Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ж
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

В конспекте даны упражнения и речевой материал по автоматизации звука Ж

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Цель : Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.

Речевой материал : слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.

I. Организационный момент.

Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)

— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

II. Сообщение темы.

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)

1.Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

3.Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

4.Характеристика звука [Ж].

Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.

5.Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.

6.Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

Упражнение № 1 (в слогах)

Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.

6.Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.

Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)

8.Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

Жа-жа-жа- есть носик у ежа.

Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

Же-же-же- дождь пошел уже.

Жо-жо-жо- есть машина пежо.

Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

Инструкция: Давай выучим скороговорку.

Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: “Автоматизация звуков в словах и фразах” Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки “Золушка” . Подразумевает использование компьютера.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. “Цирковое представление”

Индивидуальное занятие: “Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. “Цирковое представление”.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], “Помоги другу”.

В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Конспект занятия по автоматизации звука [Р].

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука “Ш”

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука “Ш” в слогах, словах, предложениях. Занятие предназнчено для детей старшего возраста, имеющих нарушения звукопроизношения. Занятие построено в и.

Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

Подготовила учитель – логопед

Борисова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 73 «Полянка» города Чебоксары Чувашкой Республики

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Образовательная область «Речевое развитие»

  1. упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
  2. формировать навыки согласования существительных с количественными числительными;
  3. автоматизировать звук «Ж» в слогах и словах.

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. активизировать в речи предметы со звуком «Ж»;
  2. уточнить правильную артикуляцию звука «Ж».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Образовательная область «Речевое развитие»

  1. совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
  2. развивать фонематическое восприятие;
  3. формировать длительный плавный выдох;
  4. развивать артикуляционную и общую моторику.

2. Образовательная область «Физическое развитие»

  1. сохранение и укрепление здоровья;
  2. формирование кинестетических и тактильных ощущений;
  3. Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
  2. формировать положительную установку на занятие.

Оборудование: мягкая игрушка бегемот Жужа, картинки-символы, предметные картинки, мелкие игрушки в названии которых есть звук «Ж», зеркало.

Предшествующая работа

  1. организация дидактических «Поймай звук», «Один – много», «Один-два-пять», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Где спрятался звук», «Скажи ласково»;
  2. формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука «Ж»;
  3. отработка упражнений мелкой моторики;
  4. отработка опорных звуков;
  5. постановка звука «Ж»

Методические приемы:

  1. организационный момент;
  2. игровая мотивация;
  3. артикуляционная гимнастика;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. Игра Игра «Поймай звук»;
  6. Игра «Где спрятался звук»;
  7. Игра «Назови ласково»;
  8. Игра «Скажи наоборот»;
  9. Игра «Один-два-пять»;
  10. Игра «Догадайся»;
  11. Поощрения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Здравствуй дружочек. Сегодня к нам в гости пришел бегемотик Жужа. Поздоровайся с ним. Повтори, как его зовут. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ним поиграть? (Ребенок: да хочу).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Жужа будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ему, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Улыбка», «Забор», «Качели», «Маляр», «Индюк».

  1. Характеристика и артикуляция звука «Ж».

Логопед: С какого звука начинается имя нашего бегемотика? (со звука «Ж»).

– А когда мы произносим звук «Ж», губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).

– Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).

– А как ты определил, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук «Ж», то мы услышим звук в ушах).

– Молодец, теперь, и Жужа узнал, что звук «Ж» согласный, звонкий, твердый.

  1. Игра: «Поймай звук» – развитие фонематического восприятия

Логопед: мы с Жужей будем произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Ж», нажимай всеми пальцами на песок (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жак, стол, гараж, ждужок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).

Молодец.

  1. Игра: «Картинки – паутинки» – развитие долговременной памяти

Логопед: Бегемотик Жужа приготовил тебе сюрприз. Он принес картинки – паутинки. Запомни все картинки, которые изображены на этой «паутине», запомни в какой последовательности они расположены (дается 1 минута, для запоминания). (На паутинке изображено: жаба, жук, флажок, еж, нож)

– Запомнил, а сейчас сложи паутинку и положи в карман.

  1. Игра: «Повторяй за нами»- автоматизация в слогах и словах

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ж

Унижонная Елена Павловна , Педагог дополнительного образования
Кемеровская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ж].

Цель: автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях.

1) коррекционно-обучающие: подготовить артикуляционный аппарат к автоматизации [Ж], закреплять правильное произнесение звука [ж] в слогах, словах и предложениях; совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование множественного числа сущ., образование личных глаголов наст.вр. ед.ч.)

2) коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, мелкую моторику.

3) коррекционно-воспитательная: воспитывать целеустремленность (полностью выполнять задание), самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, вата, звуковая дорожка, предметные картинки: три домика; мороженое, жаба, ножницы, журавль, жук, жираф, ежи, желудь, снежинка, лыжи.

1. Организационный этап. ( 30 сек)

а) вводное слово, (1 мин 30 сек)

б) артикуляционная гимнастика, (3 мин)

в) дыхательная гимнастика (выбор: или пальчиковая гимнастика); (1 мин )

3. Основной этап:

а) задания на развитие фонематических процессов (выбор: или восприятия, анализа и синтеза); (1мин )

б) задания на автоматизацию звука [ж]:

– в словах, ( 3 мин )

– в предложениях; (4 мин)

в) физическая разминка; (30 сек)

г) задания на развитие лексико-грамматического строя речи. ( 4 мин )

4. Заключительный этап:

а) обобщающее слово (можно отдельно выделить домашнее задание).

1. Организационный момент. Здраствуй, Женя. Я загадаю тебе загадку. ЖУ-ЖУ-ЖУ

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке?

Какой первый звук в слове «жук»? сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Ж].

Уточнение артикуляции и звука [Ж]. — Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы? — Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик. — В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты? — Верно. Зубы разомкнуты. — Что делает наш язычок? — Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку. Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку. — А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж]. — Правильно. Теплый. Характеристика звука [Ж]. Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.

Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ж», давай выполним гимнастику. Повторяй упражнение за мной.

Лягушка – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Хоботок – губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. «Чашечка»

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.«Вкусное варенье»

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Звуковая дорожка». Помоги пчелке найти дорогу домой. Пропой звук ж.

3. Основной этап

Развитие фонематического восприятия

Я буду называть звуки, и как только ты услышишь звук «Ж- песенку жука» — хлопни в ладоши : Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж. Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ. АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ. Слова: желе, шкаф, жук, жаба, баклажан, телефон, ежата, книга, ножи.

Упражнение № 1. Повтори за мной:

жа – жо жу – жи жи – жа – жо – жу

жо – жа жу – жи же – жа – жо – жу

жу – жа жо – жи же – жу – жи – жо

Упражнение № 2. Произнеси слоги, выделяя ударением слог – жу

Упражнение № 3. «Угадай слово»

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко. Логопед: баба. Ребенок: жаба. Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 4. Определение места звука в слове.

В домиках горит свет. Если светится первое окно, значит, в нем живут слова, которые начинаются на [Ж]. Если свет горит во втором окне, значит, в нем живут слова, в которых [Ж] находится в середине слова. И, наконец, если свет виден в последнем окне, значит, в нем живут слова, оканчивающиеся на этот звук. Посели каждое слово в нужный домик.

Слова: жук, снежинка, жаба, лыжи, ножницы, ежата, журавль, мороженое, жедудь, жираф,

Упражнение № 5. Игра «Назови ласково»:

флаг – …(флажок) утюг – …(утюжок)

друг – …(дружок) снег – …(снежок)

круг – …(кружок) сапог – сапожок

Упражнение № 6. Игра «Один – много»:

нож – …(ножи) этаж – …(этажи) уж – …(ужи)

ёж – …(ежи) морж -…(моржи) гараж – …(гаражи)

Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)

Упражнение № 7. Сосчитай до пяти.

Один жук, два жука……пять жуков

Упражнение № 8. Измени слова по образцу:

лежать – … водить -… глядеть –… судить -…

уходить -… находить -… приходить –… сидеть -…

Упражнение № 9. Повтори за мной:

Буженина на ужин.

Каждый день идут дожди.

Мама купила пирожное.

У Гены бумажный голубь.

У Жанны отец – монтажник, а у Жени – художник.

Упражнение № 10. Работа с текстом:

Ответить полным ответом на вопросы.

Прослушать текст ещё раз.

У Жени болит живот. Доктор говорит Жене: «Полежи, Женя. Подожди, пока лекарство подействует».Женя лежит и ждёт, когда пройдёт боль в животе. Маленький брат Жора подбежал, пожалел Женю, пожелал ему не болеть. Вопросы: Что болит у Жени? Что говорит доктор Жене? Как лечился Женя? Что сделал маленький Жора?

4. Заключительный этапМолодец! Ты хорошо занимался! Правильно произносил звук [Ж] .

Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ – “Время Знаний”
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2022

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана»)

Светлана Тюрина
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана»)

Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах.

Задачи:

коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное

произношение звука [Ж], автоматизировать звук в слогах, словах;

закрепить навык образования существительных c помощью

уменьшительно-ласкательного суффикса -ок, образование названий детёнышей животных;

употребление формы Родительного падежа единственного числа существительных;

коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, слуховое и

зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

воспитательные: воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: открытка-приглашение,игрушка жук, картинка c клавишам,

на которых написаны слоги,предметные картинки, картинки c силуэтным изображением

детёнышей животных, раскраска.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Ты любишь ходить в гости? У меня есть приглашение, а вот от кого оно,

ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе c солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт.

А когда куда летит,

Он гудит, гудит, гудит (жук).

Правильно. Сегодня мы отправимся в гости к жуку Жану. Но, чтобы попасть к нему,

надо произнести волшебные слова. (Ребёнок закрывает глаза, а логопед произносит:

«Раз, два, три, к жуку Жану попади» (на столе появляется игрушка жук).

II.Основная часть.

Посмотри, кажется наш жук немного грустный. Оказывается, после болезни

Жан разучился петь свою любимую песенку. Как ты думаешь, какая это

песенка? Хочешь помочь жуку? Покажи, какие упражнения нужно выполнять.

Артикуляционная гимнастика.

Язык лопаткой положи, и немного подержи («Лопатка»).

Краешки сейчас загни, наверх язык свой подними. Язычок у нас,

как чашечка сейчас («Чашечка»).

С чаем мы попьём варенье, ах, какое объеденье («Вкусное варенье»).

Язычок свой мы размяли и дружно пожужжали. (Изолированное произнесение

Что делают твои губки, зубки, язычок, когда ты произносишь звук?

(Уточнение артикуляции).

Упражнение «Внимательные ушки».

Чтобы звук не потерялся, если его услышишь, поймай и крепко сожми в

Ш, С, Ж, Ч, З, Ж, Щ, Ж… Какой звук ты помогал Жану ловить?

Автоматизация звука в слогах.

Жан учится играть на пианино и петь. Хочешь порепетировать с ним вместе?

Только сначала петь надо тихо. (Ребёнок пальчиками, начиная с большого,

нажимает на клавиши, нарисованные на картинке, и произносит слоги

У вас хорошо получается. Можно спеть громче. (Выполняется пальчиками

Автоматизация звука в словах.

Жан очень любит играть. Поиграем с ним.

(Логопед произносит слово без первого звука, а ребёнок полностью).

Жаба, журавль, жаворонок, жасмин, жакет, журнал.

Игра «Скажи ласково».

Жану нравится все предметы вокруг называть ласково. Попробуй так же.

(Ребёнок переворачивает картинку на столе и называет предмет ласково).

Сапожок, флажок, пирожок, кружок, снежок, утюжок, творожок.

Упражнение на координацию речи с движением.

Пришла пора подвигаться.

Я по лугу похожу (ходьба на месте,

На цветочки погляжу (приложить рук ко лбу козырьком).

И на травке посижу (присесть на корточки).

А устану – полежу (руки под щёку).

Упражнение «Внимательные глазки».

Всех, кто приходят в гости, Жан фотографирует. Посмотри и скажи, какие

малыши были у него в гостях.

(На картинках силуэтные изображения детёнышей животных: медвежонок,

ежонок, верблюжонок, ужонок, жеребёнок, моржонок).

Игра «Кого не стало?»

Жан предлагает поиграть с портретами в прятки. (Логопед закрывает по одной

картинке, а ребёнок говорит, кого не стало).

III.Заключительная часть. Рефлексия.

Нам пора возвращаться. Жан благодарит тебя и на прощанье дарит свой

портрет. (Раскраска).Раз, два, раз, два, возвращаться нам пора.

Где мы сегодня были? Что тебе запомнилось?

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Рm в слогах, словах, предложениях» Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнить правильную артикуляцию.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные: – учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

Конспект занятия «Пёс Чарлик в гостях у ребят» (Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях) Цель: автоматизация звука [Ч] у детей в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Задачи – обогащение словарного запаса по темам птицы,.

Тема логопедического занятия: «Остров сокровищ» (Автоматизация [Л] в слогах, словах) Возраст: старший дошкольный возраст Заключение: ФН Вид занятия: тренировочное Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т – Т’]»

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Статья просмотрена: 6910 раз

Библиографическое описание:

Токарева, Е. А. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж], дифференциация звуков [ Т – Т’]» / Е. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3498/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель : Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Оборудование: зеркало; картинки со звуком [Ж]; три ведерка со звуковыми схемами в начале, в середине и конце слова; удочка с магнитом; картинки с магнитом.

Речевой материал : слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж]; Существительные: еж — ежонок, морж- моржонок, уж- ужонок, медведь- медвежонок, мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб, лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи. Прилагательные: большой, зеленый. Словосочетания: на большой ромашке, зеленый жук.

I . Организационный момент.

Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

— Посмотри, на картинки. (жук, жираф, птица)

— Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

Я на веточке сижу,

Букву Ж я все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

II . Сообщение темы.

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)


Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

— Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад- вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.


Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

Характеристика звука [Ж].

Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.


Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.


Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

Упражнение № 1 (в слогах)

Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.


Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.


Я нашла себе жука

На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях. (имитируем полет)


Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

Жа-жа-жа- есть носик у ежа.

Жи-жи-жи- здесь живут ежи.

Же-же-же- дождь пошел уже.

Жо-жо-жо- есть машина пежо.

Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

Инструкция: Давай выучим скороговорку.

Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед: Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

Логопед: Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.

II часть (дифференциация)

Тема: Звуки [Т] — [Т’]

Цель : Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Развивать умение изменять силу голоса.

Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов.

Учить составлять пересказ небольшого текста.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];

Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси. Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное Словосочетания: тяжелый рюкзак.

I . Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.

Ребенок: Тик-так. Тик-так.

Логопед: Какой первый звук в слове Тик?

Логопед: А в слове Так?

Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’].


— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

Упражнение № 1 «Заборчик».

Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение № 2 «Поехали на лошадках».

Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Уточнение артикуляции звука [Т].

— Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы разомкнуты.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты и сближены.

— Что делает наш язычок?

— Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам.

— Произнеси звук Т’. Что изменилось?

— При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;


– Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки.

– Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду.

– Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие?

– Верно. Голос не звучит.

– Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.


Выкладывание схемы слов.

Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Cколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.

Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются?

Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].


Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах.



    Упражнение № 1«Поймай звук».

    Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т].

    АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ

    Упражнение № 2«Топни ножкой».

    Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’].

    Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ

    Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо:

    Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ.

    АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ.

    СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.

    Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон.

    Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть

    Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах.



      Упражнение № 1«Подними флажок».

      Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т].

      Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема.

      Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками.

      Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.



        Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’.

        Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик.

        Упражнение № 2«Скажи ласково».

        Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково:

        Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.

        Упражнение № 3 «Доскажи словечко»

        Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ:

        Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники.


        Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону):

        Все часы идут вот так.


        Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях.



          Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки»

          Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек.

          Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.



            Упражнение № 1«Доскажи словечко»

            Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам.

            У Темы собака …такса.

            Тимофей поедет на …такси.

            У Наты и Никиты …конфеты.


            Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте.



              Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку.

              Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала.

              — Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак.

              Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его:

              — Это твоя бабушка?

              — Нет, — ответил Тема.

              — Нет — ответил Саша. — Это просто старушка.



                Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима».

                Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму.

                Ответы на вопросы по тексту. Пересказ

                Упражнение № 2 «Тренируем память»

                Инструкция: Давай выучим стихотворение.

                После сна Танюша встанет,

                Танцевать Танюшу тянет.

                Топала да топала,

                Да ноги-то оттопала.

                II . Оценка и итог:

                Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].

                Похожие статьи

                Использование авторских стихотворений в работе.

                Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

                При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его

                В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту

                Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе.

                Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь».

                звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

                1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

                Система работы по дифференциации звуков при.

                ‒ «Собери слова». Ход игры: Логопед предлагает детям добавить слог

                В тексте стихотворения подчеркни звук [ч] — одной чертой, а звук [щ] — двумя чертами.

                И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.

                Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со.

                Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.

                Буквы. » – Обучать звуковому анализу, чтению слогов, слов. Логопед: Какая буква обозначает звуки к — кь на письме?

                Нетрадиционные методы в логопедической практике

                Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

                Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

                Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы.

                Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

                Информационно-коммуникативные технологии как средство.

                Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

                На видео показаны упражнения для щек, губ, языка, мягкого неба, которые сопровождаются небольшими стихотворениями, соответствующими названию артикуляционного упражнения.

                Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих.

                1.) Упражнение «Гласные звуки и буквы». — Расскажите, что вы знаете о гласных звуках и буквах?

                12). Упражнение «Определение количества слогов в слове и выделение ударного слога».

                (Логопед предлагает двум детям воспроизвести диалог героев).

                Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

                Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений

                 «Лишний слог» — найти в слоговом ряду лишний отличающийся одним звуком слог с

                 «Слушай внимательно» — выделить из текста слова с заданным звуком с показом модели артикуляции

                Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука [Ж].

                Учить автоматизировать звуки [ж] в словах и предложениях;

                2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] ;

                3)Совершенствовать умения правильно произносить одно-, двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

                4)Формировать навык звукового и слогового анализа слов;

                5) Развивать умение ориентироваться в пространстве,

                1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

                2) Развивать мелкую моторику рук;

                3) Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении; память, внимание, мышление.

                4) Развивать артикуляционную моторику, мимику, дикцию

                5) создавать благоприятный психологический настрой.

                1)Соблюдать правила поведения на занятии;

                2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

                3)Воспитывать у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции;

                Просмотр содержимого документа
                «Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука [Ж]. »

                Конспект индивидуального занятия «Приключения пчелки ». Автоматизация звука [Ж].

                Цель: создать условия для закрепления произношения звука [ж] в словах, в предложении.

                1)Учить автоматизировать звуки [ж] в словах и предложениях;

                2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] ;

                3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

                4)Формировать навык звукового и слогового анализа слов;

                5) Развивать умение ориентироваться в пространстве,

                1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

                2) Развивать мелкую моторику рук;

                3) Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении; память, внимание, мышление.

                4) Развивать артикуляционную моторику, мимику, дикцию

                5) создавать благоприятный психологический настрой.

                1)Соблюдать правила поведения на занятии;

                2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

                3)Воспитывать у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции;

                Оборудование: пчелка Жу- жа, демонстрационные картинки: пчелка с ведерком (на ведерках прикреплены при помощи скрепок картинки со звуком Ж. )

                Организационный момент.

                Л. Здравствуй. С каким настроением ты сегодня пришел ко мне заниматься? С хорошим или плохим ? (Хорошим)

                2.Логопедическая гимнастика.

                Л: давай вспомним веселое стихотворение вместе. Смотри внимательно в зеркало и делай упражнения. Я буду рядом и тебе помогать, если ты забудешь.

                Мы умеем улыбаться,
                Мы умеем чистить зубки,
                Чай заварили, вот дела
                Ведь нам чашечка нужна.
                Чашку к зубкам поднимаем,
                Губки тянем, округляем.
                Голос звонкий подключаем,
                Дружно громко выдыхаем,
                И звук «Ж» мы получаем.

                Л: Про какой звук было стихотворение? ([Ж].) Правильно.

                А какое насекомое у нас может произносить этот звук? Кто у нас жужжит, когда летит?(Пчела).Молодец!

                – Сегодня в гости к нам прилетела пчелка Жу-жа. Она будет играть с тобой и помогать запомнить звук [Ж]..

                3.Изолированное произношение звука [Ж].

                Пожужжи ,как пчелка Жу-жа. (Ж_Ж_Ж_Ж_Ж)

                4. Характеристика звука.

                – Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных? Что мы знаем о гласных звуках? (Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные можно петь.) А что мы знаем о согласных звуках? (Когда мы их произносим, нам что-нибудь мешает: или губы, или зубы, или язык.) Закройте глаза и произнесите звук [с]: что-нибудь мешает? (Дети произносят звук и определяют, что мешают зубы, не дают воздуху проходить.) Какой же это звук, гласный или согласный?

                Правильно этот звук [Ж], мы пропеть не можем, как гласную. Звонкий или глухой? (звонкий)

                Запомни: звук ж – всегда твердый. Каким цветом мы рисуем звук [Ж]. ? (Синим)

                5.Ориентировка в пространстве:

                А теперь немного поиграем. Покажи Жу-же, как ты умеешь. Левой рукой достань нос, а правой рукой правое ухо, закрой левой рукой правый глаз и т.д.

                6.Автоматизация звука ж в слогах. Закрепление

                Л: Пчелка собирает нектар. Она сможет перелететь с одного цветка на другой, если ты правильно будешь произносить слоги, написанные на цветах. Помоги пчелке, произнеси четко слоги.

                7.Упражнение на зрительное восприятие.

                Найди буквы: а, о, у, ы.

                8.Физминутка

                На лужайке, по ромашке(машут руками «летают»)

                Жу-жа летала в полосатой рубашке:

                Жу-жу-жу, жу-жу-жу,(произносит слоги и машет руками)

                Я с ромашками дружу.

                9. Произношение звука [Ж] в слогах, чтение слогов с данным звуком.

                Л: Пчелка летит и жужжит. Когда она остановится возле гласной буквы, читай слог, который получается. Произноси плавно.

                9..Определение позиции звука в слове (начало, середина).

                Л: Посади пчелок на цветы. Называй слово четко. Определи, где находится звук [Ж].

                Слова: жук, жаба, баклажан, флажок, ёж, багаж.

                10. Автоматизация звука [Ж].

                Л: Пчелки возвращаются домой – в улей. Но влететь в него они смогут, если ты правильно назовешь, что нарисовано у них на ведерках. Произноси слова четко.

                Слова : снежинка, пружина, пирожок, пижама, жакет, нож, крыжовник, журнал.

                Ты справился со всеми заданиями и от пчелки тебе подарок (конфеты пчелка). Пчелка Жу-жа проводила своих подруг в улей и ей пора возвращаться домой. Давай попрощаемся с Жужей. (До свидания, Жу-жа!).

                Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук [Ж]. Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте”

                Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук [ Ж].

                Этап: Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

                1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

                2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

                3. Закреплять умение изменять силу голоса.

                4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

                – Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

                — Посмотри, на картинки (жук, жираф, птица).

                — Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.

                Я на веточке сижу,

                Букву Ж я все твержу

                Зная твердо букву эту

                Я твержу весной и летом.

                — Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

                — Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

                – Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)

                Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

                Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

                — Кто сел тебе на носик? Жук.

                Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

                — Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.

                Артикуляционная гимнастика.

                Упражнение № 1 «Маляр».

                Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад – вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

                Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

                Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

                Упражнение № 3 «Грибок».

                Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

                Упражнение № 4 «Чашечка».

                Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

                Уточнение артикуляции и звука [Ж].

                — Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

                — Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

                — В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

                — Верно. Зубы разомкнуты.

                — Что делает наш язычок?

                — Молодец! Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

                Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

                — А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

                Характеристика звука [Ж].

                Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.

                Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].

                Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».

                Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].

                Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

                Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

                АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.

                Упражнение № 2 «День и ночь».

                Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

                Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.

                Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.

                Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.

                Упражнение № 1 (в слогах)

                Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.

                В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)

                ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)

                ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.

                АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.

                Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).

                Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.

                Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.

                Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

                Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

                Логопед: баба. Ребенок: жаба.

                Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.

                Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».

                Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

                У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.

                Определение места звука в слове.

                На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

                Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.

                Динамическая пауза

                Я нашла себе жука

                На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)

                Не хочу держать в руках

                Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)

                Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)

                Нос испачкал пылью. (вытираем нос)

                Улетел зеленый жук

                Улетел на крыльях. (имитируем полет)

                Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.

                Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».

                Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.

                Жа-жа-жа – есть носик у ежа.

                Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

                Же-же-же – дождь пошел уже.

                Жо-жо-жо – есть машина пежо.

                Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)

                Инструкция: Давай выучим скороговорку.

                Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.

                -Какой звук мы сегодня повторяли?

                – Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.

                -Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.

                Читайте также:
                Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: