Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч)

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»

Индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме поможет закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Прививать чувство уважения к русскому языку.

Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).

«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).

«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).

«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).

«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).

«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

10. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.

Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.

Ча-ча-ча — чашка горяча

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — я читать хочу.

Чо-чо-чо — поцарапано плечо.

Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.

Юч-юч-юч – потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

11.Закончи предложения.

– Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):

Мальчики качались на … (качелях).

Почтальон разносит … (почту).

Девочка ловит сачком . (бабочку).

Внучка собирала в лесу … (чернику).

Снесла курочка … (яичко).

Мальчик ест … (печенье).

Читайте также:
Знакомство со звуками (М) - (МЬ) - фронтальное занятие по развитию фонематического слуха

В траве замолчал … (кузнечик).

12. Подведение итогов занятия.

– Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ч]»

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ч]»

Тема: Звук [ч].

Цель: автоматизировать изолированный звук [ч].

– упражнять в правильном произношении изолированного звука [ч];

– активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».

– совершенствовать фонематические процессы;

– развивать речевое дыхание;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– совершенствовать пространственные ориентировки.

– воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Тип занятия: закрепление.

Этап работы: автоматизация звука.

Организационная форма проведения: индивидуальная.

Возраст ребёнка: 6 лет.

Оборудование: индивидуальное зеркало,картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро), небольшой макет «Качели» (для дыхательной гимнастики), карточки с цифрами от 1 до 10, мяч.

Лингвистический материал: звук [ч].

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».

4) Игра «Весёлый мяч».

3. Динамическая пауза «Листочек».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Изобрази транспорт».

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

На столе учителя-логопедаразложены картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, лодка, поезд, машина, автобус, трамвай, метро).

Учитель-логопед:

– Посмотри на картинки. Подумай и назови тему сегодняшнего занятия.

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие, во время которого узнаем много нового и интересного. Поедем мы с тобой на поезде. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).

– Первый город, в котором мы оказались, – это город Буквоежек. Называется он так потому, что все его жители невнятно разговаривают, «проглатывают» окончания слов, а иногда и середину слов. Знаешь, почему у них невнятная речь?Потому что они очень ленивые: они никогда не выполняют артикуляционную гимнастику. Покажем буквоежкам, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

– Выполним артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

– А теперь пересаживаемся в лодку и плывём по реке.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Лодочка».

Две ладони я прижму

И по речке поплыву.

(Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, –

Это лодочка моя.

(Выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».

Учитель-логопед:

– Пересаживаемся в поезд. Поехали дальше. (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»). Приехали мы с тобой на летнюю полянку, на которой стоят качели (учитель-логопед выставляет на стол макет качелей). Покатаемся на качелях! Чтобы на них покататься, нужно на них подуть сильной воздушной струёй.

Выполнение дыхательной гимнастики «Весёлые качели».

Качели находятся напротив губ ребёнка (учитель-логопед держит их на нужной высоте и нужном расстоянии). Между губами и качелями – 10-15 см. Дуть на качели сильной направленной воздушной струёй так, чтобы качели раскачивались.Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

Читайте также:
Пособие 'Волшебный стол'

4) Игра «Весёлый мяч».

Учитель-логопед:

– Посмотри, я нашла на этой замечательной полянке мяч. Поиграем в игру «Весёлый мяч».

– Послушай правила игры. Я показываю тебе карточку с цифрой, ты, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносишь звук [ч]. Начинаем игру.

– Молодец! Ты всё правильно выполнил.

3. Динамическая пауза «Листочек».

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения,и слова:

Подул на листочек ветерок,

(Ребёнок делает продолжительный выдох,произнося на выдохе длительно: «чччччч»; поднятые вверх руки медленно опускает вниз.)

(Произносит: «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.)

Оторвался от веточки и полетел …

(Поднятые вверх руки плавно опускает вниз и произносит: «ч…ч…ч».)

Закружился в воздухе

(Руки поднимает вверх,кружится и произносит при этом: «чччч».)

И упал листочек в лужицу.

(Резко опускает руки вниз и произносит: «ч».)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Изобрази транспорт».

Учитель-логопед:

– Посмотри, что это. Это картинки. Назови, что на них изображено (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро). Назови это одним словом (транспорт). Молодец!

– А теперь поиграем в игру «Изобрази транспорт».

Правила игры. Я тебе показываю картинку с изображением какого-то вида транспорта, а ты его изображаешь голосом (одним звуком). Начали игру!

– Самолёт (ллллл)

– Поезд (чч-чч-чч)

– Машина (шшшшш)

Автобус (ссссс)

– Трамвай (т-т,т-т,т-т,т-т,т-т)

– Метро (ммммм)

– Молодец! Ты всё правильно выполнил!

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».

Учитель-логопед:

– Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]». Я буду произносить звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [ч], хлопай в ладоши.

– Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

– Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ч])

– Нам пора возвращаться домой. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

6. Лапп Е. А. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2011.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] «День рождения Совуньи» Тема «День рождения Совуньи» (автоматизация звука С в предложениях, чтстоговорках) Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах» Тема:Звук [Ц] Этап:АвтоматизацияЦель:Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах. Задачи:1. Образовательная: • Автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч]» Цели: -развитие моторики органов артикуляции посредством проведения артикуляционной гимнастики; -развитие дыхания; развитие фонематических.

Читайте также:
Понятие Воля в современной психологии

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах. Задачи: Коррекционно – образовательные: – закреплять формирование артикуляционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Цель: закрепление навыка чёткого произношения звука «л» в словах. Задачи: образовательные 1)повторение характеристики звука «л»; 2)обучение.

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
  2. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  3. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
  4. Обогащение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  6. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  7. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • арбузные семечки, бабочка (аппликация);
  • различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
  • карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
  • индивидуальная карточка со словосочетаниями;
  • индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
  • карточки по теме: «Четвёртый лишний».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Что это за цветок?

– Какой пятый звук в этом слове?

– Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

II. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
  8. «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

III. Произношение изолированного звука.

– Как стрекочет сверчок?

IV. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
  • зубы сближены,
  • кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • спинка языка поднята,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

V. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

  • ач-оч-уч,
  • оч-уч-юч,
  • ыч-еч-ич,
  • ча-чо-чу,
  • чу-чи-че.

VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.

– На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)

– Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.

VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.

(Ребёнок повторяет за логопедом.)

Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.

  1. Врач – плач.
  2. Бочка – почка.
  3. Внучка – ручка.
  4. Ключ – колюч.
  5. Мяч – горяч.
  6. Колечко – гречка.
  7. Значки – каблучки.
  8. Проволочка – наволочка.

Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.

  1. Чайник – причал.
  2. Бычок – крючок.
  3. Чей – ручей.
  4. Мальчик – зайчик.
  5. Удача – задача.
Читайте также:
Методические рекомендации к проведению логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с ОНР

IX. Автоматизация звука [ч] в словах.

– Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.

X. Игра «Поймай звук».

Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].

– Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.

– Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?

– Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

– Составь предложение со словом «сачок».

(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).

XI. Антонимы.

– Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

  1. Голубь белый, а ворон . (чёрный).
  2. Коктейль холодный, а чай . (горячий).
  3. Этот автомобиль грязный, а этот . (чистый).

– Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.

XII. «Четвёртый лишний».

– Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.

  • дуб, ель, берёза, одуванчик;
  • сова, попугай, ворона, кузнечик.

– Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.

– Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.

XIII. Составь словосочетания, предложения.

На столе индивидуальная карточка.

Чёрный часы
Точные бабочка
Ночная грач
Горячий варенье
Черничное чай

– Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

XIV. Закончи предложения.

– Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:

  1. На стене висят . (часы).
  2. Олечку лечил . (врач).
  3. Девочка ловит сачком . (бабочку).
  4. Мальчики бегут купаться на . (речку).
  5. К окну подлетела . (синичка).
  6. Художнику нужны краски и . (кисточки).

Выполнить схему предложения по выбору.

XV. Пересказ текста.

– Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.

Текст читает логопед.

Злой мальчик.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

– Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук Ч. Автоматизация в слогах, словах”.

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Этап: автоматизация в слогах, словах

1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

– упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

– упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

– упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по дорожке.

I. Организационный момент

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад, посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” – здесь мы становимся , познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку .

Читайте также:
Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

2. Автоматизация звука [ч] изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте .

// Комарова Л. А. – дорожка

3. Автоматизация звука [ч] в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам – давай поможем им.

4. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия:

4.1.Определение наличия звука [ч] в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные – подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука [ч] в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:

– “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.

– “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.:

– “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

Тебе понравилось наше путешествие?

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?

Конспект индивидуального занятия

Конспект индивидуального занятия

учитель-логопед МАДОУ д/с №1 г. Нытва

Образовательная область: Коммуникация

Тема: Автоматизация звука «Ч» в словах и фразах.

Этап обучения по данной теме: Автоматизация звука «Ч».

1.Развивать фонематическое восприятие.

2.Автоматизировать звук «ч» в словах и фразах.

4.Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

5.Обогащать словарь по лексической теме.

6.Развивать память, внимание, мышление.

Тип занятия: коррекционное

Мотивация: игровая

Методы: словесные (используемые приемы: беседа, пояснение, вопрос, художественное слово);

наглядные (используемые для приемы: схемы, игрушки);

практические (поиск, упражнение, моделирование, погружение в воображаемую ситуацию, чтение слогов).

Читайте также:
Подвижные игры на логопедических занятиях

Оборудование: резиновая щетка для массажа, деревянные палочки, игрушки: поезд, грибочки, елочки, сундучок, лягушка, черепаха, чашки, блюдца, смурфик, ежик, мишка, фигурки гномиков, слоги разрезанные.

Ход занятия:

1.Оргмомент.
Логопед:
Карина, ты любишь ходить в гости? (да) Мы с тобой сегодня отправимся в гости к нашим друзьям: лягушке и черепахе, они для нас приготовили подарки, очень интересно посмотреть, что же это за подарки. А отправимся мы туда на волшебном поезде, сели удобно, но наш поезд не едет, потому что нет железной дороги, а железную дорогу ты сейчас выложишь вот из этих палочек. (девочка выкладывает).

– А я тоже умею делать железную дорогу, но я ее сделаю на язычке, покажи язычок, положи его на нижнюю губку (логопедический массаж)

Рельсы, рельсы (поглаживающие движения щеткой по языку)

Шпалы, шпалы (зигзагообразные движения)

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг из последнего вагона посыпалось зерно.

Вышли куры поклевали, поклевали (постукивающие движения)

Пришли гуси пощипали, пощипали (вибрационные движения)

Пришел слон со слонихой потоптался, потоптался (постукивающие движения)

Пришел маленький слоник потоптался, потоптался

Пришел дворник и все подмел(поглаживающие движения языком)

– Но наш волшебный поезд все равно не может тронуться, потому что его заколдовал злой волшебник Гаргомел, он очень злой и ужасный, и чтобы его расколдовать мы выполним специальные упражнения, а Смурфик нам поможет у него есть схема-помощник: (схема с картинками артикуляционных упражнений)

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение «Чашечка». Постучи «чашечкой» за верхними зубами.

– Наш поезд наконец – то тронулся и поехал по железной дороге. Как он поехал? Как зазвучал? (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч). Давай повторим, как мы произносим звук ч: Губки какие? (Губки округлены и выдвинуты вперед, кончик языка прижат за верхними зубами, а воздушная струйка разбивает эту преграду)

А какой звук ч? Какой гномик обозначает звук ч? Какая у него рубашка? Почему он согласный?

– Поезд едет, едет, а как ехать дальше не знает машинист, чтобы узнать как дальше ехать нужно выбрать правильное направление. А для этого нам нужно найти в какой букве живет звук Ч? У меня много разных направлений со стрелочками, тебе нужно найти букву ч. Букву мы с тобой нашли, а ты ее выложи палочками.

(ребенок выкладывает букву ч с помощью палочек)

– Выбрали направление и наш поезд поехал дальше к нашим друзьям. Поехали, озвучиваем (Ч-Ч-Ч-Ча-Ча-Чу-чу-чи-чи). А на пути сломанный мост, который сломал злой волшебник, нам надо выложить слоги, прочитать их и починить мост (читаем, выкладываем слоги):

ач-оч – уч чу-ча-чо ыч-ач-ыч ча-чу-чо чта-что – чту чты-чта-что

– Чтобы не скучно было ехать в поезде, Мы поиграем в игру «Сигнальщики» (звук. Слог. Слово)

ш, с, т, Щ, ч, ж, З, ч, ц, ш, ч. Та, ча, со, Щу, зы, чу, тЕ.

Вагончик, шпалы, прочный, рельсы, стучат, мчится, колеса. Качается, станция, страна, чудесная, сказочная.

– Сели в поезд и опять поехали, едем и произносим чистоговорки, чтобы нам не скучно было (ач-ач-ачпокупаем мяч, оч-оч-очнаступила ночь). Вот мы и приехали на волшебную полянку, а там сидит и плачет ежик, у него все картинки перепутал злой волшебник, надо выбрать картинки со звуком ч и назвать их. Где живет звук ч (начало, середина, конец)

Уч-уч-уч – в небе много туч,

ча-ча-ча – дайте калача.

Чо-чо-чо – болит плечо.

-Поехали дальше, а на пути дремучий, заколдованный лес. Игра «назови ласково». Что в лесу растет?

Читайте также:
Секреты успешной автоматизации звуков у детей

Гриб-грибочек, грибочки

елка – елочка, елочки

цветок-цветочек, цветочки

-Поехали дальше и приехали в гости к лягушке с черепахой. Посмотри, что они делают? (Пьют чай.) А что у них стоит на столе? (Чашки) А что в чашках? ( В чашках чай.) А черный или зеленый чай?

А я знаю очень хороший стишок про черепаху.

Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая. (повтори стихотворение)

В гостях мы побывали, чай попили, пора и домой возвращаться. Садимся в поезд и едем домой на поезде (ч-ч-ч-ч).

-Какой звук мы сегодня повторяли? (Ч)

– у кого в гостях мы были?

Индивидуальное занятие “В гостях у Лесовичка”.

, учитель-логопед, МДОУ ЦРР “Аленка” Россия, Хакасия, г. Черногорск

Дизартрия – наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч. Как правило, сложные по артикуляции звуки – Ш, Ж уже имеются в речи, но мягкий звук Ч, требующий добавления к основной артикуляции подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу, вводится в речь с большим трудом. На индивидуальных занятиях будет целесообразно произносить звук Ч утрированно не только ребёнку, но и логопеду в своих инструкциях и вопросах. Таким образом, необходим творческий подход для достижения лучшего результата в процессе автоматизации звука Ч.

Тема. Автоматизация звука Ч в словах и фразах.

Цели.
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Автоматизировать звук Ч в словах.
3. Закрепить навык словоизменения.
4. Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
5. Приобщать к традициям русского быта, обогащать словарь по теме.
6. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование.
Занятие проводится в комнате, оборудованной в стиле русской избы.
Кукла – Лесовичок, телефон, чугунок, прялка, сундучок, набор детской одежды, светофорик на батарейках, предметные картинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.
Логопед:
– Мне позвонил старичок – Лесовичок и пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?

2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
– Необходимо приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.

“Крылечко”
Чок – чок, чок – чок,
Я – весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.

“Часики”
Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок
На часы взглянул – идут:
“Тик-так, тики-тук!”

“Вкусное варенье”
На солнышке повалялся
И проголодался.

“Маляр”
Хватит отдыхать, вставай!
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели.

“Чашечка”
Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!

Чок-чок, чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и – на бочок.

3. Уточнение артикуляции звука Ч (положение язычка, губ), воздушной струи.
Логопед:
– Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук Ч?

4. Изолированное произнесение звук Ч.
Логопед:
– Предупреди всех, что язычок лёг спать!
– Ч-ч-ч-ч.

5. Характеристика звука.
Логопед:
– Возьмём звук Ч с собой в гости к Лесовичку?
– Расскажи, какой это звук?

6. Связь звука с буквой.
Логопед:
– В какой букве живёт звук Ч?
– Напиши в воздухе пальчиком букву Ч.
– Выложи ниточкой букву Ч.

7. Автоматизация звука Ч в слогах.
– Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едем.
– Позвони по телефону и скажи на лесном языке.
Повторение слогового ряда:
ач-оч-уч ча-чо-чу
очк-ычк ыч-ач-ыч
чу-ча-чу учк-ачк

8. Мимические упражнения.
Логопед:
– Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем.
– Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь.
– Улыбнётся, когда нас увидит.
– Загрустит, когда мы будем уезжать.

Читайте также:
Приемы формирования фонематического восприятия

9. Развитие фонематического восприятия. Пальчиковые упражнения.
Логопед:
– Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком Ч, а поможет нам светофор. Каким цветом мы обозначаем звук Ч? Почему?
– У светофора тоже есть “глазок” зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный “глазок”, если услышишь в слове звук Ч.

Игра “Светофор”.
На слова со звуком Ч – ребёнок нажимает кнопку, включая зелёный свет, на слова без звука Ч – жёлтый.
Слова для произнесения: носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.

10. Дифференцированное произнесение слов.
Логопед:
– Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком Ч для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).

11. Физминутка.
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
Чу-чу-чу, далеко я укачу.
Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.

12. Упражнение на развитие воздушной струи.
– Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка.
Отгадай, кого я вижу на полянке?
Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел!
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Видишь бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё.
На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх – она полетела.

13. Автоматизация звука Ч в словах различных грамматических категорий.
Логопед:
– Вот мы и добрались. Стучи в дверь.
– Поздоровайся с Лесовичком.
– Покажи нам Лесовичок как ты живешь?
– Что это? (печь) Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).

14. Итог.
Логопед:
– За каким звуком мы сегодня следили в речи?
– Какой звук повторялся в словах?
– У кого в гостях мы были?
– Попрощайся с Лесовичком.

Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком с ОНР III “Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях”

Цели:

  • работать над четким и правильным произношением звука Ч в слогах, словах, предложениях;
  • работать над умением делить слова на слоги, определять позицию звука в словах;
  • практически учить детей образовывать множественное число имен существительных;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и др.

Оборудование: игрушка черепашка, предметные картинки, схемы для составления предложения, фишки для определения позиции звука в слове, разноцветные резиночки

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Отгадай загадку:
Домик мой везде со мной
Он устроен за спиной
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу
Вовсе не букашка. Кто я? (черепашка)

– Молодцы! Правильно догадалась. Сегодня к нам в гости пришла черепаха. Она будет нам помогать выполнять разные задания.
– Давай сделаем вместе с черепашкой гимнастику для язычка

Артикуляционная гимнастика

(предполагается удержание статистические позы под счет до 5)

  • «Лопата»
  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Вкусное варенье»
  • «Почистим зубки»
  • «Лошадка»

(выполняется по 10 -15 раз)

Объявление темы занятия

Логопед: Скажи какой первый звук в слове черепаха.
– Какой он? (согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом)
– Сегодня мы будем стараться говорить звук [Ч] в словах и предложениях. А поможет нам в этом наш новый друг – черепаха.

Читайте также:
Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Артикуляционный уклад звука [Ч]

Алгоритм:
– губы хоботком
– зубы заборчиком,
– кончик языка прижат к альвеолам,
– воздушная струя теплая.

Д/и «Поймай звук»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч].

– П ш ч ц ть л ч
– Па но, чи, са, ща, чо
– Чай, сон, тень, часы, мяч, шапка

Логопед: Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные. Черепахи любят тишину.
– Когда дети громко шумят, можно сделать так: поднести указательный палец к губам и произнести: ч-ч-ч. Теперь тишину позови ты.

Развитие мелкой моторики

Д/и «Тихо – громко»
Логопед: Поиграем с нашими пальчиками. А чтобы черепаха могла поиграть с нами, мы будем называть первый звук ее имени каждый раз, когда пальчики будут здороваться.
– Пальчики здороваются, произнося звук [Ч] изолированно, в слогах; тихо – громко, с постепенным ускорением.

Развитие мимических мышц

Логопед: Давайте покажем черепахе что мы умеем делать.
Мы умеем удивляться
Мы умеем огорчаться
Мы умеем сердиться
Мы умеем веселиться.

Д/и «Микрофон»
Логопед: Повтори чистоговорки.

Чо – чо – чо – солнце греет горячо
Ча – ча – ча – к Тане вызвали врача
Ач – ач – ач – прилетел к нам грач
Оч – оч – оч – наступила ночь

Звуковой анализ слова «ночь»

Логопед: черепаха принесла с собой картинки и просит, чтобы ты с ней поиграла

Д/и «Сложи пазл»
Чтобы части картинок совпали. Предметы соединены цветным шнурочком, пройди по шнурочку и назови их.

Д/и «Телеграф»
Отстучи слово по слогам. (хлопками или карандашом)

Д/и «Один – много»

Д/упражнение: определи позицию звука в словах, поставь фишку в нужное место (начало, середина, конец слова)
Д/упражнение составь предложение по одной из картинок.
Д/и с резиночками – по инструкции логопеда, по карточке.

Логопед: У черепахи осталось для тебя последнее задание – раскрасить только те предметы в названии которых есть звук [Ч].

Рефлексия

Логопед: Черепахе очень понравилось играть с тобой, но ей уже пора уходить. Перед тем как уйти давай вспомним:
– Какой звук помогала нам произносить черепаха?

– У тебя сегодня все получилось?
– Что для тебя было самым трудным?

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]

Тема: Постановка звука [Ш]

Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш». Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.

– Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

Читайте также:
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

3. Развитие артикуляторного праксиса.

– Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык.

– Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.

– Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

– Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

– Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо!

– А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

– А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!

– А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.

– Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котенку, мышонку.

5. Дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления

– Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? (Логопед показывает символы). Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т.д.

– А теперь давай играть в игру «Большой — маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький. Например, яблоко – яблочко.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Назови картинки. Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку фруктов.

7. Итог, оценка деятельности.

– Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!

Ломоносова Татьяна Николаевна,
учитель – логопед МКДОУ № 324 г.о. Самара

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: