Конспект КРО по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Конспекты занятий по развитию фонетикофонематиче


Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематиче­ ской стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДА­ ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.

В книге представлены конспекты занятий, изложенных в форме авторских сказок. С их помощью в игровой форме можно развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей дошкольного возраста, имеющих как легкие, так и тяже­ лые речевые нарушения.

Издание предназначено логопедам и воспитателям до­ школьных образовательных учреждений, а также родителям — для самостоятельных занятий с детьми.

Сборник конспектов состоит из авторских логопедических сказок, способствующих формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной речи. Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособ­ности. Пособие разработано в игровой форме, т. к. игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой ак­тивности ребенка. В процессе занятий у детей завязывается дружба со сказочным персонажем — куклой Старичком Звуковичком, который живет в Волшебном сундучке. Он во всем помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким об­разом занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблю­ сти ее условия, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Звуковичку. Для выра­ ботки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного дости­жения положительного результата, стремления детей достичь цели у Звуковичка имеются различные формы поощрений: он выражает благодарность, выдает фишки, а за выполнение очень сложных для ребенка заданий — сладкий приз, к кото­ рому дети очень стремятся.

Использование куклы в образе Старичка Звуковичка спо­ собствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и памяти. Это значительно обогащает словарный запас, в итоге материал легче усваивается и запоми­ нается.

Сборник включает в себя следующие пособия.

Пособие «Логопедические сказки на дифференциацию звуков» содержит задания и игры на четкое проговаривайте смешивае­ мых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, ско­ роговорках, в стихотворных текстах и связной речи. Каждая сказка — это новое приключение со Старичком Звуковичком. Отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов нужно переходить к более быстрому, а затем и ускоренному произно­ шению.

В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто стра­ дают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления. Так, игра «Пой­ май звук» развивает и фонематический слух, и слуховое вни­мание; игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и син­тез, а также мышление; игра «Отгадай загадку» развивает об­ разное и логическое мышление и т.д.

С помощью пособия «Сочиняем сказки о звуках» в зани­ мательной игровой форме можно проводить постановку зву­ ков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускоряет процесс автоматизации. Автомати­ зацию звуков можно осуществить, используя хорошо извест­ ные методики Г. А. Каше, Т. Б.Филичевой, экспресс-метод по автоматизации Л.Н.Смирновой, Н. В. Новотворцевой, А. И. Богомоловой, А. С. Герасимовой, Н. В. Соколовой и дру­гих авторов.

В пособие входят логопедические сказки на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждая сказка включает упражнения на развитие мелкой моторики, правиль­ ного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Задания и игры даются детям от имени Старичка Звуковичка. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешест­ вие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка зву­ ков в такой форме способствует быстрому овладению артику­ ляцией, ускоряем процесс автоматизации.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  • развитие речевой моторики;
  • отработка правильного произношения звуков;
  • автоматизации и дифференциация звуков речи.

Специалистам известно, что часто третий этап является самым трудным и длительным. Все артикуляционные пози­ ции, необходимые для правильного произнесения звука, ока­ зываются сформированными, но нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних сло­ вах может употреблять звук правильно, а в других — по-преж­ нему заменять. В таких случаях нужно проводить работу по дифференциации звуков.

Пособие «Сочиняем сказки о звуках» — не только интерес­ ная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, оно развивает у детей фантазию и речевую творческую актив­ность. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­ чинение сказок о звуках. У детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с несформированностью всех ее компонентов на­ рушены внимание и словесно-логическое мышление, а это в свою очередь ведёт к трудностям овладения связной речью. Это пособие разработано с учетом вспомогательных средств, облег­ чающих процесс становления у ребенка развернутого смысло­ вого высказывания. Конечно, ребенку очень сложно это выпол­ нить без наглядного материала. Для этого разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько пред­ метных картинок, в названиях которых есть этот звук. При со­ ставлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно они начинаются, и предложить ребенку свою сказку начать так же. Можно предложить образец сказки, данный в пособии. Вначале детям сложно составлять сказки, чаще всего они повторяют образец. Используя в работе предложенные варианты, дети начинают охотно сочинять сказки самостоятельно, пытаясь не повторять сюжеты.

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Примеры сказок о звуках, которые составили дети.

«Жил-был звук [ш]. Однажды он пошел в лес. Вдруг на дорожке он увидел змею — кобру. Звук [ш] хотел пройти тихо мимо нее, но она зашипела: “Ш-ш-ш. ” Он испугался и по­ бежал. В лесу поднялся ветер, и деревья зашелестели листья­ ми: “Ш-ш-ш. ” Совсем испугался звук [ш] и спрятался». (Настя, подготовительная к школе группа.)

«Жил-был звук [с]. Отправился он в путешествие на велосипеде. Ехал по дороге, и вдруг у него спустило колесо. Он накачал шину насосом: “С-с-с. ” Поехал дальше, встре­ тил собачку, и они продолжили путь вместе. Заехали в лес и заблудились. Там они встретили сову, которая по­ казала им дорогу домой». (Максим, подготовительная к школе группа.)

«Жил-был звук [з]. Встретил он двух девочек — Лизу и Зою. Они пошли гулять в парк. Вдруг пошел дождь. У звука [з] был зонтик. Он укрыл им всех от дождя». (Максим, подгото­ вительная к школе группа.)

«Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Он позво­ нил жабе, жуку, медвежонку и пригласил их. Жаба испекла торт, жук связал жилет, а медвежонок принес мороженое». (Настя, подготовительная к школе группа.)

«Жил-был звук [р]. Он встретил малыша, у которого было много денег. Звук [р] предложил устроить соревнования на различных видах транспорта. Кто победит — тому денежный приз. У самолета отлетел мотор, у вертолета сгорел хвост, по­ бедил трактор. Малыш вручил ему приз. Хозяин, который управлял трактором, стал жить очень счастливо». (Лиза, под­ готовительная к школе группа.)

«Жил-был звук [ч]. Позвал он к себе на чай чайку, пчелу, паучка и бабочку. Пчела принесла с собой печенье, паучок — калач, а бабочка — пончик». (Люда, подготовительная к школе группа.)

«Жил-был звук [и]. Однажды летом он сидел на крыльце. Ярко светило солнце. Было жарко. Пришла курица с цыплен ком и попросила пустить их в дом, чтобы укрыться от жары». (Настя, старшая группа.)

«Жил-был звук [щ], который был очень похож на щетку. У него были сестры — щетки: щетка-расческа, щетка для мытья полов, щетка для чистки зубов, щетка для одежды. Они всегда трудились и жили дружно». (Софья, подготовительная к школе группа.)

Для того чтобы поддержать интерес у детей к занятиям по развитию связной речи, разработано методическое пособие «Логопедический островок». Оно представляет собой неболь­ шое панно в виде острова, которое можно изготовить само­ стоятельно. К нему крепятся крючки, «липучки», шнурки. Дети могут самостоятельно выбирать героев, предметы для своих сказок и помещать их на панно. Развивая пальцы рук, мы развиваем речь, а развивая речь — готовим ребенка к школьному обучению. Поиграйте в эту игру с детьми, и вы увидите, с каким интересом они будут заниматься и как эта игра будет способствовать их речевому развитию.

С помощью пособия «Логопедический остров» можно ре­ шать многие задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • обогащать словарь;
  • автоматизировать и различать поставленные звуки;
  • формировать умение составлять рассказы по картинкам с
    последующими развивающимися действиями;
  • сочинять короткие сказки на заданную тему.

У детей с нарушением речи наблюдается и нарушение мел­ кой моторики. Это видно, когда они одеваются, застегивают пуговицы, завязывают шнурки, рисуют или вырезают. Для развития движений пальцев рук и повышения речевой актив­ности детей с нарушением речи целесообразно использовать данную игру: предметы, своих героев дети прикрепляют с по­ мощью «липучек», крючков, шнурков. Дети сами могут стать действующими лицами своей сказки или помочь сочинить сказку своему товарищу.

Принцип работы с игрой следующий: Старичок Звуко вичок предлагает детям стать волшебниками и превратить островок в настоящий живой мир. На глазах у детей ост­ ровок заселяется различными персонажами. Например, пе­ дагог рассказывает: «Жил в большой луже маленький ля­ гушонок. (Предлагает ребенку пристегнуть фигурку лягушон­ ка). Надоело ему сидеть одному, скучно. Решил он отправиться в путешествие и найти себе друзей». Дальше дети самостоятельно выбирают друзей лягушонку, прикреп­ляя их на островок, и продолжают рассказ педагога. Можно дать задание детям выбрать героев, имена которых начи­ наются с определенного звука. Затем дети самостоятельно играют на «Логопедическом островке», выбирают героев, придумывают сюжеты.

Читайте также:
Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

Во всех пособиях использованы народные игры, скорого­ворки, стихи известных авторов: А. Барто, Е. Благининой, С.Маршака, В.Волиной и др., а также авторские разработки.

Эти пособия помогут превратить обучение в заниматель­ ную игру. Играйте, радуйтесь вместе с детьми их каждой, даже незначительной, удаче — это приведет вас к успеху!
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ
Дифференциация звуков [б] и [п]
Друзья подарили Старичку Звуковичку пианино и балалай­ ку, чтобы он не скучал. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмент. Получа­ лось очень забавно. Как ты думаешь, какой звук произносил Старичок Звуковичок, играя на пианино? Стуча по клавишам, он пел: «П-п-п. » Давай попробуем тоже так сыграть (имитиро­вать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? Звук [б]. Попробуем сыграть так же (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр!

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [б] и [п].

Цель: выделение сходства и различия между звуками [б] и [п].

Давай посмотрим, чем похожи и чем отличаются песенки пианино и балалайки?

Сходство: звуки [б] и [п] — согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыка­ ются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.

Различие: когда мы произносим звук [б], то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко звенит, а при произнесении звука [л] горлышко молчит; звук [б] — звонкий, а звук [л] — глухой.

Задание 2. Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах.

Материал: картинки с изображениями пианино и бала­ лайки.

Я буду называть звуки, слоги, слова. Когда ты услышишь звук [б], подними картинку с изображением балалайки, а на звук [п] — картинку с изображением пианино.

Мы с тобой в слова играем.

Сладости мы покупаем.

Если [б] услышим в слове,

С буквой «б» мы чек готовим.

Если в слове [п] узнаем,

С буквой «п» чек поднимаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и шербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И «полено», и помадка.

(Из книги И. С.Лопухиной «Звуки, буквы, слова»)

Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п], [с], [к], [б], [п], [в], [б], [п], [н].

Слоги: ка — па — но — ло — бы — гу — пу — во — бо — за — пы.

Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.

Задание 3. Игра «Повтори песенку».

Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.

ба па — ба па — ба — па

бо — по — бо по — бо — по

бу — пу — бу пу — бу — пу

бы — пы — бы пы — бы — пы

Задание 4. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.

-ба или – па : ры. ла. жа. ходь. лам. ли. из. тро..;

-бок или -пок: гри. хло. зу. ду. шле.

Задание 5. Игра «Подскажи словечко».

Цель: различение звуков [б] и [п] в словах.
Взял корабль людей на борт

И покинул южный. (порт).
В море звонко волны плещут.

Водяные брызги. (блещут).
У кораблика бока

Не докрашены. (пока).
Бревна нужно нам пилить.

Стены нужно нам. (белить).
Крикнул Коля: «Папочка!

Смотри, летает. (бабочка)!»
Полил я куст водой из бочки,

Чтоб раньше распустились. (почки).
Под потолком темнеет балка.

В углу стоит из дуба. (палка).

(Из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова».)

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким прогова риванием звуков [б] и [п]:

па — ба — па — полка, палка и труба;

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

пы — бы — пы — у папы бобы;

по — бо — по — бочка, почка и кашпо;

пу — бу — пу — пух, бусинка и лопух.

Задание 7. Проговаривание словосочетаний с четким про говариванием всех звуков: бабушкин платок, заботливый папа, пышная булочка, больничная палата, половинка хлеба, опас­ ная работа, большой лопух, полосатый кабан, бумажный пакет, полные губы.

Задание 8. Проговаривание предложений с четким прогова риванием звуков [б] и [п].

Люба сидит под кустом бузины.

Бобик спит в будке.

Платье положили в бумажный пакет.

Папа купил маме бусы.

Бабушка поливает тюльпаны.

Бутылка упала на пол.

Бычок пасется в поле.

Полина поставила букет в вазу.

Задание 9. Проговаривание скороговорок и стихотворных текстов с четким произнесением звуков [б] и [п].

У быка бела губа

Была тупа, тупа, тупа.
Купила бабуся бусы Марусе.
Поля бантик повязала,

Поля к бабушке бежала.
Был у бабушки баран,

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Тема: Звук [3], буква З

Конспект (подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Лексическая тема: Мебель.

Тема. Звук [3]. Буква З

Цели:

  • Познакомить с буквой З.
  • Автоматизировать звук [З].
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звука [З]. Закрепить его правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи: Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ). «Короткое слово» В. Составление предложений из деформированных слов (В , лес, живет, зайка). Составление предложений со сложными предлогами.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Мебель».
  • Развивать связную речь. Заучивание скороговорки «Зоиного зайку зовут Зазнайка»
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; предметные картинки (слова со звуком [З]);

Ход занятия

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Психогимнастика.

  1. 1.Артикуляционная гимнастика.

«Часики», «Чистим зубки».

2.Упражнение на дыхание. Выпад правой ногой в сторону – вдох, приставить обратно – выдох. То же левой ногой.

3.Повторение. «Слово, слог, звук».

Ребята, поиграем в веселую игру, прыгните, если услышите слово, стойте на месте, если услышите часть слова – слог. Топните если услышите звук.

4. Сообщение темы занятия.

Зайчик решил погулять, он взял ключик и открыл на двери Замок. Какой первый звук в слове замок?

Сегодня мы с вами будем играть со звуком З.

Артикуляция, характеристика звука З. Символ, цвет.

5.Буква З. Знаете как называется эта книга? (Азбука). Зоя азбуку взяла, букву З в ней назвала. Посмотрите на что похожа буква З.

«На эту букву посмотри, она совсем как цифра З.

6.Чтение слогов, слов, рифма.

Аза идет коза, стрекоза, ваза, дереза.

Азы – колокольчик у козы, стрекозы.

Озу – поймал козу, стрекозу.

7. Скороговорка

«Это Зоя. – Зоиного зайку зову зазнайкой.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И — открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

9. Ребята, зайка учиться в школе, и ему задали задание. Поможем зайке договорим словечко.

Для чего нужна эта часть мебели?

крышка нужна для … (стола)
спинка нужна для …
ножки нужны для …
дверцы нужны для …
ящики нужны для …
матрац нужен для …
подлокотники нужны для …

В какой комнате стоит эта мебель?

Кровать, платяной шкаф, тумбочка, трюмо – в …

Диван, кресла, журнальный столик – в …

Детская кровать, комод, письменный стол – в …

Обеденный стол, стулья, навесные шкафы – в …

10.Упражнение на развитие общей моторики.

Домик для звуков.

Дети в воздухе рисуют букву З

11. Звуковой анализ и синтез слова «Замок»

Зайка принес картинку, вы ее отгадаете, когда поймаете звуки этого слова. Бросаю звуки слова З-а-м-о-к. Киньте мне звуки слова ЗАМОК. Назовите первый звук? Положите символ звука [М] на первый квадрат. И т. д.

– Назовите первый звук. Последний. Твердые согласные звуки. Есть ли мягкие согласные звуки? Гласные звуки. Сколько гласных звуков? Значит, сколько слогов?

Разделим слово замок на слоги.

ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и частей в слове.

Выкладываем слоговую схему.

Читайте также:
Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

– какой первый слог

-какой второй слог

Выкладывание слова ЗАМОК из букв.

Зайка: Как правильно, замок или замок?

– В слове есть главный слог

Этот слог мы ударяем гогосом

Этот слог называется ударным.

12. Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ).

«Короткое слово» в. Зайка спрятался. Посмотрите он выглядывает ИЗ-ПОД стола. Зайка опять спрятался и выглядывает ИЗ-ЗА дерева. Зайка сел В лодку.

13. Зайка хочет определить где в слове живет звук З. (Замок, коза). Давайте поможем зайке составить с этими словами предложение.

14. Послушайте, правильно ли я говорю. В, лес, зайка, живет. Давайте в воздухе нарисуем схему предложения.

ПРАВИЛО: Предложение – это цепочка слов.

Слова в предложении дружат друг с другом.

Первое слово пишется с большой буквы.

Слова пишутся отдельно.

Миша выйдет к доске и выложит схему предложения а остальные ребята у себя на столах. Что вы ребята знаете о предложении?

Педпроспект

Автор: Клещенко Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский, Ростовской области
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий” “Путешествие колобка”
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

«Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с

использованием здоровьесберегающих технологий»

«Путешествие колобка»

Цели и задачи:

учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на

познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой

на артикуляционные и акустические признаки;

познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением

звука в начале слова;

учить выделять звук в слогах и словах.

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать фонематические процессы;

развивать дыхание и голос;

закреплять понятия: «звук»;

совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;

повышать речевую активность;

развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;

развивать психические процессы;

повышать работоспособность и выносливость.

воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость

и умение обращаться с раздаточным материалом.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,

Всем кого б ни встретил – это знают дети.

Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).

А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки»

(развитие коммуникативных навыков,

инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.

Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисице на зубок

Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит

•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой

ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку?

Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

– дети широко расставляют пальцы, затем

сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой

стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал.

Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?

Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой.

Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и

проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел:

Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

1. Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

Вот какой я колобок,

Колобок – румяный бок.

2. Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в

локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука

должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в

одном месте, руки образуют треугольник – вдох!

Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить

это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя

съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал

Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».

По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как

листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.

С обратной стороны картинка.

Посмотри на картинку и назови слово.

Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и

понаблюдаем как мы это делаем.

Как выходит воздух легко или встречает преграду?

А что же это за преграда? (губы).

Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)

Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит

или дрожит? (молчит)

Значит этот звук глухой.

А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек,

только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим.

Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и

сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок,

Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе

расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой,

обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты

должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок,

Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе

расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой,

обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук

можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя

есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»

характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит:

«Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.

Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.

Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала

давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!

Па – па – па, вот и съем я Колобка!

Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!

Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевая слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок.

«воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании

музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,

Я чуть-чуть не заблудился.

На полянке полежу,

И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают. Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,

Колобочков не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,

Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Читайте также:
Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте

«Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с

использованием здоровьесберегающих технологий»

«Путешествие колобка»

Цели и задачи:

учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на

познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой

на артикуляционные и акустические признаки;

познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением

звука в начале слова;

учить выделять звук в слогах и словах.

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать фонематические процессы;

развивать дыхание и голос;

закреплять понятия: «звук»;

совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;

повышать речевую активность;

развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;

развивать психические процессы;

повышать работоспособность и выносливость.

воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость

и умение обращаться с раздаточным материалом.

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР

Анастасия Кужелева
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы с ОНР

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

у детей старшей группы с ОНР.

Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Цели занятия:

– формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

– познакомить с понятием «слово».

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие детей;

развивать слуховое внимание;

развивать артикуляционную и пальчиковую моторику у детей;

развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

– воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребёнка, плакат с изображением ротовой полости.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сядет тот,кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

ко-ку-ка па-по-пу. И т. д.

2. Развитие общей моторики. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Скачут на воображаемой лошадке.

Причешу ей шёрстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гребешком приглажу хвостик

«Гладят хвостик».

И верхом поеду в гости. Скачут на воображаемой лошадке.

3. Развитие мелкой моторики. «Барабан»

Левой, правой! Стучат по столу левой, затем правой рукой.

Идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

Идёт отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

Полтора часа подряд! Ритмично стучат кулачками по столу.

Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем показывает детям спиралевидные движения.

Логопед: Стали пальчики плясать, лобик, щёчки растирать.

Массажные движения осуществляются в следующих направлениях:

– от середины лба к вискам;

– вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);

– по мышцам щёк (от крыльев носа к вискам);

– от середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Изобразить,каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко». Удержать рот открытым под счёт до пяти.

«Окошко закрывается и открывается» – спокойное открывание и закрывание рта.

«Улыбка»«Трубочка».

«Накажем непослушный язычок». Шлёпать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя-пя…

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Фокус». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони.

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О___».Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки, которые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали:

Логопед:В стойле коровы мычали:

Логопед:В комнате мухи жужжали:

Логопед:Мимо машины бежали:

Логопед:Гудели от ветра все провода:

Логопед:Капала в кухне из крана вода:

Логопед:Перекликались в ночи поезда:

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Логопед: Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.

Рядом с дверями –

Конфеты и плюшки.

Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит детей хлопнуть, если они услышат определённый звук (А, У, Б или М, и произносит ряд звуков.

Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами, подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе

Читайте также:
Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы

Заплетает мама … (косы).

Под землёю он живёт.

Землю роет старый … (крот).

Словно дом огромен он.

В зоопарке живёт … (слон).

Написал письмо я Знайке.

Но забыл наклеить … (марки).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют … (пушки).

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки – это слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И всё, что только видит глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево – раз! Направо – раз!

Мы тоже можем так!

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб)

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там ползёт зелёный лук

С длинными усами! (Жук)

– Где обедал, воробей?

– В зоопарке у дверей. (Зверей)

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку)

Игра «Слушай и показывай». Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки. (Мишка – миска, дочка – точка и т. д.)

Игра «Какое слово лишнее?». Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня, Маня, Таня» лишнее слово – Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия.

Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи).

Что такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова).

12. Оценка работы детей.

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Конспект образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Б».

Содержимое публикации

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Б».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

– познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;

– развивать у детей умение анализировать предложения, слова, слоги;

– развивать фонематические процессы;

– развивать у детей общую, мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции,

– воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

– картинка для звукоподражания;

– предметные картинки со звуком Б;

– дидактическое пособие «Согласный звук»;

– цветные фишки для ЗА;

– дидактическое пособие «Домик»;

– наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряд слов и назовите общий звук в словах.

КИТ, ФОНАРИКИ, КИНО, ТАРЕЛКИ. (звук Кь)

ЛУК, КОТ, СОК, КРЫЛЬЯ. (звук К).

Социально-коммуника-тивное развитие Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

Развитие общей моторики.

Зарумянились кустарники не от утренней зари (пощипывают щеки),

Это красные фонарики (фонарики),

Засветили снегири. (взмахнуть руками, как крыльями).

Чистят перышки пунцовые, (чистят перышки),

Воду пьют из родника. (пьют).

Переливы бубенцовые мне слышны издалека. (ритмичные хлопки в ладоши).

Развитие мелкой моторики.

Летела , летела сорока (ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга),

Через бабушкины ворота. (срещенные ладони помахивают, как крылья),

Вот она крыльями забила (хлопают в ладоши),

Бабушкин кисель разлила. (руки перед собой, пальцы растопырены).

Массаж лица.

По общим правилам.

Физическое развитие
Слайд 4

Развитие мимических мышц.

Изобразить испуганного воробья, попавшего в лапы кошки,

Ребят, которые рассердились на кошку и пожалели воробья,

Воробья, который освободился и радостный взлетел на дерево.

Развитие артикуляционной моторики.

На верхний подъем языка

Работа над развитием дыхания и голоса.

Дети разводят руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками, и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Работа над голосом: пропеть гласные А, Э.

Затем то же самое с поворотом головы вправо-влево.

Тема занятия.

Логопед: посмотрите, ребята, на картинку. Вода в чайнике закипела, и крышка стучит Б-Б-Б-Б-Б.

Со звуком б мы сегодня и познакомимся.

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед помогает детям дать характеристику звуку Б:

Звук Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, а встречает преграду в виде губ); твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

Развитие фонематического слуха.

Логопед: я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово:

БОБАЧКА, ЧАБОЧКА, БАБОЧКА, КАБАБОЧКА

РАБАБАН, БАРАБАН, БАБАРАНЮ НАБАРАБ.

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли
Низко поклонились.

Чтобы всем проснуться

Закрепление звука Б в слогах.

Звуковой анализ слогов БА, БУ, слова БОМ с выкладыванием графической схемы.

Закрепление звука Б в словах.

Определение места звука Б в словах: БАНКА, ТАБУРЕТКА, БАРАБАН, ЗАБОР и др.

Деление слов на слоги с выкладыванием схемы.

Слайд 14-15-16-17

Закрепление звука Б в предложениях.

Составление предложений со словами – названиями картинок, выставленных на доске. Анализ одного предложения с выкладыванием схемы.

МАЛЬЧИК ИГРАЕТ НА БАРАБАНЕ.

ДЕВОЧКА СИДИТ НА ТАБУРЕТКЕ.

КАРЛСОН ЕСТ ВАРЕНЬЕ ИЗ БАНКИ.

Закрепление звука Б в тексте.

Повторение скороговорок вслед за логопедом.

Ба-ба-ба – на избе была труба.

Бу-бу-бу – побелили мы трубу.

Бу-бу-бу – сели птицы на трубу.

Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы.

Речевое развитие
Слайд 19

Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Дайте его характеристику?

Вспомните слово на звук Б?

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Оценка работы детей, домашнее задание – нарисовать в тетради картинки со звуком Б.

18. Трудовые поручения во время НОД.

Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященная тигру – символу 2022 года «ПРО ТИГРОВ И ТИГРЯТ »

Всероссийский конкурс тематических методических разработок «ДОБРЫЙ ПРАЗДНИК – НОВЫЙ ГОД »

Всероссийская образовательная олимпиада по ОБЖ для 1-4 классов

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических процессов речи в старшей группе детей с ФФН

Предлагаю вам конспект фронтального занятия для детей с ФФН по изучению звуков [ф-ф’]. Основная цель занятия – закрепление фонематических навыков, а также развитие ритмической стороны речи и расширение словарного запаса дошкольников. Занятие проводится во второй половине года, поэтому уместно продолжать работу со словами, состоящими из пяти и шести слогов. Лексической темой предлагаю взять тему «Профессии» и на основе ее еще раз проработать понимание родственных слов.

Коррекционно – образовательные цели:

  • познакомить детей со звуками [ф-ф’], учить правильно их произносить;
  • закреплять понятия «согласный звук, твердый, мягкий, звонкий, глухой звук»;
  • продолжать знакомить детей со словами из пяти и шести слогов;
  • закреплять навык правильно определять позицию звука в слове;
  • совершенствовать навыки звукового анализа – учить анализировать слово из пяти звуков;
  • закреплять навык деления слов на слоги;
  • активизировать и расширять словарный запас;
  • закреплять понимание родственных слов

Коррекционно – развивающие цели:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать внимание, память;

Коррекционно – воспитательные цели:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать познавательный интерес к различным профессиям;

1. Организационный момент

Л.: – Дети, назовите, кем работают ваши родители?
– Кем бы вы хотели стать?

2. Сообщение темы занятия, характеристика звуков [ф-ф’]

Логопед: – Ребята, сегодня мы подружимся со звуками [ф-ф’], давайте все вместе произнесем их. А теперь возьмите зеркала и произнесите звук [ф], глядя на свой рот. Во время произнесения звука, в каком положении находятся ваши губы, зубы, язык?
Дети: – рот немного открыт, зубы тоже «открыты», язык спокойно лежит на дне рта, нижняя губа сближается с верхними зубами.
Л.: – А как же получается звук?
Дети: – Мы выдуваем воздух изо рта, он проходит ме6жду нижней губой и верхними зубами. Получается звук [ф].
Л.: – Правильно, звук встречает преграду на пути и этот звук называется …?
Дети: – Согласный.
Л.: – Давайте послушаем, какой это звук [ф], твердый или мягкий? (Д.: – твердый), а теперь произнесите его мягко [ф’].
Л.: – Теперь поставьте ладошку к горлышку. Что мы определяем таким образом? (Д.: – звонкий звук или глухой). Таким образом, этот звук…? (Д.: глухой) Ну что ж, вот мы и познакомились поближе с новыми звуками. А сейчас к нам спешат гости (выставляются картинки или игрушки мышек). У нас в гостях мышки: Фома и Фима, чем отличаются их имена. Прислушайтесь (логопед произносит имена, выделяя голосом первые звуки)?
Д.: – В слове Фома звук [ф] твердый. А в слове Фима – мягкий.

3. Повторение слоговых рядов (с металлофоном)

Читайте также:
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

Л.: – Фома и Фима такие фантазеры, они сами придумывают разные песенки и их исполняют с помощью металлофона. Вот послушайте! (Логопед пропевает слоговые ряды и отстукивает на металлофоне, дети выходят и по очереди повторяют, соблюдая правильный ритмический рисунок)
Фа – фу – фы
Фа – фо – фы
Фо – фо – фу – фы
Фо – фо – фо – фу – фы и т.п.

4. Анализ слова «фокус»

Л.: – Фома и Фима работают в цирке. Отгадайте, кто они, чем занимаются?
А чтобы отгадать, нужно сложить слово. Я буду «бросать» вам звуки, а вы их «ловите» и выкладывайте слово. (Логопед произносит звуки: [ф, о, к, у, с], дети выкладывают с помощью звуковых символов слово).

Проводится анализ слова «фокус».
Л.: – Догадались, кем работают Фома и Фима? (Д.: – фокусниками)

5. Определение позиции звуков [ф-ф’] в словах

Л.: – Смотрите, какой фокус сделали Фома и Фима.
Логопед достает маленький бумажный флажок, который сложен определенным способом, произносит волшебные слова и «превращает» его в большой бумажный флажок. На обратной стороне большого флажка предметные картинки: вафли, шкаф, фуражка, кофта, фасоль, фонтан, фонарь, футболка, фужер, сарафан, шарф, телефон, туфли, жираф, картофель.
Дети называют предметы, выделяя голосом звук [ф].
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в середине слова. (Д.: – вафли, кофта, сарафан, телефон, туфли, картофель).
Мышка-Фима: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в конце слова. (Д.6: – шкаф, шарф, жираф).
Мышка-Фома: – Ребята, назовите слова, в которых звук [ф] слышится в начале слова. (Д.: – фасоль, фонтан, футболка, фужер).
Мышка-Фима: – Ох, какие вы умные! Наверное, скоро в школу пойдете! А хотите с нами поиграть?

6. Динамическая пауза

Мышка-Фома: – Вот наш друг – мальчик Федор (картинка или игрушка), он водит машину, значит, он кем работает? (Д.: – шофером). Послушайте, какое стихотворение он сочинил.
Шла по улице машина, (крутят импровизированный руль)
Шла машина без бензина, (выполняют полуприсяды)
Шла машина без шофера, (поднимают и опускают плечи)
Без сигнала светофора, (поочередно сгибают и опускают правую и левую руки в локтях)
Шла, сама куда не зная, (шагают на месте, руки на поясе)
Шла машина…. заводная! (имитируют повороты ключа)
Мышка-Фима: – А теперь все вместе поиграем с движениями. (После дети подходят к столу, на котором стоит фотоаппарат и лежит фотоальбом с фотографиями).

7. Усвоение родственных слов

Л.: – Знакомьтесь, это мальчик Ефим (картинка или игрушка), у него тоже интересная профессия, догадайтесь, какая? Посмотрите, что это?
Д.: – Фотоаппарат.
Л.: – Кем работает Ефим?
Д.: – Фотографом.
Л.: – Что фотограф делает фотоаппаратом?

Д.: – Фотографирует.
Л.: – Что получается в результате?
Д.: – Фотография.
Л.: – Куда люди, обычно, складывают фотографии?
Д.: – В фотоальбом.
Л.: -Давайте повторим эти слова (логопед показывает предметы): фотограф, фотоаппарат, фотография, фотоальбом, фотографировать. Похожи ли эти слова по звучанию? Как называются слова, похожие, как родственники, только похожи они по звучанию?
Д.: – Родственные.

8. Деление слов на слоги

Мышки Фома и Фима: – Вот это ребята! Все знают! А умеете ли вы делить слова на слоги? Покажите, как это делается?
Дети делят слова на слоги: с помощью коротких полосок за столами, с помощью различных предметов, например, кеглей, которые выставляют на полу; бутафорских листьев, снежинок, карандашей и других предметов. Затем подсчитывают количество слогов.
Фо-то-граф =3слога
Фо-то-аль-бом=4слога
Фо-то-гра-фи-я=5слогов
Фо-то-ап-па-рат=5слогов
Фо-то-гра-фи-ру-ет=6слогов

Л.: – Дети, с какими интересными профессиями мы сегодня познакомились?
Д.: – Фокусник, шофер, фотограф
Л.: – Вспомните, какие слова со звуками [ф-ф’] мы проговаривали на нашем занятии? (Дети называют слова). Как звали наших гостей? (Д.: – Фома, Фима, Федор, Ефим). Кем работают мышки? (Д.: – Мышки работают фокусниками.) Кем работает Федор? (Д.: – Федор работает шофером.) Кем работает Ефим? (Ефим работает фотографом).
Мышки: – До свиданья, ребята, с вами было очень интересно!

Конспект Занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Занятие расчитано на закрепление прошедших звуков У-А, Сравнение этих звуков. А также для развития моторного праксиса, просодических компонентов речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи»

Тема : «Путешествие в страну звуков У-А»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

– учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

– закреплять понятие «слово», «гласный звук»;

– развивать фонематические процессы;

– закреплять понятие о местонахождения звука в слове: звук в начале слова;

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

– развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

– выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками А и У в начале слова, схема для характеристики звуков, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнование: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая – со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

Развитие общей моторики. «Яблоня».

В саду фруктовом – Машут руками над головой.

Посажена была – «Сажают яблоню».

Она цветами белыми – Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившейся цветок.

Весною расцвела – «Цветок» распускает лепестки.

Следил наш старый дедушка, известный садовод – Изображают строгого дедушку с палочкой.

Чтоб наливала яблоня – Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод – Пощипывают щеки.

Развитие мелкой моторики. «Апельсин».

Мы делили апельсин – Изображают апельсин – пальчики в кулаке.

Много нас – Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.

А он-один – Пальчики сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька – для ежа! – Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта долька – для чижа!

Эта долька – для утят!

Эта долька – для котят!

Эта долька – для бобра!

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – Беда! – Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда… – Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Массаж лица

Вышли пальчики гулять – От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать – Вокруг круговых мышц глаз, от переносицы к вискам.

Что за чудная картинка – По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Стала полною корзина – От середины подбородка к ушам.

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко открывается и закрывается» – Спокойное открывание и закрывание рта.

«Поцелуйчик» – Губы вытянуты вперед трубочкой.

«Лопаточка» – Спокойное положение языка на нижней губе, под счет до 5.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести : «У». Резко развести руки и коротко произнести : «А», соединить – «У».

Объявление темы занятия.

Логопед : Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются (при произнесении звука «А» – рот широко открывается, а при произнесении звука «У» – губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные и обозначаются фишками красного цвета ).

Связь звуков и букв.

Дети выкладывают буквы У и А из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

Развитие фонематического слуха.

«Хлопай, топай, не зевай».

Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движение по тексту.

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах : АП, УП, АН, УН, УМ, АМ.

Логопед : Сколько звуков вы слышите? (Два.)

Назовите первый звук.

Закрепление звуков в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выставленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращается на свое место.

Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами – названиями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей».

Закрепление звуков в тексте.

Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан – в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Ка-ка-ка-ка – дам котятам молока.

Ку-ку-ку-ку – сидит сорока на суку.

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: