Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией.

Данное занятие рекомендую для коррекции речевой деятельности ребенка дошкольника с Дизартрией. Дизартрия – это сложное нарушение речевой деятельности, при котором нарушена иннервация периферического речевого аппарата. У ребенка с Дизартрией очень трудно и длительно идет процесс автоматизации звука в речи. Звук [Ч] для таких детей является сложным звуком и в постановке звука и в его автоматизации.

Тема занятия: «Автоматизация звука [Ч]«

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.

Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, чистоговорках.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  4. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  5. Воспитание любви к природе.
  • карточка с буквой [Ч], схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • предметные картинки к игре «Назови маленький предмет»;
  • предметные картинки с изображением насекомых;
  • полянка с ручейком и цветочками;
  • пособие на дыхание «Бабочка на цветке»;
  • цветные камушки;
  • картина к игре «Посчитай насекомых»
  • картинки к игре «Свари обед.
1. Постановка цели.

– Сегодня наш «звуковичок» пригласил на занятие Дюймовочку. Потому что Дюймовочка хочет научиться стрекотать как сверчок. Из какой сказки этот герой. (Сказка Х.К.Андерсен «Дюймовочка»). Но чтобы научиться стрекотать, нужно язычок размять. Покажем упражнения с язычком Дюймовочке.

2. Артикуляционная гимнастика.
  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка» — «Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
3. Произнесение изолированного звука [Ч].

Давай покажем Дюймовочке, как стрекочет сверчок.

– Ч – Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

4. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • Губы принимают положение трубочки,
  • зубы сближены,
  • язычок поднят, кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • воздушная струя теплая, широкая,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
5. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

6. Игра «Назови маленький предмет».

Дюймовочка очень маленькая девочка. И все предметы у неё дома маленькие. (Логопед показывает предметные картинки).

– Ни подушка, а ….(подушечка);

– Ни чашка, а ….(чашечка);

– Ни банка, а ….(баночка);

– Ни сумка, а ….(сумочка);

– Ни шкатулка, а ….(шкатулочка);

– Ни кольцо, а ….(колечко);

– Ни ложка, а ….(ложечка);

И одежда у Дюймовочки маленькая.

– Ни кофта, а кофточка;

– Ни юбка, а ….(юбочка);

– Ни футболка, а ….(футболочка);

– Ни шапка, а ….(шапочка);

7. Массаж лица.

Каждый день Дюймовочка встаёт рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

8. «Споем птичьи песенки».

Птицы очень любят Дюймовочку. Каждое утро птицы прилетают к ней и поют ей свои песни. Давай вместе с Дюймовочкой споем птичьи песенки. Слушай внимательно и повторяй.

АЧ – ОЧ – АЧ; ЧО – ЧА – ЧО;

ИЧ – АЧ – ИЧ; ЧО – ЧИ – ЧО;

УЧ – УЧ – АЧ; ЧИ – ЧУ – ЧУ;

ОЧ – АЧ – АЧ; ЧЕ – ЧЕ – ЧИ;

9. Слоговые дорожки.

– Попоёт Дюймовочка песен и побежит играть на лужок. Но чтобы попасть на лужайку, нужно перейти через ручеёк. Помоги Дюймовочке перейти через ручеёк. Нужно выложить цветные камушки через ручеек, чтобы Дюймовочка могла по камушкам пройти (камушки выкладываются на наклеенные кружочки через ручеек). Выкладывая каждый камень нужно произнести слог, повторить за мной:

Читайте также:
Детско-взрослый проект 'Игровые тренинги'

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧИ – ЧЕ;

ЧАК – ЧОК – ЧУК – ЧИК – ЧЕК;

10. Дыхательная гимнастика.

Посмотри, сколько на лугу растет красивых цветов. Давай понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).

– А на этот цветок села бабочка. Подуй на бабочку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуй сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.

– На лужайке Дюймовочка встретила насекомых. (логопед выкладывает картинки с насекомыми. Кого она встретила, угадай? Дюймовочка встретила насекомых, в названии которых есть звук [Ч]. Выбери картинки со звуком Ч. (ребенку предлагаются картинки: бабочка, пчела, жук, червяк, паук, кузнечик, сверчок).

– Молодец! Скажи полным предложением кого Дюймовочка встретила на лужайке.(Дюймовочка встретила жучка, червяка, кузнечика, сверчка, бабочку).

11. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем».

Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)
Прячьтесь!

12. Игра «Посчитай насекомых».

– Давай посмотрим, сколько на полянке насекомых?

(Ребенку предлагается полянка, на которой изображено: 5 бабочек; 7 жучков; 6 пчел, 5 кузнечиков).

  • Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек;
  • Один жучок, два жучка, три жучка, четыре жучка, пять жучков, шесть жучков; семь жучков;
  • Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел, шесть пчел;
  • Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
13. Игра «Кого не стало?»

– Насекомые любят играть с Дюймовочкой в прятки. Помоги Дюймовочке, подскажи, кто спрятался?

Логопед закрывает по одной картинке, ребенок угадывает, кого не стало.

– Не стало червяка;

– Не стало бабочки;

– Не стало сверчка;

– Не стало кузнечика.

Динамическая пауза.

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Наш кузнечик на лужайке
Ч – Ч — Ч – Ч.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква.

14. Слоговые дорожки (обратные слоги).

– Погуляла Дюймовочка на лужайке, проголодалась, побежала домой. Но нужно опять через ручеек перебраться. Помоги ей!

Ребенок расставляет камушки на ручеек и проговаривает за педагогом слоги:

АЧКА – ОЧКА – УЧКА – ЫЧКА;

15. Ира «Свари обед».

– Прибежала Дюймовочка домой, а мышь уже приготовила обед и ждет её.

– Что ели на обед мышь и Дюймовочка, назови? (логопед показывает картинки)

– Каша из гречки — …(гречневая каша);

– Салат из огурцов — ….(огуречный салат);

– Икра из кабачков — ….(кабачковая икра);

– Пирог из яблок — ….(яблочный пирог);

– Сок из клубники — ….(клубничный сок);

16. Игра «Найди ошибку».

– Во время обеда Дюймовочка рассказала мыши, кого она видела на лужайке. Но она что-то перепутала в рассказе. Исправь ошибки.

– Паук (пчела) собирает нектар с цветков.

– Муравей живет в улье (муравейнике).

– Паутину плетет муха (паук).

– Стрекочет бабочка (кузнечик).

– Строят муравейник шмели (муравьи).

17. Повторение чистоговорок.

– После обеда Дюймовочка и мышь учили чистоговорки.

– Повтори за Дюймовочкой:

Чу – чу – чу, на лугу скачу;

Чка – чка – чка, не поймали мы жучка;

Очки – очки – очки, бабочки на кочке.

18. Выкладывание буквы [Ч] из цветных камушек.

– Какая буква обозначает звук [Ч]? Выложи букву Ч из цветных камушек.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

– С каким звуком мы занимались?

– Что понравилось на занятии?

Сивоплясова Ирина Васильевна,
учитель-логопед
МДОБУ д/с «Гульназира»,
с.Ургаза Баймакский район
Республика Башкортостан

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с дизартрией

Содержимое публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком средней логопедической группы с дизартрией

Тема: «Автоматизация звука «З»

Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах и словах.

Речевые задачи:

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»;

• закреплять умение правильно произносить звук «з»;

• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционные задачи:

• развивать фонематические процессы;

• коррекция речевого дыхания;

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к занятию;

• воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).

2. Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

3. Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

4. Развитие общей моторики

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («З») Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Только давай для начала немного разомнемся.

Капусту нашел, сел, поел

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).

5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.

Массаж лица и языка по основным линиям.

А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».

6. Работа над дыханием

Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з»).

8. Акустико-артикуляционная характеристика

Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?

Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.

Звук «З» согласный, звонкий, твердый.

9. Связь звука с буквой

На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)

На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.

10. Развитие мелкой моторики

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)

11. Работа над голосом

Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».

(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: – ЗА-ЗА-ЗА! – за-за-за.)

12. Развитие фонематического слуха

Задание злой мачехи заключается в том, что тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З» Игра «Поймай звук».

13. Автоматизация звука в слогах

Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:

За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу

Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз

Давай ей подпоем.

14. Автоматизация звука в словах

А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано

Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.

15. Развитие фонематического восприятия

Следующее задание «Один-Много» Я назову один предмет, а ты множество таких предметов

16. Формирование лексико-грамматического строя речи

Читайте также:
Звук и буква Б - Конспект фронтального логопедического занятия

И последнее задание мачехи: скажи ласково.

зайка – заинька зонт – зонтик

зуб – зубик таз – тазик

17. Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.

Покажи, какое настроение у Золушки сейчас. Скажи, какой звук помог справиться с заданиями злой мачехи?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ч]»

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ч]»

Тема: Звук [ч].

Цель: автоматизировать изолированный звук [ч].

– упражнять в правильном произношении изолированного звука [ч];

– активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».

– совершенствовать фонематические процессы;

– развивать речевое дыхание;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– совершенствовать пространственные ориентировки.

– воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Тип занятия: закрепление.

Этап работы: автоматизация звука.

Организационная форма проведения: индивидуальная.

Возраст ребёнка: 6 лет.

Оборудование: индивидуальное зеркало,картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро), небольшой макет «Качели» (для дыхательной гимнастики), карточки с цифрами от 1 до 10, мяч.

Лингвистический материал: звук [ч].

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».

4) Игра «Весёлый мяч».

3. Динамическая пауза «Листочек».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Изобрази транспорт».

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

На столе учителя-логопедаразложены картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, лодка, поезд, машина, автобус, трамвай, метро).

Учитель-логопед:

– Посмотри на картинки. Подумай и назови тему сегодняшнего занятия.

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

– Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие, во время которого узнаем много нового и интересного. Поедем мы с тобой на поезде. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).

– Первый город, в котором мы оказались, – это город Буквоежек. Называется он так потому, что все его жители невнятно разговаривают, «проглатывают» окончания слов, а иногда и середину слов. Знаешь, почему у них невнятная речь?Потому что они очень ленивые: они никогда не выполняют артикуляционную гимнастику. Покажем буквоежкам, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

– Выполним артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

– А теперь пересаживаемся в лодку и плывём по реке.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Лодочка».

Две ладони я прижму

И по речке поплыву.

(Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, –

Это лодочка моя.

(Выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

3) Дыхательная гимнастика «Весёлые качели».

Учитель-логопед:

– Пересаживаемся в поезд. Поехали дальше. (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»). Приехали мы с тобой на летнюю полянку, на которой стоят качели (учитель-логопед выставляет на стол макет качелей). Покатаемся на качелях! Чтобы на них покататься, нужно на них подуть сильной воздушной струёй.

Выполнение дыхательной гимнастики «Весёлые качели».

Качели находятся напротив губ ребёнка (учитель-логопед держит их на нужной высоте и нужном расстоянии). Между губами и качелями – 10-15 см. Дуть на качели сильной направленной воздушной струёй так, чтобы качели раскачивались.Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

4) Игра «Весёлый мяч».

Учитель-логопед:

– Посмотри, я нашла на этой замечательной полянке мяч. Поиграем в игру «Весёлый мяч».

– Послушай правила игры. Я показываю тебе карточку с цифрой, ты, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносишь звук [ч]. Начинаем игру.

Читайте также:
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия

– Молодец! Ты всё правильно выполнил.

3. Динамическая пауза «Листочек».

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения,и слова:

Подул на листочек ветерок,

(Ребёнок делает продолжительный выдох,произнося на выдохе длительно: «чччччч»; поднятые вверх руки медленно опускает вниз.)

(Произносит: «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.)

Оторвался от веточки и полетел …

(Поднятые вверх руки плавно опускает вниз и произносит: «ч…ч…ч».)

Закружился в воздухе

(Руки поднимает вверх,кружится и произносит при этом: «чччч».)

И упал листочек в лужицу.

(Резко опускает руки вниз и произносит: «ч».)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Изобрази транспорт».

Учитель-логопед:

– Посмотри, что это. Это картинки. Назови, что на них изображено (самолёт, поезд, машина, автобус, трамвай, метро). Назови это одним словом (транспорт). Молодец!

– А теперь поиграем в игру «Изобрази транспорт».

Правила игры. Я тебе показываю картинку с изображением какого-то вида транспорта, а ты его изображаешь голосом (одним звуком). Начали игру!

– Самолёт (ллллл)

– Поезд (чч-чч-чч)

– Машина (шшшшш)

Автобус (ссссс)

– Трамвай (т-т,т-т,т-т,т-т,т-т)

– Метро (ммммм)

– Молодец! Ты всё правильно выполнил!

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».

Учитель-логопед:

– Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]». Я буду произносить звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [ч], хлопай в ладоши.

– Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

– Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ч])

– Нам пора возвращаться домой. Поехали! (Учитель-логопед и ребёнок изображают поезд и произносят звук [ч]: «ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч, ч-ч-ч-ч-ч, чч-чч-чч-чч-чч …»).

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

6. Лапп Е. А. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2011.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] «День рождения Совуньи» Тема «День рождения Совуньи» (автоматизация звука С в предложениях, чтстоговорках) Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах» Тема:Звук [Ц] Этап:АвтоматизацияЦель:Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах. Задачи:1. Образовательная: • Автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч]» Цели: -развитие моторики органов артикуляции посредством проведения артикуляционной гимнастики; -развитие дыхания; развитие фонематических.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах. Задачи: Коррекционно – образовательные: – закреплять формирование артикуляционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Цель: закрепление навыка чёткого произношения звука «л» в словах. Задачи: образовательные 1)повторение характеристики звука «л»; 2)обучение.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»

Индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме поможет закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Прививать чувство уважения к русскому языку.

Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).

«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).

«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).

«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).

«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).

«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

10. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.

Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.

Ча-ча-ча — чашка горяча

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — я читать хочу.

Чо-чо-чо — поцарапано плечо.

Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.

Юч-юч-юч – потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

11.Закончи предложения.

– Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):

Мальчики качались на … (качелях).

Почтальон разносит … (почту).

Девочка ловит сачком . (бабочку).

Внучка собирала в лесу … (чернику).

Снесла курочка … (яичко).

Мальчик ест … (печенье).

В траве замолчал … (кузнечик).

12. Подведение итогов занятия.

– Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).

–>Ходырева Елена, логопед. –>

Цели: Постановка звука

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [С];
  • уточнение акустического и произносительного образа звука [С];
  • закрепление представлений о механизме организации звука [С].

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой моторики ;
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
  • развитие фонематических представлений;
Читайте также:
Конспект НОД: Дикие животные зимой

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: кот, кроватка, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

Логопед с улыбкой приветствует ребёнка и говорит:

– Давай мы с тобой поздороваемся с начала пальчиками ( прикасаются пальцами друг к другу), потом ладошками (прикасаются ладонями), теперь локтями(прикасаются локтями) и наконец рукой.

-Посмотри, кто пришёл к нам в гости? (показывает игрушку кота).

Ребёнок: – К нам в гости пришёл кот!

Логопед: – Молодец! Погладь его, какой он на ощупь?

Ребёнок: – Мягкий, пушистый, белый.

Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И уселся на кроватку (расслабление).

-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно и красиво.

– Но, для этого нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику: (3)

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1—3 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4-12 выполняются 10—15 раз.

Ребёнок: – Конечно, я хочу поиграть с котом Васькой!

Ориентировка в пространстве. Игра «Прятки»

Логопед: – Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста, где сидит кот? (кладёт кота на кровать).

Ребёнок: — Кот сидит на кровати.

Логопед: – Откуда спрыгнул кот? (убирает игрушку с кровати)

Ребёнок: — Кот спрыгнул с кровати.

Логопед: – Куда забрался кот? (прячет под кровать)

Ребёнок: — Кот забрался под кровать.

Логопед: – Где спрятался Васька? (прячет кота за кровать)

Ребёнок: – Васька спрятался за кроватью.

Логопед: – Где оказался котик? (кладёт кота перед кроватью)

Ребёнок: – Котик оказался перед кроватью.

Логопед: – Ты молодец! Тебе понравилось играть с котом Васькой?

Ребёнок: – Да, мне понравилось играть с Васькой!

Логопед: Наш кот Васька сегодня решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.

подвешенный листик. Должна ощущаться резкая холодная струя.

Логопед: – Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит лист.

Дуть на подвешенный листочек.

Логопед: – Вдруг, откуда ни возьмись, Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился (уголки губ опустить вниз).

Логопед: – Скажи, кошки очень любят умываться?

Ребёнок: – Да, кошки очень любят умываться.

Логопед: – Ты видел когда-нибудь, как они это делают?

Ребёнок: – Конечно, видел!

Логопед: – А давай, попробуем повторить движения? Кошечка моет лобик, щёчки и ротик.

Укрепление лицевой мускулатуры:

-поглаживание лба от середины к вискам (5 раз);

– поглаживание щек от носа к ушам (5 раз)

– поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз);

-разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам.

Укрепление губной мускулатуры:

– поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз)

– поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз);

Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок.

Логопед: – Молодец! Мы сейчас превратимся в котят и разомнём свои лапки. Ты согласен?

Ребёнок: – Конечно, согласен. Вправо влево повернись и в котёнка превратись. (4)

Логопед: – Посмотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Вот так у тебя должны быть губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [С]. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы. А теперь попробуй повторить сам.(2)

Ребёнок: – У меня не получается.

Логопед: – Посмотри ещё раз и давай сделаем вместе.

Читайте также:
Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями

Логопед: – А теперь покажи коту Ваське, как ты научился произносить звук[ С].

Ребёнок самостоятельно произносит изолированно требуемый звук.

Логопед: – Ты молодец! Сегодня у тебя получилось лучше, чем на прошлом занятии.

Логопед: – Мы с тобой ещё немножко поиграем. Ты не против?

Ребёнок: – Я согласен. Я люблю играть!

Логопед: – Я сейчас буду произносить звуки, когда услышишь звук [ С] ты громко хлопнешь в ладоши.

Логопед: – Какой звук ты будешь слушать?

Ребёнок: – Я буду слушать звук[ С].

Логопед: – Правильно! Слушай внимательно. С, Ш ,С, С, Т, С, С, С ,З, С ,Ц ,С`, С, Ж С, C,`Ш,Р, З, С и т. д.

Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит нужный звук.

Логопед: – Какой ты молодец, ни одного звука не пропустил.

Наше занятие подошло к концу. Ты сегодня хорошо поработал.

А, кто приходил к нам в гости, и какой звук мы сегодня повторяли?

Ребёнок: – На сегодняшнем занятии мы повторяли звук [С]. К нам в гости приходил кот Васька.

Логопед: – Тебе понравилось? Придёшь ещё ко мне на занятие?

Ребёнок: – Мне очень понравилось. Я обязательно приду к Вам на занятие.

1. Комарова Л.А. «Автоматизация звука[ С]».

2. Перегудова Т. С., Османова Г. А. «Вводим звуки в речь».

3. Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи».

4. Голицына Е.Б., Шварц М.Л. «Пошёл котик на торжок».

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией с подключением упражнений на иппликаторе Кузнецова

Разделы: Логопедия

Очень часто в нашей логопедической практике встречаются дети, имеющие стертую дизартрию. Основные показатели при стертой дизартрии: невнятная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л.В. Лопатина). Поэтому дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации всех авторов, мы решили использовать следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры (10 модулей), где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем его автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизации звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

По мнению Е.Ф. Архиповой, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.

Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук . Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка. (Извлечения из описания изобретения к патенту РФ №2092150, 1997 г.)

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочниская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Читайте также:
Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и эфферентные основы речи.

Поэтому, опираясь на рекомендации Е.Ф.Архиповой по преодолению стертой дизартрии у детей через использование иппликатора Кузнецова, мы разработали индивидуальные занятия . Практическая новизна нашей работы заключается в том, что мы систематизировали словарный и лексический материал в соответствии с 10 модулями по автоматизации поставленного звука.

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, специально подготовленный иппликатор Кузнецова , символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

Организационный момент с психотерапией.

Массаж лица и дифференцированный массаж языка.

Развитие артикуляционной моторики.

4 комплекс упражнений для “Л” (альвеолярная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

Упражнение 1. “Забор”.

Цель; подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм) . Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать по счет до 5.

Упражнение 2. “Окно”

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения “Забор” медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. “Мост”.

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения “Забор” выполнить упражнение “Окно”. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный па ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Упражнение 4. “ Лопата”.

Цели: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост”. Из положении языка “Мост” выдвинуть язык па нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. “Пароход”.

Методические рекомендации: из положения упражнения “Окно” произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхнем губы (упражнение “Вкусное варенье”). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 17. “Пароход гудит”.

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение “Пароход”. Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог “ла”. Повторить 3-4 раза.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия

Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)

“Как гудит пароход?”

“ Как летит самолет?”

Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова).

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.

    Отдельное произнесение: С. Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значения символов
  1. Последовательность работы на тренажере:

Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР по теме: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Тема: Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: автоматизировать поставленный звук, находящийся в разных позициях в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • автоматизировать звук [Ч] в начале, середине, в конце слова;
  • упражнять в подборе слов-антонимов;
  • формировать окончания существительных во множественном числе именительного падежа;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;
  • развивать физиологическое и речевое дыхание;
  • развивать тонкую моторику пальцев рук;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать темпо-ритмическую координацию, просодическую сторону речи;
  • активизировать биологически активные зоны;
  • обогащать активный словарь;
  • закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях;
  • развивать связную, грамматически правильную речь.

Коррекционно-воспитательная: развивать партнёрские отношения между ребёнком и учителем-логопедом; формировать предпосылки учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: создать атмосферу успешности, эмоционального благополучия для воспитанника; предупреждать утомляемость ребенка.

Дидактический материал. Игрушка «Чебурашка», карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, бельевая прищепка, пособие «Поезд» (начало, середина, конец), дыхательное пособие «Сдуй бабочку с цветка», предметные картинки на звук [Ч] (в начале, середине, конце слова).

Ход занятия

Организационный момент.

К нам сегодня заехал в гости Чебурашка. А на чем он путешествует, тебе нужно отгадать.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (Поезд)

Правильно. Чебурашка путешествует на поезде. Поезд сегодня хочет вместе с тобой попутешествовать и показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай с тобой отправимся в путешествие вместе с Чебурашкой.

Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

По маршруту нашего поезда встречаются очень интересные места. Вот, например, «Чудесная звуковая полянка»- здесь мы остановимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку.

  • “Улыбка”
  • “Хоботок”
  • “Грибок”
  • “Гармошка”
  • “Вкусное варенье”

Автоматизация звука [ч] изолированно.

Мы хорошо размяли язычок и нам пора отправляться в путь. Скажи, какой первый звук в слове «Чебурашка»?([ч]). Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука [ч] округлены и немного выдвинуты вперед.

Автоматизация звука [ч] в слогах.

А ты слышишь, как стучат колеса нашего поезда? Давай послушаем и повторим за ними:

Звуковые цепочки (произносятся разной силой голоса):

ЧА-ЧА-ЧО ЧА-ЧА-ЧИ АЧ-АЧ-ОЧ

ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧИ-ЧЕ ОЧ-ОЧ-ЕЧ

ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧЕ-ЧЕ-ЧО ИЧ-ИЧ-АЧ

ЧУ-ЧА-ЧА ЧО-ЧО-ЧУ УЧ-УЧ-ИЧ

ЧЕ-ЧЕ-ЧИ ЧУ-ЧУ-ЧА ЕЧ-ЕЧ-УЧ

Дыхательная гимнастика.

Вот мы добрались и до следующей станции, которая называется «Цветочная поляна». Посмотри сколько на этой станции красивых цветов. А кто сидит на цветах? (Бабочки и пчелы). Давай подуем на бабочку, чтобы она улетела с цветка.

Вдыхаем воздух через нос, щеки не надуваем, плавно выдыхаем через рот.

Цветочки эти непростые, посмотри они с картинками. Давай поиграем в игру «Один – много» (картинки мяч-мячи, ключ-ключи, бабочка-бабочки, черепаха-черепахи). Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Нам пора ехать дальше.

Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия

5.1. Определение наличия звука [ч] в слове

Наш поезд в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проводникам проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные – подождут следующего поезда.

5.2. Определение места звука [ч] в слове

Билеты проверены, теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те пассажиры, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек, чайник, чашка, чемодан; врач, грач, мяч, ключ, меч, печь; мальчик, девочка, очки, бабочка, одуванчик, качели)

Скажи, кто у Чебурашки друг? Конечно, крокодил Гена. А я знаю массаж пальчиков под названием «Крокодил».

Массаж пальцев «Крокодил», активизация биологически активных зон.

Берем не слишком тугую прищепку. Это-крокодил. Пальчики ребенка – непослушные ножки, которые бегут купаться в опасную реку. Логопед прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости
На брюшке средь камышей.
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей.

Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Скажи ласково» (с мячом).

Чебурашка хочет говорить у Гены только добрые, ласковые слова. Давай поможем Чебурашке. Я буду называть слова, а ты изменяй их так, чтобы они звучали ласково. При этом будем бросать мяч друг другу.

Слова: диван, шкаф, стул, лампа, собака, кошка, мама, папа, сын, заяц, птенец, шапка, крошка, огурец, внук.

Подбор слов-антонимов.

Давай познакомимся поближе с некоторыми из пассажиров:

  • Чайка не черная, а …(белая)
  • Черепаха не быстрая, а … (медленная)
  • Человек не худой, а … (толстый)
  • Врач не злой, а … (добрый)
  • Грач не белый, а …(черный)
  • Мяч не большой, а … (маленький)
  • Мальчик не старый, а … (молодой)
  • Девочка не грустная, а … (веселая)
  • Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие разные пассажиры едут сегодня в нашем поезде.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся. Чебурашка тоже поедет дальше к своему другу крокодилу Гене.

Паровозик чух – чух – чух,
Мчит по рельсам во весь дух,
Пассажиров он везет,
Чух – чух- чух, он им поет.
Уместил всех паровоз,
Нас с тобой в наш сад привез,
А теперь он отдыхает,
От усталости вздыхает
Паровозик чух- чух-чух
Набирает новый дух.

Подведение итогов, рефлексия.

  1. Тебе понравилось наше путешествие?
  2. О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?
  3. Какой звук ты сегодня старался произносить правильно в слогах, словах и фразах? ([ч]). Правильно. Чебурашка благодарит тебя за это, за такое замечательное путешествие, и за игры, и за ласковые слова. На прощание он дарит тебе бабочку, которую нужно заштриховать и пчелу с полянки, где много красивых цветов.

1. Автор-составитель А.Ф.Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Изд.2-е.- Волгоград: Учи­тель,2011.-110с.:ил.
2. Автор-составитель С.И.Токарева Коррекция речевых нарушений у детей 5-7лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И. Токарева.- Волгоград: Учитель,2012.-171с.
3. Автор-составитель О.В.Тырышкина Индивидуальные логопедиче­ские занятия. Старший дошкольный возраст/авт.-сост.О.В.Тырышкина.-Вол­гоград: Учитель,2012.-239с.
4. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи/Г.В.Давыдова.-Изд.4-е,стер.-Ростов н/Д: Феникс,2013.-75с.- (Сердце от­даю детям).
5.Крупенчук О.И. Пальчиковые иры.-СПб.: Издательский дом «Ли­тера», 2012.-32с.:ил.-(Серия «Уроки логопеда»).
6.Скворцова И. Логопедические игры.-М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.-48с.- (Серия «Программы развития и обучения дошкольника»).
7.Составитель Епифанова О.В. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В.Епифанова .- Волгоград: Учитель,2011.-179.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: