 2 мольбертах написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово. На задание отводится ровно одна минута, время пошло (звук секундной стрелки часов).

Слова: КРОТ — РОТ, ГРОЗА — РОЗА.

7 конкурс«Пословицы».

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:

Язык до Киева …. (доведёт)

Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

За словом в карман… (не полезет)

Языком не спеши, ….. (спеши делом/ а делом не ленись)

А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами, кто больше назовет пословиц.

8 конкурс «Фразеологизмы».

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.

  1. «Бежать сломя голову» — очень-очень быстро

Рис. 2. Бежать сломя голову

  1. «Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого

Рис. 3. Глаза разбежались

  1. «Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться

Рис. 4. Считать ворон

  1. «Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать

Рис. 5. Наврать с три короба

  1. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем

Рис. 6. Намотать на ус

  1. «Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий

Рис. 7. Все в руках горит

Итоги: ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте отдохнем (физкультминутка).

  1. Шашкина Г.Р, Логопедическая работа с дошкольниками Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6–9 лет. — М.: Издательство ГНОМ, 2016.
  3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  4. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
  5. интернет-ресурс: http://idi-k-nam.ru/post387791704

Похожие статьи

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся.

«Корректировочно-фонетический курс русского языка» рассчитан на иностранных студентов среднего и продвинутого этапов обучения русскому языку, родным языком для которых является китайский язык. Как известно, китайский язык значительно отличается от русского.

Фонетика юкагирского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Одну из особенностей системы гласных звуков юкагирского языка составляет наличие фонемы (звука)ө. При произнесении этого звука язык находится в положении как приэ, а губы — как прио. Это звук встречается в начале слова и в первых слогах:өйльэ (нет), лөбөдэй (кашляет).

Звукоподражательные глаголы в языках разных групп

Русский — один из восточнославянских языков, входящих в славянскую ветку индоевропейских языков; туркменский — причисляется к

На основе данных сводных таблиц, здесь приводятся звукоподражательные глаголы из нескольких языков, обозначающие звуки, связанные с.

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

Основные термины (генерируются автоматически): калмыцкий язык, русский язык, глагол звучания, английский язык

китайский язык, слово, русский язык, звукоподражание, язык, звук, русский, фонетическая система языка, звучание слова, использование гласных.

Анализ фонетических систем английского и туркменского языков.

русский язык, родной язык, звук, родной язык учащихся, студент, язык, работа, процесс обучения, правильное произношение, английский язык. Некоторые особенности структуры слога в языке. слог, гласный, согласный, звук, открытый слог, вершина слога, иностранный.

Основные фонетические процессы и их проявление на примере.

Во французском языке произношение гласного звука как бы проникает в произношение согласного.

Безударные гласные в многосложных словах туркменского языка. Особенности фонетических процессов ассимиляции на материале французского и русского языков.

Обучение первоклассников грамоте с использованием.

Обратилась Глухота к гласным звукам, которые произносятся в слове ключик.

Какой звук произносится громче и протяжнее в этом слове? Давайте все вместе позовем: «Ключик!

А есть такие языки, в которых ударение всегда падает на последний гласный, как, например, во.

О сопоставительном изучении фонетических особенностей.

Передний вариант гласного [и] узбекского литературного языка в независимой позиции произносится сравнительно большим челюстным раствором, чем русский гласный [и], то есть русский гласный [и] более узкий звук, чем [и] узбекского литературного языка.

Падение редуцированных гласных и последствия этого процесса.

Русский язык во всём его многообразии, представляющий собой великое национальное

По своему происхождении гласные ъ и ь восходят к индоевропейским звукам: ъ к й (у краткому) и ь к

В зависимости от положения в слове звучание редуцированных гласных в древнерусском.

Сравнительный анализ фонетики английского и якутского языков

Каждый язык располагает определённым ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме. Знания фонетики необходимо при изучении языка, который является неродным.

Конспект открытого логопедического занятия «Путешествие по стране красивой и правильной речи»

Конспект открытого логопедического занятия

“Путешествие по стране красивой и правильной речи”

Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.

Оборудование:

Разрезные картинки, раскраски с изображением букв, цветные карандаши, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты, буквы и слоги для составления слов, презентация, логопедические пособия (сделанные своими руками), индивидуальные зеркала.

1 часть: Вводная

Ход занятия:

(слайд 1) Орг. момент .

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).

-Все вы занимаетесь на логопедических занятиях. Вы учитесь правильно произносить звуки, слышать звуки, различать похожие звуки, вы учитесь чётко и понятно говорить. Давайте посмотрим, как мы это умеем.

-А сейчас, я приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой и Правильной речи. Красивую речь приятно слушать, вы согласны? А какую речь можно назвать красивой?

– Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Красивой и Правильной речи. А на каком транспорте можно путешествовать? Мы с вами отправимся на паровозике. Итак, в путь!

2 часть: Основная.

(слайд 2) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

( слайд 3) Станция Гимнастическая Звучит цирковая музыка

-Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.

Цель упражнения: Развитие артикуляционной моторики.

Кто дольше прорычит

-Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Загадок».

(слайд4 ) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд 5) Станция Загадок .

-Мы прибыли на станцию «Загадок». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.

Цель упражнения: Развитие умения слушать и слышать, понимать фразу.

Мышкин домик звать . (нора)

Дом собаки – . (конура)

Нитку вдели мы в . (иглу)

Футболист бьёт по . (мячу).

В дождь наденем мы . (плащи)

Волк не страшен лишь . (ежу)

Птица вывела . (птенца)

Мы снова отправляемся в путь.

(слайд7) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд8 ) Станция Звуковая.

Цель упражнения: Умение различать речевые и не речевые звуки.

1 задание – сейчас вы услышите разные звуки, вам нужно узнать кто кричит или что звучит…

Цель упражнения: Развитие фонематического восприятия.

2 задание – сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ж]:

ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил

А теперь, нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [с], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ш]:

со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска

Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.

3 задание – дети по очереди называют слова, в которых есть звук «р».

Цель упражнения: Развитие звукового анализа.

4 задание – я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку.

– Над цветком кружит и жужжит зук.

– Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.

– В обед вся наша семья собирается за большим штолом.

– Перед обедом обязательно вымой луки.

Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.

5 задание – каждому учащемуся предлагаю картинки. Определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.

-Мы отправляемся к следующей станции.

(слайд 9) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд10 ) Станция Физминутка

Цель упражнения: Развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.

(слайд 11) 1. Исполним танец с точными движениями, под музыку.

-Мы отправляемся к следующей станции.

(слайд 12) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд 13 ) Станция Ловкие пальчики

Цель упражнения: Развитие логического мышления.

Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков,

ребята, вы должны собрать картинку и правильно назвать то, что на ней изображено.

Цель упражнения: Профилактика дисграфии.

А сейчас ваши ловкие пальчики будут раскрашивать буквы. Через минуту вы должны будете представить раскрашенную букву и назвать её.

– Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».

(слайд 14) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд 15 ) Станция Чистоговорок .

Цель упражнения: Развитие всех сторон речи ребенка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь) Автоматизация, дифференциация звуков.

-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. Я буду внимательно следить, кто произнесёт скороговорку лучше всех.

(слайд 16) Са-са-са – вот летит оса.

За-за-за – бегает коза.

Ши-ши-ши – наши малыши.

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

Чу-чу-чу – чаю я хочу.

Цо-цо-цо – на пальце кольцо.

Лы-лы-лы – мы ещё малы.

Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.

-Мы снова отправляемся в путь.

(слайд 17) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд 18) Станция – Словарная.

Цель упражнения: Развитие связной речи.

-Мы прибыли на станцию словарная. Я раздам Вам конверты, а Вы дожны:

1 задание – составить слово из букв.

2 задание – составить слово из слогов.

3 задание – Работа в парах. Должны назвать как можно больше овощей, вторая – фруктов.

-Мы снова отправляемся в путь.

(слайд 19) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(слайд 20) Станция Сказочная.

Цель упражнения: Умение слушать, слышать и понимать фразу. Развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной).

Задание 1 : отгадайте, что это за сказки. Отрывки из мультфильмов

Задание 2 : назовите как можно больше сказочных героев.

3 часть: Заключительная.

– Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Красивой речи. Ребята вам понравилось путешествие. А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?

– Посмотрите, ребята с каким настроением вы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).

(слайд заключительный)

-Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!

открытого логопедического занятия

по теме: “Путешествие по стране красивой и правильной речи”

Логопедическое занятие, проведенное мною в пятом классе VIII вида, направленно на профилактику и коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

У детей отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР 3 уровня), особенности психического развития детей школьного возраста, индивидуальные возмож­ ности каждого ребенка.

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия : коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.

Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова – с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность . Путешествуя на паровозике по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия .

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (составляли самостоятельно, проговаривали скороговорки).

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала тематику занятия: развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (в том числе и сделанные руками учащихся), дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность де­тей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в соб­ственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения . Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Разработки занятий для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52] Презентации для логопеда [99]
Разное для логопеда [16] Рабочие программы для логопеда [10]

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Тема: «Дифференциация звуков и букв Г-К». Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, и может быть использовано логопедами и учителями начальных классов.

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

Задачи:
Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях,
– закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К,
– дифференциация звуков по звонкости-глухости,
– закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,
– развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
– развитие фонематических процессов.

Воспитательные – создание ситуации успеха,

– стимулирование речевой активности,

Целевая аудитория: для логопеда

Занятие “Дифференциация Ч – Т в словах” предназначено для учащихся начальной школы, допускающих замены и смешения букв на письме, обусловленные акустико-артикуляционным смешением звуков. Тема занятия особенно актуальна для учащихся данной категории, так как замена Ч – Т в слове является наиболее распространённой и стойкой их ошибкой.
Цель занятия: добиться правильного написания букв Т и Ч в словах, исключить пропуски букв.
Основные задачи:развитие фонематического восприятия, формирование сложных форм звукового анализа, обогащение словарного запаса, развитие лексико – грамматического строя речи.
В занятие включены игры, в презентацию – разнообразная анимация, что позволит заинтересовать детей.

Целевая аудитория: для логопеда

На данном занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, хромотерапии, элементы психогимнастики. При составлении таких презентаций необходимо учитывать то, что все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии игры.

Целевая аудитория: для логопеда

Применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Целевая аудитория: для логопеда

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.
На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, элементы психогимнастики. Все этапы занятия, в свою очередь, должны подчиняться общей сюжетной линии занятия.
В качестве примера представляю конспект фронтального логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида во 2 классе.

Целевая аудитория: для логопеда

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект и презентация лексико – грамматического занятия “Грибы” для детей подготовительного к школе возраста. Занятие – путешествие сопровождается красочной презентацией с разнообразными заданиями, которые будут интересны детям.

Целевая аудитория: для логопеда

Целевая аудитория: для логопеда

Представлены конспект логопедического занятия и презентация по атоматизации звука Р в словах, предложениях и связной речи. Весь ход занятия строится на единой сюжетной линии. Красочная презентация поможет заинтересовать ребёнка. особое значение уделяется обучению пересказу.

Логопедическое занятие “Структура речи” предназначено для учащихся 3 класса С(К)ОШИ VIII вида.
Задачи:
– закрепить понятие структуры речи: речь – предложение – слово – слоги – звуки;
– развивать фонематическое восприятие с помощью упражнений по языковому синтезу;
– развивать связную речь путём составления деформированных предложений, рассказа из предложений;
– способствовать развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков через речевые игры, парные формы;
– развивать бережное отношение к природе.

Занятие проводится совместно логопедом и учителем начальных классов. Форма занятия – морское путешествие.

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 – 2021 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: