Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука (Ш)

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»
план-конспект

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука.

Скачать:

Вложение Размер
phpi5meve_zvuk-22sh22.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Этап: постановка звука [Ш].

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

  1. Развивать артикуляционную моторику .
  2. Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры « Сдуй листочки ».
  3. Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры “Даша и змея” , ” Воздушный шар ” , ” Договори слово ” .
  4. Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»
  1. Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий .
  1. Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ. Ты хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим . С тарайся не делать ошибок!

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять !

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый .

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

4. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Язычок у нас грибок,

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

  1. Развитие речевого дыхания:

Давай поиграем с листиками. Подул ветерок – и разлетелись листочки в разные стороны! (Педагог дует на листочки , а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

Логопед : Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец!

– Теперь отдохни! ( После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

– Давай ещё раз повторим! Молодец!

5. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

Игра « Даша и змея » Даша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Д аша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш – ш – ш – ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Д аша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

  • Игра «Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш

  • Игра «Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)

6. Работа по формированию фонематического слуха:

Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш].

Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .

« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».

8. Домашнее задание.

Логопед: Дома обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] ( Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки») .

– Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [рь] в связной речи”. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе “Формула будущего 2011”

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ “Кто быстрее?”, здоровьесберегающие техноло.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Ж] на этапах “звук, слог, словосочетание, предложение”, “Путешествие жука Жужжи”

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет .

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Постановка звука Ж”

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; .

Конспект индивидуального логопедического занятия: “Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях”.

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; – продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; – учить правильно.

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука Ш

Цель: формирование правильного произношения звука [ш]

– развитие артикуляционной моторики;

– формирование воздушной струи;

-формирование кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;

– развитие фонематического слуха;

– развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, ракушки, ватные шарики, вертушка

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука Ш »

Индивидуальное логопедическое занятие

по постановке звука [ш]

с применением модели артикуляции звука.

Цель: формирование правильного произношения звука [ш]

– развитие артикуляционной моторики;

– формирование воздушной струи;

-формирование кинестетического образа звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции) с применением модели артикуляции звука;

– развитие фонематического слуха;

– развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, ракушки, ватные шарики, вертушка.

1. Организационный момент

Сегодня к нам на занятие пришла змейка. Какой звук змейка произносит, как она делает (шипит-ш-ш-ш-ш-ш.) . Сегодня мы с тобой будем учиться шипеть, как змейка.

2. Артикуляционная гимнастика

«Наказать непослушный язык».

Цель: сделать язык широким, вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

«Вкусное варенье».

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Цель: укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) .

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) .

3. Упражнения на формирование воздушной струи

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

«Загнать мяч в ворота»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

4. Формирование кинестетического образа звука ] с применением модели артикуляции звука

Объяснение и показ моделя артикуляции звука.

При произнесении звука [ш] губы округлены – на модели круг, кончик языка у верхних резцов – стрелка вверх. При произнесении звука [ш] воздушная струя сильная, широкая, теплая. Рука ребенка у рта, обращается внимание на то, что выдыхаемая воздушная струя теплая. Ребенок должен почувствовать тепловые ощущения и давление выходящей воздушной струи.

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Посмотри, змейка заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести змейку по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец помог змейке добраться до своего домика.

6. Упражнение на развитие фонематического восприятия

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его – хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.

7. Развитие мелкой моторики

Звук [ш] при письме мы будем обозначать буквой «Ш». попробуй Ребенок из ракушек сконструировать букву «Ш».

Итог занятия

– С каким звуком ты сегодня познакомился?

– Как мы обозначаем звук на письме? (Буквой «Ш»)

– Сегодня на занятии ты научился шипеть, как змейка, помог змейке добраться до своего домика и это здорово у тебя получилось! Ты сегодня очень старался, молодец!

Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановка звука Ш» по(методике Архиповой Е.Ф)

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

Подготовила : учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

– формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

– воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, шпатель, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушка змеи”. Специально подготовленный иппликатор Кузнецова, символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостьей. Она пришела к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на занятие, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с нашей гостьей, её зовут Шипелочка. А тебя как? (Имя ребёнка)

Познакомились, теперь расскажем нашей Шипелочке чем мы сегодня будем заниматься.

Сегодня мы с тобой будем учится правильно произносить песенку «Змеи».

Выполним упражнения для разминки лица, пальчиков, языка.

  1. Общее расслабление.

Ребёнок совместно с логопедом выполняет массажные движения лица

Логопед:

Стенка, стенка, потолок

Раз ступенька, два ступенька

Дзынь, дзынь звонок

Логопед: (Имя ребёнка) посмотри кто к нам пришёл. Ответ ребёнка (Лягушата). Сейчас мы с тобой уточним артикуляцию гласных. После чего будем поочередно прижимать каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова), Проговаривают гласные звуки.

Также можно выполнить речедвигательную гимнастику на гласные звуки.

Логопед: (Имя ребёнка) представь себе, что ты попала в цирк. На арене цирка выступает фокусник и выполняет фокус. Вот и мы с тобой сейчас попробуем выполнить фокус.

Дыхательное упражнение «Фокус»

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Наша змейка хочет посмотреть как ты выполняешь артикуляционную гимнастику . Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1 комплекс упражнений для «Ш» (по системе «Дерево» Е.Ф. Архиповой)

1 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

Логопед: Объясняет где находится язычок при произнесении песенки «Змеи»

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  1. Закрепление изолированного произнесения звука

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука «Ш» (тихо-громко)

“ Как шумит ветер?”

(Имя ребёнка), как поёт песенку наша гостья Шипелочка? Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш-Ш.

  1. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его – хлопай в ладошки:

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

– в середине слова;

(Имя ребёнка) скажи мне пожалуйста, сегодня на занятии какую песенку мы с тобой учились петь? Ответ ребёнка. И это песенка у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.. Ты сегодня очень старался, молодец!

Упражнение 5. «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 1. «Забор».
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно».
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро.

Упражнение 7. «Лопата».
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Язык на губе.

Упражнение 8. «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.
Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9. «Вкусное варенье».
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10-а. «Теплый ветер».
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №20.
Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 20. «Фокус».
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3×1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.
Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

Тема: Постановка звука Ш

Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука

1)Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;

2)Коррекционно –развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

3)Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.

Оборудования: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик на нитке, колючий мячик.

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.

-Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

-Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

2. Артикуляционная гимнастика

– Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка») – презентация, Трубочка (счет до 10)

– У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор»)

– Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко») Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

– Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»)- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

– Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

– Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

– Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. – Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

– А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

5)Развитие фонематического слуха

– А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш,сразу лови его – хлопай в ладошки:

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ

6)Постановка звука

– Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)

Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

– Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

– Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (картинка)

– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

7) Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

«Научим Антошку говорить звук [ш]». План-конспект индивидуального логопедического занятия Цели: – Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме; – Формирование длительной направленной воздушной струи; – Обучение артикуляции.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида “Подготовка к постановке звука [Ш]”.

Яровенко С.В.
учитель – логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида

Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида.

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

• создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;

• формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

• развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;

• развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

• воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

демонстрационный материал – предметные картинки;

индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

– Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика.

– А сначала проведем разминку мышц лица.

Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас разомнем язычок.

– Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

– Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

– Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

– Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

– Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

– Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики.

– Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

В гости к волку и ежу.

Даже к серому зайчишке

Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

– Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

– Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания.

– «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

– Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?

– Какие слова тебе запомнились?

– Молодец, хорошо работал! Занятие окончено.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука [ш]”

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

– упражнение в правильности произнесения звука Ш.

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

-воспитание интереса к занятиям;

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение “чашечка” не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык – блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная “чашечка”, к тому же губы “заблокированы” и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» – ля-ля-ля, «молоточек» – д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять – ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его – хлопай в ладошки:

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

– в середине слова;

8.. Итог занятия.

Сегодня на заня­тии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2022

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР

Подготовила учитель – логопед

Борова Елена Владимировна

ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Выселки муниципальный район Ставропольский Самарской области
Структурное подразделение детский сад «Чебурашка» с. Выселки

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная.

Образовательные задачи: Расширять представление о графическом изображении букв. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы). Закреплять знание основных геометрических фигур.

Коррекционные задачи: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать фонематический слух. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи: Воспитывать самоконтроль за речью. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска, мягкие подушки, сюжетные картинки, картинки со слогами, музыка для динамической паузы, игровое панно «Древняя пирамида», листы бумаги с контурным изображением букв и геометрических фигур, цветные восковые мелки, прописи для каждого ребенка.

Ход совместной работы:

Вступительная часть.

(Цель: эмоциональный настрой детей).
(Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересную страну Смешарию – букварию, где наши любимые герои мультфильма Смешарики приготовил для вас множество заданий о звуках и буквах и давно уже ждут нас.

Основная часть.

Задание № 1. Артикуляционная гимнастика.

(Цель: развитие мышц артикуляционного аппарата)

– Угадайте, кто нас встречает первым?

Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же… (Крош!)

– Расскажите, ребята, какой Крош? (ловкий, смелый, быстрый, любознательный, умелый и т.д.)
Правильно! А еще Крош очень любит делать зарядку для язычка.

(Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики).

Молодцы! Угадайте, кто же нас встречает следующий?

Задание № 2. Дидактическая игра «Направление букв».

(Цель: расширять представление о графическом изображении букв, закреплять зрительную память.)
(Дети подходят к магнитной доске с изображением домика.)

Артист, пианист,
Балагур, тары-барыч!
Узнали кто это?
Конечно… (Кар-Карыч!)

– Но мне кажется, у него проблемы. Карыч запутался и не знает, какие буквы смотрят в левую сторону, а какие в правую. Давайте поможем ему!

(Дети распределяют буквы на левую или правую сторону домика в соответствии с графическим изображением.)

Задание № 3. Дидактическая игра «Исправь словечко»

(Цель: развивать фонематический слуха детей.)
– Ну вот, Кар – Карыч остался совершенно доволен, а мы с вами продолжаем свой путь угадайте к кому?
(Дети рассаживаются на мягкие подушки.)

Капризный поэт,
Любит горный пейзаж.
Узнали кто это?
Конечно… (Бараш)

– Ребята, послушайте, какие стихи придумал Бараш, но внимательно проверяйте, все ли слова наш поэт подобрал правильно, если нет, то исправьте его.

Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче ЛАПУ. (лампу)

Здесь хорошее местечко –
Протекает рядом ПЕЧКА. (речка)

Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли БОЧКИ. (почки)

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли ШАПКИ. (лапки)

Таня – пухленькие щечки
И веснушки, словно КОЧКИ.(точки)

Любопытные мартышки
Собирают с елок ФИШКИ. (шишки)

Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом ГОРЕ. (море)

Свет дневной уходит прочь,
На поля спустилась ДОЧЬ. (ночь)

Пчелка мед цветочный пьёт,
Из него готовит ЛЁД. (мед)

Задание № 4. Динамическая пауза.

(Цель: снять мышечное напряжение, развивать основные физические движения детей.)

– Молодцы! А кто же из смешариков всегда следит за здоровьем?

На лыжах бегунья,
На кухне певунья.
Узнали кто это?
Конечно… (Совунья)

(Дети выполняют общие физические упражнения под музыку).

Задание № 5. Дидактическая игра «Древняя пирамида»

(Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление.)

(Дети подходят к доске с изображением древней пирамиды.)

Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали кто это?
Конечно….. (Лосяш)

– Сейчас он как раз занят изучением истории древнего народа, который прекрасно умел строить пирамиды. Одну из них Лосяш сумел откапать, но она настолько старая и потертая, что я предлагаю вам ее украсить. Для этого нам нужно разделить слова с картинок на слоги и поставить ее на соответствующий этаж.

(дети расставляют картинки на этажи пирамиды, в соответствии слогов в слове и количеством «камней» на каждом этаже)

Задание № 6. Дидактическая игра «Волшебный цветок»

(Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление, внимание).
(Дети подходят к столику с приготовленным заданием.)

– Итак, следуем дальше. Нас встречает любительница прекрасного, а кто же это, угадайте сами!

Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же… (НЮША) в своем прекрасном саду.

В саду распустился красивый цветок,
Он разный по цвету имел лепесток,
На каждом из них написан был слог,
Чтоб слово составить ты сразу бы смог.

– Ребята, давайте с вами вместе прочитаем слоги на лепестках цветка и попробуем составить из них слова.

(Дети читают слоги на лепестках цветка и составляют из них слова.)
Варианты слов: (замок, ваза, вата, роза, рота).

Задание № 7. Дидактическая игра «Укрась свою букву»

(Цель: Закрепить знание графического изображения букв, знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.)
(Дети рассаживаются за столы.)
– Ну вот мы и добрались до последнего жителя страны Смешария-буквария.

Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же…(ЕЖИК)

– Помогите ежику украсить буквы той геометрической фигуркой, которая прикреплена к вашей букве.

(Дети под музыку раскрашивают свою букву геометрическими фигурками, демонстрируют результат друг другу.)

Подведение итогов совместной деятельности.

– Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями смешариков, показали какие вы умелые, дружные, любознательные и внимательные.
И в конце нашего путешествия Смешарики – букварики решили подарить вам памятные призы, книжки – прописи, которые помогут вам научиться красиво писать буквы.
До новых встреч!

(Детям раздаются памятные сувениры – книжки с прописями.)

Читайте также:
Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: