Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука (Л)

Индивидуальное логопедическое занятие: Постановка звука “Л”
план-конспект занятия по логопедии по теме

Скачать:

Вложение Размер
ind.log_._zan._postanovka_zvuka_l.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие “Постановка звука «Л»”.

Этап: Постановка звука [Л].

формирование правильного произношения звука [Л];

уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

развитие мелкой моторики (шнуровка);

выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);

развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);

закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;

развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.

5. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.

6. Постановка звука

От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии – губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

7. Произнесение изолированного звука

“Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

8. Анализ артикуляции

“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.

9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”)

“Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах

“Повторяй за мной:

ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло – лэ ”

11. Закрепление звука в словах

“Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”.

12. Домашнее задание

1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

3. Раскрасить загадки.

“Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

“Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3

Предлагаемый конспект можно использовать в подгрупповой или индивидуальной работе.

При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.

Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]».

автор: Клепикова Элла Алексеевна

учитель — логопед МБДОУ детский сад №3 «Радуга» р.п. Шилово муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга» р.п. Шилово муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области

Конспект

индивидуального логопедического занятия

«Постановка звука [Л]».

Подготовила: Клепикова Элла Алексеевна,

учитель — логопед МБДОУ детский сад №3

«Радуга» р.п. Шилово Рязанской области

2019 год

Цель: постановка звука [Л]

Коррекционно-образовательные:

Расширение и активизация словаря

Коррекционно-развивающие:

— активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционных укладов;

— развитие фонетического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

— обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах.

Коррекционно — воспитательные:

— воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность.

Оборудование: зеркало, рисунок летящего самолетика, картинки к артикуляционной гимнастике.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

  1. Артикуляционная гимнастика, подготовка к постановке звука [Л],

— Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево, не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Вдруг Язычок увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой.

Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно, и он отправился на полянку.

Затем взял свою любимую игрушку самолетик стал с ней играть.

  1. Развитие плавного длительного выдоха

— А сейчас мы превратимся в самолетики. Мы отправляемся в путь. Заводим моторы. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ф-ф-ф, щеки не раздувать.

  1. Постановка звука

А теперь мы начнём учить с тобой звук [л]. Но сначала попробуй погудеть, как самолёт.

— Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

Динамическая пауза. Координация речи с движениями.

Мы садимся в самолет, (приседаем)

Отправляемся в полёт! (встаем, руки в стороны)

Мы летим над облаками. (руки в стороны, кружимся)

Машем папе, машем папе. (по очереди правой и левой рукой)

Видим, как течет река, (показываем руками волны)

Видим, в лодке рыбака. («Забрасываем» удочку)

Осторожнее: гора! (наклоны влево, вправо)

Приземляться нам пора! (приседаем)

  1. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Летим на самолёте». Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [ы]. Проведи пальчиком по следу, который оставил самолёт между облаками, и гуди. Услышишь звук [Л].

(пальчиком проводит по «следу» самолета из мелкой наждачной бумаги)

Упражнение «Подружи звуки». Покажи путь к самолету. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз. Раскрась самолеты.

  1. Развитие фонетического слуха.

Давай поиграем в игру: «Лови звук». Если услышишь звук [Л] – хлопни в ладоши.

— Послушай звуки: и, м, л, к, н, л, з, л.

— Послушай слоги: ту, то, фы, ла, па, ха, ло, ду.

— Послушай внимательно слова: кофта, пароход, ЛАК, мешок, ЛАСТОЧКА, ЛОДКА.

Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз споём песенку «Самолетика» (повтор упражнений).

  1. Итог занятия

— Наша сказка подошла к концу.

— Она тебе понравилась?

— Что тебе запомнилось?

— Какой звук ты сегодня учился произносить?

Индивидуальное занятие “Постановка звука Л”

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Звук «Л», постановка.

активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;

развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;

учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;

воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля .

Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор , образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»

Ход занятия

11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.

– Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно – на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.

Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.

2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.

– Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

– Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)

– Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.

3. Артикуляционная гимнастика

– Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.

Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).

Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.

4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.

Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.

-Что у тебя получилось? (Пароход.)

5. Координация речи с точными выразитель­ными движениями и жестами

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)

Я на мостике стою

и бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

и от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

6. Постановка звука «л».

На картинке 1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».

7. Произнесение изолированного звука

– Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).

– Какой звук ты услышал? («л»)

8. Анализ артикуляции

– Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).

9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»

Закрепление изолированного звука «л».

– Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)

10. Развитие фонематического слуха

– Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)

Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.

– Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.

Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.

– Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».

Речевой материал: солнышко, песок, стул, облако, ладонь, вода, лодка, чайка, пирамидка, груша, лампа, рыбка, рак.

-Нам пора возвращаться. Поднимемся на борт Дадим прощальный гудок. (л-л-л).

– На борту нашего парохода собралось немало вещей. Лишними будут те слова, в названии которых нет звука «л». Давай поиграем в игру «Четвертый лишний».

ложка, компас, лопата, мыло;

глобус, ласты, доски, одеяло.
11. Итог занятия:

– Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня? [л].

-Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. И заслужил медаль «Молодец». Наше занятие окончено.

1.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях . Альбом для дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [Л]»

Цель: формирование правильного произношения звука [л] в изолированной позиции.

– развивать артикуляционную моторику;

– закреплять изолированное произношение звука Л.

– развитие фонематического восприятия;

– развитие внимания, памяти;

– развитие артикуляционной, мелкой моторики.

– вызвать интерес к занятиям;

Оборудование: игрушка-болтушка, полоска бумаги, зубочистка, картинка парохода, раскраска парохода, картинка ложки и лампы, лабиринты.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Мы с игрушкой – болтушкой очень рады тебя видеть. Сегодня мы с тобой будем учиться гудеть как пароход. У игрушки-болтушки пока не получается. Может у тебя получится ее научить.

Для начала давай потренируем наш язычок, губки.

Артикуляционная гимнастика:

Ветерок (язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваются).

2. Постановка звука (несколько вариантов):

1) Постановка звука на фоне произнесения гласного А.

У игрушки-болтушки есть подруга Алла, она очень любит петь –аааа. Давай споем как Алла.

Логопед, открыв рот, на фоне произносимого звука «а» поднимет кончик языка за верхние зубы, «приклеив» его ненадолго, с небольшим усилием отрывает его, звучит «ал-л-ла»). Давай попробуем вместе. (При выполнении логопед показывает на игрушке-болтушке, как язык стучит по бугоркам). Неоднократное совместное повторение: «Ал-л-ла», «Ал-л-ла»!

Затем ребенок «стучит» языком о зубы на фоне произнесения гласных О, У, Э, Ы (выходит ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ).

Какой новый звук ты услышала? Давай произнесем его отдельно и долго:

«Л-л-л» Правильно, это звук «Л»-вот так гудит пароход! Давай расскажем про него:

— Кончик языка поднят за верхние зубы

— Воздушная струя идет по бокам языка

— Голос звенит (рука на горле).

2)Постановка от межзубного звука

Сейчас я расскажу вам интересную сказку, может быть она поможет тебе и игрушке-болтушке загудеть как пароход.

Сказка: «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький и у него никак не получалось гудеть как у больших пароходов!

Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!».С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: прозвучал ясный и чёткий звук [Л]. Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым.

Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

Потом нужно пытаться убрать язык за зубы!

Ребенок повторяет слоги ЛА-ЛА-ЛА и на каждый слог «съезжает» зубами с языка, пока тот не будет прикасаться к внутренней поверхности резцов.

3) От упражнения «Мышка прячется»

Ребенок прикусывает кончик языка и протяжно произносит звук «Ы». Кончик языка – это хвостик мышки, а ротик -норка. Логопед берет зубочистку и говорит ребенку, чтобы он быстро убирал кончик языка за верхние зубки, иначе он уколет «хвостик мышки» (на самом деле логопед только слегка касается кончика языка). Сначала это можно показать на игрушке-болтушке, а потом уже логопед выполняет это упражнение с ребенком.

4)От упражнения «Язычок-силач»

Логопед просит ребёнка прижать полоску языком так, как он показывает на себе (губы в улыбке, рот открыт, полоску кладем посередине на кончик языка и прижимаем к верхнему нёбу). Затем, просим ребёнка подёргать полоску, которую зажал логопед, – «отбери у меня!». «А теперь, ты так же прижми языком свою полоску, чтобы мне было трудно её у тебя отобрать»:

-Покажи, как ты прижимал язычком полоску. А теперь пой песенку: “А-а-а-а-а-а!”и прижимай язычок за верхними зубками так, как ты научился сейчас (Нужно обклеить лист бумаги скотчем и нарезать на полоски. Ширина не меньше 1 см. Длина – по желанию).

3. Развитие фонематических процессов.

«Поймай звук»

Послушай еще раз как гудит пароход. Погуди сам. (возьми картинку-символ звука Л).

Когда услышишь звук Л, то поднимай картинку парохода, если не слышишь, то сиди спокойно.

Примерный звуковой ряд: М—Н —Л –А—У —О—Л—В —3— В—МЬ—Л—X—Н— М —Н —Л—А—У—О—Л—В—3— В —М—Л —X —НЬ —Б —З

● А теперь я подготовила игру. Перед тобой картинка с изображением Ложки и Лампы. Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно — не хлопай.

ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка

ряд произносимых слов: вампа, ампа , лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа, дампа, шампа, лампа, бампа , рампа, чампа, нампа

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание: обведи по точкам и раскрась.

-Что у тебя получилось? Пароход.

-Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

5. Лабиринты

-Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: ЛЛЛЛ.

-Проведи пальчиком по следу, который оставил самолет между облаками и гуди: ЛЛЛ.

6. Итог занятия.

– Какой звук мы учились произносить?
– Звук [л].
– Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Елена Абросимова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.

II. Сообщение темы;

III. Артикуляционная гимнастика;

IV. Постановка звука [л];

V. Уточнение артикуляции звука [л];

VI. Развитие фонематического анализа;

VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];

VIII. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

– Что это за овощ? Покажи на картинке.

Ребенок находит картинку с изображением лука.

Л. : Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?

Р. : Звук [л].

Л. : Так гудит корабль.Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

III. Развитие фонематических процессов

Л. : Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].

Л. : Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.

Ребенок выбирает нужные картинки.

Л. : Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.

Л. : Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).

Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине – в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука [л]

Л. : Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).

Где находится кончик языка?

Р. : кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Л. : Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.

1. (По подражанию)

Л. : Погуди как корабль (л-л-л-л-л)

2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)

Л. : Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.

3. (От межзубного звука [ы])

Л. : Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

– Какой звук мы учились произносить?

Звук [л].

– Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильного изолированного произношения звука [л]. Задачи: Развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л]» Ход занятия: I. Организационный момент. – Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: – знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; – постановка звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизация звука [л] Задачи: Образовательные: • Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах, и во фразовой речи;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: 1) коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с] Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: – коррекция произношения звука р. Задачи: – изолированное произношение звука р; – автоматизация звука р в слогах, словах, в чистоговорках;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-образовательные: постановка звука [ш] с механической помощью и по подражанию.

План-конспект индивидуального занятия «Постановка звука [P] с механической помощью» Цели : – Формировать артикуляционный уклад, закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений – Продолжать формирование длительной.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: “Постановка звука Л”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука “л” в полном объеме;
  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать фонематические процессы;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику;
  • развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

  • формировать доброжелательные отношения.

Оборудование: символ звука, картинки, в названии которых есть звук “л”, звуковая линейка, карточки на определение места звука в слове, звуковые сигналы, массажер “Су-Джок”, игрушка Лунтик, мозаика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Массаж ладоней игольчатым массажером “Су-Джок”.

Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.

3. Массаж лица.

  1. По кругу щечки дружно разотрем:
    Так забывчивым мишуткам память разовьем.
    1, 2, 3 – скажу 4, 5 и 6, и 7.
    Не забудь массаж для щечек нужно делать всем.
  2. На подбородке круг черчу:
    Мишутке я помочь хочу
    Четко, быстро говорить, звуки все произносить.
    1, 2, 3 – скажу 4, 5 и 6, и 7.
    Не забудь массаж такой нужно делать всем.
  3. Чтобы думали получше озорные мишки
    Мы погладим лобики плюшевым плутишкам
    1, 2, 3 – скажу 4, 5 и 6, и 7.
    Не забудь массаж такой нужно делать всем.

Мотивация.

Дети находят письмо. “Спешу в гости :унтик”.

Логопед. Я знаю, что и у вас не получается произносить звук “л”. Поможем Лунтику и поучимся вмести с ним.

4. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционный уклад звука “л”.

– язык вверху, кончик прижат к бугоркам (альвеолам);

– по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух;

– губы разомкнуты, зубы тоже.

б) Дать характеристику звука “л”

Согласный, твердый, звонкий.

в) Символ звука: большой самолет гудит: Л-Л-Л.

г) Артикуляционная гимнастика.

Показываю картинки-упражнения, дети выполняют под счет.

Язычок лег на нижнюю губу, какой он красивый, расслабленный (“Блинчик”).

Язычку очень хочется послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубки (“Вкусное варенье”).

Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (“Индюк”).

Увидел в вдалеке пароход и запел песенку (“Пароход гудит”).

(Дети упирают язык в верхние зубы и гудят, как пароход).

5. Формирование диафрагмального дыхания “Часики”.

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.

6. Развитие фонематического слуха.

Присесть, если услышите звук “л”.

М, п, л, к, л, ла, па, Лу, мы, ло, ол, лапа, труба, пиала, лось.

7. Работа по развитию голоса.

громко ауиоыэ,
тихо ауыи,
шепотом иоуы.

8. Загадки.

Дети отгадывают загадки и поднимают картинки-отгадки. Затем определяют место звука в слове используя карточки.

Железная сестрица
Зубаста и остра,
Её и клен боится
И тополь и сосна:
И даже дуб боится
Попасть под зуб сестрице (пила).

Когда б он всюду не совал
Свой длинный острый нос,
Наш сад давно б уже завял,
А лес был гол и бос (дятел).

Две курносые подружки
не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют (лыжи).

Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

Маленького роста я, тонкая и острая.
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (игла).

9. Звуковой анализ.

Дети выкладывают схемы слов, используя звуковые обозначения: СТОЛ, ЛУНА.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложить из мозаики букву Л.

11. Итог занятия.

Лунтик благодарит детей и дарит картинку со своим изображением.

Методическая разработка логопедического занятия “Постановка звука “Л”

Содержимое разработки

Жукова Надежда Владимировна

Методическая разработка логопедического занятия

с учащимися группы ОНР 3 класса.

Тема занятия: «Постановка звука Л».

ЦЕЛЬ: Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зритель­ный и слуховой контроль.

Коррекционно – обучающие:

• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния в полном объеме.

• Формировать направленную воздушную струю.

• Продолжать учить выделять звук [л] из потока других зву­ков.

Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

Коррекционно – развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения, социально-адаптивные навыки.

Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, презентация по теме занятия, логопедический профиль артикуляции звуков Л, видеофрагменты.

1. Организационный момент:

1) Вводное слово учителя-логопеда (формулирование Цели и Задач занятия):

– Сегодня мы с вами научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответьте, вы любите сказки? Хотите, чтобы я рассказала вам сказку о веселом язычке? Тогда смотрите и слушайте.

2. Подготовка к постановке звука [Л] (артикуляционная гимнастика)

Знакомство со сказкой

– Жил-был на свете Язычок. Познакомьтесь с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто?(часики). Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» – сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто».

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение «Качели». Весело качаться с Язычком на качелях!

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3. Развитие мелкой моторики.

Задание: обведи по точкам рисунок.

-Что у вас получилось? Пароход.

4. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Пароходы». (Развитие плавного длительного выдоха.)

– А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

Мы научились давать сигнал, а теперь поучимся гудеть как пароход.

5. Постановка звука [Л]

Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р.: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? Нет.
Послушайте сначала, как гудит мой пароход. Посмотрите, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.

– На что похож мой язык? Да, на парус.

Давайте возьмём зеркала и попробуем сделать такой же парус.

– Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произносим громко звук [Ы]. (вместе, поочерёдно). Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Вы сегодня научились произносить новый звук. Скажите его еще раз.

6. Пальчиковая гимнастика.

Разомнем наши пальчики, повторяйте за мной: поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу – ал, ол, ул, ыл) Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

7. Давайте немножко подвигаемся.

– Ребята, а на какой звук похожа песенка парохода?

– На Л, конечно, у нас с вами получился звук Л!

Давайте поиграем с этим звуком.

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук».

Слушайте меня внимательно, если услышите звук Л, хлопните в ладоши. Готовы?

л д ж л в у п р л т м л

ла па ри ил ит ин ен ел ул ув

воробей, котёнок, лев, щенок, лиса, яблоко, груша.

Задание на логику

Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам, слайд).

Мяч, кактус, юла, машинка.

Утка, собака, курица, гусь.

Котёнок, лисёнок, цыплёнок, зайчонок.

9. Итог занятия.

Мне понравилось с вами играть.

– А какой же звук мы сегодня научились произносить?

– Да, правильно, у нас получился звук Л. Звук Л у нас согласный, звонкий, твердый.

На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.

наша сказка подошла к концу, вам понравилось наше занятие, если- да, то покажите мне улыбающийся смайлик, если- нет, грустный.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Слова-предметы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: