Конспект логопедического праздника для детей с ФФНР

Сценарий логопедического досуга для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Елена Шолохова
Сценарий логопедического досуга для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель: закрепление навыков чтения и письма, фонематических процессов.

1. Закрепить знания детей о речевых единицах – звуке, букве, слоге, слове, предложении.

2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление

4. Развивать мотивацию к школьному обучению, эмоционально-волевую сферу

5. Воспитывать чувство товарищества

Оборудование: 2 мольберта, звуковые схемы слов, предметные картинки, зашумленная картинка с буквами, карточки с цифрами и буквами, карточки со слогами на разных геометрических фигурах, мяч, карточки со словами.

Ход игры:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Интеллектуальной она называется потому, что именно здесь мы выясним, кто из вас лучше подготовился к школе. Кто из вас самый умный, догадливый, сообразительный и грамотный. Будьте внимательны! За правильный ответ вы будете получать орден, а решать, кому этот орден вручить будет компетентное жюри.

Тему нашей игры вы отгадаете, если определите первый звук в этих словах и составите из них новое слово (гамак-ракета-аист-маска-облако-топор-арбуз). Правильно ребята, это слово ГРАМОТА.

II. Основная часть.

1. Логопед: Каждый маленький ребенок

Знает истину с пеленок:

– если ротик открывать –

Можно звуки получать!

И, не зная о науке,

Издает любые звуки!

Изучая белый свет,

Открываем мы секрет:

– чтобы звуки записать

Надо буквы детям знать!

– Сейчас мы увидим, знаете ли вы буквы. Будьте внимательны! Вам нужно сказать, сколько букв спряталось на картинке (детям предлагается зашумленная картинка с изображением букв. Кто справился с заданием правильно и быстро – получает орден)

2. Логопед: А теперь, посмотрите на буквы, которые вы нашли и составьте из них новые слова. Орден получает тот, кто придумал больше всех слов (игра «Составь слово»)

3. Логопед:В Алфавит ты посмотри:

Букв там ровно тридцать три!

Чтобы им на ровной строчке

не скучать по одиночке –

буквы парами собрались,

по линейке подравнялись,

словно в цирке…а в итоге

мы из букв имеем слоги!

– Ребята, а что такое слог? Да это часть слова. Сейчас мы будем делить слова на части. У вас есть карточки с цифрами, я выставляю на магнитную доску картинку со словом, вы определяете количество слогов в слове и показываете мне соответствующую цифру. Жюри учитывает ваши правильные ответы (игра «Сколько?»)

4. Логопед: Ребята, слоги очень непоседливые и дружные малыши. Они очень любят игру «Поезд». Как в поезде вагоны держатся друг за друга, так и слоги в словах. Последний слог первого слова является началом следующего.

(камыши-шина-насос-соска-каша-шары-рыба-бабушка-карандаш) Тот, кто не ошибается, получает орден (игра «Поезд»)

5. Логопед:О слогах идет молва:

Состоят их них слова!

У слогов такой закон:

Если сложим слоги вместе,

Слов получится не двести.

Ну, а целый миллион!

– Посмотрите ребята, сколько слогов здесь у нас. Нужно их них сложить слова. Я вам дам небольшую подсказку. Ищите слоги в одинаковых фигурах и складывайте из них слова.

(игра «Сложи слово»)

– Молодцы ребята, собрали и прочитали все слова. А теперь пора отдохнуть!

Динамическая пауза: Дети выполняют движения согласно словам текста.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Продолжать игру пора!

6. Логопед: А теперь предлагаю поиграть! Становитесь друг за другом. Играй, не зевай, слово называй! (игра «Мяч передавай – слово называй» дети придумывают слова на заданный звук, передавая мяч над головой)

7. Логопед: Ну а сейчас пришло время игры со зрителями. Зрители готовы? Я показываю букву, а вы придумываете слова.

(игра «Придумай слово с данным звуком»)

8. Логопед: Словно бусинки на нитке,

встанут звуки ровным строем –

и на небольшом постранстве

Читайте также:
Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

мы слова из них построим.

– Вот незадача, звуки на наших ниточках есть, а слова к ним мы не подобрали. Давайте рассмотрим схемы слов. Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько из них мягких согласных звуков? Сколько твердых? Обратите внимание, схему слова я вешаю на правый мольберт, а слова, из которых нужно подобрать подходящее – на левый. Слова подбирай и на другой мольберт переставляй.

(игра «Подбери картинку к схеме слова»)

9. Логопед: Мы скомандуем парадом

И слова поставим рядом –

Получилось в этот раз

Предложение у нас!

– Вы ребята сейчас превратитесь в слова. А слова в предложении должны располагаться правильно. Каждое слово должно занять свое место. У нас четыре предложения. Будьте внимательны. Раз-два, раз-два, начинается игра!

(игра «Подвижные слова»)

III. Заключительная часть.

Логопед: Мы словами поиграли,

Словно в мячик, между строк

А теперь пора закончить

– Ну что же, наша интеллектуальная игра закончилась. Осталось подвести ее итоги. Давай посчитаем, у кого из вас больше всего орденов. Давайте похлопаем победителям! Вы настоящие умники и умницы! Я надеюсь, ребята, что в школе вы будете получать только хорошие оценки (звучит музыка, вручаются поощрительные призы)

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать.

Сценарий досуга для детей подготовительной группы «Партизаны края» Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне. Задачи: знакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А» ТЕМА: «Звук и буква А». ЦЕЛЬ: – познакомить детей со звуком и буквой А. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Речевое.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Цветы» Тема: «Цветы» Цель: Обобщить знания и представления о цветущих растениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Систематизировать знания.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы для детей с общим недоразвитием речи III уровня Тема: “Формирование операций анализа предложения на основе наглядно-графических схем у детей с общим недоразвитием речи” Цель: -Продолжать.

Конспект ООД для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков [К], [К’]» Коррекционно-образовательные цели: 1. Обучать детей составлению рассказа с опорой на схему. 2. Совершенствование грамматического строя речи:.

Краткосрочный проект в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Моя улица. Мой город» На этой большой планете, В огромной такой стране, Есть город один на свете, Который так дорог мне. Актуальность проекта Неотъемлемая.

«Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Тема: «Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Дети с ФФНР относятся.

Сценарий досуга для детей подготовительной группы «Праздник грамоты» Досуг для детей подготовительной группы «Праздник грамоты». Задачи: • Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные»..

Сценарий досуга «Я-маленький спасатель» в подготовительной к школе группе Задачи:1. Учить детей правильно вести себя на открытых водоемах. 2. Показать умения передвижения в воде способом «кроль» на спине/груди, «брассом».

Логопедическое занятие по коррекции ФФНР у детей 5-6 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Тема: «В гости к нам пришёл Мишка»

Скачать:

Вложение Размер
v_gosti_k_na_prishyol_mishka.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Тема: «В гости к нам пришёл Мишка»

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш]; 2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец); 3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные : 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво; 2)воспитывать умение слушать речь другого; 3) воспитывать у детей активность на занятии.

Оборудование : посылка, конверт с письмом, игрушки: мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.

-Ребята сели поудобнее, глазки закрыли, слушаем тишину.

-Открываем глаза. Что вы слышали? Скажите.

-Молодцы. Ваши ушки всё хорошо услышали.

Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется).

-Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?

-Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.

-Ребята в письме загадка. Слушаем.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

-Кто это? (Медведь)

-Правильно угадали, молодцы!

-Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка: плюшевый Мишка (Мишутка).

-Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?

-Слушайте: Мишка, плюшевый, мишутка.

-Какой звук я выделяю голосом?

Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

-А Мишутка нам будет помогать.

-Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!

-Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка.

Накажем непослушный язычок

На губу язык клади,

Ты под счёт её держи

До пяти…до десяти

На качелях я качаюсь:

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык широкий положи,

Его края приподними,

Подержи её немножко.

4.Артикуляция звука [ш].

-Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так:

-язык приподнимаем в форме чашечки

-струя идёт тёплая

Давайте произнесём этот звук.

5.Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится…)

-А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы).

6. Игра «поймай звук»

-Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].

-Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и повторим слог в котором есть звук [ш].

ШУ, МА, ША, РО, ВО, ШИ, ЗА, ЛУ, ШЕ, ТО

-Молодцы, хорошо работаем. А теперь будьте внимательны. Слушаем в словах. Мишка будет проверять кто самый внимательный.

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

-Мишке очень понравилось с вами играть. Он тоже хлопал в ладоши и не ошибся. Верно?

7.Мишка приглашает на физминутку

-Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, (шагают)

Раз, два, раз, раз, два.

По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам

В ямку бух! (сели)

Вышли из ямки (встали)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

8 .Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.

Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек».

-Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.

-Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

-Называем игрушки и берём их с собой за стол.

9.На доске появляется поезд.

-Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно

-Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд». Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце – будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.

-Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!

10.Развитие мелкой моторики .

-За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.

-Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.

-Давайте раскрасим наши картинки!

Молодцы! Хорошо работали на занятии! Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ.

Индивидуальное перспективное планирование по коррекции ФФНР у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспек.

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми с фонетико – .

Коррекция ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей и родителей старших дошкольников.

основные направления логопедической работы по коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

основные направления работы по ФФНР.

Перспективно-тематическое планирование. Коррекция ФФНР у детей с дизартрией средствами логоритмики.

Данный материал будет полезен не только учителям-логопеда, но и педагогам и родителям.

Адаптированная рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей 5-7 лет с ФФНР

Программа представляет собой адаптированную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, в котором получают образовательные услуги воспитанники с ограниченными возможностями здор.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ФФН

Предлагаю вам конспект фронтального занятия для детей с ФФН по изучению звуков [ф-ф’]. Основная цель занятия – закрепление фонематических навыков, а также развитие ритмической стороны речи и расширение словарного запаса дошкольников. Занятие проводится во второй половине года, поэтому уместно продолжать работу со словами, состоящими из пяти и шести слогов. Лексической темой предлагаю взять тему «Профессии» и на основе ее еще раз проработать понимание родственных слов.

Коррекционно – образовательные цели:

  • познакомить детей со звуками [ф-ф’], учить правильно их произносить;
  • закреплять понятия «согласный звук, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук»;
  • продолжать знакомить детей со словами из пяти и шести слогов;
  • закреплять навык правильно определять позицию звука в слове;
  • совершенствовать навыки звукового анализа – учить анализировать слово из пяти звуков;
  • закреплять навык деления слов на слоги;
  • активизировать и расширять словарный запас;
  • закреплять понимание родственных слов

Коррекционно – развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать внимание, память;

Коррекционно – воспитательные цели:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать познавательный интерес к различным профессиям;

1. Организационный момент

Л.: – Дети, назовите, кем работают ваши родители?
– Кем бы вы хотели стать?

2. Сообщение темы занятия, характеристика звуков [ф-ф’]

Логопед: – Ребята, сегодня мы подружимся со звуками [ф-ф’], давайте все вместе произнесем их. А теперь возьмите зеркала и произнесите звук [ф], глядя на свой рот. Во время произнесения звука, в каком положении находятся ваши губы, зубы, язык?
Дети: – рот немного открыт, зубы тоже «открыты», язык спокойно лежит на дне рта, нижняя губа сближается с верхними зубами.
Л.: – А как же получается звук?
Дети: – Мы выдуваем воздух изо рта, он проходит ме6жду нижней губой и верхними зубами. Получается звук [ф].
Л.: – Правильно, звук встречает преграду на пути и этот звук называется …?
Дети: – Согласный.
Л.: – Давайте послушаем, какой это звук [ф], твердый или мягкий? (Д.: – твердый), а теперь произнесите его мягко [ф’].
Л.: – Теперь поставьте ладошку к горлышку. Что мы определяем таким образом? (Д.: – звонкий звук или глухой). Таким образом, этот звук…? (Д.: глухой) Ну что ж, вот мы и познакомились поближе с новыми звуками. А сейчас к нам спешат гости (выставляются картинки или игрушки мышек). У нас в гостях мышки: Фома и Фима, чем отличаются их имена. Прислушайтесь (логопед произносит имена, выделяя голосом первые звуки)?
Д.: – В слове Фома звук [ф] твердый. А в слове Фима – мягкий.

3. Повторение слоговых рядов (с металлофоном)

Л.: – Фома и Фима такие фантазеры, они сами придумывают разные песенки и их исполняют с помощью металлофона. Вот послушайте! (Логопед пропевает слоговые ряды и отстукивает на металлофоне, дети выходят и по очереди повторяют, соблюдая правильный ритмический рисунок)
Фа – фу – фы
Фа – фо – фы
Фо – фо – фу – фы
Фо – фо – фо – фу – фы и т.п.

4. Анализ слова «фокус»

Л.: – Фома и Фима работают в цирке. Отгадайте, кто они, чем занимаются?
А чтобы отгадать, нужно сложить слово. Я буду «бросать» вам звуки, а вы их «ловите» и выкладывайте слово. (Логопед произносит звуки: [ф, о, к, у, с], дети выкладывают с помощью звуковых символов слово).

Проводится анализ слова «фокус».
Л.: – Догадались, кем работают Фома и Фима? (Д.: – фокусниками)

5. Определение позиции звуков [ф-ф’] в словах

Л.: – Смотрите, какой фокус сделали Фома и Фима.
Логопед достает маленький бумажный флажок, который сложен определенным способом, произносит волшебные слова и «превращает» его в большой бумажный флажок. На обратной стороне большого флажка предметные картинки: вафли, шкаф, фуражка, кофта, фасоль, фонтан, фонарь, футболка, фужер, сарафан, шарф, телефон, туфли, жираф, картофель.
Дети называют предметы, выделяя голосом звук [ф].
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в середине слова. (Д.: – вафли, кофта, сарафан, телефон, туфли, картофель).
Мышка-Фима: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в конце слова. (Д.6: – шкаф, шарф, жираф).
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в начале слова. (Д.: – фасоль, фонтан, футболка, фужер).
Мышка-Фима: – Ох, какие вы умные! Наверное, скоро в школу пойдете! А хотите с нами поиграть?

6. Динамическая пауза

Мышка-Фома: – Вот наш друг – мальчик Федор (картинка или игрушка), он водит машину, значит, он кем работает? (Д.: – шофером). Послушайте, какое стихотворение он сочинил.
Шла по улице машина, (крутят импровизированный руль)
Шла машина без бензина, (выполняют полуприсяды)
Шла машина без шофера, (поднимают и опускают плечи)
Без сигнала светофора, (поочередно сгибают и опускают правую и левую руки в локтях)
Шла, сама куда не зная, (шагают на месте, руки на поясе)
Шла машина…. заводная! (имитируют повороты ключа)
Мышка-Фима: – А теперь все вместе поиграем с движениями. (После дети подходят к столу, на котором стоит фотоаппарат и лежит фотоальбом с фотографиями).

7. Усвоение родственных слов

Л.: – Знакомьтесь, это мальчик Ефим (картинка или игрушка), у него тоже интересная профессия, догадайтесь, какая? Посмотрите, что это?
Д.: – Фотоаппарат.
Л.: – Кем работает Ефим?
Д.: – Фотографом.
Л.: – Что фотограф делает фотоаппаратом?

Д.: – Фотографирует.
Л.: – Что получается в результате?
Д.: – Фотография.
Л.: – Куда люди, обычно, складывают фотографии?
Д.: – В фотоальбом.
Л.: -Давайте повторим эти слова (логопед показывает предметы): фотограф, фотоаппарат, фотография, фотоальбом, фотографировать. Похожи ли эти слова по звучанию? Как называются слова, похожие, как родственники, только похожи они по звучанию?
Д.: – Родственные.

8. Деление слов на слоги

Мышки Фома и Фима: – Вот это ребята! Все знают! А умеете ли вы делить слова на слоги? Покажите, как это делается?
Дети делят слова на слоги: с помощью коротких полосок за столами, с помощью различных предметов, например, кеглей, которые выставляют на полу; бутафорских листьев, снежинок, карандашей и других предметов. Затем подсчитывают количество слогов.
Фо-то-граф =3слога
Фо-то-аль-бом=4слога
Фо-то-гра-фи-я=5слогов
Фо-то-ап-па-рат=5слогов
Фо-то-гра-фи-ру-ет=6слогов

Л.: – Дети, с какими интересными профессиями мы сегодня познакомились?
Д.: – Фокусник, шофер, фотограф
Л.: – Вспомните, какие слова со звуками [ф-ф’] мы проговаривали на нашем занятии? (Дети называют слова). Как звали наших гостей? (Д.: – Фома, Фима, Федор, Ефим). Кем работают мышки? (Д.: – Мышки работают фокусниками.) Кем работает Федор? (Д.: – Федор работает шофером.) Кем работает Ефим? (Ефим работает фотографом).
Мышки: – До свиданья, ребята, с вами было очень интересно!

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми с ФФНР в подготовительной группе. Тема: “Дифференциация звуков [С] – [З]”

Разделы: Логопедия

Цель занятия:

  • автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, скороговорках;
  • закрепление правильного, отчётливого произношения свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях;
    • упражнение в употреблении слов со звуком в свободной речи.
  • Развивающие:
    • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
    • развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционные:
    • развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания (сильного выдоха);
    • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
    • формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
    • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
    • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;
    • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные.
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
    • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
    • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

1. Организационный момент

– Дети, давайте вспомним песенки-звуки, которые вы хорошо знаете: С-С-С – песня холодного ветерка, З-З-З – песня комара.
– Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

2. Игра «Звуки С-З»

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З . Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

3. Упражнение «Слушай внимательно»

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

4. Физкультминутка

Ветер осенний щёки надул (Дети надувают щёки)
И на деревья сильно подул. (Делают сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали. (Качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали (Приседают на корточки, ладони кладут на пол)
Медведи в берлогах скоро уснут (Кладут руки под щёку)
Снежинки кружась легко упадут (Поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

5. Отгадай загадки

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи. (Собака)

– Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц)

(Выставляю картинки: собаки и зайца).

– Какой первый звук в отгадках?
– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

6. Артикуляционная разминка

– Произнести на одном дыхании.

Вдох – СА-СО-СУ-СЫ – выдох.
Вдох – ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ – выдох.

7. Игра « Скажи наоборот» (с мячом)

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

8. Игра «Назови лишний слог»

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за
Со-со-со-со-зо
Су-су-су-су-зу
Зы-зы-зы-зы-сы
Зи-зи-зи-зи-си
Зу-зу-зу-зу-су

9. Пальчиковая гимнастика “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

10. Игра «Закончи слово нужным слогом»:

СЫ, ЗЫ: ва. но. ко. та. бу. гро. бере. ча.
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом -зы?

11. « Четвёртый лишний» (по наличию звуков «С» и «З»):

санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

12. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк.

13. Игра «Найди свой домик»

Помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик. Дети расставляют картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

14. Игра «Измени фразу по образцу»

– Следи за произношением звуков [с] и [з].

Я катаю Соню на санках.
Ты … катаешь Соню на санках.
Он…катает Соню на санках.
Она… катает Соню на санках.
Мы … катаем Соню на санках.
Вы … катаете Соню на санках.
Они… катают Соню на санках.

15. Выучить скороговорки:

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

16. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с ФФН.

автор: Мокрушина Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №17 УР города Сарапула

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с ФФН.

Конспект индивидуального логопедического занятия

с ребенком старшего дошкольного возраста.

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 города Сарапула).

Учитель-логопед: Мокрушина Екатерина Сергеевна.

Форма: индивидуальная.

Возраст: 6 лет.

Речевой статус: ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Весна. Автоматизация звука [л] в словах и фразах.

Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях.

Цель занятия: развивать навык правильного произношения звуков [л], [з], [ж] в словах фразах и предложениях.

  • Закрепление правильного произношения звуков [л], [з], [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях.
  • Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Дифференциация звуков словах, словосочетаниях и предложениях.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Уточнение и расширение словаря.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Формирование связной речи.
  • Развитие логического мышления.
  • Формирование контроля за собственной речью.
  • Воспитание интереса к природе, умение замечать изменение происходящие во круг.

Ход занятия:

— Здравствуй. Поприветствуем наших гостей.

Логопед дает установку на занятие.

1.Объявление темы занятия.

3. Автоматизация звука л

4.Физминутка

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Скажи, когда это бывает?

— Верно, сегодня на занятии мы будем говорить о весне. Поработаем над некоторыми звуками.

«История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель ( цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» ,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок ) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз ). Язычок поспешил домой к маме, чтобы рассказать ей о весне.

— Послушай и скажи, что услышал в весеннем лесу язычок?

Звуки весенней природы (капель, пение птиц).

— Послушай название перелетных птиц и скажи, над каким звуком будем работать.

Соловей, ласточка, иволга.

— Что делает язык?

Дидактическое упражнение «Подскажи словечко».

-А сейчас я буду называть тебе слова-действия, а ты подбирать соответствующую картину:

Весной пригревает…. ( солнце), у него яркие ….(лучи), тает снег и под ногами появляются ….(лужи) , по небу плывут… (облака), за домом зеленеет …(луг), из тёплых стран прилетают….(ласточки).

Игра «Назови ласково».

Проговорим чистоговорки про весну.

Ла-ла-ла-к нам идёт весна.

Ло-ло-ло-на улице тепло.

Лу-лу-лу-встречаем мы весну.

Лы-лы-лы-долго не было весны.

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет.

(дети встают, разводят руки)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет.

(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи )
Землю солнышко пригрело,

(разводят вокруг себя руками )
Птичка радостно запела

(руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки

(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).

— Посмотрите, цветок расцвел.

( на столе цветок, на цветке картинки с изображением насекомых ).

— Посмотри, что у него на спинке?

— Мы будем работать над звуками З и Ж.

— Чем похожи эти звуки?

Вставь в слова на цветке пропущенные буквы.

_у_елица, ку_нечик, бра_ник , стреко _а, бо_жья коровка, майский _ук.

— Составь схему слова КУЗНЕЧИК.

— Сколько звуков в слове?

— Прочитаем рассказ и узнаем, кто проснулся от зимней спячки.

Женя и Зина ходили в лес на прогулку. Около берёзы Женя заметил ежа. Он позвал Зину. Ёж недавно вышел из своего гнезда. Ёж зафырчал и убежал. А Женя и Зина побежали, скорее домой, чтобы рассказать о своей находке.

— Куда ходили Зина и Женя?

— Кого заметил Женя?

— От куда вышел ёж?

— Куда побежали Женя и Зина?

— Я думаю это весна.

Ребенок выполняет артикуляционные упражнения под контролем логопеда.

— Язычок услышал пение птиц.

— Я думаю, мы будем работать над звуком Л .

— Звук Л – согл., твердый, звонкий.

Ребенок подбирает и называет картинки.

Ребенок слушает, а затем повторяет за логопедом.

Ребенок вместе с логопедом проговаривает слова и повторяет движения.

— У него на спинке буквы З и Ж.

— Звуки – согласные, твердые, звонкие.

— При звуке З – язык внизу

при звуке Ж – язык вверху.

Ребенок читает и вставляет пропущенные буквы з или ж.

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Формировать навык фонетико-фонематического восприятия через использование дидактического пособия «Звукоцветик» .

  • закреплять умение определять наличие и место звуков в словах;
  • продолжать развивать слуховое восприятие, внимание, память;
  • поупражнять детей в делении слов на слоги;
  • способствовать умению соотносить звук со зрительным образом буквы;
  • продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога, сообща выполнять поставленную задачу.

Оборудование: дидактическое пособие «Звукоцветик» , картинки, мольберт, указка.

Ход занятия.

Логопед. Здравствуйте ребята. Проходите. Чтобы нам с вами познакомиться, предлагаю поиграть в игру «Положи слово на ладошку». Вставайте в вкруг и приготовьте свои ладошки. Каждый назовёт своё имя и положит на ладошку. Начну я. (Проводится игра)

Молодцы. Вот мы с вами познакомились и подружились. (Предлагает сесть на стульчики).

Логопед. Сегодня я хочу познакомить вас с книгой «Звукоцветик». Эта книга не простая, а волшебная, живут в ней звуки. Давайте посмотрим книгу. (Перелистывает страницы, рассматривают) Что это? (удивленно) Какие то кляксы! Да это Злой волшебник здесь побывал, заколдовал книгу, наставил клякс. Что же нам делать? Ребята, вы много читали сказок, может, подскажите, как расколдовать книгу. (Дети предлагают варианты: волшебной палочкой, волшебными словами). Но у нас нет волшебной палочки и слова нужны специальные. Посмотрите, здесь какой-то конверт. (Достает письмо из конверта, читает). «Чтобы расколдовать волшебную КНИГУ, необходимо выполнить 4 задания. Сделать это могут только умные, внимательные и дружные дети».

Поможем жителям «Звукоцветика» расколдовать книгу?

Логопед (открывает первую страницу, находит конверт с заданием).

Первое задание «Ритмические дорожки». При выполнении этого задания нужно быть очень внимательными.

На странице изображены ритмические рисунки. Я прохлопаю первый рисунок, послушайте. Второй вместе. Кто хочет прохлопать третий? А вы ребята внимательно слушайте.

Молодцы справились с первым заданием, правильно прохлопали ритмические дорожки

Смотрите, клякса превратилась в букву КА, домик звуков К, КЬ. Поставлю ее на доску.

Логопед (находит второй конверт с заданием). Второе задание «Продолжи звуковую дорожку». Нужно найти слова со звуком Н и НЬ, по синей стрелке поставить в кармашек. (Раздает каждому по одной картинке).

С каким звуком вы должны найти слово? (н). Правильно. (При выполнении задания дает установку назвать картинку, голосом выделить звук Н).

Ребята у кого остались картинки. Почему вы не вышли? (В слове нет звука Н)

Молодцы. Справились с заданием. Нашли слова со звуком Н и НЬ, и наша клякса превратилась в букву ЭН. (Предлагает ребенку поставить букву на доску, напоминает, что ставить надо слева направо).

Логопед. В этом конверте следующее задание «Звуковой домик», будем находить слова со звуком И. В первом окошечке звук И находится в начале слова, во втором звук находится в середине слова, в третьем звук стоит в конце.

Для выполнения этого задания нужно разделиться на три команды, по три человека. (Каждой команде раздает по одной картинке). Внимательно посмотрите на картинку, определите место звука И, поставьте в соответствующее окошечко. (Дети выполняют задание).

Молодцы, и с этим заданием вы справились правильно, нашли место звука в слове, работали дружно, быстро. Клякса превратилась в букву И.

Логопед. Остались две последние не расколдованные страницы. (Достает конверт, читает). «Слоговые паровозики». Нужно поделить слово на слоги и найти паровозик с таким же количеством окошек, сколько слогов в паровозике.

Для выполнения задания необходимо разбиться на пары. Найдите пару. (Раздает картинки, каждой паре по одной, дети выполняют задание).

Молодцы, вы правильно разделили все слова на слоги, работали дружно. Еще две кляксы превратились в буквы Г и А.

Логопед. Посмотрите, из наших букв получилось слово. Давайте прочитаем его (вместе читают КНИГА).

Логопед. (Приглашает сесть на стульчики). Волшебная книга звуков расколдована! Со всеми заданиями вы справились.

Какие из этих заданий вам больше понравились, запомнилась? (Ответы детей). Какие были трудными?

Мне приятно было с вами встретиться. (Называет по именам детей, отмечает каждого: быстро и правильно выполняли задания, были самыми активными…, были очень внимательными…)

Я вижу что, все вы умеете слушать взрослого и быстро, дружно выполнять задания.

На прощанье я хочу подарить книгу. Читайте её вместе с воспитателем и вспоминайте нашу встречу. (Дарит книгу).

Конспект логопедического занятия звук [И]

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ТНР на тему «Осень. Деревья. Знакомство со звуком [И]»

Логопедическая тема: Звук [и]

Грамматическая тема: Образование качественных и притяжательных прилагательных

Лексическая тема: Осень. Деревья.

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
— уточнение правильного произношения звука: [и]
— развитие артикуляционной моторики;
— различение на слух изученных гласных;
— выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции звука [и];
— выделение гласного звука [и]из состава слова в ударной позиции;
— формирование умения характеризовать звук;
формирование понятий: гласный звук.

2. Закрепление знаний о деревьях (названия деревьев, их строение, внешние признаки; умение различать деревья по внешним признакам).

3. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
— образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (пожелтели, опадают, кружатся);
— образование притяжательных прилагательных (дубовые листья);
образование качественных прилагательных (Холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
— образование сложных слов (листопад);
— привлечение внимания к многозначности слов (игла);
— образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (лист – листик, листок, дерево – деревце, береза – березонька, елка – елочка, дуб – дубок).

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, магнитная доска, демонстрационный материал: картинки с изображением разных деревьев и листьев, картинки с изображением ежа, еловой ветви, иглы, засушенные листья деревьев, логопедическое пособие Цукановой СП., Бетц Л.Л.«Учим ребенка говорить и читать».

Педагог

Дети

Орг. момент
I. – Сядет тот, кто назовёт – какая осенью бывает погода?
Послушайте, как описывает осень в своем произведении известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев (демонстрация фото поэта).
Логопед под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень» читает стихотворение.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

– Скажите, а какие изменения с деревьями произошли с приходом осени?

Холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная.

Пожелтели листья на деревьях, опадают. Деревья готовятся к зимнему сну.

II Основная часть
1. – Осень приготовила для вас сегодня сюрпризы. Но для начала выполним артикуляционную гимнастику.
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья.
— Назовите хвойные деревья.
— Где растут деревья?
— Что есть у дерева?

3. Д/и «Собери картинку».

4. Д/и «С какого дерева листок?»
– Осень принесла для вас листочки с деревьев. Давайте рассмотрим их, вспомним с каких деревьев эти листья, как они называются.

5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек»
Но вот подул сильный ветер, и листочки закружились в воздухе.

6. Уточнение значения слова листопад.
– Скажите, а как называется явление опадания листьев с дерева?
– Какие два слова спрятались в одном этом?

7. Физкультминутка.

8. Знакомство со звуком [и]. Работа с логопедическим индивидуальным пособием Цукановой СП., Бетц Л.Л.
«Учим ребенка говорить и читать».
а) – Один раз в году у каждого из нас бывает день рожде­ния. Вы любите этот день?
Логопед демонстрирует картинку с изображением девочки.
Это Ира. В свой день рождения она пригласила Юпика в парк покататься на любимой лошадке Искорке. Увидев их, Искорка радостно заржала: «И-и-и!»
Юпику очень понравился этот звук. Он растянул губы в улыбку и тоже произнес: «И-и-и».

б) Совместный анализ артикуляции звука [и].

4. Закрепление звука [и] по пособию
Вот Искорка. Покажите, как она ржет. Посмотрите на гу­бы: они растянуты в улыбке, потому что произносят звук [и].
Юпик показывает красную фишку. Почему?

Произнесем протяжно звук [и]. Сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произно­сить все тише и тише.
А теперь наоборот.

5. Развитие фонематического слуха.
а) «Покажи фишку».
– выделение звука [и] из ряда гласных: у, и, о, а, и, о, и, у, а, о, и;
– выделение звука [и] из ряда слогов: он, ах, им, по, ей, ли, та, си;
выделение звука [и] из состава слова: Аня, Игорь, Оля, Дима, Даша, Вика.

б) – Этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире . Назовите подарки, выделяя голосом звук [и]
6. Звуковой анализ слов: индюк, мишка, кегли.
Юпик подарил Ире индюка, мишку, кегли. Рассмот­рите картинки. Определите место звука [и] в словах.
9. Знакомство с многозначным словом
1. Д/у «Отгадай загадку и определи в отгадке первый звук».
Всё пришьёт умело, ловко,
Ниткой острая …
Скажите, а у какого дерева есть иголки?
А у какого животного есть иголки?
2. Демонстрация изображений ежа, иглы, еловой ветви.
Посмотрите, все эти предметы разные, но связывает их всех слово «игла». Игла это многозначное слово.

3. Пальчиковая гимнастика:
У ежа и елки иголки колки.

Береза, дуб, осина и т.д.)
(Сосна, ель, лиственница, пихта.)
(В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
(Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

Дети собирают картинки из частей и называют получившее дерево, уточняя, лиственное оно или хвойное.

Лист клена – кленовый лист, лист березы – березовый лист, лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, лист тополя – тополиный лист.

Дети сдувают с ладошек листочки.

Дети, наблюдая за артикуляцией в зеркале, произносят звук [и] хором и индивидуально.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами.
Дети по схеме анализируют звук [и], делают вывод, что звук [и] гласный.

Потому что гласные звуки обозначаем красным цветом

Дети выполняют упражнения по схемам.

Куби­ки, мозаика, мишка, книга, Винни-Пух, пирамидка.

Иголка. Первый звук [и].

У ели, сосны, кедра.
У ежа.

Под руководством логопеда дети выполняют пальчиковую гимнастику.

II Основная часть
1. – Осень приготовила для вас сегодня сюрпризы .Но для начала выполним артикуляционную гимнастику.
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья.
— Назовите хвойные деревья.
— Где растут деревья?
— Что есть у дерева?

3. Д/и «Собери картинку».

4. Д/и «С какого дерева листок?»
– Осень принесла для вас листочки с деревьев. Давайте рассмотрим их, вспомним с каких деревьев эти листья, как они называются.
5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек»
Но вот подул сильный ветер, и листочки закружились в воздухе.
6. Уточнение значения слова листопад.
– Скажите, а как называется явление опадания листьев с дерева?
– Какие два слова спрятались в одном этом?

7. Физкультминутка.
8. Знакомство со звуком [и]. Работа с логопедическим индивидуальным пособием Цукановой СП., Бетц Л.Л.
«Учим ребенка говорить и читать».
а) – Один раз в году у каждого из нас бывает день рожде­ния. Вы любите этот день?
Логопед демонстрирует картинку с изображением девочки.
Это Ира. В свой день рождения она пригласила Юпика в парк покататься на любимой лошадке Искорке. Увидев их, Искорка радостно заржала: «И-и-и!»
Юпику очень понравился этот звук. Он растянул губы в улыбку и тоже произнес: «И-и-и».

б) Совместный анализ артикуляции звука [и].

4. Закрепление звука [и] по пособию
Вот Искорка. Покажите, как она ржет. Посмотрите на гу­бы: они растянуты в улыбке, потому что произносят звук [и].
Юпик показывает красную фишку. Почему?

Произнесем протяжно звук [и]. Сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произно­сить все тише и тише.
А теперь наоборот.

5. Развитие фонематического слуха.
а) «Покажи фишку».
– выделение звука [и] из ряда гласных: у, и, о, а, и, о, и, у, а, о, и;
– выделение звука [и] из ряда слогов: он, ах, им, по, ей, ли, та, си;
выделение звука [и] из состава слова: Аня, Игорь, Оля, Дима, Даша, Вика.

б) – Этих ребят Ира пригласила на день рождения. Они пришли с подарками. Посмотрите, что подарили Ире . Назовите подарки, выделяя голосом звук [и]

6. Звуковой анализ слов: индюк, мишка, кегли.
Юпик подарил Ире индюка, мишку, кегли. Рассмот­рите картинки. Определите место звука [и] в словах.

9. Знакомство с многозначным словом
1. Д/у «Отгадай загадку и определи в отгадке первый звук».
Всё пришьёт умело, ловко,
Ниткой острая …
Скажите, а у какого дерева есть иголки?
А у какого животного есть иголки?

2. Демонстрация изображений ежа, иглы, еловой ветви.
Посмотрите, все эти предметы разные, но связывает их всех слово «игла». Игла это многозначное слово.

3.Пальчиковая гимнастика:
У ежа и елки иголки колки.

Береза, дуб, осина и т.д.)
(Сосна, ель, лиственница, пихта.)
(В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
(Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

Дети собирают картинки из частей и называют получившее дерево, уточняя лиственное оно или хвойное.

Лист клена – кленовый лист, лист березы – березовый лист, лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, лист тополя – тополиный лист.

Дети сдувают с ладошек листочки.

Дети, наблюдая за артикуляцией в зеркале, произносят звук [и] хором и индивидуально.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами.
Дети по схеме анализируют звук [и], делают вывод, что звук [и] гласный.

Потому что гласные звуки обозначаем красным цветом

Дети выполняют упражнения по схемам.

Куби­ки, мозаика, мишка, книга, Винни-Пух, пирамидка.

Работа в индивидуальных альбомах

Иголка. Первый звук [и].

У ели, сосны, кедра.
У ежа.

Под руководством логопеда дети выполняют пальчиковую гимнастику.

III. Итог занятия. Рефлексия.
– Что понравилось на занятии? Кому было трудно? Как оцените работу товарищей?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: