Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции нарушений произносительной стороны речи (Автоматизация свистящих звуков)

Конспект индивидуального логопедического занятия [Автоматизация свистящих звуков]

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения (выполняются ребенком перед зеркалом под речевую инструкцию учителя-логопеда: «Лягушка», «Слоник», «Лопатка», «Киска сердится», «Кармашек», «Батут»; «Дудочка», «Ветерок», «Ручеек».

Знакомство с темой занятия.

2. Автоматизация звука [С].

Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука.

Автоматизация звука [С]:

– в словах, насыщенных звуком [C]: состав, способ, спуск и пр.;
– в словосочетаниях: соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.;
– в предложениях: у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

3. Автоматизация звука [Сь].

Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука.

Автоматизация звука [Сь]:

Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели):

– проговаривание слов, насыщенных звуком [Cь]: система, соседи, спасибо и пр.;

В статическом положений у зеркала:

– в словосочетаниях: синие васильки, десять слов и пр.

4. Автоматизация звука [Ц].

Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука.

Автоматизация звука [Ц]:

Используется индивидуальный демонстрационный материал:

– в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» — на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных .

– в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц].

Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно):

– проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З].

Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука.

Автоматизация звука [З]:

– в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.;
– в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.;
– в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь].

Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука.

Автоматизация звука [Зь]:

Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.;

В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории
ГОУ ЦППРиК «Ясенево», г. Москва

Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева , Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2001
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2006
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Идательство Гном и Д., 2008.
6. Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гном и Д, 2009.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Читайте также:
Органы чувств - конспект занятия

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

Читайте также:
Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

  • Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Читайте также:
Лексическая тема Зимующие птицы (рекомендации для родителей)

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.


Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Читайте также:
К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

Конспект занятия (НОД) по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

(подгрупповое занятие)

  • Использование современных образовательных технологий.
  • Применение метода наглядного моделирования.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, имеющими диагноз ОНР (4 уровень развития речи).

Цель: Автоматизация свистящих звуков в речи.

— закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков в словах, во фразе, в монологической речи;

— закрепление навыка звуко-слогового анализа слов;

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа сущ. в именительном и родительном падежах, образование прилагательных от существительных;

— понимание и употребление предлогов на, в, с, из, под, над, из-за, из-под;

— составление рассказа по опорным словам.

— развитие точности и подвижности движений языка;

— развитие пространственного восприятия;

— развитие фонематического восприятия, представления.

— развитие зрительного представления абстрактных понятий (звук, слово, текст);

— формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;

— развитие умения обобщать предметы и соотносить их с символами;

— развитие словообразования, грамматического конструирования;

— развитие монологической речи;

— развитие абстрактно-логического мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности.

Оборудование: карточки со стрелкой; карточки со «Звуковичками» по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой; фишки для составления звуковой схемы слова (по Садовниковой И.Н.); листок бумаги, карандаш; карточки со схемами движений; предметные картинки; карточки со схемами изменений слов; игрушка -заяц, схемы предлогов (по книге Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги»).

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Объявление темы занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика. «Следите за стрелочками, куда стрелочка показывает, туда и язычок поворачивается. Язычок за зубки не выскакивает». Движения стрелки и языка – вверх, вниз, налево, направо, по часовой и против часовой стрелки в преддверии ротовой полости.
  3. Уточнение артикуляции звуков, уточнение фонетической характеристики звуков.

«Скажите, чем похожи звуки [с] и [з]?» — они согласные, для воздуха есть преграда – язычок опускается вниз, к зубкам, выдыхаемый воздух холодный.

«Чем же отличаются эти звуки?» — [с] – глухой звук, а [з]- звонкий.

«Как можно помочь себе определить: глухой это звук или звонкий?» — можно руку на горлышко положить, если горлышко звенит, дрожит – значит, звук звонкий; ещё можно уши ладошками закрыть, если голова гудит – значит, звук звонкий.

«Какого «звуковичка» выберем для [с]?» — «А какого для [з]?» —

«А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?» — зеленым. «Каким цветом обозначаем твердые звуки?» — синим.

«Давайте поиграем: вы будете за мной повторять слоги и показывать «звуковичка» – согласный звук, который есть в слоге» Речевой материл: Са, ся, зо, зё, узу, иси, сы, зы, азе и т.д.

4. Звуко-слоговые схемы слов зима, весна.

«Назовите мне самое холодное время года? Давайте составим звуковую схему этого слова (зима)»

«Какое время года наступает после зимы? Составим звуковую схему этого слова (весна)».

5. Подбор слов-признаков и слов-действий.

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет триста рос.

«Давайте к слову слон каждый подберет слово-признак и слово-действие ». Каждый ученик, опираясь на условные изображения слов, составляет словосочетания. Например: слон огромный, слон купается.

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них……

Такая же работа проводится со словом обезьяны (обезьяны веселые, обезьяны играют).

6. Динамическая пауза.

«Пора отдохнуть, сделать разминку с веселыми человечками».

Дети вытаскивают карточки со схемами движений и выполняют это движение, определив лево — право.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Домашние животные, Домашние птицы

7. Игра «Волшебники»

«Вы маленькие волшебники, потому что можете изменять слова. Вам помогут эти карточки.

Берите картинки и изменяйте слова».

Змея – змейка (1), змеи (2), нет змей (3), змеиный (4)

Сапог – сапожок, сапоги, нет сапог, сапожный

Арбуз – арбузик, арбузы, нет арбузов, арбузный

Лиса – лисичка, лисы, нет лис, лисий.

8. Игра «Где зайка?»

«К вам пришел зайка, но ему скучно сидеть на месте. Отгадайте, куда зайка хочет прыгнуть». Дети в соответствие со схемами предлогов перемещают игрушку на стул, со стула, в коробку, из коробки, под стул, за стул, игрушка выглядывает из-за стула, из-под стула.

9. Составление рассказа «Сорока».

Давайте мы с вами сегодня придумаем рассказ о сороке. Я буду рисовать, а вы придумывать предложения».

«Сорока жила в густом лесу. Сорочье гнездо на высокой березе. В гнезде сидят маленькие птенцы. Птенцы высунулись из гнезда. Сорока сердится, потому что птенцы могут упасть из гнезда».

Дети составляют рассказ по опорным схемам, после этого рассказывают текст.

10. Подведение итогов. «Мы сегодня и играли, и занимались. Вы очень хорошо отвечали, помогали друг другу. Старайтесь произносить звуки и слова правильно!»

учитель-логопед

Власова Лидия Вадимовна

ГБОУ СОШ 863 СПДО 2

Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах у ребенка с дизартрией

Конспект коррекционного занятия (индивидуального)

«Автоматизация звука « С» в слогах у ребенка с дизартрией

Нормализация моторики артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики

3. Основная часть

Коррекция произносительной стороны речи

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах

Задачи: 1. образовательные:
– закреплять артикуляцию произношение звука [с];
– упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах ;
– закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент 2-3 минуты

Логопед: Вопрос: Здравствуй Саша! Как настроение?

Логопед: Давай немного поиграем и поучимся. Ты же хочешь красиво говорить?!

2. Подготовительная часть.

1) Массаж артикуляционной мускулатуры (проводится по книге «Логопедический массаж» Е.Ф. Архиповой, 1989 г.

-перед проведением массажа ребенка надо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

-в оральной мускулатуре производят расслабляющие движения мышц лба, шеи, щек, и языка, придерживаясь направления «от переферии к центру»

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя

Описание: легкое поглаживание от висков к центру. Движения выполняются 6- 8 раз .

Цель: Расслабление щечной мышцы

Описание : проводят вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. С внутренней стороны движения осуществляются с помощью шарикового зонда.

– Массаж мышц поднимающих угол рта

Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.

– Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Движения указательным и средним пальцами обеих рук(6-10) раз.

– Массаж губ и круговой мышцы рта

Цель: Расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: – поглаживание губ от углов рта к центру (6-8 раз)

-поглаживание круговой мышцы рта указательными пальцами обеих рук.

Цель: Расслабление мышц языка

Описание: – легкое поглаживание языка от кончика к корню. Поглаживающие движения осуществляются указательным пальцем, зондом Шарик, шпателем

-легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

2).Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком подготовительных упражнений: «Забор», «Трубочка», «Мост», «Лопата», «Вкусное варенье». «Фокус», « Холодный ветер», «Теплый ветер»

3) Голосовая гимнастика

Цель: развитие голоса, развитие дыхания, уточнение артикуляции гласных звуков

-пропевание гласных звуков «Звуковые дорожки»- а, у , о, у , э, и

4) Дыхательная гимнастика

Цель: дифференциация носового и ротового дыхания

– игра « Понюхай цветочки»

-игра « Подуй на свечку»

5) Развитие слухового внимания

Цель : – различение неречевых звуков

-различение речевых звуков

Описание: Игра « Узнай, что звучит» (шуршание бумаги, звук колокольчика, звон ложки в стакан)

6) Развитие мелкой моторики

Цель: укрепление мышц рук

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

3.Основная часть.

Коррекция произносительной стороны речи

-Логопед : Саша, сегодня к нам в гости пришла кукла Света.

Прослушивание образца правильной речи . (два раза).

Читайте также:
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

– Стол, стул, слон, сапоги, санки, свет, суп.

Какой звук встречается чаще других?

-Сегодня мы в месте с Светой будем играть, побываем в магазине ,поможем ей купить мебель, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Уточнение артикуляции звука «С»

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя.

Света хочет поиграть с тобой в игру

1.«Поймай звук «С» .

Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» – хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

2. Повторяй за мной.

в прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

А теперь поиграем в другую игру

«Намотаем нитки на клубок».

Имитация наматывания ниток с произнесением слогов
– прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

— в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

— в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

3 .Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения. ( Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.)

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова со слогом «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

4. Физкультурная минутка

Логопед: Сейчас Света приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

Вот мы уже и в магазине. В отделе «Мебель».

Логопед: Мы должны приобрести мебель, название которой начинается на звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стул.

Логопед просит ребенка попытаться определить место звука «С» в этих словах.

Логопед: Молодец Саша.

Итоговая часть .

Логопед : Устала Света сильно, ей пора домой отдыхать , но напоследок она хочет услышать как ты научился красиво говорить звук « С» и слоги с этим звуком «са-со-су -сы»

Ребенок произносит звук «С» и слоги.

Логопед : Молодец Саша, хорошо сегодня занимался. (если у ребенка нет аллергии за хорошую работу на занятие логопед поощряет конфетой)

Выполнила: учитель –логопед Суханова Ирина Александровна

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [c], [з], [ц].

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.

– познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;

– формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

– развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;

– развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.

Этапы

Содержание

Оборудование

  1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках

3. Постановка целей занятия (объявление темы).

4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.

5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.

6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

8. Подведение итогов

Занятия и оценка работы детей.

9. Домашнее задание.

Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

– органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

– голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

– ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.

– улыбка, затем хоботок

– лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя

– облизнуть нижнюю губу

– блинчик на сковородке

– лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка)

-произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните : Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.

  • Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)
  • Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)
  • Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)
  • У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)
  • Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)
  • Чем ловят рыбу? (удочкой)
  • Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)
  • Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук:

  • Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
  • Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)
  • Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)

ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “С”

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Лесные жители».

(автоматизация звука «С»).

Дата:26. 04. 2017 г.

Продолжительность: 25 минут.

Ребенок: Ваня С., 6 лет. ФФНР у ребенка с псевдобульбарной дизартрией, нарушение произношения – межзубный сигматизм.

Тема: автоматизация звука «С».

•Закреплять представление о правильной артикуляции звука [с]

•Познакомить с буквой, обозначающей звук «С».

•Закреплять знания о диких животных.

•Развивать подвижность артикуляционного аппарата

•Формировать навык фонематического слуха на звук «с»

•Формировать фонематический анализ на звук на примере звукового состава слова «УСЫ»

•Закреплять звук «С» в чистом виде. В прямых слогах: са-, со-, сы-, су-, сэ-. В обратных слогах : -ас, -ус, -ыс, -эс, -ос, – яс, -ес. В сочетаниях между гласными: ысо, аса-, усы-, – есо, -есу. В слогах со стечением согласных: ста-сту, спа-спи-спу, сна-, сво-.В словах с данными словами. В словосочетаниях и предложениях с данными словами.

•Воспитывать навык самоконтроля.

•Воспитывать критическое отношение к дефекту.

•Воспитывать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование:

Зеркало; фланелеграф; игрушка-лиса; бубен; картинка с упражнениями артикуляционной гимнастики; мешочек для игры «Волшебный мешочек», в котором пушистый шарик, колючий мячик, керамический пузырек и карточка с нарисованной буквой «С»; карточки для характеристики артикуляционного уклада звука «С»; колечко-пружинка «Су-джок» металлическое для массажа пальчиков; карточки для характеристики звука «С» – согласный, твердый, глухой; пластилин и разноцветные бусинки; предметные картинки с дикими животными; карточка для звукового анализа слова «УСЫ»; карточки для составления схемы предложения; карточки-схемы, где звук «С» в начале, середине и конце слова; карточки для различения звука и буквы.

Ход занятия:

Этапы занятия

Организационный момент

-Здравствуй, Ванечка, как я рада снова с тобой встретиться! Давай будем учиться говорить красиво!

Объявление темы

-Послушай загадку и отгадай:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Утрированно произношу звук «С»).

-Кто это? (Лиса). Ты правильно отгадал! (Вручаю ребенку игрушку – лису). А скажи, какой звук я произносила часто? (Звук «С»). Сегодня мы с ним поиграем. Ты готов?

Психогимнастика

-А теперь давай сядем к зеркалу, я расскажу тебе сказку, а ты будешь мне помогать. Наша лисичка тоже послушает, потому что эта сказка оней:

Пошел как-то раз старик в лес за дровами. Идет и видит: на тропинке лисичка лежит и не дышит. Удивился старик (Ваня, как старик удивился? Покажи удивленное лицо), а потом обрадовался: «Возьму лису домой, воротник для шубы сделаю своей старухе!» (Ваня, покажи, как старик обрадовался, какое у него было лицо?). Только наклонился старик к лисичке, а она, как вскочит, старик даже испугался от неожиданности (Ваня, покажи испуганное лицо), а потом, как разозлился, что плутовка его обманула (Покажи, как старик разозлился). Да, делать нечего, пошел домой грустный (Ваня, покажи, грустное лицо, как у старика).

– Молодец! Интересно показывал! А лисичка сидит, глазки прищурила, хитрая, слушает.

Артикуляционная гимнастика

_ А теперь покажем лисичке, как ты умеешь играть с язычком. (Предлагаю ребенку рисунки с артикуляционными упражнениями для выполнения в определенной последовательности):

– Для губ: «Заборчик» (Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем), «Дудочка» (На дудочку губы положим и даже сыграть на ней сможем)

– Для языка: «Блинчик» (верхней губой шлепаем по языку «пя-пя-пя», слегка прикусываем «тя-тя-тя»), «Часики» (Наш веселый язычок, повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо), «Качели» (А сейчас качели вверх, тянем-тянем до небес, Вниз теперь их полет, и никто не отстает), «Кошечка сердится» (Сердится кошка – выгнула спинку, и язычок наш с такой же горбинкой), «Чищу зубки» (Чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не желтели, не темнели чтоб они), «Вкусное варенье» (Ох, и вкусное варенье, жаль осталось на губе! Язычок я подниму, и остатки слизну)

_ Умничка, все получилось!

– На развитие дыхания: А теперь подуй и увидишь, какие звери там спрятались! (Ребенок дует на полосочки в пособии, они откидываются и видны картинки с дикими животными. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнение, не надувая щеки).

-Здорово, всех зверей увидели!

Произношение звука

– Ванечка, лиса принесла с собой волшебный мешочек, отыщи в нем баночку. Только не торопись, хорошо ощупай все предметы, чтобы не ошибиться. (Ребенок тактильно обследует и достает пузырек).

– А сейчас споем песенку ( с – с – с ) и подуем в пузырек. (Показываю образец произнесения звука, затем предлагаю ребенку).

– Как красиво! У тебя хорошо получилось!

Пальчиковый массаж

– А теперь найди в мешочке самый маленький предмет (ребенок достает колечко – пружинку СУ-ДЖОК). Теперь колечко будет щекотать пальчики, а ты для каждого пальчика будешь петь песенку ( с ), колечко от кончика пальца к ладошке ( с – с – с ) – отрывисто (показываю), а когда от ладошки к кончику – (сссссссс) – длинно, слитно (показываю).

– Как ты старался! Все получилось!

Анализ артикуляции

звука ( с )

– Ванюша, теперь смотри в зеркало и рассказывай. Как у тебя получился этот красивый звук ( на каждый ответ ребенка я выкладываю карточку на фланелеграфе в определенной последовательности. Это схема остается перед глазами ребенка до конца занятия):

– Скажи, губки округлены или в улыбочке?

– зубки сомкнуты или между ними щель? А нижние зубки видно?

– Кончик языка вверху или внизу?

– Похоже, что язычок выгибается горочкой?

– Язык широкий, лопатой или похож на иголочку?

– Голос звучит, когда произносим звук «С»? (ребенок использует тактильный контроль – прикладывает ладонь к горлу), значит звук глухой или звонкий?

– Воздух теплый или холодный, когда произносишь звук «с»? (тактильный контроль: тыльной стороной ладони ко рту).

– Ну, что ж, ты хорошо справился! Карточки всегда тебе будут помогать рассказывать про звуки.

Характеристика звука «С»

– А теперь выбирай карточки, чтоб рассказать, какой по характеру звук «С»:

– Согласный или гласный? Почему? (Согласный, т. К. есть преграда во рту длч воздуха) – Какая? (зубы)

– Звонкий или глухой? Почему? (Нет вибрации, когда прикладываем ладонь к горлу, не дрожит горлышко).

– Твердый или мягкий? Почему? (Спинка языка поднимается горочкой, не очень высоко, по сравнению с мягким «С»).

– Замечательно. Ни разу не ошибся! Пусть карточки лежат здесь, они нам еще пригодятся.

Связь звука с буквой

– Ванюша, ты ведь помнишь, что звук мы слышим и произносим, выбирай подходящую карточку (ребенок выбирает и кладет), а букву мы … что делаем? Выбирай карточку подсказку. Верно: видим и пишем. А теперь найди в волшебном мешочке карточку с нарисованной буквой «С» (ребенок находит). Посмотри, какая она? На что похожа? (ребенок называет). У меняя есть пластилин и разноцветные бусинки, давай вылепим букву «С» и украсим ее (лепим и украшаем). Красиво!

Развитие фонематического слуха

– А сейчас будем ловить звук «С»: как только услышишь этот звук – хлопай в ладошки, лови его! (произношу, закрыв рот экраном, если ребенок затрудняется – экран убираю): «Т», «С», «Р», «М», «С»,; «ЛА», «СУ», «РЫ», «МО», «СЭ», «БА», «СО», «ЛАПА», «УСЫ», «НОРА», «ЛЕС», «МОРДА», «НОС», «СОВА».

– Какой ты внимательный! Поиграем еще!

Автоматизация звука

– Теперь я буду говорить чистоговорки, а ты смотри на мои картинки – подсказки и договаривай словечки, а потом все вместе повторяй:

– СА-са-са- хитрая … (лиса0

– Со-со-со, у кабана хвост, как … (колесо)

– Су-су-су, было холодно в … (лесу)

– Сы-сы-сы, у сома … (усы)

– Ес-ес-ес, ьы приехали в … (лес)

– Ас-ас-ас, волк не догонит… (нас)

– Ос-ос-ос, у медведя черный … (нос)

– Ус-ус-ус, зайка … (трус)

– Ыс-ыс-ыс, в реке много водяных … (крыс)

– Ос-ос-ос, летает много … (ос)

– Яс-яс-яс, сегодня ясный день у … (нас)

– А теперь повтори столько раз, сколько раз я хлопну: ысо – аса,

– А теперь, сколько раз я стукну в бубен: усы – есо,

– А теперь, сколько тебе лет: еса – асу,

– А теперь сколько раз наша лисичка подпрыгнет: ста-сту,

– А теперь, сколько у меня глаз: спа – спу,

– А теперь, сколько раз я топну ногой: сна – сво,

– А теперь, сколько у тебя ушей: ска – спи,

– А теперь, сколько ты знаешь времен года (ребенок перечисляет, считает, потом повторяет): сна – сво,

– А теперь сколько лап у лисы: уст – ост,

– Как приятно было тебя слушать!

Физминутка

– А теперь вставай около стульчика и повторяй за мной:

– У нас славная осанка, мы свели лопатки ( выпрямиться, расправить плечи),

– мы походим на носках, а потом на пятках (пошагать по кабинету),

– Пойдем мягко, как лисята (имитация походки лисы),

– Ну, а если надоест, то пойдем мы косолапо, как медведи ходят в лес (имитация медвежьей походки).

Формирование фонематического восприятия

– А теперь поговорим про звуки в слове: (показываю картинку «УСЫ») – усы. Сначала посчитаем сколько частей в слове «УСЫ» (У – сы – произносим и хлопаем).

– Какая первая часть слова? («У) – Ваня, клади вагончик поезда.

– Какая вторая часть? («СЫ»). Клади второй вагончик.

– Какую часть произносим громко (Даю варианты: у՛ – сы – нет. У – сы՛.) Давай, покажем на схеме: над вторым вагончиком кладем знак «молния», «гром» (говорим громче).

– А теперь узнаем, что за звуки поедут в наших вагончиках: какой слышим первый звук? («У»). Выбирай человечка и думай, какой звук «У» – согласный или гласный? Почему? Куда посадим наш звук «У»? (в первый вагончик).

-Какой звук слышим потом?(-сы). Слышим («с») – какой он? Гласный или согласный? Почему? (Смотрим на карточки-подсказки). – Звонкий или глухой? Дрожит горлышко?

-Твердый или мягкий? Где спинка языка?

-Выбирай карточку с человечком и посади во второй вагончик.

-Какой звук слышим после («с»)? Слышим («ы»). Какой он, гласный или согласный? Почему? Посади человечка в вагончик.

Автоматизация в словах

-Вот как замечательно мы потрудились!

-Сейчас надо найти, где прятался звук («с») – в начале, в середине или в конце слова: разложи картинки на 3 стопочки, проговаривай слова и слушай, где звук («с»), куда положить картинку: нос, лиса, сова, лес, усы, сом, оса, крыса.

(Ребенок раскладывает, проговаривает) -Все верно, умничка!

-А теперь игра «Что с чем?»

Лиса…с чем? . (с хвостом)

Сом… с чем? …(с усами)

Куст…с чем бывает? . (с листьями)

Оса…с чем? . (с полосками)

Сосна…с чем? … (с иголками)

Сова … с чем? … (с глазками)

(Ребенок отвечает и проговаривает все вместе)

Автоматизация в словосочетаниях

-А теперь послушай слова-признаки, выбери картинку, к которой они подходят и повтори, что получилось. ( Картинки: лес, усы, сом, лиса, сова, нос, сосна, оса, крыса).

Называй признаки: – густой, длинный, хитрая, сухой, сонный, высокая, водяная, кусачая, испуганная. (Ребенок произносит).

-Ты меня просто радуешь!

-Какие картинки понравились больше всего? Давай составим целое предложение и выложим схему на фланелеграфе (предлагаю опорные картинки – те же и части схемы).

«Лиса бегает в лесу»- составляем схему.

– Мы сегодня много занимались, и я уже устала быть логопедом. Давай поменяемся: теперь ты будешь спрашивать, а я отвечать! Теперь ты – логопед – спрашивай: (говорю вопрос, ребенок повторяет, я отвечаю):

– Сова днем хочет спать? Почему?

– На сосне сухой сук. Кто на суку? (Сова)

– Под кустом кто-то спит? Кто это? (Барсук)

– Сом любит свой дом? Где живет сом? ( На дне реки, в песке).

– В лесу слышен стук. Кто стучит? (Дятел).

– Саня спугнул осу. Что сделала оса? (Улетела).

– У лисы какой хвост? (Пушистый)

– Косой быстро скачет по лесу. О ком я говорю? ( О зайце).

– По мосту бежит стая волков. Куда бежит стая? ( на охоту).

– Снова в лесу наступила весна. Что наступило? (Весна)

– У высокой скалы навесной мост. Какой мост? (Навесной).

– В лесу лиса. Кто в лесу? ( Лиса).

– В кустах кто-то пискнул. Кто это (Мышка).

– У дятла острый нос. Зачем ему острый нос? (Строить дупло для белки).

– Лес был мокрый от росы. Что такое роса? (капельки воды).

Итог занятия

– Над каким звуком мы сегодня работали? («С»). Давай вспомним перед зеркалом, как его произносить правильно: ( смотрим на схему на фланелеграфе):

– Губы в улыбочке

– Видны нижние зубки, между зубами небольшая щель

– Язык широкий, кончиком упирается в нижние зубы

– Спинка языка выгнута горочкой. А в середине – желобок

– Боковые края языка прижимаются к верхним зубам

– Струя воздуха холодная и узкая

– Голосовые связки не участвуют

– Ваня, ты отлично справился. Нашей лисичке понравилось с тобой играть.

Домашнее задание

Артикуляционная гимнастика « Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Подуй на бабочку», «Фокус с ваткой» ( 3 – 4 раза по 5 минут)

Пальчиковая игра «пальчики здороваются» ( Соединяем две ладони постепенно, пальчик к парному пальчику и проговариваем слоги – СА – СО – СУ – СЫ – СЭ. Затем, также проговаривая, разъединяем: АС – ОС – УС – ЫС – ЭС (3 – 4 раза по 3раза в день)

Игра «1, 2, 5» ( сом, один сом, два сома, пять сомов)

4. Выучить стихотворение:

Мы видим на суку совят,

Совята вместе крепко спят.

Когда не спят – они едят

Когда едят – они не спят.

Раскрасить в тетради букву «С».

Отгадать загадку: На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Проговорить чистоговорку столько раз, сколько у твоей мамы кулачков :

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: