Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (массаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения) для детей с ОНР III уровня.

Использование здоровьесберегающих технологий дает положительные результаты. Массаж способствует не только оздоровлению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Массаж, самомассаж вызывает у детей множество положительных эмоций, дети получают первый опыт рефлексии, учатся понимать себя и других, бережно относиться к своему здравью и здоровью окружающих. Благодаря дыхательным упражнениям развивается речевое и физиологическое дыхание, сила и длительность выдоха, закрепляется правильное звукопроизношение. Гимнастика для глаз помогает снять напряжение, расслабляет мышцы и улучшает кровообращение, снижает утомление и усталость глаз.

Игры с элементами оздоровительной направленности стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, развитию дыхания, улучшению общего состояния.

Читайте также:
Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

Сочетание используемых на занятиях упражнений с произнесением специального речевого материала, даёт возможность расширять словарный запас, уточнять звукопроизношение, сочетать речь с движением, развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях способствует комплексному развитию речевых и неречевых процессов детей с ОНР, помимо коррекционных решаются и оздоровительные задачи.

Надеюсь, что разработанный мною конспект индивидуального занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (массаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения) для детей с ОНР III уровня.

Подготовительный этап коррекции звука [Ш].
Лексическая тема: Осень. Грибы.

1. Артикуляционная гимнастика. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [ш].

Под кусточком ёж живёт (упражнение «собачка»), Ёжик раненько встаёт (упражнение «грибок»), Спинку моет (упражнение «почистим зубки»), Ушки трёт (упражнение «почистим зубки»). Он не ленится, ребятки, ловко делает зарядку (упражнение «гармошка»), Блинчики себе печёт (упражнение «лопатка»), Молоко парное пьёт (упражнение «лакание»). А потом берёт лукошко (упражнение «чашечка») И бежит он по дорожке (упражнение «наказать непослушный язычок»).

2. Игровой массаж «Ходит ёжик». Снятие мышечного напряжения, координация речи с движением.

Ходит ёжик без дорожек По лесу, по лесу. И колючками своими Колется, колется. А я ёжику-ежу, ту тропинку покажу, Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

3. Гимнастика для глаз. Снизить утомление и усталость глаз, профилактика близорукости.

Смотрит влево, смотрит вправо, Вверх и вниз, назад, вперёд — И свой лес не узнаёт! Где зелёные листочки? Где же птички? Где цветочки? Ох, и сложная загадка! Помогли бы вы, ребятки?

4. Развитие словаря. Актуализация словаря по теме, развитие памяти, мышления.

— Какое время года наступило? Назови приметы осени.

5. Развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ёжика не удержать, стал грибы он собирать. Топ-топ – пять шагов (Дети «шагают» пальчиками по столу). В туесочке пять грибов. (Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки). Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! (На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках).

6. Развитие лексико-грамматического строя речи «Весёлый счёт». Упражнять в согласовании существительных с числительными два и пять.

Он грибочки собирал и их весело считал. Одна лисичка, две…, пять…; Один боровик, два…, пять…и т.д.

7. Дыхательное упражнение «Осенние листочки». Развивать длительность и плавность выдоха.

Вдруг на шляпку лист упал. (На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. Повторить 3-5 раз.)

8. Развитие психических процессов «Найди грибок». Развитие зрительного гнозиса, закрепление в речи предлогов.

Весь день по лесу гулял, все грибочки он собрал. Домой ёжик поспешил и грибочки посушил. Где ёжик сушил грибы?

9. Развитие фонематического слуха. Учить выделять звук [ш] на фоне других звуков.

Ох, устал наш ёжик, лёг в кроватку на бочок.

Листики шуршали, колыбельную песенку напевали. Услышишь: ш-ш-ш, помаши ручкой.

а, у, и, ш, о, э, ы, ш…

п, н, в, ш, м, т, л, ш…

ч, щ, ж, ц, ш, с, з, ш…

Баранникова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ комбинированного вида д/с № 30 «Теремок», Краснодарский край, ст. Ленинградская

  1. Конспект по автоматизации произношения звука [С] с применением здоровьесберегающих технологий
  2. Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием здоровьсберегающих технологий
  3. Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет
  4. Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
  5. Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

НОД для подготовительной группы с элементами здоровьесберегающих технологий

Задачи: Укрепление здоровья средствами музыки, Формирование правильной осанки во время пения и слушания музыки, укрепление и развитие речевого и певческого аппарата, развитие лицевых мышц, развитие дыхания. Создать атмосферу искренности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Дети под песню «Зимушка» муз. И.П.Пономарева, вбегают в зал и останавливаются полукругом. Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, как светло и радостно в нашем зале. Давайте с вами поздороваемся. «Вежливые слова» Чтобы вежливыми быть, Нужно «Здравствуй» говорить Всем, кого бы ты не встретил -Это знают даже дети. Скажешь «Здравствуй!» и в ответ Прозвучит: «Привет! Привет!» Здравствуйте, ладошки! Хлоп,хлоп, хлоп. Здравствуйте, сапожки! Топ, топ, топ. Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква. Здравствуйте, кукушки! Ку, ку, ку. Здравствуй, звонкий каблучок! Цок, цок,цок. И малышка светлячок!(на выдохе «с») Здравствуй,поросенок! Хрю, хрю, хрю. И маленький теленок! Му, му, му. Здравствуй шустрый ветерок!( дуют) Звонкий детский голосок!(поют а-а-а) Здравствуй, сонная ворона.(гортанный звук) Поезд длинный у перрона!Ту,ту. Добрый день, ручным часам! Тик-так, тик-так. Громким детским голосам! (кричат «ура») Здравствуй, бурная река! (болтают языком бл-бл-бл.) В синем небе облака!(поют а-а-а). А теперь можно веселиться и играть Песни петь и танцевать. Вот хозяюшка зима В гости к нам пришла сама. В ярких звездочках, сережках, Да в серебряных сапожках! Рукавом махнет налево- И поляна побелела. Ручкой правою махнет- Горы снега возведет. Намела сугробов белых? Ну, а нам до них нет дела: Кто умеет веселиться Тот мороза не боится! Речевая игра со звучащими жестами «Ты,мороз!»(Муз.палитра №5 2008 год, стр.33)

Читайте также:
Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Ты мороз, мороз, мороз, (Идут по кругу, грозят пальцем) Не показывай свой нос! ( показывают двумя руками «нос») Уходи скорей домой ( ладошками отталкивают) Стужу уноси с собой. ( кружатся на месте, притопывая) А мы саночки возьмем ( Бегут по кругу друг за другом И на улицу пойдем. потирая ладони) Сядем в саночки-самокаточки! С горки у-у-ух (останавливаются, поднимают вверх руки) Упали! (резко приседают, опуская руки) От мороза убежали! (разбегаются в разные стороны, музыкальный руководитель их ловит). Музыкальный руководитель: От мороза убежали? Берите стульчики и ставьте их ближе к фортепиано.
Распевка и массаж биологических зон «Наступили холода»(Муз. палитра №5 2008 год, стр.34 модель М.Картушиной)
Да-да-да, наступили холода. (потереть ладошки друг о друга) Да-да-да превратилась в лед вода. (провести большими пальцами по шее сверху вниз) Ду-ду-ду, я не поскользнусь на льду (Указательными пальцами помассировать крылья носа) Ду-ду-ду, я на лыжах в лес пойду. (Растереть ладонями уши) Ды-ды-ды, вижу на снегу следы. (приставить ладони ко лбу «козырьком»энергично растереть) Ди-ди-ди, ну заяц, погоди! (погрозить пальцем)
Музыкальный руководитель: Разогрели свои горлышки и язычки, а теперь любимую песню споем. Пение песни «Зимушка-зима» ( Музыка и слова Л.Олифировой, дошкольное воспитание)Музыкальный руководитель: Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? Дети: Вьюга, метель, буря. Музыкальный руководитель: Послушайте музыку, в который изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы. Звучит первая часть концерта «Зима» муз. Вивальди.Музыкальный руководитель: Кто сочинил это произведение? Дети: Композитор Вивальди. Музыкальный руководитель: Какой характер у этой музыки? Дети: Тревожный, грозный, колючий, вьюжный, холодный. Музыкальный руководитель: Ребята, один инструмент играет или много? Дети: Много. Музыкальный руководитель: А как называется когда играет много инструментов? Дети: Оркестр. Музыкальный руководитель: Какой это звучал оркестр? Дети: Симфонический. Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет главную партию? Дети: Скрипка. Музыкальный руководитель: Как вы думаете стихотворение которое я сейчас прочту перекликается с музыкой Вивальди? Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (Пушкин А.С.) Чтобы в холодную морозную зиму не заболеть, нужно укреплять здоровье, давайте проведем самомассаж. Массаж рук и ног. (Пособие М.Ю.Картушиной «Сценарий оздоровительных досугов для детей 6-7 лет»)
(Делая массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение:поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги- от щиколотки вверх до бедра) Музыкальный руководитель: Я в ладоши хлопаю И ногами топаю. Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки, Утюжки-недотрожки, Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки, Чтоб бегали по дорожке.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие зимние забавы вы любите?(дети отвечают). Есть игра, которую любят и взрослые и дети, это игра в снежки. Сейчас мы в нее поиграем, но сначала поставим стульчики на «Лезгинку». (Дети ставят стульчики на вторую половину зала и становятся в круг). Музыкальная игра «Снежок»(сборник»Зимние забавы» И.Каплунова, И.Новоскольцева, стр.9)Музыкальный руководитель: Ну снежок мы с вами скатали, давайте слепим снеговика. Массаж биологически активных зон «Снеговик». (Пособие М.Ю.Картушиной «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет.)
Раз и два, раз и два- (имитируют лепку снежков) Лепим мы снеговика. Мы покатим снежный ком (поочередно проводят ладонями по шее справа и слева) Кувырком, кувырком. Мы его лепили ловко. (проводят пальцами по щекам сверху вниз.) Вместо носа есть морковка, (растирают указательными пальцами крылья носа) Вместо глазок-угольки, (прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб) Ручки-веточки нашли. (трут ладонями друг о друга) А на голову ведро, (раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.) Посмотрите, вот оно! (кладут обе ладони на макушку и покачивают головой).
Музыкальный руководитель: Когда идет снег, ветерок любит кружиться со снежинками в танце, давайте, и мы с вами станцуем веселую польку. Танец «Полька с поворотами» муз.Чичкова (Программа «Ладушки»И.Каплунова, И.Новоскольцева)Музыкальный руководитель: Наши ноги не унять, еще просятся плясать. Проходите, ребята, садитесь на стульчики, исполним «Лезгинку» Танец «Лезгинка» («Лечебно-профилактический танец ФИТНЕС-ДАНС»Ж.Фирилева, Е.Сайкина.)Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, вы красиво танцевали, а теперь давайте отдохнем. Подходите ко мне и присаживайтесь на пол. (дети рассыпаются горошком, садятся по турецки) Музыкальный руководитель: Зима наша, добрая нянька Весь двор для ребят уберет. Как чисто на улице глянь-ка! Она все метет и метет. А вечером будет баюкать Метелью и воем пурги. Волшебные сказки мурлыкать Под шорохи снежной муки. Ри. («Музыкальная палитра» №4-2001 год, стр.28)Музыкальный руководитель: Короткий зимний день быстро закончился, что мы с вами сегодня делали? Дети: Играли со снежками, лепили снеговика, танцевали, пели песни, слушали музыку. Музыкальный руководитель: И захотелось вечерком уютно устроиться на теплом диване рядом с мамой.( дети садятся боком, облокачиваясь на одну руку) Песня «Хорошо рядом с мамой» муз.Попатенко. (Программа «Ладушки»И. Каплунова, И. Новоскольцева.)Музыкальный руководитель: Наша встреча с зимушкой закончилась.Пришло время попрощаться. Психогимнастика «Лучик»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом. «Музыкальная палитра»№5-2008 год, стр.34) К солнышку потянулись, Лучик взяли, К сердцу прижали, Всем друзьям отдали. (Под веселую музыку уходят из зала.)

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме 'Дикие животные'

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы НОД в подготовительной группе. Компьютер и его основные устройства Конспект НОД по информатике в подготовительной группе ДОУ. Множество Занятие для подготовительной группы. Мой организм

Похожие статьи:

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (массаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения) для детей с ОНР III уровня.

Использование здоровьесберегающих технологий дает положительные результаты. Массаж способствует не только оздоровлению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Массаж, самомассаж вызывает у детей множество положительных эмоций, дети получают первый опыт рефлексии, учатся понимать себя и других, бережно относиться к своему здравью и здоровью окружающих. Благодаря дыхательным упражнениям развивается речевое и физиологическое дыхание, сила и длительность выдоха, закрепляется правильное звукопроизношение. Гимнастика для глаз помогает снять напряжение, расслабляет мышцы и улучшает кровообращение, снижает утомление и усталость глаз.

Игры с элементами оздоровительной направленности стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, развитию дыхания, улучшению общего состояния.

Сочетание используемых на занятиях упражнений с произнесением специального речевого материала, даёт возможность расширять словарный запас, уточнять звукопроизношение, сочетать речь с движением, развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях способствует комплексному развитию речевых и неречевых процессов детей с ОНР, помимо коррекционных решаются и оздоровительные задачи.

Надеюсь, что разработанный мною конспект индивидуального занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (массаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения) для детей с ОНР III уровня.

Подготовительный этап коррекции звука [Ш].
Лексическая тема: Осень. Грибы.

1. Артикуляционная гимнастика. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука [ш].

Под кусточком ёж живёт (упражнение «собачка»),
Ёжик раненько встаёт (упражнение «грибок»),
Спинку моет (упражнение «почистим зубки»),
Ушки трёт (упражнение «почистим зубки»).
Он не ленится, ребятки, ловко делает зарядку (упражнение «гармошка»),
Блинчики себе печёт (упражнение «лопатка»),
Молоко парное пьёт (упражнение «лакание»).
А потом берёт лукошко (упражнение «чашечка»)
И бежит он по дорожке (упражнение «наказать непослушный язычок»).

2. Игровой массаж «Ходит ёжик». Снятие мышечного напряжения, координация речи с движением.

Ходит ёжик без дорожек
По лесу, по лесу.
И колючками своими
Колется, колется.
А я ёжику-ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

3. Гимнастика для глаз. Снизить утомление и усталость глаз, профилактика близорукости.

Смотрит влево, смотрит вправо,
Вверх и вниз, назад, вперёд –
И свой лес не узнаёт!
Где зелёные листочки?
Где же птички?
Где цветочки?
Ох, и сложная загадка!
Помогли бы вы, ребятки?

4. Развитие словаря. Актуализация словаря по теме, развитие памяти, мышления.

– Какое время года наступило? Назови приметы осени.

5. Развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ёжика не удержать, стал грибы он собирать.
Топ-топ – пять шагов
(Дети «шагают» пальчиками по столу).
В туесочке пять грибов.
(Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки).
Мухомор красный –
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках).

6. Развитие лексико-грамматического строя речи «Весёлый счёт». Упражнять в согласовании существительных с числительными два и пять.

Он грибочки собирал и их весело считал.
Одна лисичка, две…, пять…;
Один боровик, два…, пять…и т.д.

7. Дыхательное упражнение «Осенние листочки». Развивать длительность и плавность выдоха.

Вдруг на шляпку лист упал. (На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. Повторить 3-5 раз.)

8. Развитие психических процессов «Найди грибок». Развитие зрительного гнозиса, закрепление в речи предлогов.

Весь день по лесу гулял, все грибочки он собрал. Домой ёжик поспешил и грибочки посушил. Где ёжик сушил грибы?

Читайте также:
Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

9. Развитие фонематического слуха. Учить выделять звук [ш] на фоне других звуков.

Ох, устал наш ёжик, лёг в кроватку на бочок.

Листики шуршали, колыбельную песенку напевали. Услышишь: ш-ш-ш, помаши ручкой.

а, у, и, ш, о, э, ы, ш…

п, н, в, ш, м, т, л, ш…

ч, щ, ж, ц, ш, с, з, ш…

Баранникова Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ комбинированного вида д/с № 30 «Теремок»,
Краснодарский край, ст. Ленинградская

Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: “Автоматизация звука Ш”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

Вложение Размер
att.avtorskiy_konspekt_zvuk_sh-_zdorov-shchie_tekhnologii.docx 31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

«Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели : создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

  • коррекционные:
  • закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
  • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  • закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
  • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  • развивающие:
  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
  • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления.

Технологии: здоровьесберегающие технологии .

  • презентация «Автоматизация звука Ш»;
  • игрушки Степашки и Каркуши;
  • пособие «Шашки»;
  • картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;
  • 3 макета шкафчиков;
  • сухой бассейн с гречневой крупой;
  • мягкие пазлы с изображением героев Степашки и Каркуши;
  • пособие «Следы на дорожках»;
  • массажер су-джок;
  • массажная варежка;
  • ребристая доска;
  • пульт телевизора;
  • магнитно-маркерная доска, маркер;
  • музыкальный фрагмент из передачи «Спокойной ночи, малыши»;
  • приз – раскраска герои из «Спокойной ночи, малыши».

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

– Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давай их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Что учили на занятиях.

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

– Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из передачи «Спокойной ночи, малыши».

– Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Степашка и Каркуша из детской передачи «Спокойной ночи, малыши».)

– Послушай, как я их назову: Степашшшка, Каркушшша. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои – Степашка и Каркуша.

2. Артикуляционная гимнастика:

– В одном домике жил был Степашка. Домик у него был красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик» ). Сегодня Степашка печет блины (упражнение «Блинчик» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик» ). К блинам Степашка приготовил сладкий чай и налил его в чашечку (упражнение «Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, Степашка дует на него (упражнение «Фокус» – поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх. ). Хорошо и весело стало Степашке, взял он гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» – раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Степашка прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» – поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Степашка слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука:

– Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

– Рассмотри картинку (логопед демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

– Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.

4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

– Однажды Степашка решил сходить к Каркуше в гости. Шел он по лесу и вдруг увидел на снегу следы (выставляет карточку с изображением разных следов на дорожке). Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты

ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку

шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма

– Давай и мы с тобой будем идти по дорожке и произносить слоги и слоговые цепочки.

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока

– Дорожка ведет Степашку дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта – аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

5. Физминутка – игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):

Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

– Идет Степашка дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Вот совушка – сова –

На дереву сидит,

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

– Молодец, у тебя внимательные ушки!

6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

– Идет Степашка по дорожке и вдруг нашел варежку.

Логопед дает массажную варежку ребенку и просит его вместе со Степашкой сделать массаж пальчиков.

– Степашка варежку нашел,

По ладошке ей провел,

Степашка гладит по ладошке,

Будто убирает крошки,

А теперь наши горошки

Давят, давят понемножку.

– Вот и дошел Степашка до дома Каркуши. Зашел, посмотрел вокруг, а хозяики – то нет. Увидел Степашка на столе шашки и решил в них поиграть.

Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Каркуши необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Каркуши не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками положим картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.

8. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):

– Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)

– А про что можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)

9. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях):

– Увидел Степашка на столе рядом с шашками пульт и захотел включить телевизор. Послушал он, да только понять ничего не может. Давай поможем Степашке исправить предложения:

На елке мышка, а в норке шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

Наша Даша чашку шила, а Наташа платье мыла.

10. Динамическая пауза:

Для зайчика Степашки

Каркуша вяжет теплый шарф

Шарф на шею он повяжет

И спасибо Каркуше скажет.

Присесть, обхватив колени.

Встать, имитация вязания.

Наклоны головой в стороны

11. Игра «Неправильная буква»:

– Заглянул Степашка в другую комнату и нашел там Каркушу. Она училась писать букву Ш. Посмотри, все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из «Спокойной ночи, малыши», ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

– Напомни Каркуше, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

12. Итог занятия:

– Вот и помогли мы Степашке и Каркуше встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.

Логопед дает ребенку приз – раскраску (герои из «Спокойной ночи, малыши»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: “Автоматизация звука Ш” (по сказке “Маша и Медведь”)

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий на тему “Автоматизация звука Ш” (В гостях у спокойной ночи малыши).

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи: · коррекционные:ü закре.

Конспект индивидуального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по теме “Автоматизация звука [Р]”

Конспект занятия по автоматизации звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий “Автоматизация звука [Л] в слогах и словах”.

Автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Автоматизация звука [Р] в речи Цель: Автоматизация звука [Р] в речи Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закрепить умение придумывать слова на заданный слог, букву- Пр.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:коррекционные:закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях.

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий

Елена Петровна Жаворонкова
Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий

«Фрукты – Овощи»

Образование относительных прилагательных.

– Уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты и овощи»; – Совершенствование грамматического строя речи.

– Развитие навыков анализа и обобщения, фонематического и зрительного восприятия, общей артикуляционной моторики, координации речи с движениями;

– Учить диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса;

– Развивать самоконтроль за речью.

– Познакомить с механизмами образования звука А.

– Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность и инициативность, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

предметные картинки «Приметы осени», «Фрукты и овощи», игрушки Ежик и Белка, корзинки с муляжами овощей и фруктов, магнитная доска, зеркала (по количеству детей).

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение и скажите, о каком оно времени года?

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета

Осень бродит близко где-то.

Давайте скажем, какие приметы осени вы запомнили из стихотворения? А какие еще признаки осени вы знаете? (отвечают с опорой на картинки) Логопед:

Посмотрите, к нам пришли Ежик и Белочка, они принесли с собой припасы, скажите, что у Белки? Что у Белочки лишнее? Скажите что у Ежика? Что лишнее у Ежика?

Итак, Белка запасла овощи, а Ежик фрукты. Свои припасы они принесли нам в подарок. Что можно приготовить из фруктов и овощей? (Сок и варенье). Давайте с вами скажем, какой сок или варенье мы будем готовить? Один ребёнок берёт фрукт у Ёжика и говорят:

– Я буду готовить яблочное варенье.

Другой ребёнок берет овощ у Белочки и говорит:

– А я приготовлю огуречный сок.

Физкультминутка: «Яблоко»

Были белыми цветами, Подняв руки вверх, вращают кистями «фонарики».

Стали спелыми плодами, Сжимают пальцы в кулаки.

Стали, словно шарики, Поворачивают кулачки.

Шарики – фонарики. Вправо – влево, не опуская рук.

Как возьмёшь их на зубок – Опускают кулачки на уровень лица.

Сразу брызнет сладкий сок. Резко вытягивают руки вперёд.

Логопед:

На сладкий сок прилетели насекомые:

Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание»

по методу М. Л. Лазарева

(на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица) И. п. – стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук – В –до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза.

(на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи)

И. п. – стоя, расслабив всё тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук – З – Повторить 4 раза.

(на микроциркуляцию крови и обмена веществ в области грудной клетки) И. п. – стоя, расслабив в се мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук – Ж – Повторить 4 раза.

Логопедическая гимнастика

«Мелькает беличий хвостик»

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

«Очень вкусное яблоко»

Еще раз полакомимся яблоком. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

«Почистим зубки»

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

«Язычок – листок прикрыл яблочка бочок»

Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Ежик фыркает. Вибрация губ.

«Белочка цокает»

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

– Ребята, посмотрите, что выросло у нас еще в саду – огороде?

Картинки: Ананас, Абрикос, Апельсин. На какой звук начинаются эти слова.Дети: А

Звук – А – умеет петь, и мы его тоже сейчас будем петь.

беззвучная артикуляция звука –А–, шепотом –А–, тихо –А–, громко – А–. Затем наоборот ослабление голоса, сначала –А– громко, затем тихо, шепотом и беззвучно.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Как же нам невесело,

Когда ты огорчаешься.

(В соответствии с текстом, дети изображают состояние радости, огорчения, удивлния).

Игра на развитие быстроты реакции «Ёжик»:

Дети бегут друг за другом по круг. На сигнал «Ёжик», останавливаются, приседают, обнимая руками колени, и прижимая к ним голову («сворачиваются в клубок»).

«Я и моё тело». Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента ” Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Игра-развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий «День рождения зайки» Добрый день уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию игру-развлечение, которую я провела в нашем детском саду. В условиях карантина.

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у сказки» (вторая младшая группа) Тема: «В гостях у сказки» Программное содержание : -обогащать и активизировать словарь детей -знакомство с упражнениями, укрепляющими.

Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Цель: обобщить представления.

Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологий Интеграция образовательных областей: ХЭР; ПР; РР; ФР. Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Мы здоровью скажем «Да» Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Мы здоровью скажем «Да». Цель: сформировать.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки» Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки». Образовательная.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [ С ] – [ Ш ] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий»

Тема: «Дифференциация звуков [ С ] – [ Ш ] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий.»

Цель: Уточнить правильную артикуляцию звуков [ С ] – [ Ш ] . Совершенствовать навыки произношения звуков [ С ] – [ Ш ], дифференцировать звуки [ С ] – [ Ш ] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Выработать полноценные движения периферических органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков и подготовить речевой аппарат к речевой нагрузке. Активизировать нервные процессы и кинетическую память. Развивать: внимание, мышление, память, фонематический слух, мелкую моторику мышц рук, умение вслушиваться в речь логопеда и соотносить свои действия с его словесной инструкцией, навык ориентировки в пространстве и собственном теле, навык слообразования и словоизменения. Снимать напряжение с глаз, способствовать тренировке зрительно – моторной координации. Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить навык выделения первого звука в слове, умение соотнесения звука и его графического изображения ( буквы ). Формировать умения связной речи, чувство юмора.

Грамматическая форма: согласование существительных и числительных, изменение глаголов по лицам.

Оборудование: иллюстративный материал, крышки, ложки, бинты, сладкая соломка.

Ход занятия.

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем « Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»

– Ребята, сегодня мы с вами закрепим наши знания о правильном произношении звуков [ С ] и [ Ш ].

Актуализация знаний и умений.

Беседа «Весёлые звуки [ С ] и [ Ш ]»

Чайник свистит: с-с-с.
-Как чайник свистит?

Волна шумит: ш-ш-ш.
-Как волна шумит?

Быстро качаем насос: с-с-с.
-Как быстро качаем насос?

На ветру листочки разговаривают: ш-ш-ш.
-Как листочки разговаривают?

– Что происходит с нашим язычком и губками, когда мы произносим звук [ С ] ?
– А что же происходит с нашими язычком и губками, когда произносим звук [ Ш ] ?

Основная часть.

Артикуляционная гимнастика с использованием сладкой соломки.

Ходят важные мужчины
С пышными усами.
Мы себе чудо – усы
Наколдуем сами!

Как играть на дудочке,
Знают даже уточки.
Губки мы вперёд потянем –
Тоже уточками станем.

Все секреты сохраним
В сказочной шкатулке.
Не расскажем никому,
Даже кошке Мурке.

Кошка сердится немножко –
Не сидится у окошка.
Спинку выгнула упрямо
И не хочет слушать маму.

Идёт стройка полным ходом,
Экскаватор трудится.
Выйдет дом у нас красивый,
Хорошо получится.

Затяну покрепче парус,
В путешествие отправлюсь.
В парус задувает ветер,
Я счастливей всех на свете.

Упражнения для губ без предмета.

Упражнение «Упрямая улыбка».
Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрос­ лый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Тру­ бочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выпол­ няется 10—15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка».
Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении не­ сколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.

Упражнения с бинтом.

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в тече­ ние 10 — 15 секунд.

Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Д/и «Повтори за мной»

СА – ША – СА АС – АШ – АС
СО – ШО – СО ОС – ОШ – ОШ

СЫ – ШИ – СЫ УШ – УШ – УС

Дети должны картинки – пассажиров рассадить по вагонам, определив количество слогов в словах.

Упражнения для развития мелкой моторики мышц рук.

-Ребята, давайте для нашего поезда построим железную дорогу.

Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

В качестве строительног о материала для строительства дороги используют крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вна­ чале строительство ведется по образцу, позднее по замыс­ лу pe б e ка. При складывании постройки ребенок берет каждую крышку указанными взрослым пальцами(боль шим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, больши м — мизинцем).

Упр. «Кулак – ребро – ладонь»

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали кулачок.

– Ребята, для того, чтобы узнать маршрут нашего поезда, мы с вами должны рассмотреть карту.

Дети называют в заданном порядку представленные на каждой карточке картинки. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. При движении по лабиринту дети должны назвать не только картинку, но и назвать направление следующего хода.

Логопед предлагает детям выполнить упражнения, при этом, стараясь их запутать, выполняет совершенно иные.

7. Зрительная гимнастика.

– Ребята, посмотрите, над нашим поездом появилось облако. Давайте глазками понаблюдаем за этим облачком и сделаем зрительную гимнастику.

– по кругу 2 – 3 раза по часовой стрелке;

– 2 – 3 раза против часовой стрелки;

– лежачие восьмёрки в разные стороны.

– Теперь из-за облака выглянуло солнышко – мы с удовольствием на него посмотрим и потянем к нему ручки.

8. Д/и «Говори – не торопись, и смотри не ошибись»

Са – са – са – летит оса

Ша – ша – ша – весёлая Наташа

Со – со – со – от телеги колесо

Су – су – су – я видел лису

Шу – шу – шу – листьями машу

Аш – аш – аш – лесной шалаш

Ас – ас – ас – настроение у нас просто класс

9. Самомассаж ложками.

Не лопатка, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это…( ложка )

Упражнения с ложкой

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра­ во, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час­тью чайной ложки по языку;

Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со­ вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Д/и «Измени предложение»

Я слушаю стишок. ( ты, он, она, они, мы, вы )

С опорой на иллюстрацию посчитать все предметы.

12. Д/и «Послушай – запомни – ответь»

Кот пушок любит сметану.

– Что любит кот Пушок?

– Кто любит сметану?

Саша поставила чашки на стол.

– Кто поставил чашки на стол?

– Что сделала Саша?

– Что поставила Саша на стол?

– Куда Саша поставила чашки?

13. Д/и «Исправь ошибку»

Маша несёт сумку в капусте.

Машинка играет с Сашей.

Вешалка висит на шубе.

У длинных усов белая кошка.

Маленькая лошадка заботится о Соне.

14. Д/и «Расшифруй ребус»

Необходимо определить первый звук в слове ( на доске в определённой последовательности выставлены картинки ), соотнести его с графическим изображением. Из полученных букв выложить слово «молодцы».

Заключительная часть.

– Ребята, сегодня на занятии вы справились со всеми сложными занятиями. Вы – молодцы!

– Что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?

Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Открытое занятие «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

    обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

Ход занятия.

Добрый день, ребята. Вы пришли на наше занятие после уроков и конечно устали. Сейчас мы с вами выполним ряд специальных упражнений для того чтобы расслабиться и восстановить работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий “Команды”

(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь – погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» . – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия – голубой цвет).

Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Логопед – «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».

6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) – (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем – расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

– в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) – там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

9. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

1)«Кулак-ребро-ладонь» – четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» – Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» – левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» – соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям.

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

Анализ занятия.

На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.

1. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

2. Дыхательная гимнастика – упражнение «Очищающее дыхание» – стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы, в упражнении используются

3. Элементы ароматерапии – ингаляция через аромалампу аромамасел бергамота и мандарина – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект),

4. Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (облако) – успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, бессоннице – оказывает успокаивающее действие на НС, приводя человека в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию). Кроме того, на облаке была выполнена

5. зрительная гимнастика – которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

6. Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата в сочетании

7. с артикуляционной гимнастикой.

8. Использовалась музыка – элементы музыкотерапии.

9. Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.

10. Игра «Отыщи букву, определи крупу» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

11. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Даже Клеопатра использовала эти упражнения, для молодости и красоты, чтобы поддерживать свой мозг в активном состоянии, потому что, поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

Спасибо за внимание! Всем желаем здоровья, успехов и творчества!

Примечание: информация была взята мною с сайта logoped. ru, отредактирована и применена для проведения открытого мероприятия с воспитанниками Реабилитационного центра. Упражнения могут быть использованы как в комплексе, так и по отдельности на логопедических занятиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: