Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Автор: Шиманчук Юлия Николаевна,

у читель-логопед МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Цели

  1. Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.
  2. Упражнять в словообразовании.
  3. Познакомить и объяснить значение пословицы «Хлеб – всему голова»
  1. Развивать связную речь, уметь составлять рассказы – описания и по серии картин.
  2. Развитие мелкой и общей моторики.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Читайте также:
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Предварительная работа. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе; чтение стихов, рассказов

Материалы .

Демонстрационный материал : хлебобулочные изделия (пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черно го хлеба, рогалик, булочка, пирожок, пирожное, кекс); серия сюжетных картинок (1. Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик, 4. Мукомольный завод. 5. Хлебозавод. 6. Булочная.); колосья ржи, пшеницы; различные сорта муки.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Достань и назови».

В «Чудесном мешочке» лежат хлебобулочные изделия; пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Логопед. Что было в «Чудесном мешочке»? (Продукты питания.)

Эти продукты питания объединены одним общим признаком.

Какой это признак? (Они все изготовлены из муки.)

Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? (Пекарь.)

Где выпекают хлеб? (В хлебопекарне, на хлебозаводе.)

Из чего выпекают хлеб? (Из муки.) (Демонстрация различных сортов муки.)

Откуда появляется мука? Откуда к нам на стол «пришел» хлеб?

Муку получают из зерна. Из какого зерна можно получить муку? (Изо ржи, пшеницы.) (Демонстрация колосьев ржи, пшеницы.)

Что нужно сделать с этими колосьями, чтобы получить зерна? (Нужно достать зерна из колосков: обмолотить колосья.) (Демонстрация.)

Что нужно сделать с зернами, чтобы получить муку? (Нужно зерна смолоть, измельчить, превратить в «порошок».)

Где выросли эти колосья? (В поле.)

Что нужно бы​ло сделать, чтобы эти колосья выросли? (Нужно было посадить семена в землю.)

Что нужно было сделать с землей на поле, прежде чем посадить семена? (Землю нужно было взрыхлить.)

Физкультминутка

Игра «Пшеница и хлебороб».

Дети-«колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед – назад. Водящий-«хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Работа с раздаточным материалом

На доске картинка «Трактор пашет землю».

Логопед. Что это? (Это трактор.)

Что делает трак тор? (Трактор рыхлит землю.)

По-другому говорят: пашут землю. (Заучивание слова.)

Для чего нужно перепахать землю?

(Земля перед посадкой должна быть рыхлой.)

На доске картинка «Трактор с сеялками».

Логопед. На этой картинке трактор тянет за собой сеялки.

Как вы думаете, для чего нужны сеялки? (Для посева семян.)

Что произойдет потом с семенами? (Из них вырастут колосья ржи (пшеницы.)).(Демонстрация колосьев.)

На доске картинка: «Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик».

Логопед. Что изображено на этой картинке? (Это комбайн и грузовик.)

Для чего нужен комбайн? (Комбайном срезаются и обмолачиваются колосья.)

Как называется профессия человека, который управляет комбайном? (Комбайнер.)

Как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб? (Хлеборобы.)

Для чего нужен грузовик? (Грузовик перевозит зерно.)

На доске картинка «Мукомольный завод».

Логопед. На этом заводе зерна перемалывают в муку. Как называется этот завод?(Мукомольный.)

На доске картинка «Хлебозавод».

Логопед. На этой картинке изображен хлебозавод.

Как вы думаете, что делают на хлебозаводе? (Выпекают хлеб, булки, батоны.)

На доске картинка «Булочная».

Логопед. Что изображено на картинке? (Булочная.)

Для чего нужна булочная? (Это магазин, в котором продают хлеб.)

Игра «Какой хлеб?»

Логопед. Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб — всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб — главный продукт питания на столе в любое время приема пи щи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят:«Берегите хлеб! Хлеб — наше богатство!».

Логопед. А все живём на земле, которую с древних времён люди называют «земля – матушка», «земля – кормилица». Мы с вами живём в Краснодарском крае и нашу малую Родину называют «Житница Кубань», т.е слова «жито» – обозначает – зерно, рожь, хлеб. Хлебная Кубань

Игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

Читайте также:
Развитие лексической стороны речи детей в игре

Хлеб (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня).

Составление рассказа

Дети по цепочке составляют рассказ по картинкам и хлебобулочным изделиям из «Чудесного мешочка»: «Для того чтобы вырастить хлеб, нужно вспахать землю. Потом с помощью сеялок засеять зерно. Осенью комбайном убирают урожай ржи, пшеницы. На мукомольном заводе из зерна получают муку. На хлебозаводе из муки выпекают хлебобулочные изделия. В булочной продают черный и белый хлеб, булки, батоны, пряники, печенье, сушки, сухари, рогалики, булочки, пирожки, кексы».

Итог . О чем говорили на занятии? Какая игра больше всего вам понравилась? Что узнали нового?

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим нарушением речи 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Современный ребенок к 4,5 -5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые ложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов ( му-му, ав-ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта-общее недоразвитие речи.

Система предложенных занятий по преодолению ошибок в грамматическом строе речи направлены на

-правильное использование в речи предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ- ЗА,МЕЖДУ,ЧЕРЕЗ, НАД ;

– обучение согласованию различных частей речи

– обучение построению предложений.

Скачать:

Вложение Размер
konspekty_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx 25.02 КБ

Предварительный просмотр:

по формированию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Тема: развитие общего внимания и понимания речи.

Цели: развивать у детей общее (в отличии от слухового) внимание, понимание речи и

Организационный момент .
Логопед предлагает сесть на место только тем детям, у которых в одежде присутствует красный (желтый, зеленый и т.п.) цвет. Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола, на котором разложено 10-123 разных игрушек.

1. Логопед говорит: «Посмотрите ребята, какие разные игрушки на моем столе. Назовите мягкие (большие, новые, старые и т.п.) игрушки». ( на первом занятии берутся признаки, знакомые большинству детей). Названные детьми игрушки логопед сдвигает вместе и проговаривает названия их признаков еще раз.

2. Логопед расставляет на демонстрационном столике (или добавляет) несколько кубиков, окрашенных в красный, желтый, зеленый, синий цвета, закрепляет с детьми названия этих четырех цветов.

Затем откладывает четыре кубика: три – одного цвета, но разной формы и один другого цвета (например три красных и один желтый), и предлагает найти «лишний» кубик, т.е. отличающийся от остальных по форме (величине).

3. Логопед предлагает детям встать, пройти по комнате и отыскать в ней все красное (желтое, большое, мягкое, блестящее, прозрачное, живое и т п.).

4. Динамическая пауза.

Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «Пожалуйста». Логопед подает команды: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста! Встаньте!» и т.п.

5. Логопед раздает детям маленькие картинки, на которых изображены люди, животные, птицы (включаемые в эту игру простые обобщения варьируется в зависимости от уровня подготовки детей). Затем просит подойти к нему тех ребят, у кого находятся рисунки животных (игрушек, людей и т.п.), произнести их название и поставить картинку на наборное полотно.

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Тема: формирование понятий о действии и предмете.

Цели: уточнить понятие «действие».

Рассмотреть разные и одинаковые действия. Дать широкое обобщение действия. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. Уточнить вопрос кто?что делает?

Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем детям, которые выполняют его задание топать (хлопать, приседать, подпрыгнуть, крикнуть, нагнуться и т.п.). Дети выполняют действия и садятся на места.

1. Логопед объясняет, что сейчас дети выполняли действия. Потом вызывает двух малышей, объясняет им на ушко, что нужно сделать. Один ребенок приседает, другой-хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: « Кто это? Что делает? Действия разные или одинаковые?» Затем два других ребенка выполняют по инструкции логопеда одинаковые действия (Вопросы повторяются).

2. Логопед достает из-под стола игрушечную собачку и показывает как она лает, кружится, прыгает, бежит, дает лапку, ест, пьет и т.п. Затем спрашивает детей: «Кто это? Что делает? Что делает собачка?». Дети отвечают словосочетаниями и одним словом. Логопед спрашивает: «А что еще может делать собачка?» (дети с помощью логопеда подбирают несколько действий).

3. Динамическая пауза.

Дети встают около столов и играют с логопедом в игру «Летает-не летает». Логопед называет предметы и объекты (стол, бабочка, тарелка, шкаф, муха, ложка, кошка, ракета, ворона и т.п.). Если они летают-дети машут руками, если нет-приседают.

4. Игра Четвертый лишний» . Логопед раздает детям картинки с изображением животных и птиц (можно из игры «Зоологическое лото»). При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объектам добавляется название действий: летает, не летает, ходит, ползает, плавает и т.п.

5. У детей на столах картинки животных и птиц. Логопед просит поднять картинку тех, у кого животное плавает (летает, ходит, прыгает, ползает и т.п.). Затем каждому ребенку предлагается к его объекту подобрать побольше действий. Количество придуманных и названых действий фиксируется фишками с целью активизации детей.

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Тема: падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цели: учить детей дифференцировать вопросы кто? кого? что? в зависимости от того , является ли существительное одушевленным или неодушевленным; учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем детям, которые назовут что-нибудь живо е. Дети с помощью логопеда называют: рыбки, попугай, кошка, собака, воробей и т.п.

1. Логопед объясняет: «Все что движется само, ест, растет- живое, вы правильно назвали! А стол живой?»

Логопед вызывает двоих детей и просит: «Ваня, лови мяч ! (бросает мальчику мяч). Затем обращает внимание детей на то, что сейчас по-разному спросит их про живое – неживое : «Кого ловил Ваня? Что ловил Ваня?» Логопед уточняет, что про живое мы спрашивали Кто это? Про неживое – Что это?»

2. На наборное полотно логопед выставляет 6-8 картинок с изображением предметов и живых объектов. Предлагает внимательно послушать как по-разному он спросит, например, про корову и коробку, майку и зайку: «Кого нарисовал художник? Что нарисовал художник? Что это? Кто это?» Логопед обращает внимание детей на изменение слова: зайкА-зайкУ КоробкА-коробкУ и т.п.

3. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям встать и, если он назовет живое –хлопнуть в ладоши над головой, если неживое-присесть. Далее следует примерно такой ряд слов: нож, ворон, лошадь, карандаш, диван, баран, мышка, кружка и т.п.

Потом дети выполняют действие, если сказано слово «Пожалуйста!» и т.п.

4.И « Четвертый лишний.

Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки. Дети должны выбрать по принципу живое-неживое «лишний» предмет или объект. Логопед вновь уточняет разницу в вопросах и просит ответить, кого ребята видят на картинке? Что они видят на картинке?

5. Логопед выставляет большую картинку с изображением крестьянского двора или зоопарка и спрашивает: «Кого вы видите на картинке? Что вы видите на картинке?» Дети отвечают предложениями

Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку, часть которой закрыта листком белой бумаги, и спрашивает: «Кто это?» (Ответ: это мама»). Логопед продолжает: «Подумайте и отгадайте, кого моет мама? Что моет мама?» (на каждый вопрос дети должны давать несколько вариантов ответов). Таким же образом задаются вопросы по другим частично закрытым картинкам, например: «Кого поднимает Петя? Кого купила мама? Что поднимает Петя? Что купила мама?

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Тема: составление трехсложных предложений. Понятия «действие», «предложение», «слово».

Цели: учить детей составлять трехсложное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.

Организационный момент.
Логопед объявляет детям: сядет тот, кто подберет к действию нужное слово. Моют что? (Стирают что? Купают кого? Убирают что? Шьют что? Кормят кого? Чистят что? и т.п.).

1. Показав детям картинку с изображением девочки, которая ест кашу, логопед просит их составить по этому сюжету предложение. Затем выкладывает на набором полотне схему получившегося предложения, где каждое слово обозначено прямоугольником синего цвета, и спрашивает ребят: «Что еще может делать девочка?» Дети подбирают действия: играть, спать, умываться, убирать и т.п. «Что еще девочка может есть?» Дети подбирают слова: котлету, макароны, арбуз, мороженое и т.п.

Логопед заменяет в схеме последний прямоугольник на символ другого цвета, например красного, и объясняет, что если дети первые два слова оставят без изменений, а последнее заменят, то у них получится много разных предложений. Например, «Девочка ест котлету», «Девочка ест арбуз», «Девочка ест мороженое» и пр. Дети сами придумывают аналогичные предложения по заданной схеме.

2.Логопед выставляет новую картинку, на которой, например, мама моет пол. По аналогии с предыдущим заданием составляются примерно такие предложения: «Мама моет малыша», «Мама моет посуду», «Мама моет окно» и пр. (В качестве зрительной опоры дети пользуются той же схемой).

3. Динамическая пауза .

Логопед просит детей изобразить, как мама подметает пол, стирает белье, гладит одежду, как папа забивает гвоздь и т.п.

4. Игра «Что перепутал Незнайка?»

Логопед зачитывает предложения, которые составил Незнайка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и пр.

5. Логопед раздает детям картинки, по которым малыши составляют 3-словные предложения, например: «Девочка поливает цветок», «Мальчик рисует дом», «Девочка лепит слона»,. Затем логопед просит назвать в каждом предложении действие. Дети и называют действия (каждый в своем предложении),

Далее логопед просит изменить последнее слово в предложении и составить 3-4 новых с опорой на схему. Получаются примерно такие предложения: «Девочка лепит вазу», «Девочка лепит корзину», «Девочка лепит грушу».

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Тема: согласование числительных один, одна с существительными.

Цели: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным.

Садится тот, кто выполните задание логопеда (логопед подбирает задание в соответствии с темой занятия).

1. Один из детей читает наизусть заранее выученное стихотворение:

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

Я один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна-одна, дом, нос, сын-один. Затем вынимает из коробки две игрушки- кубик и пирамидку- и говорит детям: «Это- игрушки, но скажу я о них по-разному: кубик-один, а пирамидка-одна».

2. Игра «Назови, не ошибись».

Логопед объясняет детям, что будет подходить к ним, дотрагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна (живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др.) Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Игра «Расставь картинки».

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением кубика и пирамидки. Затем объявляет, что дети будут расставлять другие картинки под кубиком и пирамидкой. Если про нарисованный на картинке предмет говорим один – под кубиком, если говорим одна-под пирамидкой. На столе у логопеда разложены картинки с изображением разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды и т.п.

Дети по одному подходят к столу, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на наборное полотно под пирамидкой или кубиком. Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных.

4. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям представить, что они пришли в зоопарк и увидали разных зверей. Затем вместе с детьми изображает движения зверей и одновременно говорит: «Один медведь шагал по площадке. Один зайчик прыгал по дорожке. Одна обезьянка кружилась в клетке. Одна лисичка тихо сидела в уголке».

5. Игра «Исправим Незнайкины ошибки».

Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем предлагает ребятам послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и оди н лампа. На стене висит один картина».

Дети по очереди говорят правильные предложения и выделяют голосом окончания числительных.

6. Игра «Кто больше назовет животных?»

Логопед вставляет на наборное полотно сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют во дворе или находятся в зоопарке, и говорит: «Назовите как можно 6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи “Путешествие в царство диких животных”

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: “Дикие животные”, закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия: -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи “Путешествие пчелки”

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы “Насекомые” в старшей группе компенсирующей нвправленности для де.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

В конспекте занятия определены содержания работы по развитию грамматической стороны речи с целью формирования у детей:

  • правильного образования множественного числа существительных;
  • самостоятельного образования новых форм слова;
  • правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
  • правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • навыков связной речи.

Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных и подгрупповых занятиях в ДОУ, как комбинированного, так и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию лексико-грамматических категорий

Тема: «Космическое путешествие»

Цель занятия : Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Космос».

  • Углубить и расширить знания детей о космосе , активизировать словарь по теме. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов(Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Учить образовывать родственные слова (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Совершенствовать навык отгадывания загадок (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Формировать умение составлять описательный рассказ о временах года. (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Воспитывать стремление изучать живых обитателей Земли и Космоса .. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, эмоциональность на занятии. Интеграция образовательной области «Социализация»).
  • Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников , при необходимости помочь товарищу (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Приучать детей беречь материалы, убирать их на место после работы. (Интеграция образовательной области «Труд»).
  • Формировать потребность в двигательной активности через выполнение упражнений в динамической паузе (Интеграция образовательной области «Физическая культура»).
  • Укреплять и развивать двигательную активность речевого аппарата через артикуляционную гимнастику (Интеграция образовательной области «Коррекция»).
  • Закреплять умение точно сочетать темп и ритм речи с движениями (Интеграция образовательной области «Коррекция»)
  • Формировать зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. (Интеграция образовательной области «Коррекция»)

Ход занятия:

Звучит музыка «Звукозапись космических шумов».

Логопед вносит в группу куклу Лунатик.

Логопед: Ребята, к нам прибыл гость с другой планеты. Его зовут Лунатик. С Лунатиком случилось несчастье, его космический корабль потерпел крушение и он попал к нам на землю.

Лунатик: Я никогда не был на земле и ничего не знаю о вашей планете. Не могли бы вы рассказать о ней.

Логопед: Конечно, Лунатик, дети с удовольствием расскажут тебе о временах года , которые бывают на нашей планете Земля.

Дети составляют рассказы о временах года с опорой на схемы.

«Осень» (Примерный рассказ по схеме)

Осенью солнышко светит, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

«Зима» (Примерный рассказ по таблице)

Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год.

Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.

Логопед: Ребята, Лунатику очень понравились ваши рассказы о земле, но он говорит, что в космосе можно тоже встретить много интересного и красивого. Он приглашает нас в звездное путешествие. Вы согласны? (Да)

Логопед: Я буду командиром корабля, а вы ребята должны обязательно меня слушаться. Скажите, как называется одежда космонавта? (скафандр). Откуда космонавты начинают свой путь? (с космодрома). Ребята, я предлагаю надеть космическую одежду (дети надевают воображаемые ботинки на липучках, скафандр, шлем, проверяют связь).

Лунатик: Через 3 минуты наш корабль отправляется в полёт. Вы готовы? (Да)

Окрашен космос в черный цвет
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны.
И звёзды сразу все видны
И солнце, и Луна.(В. Леников).

Лунатик: Отправиться в путешествие в звёздную страну я предлагаю вам на «волшебном звездолёте» (большой стул, накрытый серебристой тканью, украшенной звёздами). Дети рассаживаются вокруг «звездолёта».

Лунатик: К полёту мы уже готовы, но вот беда. У моего «звездолёта» закончилось топливо. А подняться в высь он сможет, если вы мне поможете заправить его словами родственниками.

Подбор родственных слов:

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

  1. Луна, луноход, лунка, лунный( луна, луноход, лунный)
  2. Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
  3. Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
  4. Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Вот мы сели в Звездолет,
Отправляемся в полет.
Продырявим атмосферу,
Держим курс свой на Венеру.
(звучат звуки космоса).
Она мимо промелькнула,
Также солнышко сверкнуло.
А наш с вами Звездолет
Так и просится вперед.
Вот созвездье Гончих Псов,
Чуть подальше — Близнецов.

А мы выбрали вот эту симпатичную планету.

Лунатик: Наш корабль сделал посадку на неизвестной планете. Давайте выйдем из звездолёта и посмотрим, чем хороша эта планета?

Логопед: Ребята, возьмите с собой подзорную трубу, чтобы лучше рассмотреть эту планету.

Этюд «Подзорная труба». Выразительные движения: кисти зафиксированы на одной линии у глаза, а пальцы сложены так, что в них можно смотреть — это подзорная труба). При повороте головы вправо или влево (вверх или вниз), переводим руки так, чтобы можно было смотреть, делаем вид, что смотрим вдаль. Логопед просит каждого ребенка рассказать, что он видит в подзорную трубу.

Лунатик: Эта планета, почему-то, вся красная. Как вы думаете, как она называется? (Марс).

Логопед: А как называют жителей этой планеты?(марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали на нашу планету?

Лунатик: Я лунатик, а это мои друзья Земляне. Мы совершаем космическое путешествие.

Марсиане: Веселого вам путешествия, мы всегда будем рады видеть вас на нашей планете.

Лунатик: Нам пора прощаться с вами и отправиться в дальнейшее путешествие. (Дети садятся вокруг воображаемого звездолета)

Логопед: Ребята, нам надо дозаправить наш звездолет загадками, чтобы он поднялся в высь.

  • Белые звездочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)
  • Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (метеориты)
  • Украшал ночную синь серебристый апельсин.
  • А прошла неделя только — о него осталась долька. (луна и месяц)
  • Кто-то утром не спеша надувает красный шар,
  • А как выпустит из рук станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Лунатик: Вот и заправился наш Звездолет. К полёту приготовились — 3-2-1-Пуск!

Логопед: Ребята, посмотрите, что там видно в иллюминаторе (метеориты, звезды, планеты)

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидим метеоритов, звёзд и планет.

Согласование существительных с числительными.

  • Одна яркая звезда, две яркие звезды, три яркие звезды, четыре яркие звезды, пять ярких звёзд.
  • Одна далекая планета, две далеких планеты……
  • Один большой метеорит, два больших метеорита….

Лунатик: Внимание, наш звездолет совершил посадку на неизвестной планете.

Логопед: Я знаю, как называется эта планета. Это неизвестная Планета Роботов. На эту планету упало много Астероидов, то есть космического мусора. Давайте поможем жителям этой планеты очистить её от космического мусора. (Показывает детям карточки с условно-схематическими обозначениями действий робота (человека).

Дети под музыку «Планета роботов» выполняют движения, зрительно ориентируясь на эти изображения.

  • робот стоит прямо;
  • робот нагнулся;
  • робот взял предмет;
  • робот идёт;
  • робот положил предмет в корзину.

Лунатик: Мы помогли очистить планету от астероидов и нам пора возвращаться на землю. Займите места в звездолете. (Дети становятся вокруг «звездолета»).

Речь с движением.

На луне жил звездочет. (смотрят в «телескоп»)
Он планетам вёл учет; (показать в небо рукой)
Меркурий раз; (описать круг руками)
Венера- два-с (хлопок)
Три-Земля, четыре-Марс (присесть)
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн (наклоны вправо-влево)
Семь-Уран, восемь-Нептун (наклоны вперед,назад)
Девять-дальше всех Плутон (прыжок)
Кто не верит-выйди вон! (развести руки в стороны).

Лунатик: Наш корабль успешно приземлился, вам пора покинуть звездолет. А я улетаю на свою планету Луна и жду вас к себе в гости.

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Лунатика за интересное путешествие и пожелаем ему счастливого пути.
Нам нужно снять шлем, скафандр, ботинки (снимают воображаемые вещи) и оставить их до следующего космического путешествия.

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001.
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство–Пресс», 2005.
  3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство–Пресс», 2009

Конорева Любовь Васильевна,
МАДОУ детский сад № 66,
г. Белгород

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы с ОНР

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи.

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Задачи:
1.Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью Воспитательа, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?).
2.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.
3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.

Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, повторение стихотворения «Игрушки», пальчиковой гимнастики «Семья».

Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима», два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.

Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.

Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят вокруг Воспитателя, возле мольберта, на котором висит картина «Семья».
Воспитатель: – Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи.
Дети называют: – Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.
Воспитатель: – А Катя для мамы и папы кто? – Дочка. А для бабушки с дедушкой? – Внучка.
Дима для мамы и папы кто? – Сын. А для бабушки с дедушкой? – Внук
2. Знакомство с притяжательными прилагательными.
Дети садятся за столы.

Воспитатель выставляет на доску две картинки с наложенными изображениями предметов.
Игровое упражнение «Узнай предмет».
Воспитатель: – Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» – Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». – Найдите фартук бабушки. Вова, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) – Да, это бабушкин фартук.
По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка)
Воспитатель: – Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают. Затрудняющимся детям Воспитатель задает опорные вопросы («Чьё это платье?». )
Воспитатель: – Платье и фартук – это что? Дети: – Это одежда
Ботинки и валенки – это что? – Это обувь
Шляпа и кепка – это что? – Это головные уборы

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.
Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. Воспитатель вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.
– Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка – хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку. А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или Воспитателем.
По аналогии работают с картинкой «Дима»

( папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)
Воспитатель: – Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (Воспитатель указывает на ковер с разбросанными картинками)
Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.
Физкульминутка: Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.
В наш детский сад ходит много ребят.
Игрушку из дома нести каждый рад.
Катин зайчишка прыгает так,
Вовин мишутка топает так,
Машина кукла плачет вот так,
Тимина рыбка плавает так.
Танечкин мячик скачет вот так.
Любят игрушки все дети вот так!

4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу Воспитателя.

Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.
Воспитатель: – Дети, что это? ( Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. Берет картинку с ковра.
Воспитатель: – Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»
Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Катин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Димина футболка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу (хоровые ответы: «мамины», «папины»…) Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).
Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел. – Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»
Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом?
. Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР – 3 УРОВНЯ ФОРИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №150 «Юбилейный», Учитель – логопед Аверичева С. А.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных);

— активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные»;

— стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать связную речь;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов;

— дифференцировать свистящие звуки;

— развивать мелкую моторику;

— развивать ориентировку в пространстве;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, магнитная доска, карточки с изображением диких животных наших лесов и их детёнышей, простые карандаши, шишки, корзинка, карточки с контурным изображениями диких животных, мяч, схемы для составления описательного рассказа.

  1. Организационный момент. Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

— Посмотрите, у нас новая картина. обращаю внимание на коллаж

— Скажите, что вы видите на картине?

— Кого вы видите на картине?

— Это какие животные? дикие, лесные

— Где живут дикие животные? в лесу

— А как вы думаете, зверям хорошо в лесу жить? ответы детей

— Хотите узнать, где живут дикие животные зимой?

Дети присаживаются за столы. На экране появляется зимний пейзаж.

  1. У диких животных, как и у нас есть свои домики. Посмотрите . на экране появляется берлога /

— Это что? Это берлога.

— А кто живет в ней, узнаем, отгадав загадку:

бурый, неуклюжий, косолапый кто? медведь появляется на экране медведь в берлоге

— Берлога чья? Медвежья.

— Это что? Это дупло.

А в нем живёт рыжая, проворная, запасливая кто? белка на экране появляется белка в дупле Дупло чье? Беличье.

На экране логово

— А это что? Это логово.

— — А кто живет в нём, узнаем, отгадав загадку:

злой, голодный серый кто? волк на экране появляется волк в логове

— Это что? Это нора. А в норе живёт хитрая, рыжая, пушистая кто? лиса на экране появляется лиса в норе Нора чья? Лисья.

Скажите, а у каких зверей нет домика? у зайца, у ежа

— Под кучей листвы.

  1. Наши животные приготовили нам задания. Посмотрите от кого задание? От медведя.

-А как вы догадались? на конверте нарисована медвежья голова

Медведь просит прохлопать его любимое стихотворение. Хлопать нужно на каждое слово и на большое, и на маленькое. Сначала похлопают девочки, потом мальчики.

— Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише… Не шуметь.

  1. От кого это задание? От белки.

— А как вы узнали? на конверте нарисован беличий хвост

Белка просит назвать – белка какая? рыжая, быстрая, запасливая, проворная, лесная, пушистая, осторожная

Белке понравились ваши слова и она подарила нам шишки. корзинка с шишками

— Возьмите из корзинки по одной шишке, положите шишки между ладоней пальчиковая гимнастика мы поиграем дети прокатывают шишки между ладонями. Двигают шишку от кончиков пальцев по ладоням. Зажимают шишку то в правой, то в левой руке

  1. От кого следующее задание? От волка. на конверте нарисована волчья голова Волк просит обвести карандашом то животное, которое находится справа от зайца, слева от белки развитие мелкой моторики
  2. От кого это задание? От лисы. Как догадались? нарисована волчьяголова Лиса хитрая и приготовила трудное задание. На доске картинки, назовите их.

Игра «Четвёртый лишний» домашние – дикие животные части тела животных – дикое животное

  1. Физминутка с мячом

Один медведь — много медведей

Один барсук – много барсуков

Один волк – много волков

Одна белка – много белок

Один лось – много лосей

Один заяц – много зайцев

Один ёж – много ежей

Одна лиса – много лис

  1. Дети подходят к столу. На столах перепутаны мамы и их детёныши.

Дидактическое упражнение «У кого кто?»

У лисицы – лисята

У волчицы волчата

У медведицы – медвежата

У бельчихи – бельчата

У зайчихи – зайчата

У бобрихи – бобрята

У лосихи – лосята

  1. Составление описательного рассказа с опорой на схемы.
  2. Итог занятия.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий.

Содержимое публикации

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий.

Тема: «Посуда».

Обогащать предметный, глагольный, словарь признаков по теме «Посуда». Работа с многозначными словами.

Формировать навык образования относительных прилагательных от имен существительных.

Продолжать формировать навык правильного употребления предлогов в речи.

Формировать умение подбирать слова – антонимы.

Закреплять умения строить сложноподчиненные предложения.

Формировать умение аргументировать собственное суждение.

Развивать общую моторику, координацию движений с речью.

Развивать творческое воображение.

Формировать умение классифицировать предметы посуды.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, ответы друг друга.

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуда», пластмассовые стаканы и чайные ложки по количеству детей.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, мы находимся с вами в царства царя – Самовара.

В его царстве много посуды.

Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

Основная часть.

2.1. Образование относительных прилагательных

Вся посуда в царстве изготовлена из разных материалов.

– Стакан из стекла, значит, он какой? – Стеклянный.

Ложка из дерева какая?

Ваза из хрусталя

Блюдце из фарфора

Тарелка из пластмассы

2.2. Подбор слов- антонимов. «Наоборот».

Посуда в царстве была разная. Давайте поиграем в игру «Наоборот».

Была посуда большая, была и какая? Маленькая.

Легкая и … тяжелая

Новая и … старая

Хрупкая и … прочная

Темная и …светлая

Чистая и …грязная

2.3.Предложно- падежные категории

– Посуда в царстве, как и дети в детском саду, любит играть.

Давайте поиграем с ложкой и стаканом.

– Положите ложку в стакан. Куда положили ложку?

– Достаньте ложку из стакана. Откуда достали ложку?

– Положите ложку под стакан. Куда положили ложку?

– Достаньте ложку из-под стакана. Откуда достали ложку?

– Положите ложку на стакан. Куда положили ложку?

– Снимите ложку со стакана. Откуда сняли ложку?

– Подержите ложку над стаканом. Где держите ложку?

– Положите ложку около стакана. Где лежит ложка?

2.4. Составление сложно – подчиненных предложений.

Расхвасталась посуда в царстве Самовара. Каждая говорит, для чего она нужна.

Логопед выставляет предметную картинку, а ребенок называет, зачем нужен данный предмет посуды.

Для чего нужна сковорода?

2.5. Динамическая пауза

2.6.Многозначные слова. Части – целое.

– Из каких частей состоит чайник?

У кого или у чего тоже есть ручка, стенки, дно, носик, крышка?

2.7. Развитее творческого воображения.

Однажды в царство Самовара приехали гости из – за границы.

Приехала шоколадная вилка. Стала она хвастаться: «Хорошо быть шоколадной вилкой!»

-Скажите, почему шоколадной вилкой быть хорошо?

Но, чайник Ворчун изо всех сил кричал: «Безобразие, очень плохо быть шоколадной вилкой!»

– Скажите, почему шоколадной вилкой быть плохо?

Аналогичная работа с бумажной сковородой.

2.8. Классификация видов посуды.

В честь заграничных гостей Самовар устроил бал. Вся посуда пришла во дворец.

В кухне собралась вся кухонная посуда. В столовой – столовая посуда.

В чайной зале – чайная посуда.

Скажите, какая посуда собралась в кухне? В столовой? В чайной зале?

3. Итог занятия

Вот так и жила посуда в царстве Самовара. Живет и сейчас.

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Оценка деятельности детей.

Международный конкурс детско-юношеского творчества к женскому дню «МАМИН ДЕНЬ -8 МАРТА »

Всероссийская интеллектуальная викторина «В ГОСТИ К НОВОМУ ГОДУ! »

Всероссийский конкурс-выставка национальных костюмов, посвященный Году народного искусства и культурного наследия народов России «РОССИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: