Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания. Фонематическая тема: Дифференциация звуков Ж и Ш в словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.

Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».

  • учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.
  1. Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
  2. продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
  3. продолжать знакомить с термином « звук»
  4. учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
  5. формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  6. формировать навык самоконтроля и самооценки.
  1. Предметные картинки на звук Ж и Ш.
  2. Тетрадь для логопедической работы

Ход занятия:

1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.

– Откуда взялся дождик?

– Что сделал дождик7

– Что случилось с ёжиком?

Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.

Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.

2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»

Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:

Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.

3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)

Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко молчит.

– Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.

– Что это за звук?

Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.

Логопед показывает артикуляцию звука Ж.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко работает.

– Повтори за мой и произнеси.

– Что это за звук?

Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж ,согласный ,всегда твёрдый, звонкий

4. Дифференциация звуков Ж и Ш.

Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

– Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.

  • Ж, ш, ш, ж…,
  • Жа, ша, жо…,
  • Жора, шуба, кошка, ёжик…,

– Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж

  • Ша ———Жа
  • ЖА———Ша
  • Жи———-Ши
  • Ши———Жи…

Повторение серии слогов:

  • Жа-ша-жа,
  • Жа-жа-ша,
  • Ша-жа-жа,

Закончи слово подходящим слогом:

  • ШИ (жи)
  • ГРУ….(ши)
  • Лу….(жи).,
  • Лы…(жи),
  • У…(ши),
  • У…(жи),
  • Ер…(ши),
  • Экипа…(ж)
  • Камы…(ш)

– Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:

  • ЖАР — ШАР
  • ЖАЛЬ – ШАЛЬ
  • ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ

– Разложи картинки на две стопки:

– Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.

Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.

  • ЖАБА
  • КОШКА
  • ЛЫЖИ…

Чистоговорки на звуки Ш и Ж.

Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.

  1. Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
  2. Ша – ша – ша, это утка , выходи из камыша.
  3. Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
  4. Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
  5. Жу – жу –жу ,как–то уж пришёл к ежу.
  6. Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.

Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».

– Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.

  • жука
  • жабу
  • жёлудь
  • жаворонка

Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.

– Чем отличаются звук от буквы?

– Чем мы сегодня занимались?

– Умничка, правильно. Мы учились отличать звук Ж и Ш, учились выделять их в словах.

Коррекция неврозоподобной формы заикания в амбулаторных условиях

Презентация к уроку

Занятие для детей 5-6 лет, разработано с учетом особенностей данной клинической формы заикания для индивидуальной или подгрупповой работы в амбулаторных условиях.

Цель: обучение речевым навыкам в вопросно-ответной форме речи с использованием зрительной и слуховой опоры.

Задачи:

  • привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела,
  • формирование диафрагмально-реберного фонационного, речевого дыхания,
  • развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений,
  • формирование навыков рациональной голосоподачи,
  • развитие мелодических характеристик голоса,
  • обучение самостоятельному ответу на вопросы односложно и в развернутой формулировке.
Читайте также:
Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, набор игрушек, презентация.

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребенку встать. Беседует с пациентом о том, что сегодня на занятии будем работать с веселыми звуками, плавно, свободно отвечать на вопросы и, конечно, играть.

Игра: «Слушай хлопки» (слайд 4)

1 хлопок логопеда – поза «аиста» (ребенок стоит на правой ноге, левая согнута в колене назад, руки разведены в стороны)
2 хлопка – поза «лягушки» (ребенок приседает па корточки, руки на поясе)
3 хлопка – ходьба.
Логопед выполняет хлопки, ребенок принимает соответствующие позы, используя зрительную опору.

II. Основная часть

Общая моторная зарядка (слайд 5)
(проводится после предварительного показа логопедом совместно)

– Дождик, дождик,
Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)
Земля, земля,
Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).

Речевая зарядка
(упражнения для тренировки четкости артикуляции, диафрагмального дыхания, голосовые, слоговые упражнения)

Логопед напоминает пациенту положение губ при произнесении гласных звуков. Проводит звуковую зарядку.

Упражнение 1. Произносить на одном выдохе с одновременным плавным движением руки (контролировать четкость артикуляции) (слайды 6, 7, 8, 9)

– Открываем мы глаза, вдох и долго тянем «а» (плавное движение руки в сторону)
– Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем «о» (плавное движение руки снизу вверх)
– Днем по горкам ездим мы «ы» (плавное волнообразное движение руки в сторону)
– Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетает «у» (плавное движение руки сверху вниз)
– Завывает пурга и не видно ни зги «и» (плавное движение руки вперед)
– Эхо, эхо, вот потеха «э» (плавное зигзагообразное движение руки в сторону).

Ребенок садится на свое место. Проводится пропевание сочетаний гласных звуков. Обращается внимание ребенка на слитность, плавность произнесения.

Упражнение 2. Произносить на одном выдохе:

а) с опорой на схемы а, ао, аоу, аоуы, оау (слайд 10)
б) без опоры на схемы.

Упражнение 3. Задувание свеч разной высоты с одновременным произнесением «пф» (воздушная струя мысленно выполняет волнообразное движение) (слайд 11)

Упражнение 4. Логопед просит пациента вспомнить и показать, как фыркает ежик (ф), слон хоботом набирает воду (с), шипит змея (ш) (материал предыдущего занятия) (слайд 12)

Произнести звуковые сочетания.

Вдох через нос, медленный выдох с одновременным произнесением ф, с, ш, фс, сш, шс, фсш.

Упражнение 5. Счет на удлиненном выдохе (слова произносятся слитно, плавно, с хорошей артикуляцией) 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4, 5 (слайд 13)

Логопед предлагает пройти по звуковой лесенке вверх, наступая на ступеньки громко, вниз – тихо.

Упражнение 6. Шагаем по звуковой лесенке. Вверх громко: па-А-А-А, вниз тихо: а-а-а-ап (слайд 14)

На материале диалога проводится закрепление голосовых характеристик.
Девочка заблудилась в лесу, необходимо ее позвать.

Упражнение 7. Диалог (ребенок повторяет вслед за логопедом, затем выступает в роли девочки) (слайд 15)

– Танюшенька! – громко
– Ау! – тихо
– Подруженька! – громко
– Ау! – тихо
– Иди гулять! – громко
– Иду! – тихо
– Иди быстрей! – громко
– Бегу! – тихо.

Девочка встретила в лесу трех медведей. Логопед просит пациента изобразить голос медведя – папы (ма – низким), медведицы – мамы – (мо – средним), мишутки (му – низким).
Затем встать и выполнить «медвежью» зарядку.

Упражнение 8. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны, сказать слог ма, (высоким голосом) опустить кисти рук до уровня подбородка мо (средним), опустить кисти рук до уровня груди му (низким голосом) (слайд 16)
Логопед обращает внимание ребенка на плавность, слитность звучания, четкость артикуляции.

Выполняются движения, соответствующие движениям на слайдах («заячья» зарядка) с речевым сопровождением.

Упражнение 9. Ходьба в такт ритма (выполняется совместно с логопедом) (слайд 17)

Упражнение 10. Отхлопывание ритма (выполняется после предварительного показа, ребенком самостоятельно) (слайд 18)

Упражнение 11. Слоговые скороговорки (движение указательным пальцем вверх – вниз, дирижируя в такт проговариванию, выполняется совместно с логопедом) (слайд 19)

па та ка, па та ко,
та ка ха, та ко хо.

Упражнение 12. Произнесение в различном темпе: замедленный, обычный (ребенок произносит вслед за логопедом, обращая внимание на темп, четкость произнесения) (слайд 20)

Пациент садится на свое место.

Упражнение 1. Игра «Спрашиваю – отвечай» (слайды 21, 22, 23, 24, 25)

Ребенок отвечает на вопросы односложно, с использованием зрительной опоры.

Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали, отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).
Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).
От дождя земля намокла, вылезай толстушка (свекла).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).
Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).
Просит дедушка Федюшку:
– Собери еще (петрушку).
Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий (кабачок).
И красавец великан – темно-синий (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Пациент отвечает на вопросы в развернутой формулировке без зрительной опоры, соблюдая речевые правила.

Читайте также:
Дифференциация звуков (С) - (Ц) в слогах, словах, предложениях - конспект логопедического занятия

– Назови все предметы одним словом (Это овощи)
– Где растут овощи? (Овощи растут в огороде)
– Что с овощами можно делать? (Овощи можно варить. Овощи можно тушить. Овощи можно жарить).

Упражнение 2. Игра «Кто с кем, кто за кем» (слайды 26, 27)

Ребенок называет, кто с кем пойдет гулять. Кто за кем стоит.
(Ответы ребенка в развернутой формулировке с использованием зрительной опоры)

Мышка пойдет гулять с кошкой.
Лягушка стоит за зайкой.

Логопед обыгрывает с пациентом диалог «Яму копал?». Предварительно поясняя: клоун Бим решил выкопать яму. Копал, копал выкопал большую и нечаянно туда упал. Сидит в яме и ждет, что кто-нибудь пройдет и поможет ему выбраться. Идет другой клоун – Бом. Видит своего друга в яме и начинает его расспрашивать.

Упражнение 3. Диалог (распределяются роли, логопед задает вопросы, ребенок отвечает, после обыгрывания дается в качестве домашнего задания) (слайд 28)

– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой.

III. Итог

Снижение рабочего напряжения

Игра: «У меня есть десять пальчиков» (слайды 29, 30)

У меня есть десять пальчиков. Я могу с ними делать все, что хочу. Не хотите посмотреть? Я могу их растопырить. Я могу их крепко сжать. Я могу их сложить вместе или раскрыть широко. Я могу их высоко поднять. Я могу их низко опустить. Они могут спокойно лежать. Они могут танцевать, или я могу их сложить вот так (движения повторяются после предварительного показа логопедом).

Подводя итоги, логопед отмечает положительную динамику в работе пациента и нацеливает его на дальнейшую работу.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
2. Буянов М.И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
3. Выгодская И.Г, Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
4. Власова Т.М, Пфафенродт А.П. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос». 1996. – 240 с.
5. Ряховская К.В. Игровые упражнения на релаксацию. // Начальная школа. №5 – 6. – 1992.
6. Крупенчук О.И. Лого-рифмы: Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. – СПб.: СпецЛит, 200. – 96 с.
7. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум. 1995. – 384 с.
8. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 128 с.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с заиканием старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Формирование устойчивого навыка плавной речи в элементарных ее формах и коротких фразах.

Коррекционно-образовательные задачи:

автоматизировать нижне-диафрагмальный тип дыхания, вырабатывать самоконтроль дыхательных движений груди и диафрагмы

формировать умение выполнять длительный фонационный выдох

закреплять навык мягкой атаки звука

закреплять умение слитного произношения гласных звуков, сочетания гласных звуков (2 звука на одном выдохе)

формировать ритмическую организацию высказывания и интонационную выразительность речи;

совершенствовать навык расслабления мышц по контрасту с напряжением

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать общую моторику

развивать внимание, память, мышление

Воспитательные задачи:

воспитывать смелое речевое поведение, умение внимательно слушать и выполнять поставленную задачу, контролировать собственную речь

Оборудование: игрушечный мишка, индивидуальные мешочки и султанчики на каждого ребенка для выполнения упражнений на дыхание, предметные картинки ( кукла, Незнайка, оловянный солдатик, робот, аист, овощи, ива, эскимо, улица).

Организационный момент:

Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему – то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

Но с ней не скучно.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен –

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь – хочет встать.

По упрямее барашка

Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

Основная часть:

Комплекс релаксационной гимнастики «Заводные игрушки»

Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

«Заводная кукла». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть слег­ка в стороны, напрячь; повернуться в одну сторону, в другую. (Повто­рить 3—4 раза.)

«Незнайка». С напряжением поднять одно плечо, затем опустить и расслабить; с напряжением поднять другое плечо, опустить и рассла­бить; с напряжением поднять оба плеча и, расслабив, опустить. (Повто­рить 3—4 раза.)

Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

«Оловянный солдатик». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть вдоль туловища и напрячь. Удерживать напряжение под счет от 1 до 4. На слово – команду «пять» – расслабляемся, все тело «обмякает», как у тряпичной куклы.

Вокруг себя повернись, в робота превратись.

«Робот». Выполнять команды: правая рука вперед, в сторону, впе­ред, вниз, расслабились; левая рука вперед, в сторону, вперед, вниз. (Повторить 3 раза.)

Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

«Неваляшка». Сидя, уронить голову на правое плечо, на левое пле­чо, покрутить,

Дыхательно-голосовые упражнения

Появляется медвежонок. Логопед обращается к медвежонку: «А вот и наш гость пришел, мы тебя заждались».

Медвежонок отвечает: «Здравствуйте! Извините меня, ребята. Путь мой был не близкий. Я бежал, торопился, но все равно опоздал. Ой, как я запыхался».

Логопед говорит: «Это не беда, наши ребята тебе покажут дыхательные упражнения, и твое дыхание быстро восстановится».

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

Вверх животик поднимается.

Вниз животик опускается».

Упражнение № 2. «Султанчик»

Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик». <Повторить 5—6 раз.)

Дуть, одновременно поворачивая голову, «султанчик» находит­ся в левой руке; вдох — дуть на выдохе; поворот в другую сторону, повторить. (Повторить 5—6раз.)

Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

Логопед: – Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

– Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист – аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

Логопед: «Как называются эти звуки?» Ответы детей: гласные.

Логопед напоминает: «Гласные – это звуки, которые произносятся голосом, их можно долго тянуть, петь, при произнесении этих звуков, выдыхаемый воздух выходит наружу свободно, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Голосовое упражнение «Ниточка»

Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

Гласных звуков только шесть

Мы научимся их петь.

Воздух носиком вдыхаем,

Звуки плавно распеваем

Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми – отраженная речь.

АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

Логопед: «Медвежонок, а наши ребята тоже приготовили тебе в подарок картинки. Сейчас мы с вами будем называть предметы, которые нарисованы на картинках. Сначала внимательно рассмотрите их. А теперь послушайте, как я буду говорить».

Читайте также:
Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

Астра // Астра цветок//

Арка// Арка у дома//

Аист// Аист птица//

Арфа// Арфа инструмент//

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

Игровое упражнение «Три медведя»

Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «топ – топ – топ».

Топ –топ – топ
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
Очень быстро он ходил.

Итог занятия:

Логопед и дети прощаются с медвежонком. Медвежонок благодарит детей, прощается с ними и обещает больше не опаздывать. Логопед спрашивает у детей: « Что вам понравилось, какие игры и упражнения были интересными, а какие самые трудные? Какие картинки мы с вами сегодня называли?» Логопед отмечает активность и положительные стороны в работе каждого ребенка.

Смирнова Татьяна Валентиновна,

учитель – логопед высшей квалификационной категории,

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе вопросно –ответной речи.

«Путешествие в волшебный лес» Лексическая тема: «Дикие животные»

Гичко Ольга Михайловна.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт –Петербурга.

Коррекционно – образовательные цели:

1.Закрепление представления о диких животных.

2.Активизация словаря по теме: дикие животные,

3. Построение предложения с предлогами: в ,из, на, с, за, из-за,образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными, употребление предложного падежа существительного, подбор глагола к существительному, согласование числительных с существительным.

4.Закрепление навыка звукового анализа слов.

5. Закрепление знания об образе буквы .

6.Закрепление умения правильно задавать и отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно – развивающие цели:

1.Развитие длительного речевого дыхания, Развитие просодических компонентов речи.

2.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

3.Развитие оптико-пространственных представлений

4.Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки.

5.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

6.Развитие эмоциональной сферы детей, воображение.

7.Развитие мышечного тонуса, мимической мускулатуры.

Коррекционно – воспитательные цели:

1.Воспитание устойчивого интереса к занятию, инициативы, стремление к активной деятельности,

2. Воспитание чувства товарищества-коллективизма.

3.Воспитание гуманного отношения к диким животным.

Оборудование:

Магнитная доска, компьютер, фланелиграф с набором деталей по теме : « Зима»(снежинка, дерево, падает снег, сугроб ,дятел ,синичка)

– аудиозапись « Зима»« Релаксационная мелодия»,

– костюм Старичка –Лесовичка.

– модули – пеньки, снежные комки, дорожка со следами,

– предметные картинки с изображением диких животных

– картинки с изображением жилища животных (нора, логово, дупло, куст.)

– картинки с изображением эмоции: грусть, недовольство, удивление, радость.

– картинки с изображением зайца: на пеньке, спрыгнул с пенька, в сугроб, вылез из сугроба, за деревом, из-за дерева.( для индивидуальной работы по количеству детей)

В цветной конверт вкладывается картинки с изображением дикого животного в количестве 5 штук(волк, лиса, заяц, белка,)

Знакомство с эмоциями. Работа над длительностью речевого выдоха. Закрепление навыка правильно пользоваться компьютером. Чтение художественной литературы по теме: « Дикие животные».

Ход занятия:

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.

А теперь вспомним как надо правильно и красиво говорить:

1.Внимательным будь, другим не мешай сначала послушай потом отвечай.

Проговариваем сопряжённо. Расходятся к месту. Сели на стульчики.

2.Релаксация под музыку.

Логопед: Дети, посмотрите и представьте, что мы в зимнем лесу. ( Включаем музыку)

– Закроем глазки и послушаем музыку.

Музыку выключаем. Глаза открываем.

Логопед: – Какая звучала музыка?

Дети: Музыка звучала нежная. Музыка звучала красивая. Музыка звучала

Логопед: А что вы себе представили под звуки этой музыки?

Изображение картинок на доске.

Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья,

где-то пролетела птичка и т. д.

3. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».

Логопед: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, мы с вами погреемся.

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

Читайте также:
Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

4.Загадки о диких животных

Из-за елки выходит лесовичок.

Я старичок –лесовичок по лесу хожу за порядком гляжу.

– Здравствуйте ребятки, я рад, что вы пожаловали в мои владения?

Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да!

Лесовичок: Вам я загадаю загадки.

Отвечать будем по одному, на кого я покажу.

Садитесь на пенёчки и слушайте.

1.Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

2.День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк)

3. На сучке висит грибок .Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий, Затаюсь – увижу … (белку).

4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц)

5. Он большой и косолапый, Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь, Что это за зверь? (Медведь). – все вместе.

Дети отгадывают загадки.

Молодцы. Вы хорошо умеете разгадывать загадки.

Лесовичок: Как назвать этих животных? Дети: Дикие животные.

Лесовичок: Почему их так называют? Дети- Они живут в лесу.

Лесовичок: Ой, засиделся я с вами сбегаю, проведаю свои владенья и вернусь, а вы погуляете.

5.Упражнение на дыхание Логопед: А мы подышим свежим, морозным воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают .

Ах! Какой морозный воздух.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

В зимнем лесу очень красиво. Все покрыто белым, пушистым снегом.

6. Психогимнастика Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру. ( карточки с мордочками на доске)

Логопед: Что случилось? Что кругом? Шум и гам со всех сторон это зайка прискакал.

Он от мамы убежал .Зайка маленький, не всегда слушается, и бывает мама

его ругает или наказывает. А когда он послушный мама его хвалит, ласкает.

И от этого у зайки бывает разное настроение. Я буду называть вам зайкино

настроение, а вы выберете нужную карточку.

Логопед: Сидит зайка на пеньке и грустит:

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику грустного настроения

Логопед: потерялся в лесу и не может найти свою маму, рассердился на себя.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику сердитого настроения

Логопед: зайка увидел знакомую белочку.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику удивления.

Логопед: не грусти мы с тобой поиграем и поищем маму.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают улыбку. Молодцы!

7. Игра в снежки «Мы немножко отдохнём и в снежки играть пойдём»

Логопед предлагает коробку со снежками.

Логопед: Дети возьмём в руки снежок. Слепим комок и бросим. Отряхнём снег с рук.

Дети выполняют движения.

8. « Куда спрятался зайка?»( Построение предложения с предлогам:в, из, на, с, за, из-за, )( с картинками)

Зайка побежал искать свою маму ,а мы сядем за стол. Выберете себе картинки, рассмотрите. Напоминаю. Я буду спрашивать, а вы отвечать полным предложением.

Логопед задает детям вопросы:

– Куда прыгнул твой зайчик? – Мой зайчик прыгнул в сугроб.

– Откуда вылез твой зайчик? Мой зайчик вылез из сугроба.

– Где стоит твой зайчик? – Мой зайчик стоит на пеньке.

– Откуда спрыгнул твой зайчик? – Мой зайчик спрыгнул с пенька

– Куда спрятался зайчик? – Зайчик спрятался за дерево.

– Откуда выглянул зайчик? – Зайчик выглянул из-за дерева. Умница!

9. Игра «Чьи Следы»(образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)

Лесовичок : Я,вернулся, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всему лесу и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.

Лесовик: Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.

Лесовичок : Чьи ты выбрал следы?

Ребёнок – я выбрал заячьи следы.

Лесовичок: А,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок – Я выбрал беличьи следы.

Лесовик: Стас,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок – Я выбрал волчьи следы.

Лесовичок : Саша,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок – Я выбрал лисьи следы.

Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.

Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.

Лесовичок: Куда тебя привели лисьи следы?

Ребёнок : Лисьи следы меня привели к лисьей норе.

Лесовичок: Куда тебя привели беличьи следы?

Ребёнок : Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.

Лесовичок: Куда тебя привели заячьи следы?

Ребёнок :заячьи следы меня привели к кусту.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Мебель

Лесовичок: Куда тебя привели волчьи следы?

Ребёнок : Волчьи следы меня привели к волчьему логову.

10.Игра « Где кто живёт?»(употребление предложного падежа существительного) (Перекрёстный опрос.)

Логопед: Ребята, а теперь вы будете задавать друг другу вопросы про своего животного и отвечать на них.

Дети задают вопросы друг другу.

Саша: где живёт волк?

Ребёнок: Волк живёт в логове.

Стасик: Где, живёт лиса?

Ребёнок: Лиса живет в норе.

Устья: Где живёт белка?

Ребёнок: Белка живёт в дупле

Кирилл: Где прячется зайка?

Ребёнок: Зайка прячется под кустом.

Богдан: Где зимует медведь?

Ребёнок: Медведь зимует в берлоге.

11.« Кто выполняет эти действия?»( подбор глагола к существительному )

Лесовик: Как у вас здорово получилось задавать и отвечать на вопросы. А сейчас я вас поспрашиваю.

Логопед: Тогда подойдите к доске.

Ребёнок отвечает и ставит картинку на доску с изображением животного.

Лесовик: Выслеживает ,бежит, воет… ребёнок….волк

Лесовик: Крадётся, бежит, хитрит…… ребёнок …..лиса

Лесовик: Прыгает, пугается, дрожит… … ребёнок …заяц

Лесовик: скачет, перепрыгивает, прячется в дупл…. ребёнок …белка.

12.« Пересчитай животных » 1,2,3,4.5.( согласование числительных с существительным

Логопед: Лесовичок, а мы и считать умеем правильно. Ребята ,выберите себе конверт и сядьте за столы. . Достаньте и пересчитайте животных, которые у вас на картинке.

Ребёнок -Один Волк, два волка, три волка четыре волка, пять волков.

Ребёнок : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Ребёнок :одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

Ребёнок: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

13 «.Выдели звук в слове»

Логопед: Лесовичок,а у вас есть школа в лесу?

Лесовичок: Да! Я скоро пойду в неё учиться.

Логопед: Мы тоже готовимся к школе. Уже умеем различать звуки в слове.

Вспомним .Какие гласные звуки вы знаете. Дети отвечают: А ,о, у, и ,э, ы.

Посмотри на доску. Логопед: Это кто? Ребёнок – волк.

Логопед: Какой гласный звук в слове: волк.

Ребёнок: В слове волк один гласный звук о

Логопед: Это кто? Ребёнок – лиса.

Логопед: Какие гласные звуки в слове: лиса.

Ребёнок: В слове лиса два гласный звука и, а.

Логопед: Это кто? Ребёнок – мишка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: мишка.

Ребёнок: В слове мишка два гласных звука: и, а

Логопед: Это кто? Ребёнок – зайка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: зайка.

Ребёнок: В слове зайка два гласных звука а, а.

14.Компьютерная игра «Собери из букв слово»

Лесовик: Ребята, давайте узнаем ,как занимаются в лесной школе. В школе есть учитель крокодил ,зовут его Кроко. Он умный и добрый.

Разделимся на две команды.

Логопед : Соберите из букв, слово лисичка. А Лесовичок посмотрит, чья команда справится быстрее?

Ребёнок нажимает на правильную букву. Молодцы! Мы поиграли со словом лисичка.

15. «Составь предложение со словом»: лисичка, заяц, волк, белка, медведь.

Логопед: Лесовичок, мы умеем придумывать свои предложение со словом лисичка.

Дети: Лисичка догоняет зайца. Зайка прячется от лисы. Белка на ветке

грызёт орешки. Волк выслеживает добычу.

Логопед: Какое предложение вам больше всего понравилось?

16.Релаксация под музыку. « Волшебный сон»

Логопед: Мы пройдём на волшебную полянку. Ложитесь, закройте глаза и

слушайте музыку. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под музыку.

Логопед: Представьте ,вы лежите на теплом песке. Вам хорошо и приятно.

Дыхание ровное, спокойное.Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики

согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете

себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям.

Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка

была чудесной. Сели. Потянулись. Встали.16.Итог. Где вы, побывали? Что вам понравилось? Молодцы! Вы хорошо занимались. Вам лесовичок оставил под ёлочкой подарочки.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Открытое индивидуальное занятие с воспитанником старшей группы с заиканием «Путешествие в страну Кратких ответов».

Поликарпова З. В., учитель–дефектолог ГУО “Ясли-сад №10 г.Пружаны”.

ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

-Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

-Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

-Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

Читайте также:
Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей с ОНР III уровня

-Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

А наш язычок что хочет делать? ( Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

-Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

“Загораем” (расслабление мышц ног ).

“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

“Шарик” (расслабление мышц живота).

“Любопытная Варвара” (-/- шеи).

“Хоботок” ( -/- мышц речевого аппарата и губ),

“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

3. Внушение “Волшебный сон”.

Теперь, Антон, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

Повторим команды правильной речи.

Мы всегда спокойны!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

-Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

-И еще на плане есть озеро Спокойствия.

Мы всегда спокойны.

5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

-Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

Развитие речевого дыхания.

Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

Сок из винограда – виноградный,

Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться – нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

9. Подведение итогов занятия. Оценка учителем-дефектологом качества усвоенных знаний, умения и навыков.

Приглашение в город Красивой речи и страну Полных ответов.

10. Инсценировка с участием детей старшей группы “Какого цвета снег?” (по М. Пляцковскому).

Действующие лица: автор, волк, медведь, заяц.

Используемые игры: “Телеграф”, “Из чего сделано?”, “Зоопарк”, “Детеныши животных”, “Кому что?”, Интуитивное чтение. “Подбор слова к картинке”, “Подбор предмета к слову”.

Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением. Внушение. “Волшебный сон”.

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2 класса по теме «Коррекция заикания».

Конспект занятия по коррекции заикания с использованием биоэнергопластики.

Конспект занятия по коррекции заикания

с использованием биоэнергопластики.

: Формировать осознанное отношение к речи.

Нормализовать фонационное и физиологическое дыхание.

  • Учить навыкам фиксированного выдоха со звуком и слогом.
  • Звуки произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.
  • Учить сочетать выдох с работой артикуляционного и голосового аппарата.
  • Продолжать прививать умение следить за собственным дыханием.
  • Учить умению координировать темп речи с движением;
  • Вырабатывать плавный темп речи при пересказе текста.

Пособия: кусочек ватки, мяч и лото «Солнышко».

1. орг. момент.

Релаксационное упражнение.

— Выполняется стоя. Поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребёнок при этом издаёт звук «Ш-Ш-Ш». Это упражнение проводить на счёт – раз-два. Повторить несколько раз.

Дыхательные упражнения:

сдуть листик с руки.

Голосовые упражнения.

Читайте также:
Деревья, кустарники леса - конспект НОД

Звукоподражание ауканью: ау.
«
Ауканье в лесу – ау – ау – ау
».
Громко, тихо, шепотом

Произнести на выдохе: «Ах, как красиво»

«Ах, как красиво в лесу!»

«Ах, как красиво в осеннем лесу!»

Артикуляционные упражнения с биоэнергопластики.

. Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

. Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

. Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Основная часть

Речевые упражнения на координацию слова с движением:

а) Координация слова с движением

Повторить считалку занятия 1; «Научились мы считать: «раз, два, три, четыре, пять» (4-5 раз);

(вдох) Мы по лесу шли-шли, (вдох) подосиновик нашли, (вдох, нагнулись) положили в кузовок, (вдох) дальше пошли. (вдох) Мы по лесу шли-шли, (вдох) белый гриб нашли… (и так несколько грибов)

б) воспитание спокойного темпа при произнесении короткого предложения

, например: «Вова, лови!». (По кругу бросай мяч соседу: делай замах – Вова, затем плавно бросить – «Ло-ви».)

5. Речевые игры:

а) лото «Солнышко».

Дети называют попавшиеся картинки: – У меня дерево. – У меня куст. – У меня солнышко. Вынувший «солнышко» будет называться солнышком. Дети хором: – Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, – Ждут тебя детки, ждут малолетки. «Солнышко» улыбается. Повторить 2-3 раза;

б) воспитание спокойного темпа речи при пересказе по вопросам
рассказа
«Испугались».

Три мальчика пошли в лес. Там они собирали орехи. Вдруг кто-то выскочил из кустов. Два мальчика испугались и побежали. Они упали, уронили корзинки и рассыпали орехи, а третий не испугался. Он спокойно смотрел, кто это выскочил. А это заяц.

План рассказа:

1. Куда пошли мальчики? – Мальчики пошли в лес.

2. Сколько было мальчиков? – Мальчиков было трое.

3. Что они собирали в лесу? – Они собирали орехи.

4. Почему мальчики испугались и что случилось? – Кто-то выскочил из кустов.

5. Как поступили два мальчика? – Два мальчика побежали.

6. Что у них случилось? – Упали, рассыпали орехи.

7. А третий мальчик испугался или нет? – Не испугался.

8. Кто выскочил из кустов? – Заяц.

Картотека литературы по заиканию

Наталья Арепьева

Картотека литературы по заиканию

Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209.

Очерки по физиологии функциональных систем. М. —1975.

Как лечить заикание. М. — 1993.

Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М. — 1983. С. 180-221.

Читайте также:
Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР

Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание:

проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. И. М. — 1992. С. 3-20.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А.

Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. С. 88-94.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров улиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л. Б. М. —1997. С. 156-169.

Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М — Просвещение 1980.—С. 5-14

Блысина И. В., Ковшиков В. А.

Массаж в коррекции артикуля-торных расстройств. С-Пб. — 1995.

Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. Б. М— 1992. С. 76-87.

Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986. С. 37-45.

Нарушения голоса у детей. М. — 1990.

Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. — 1959.

Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред.

ОС. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

Выгодская И. Б., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П.

Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М. —1984.

Развитие высших психических функций. М. — 1960.

Логопедическая ритмика для дошкольников. М. ,1958.

Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б. Д., Ледера С. М. — 1990.

Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л. —1970.

Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. М. —1984.

Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л. И. Беляковой. М. -1992. С. 38-50.

Речь как проводник информации. М., 1982.

Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М. И. — М. — 1989

Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. И. М. — 1992.

. Основы теории речевой деятельности. М. —1974.

Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост.

В. И. Селиверстов. М., 1987.

Использование семей ной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего

возраста, страдающих заиканием. //Заикание: проблемы теории и практики. М. —1992. С. 100-107.

Клиника и терапия заикания. Под ред.

Г. В. Морозова. М. — 1984.

Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н. М., Казаков В. Г., Лубенская АД, Оганесян Е. В. М — 1980.

Козлянинова И. П., Чарели Э. М.

Речевой голос и его воспитание. М. — 1985.

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.

Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с

заикающимися преддошкольного

возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ. И. —М. —1992. С. 126-141.

Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.:

Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989.

Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р. Е. М., 1975. — С. 3-22.

Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р. Е. М. — 1975. С. 23-135.

Лечение заикания. // М. — 1988.

Личность и неврозы. Л. — 1960.

Психологические основы процесса социореаби-литации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

Эмоциональное состояние и речь. Киев. — 1981.

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для специальных дошкольных

учреждений. М. —1983.

Логопедическая ритмика. М. — 1998.

О заикании. С. -Пб. 1889.

Станишевская Н. Н.

Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих

заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г. В. М., 1984.—С.

Психогимнастика М — 1990.

Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М — Просвещение 1980.—С. 5-14

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З»

Аннотация: Конспект занятия предлагается логопедам, работающим в поликлиниках, логопунктах ДОУ. На занятии проводится работа по дифференциации звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях у детей с ФФНР, ФНР, НВОНР и дизартрией.

Тема открытого занятия: «Дифференциация звуков Ж-З»

  1. Уточнение произношения и различение звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развитие слоговой структуры слов.
  5. Составление предложений по сюжетным картинкам.
  6. Анализ предложения.
  7. Работа над смысловой нагрузкой слов.
  8. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  9. Развитие звукового анализа слов, пропедевтика дисграфии.
  • Предметные картинки: змея, зал, журнал, медуза, язык, художник, жук, животные.
  • Игрушки: жираф, ежи, заяц, жаба, змея, коза, жук, зонты.
  • Сюжетные картинки на звуки »З», »Ж».
  • Наборы для составления схем предложений.
  • Индивидуальные зеркала.
Читайте также:
Дифференциация звуков (С) - (Ц) в слогах, словах, предложениях - конспект логопедического занятия

Ход занятия

I. Орг. момент.

– Сначала сядут девочки, потом мальчики. Все внимание на меня.

За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, четко, не спешим…

– А теперь представьте, что вы комарики (машем кистями рук). Позвените, как комарики: З-З-З! А сейчас вы жуки. Давайте пожужжим: Ж-Ж-Ж!

– Поиграем в игру »Жуки и комары».1-й ряд-жуки, а 2-й-комары. На кого покажу рукой- начинают жужжать или звенеть.

II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.

– Ребята, в «Лесной газете» написано объявление: Открывается лесная школа. В ней учатся: жираф, зайка, ежи, коза, жаба, змея, жук. Они будут изучать звуки »З» и «Ж». Но в школе они не учились, поэтому им надо помочь.

2. Характеристика и сопоставление Звуков.

– Поставьте перед собой зеркала, чтобы хорошо себя видеть.

– Сравните звуки »Ж» и «З». Произнесите звук «Ж», затем »З». Что происходит с вашими губами и языком, когда вы произносите «Ж», а з затем «З»?

– Напомните, какой звук «Ж»? А какой «З»? Чем они отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным».

– Я буду произносить звуки. Если вы услышите звук «Ж» — хлопните в ладоши(поймайте жука),а если «З»-двигайте кистями рук вверх-вниз(комар летит), если звуков «З»,»Ж» нет — прячьте руки за спину:

Ж Ч С З Ш Ц З Ж Ч С Ж Ц З

4. Произношение звуков «З», »Ж» в слогах.

– Ребята, покажем ученикам лесной школы, как мы умеем играть в игру «Запомни, повтори»:

ЖУ-ЗУ-ЖУ ЗЛО-ЖЛО- ЗЛО

5. Произношение звуков «З», »Ж в словах.

– Давайте еще раз назовем учеников лесной школы.

– Поиграем в игру «Отгадайте, кто это?»

– В моем названии 1-й звук «Ж», а последний «Ф». Кто это: у него 1-й звук «З», а последний «А»?

– В моем названии есть слог -ЖУ-, кто я? В названии этих зверей последний слог — ЖИ-.

– В слове 4 звука, звук »З» стоит на третьем месте, кто я?

6. Развитие слогового анализа.

– А теперь научим наших друзей считать количество слогов в словах. Поиграем в игру «Фонетические загадки». Перед детьми раскладываются на выбор по 2 картинки с разным количеством слогов.

– Я отхлопываю количество слогов. А вы угадываете слово из предложенных картинок. Кто угадал- забирает себе картинку.

Картинки медузы и журнала. Взрослый делает 2 хлопка. (Ребенок: жур-нал).

Картинки зала и художника. Взрослый делает 3 хлопка. (Ребенок: ху-дож-ник).

Картинки животных и языка. Взрослый делает 4 хлопка. (Ребенок: жи-вот-ны-е).

Даются картинки жука и змеи. Логопед делает 1 хлопок. (Ребенок: жук)

III. Закрепление изученного материала.

1. А сейчас, учеников, в названии которых есть звук «З» спрячьте под зеленый зонт, со звуком «Ж»- под желтый зонт.

IV. Физ. минутка.

– А теперь, давайте покажем друзьям, как мы умеем отдыхать. Выполним упражнение про ежат и медвежат. Кто хочет быть ведущим?

Не знали медвежата –
Что колются ежата.
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слезы:
Ежики — занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.

2. Произношение звуков «З», »Ж» в предложениях.

– Лесные гости принесли на занятие картину. Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и ответьте на вопросы:

– Девочку зовут Жанна. За кем бежит Жанна? (Жанна бежит за козой).

– Мальчика зовут Жора. Что делает Жора? (Жора запускает воздушного змея).

– Назовите профессию человека, который занимается живописью (рисованием)? (Художник занимается рисованием (живописью)).

– Кого нарисовал художник? (Художник нарисовал жирафа).

– Ребята вы назвали 3 предложения. Какое было 1-е предложение? Составим схему этого предложения. (1-й ребенок составляет схему)…

V. Итог занятия.

– Какие звуки мы повторяли?

– Нашим друзьям очень понравилось учиться у вас, Посмотрите какой подарок они для вас приготовили.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: