Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука «Р»

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 6-7 лет по автоматизации звука «Р» в связной речи.
Подойдет как для занятия с ребенком 1 класса в школе, так и для занятия с ребенком подготовительной группы детского сада.

Тема: Автоматизация звука «Р».

Цель: Закреплять правильное произношения звука «Р» в связной речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать правильную осанку при нахождении за партой.
  • воспитывать умение выслушивать до конца инструкцию и не перебивать старших.

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, память, воображение ребенка.
  • развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.
  • развивать общую моторику.
  • обогащать словарный запас.
  • развивать связную речь.

Коррекционные задачи:

  • Закрепить необходимый уклад органов артикуляционного аппарата для произнесения звука «Р».

Оборудование: зеркало, тетрадь, мяч, текст рассказа, картинка-символ (тигр), предметные картинки (комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры).

Речевой материал:

Ра-ра-ра крутая гора.
Ро-ро-ро красивое перо.
Ру-ру-ру чернику соберу.
Ры-ры-ры кружатся комары.
Ар-ар-ар в террариуме омар.
Ор-ор-ор нарисовали узор.
Ур-ур-ур прогоните кур.
Ир-ир-ир не драка, а мир.

метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры.

Раннее … (утро).
Ранняя … (пора).
Ранний … (завтрак).
Красный … (шар, шарф).
Георгины…(красные, оранжевые, красивые).
Розовая …(рубашка).

Мама купила Артему воздушные ша…(ры).
Мы залезли на высокую го…(ру).
Дует сильный ве…(тер).
На перекрестке свето…(фор).
У Васи есть младшая сес…(тра).
Я приехал на ме…(тро).
Саша открыл те…(традь).
Иголка очень ос…(трая).
Петр увидел (страуса)
Трофим поит лошадь из (ведра).
В (тетради) осталась одна страница.
На (терке) трут морковь.
Захар держит (топор).
Чисти для борща (картошку).
Рома порвал рукав (рубашки).
Разноцветная (радуга) в небе.
У Веры розовый и красный (карандаши).

Георгий встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на работу. Он строитель. В термосе есть фруктовый чай. Но Георгий утром его не пьёт. Достаёт кефир, размешивает сахар. Утром кефир освежает и дает заряд бодрости н весь день. Надевает рубашку, брюки и куртку, выходит во двор. Садится на красный мотоцикл. Заводит мотор «ррррр» и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Ход Занятия:

Организационный момент

– Как рычит тигр? (р-р-р-р). Порычи как тигр.

– При звуке «р» у нас:

– Рот широко открыт или закрыт?

– Зубы на большом расстоянии друг от друга?

– А кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами или внизу и упирается в нижние зубы?

– Порычи еще раз, как тигр.

Вспоминаем изолированное произнесение звука «Р»:

Рот широко открыт.

Кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.

Основной этап:

  • Автоматизация звука «Р» в слогах.
  • Автоматизация звука «Р» в словах.
  • Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях.

Ра-ра-ра крутая гора.
Ро-ро-ро красивое перо.
Ру-ру-ру чернику соберу.
Ры-ры-ры кружатся комары.
Ар-ар-ар в террариуме омар.
Ор-ор-ор нарисовали узор.
Ур-ур-ур прогоните кур.
Ир-ир-ир не драка, а мир.

2) Игра «Доскажи словечко».

Закончи слова в конце:

Мама купила Артему воздушные ша(ры).
Мы залезли на высокую го(ру).
Дует сильный ве(тер).
На перекрестке свето(фор).
У Васи есть младшая сес(тра).
Я приехал на ме(тро).
Саша открыл те(традь).
Иголка очень ос(трая).

3) Мяч поймай и повтори названия еды:

метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

4) Игра «Чего не стало?».

– Выкладывай карточки и называй: комары, норы, горы, шары, шторы, помидоры.

– Запомни. Закрой глаза. Чего не стало?

Читайте также:
Работа со стихотворным текстом - конспект фронтального логопедического занятия с группой детей ОНР

5) Придумай к словам пару со звуком «Р»:

Раннее…
Ранняя …
Ранний…
Красный…
Георгины…
Розовая…

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись,руки вверх)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)

6) Дополни предложения по картинкам, прочитай.

Петр увидел (страуса)
Трофим поит лошадь из (ведра).
В (тетради) осталась одна страница.
На (терке) трут морковь.
Захар держит (топор).
Почисть для борща (картошку).
Рома порвал рукав (рубашки).
Разноцветная (радуга) в небе.
У Веры розовый и красный (карандаши).

7) Чтение рассказа «Утро» вслух.

  • Как звали главного героя?
  • Кто он по профессии?
  • На чем он ездил на работу?
  • Что у него есть в термосе?
  • Что он одевает на работу?

Домашнее задание: чтение вслух, пересказ.

Итог логопедического занятия

– Молодец, очень хорошо сегодня занимался и заслужил наклейку!

– Какие упражнения тебе запомнились?

– Какой звук ты сегодня закреплял?

Помните, логопедического ребенка надо обязательно похвалить в конце или чем то поощрить, даже если возникли какие-то трудности вовремя занятия.

Полянина Елизавета Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 796 г. Москва

Конспект индивидуального открытого занятия в 1 классе по теме: Автоматизация звука (Р)

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

Читайте также:
Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [р] в предложениях”

Бережанская Татьяна Владимировна , учитель-логопед
Сахалинская область, Охинский район, город Оха

Цель закрепить звук [р] в словах, автоматизировать звук в предложениях. Задачи – закреплять произношение звука [р] в словах, автоматизация в предложениях – продолжать учить давать характеристику звуку, определять место звука в слове, составлять предложения – развивать артикуляционную моторику, внимание и логику – воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект индивидуального логопедического занятия

(подготовительная к школе группа)

Тема: Автоматизация звука [р] в предложениях.

Цель: – закрепить произношение звука [р] в предложениях;

– продолжать учить определять место звука в слове, составлять

– развивать артикуляционную моторику, внимание и логику;

– воспитывать усидчивость и желание говорить правильно.

Оборудование: лэпбук, мяч.

– Здравствуй! Сегодня на занятии мы отправимся в гости, а к кому ты узнаешь, отгадав загадку:

Звук такой нам очень нужен,

Чтоб собаке подражать и слова все называть.

Язычок ты подними и моторчик заведи.

– Правильно, это звук [р]! Какие слова тебе помогли догадаться, что это звук [р]? (собака рычит, мотор машины и т.д.)

– Как ты думаешь, как выглядит дом звука [р]? (он большой, в нем есть предметы с названием этого звука)

Читайте также:
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков (С), (Ш) — Путешествие за шишками

(педагог кладёт на стол лэпбук)

– Вот так выглядит домик звука [р], он похож на книгу. Чтобы этот домик открылся ты должен (а) громко и правильно произнести звук [р] (РРРРР)

2. Характеристика звука [р].

– Что ты знаешь про этот звук? (он согласный, твердый и звонкий)

– Посмотри сколько в домике звука [р] интересного: разноцветные кармашки, сказочные герои, паровозик. Сейчас с помощью вот такой подсказки (логопед кладёт перед ребенком прямоугольную полоску, на которой наклеены разноцветные квадраты) мы будем открывать кармашки этих цветов (оранжевый, фиолетовый, зелёный)

(ребенок отрывает первый кармашек оранжевого цвета)

– И здесь нам предлагают сделать артикуляционную гимнастику, для того чтобы правильно произносить звук [р] в предложениях. Так как сегодня на занятии мы будем учится правильно произносить предложения, в которых будет этот звук. (ребенок и педагог выполняют артикуляционную гимнастику)

Улыбка, Заборчик, Маляр, Лошадка, Гриб, Барабан

(ребенок убирает карточки в кармашек)

4. Определение места звука в слове.

(ребенок открывает след. кармашек фиолетового цвета)

– Тебе необходимо назвать все предметы, которые изображены и правильно произносить звук в названиях этих предметов. (роза, барабан, арбуз, забор, топор и т.д.)

– Теперь распредели эти предметы в паровозике, у каждого предмета свой вагончик. В первом вагончике едут предметы, в названиях которых звук в начале слова и т.д., в середине и в конце.

– Молодец, ты отлично справился (лась)

Игра в мяч «Кто больше знает слов со звуком [р]»

6. Автоматизация звука [р] в предложениях.

(ребёнок открывает кармашек зелёного цвета)

Игра «Четвёртый лишний»

– Определи какой из этих предметов лишний и объясни почему.

РОБОТ, ВОРОНА, КОРОВА, БАРАБАН

РЫБА, РАК, РУКИ, ТОПОР

ГОРОХ, МУХОМОР, КУКУРУЗА, МОРКОВЬ

ПОМИДОР, РАДУГА, ЗАБОР, САМОВАР

– Это еще не всё, тебе необходимо придумать предложения с теми предметами, которые оказались лишними.

– Давай вспомним что такое предложение. (предложение-это несколько слов, которые связаны друг с другом и о чём-то рассказывают)

– Правильно, теперь придумай предложения и не забывай правильно произносить звук [р].

(ребенок должен придумать предложения со словами: робот, топор, мухомор, радуга)

7. Итог занятия. Рефлексия.

– Вот и закончилось наше не большое путешествие по домику звука [р]

– Тебе понравилось? (Да)

– Что тебе запомнилось? Хотелось бы тебе еще вернуться в гости к звуку?

– Но это ещё не всё, посмотри в конце последней странички кто-то прячется за травкой (Это смайлики)

– Правильно! Укажи стрелочкой с каким настроением ты уходишь с занятия.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект

индивидуального занятия

«Автоматизация звука [Р]

в слогах и словах»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_logopedii_koroleva.docx 15.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [Р]

в слогах и словах»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

1. уточнить артикуляционного уклада звука [Р];

2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;

3. закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога,слова;

4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова.

5. развивать мелкую моторику рук;

6. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: зеркало, картинный материал, игрушка собаки, раскраска «собака» .

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятие к нам в гости прибежал пес, а зовут его Рекс. Рекс очень расстроился, что все собачки уже научились рычать, а он нет. Поможем Рексу? Покажи ему как рычат собачки.

Логопед : Правильно. Давай вспомним, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук р, губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает (кладет руку на горлышко и проверяем, что идет вибрация). Давай покажем Рексу как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Чашечка»- 5 секунд.
«Маляр»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.
«Барабанщики»- 5-7 раз.
«Мотор»- 5-7 раз.

Логопед: Молодец ты все выполнила правильно, Рекс слушал тебя очень внимательно.

3. Воздушная струя.

Логопед: Пока мы делали упражнения, Рекс спрятался в траве, давай найдем его. Дыхательное упражнение «Подуй на травку». Сначала тихо, затем прибавляя силу воздушной струе.

4 . Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
Логопед : Посмотри Рекс в траве нашел конверт, давай посмотрим что в нем.

Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из палочек по образцу.
(Картинки: морковь, забор, ракета).

5. Автоматизация в слогах

Логопед : Пока мы выкладывали предметы из палочек, Рекс забыл все слова, которые знал. Давай ему поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.

Логопед: Ко…. но…. го…., вед…, пе…, мет…., топо…., кома…….

6. Дидактическая игра «Поймай звук»

Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [Р], поймай его – хлопни в ладоши».

ряд звуков: [с, ш, р , с, т, м, р , л, с, …],

Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру , …

Ряд простых слов: рука , дом, санки, рот , кот, и т.д.

7. Автоматизация в словах.

Логопед : Рекс принес нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:

Обучающийся: Рыба, рубашка, рот, ромашка.

Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.

Обучающийся : Рыбочка, рубашечка, ротик, ромашечка.

Логопед : Умница ты все сказала правильно.

Логопед: Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р] в слогах, словах, и этому научил Рекса. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Вручается картинка собачки и предлагается дома раскрасить ее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация индивидуального занятия “Автоматизация звука “Ш” в слогах, словах”

Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:- повысить мотивацию детей к лого.

Конспект индивидуального занятия -автоматизация звука с

Конспект индивидуального занятия -автоматизация звука с.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [ш] в слогах и словах

Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизации звука «С» в слогах и словах. «Путешествие кляксы».

Автоматизация звука -С-. Индивидуальное занятие.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука “Л” в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука “Л” в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Индивидуальное занятие “Автоматизация звука [P’] в слогах. словах, предложениях”.

Представлено индивидуальное занятие на автоматизацию звука [P’] для учащихся младших классов. Приводятся артикуляционные упражнения, чистоговорки, а также работа над предложением.

Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.1 класс, ФФНР.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

Виктория Балашова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

I.Тема урока: “Звук Р“. (1-2 класс)

II.Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте.

1) автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте;

2) развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов и слов со звуком [Р];

3) развивать умение использовать в процессе произношения различную силу голоса;

4) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

5) формировать навык фонемного анализа слов и слогового анализа и синтеза слов;

6) развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений, а также понимания прочитанного;

Предметные картинки: барабан, гитара, труба, арфа, рукавица, руль, русалка, роза, радуга, топор, ранец, рыба, мухомор, сыр, баранка, караван, шар, корона, таракан, марка, гармонь, картина, фартук, барсук, горка, форма, торт, корм, шорты, шнурки, огурцы, урна, куртка, рама, роза, рука, горы, борода, а также арбуз, ширма, карман, парта, трава, труба, дракон, графин-разрезанные на две части.

Карточки со слогами: РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР, АР, ОР, УР. Буквы Р.

Фотографии и надписи к ним «У Рады розовые розы», «У Рады красные розы», «Ира ест мороженое», «Ира ест пирожное», «Вера собирает помидоры», «Вера собирает огурцы», «Рая кормит кур», «Рая кормит кролика».

У Рады розовые розы. У Рады красные розы.

Ира ест мороженое. Ира ест пирожное.

Вера собирает помидоры. Вера собирает огурцы.

Рая кормит кур. Рая кормит кролика.

Индивидуальные схемы слогового анализа слов, магнитно-маркерная доска, магниты, зеркала, игрушка рак.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Жил в подводном городе рак, с рыбами дружил, ходил в гости к карасю. Но однажды ему стало грустно и скучно в родном городе и рак отправился к нам в школу.

По дороге рак проползал мимо цирка и услышал звуки музыкальных инструментов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА. Но несмотря на то, что мелодии очень понравились, рак Рок поспешил на наш урок.

3.Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

4.Слова для развития фонематического восприятия: КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

5. Слоги для автоматизациии развития интенсивного компонента интонации: РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в класс пришёл гость. Для того, что бы узнать кто он необходимо отгадать загадку.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Логопед: Ребята, так кто же будет сегодня заниматься с нами? Правильно, рак! И зовут нашего рака Рок.

2. Подведение к теме урока.

Логопед: Жил в подводном гоРоде Рак, с Рыбами дРужил, ходил в гости к каРасю. Но однажды ему стало гРустно и скучно в Родном гоРоде и Рак отправился к нам в школу.

По доРоге Рак пРоползал мимо циРка и услышал звуки музыкальных инстРументов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА (Логопед произнося слова акцентирует звук [Р] и прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку). Но несмотря на то, что мелодии очень понРавились, Рак Рок поспешил на наш уРок.

Логопед: Кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы слышали часто? В названии каждой картинки он есть. Молодцы ребята.

Логопед сообщает тему урока: «Звук [Р]».

3. Развитие фонематического восприятия

а) дифференциация на слух звука [Р] в слогах.

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить разные слоги, а вы поднимайте букву Р, если услышите слог со звуком [Р].

б) дифференциация на слух звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а что вы поднимите, если услышите слово со звуком Р? Правильно, букву Р!

КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

4. Характеристика звука.

Логопед: Наш рак Рок совершенно не умеет произносить звук Р, как хорошо, что он пришёл в школу! Давайте его научим? Расскажите Року какой звук Р.

(Один из учеников дает характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем еще несколько учеников повторяют это.)

5. Артикуляционная гимнастика.

*Что бы не перегружать урок можно просто сделать артикуляционную гимнастику см. сноску в конце текста.

Логопед: Я расскажу Року сказку про язычок, а вы помогайте мне и выполняйте движения.

(Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука).

Проснулся язычок рано утром. Зевнул, широко открыв рот и отправился завтракать.

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так.

(Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта).

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали.Вот так: бл, бл, бл.

(Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы).

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

(Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы.

(Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть).

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

(Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами,многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”).

6. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Кто из вас помнит в каком положении должны находиться губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р] ?

(Проводится уточнение артикуляционного уклада звука [Р] и его произношение несколькими учениками и всем классом).

7. а) Автоматизация звука в слогах+ работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Ребята, повторите произнесенный мною ряд слогов сначала шёпотом, а затем с каждым слоговым рядом прибавляя силу голоса.

РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

б) Работа над структурой слогов со стечением согласных. + работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Я буду хлопать в ладоши то громко, то тихо. Если я хлопаю тихо, то вы проговариваете слог, напечатанный на карточке, тихо, если хлопаю громко, то проговариваете громко. Сначала, а потом все вместе.

РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР

Логопед: Дети, давайте представим, что сами мы раки.

– Как хватает рыбу рак? (Пожимают плечами)

– Да клешней своей – вот так! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака)

– Манит он своей клешнею:

– “Пощипаемся с тобою!” (Щипают себя за щеки, руки)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, у рака Рока есть любимая считалка, давайте произнесем её опираясь на картинки?

(Логопед показывает детям картинки и произносит с ними первые два три слова, затем дети самостоятельно (хором) произносят названия картинок.)

Вот со звуком [Р] считалка:

Рукавица, руль, русалка,

Роза, радуга, топор,

Ранец, рыба, мухомор,

Сыр, баранка, караван,

Шар, корона, таракан.

Логопед: Ребята, встретились ли вам не знакомые слова? (Логопед поясняет значение таких слов как рукавица, караван).

Логопед: Дети, на доске нарисованы схемы, где находится звук Р в начале, середине или конце слова. Прикрепите эти слова под соответствующими схемами.

б) Работа над структурой слов со стечением согласных.

Логопед: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, один из вас будет называть это слово, а остальные повторять и поднимать карточку с тем сочетанием звуков, который слышат в этом слове.

Ар: марка, гармонь, картина, фартук, барсук.

Ор: горка, форма, торт, корм, шорты.

Ур: шнурки, огурцы, урна, куртка.

в) Работа над структурой слов со стечением согласных. +слоговой синтез.

Логопед: Ребята, посмотрите, а эти карточки у меня порвались, помогите найти половинки слов.

ар-буз, шир-ма, кар-ман, пар-та

тра-ва, тру-ба, дра-кон, гра-фин

• если позволяет время, то можно поработать над грамматикой

Логопед: Дети, я укажу на слово, а вы называйте если было бы нарисовано много (арбузы, ширмы, карманы, парты, травы, трубы, драконы, графины)

9. Формирование навыка слогового анализа.

Логопед: Посмотрите, на магнитной доске картинка «рама». Один ученик у доски, остальные – за партами, составьте фишками схему слогового состава слова. (Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования слогов, их количестве, а также выделении ударного/безударного слогов.Далее осуществляется слоговой анализ слов: роза, рука, горы, радуга, гитара, борода).

10. Автоматизация звука в предложениях. Развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений. +понимание прочитанного

Логопед: Ребята, рак Рок любит фотографировать и хотел показать нам свои снимки, но перепутал их с чужими. Давайте поможем ему? (Детям раздаются фотографий и надписи к ним, дети должны прочитать предложения и верно приклеить их, затем поочередно задают вопросы раку).

1-ый: У Рады розовые розы?рак: Нет, у Рады не розовые розы!

2-ой: У Рады красные розы?рак: Да, у Рады красные розы!

2-ой: Ира ест мороженое?рак: Нет, Ира не ест мороженое!

1-ый: Ира ест пирожное?рак: Да, Ира ест пирожное!

1-ый: Вера собирает помидоры?рак: Нет, Вера не собирает помидоры!

2-ой: Вера собирает огурцы?рак: Да, Вера собирает огурцы!

2-ой: Рая кормит кур?рак: Нет, Рая не кормит кур!

1-ый: Рая кормит кролика?рак: Да, Рая кормит кролика!

11. Автоматизация звука в тексте.

Логопед: Раку Року очень понравилось у нас в гостях. В благодарность он хочет рассказать нам одну историю. (Чтение рассказа логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание и пересказ рассказа учениками.)

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел.Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно,но он сказал: «Я разбил».Отец похвалил: «Спасибо за правду».

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р]. Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил звук [Р] красиво и правильно, нужно сделать гимнастику. (Дети выполняют упражнения «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»)

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: