Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

“Дифференциация звуков С-Ц”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Скачать:

Вложение Размер
dif_s-ts_moy.docx 19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

“Дифференциация звуков С – Ц”

  • развитие слуховых и зрительных дифференцировок звуков “С” и “Ц”
  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков “С” и “Ц”
  • уточнение и расширение словаря на тему “Животные”
  • развитие внимания, восприятия, памяти, мышления
  • развитие слухового анализа и синтеза
  • продолжать обучать навыкам словоизменения и словообразования

К нам сегодня пришли 2 гостя. Но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадки:

Солнца яркого боится,

Ночью – хищник эта птица,

Ловко мышь найдет в траве.

Верно. Сова принесла нам в клювике звук. С этого звука начинается ее название. Какой это звук?

Давайте вспомним, когда мы произносим звук “С”, что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая воздушная струя?

Значит какой это звук: звонкий или глухой?

Во рту образуется преграда?

Значит этот звук согласный или гласный?

Звук “С” бывает мягким?

А теперь давайте угадаем, кто наш второй гость:

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я курицы ребенок,

Он тоже принес нам свой любимый звук. На какой звук начинается слово “цыпленок”?

Когда мы произносим звук “Ц”, что делают наши губы?

Где находится кончик языка?

Какая струя воздуха?

Звенит ли горло?

Значит какой это звук: глухой или звонкий?

Образуется во рту преграда?

Значит этот звук какой?

Звук “Ц” бывает мягким?

Скажите, чем же отличаются звуки “С” и “Ц”?

А что у этих звуков общего?

Сова и цыпленок хотят с нами поиграть. Когда я буду произносить слова, вы должны поднимать таблички с совой, если услышите звук “С” и таблички с цыпленком, если услышите звук “Ц”:

– овца, оса, свет, пыльца, полоса, цапля, сабля, колесо, кольцо, цена, сено.

А теперь послушайте предложение и назовите все слова, которые запомните со звуком “С”, а потом со звуком “Ц”:

– Соня выпила целый стакан сока.

– На акации сидела синица.

– Заглянет солнце к нам в оконце, и целый день сияет солнце.

А теперь нам нужно будет найти слова, которые заблудились:

Заблудиться может каждый,

Даже кто-то очень важный.

Взрослый или же ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось, испугалось и закрылось. Среди прочих слов оно

На звук “Ц” всего одно:

– сок, цена, сосна, слива

– цветок, сабля, сосулька, смех

– сова, сон, стена, царь

А теперь ищем слова на звук “С”:

– цветы, Света, цель, цифра

– сон, цена, цепь, цапля

– цыпленок, цемент, сук, цвет

Слова мы нашли, но они все перемешались. Давайте поможем сове и цыпленку навести порядок. Все картинки, в названии которых есть звук “С” отдадим сове, а те, в названии которых есть звук “Ц” – цыпленку.

Давайте проверим, правильно ли мы их расставили.

А сможем навести еще больший порядок? Давайте определим, в начале, в середине или в конце слова стоит нужный звук.

А сейчас давайте отдохнем. Вставайте в ряд, повторяйте за мной движения и отвечайте на мои вопросы словами “Вот так!”:

Теперь я буду кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны закончить слово слогом “сы” или “цы” и бросить мне мяч обратно:

О..(сы), воло..(сы), ов..(цы), рель..(сы), ножни..(цы),

зай..(цы), но..(сы), кури..(цы), ве..(сы), пугови..(цы), бу..(сы), молод..(цы)

Пойдемте сядем, а то наши птички заскучали.

Посмотрите, какие у нашей совы большие глаза! Как можно назвать ее одним словом?

А у цыпленка желтая грудка. Он.

У коровы длинные ноги, она.

А у зайца длинные уши. Он.

У коня длинная грива, он.

А у лисы длинный хвост, она.

У волка острые зубы, он.

У козы большие рога, она.

Ну вот наше занятие и закончилось. Давайте попрощаемся. с кем? (показывает картинки)

Скажем “До свиданья”. кому?

А кого еще позовем на наши занятия?

– растягиваются в улыбку

– воздушная струя при произнесении звука “С” длинная, а при произнесении звука”Ц” короткая, звук “С” бывает твердым и мягким, а звук “Ц” всегда твердый

– расположение губ, языка, оба глухие, согласные

– поднимают нужную табличку

– послушав предложение называют сперва все слова со звуком “С”, а затем после повторного прослушивания предложения называют все слова со звуком “Ц”

– дети по очереди раскладывают картинки на фланелеграфе

– определяют место звуков “С” и “Ц” в слове и переставляют картинки на фланелеграфе

(повторяют движения за логопедом)

Бросают мяч логопеду, называя слово полностью

– с козой, с лисой, с волком.

– собаке, коню, корове.

– зайца, цыпленка, сову.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Конспект логопедического индивидуального занятия [Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях]

Конспект логопедического индивидуального занятия с ученицей 5 класса
«Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях»

I. Организационный момент.

– Можем ли мы увидеть, написать или прочитать звук?
(Нет. Звуки мы слышим и произносим.)

– Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
(Сегодня 17 февраля, вторник, время года зима)

– К кому ты пришла на занятие?
(Я пришла на занятие к логопеду)

– Что ты будешь делать на занятии у логопеда? (возможно использование
карточки-подсказки)

– Я буду делать гимнастику.
– Буду слушать и различать звуки и слова речи.
-Говорить правильно, четко, чисто.
-Думать и играть.
-Писать и читать.

1. Гимнастика для губ, языка, щек.

Заборчик — зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.

Хоботок — подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Блинчик — домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язык можно убирать.

Иголочка — язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.

Часики — влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.

Качели — на качелях я качаюсь, вверх, вниз; вверх вниз я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубки — чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Горка — а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.

2. Работа над дыханием.

Правильно будем дышать, воздушной струей управлять.

1. Вдох и выдох через рот.
2. Вдох и выдох через нос
3. Вдох ртом, выдох носом.

4. Вдох носом, выдох ртом.

3. Голосовые упражнения.

А теперь гимнастика другая — голосовая.
Гласные звуки очень важны в громкости, внятности твоей речи помогут они.
Только губы, язык, челюсти правильно держи.

1. а-о, у-а, ы-у, и-э.
2. аоуи; а, о, у, ы.

4. Гимнастика для неба.

Витамины в виде сока, очень нам полезны.

1. Глотание сока мелкими глотками.

2. Чистая водица горлышко прочистит, (полоскание горла)

II. Знакомство с темой занятия.

– Читай слова (коса, цвет)

– Назови свистящие в этих словах? (С-Ц)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях.

Это тема нашего занятия.

III. Основная часть.

l.- Дай характеристику звукам (С-Ц).

– Скажи что у них общее?

– Чем они похожи? (согласные, свистящие, глухие).

– Чем они отличаются?

Когда произносим звук Ц — язык горкой, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка
плотно прижаты к корневым зубам, спинка выгибается и образует смычку с небом, воздушная струя сильная
пробивает смычку.

Когда произносим звук С — язык блинчиком за нижними зубами, воздушная струя идет по середине языка.

2. Речевая зарядочка и с языком все в порядке.
Говори не торопись и смотри не ошибись.

Пусть метет метелица
Легким снегом стелиться.
Зайцы бегали в лесу, там заметили лису.
А зайцы лисицы не бояться под снегом танцуют, веселятся.

3. — Слушай и замени звук С на Ц и наоборот в словах, которые я скажу. (Держу карточку и читаю поочередно).

цел — сел цвет — свет
цок — сок цапля — сабля
цена — сено цветит — светит
бац — бас цвет — свет
цели — сели

– Прочитай слова парами, четко произнося звуки в словах.

(Отдаю карточку для чтения слов).

4. А сейчас фонематическая зарядочка, чтобы со слухом было все в порядочке.

Говори не торопись и смотри не ошибись. Сокол это? (птица). Назови слово сокол по звукам, скажи его по слогам, выделяя голосом ударный гласный.

Назови слово птица по звукам, на каком месте звук Ц в слове, в каком слоге?

На каком месте звук Ц в слоге?

Есть у нас игра такая, мы замочки открываем.

5. Работа со словами. (Карточки слова замки. Игровое упражнение)

Пользуясь цифрами подсказками, впиши буквы в нужные клеточки.

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.

4 3 5 2
Метелица снегопад гололедица-10 снегирь-7

– О каком времени года говорят эти слова? (о зиме)

– Поставь вопросы к словам. К какой части речи относятся слова?

– Этим эти сова похожи друг на друга.

– А чем они отличаются?

■ Буквами С и Ц в словах.
В словах метелица, гололедица буква ЦЕ, а в словах снегирь и снегопад буква ЭС.
■ Количеством слогов.
Читай слова по увеличению количества слогов, и говори сколько слогов в слове. ( в слове снегирь два слога).
■ Смысловым значением.
Говори, что называют слова? (слово снегирь называет живой предмет, а слова метелица, гололедица, снегопад называют явления природы)

– Правильно. Эти слова отличаются буквами, количеством слогов и смысловым значением.

5. А сейчас мы так играем, мы слова соединяем или сочетаем.

– Соединяй слово цвет с другими словами, (карточка — цвет — красный цвет)
– Соединяй слово коса с другими словами (- карточка)
– Слова коса и цвет соединялись с разными словами, это значит, что эти соединения слов не постоянные, они меняются.

А есть постоянные соединения слов в поговорках, пословицах, загадках.

поговорки Болтлива как Когда так можно сказать человеку?-Так можно сказать человеку, который много и бездела говорит, когда нужно молчать.
Труслив как…. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который не может совершить смелый поступок.
пословииа Умелые руки не знают скуки. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который постоянно
загадка Без рук, без ног, а рисовать умеет. МорОЗ

– Используй в речи поговорки, половицы и загадки, т.е. постоянные словосочетания и твоя речь будет красочной и выразительной.

7. Работа в тетради.

А сейчас пальчиковая гимнастика: Дружат в нашем классе девочки и мальчики А сейчас подружим мы маленькие пальчики 1,2,3,4,5 будем пальчики сжимать.

Возьми тетрадь, ручку запиши число и словосочетания, подчеркни в них букву С (эс) 1 чертой, букву Це/двумя чертами.

Занятие наше заканчивается. Сегодня на занятии присутствовали гости, мы их ждали и очень старались работать хорошо.

– Что ты делала на занятии?
Я делала гимнастику, слушала и различала звуки (С-Ц) и слова с ними. Старалась говорить правильно, четко, чисто, думала и играла, писала и читала.

– Света, ты молодец, хотя тебе еще трудно, но ты очень старалась и у тебя хорошо получилось. А это тебе поощрительный приз (мягкая игрушка). Надеюсь, что в дальнейшем ты будешь следить за своей речью и не только на логопедических занятиях.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [ц], [с] в словах, словосочетаниях”

Логопед: Посмотрите на соседа справа. Улыбнитесь ему. Посмотрите на соседа слева, улыбнитесь и ему тоже. Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение.

Актуализация темы.

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки:

И, конечно, огурец.

Скажи, какой в словах конец? (Звук [Ц] в конце каждого слова)

Сова, сорока, сокол, соловей

Летят, кричат, толкаются.

Ответьте, дети, поскорей

С какого звука они все начинаются? (Со звука [С])

Логопед: Вы уже догадались, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать? (Ответы учащихся).

– Зачем нам нужно учиться различать эти звуки и буквы? (Ответы учащихся).

– Запишите в тетради тему: Звуки [ц], [с], буквы ц, с. Тема – это маленькое предложение, ставим точку.

II. Основная часть

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам (работа с зеркалом).

Логопед: Чтобы правильно писать буквы Ц и С, нужно уметь различать эти звуки. Возьмите зеркало. Вначале произнесём звук [Ц].

– Какое положение принимают губы? (улыбаются)

– Где находится язычок? (за нижними зубами)

– Какой «ветерок дует»? (холодный)

– Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Этот звук мы произносим кратко или долго? (кратко)

– Саша, напиши характеристику звука [Ц] на доске. (Остальные учащиеся заполняют свои таблицы-карточки – см.Приложение 1).

– А сейчас снова возьмите зеркало и произнесите звук [С].

– Какое положение принимают губы? (улыбаются)

– Где находится язык? (за нижними зубами)

– Приложите ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Какой «ветерок дует»? (холодный)

– Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Этот звук мы произносим кратко или долго? (долго)

– Софья, напиши характеристику звука [С] на доске. (Остальные учащиеся заполняют свои таблицы-карточки – см.Приложение 1).

Вывод:

[Ц] – согласный, твёрдый, глухой, сложный

[C] – согласный, твердый, глухой, простой

  1. Соотнесение звуков [Ц], [С] с соответствующими буквами.

Логопед: На письме звуки обозначаются буквами. Какими? (ответы учащихся).

Указательным пальцем «напишите» букву Ц на парте, напишите в тетради строчку заглавных и строчных букв Ц. Указательным пальцем «напишите» букву С на парте, напишите в тетради строчку заглавных и строчных букв С. Найдите самую красивую букву Ц, обведите её в кружок. Найдите самую красивую букву С, обведите её в кружок. Ещё раз посмотрите на эти буквы, так мы и будем их писать на каждом занятии.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Звуковой волшебник»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Звуковой волшебник». Я буду называть слово со звуком [С], а вы замените звук [С] на звук [Ц] и назовите новое слово.

Полный текст материала Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [ц], [с] в словах, словосочетаниях” смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]»

Елена Берёзова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]»

Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц»

Формирование навыков акустико – артикуляционной характеристики изучаемых звуков.

Упражнение в подборе родственных слов. Закрепление представлений о птицах.

Формирование навыка различения и четкого произнесения звуков «с», «ц» в слогах, словах, фразах;

умения понимать смысл и отгадывать загадки.

Совершенствование навыков звуко- слогового анализа слова.

Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, фонематических представлений, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-слухового внимания, памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Профилактика нарушения зрения, активизация работы мышц глаз.

Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, самоконтроля.

Оборудоование. Музыка для релаксации, фонограмма «Голоса птиц», профили звуков «с», «з»; массажные лапки, магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки с изображением птиц, дорожка с пуговицами, компьютер, компьютерная дидактическая игра «Разложи картинки».

Ход занятия.

1. Сегодня я предлагаю тебе отправиться на прогулку в весенний сад. (Звучит музыка.)

Слова сопровождаем движениями по тексту.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в саду.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

2. Какие птицы могут прилететь в сад? (Ответ). Я загадаю тебе загадки о птицах, а ты найди отгадки среди картинок на мониторе.

У нее глаза, как плошки,

В темноте горят огнем.

Ночью видит, словно кошка,

Но зато не видит днем.

У меня ходули – не страшит болото.

Лягушат найду -ли – вот моя забота.

(Цапля) .3. Подумай, можно ли этих птиц встретить в саду? Почему? (Ответы ребенка). Назови первые звуки в названиях этих птиц. (В слове «сова»звук «с», в слове «цапля»звук «ц»). Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, твердые). А чем они различаются? (Положением языка) .

4. Пока мы говорили о звуках, заблудились в саду. Повторяй за мной. Вдох носом, выдох ртом.

– Заблудились мы в саду и кричим ау-ау-ау….

5. Чтобы нам найти дорожку, поиграем мы немножко. Будем проговаривать цепочки слогови шагать по массажным лапкам:

ца – ца – са ца – с а – са са – са – ца

ас – ас – ац ас – ац – ац ац – ас – ац

6. Игра «Замени звук – назови слово»

Цок –сок; лица – лиса; бас – бац; свет – цвет.

7. Подбери родственные слова к словам

Свет (светлый, светить, светло, светильник и др.) .

Цвет (цветной, цветик, цвести, цветок и др.) 8. Компьютерная дидактическая игра «Разложи картинки».

Под изображением совы надо расположить картинки, в названии которых слышится звук «с», а под изображением цапли – картинки со звуком «ц» в названии.

(Сова: сумка, нос,маска Цапля: кольцо, огурец, цепь)

Определи место звука «с» («ц») в каждом слове.

9.Посмотри внимательно: на дерево под окном села птица, а зовут ее? (Синица).

А высоко в небе летит скворец!

10. Пальчиковая гимнастика

Весна пришла красная, Вращать кисти рук.

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, Четыре пальца плотно сжаты и хлопают по большому.

Людям спать не дают. Сложить ладони и положить под щеку.

11. Послушаем, как поют птицы в саду. (Массаж ушных раковин под фонограмму «Голоса птиц») .

12. Найди картинку с изображением скворца, прикрепи на магнитную доску. Давай сделаем звуко – слоговой анализ слова «скворец», составим схему.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его скворец.

14. Кого поедают птицы в саду? (В саду птицы поедают гусениц) .

Повторяй: «Скворцы и синицы – полезные птицы!»

15. Что интересного было на нашей прогулке?

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]-[Л]-[Л’]» по теме «Дикие животные» Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р*]-[Л]-[Л*] «по теме «Дикие животные» Цель: Учить дифференцировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]» Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль) – (й)». Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях,.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес» Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Прогулка в лес». Составила:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдостимягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» с использованием нетрадиционных технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей.

НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Цель: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Задачи: учить дифференцировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»

Звуковая культура речи в старшей группе. Звук «ц»

НОД по развитию речи в средней группе

Звуковая культура речи : звук «ц»

Цели: — упражнять в отчетливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах, в определении наличия звука в слове;

— совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный склад речи и завершить строку;

— обратить внимание детей на то, как похоже звучат некоторые слова: летуньица- щебетуньица и т. д.

Ход занятия

— Здравствуйте, дети. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро, даже хочется петь! Вы умеете петь песенки? Как вы этому научились ? ( Ответы детей)

Давайте попробуем попеть, как это делает:

Жеребенок и-и-и-и-и-и

Водичка, которая вытекает из крана с-с-с-с-с-с

Комар летит з-з-з-з-з-з

(хоровые и индивидуальные повторения этих звуков)

— А вот белочка, если она сердится, цокает : ц-ц-ц-ц-ц. Давайте попробуем исполнить и эту песенку. (хоровые и индивидуальные повторения звука)

— Ц отчетливо слышится, когда по булыжной мостовой или по асфальту идет подкованная лошадь (показ картинки): трр-трр, цок-цок, трр-трр, цок-цок;

когда поет синичка – невеличка: цинь-цинь-цинь (хоровые и индивидуальные повторения )

— Посмотрите ,ребята, кто к нам пришел? ( воспитатель показывает спрятанную игрушку цыпленка)

— Давайте его позовем и покормим зернышками ( Дети по очереди зовут цыпленка «цып-цып-цып» и кормят цыпленка зернышками).

— А сейчас хочу с вами поиграть. Давайте встанем в кружок. Я кое-что сообщу слева стоящему от меня ребенку, а он, так же , шепотом, передаст дальше мои слова. Последний сообщает то, что услышал – первый, то, что передал.

Воспитатель загадывает загадку: «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» (Котенок)

— Молодцы, справились с заданием. Следующее задание для цепочки « Скушал церковь, скушал дом и кузницу с кузнецом» . ( Дети передают фразу друг другу по цепочке шепотом).

— Какой звук слышится чаще всего?.(Ц)

— Сейчас я вам прочитаю знакомую вам песенку, а вы запомните и назовите мне слова, в которых слышится звук Ц :

Заря- заряница, солнцева сестрица,

День замыкает, месяц зажигает.

( Русская народная песенка)

— Очень хорошо. Я буду произносить слова, а вы — хлопать в ладоши (один хлопок), если в слове есть звук Ц.

Начинаем : луна, месяц, ласточка, летуньица, девочка, озорница, выдумщица, хохотунья, плясунья, умница, царица.

— В каком стихотворении встречаются похожие по звучанию слова « летуньица- щебетуньица» ? (« Комарики – макарики» К. Бальмонта)

— Таких слов в русском языке достаточно много, например, очень похоже звучат некоторые названия посуды, я буду их называть, а вы мне помогайте: хлебница- сухарница – селедочница – сахарница. Повторим их еще раз все вместе. Какой звук слышится в каждом из этих слов? ( Ц)

— Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! И в завершении нашего занятия я бы хотела узнать, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

— Вот и проверим, как вы умеете выделять его в словах. На доске размещены предметные картинки ( цифры, заяц, цыпленок, чайник, цапля, чашка, полотенце, часы, пицца). Поставьте магнитные фишки на те картинки, на которых нарисованы предметы со звуком Ц. ( Несколько детей по желанию выполняют задание).

Воспитатель хвалит детей и подводит итог занятия.

Картотека упражнений на дифференциацию звуков С — Ц

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Птицы — вестники весны. В саду зацвели цветы.На столе ваза с цветами

. Весной отец посадил перец. Васин отец — кузнец на заводе.
Сегодня целый день светит солнце.
На осине синицы вывели птенцов. Вася повесил полотенце на гвоздь. Самолет спускается на землю. Бабушка вяжет спицами.

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

У лисицы лисята. У Симы платье из ситца.

Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо.
У
Денис выпил целый стакан сока.
Заглянет солнце к нам в оконце.
На акации сидела синица. Скворец принес гусеницу. Целый месяц дети были в лагере. Синица схватила гусеницу. Соня собирает в теплице огурцы.

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светит в оконце

. В мае зацвели сирень и акация. По улице идет демонстрация.Дети целый день готовятся к экзаменам.
Сани светлые ресницы
. Лисица крадется к зайцу. Саня пасет овец.

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Измени предложения по образцу.

Я загнал лисицу. Ты загнал лисицу. Он загнал лисицу. Мы загнали лисицу. Вы загнали лисицу. Они загнали лисицу.

Я развел в саду цветы. (Ты, он, мы, вы, они).

Я загорал на солнце. (Ты, он, мы, вы, они).

Я знаю семь пословиц. (Ты, он, мы, вы, они).

Я повесил полотенце на гвоздик. (Ты, он, мы, вы, они).

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять потешку. Выучить наизусть.Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Над сосной летит синица,

Под сосной сидит лисица.

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять по предложению. Пересказать. Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце полгибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Ситницы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. Скворцы спасают посевы. Берегите птиц!

1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.

2. Повторять потешку. Выучить наизусть.Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

Цель.Закрепить правильное произношение звуков с – ц

; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками
с
и
ц
; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Ход занятия

Воспитатель произносит звуки с

и
ц
. Спрашивает, чья песенка из звуков
с
(воды) и чья песенка из звуков
ц
(белочки).

«Давайте договоримся, – предлагает педагог, – если вы услышите звук с

, изобразите умывание. А если услышите звук
ц
, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо).

Воспитатель произносит то звук с

, то звук
ц
, проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д.

Воспитатель продолжает занятие: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец

Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с

(за правильный ответ дается фишка).

Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром»:

Ранним утром солнце встало, Поднялось и запылало. Все уснувшее проснулось, Отряхнулось, встрепенулось; Над кустом взлетела птица, Над цветком пчела кружится.

Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворение, и читает его еще раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки.

Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с

и читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова
солнце, встало, поднялось
. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука –
с
и
ц. (Солнце.)
За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (Птица, цветком.)

За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все

уснувшее проснулось. Все
уснувшее
проснулось. Все уснувшее
проснулось
».

Дети называют выделяемые слова.

«Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып, – рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: „Жили-были три цыпленка“. А вы продолжайте: „Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып“. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят».

В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком с

Без крыльев летят, Без ног спешат, Без паруса плывут. (Облака)

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.

Занятие 5. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель.Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она: У него кругом спина. Где же шея, брюхо, Нос и оба уха.

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ц]»

Логопедическое занятие

«Развитие речи»

2 класс (вариант 5.2)

Тема : Дифференциация звуков [С] – [Ц].

Цель : выработать чёткую дифференциацию звуков [С] – [Ц] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

1. Коррекционно-образовательные:

а) развивать навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;

б) развитие активного словаря;

в) уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

2 . Коррекционно – развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти; логического мышления.

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи; общей моторики;

в) активировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

г) развивать связную речь.

3. Коррекционно – воспитательные:

а) воспитание речевой активности;

б) воспитывать бережное отношение к птицам, к природе; самоконтроль за речью; усидчивость.

Оборудование : демонстрационные картинка, графические профили звуков, карточки букв С – Ц, кукла, зеркало, схемы слов, тетрадь, карточки с заданиями, текст рассказа «Наши друзья», компьютер, интерактивная доска.

Ход занятия

Организационный момент

-Угадай, кто сегодня к нам пришёл в гости?

– Игра «Чудесный мешочек» – узнай на ощупь (кукла).

– Отгадай ребус, и ты узнаешь, как её зовут.

– Как зовут куклу? (Маша)

– Маше даны задания по логопедии, которые она не может выполнить, просит твоей помощи. Поможешь Маше выполнить задания? А Маша будет сидеть и наблюдать как ты справляешься с заданиями.

Основная часть

Введение в тему:

– Кого ты видишь на картинках? Назови. (Снегирь, цапля)

– Маша не знает как назвать их одним словом? (птицы)

– Какой первый звук в слове Снегирь? (с)

– Какой это звук? (согласный, парный, глухой, твёрдый)

-А в слове Цапля? (ц)

– Какой этот звук? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый)

– Маша не может составить схему этих слов. Поможешь ей?

-Молодец, Даниил, Маша научилась составлять схему этих слов.

Сообщение темы

-Как ты думаешь, какая тема нашего занятия? (различение звуков [С] – [Ц])

– Да, сегодня мы продолжим работу по дифференциации звуков [С] – [Ц].

А) Выделение и дифференциация звуков [С] – [Ц] в словах

Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков [С] – [Ц] в словах.

– Вместе с Машей уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам.

Звук [ С ]

Звук [ Ц ]

При произнесении звука [С] – кончик упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С… Голосовые связки отдыхают.

Звук [Ц] образуется при слиянии звуков [ТС]. При произнесении звука [Ц] – кончик языка упирается сначала за верхние зубки (звук [Т]), а затем за нижние передние зубки. (Звук [С]) и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки [Т] и [С]. Голосовые связки отдыхают.

– Посмотри, Маша, как Даниил будет выполнять упражнения для язычка. Выполняй с ним вместе:

блинчик — широкий язык на нижней губе

язык выходит гулять — упирается в нижние зубы то снаружи, то внутри

горка — широкий язык упирается в нижние зубы кончиком

катушка — из положения горки выпячивать вперед и откатывать назад

чистим нижние зубы снаружи и изнутри

выметаем мусор — изнутри проводим кончиком по средним нижним зубам снизу вверх

трубочка языком — кладем посередине спичку, зубочистку, съедобную хлебную или сладкую палочку.

– Очень хорошо поработал наш язычок.

Б) Звуковой состав слова.

– А теперь, вместе с Машей, поиграем в игру: «Где находится язычок?»

– Я буду называть слова, если ты услышишь в названии животного звук [С], опускай руку вниз. Почему?

– А если в названии животного будет звук [Ц], то руку поднимай вверх. Почему? (Зависит от положения языка во время произнесения звука).

Соболь, цапля, сайгак, цветоед, росомаха, цветоройка, горностай, цикада, лиса, цеце.

– Ты правильно выполнил это задание. И Маша теперь знает, как правильно держать язык за зубами при произнесении звуков [С] и [З].

В) Пальчиковая гимнастика.

Перед тем, как работать в тетради, необходимо подготовить наши пальчики к письму. Сейчас выполним упражнения с нашими колючими ёжиками «Мальчик – пальчик».

– Где ты был? (большой палец)

– С этим братцем в лес ходил, (указательный)

– С этим братцем щи варил, (средний)

– С этим братцем кашу ел (безымянный)

– С этим братцем песни пел. (мизинец)

Г) Работа в тетради.

Вместе с Машей подбери к словам первого столбика слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.

Чистая курица
Светит столица

Офицер письмо
ценное солнце
Москва на границе

В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет …
.

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

– Перед тобой текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитай его громко. Подчеркни все буквы С снизу, а все буквы Ц сверху. Почему?

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответь на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?

– Кто защищает деревья от гусениц?

– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу.

Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они-то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам. Зимой птиц нужно подкармливать. Сыпать им корм в кормушки.

– Молодцы! Вместе с Машей вы правильно выполнили упражнения.

Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня различали?

– Кто нам помогал это делать?

– Какие задания тебе понравились больше? Почему?

Домашнее задание.

– Ты хорошо отвечал и работал на занятии. Кукле Маше тоже понравилось с тобой работать и учиться. Она уходит домой, благодарит тебя за помощь и даёт тебе такое задание: вот 2 раскраски, дома их закрасить и поймать в кружок предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ц].

Читайте также:
Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: