Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч) в слогах

Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком с ОНР III “Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях”

Цели:

  • работать над четким и правильным произношением звука Ч в слогах, словах, предложениях;
  • работать над умением делить слова на слоги, определять позицию звука в словах;
  • практически учить детей образовывать множественное число имен существительных;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и др.

Оборудование: игрушка черепашка, предметные картинки, схемы для составления предложения, фишки для определения позиции звука в слове, разноцветные резиночки

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Отгадай загадку:
Домик мой везде со мной
Он устроен за спиной
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу
Вовсе не букашка. Кто я? (черепашка)

– Молодцы! Правильно догадалась. Сегодня к нам в гости пришла черепаха. Она будет нам помогать выполнять разные задания.
– Давай сделаем вместе с черепашкой гимнастику для язычка

Артикуляционная гимнастика

(предполагается удержание статистические позы под счет до 5)

  • «Лопата»
  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Вкусное варенье»
  • «Почистим зубки»
  • «Лошадка»

(выполняется по 10 -15 раз)

Объявление темы занятия

Логопед: Скажи какой первый звук в слове черепаха.
– Какой он? (согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом)
– Сегодня мы будем стараться говорить звук [Ч] в словах и предложениях. А поможет нам в этом наш новый друг – черепаха.

Артикуляционный уклад звука [Ч]

Алгоритм:
– губы хоботком
– зубы заборчиком,
– кончик языка прижат к альвеолам,
– воздушная струя теплая.

Д/и «Поймай звук»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч].

– П ш ч ц ть л ч
– Па но, чи, са, ща, чо
– Чай, сон, тень, часы, мяч, шапка

Логопед: Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные. Черепахи любят тишину.
– Когда дети громко шумят, можно сделать так: поднести указательный палец к губам и произнести: ч-ч-ч. Теперь тишину позови ты.

Развитие мелкой моторики

Д/и «Тихо – громко»
Логопед: Поиграем с нашими пальчиками. А чтобы черепаха могла поиграть с нами, мы будем называть первый звук ее имени каждый раз, когда пальчики будут здороваться.
– Пальчики здороваются, произнося звук [Ч] изолированно, в слогах; тихо – громко, с постепенным ускорением.

Развитие мимических мышц

Логопед: Давайте покажем черепахе что мы умеем делать.
Мы умеем удивляться
Мы умеем огорчаться
Мы умеем сердиться
Мы умеем веселиться.

Д/и «Микрофон»
Логопед: Повтори чистоговорки.

Чо – чо – чо – солнце греет горячо
Ча – ча – ча – к Тане вызвали врача
Ач – ач – ач – прилетел к нам грач
Оч – оч – оч – наступила ночь

Звуковой анализ слова «ночь»

Логопед: черепаха принесла с собой картинки и просит, чтобы ты с ней поиграла

Д/и «Сложи пазл»
Чтобы части картинок совпали. Предметы соединены цветным шнурочком, пройди по шнурочку и назови их.

Д/и «Телеграф»
Отстучи слово по слогам. (хлопками или карандашом)

Д/и «Один – много»

Д/упражнение: определи позицию звука в словах, поставь фишку в нужное место (начало, середина, конец слова)
Д/упражнение составь предложение по одной из картинок.
Д/и с резиночками – по инструкции логопеда, по карточке.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Логопед: У черепахи осталось для тебя последнее задание – раскрасить только те предметы в названии которых есть звук [Ч].

Рефлексия

Логопед: Черепахе очень понравилось играть с тобой, но ей уже пора уходить. Перед тем как уйти давай вспомним:
– Какой звук помогала нам произносить черепаха?

– У тебя сегодня все получилось?
– Что для тебя было самым трудным?

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук Ч. Автоматизация в слогах, словах”.

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Этап: автоматизация в слогах, словах

1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

– упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

– упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

– упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по дорожке.

I. Организационный момент

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад, посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” – здесь мы становимся , познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку .

2. Автоматизация звука [ч] изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте .

// Комарова Л. А. – дорожка

3. Автоматизация звука [ч] в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам – давай поможем им.

4. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия:

4.1.Определение наличия звука [ч] в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные – подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука [ч] в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Читайте также:
Что такое фонематический слух

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:

– “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.

– “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.:

– “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

Тебе понравилось наше путешествие?

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи «Автоматизация звука [ч] в слогах, словах»

Анна Голубева
Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи «Автоматизация звука [ч] в слогах, словах»

Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 4” г. Великие Луки Голубева А. В.

Тема: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах.

Цель: Закрепить навык произношения звука [Ч] в слогах, словах.

Задачи:

– продолжать закреплять произношения звука [Ч] в слогах, словах;

– учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– учить согласовывать существительное с прилагательным;

– развивать мелкую моторику;

Оборудование: картинка черепахи, слоговая дорожка, картинки с изображением больших и маленьких предметов, счетные палочки, схематичное изображение черепахи.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика.

Л. : «Проснулся Язычок, выглянул в окошко («Лопатка») и решил сходить в зоопарк. Там он встретил Черепаху и подружился с ней. Пригласил Язычок Черепаху на чай («Чашечка», угощал ее блинчиками («Блинчик», вареньем («Вкусное варенье», а потом сыграл ей на гармошке («Гармошка»)».

2. Слоговая дорожка.

Л. : «Погостила черепаха у Веселого Язычка и отправилась обратно в зоопарк к своим черепашатам. Дорога была длинной и, чтобы ей не было грустно, она пела песенку: «ча-чо-чу;чо-чу-ча; чу-ча-чо; ач-оч-уч; оч-уч-ач; оч-ач-уч».

3. Игра «Большой и маленький».

Л. : «Пришла черепаха к своему домику, а там ее встретили маленькие черепашата. И решила она поиграть с ними в одну интересную игру «Большой и маленький». Мама-черепаха называла большие предметы, а черепашата маленькие. Черепашата были невнимательные и часто ошибались. Помоги им правильно назвать маленькие предметы»:

Л. : «Миска»;

Ребенок: «Мисочка»;

Л. : «Кувшин, коляска, пуговица, стакан, подушка, санки, шапка, стул, скамейка»;

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи 'Мы идем весну искать'

Ребенок: «Кувшинчик, колясочка, пуговичка, стаканчик, подушечка, саночки, шапочка, стульчик, скамеечка»;

Л. : «Какой звук появился в названиях маленьких предметов?»;

Ребенок: «Звук [Ч]».

4. Игра «Какой, какая, какие?»

Л. : «Посмотри на черепаху, она по цвету какая?»

Ребенок: «Коричневая»;

Л. : «Про что или про кого можно сказать коричневая?»

Ребенок: «Рубашка, шуба, доска, полка»;

Л. : «Про что или про кого можно сказать коричневый?»

Ребенок: «Плащ, чемодан, стул, медведь»;

Л. : «Про что или про кого можно сказать коричневые?»

Ребенок: «Ботинки, чулки, сапоги».

5. Упражнение «Сложи картинку».

Л. : «Посмотри внимательно на картинку. Кто на ней изображен?»

Ребенок: «На ней нарисована черепаха»;

Л. : «Она нарисована или выложена?»

Ребенок: «Она выложена»;

Л. : «Из чего выложена черепаха?»

Ребенок: «Черепаха выложена из палочек»;

Л. : «Сложи из счетных палочек точно такую же черепаху».

6. Стихотворение-игра «Повтори на [Ч] слова».

Л. : «Послушай внимательно стихотворение и назови слова со звуком [Ч].

На часок мы зашли

Поползла потом к соседке

Что-то долго мы хозяйку

Ребенок: «Часок, черепашке, чайник, чашки, чай».

Л. : «А сейчас давай попрощаемся с нашей черепашкой и еще раз повторим ее песенки (Ребенок за логопедом повторяет слоговые ряды: ча-чо-чу;чо-чу-ча; чу-ча-чо; ач-оч-уч; оч-уч-ач; оч-ач-уч)».

«Автоматизация звука [Л] в слогах, словах». Конспект занятия в детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах». Цели: 1. Закрепить навык произношения звука [Л] в слогах; 2. Закрепить навык произношения.

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ч] в открытых и закрытых слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии

Цель: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах и словах

Скачать:

Вложение Размер
individualnoe_zanyatie.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ч]

в открытых и закрытых слогах и словах.

  • упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах и словах;
  • обогащать и активизировать словарь, тренировать навыки словоизменения,
  • развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой и слоговой анализ;
  • развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
    Ход занятия 1. Организационный момент.
    • Упражнение па развитие словаря.

– Послушай стихотворение:
Жарким летом каждый месяц
Ягодой своей отмечен.
Под сосной во мху, гляди-ка, –
Распрекрасная брусника.
На поляне меж березок
Земляники очень много.
Вдоль дороги ежевика –
Так похожа на ежа!
Хоть она колючка-злючка,
Но на вкус так хороша.
Е. А. Алябьева
Ответь на вопросы:
– Какие ягоды собирают в лесу?
– Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.)
– Назови ласково ягоды, о которых говорится в стихотворении. (Брусничка, ежевичка, земляничка.)
– Почему ягоды собирают долго?
– Что можно приготовить из ягод?
– Ягоды – это какие плоды? (Сочные.)

2. Игра «Повтори правильно».
чик-чик-чик чик-чек-чак очек-очек-ачек
чек-чек-чек чек-чак-чик учек-учек-ичек
чак-чак-чак чак-чик-чек очек-ачек-очек
чок-чок-чок чок-чик-чек учек-ичек-учек

3. Игра «Закончи предложение».
– Слушай внимательно и доскажи словечко.

Вот пришел из сада мальчик,
Поднимает кверху паль. чик,
Манит дедушку: «Дедуль. чик,
Принеси мне быстро стуль. чик.
Расстегни-ка мне замо. чек.
Опусти воротничо. чек. Ой!
Запутался шнуро. чек,
Развяжи-каузело. чек. »
Бабушка спешит: «Ах, вну.. чек.
Хочешь есть? Покушай суп. чик,
Съешь бульон. чик. вот батон. чнк,
Вкусный блин. чик,
пышный пон. чик. »

«Я наелся! Ну, бабуль. чик.
Отодвинь-ка быстро стуль. чик!
Я возьму еще банан. чик
И улягусь на диван. чик».
«Эй, дедуля, – крикнул маль. чик,
– Принеси-ка мне журналь. чнк,
И не шаркай так, дедуль. чнк,
Воду выключи, бабуль. чик.
Не шумите и молчок!»
Отдыхает наш внучок!

• Назови одним словом:
– блинчик, пончик, бананчик, батончик – еда;
– стульчик, диванчик – мебель:
– замочек, шнурочек, воротничочек – детали одежды.

Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк.)

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает,
Я полезной быть хочу,
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча.)
На плите стоит, пыхтит,
А из носа пар валит.
(Чайник.)
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает.
(Пчела.)
Летит орлица по синему небу:
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча.)
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
(Ручей.)
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
По своим чуланчикам,
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
(Перчатки.)
– Вспомни и назови слова-отгадки, выделяя голосом звук [ч].
– Назови слова, обозначающие живые предметы.
– Назови слова, обозначающие неживые предметы.
– Назови предметы ласково.
– Подбери к схемам слова:

5. Игра «Измени».
Я хочу чаю.
Мы. хотим чаю.
Ты. хочешь чаю.
Вы. хо¬тите чаю.
Он. хочет чаю.
Они. хотят чаю.

6. Физкультминутка. (имитация движений по тексту)

Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Хлопаем в ладоши:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками топочем:
Топ-топ-топ!
Ач-ач-ач –
Попрыгай, как мяч!
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи!
Чок-чок-чок –
Сожми руки в кулачок!
Чок-чок-чок –
А теперь – на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!

7. Игра «Скажи ласково».

бак – бачок палец – … бык-. сарай-. мяч — . чулан-.
чуб-. ключ-. крюк-. сын-. кочан -.

8. Игра «Один — много».
Причал — причалы; бахча – бахчи мочалка-. кочан-.
пчёлка-. плечо-. дочурка -. драчун калач-. чиж-.

9. Заучивание скороговорок.

• В горячей печи пекарь пек калачи.
• Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
• У печи, печи, печи испечем мы калачи.
• На печи калачи, как огонь, горячи.

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
  2. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  3. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
  4. Обогащение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  6. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  7. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • арбузные семечки, бабочка (аппликация);
  • различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
  • карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
  • индивидуальная карточка со словосочетаниями;
  • индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
  • карточки по теме: «Четвёртый лишний».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Что это за цветок?

– Какой пятый звук в этом слове?

– Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

II. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
  8. «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

III. Произношение изолированного звука.

– Как стрекочет сверчок?

IV. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
  • зубы сближены,
  • кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • спинка языка поднята,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

V. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

  • ач-оч-уч,
  • оч-уч-юч,
  • ыч-еч-ич,
  • ча-чо-чу,
  • чу-чи-че.

VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.

– На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)

– Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.

VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.

(Ребёнок повторяет за логопедом.)

Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.

  1. Врач – плач.
  2. Бочка – почка.
  3. Внучка – ручка.
  4. Ключ – колюч.
  5. Мяч – горяч.
  6. Колечко – гречка.
  7. Значки – каблучки.
  8. Проволочка – наволочка.

Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.

  1. Чайник – причал.
  2. Бычок – крючок.
  3. Чей – ручей.
  4. Мальчик – зайчик.
  5. Удача – задача.

IX. Автоматизация звука [ч] в словах.

– Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.

X. Игра «Поймай звук».

Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].

– Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.

– Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?

– Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

– Составь предложение со словом «сачок».

(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).

XI. Антонимы.

– Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

  1. Голубь белый, а ворон . (чёрный).
  2. Коктейль холодный, а чай . (горячий).
  3. Этот автомобиль грязный, а этот . (чистый).

– Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.

XII. «Четвёртый лишний».

– Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.

  • дуб, ель, берёза, одуванчик;
  • сова, попугай, ворона, кузнечик.

– Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.

– Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.

XIII. Составь словосочетания, предложения.

На столе индивидуальная карточка.

Чёрный часы
Точные бабочка
Ночная грач
Горячий варенье
Черничное чай

– Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

XIV. Закончи предложения.

– Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:

  1. На стене висят . (часы).
  2. Олечку лечил . (врач).
  3. Девочка ловит сачком . (бабочку).
  4. Мальчики бегут купаться на . (речку).
  5. К окну подлетела . (синичка).
  6. Художнику нужны краски и . (кисточки).

Выполнить схему предложения по выбору.

XV. Пересказ текста.

– Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.

Текст читает логопед.

Злой мальчик.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

– Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»

Индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме поможет закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Прививать чувство уважения к русскому языку.

Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).

«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).

«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).

«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).

«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).

«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

10. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.

Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.

Ча-ча-ча — чашка горяча

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — я читать хочу.

Чо-чо-чо — поцарапано плечо.

Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.

Юч-юч-юч – потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

11.Закончи предложения.

– Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):

Мальчики качались на … (качелях).

Почтальон разносит … (почту).

Девочка ловит сачком . (бабочку).

Внучка собирала в лесу … (чернику).

Снесла курочка … (яичко).

Мальчик ест … (печенье).

В траве замолчал … (кузнечик).

12. Подведение итогов занятия.

– Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).

Конспект индивидуального занятия

Конспект индивидуального занятия

учитель-логопед МАДОУ д/с №1 г. Нытва

Образовательная область: Коммуникация

Тема: Автоматизация звука «Ч» в словах и фразах.

Этап обучения по данной теме: Автоматизация звука «Ч».

1.Развивать фонематическое восприятие.

2.Автоматизировать звук «ч» в словах и фразах.

4.Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

5.Обогащать словарь по лексической теме.

6.Развивать память, внимание, мышление.

Тип занятия: коррекционное

Мотивация: игровая

Методы: словесные (используемые приемы: беседа, пояснение, вопрос, художественное слово);

наглядные (используемые для приемы: схемы, игрушки);

практические (поиск, упражнение, моделирование, погружение в воображаемую ситуацию, чтение слогов).

Оборудование: резиновая щетка для массажа, деревянные палочки, игрушки: поезд, грибочки, елочки, сундучок, лягушка, черепаха, чашки, блюдца, смурфик, ежик, мишка, фигурки гномиков, слоги разрезанные.

Ход занятия:

1.Оргмомент.
Логопед:
Карина, ты любишь ходить в гости? (да) Мы с тобой сегодня отправимся в гости к нашим друзьям: лягушке и черепахе, они для нас приготовили подарки, очень интересно посмотреть, что же это за подарки. А отправимся мы туда на волшебном поезде, сели удобно, но наш поезд не едет, потому что нет железной дороги, а железную дорогу ты сейчас выложишь вот из этих палочек. (девочка выкладывает).

– А я тоже умею делать железную дорогу, но я ее сделаю на язычке, покажи язычок, положи его на нижнюю губку (логопедический массаж)

Рельсы, рельсы (поглаживающие движения щеткой по языку)

Шпалы, шпалы (зигзагообразные движения)

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг из последнего вагона посыпалось зерно.

Вышли куры поклевали, поклевали (постукивающие движения)

Пришли гуси пощипали, пощипали (вибрационные движения)

Пришел слон со слонихой потоптался, потоптался (постукивающие движения)

Пришел маленький слоник потоптался, потоптался

Пришел дворник и все подмел(поглаживающие движения языком)

– Но наш волшебный поезд все равно не может тронуться, потому что его заколдовал злой волшебник Гаргомел, он очень злой и ужасный, и чтобы его расколдовать мы выполним специальные упражнения, а Смурфик нам поможет у него есть схема-помощник: (схема с картинками артикуляционных упражнений)

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение «Чашечка». Постучи «чашечкой» за верхними зубами.

– Наш поезд наконец – то тронулся и поехал по железной дороге. Как он поехал? Как зазвучал? (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч). Давай повторим, как мы произносим звук ч: Губки какие? (Губки округлены и выдвинуты вперед, кончик языка прижат за верхними зубами, а воздушная струйка разбивает эту преграду)

А какой звук ч? Какой гномик обозначает звук ч? Какая у него рубашка? Почему он согласный?

– Поезд едет, едет, а как ехать дальше не знает машинист, чтобы узнать как дальше ехать нужно выбрать правильное направление. А для этого нам нужно найти в какой букве живет звук Ч? У меня много разных направлений со стрелочками, тебе нужно найти букву ч. Букву мы с тобой нашли, а ты ее выложи палочками.

(ребенок выкладывает букву ч с помощью палочек)

– Выбрали направление и наш поезд поехал дальше к нашим друзьям. Поехали, озвучиваем (Ч-Ч-Ч-Ча-Ча-Чу-чу-чи-чи). А на пути сломанный мост, который сломал злой волшебник, нам надо выложить слоги, прочитать их и починить мост (читаем, выкладываем слоги):

ач-оч – уч чу-ча-чо ыч-ач-ыч ча-чу-чо чта-что – чту чты-чта-что

– Чтобы не скучно было ехать в поезде, Мы поиграем в игру «Сигнальщики» (звук. Слог. Слово)

ш, с, т, Щ, ч, ж, З, ч, ц, ш, ч. Та, ча, со, Щу, зы, чу, тЕ.

Вагончик, шпалы, прочный, рельсы, стучат, мчится, колеса. Качается, станция, страна, чудесная, сказочная.

– Сели в поезд и опять поехали, едем и произносим чистоговорки, чтобы нам не скучно было (ач-ач-ачпокупаем мяч, оч-оч-очнаступила ночь). Вот мы и приехали на волшебную полянку, а там сидит и плачет ежик, у него все картинки перепутал злой волшебник, надо выбрать картинки со звуком ч и назвать их. Где живет звук ч (начало, середина, конец)

Уч-уч-уч – в небе много туч,

ча-ча-ча – дайте калача.

Чо-чо-чо – болит плечо.

-Поехали дальше, а на пути дремучий, заколдованный лес. Игра «назови ласково». Что в лесу растет?

Гриб-грибочек, грибочки

елка – елочка, елочки

цветок-цветочек, цветочки

-Поехали дальше и приехали в гости к лягушке с черепахой. Посмотри, что они делают? (Пьют чай.) А что у них стоит на столе? (Чашки) А что в чашках? ( В чашках чай.) А черный или зеленый чай?

А я знаю очень хороший стишок про черепаху.

Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая. (повтори стихотворение)

В гостях мы побывали, чай попили, пора и домой возвращаться. Садимся в поезд и едем домой на поезде (ч-ч-ч-ч).

-Какой звук мы сегодня повторяли? (Ч)

– у кого в гостях мы были?

Индивидуальное занятие “В гостях у Лесовичка”.

, учитель-логопед, МДОУ ЦРР “Аленка” Россия, Хакасия, г. Черногорск

Дизартрия – наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч. Как правило, сложные по артикуляции звуки – Ш, Ж уже имеются в речи, но мягкий звук Ч, требующий добавления к основной артикуляции подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу, вводится в речь с большим трудом. На индивидуальных занятиях будет целесообразно произносить звук Ч утрированно не только ребёнку, но и логопеду в своих инструкциях и вопросах. Таким образом, необходим творческий подход для достижения лучшего результата в процессе автоматизации звука Ч.

Тема. Автоматизация звука Ч в словах и фразах.

Цели.
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Автоматизировать звук Ч в словах.
3. Закрепить навык словоизменения.
4. Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
5. Приобщать к традициям русского быта, обогащать словарь по теме.
6. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование.
Занятие проводится в комнате, оборудованной в стиле русской избы.
Кукла – Лесовичок, телефон, чугунок, прялка, сундучок, набор детской одежды, светофорик на батарейках, предметные картинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.
Логопед:
– Мне позвонил старичок – Лесовичок и пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?

2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
– Необходимо приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.

“Крылечко”
Чок – чок, чок – чок,
Я – весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.

“Часики”
Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок
На часы взглянул – идут:
“Тик-так, тики-тук!”

“Вкусное варенье”
На солнышке повалялся
И проголодался.

“Маляр”
Хватит отдыхать, вставай!
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели.

“Чашечка”
Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!

Чок-чок, чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и – на бочок.

3. Уточнение артикуляции звука Ч (положение язычка, губ), воздушной струи.
Логопед:
– Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук Ч?

4. Изолированное произнесение звук Ч.
Логопед:
– Предупреди всех, что язычок лёг спать!
– Ч-ч-ч-ч.

5. Характеристика звука.
Логопед:
– Возьмём звук Ч с собой в гости к Лесовичку?
– Расскажи, какой это звук?

6. Связь звука с буквой.
Логопед:
– В какой букве живёт звук Ч?
– Напиши в воздухе пальчиком букву Ч.
– Выложи ниточкой букву Ч.

7. Автоматизация звука Ч в слогах.
– Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едем.
– Позвони по телефону и скажи на лесном языке.
Повторение слогового ряда:
ач-оч-уч ча-чо-чу
очк-ычк ыч-ач-ыч
чу-ча-чу учк-ачк

8. Мимические упражнения.
Логопед:
– Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем.
– Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь.
– Улыбнётся, когда нас увидит.
– Загрустит, когда мы будем уезжать.

9. Развитие фонематического восприятия. Пальчиковые упражнения.
Логопед:
– Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком Ч, а поможет нам светофор. Каким цветом мы обозначаем звук Ч? Почему?
– У светофора тоже есть “глазок” зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный “глазок”, если услышишь в слове звук Ч.

Игра “Светофор”.
На слова со звуком Ч – ребёнок нажимает кнопку, включая зелёный свет, на слова без звука Ч – жёлтый.
Слова для произнесения: носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.

10. Дифференцированное произнесение слов.
Логопед:
– Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком Ч для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).

11. Физминутка.
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
Чу-чу-чу, далеко я укачу.
Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

12. Упражнение на развитие воздушной струи.
– Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка.
Отгадай, кого я вижу на полянке?
Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел!
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Видишь бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё.
На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх – она полетела.

13. Автоматизация звука Ч в словах различных грамматических категорий.
Логопед:
– Вот мы и добрались. Стучи в дверь.
– Поздоровайся с Лесовичком.
– Покажи нам Лесовичок как ты живешь?
– Что это? (печь) Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).

14. Итог.
Логопед:
– За каким звуком мы сегодня следили в речи?
– Какой звук повторялся в словах?
– У кого в гостях мы были?
– Попрощайся с Лесовичком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: