Конспект индивидуального логопедического занятия ‘Дифференциация звуков К-Т’

Индивидуальное логопедическое занятие. Дифференциация звуков К- Т в словах и фразах
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект содержит материал по работе над звуками К и Т(этап дифференциации)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_k-t.docx 18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»,

ГО «Поселок «Агинское», Забайкальский край

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Тема: Дифференциация звуков т-к.

Этап: Дифференциация звуков К- Т в словах и фразах

Цель: формирование умения различать звуки т-к по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

уточнить различие артикуляционного уклада звуков К-Т

учить слышать и различать звуки К-Т в слогах, словах и фразах

способствовать формированию лексико-грамматического строя речи( актуализация словаря по теме осень, детеныши животных. Мн.ч сущ И.п, Р.п)

Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата. (подготовка к постановке шипящих звуков)

Продолжать формировать фонематический слух и восприятие.

Развивать мышление, внимание, память,

Развивать диалогическую и монологическую речь.(ответы на вопросы, составление предложений и текста).

Развивать координацию речи и движений рук.

Формировать положительную мотивацию, желание научиться правильно произносить звук [к] и дифференцировать звуки [к – т].

Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога

Оборудование: предметные картинки -огурец, помидор, морковь, лист; игрушки- белка, ежик;

1.Орг.момент . Посмотри на картинки. Что ты заметила, какая лишняя? Почему?

Огурец, помидор, морковь, листик. (листик)

Почему? (огурец, помидор, морковь – овощи).

2 . Основная часть . Беседа про осень, белку, ежа.

Посмотри, сколько листьев на полу. Наверное, окно было открыто, и листья залетели в кабинет. Какого они цвета, почему? Разного цвета -разноцветные. Какое время года наступило? Почему осень? (холодно, дует ветер, листья желтеют и опадают…).

На улице листопад. Что такое листопад? (если не сможет- сама поясню)

Кто-то спрятался под листьями.

Загадка: Что же это за зверек?

Ничего он сам не шьет,

А в иголках круглый год! (ежик) Какой он? (маленький, колючий,смешной)

Он пришел с подругой. Кто это?(белка) Какая она? (маленькая, быстрая, шустрая, рыжая)

Где они живут? Какие это животные?

Белка и ежик хотят рассказать тебе о себе. А ты слушай и выполняй гимнастику для язычка.

Рыжий огонек по веткам скок да скок («Качели»)

В дупле белка живет и орешки там грызет («Орешки»)

Ежик в гости зовет («Накажем язычок») Чай с белочкой пьет.(«Чашка»)

Сладкое варенье -просто объеденье. («Вкусное варенье)

Ежик в норку бежит, листьями шуршит- ш-ш-ш-ш…

Где живет белка, ежик? Назови детеныша (бельчонок- бельчата, ежонок -ежата)

3. Характеристика звуков. Белка и ежик спрашивают- одинаковые или разные звуки: К-Т?

Сравнение и характеристика. Т- губы приоткрыты, зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в верхние зубки. Язык отскакивает от зубов, воздух выходит сильными толчками. К- язык не виден, кончик опустился и отодвинулся от нижних зубов, язык встал горкой.

Определить по беззвучной артикуляции.

4 . Игры и упражнения .

-«Повтори- не ошибись: КА – КО – КУ – КЫ

ТА – ТО – ТУ – ТЫ КА – ТА КО – ТО

КУ – ТУ ТА – КА ТУ – КУ

ТО – КО – ТО ТЫ – КЫ – ТЫ

-Если услышишь к- покажи картинку-символ горку, т-картинку-символ молоток: кузнечик, коза, колесо, туча, таз, торт, топор. Камень, каша. Косы. Крокодил, лук, билет, точка

Белка просит: «ежик, еж, (двумя ладонями подзывать жестом к себе)

Ты мне платьице сошьешь?» (имитация шитья)

Еж ответил из-под елки: (упр.»Ежик». «елочка»)

«Ниток нет -одни иголки» (вращать указательными пальцами вокруг друг друга, затем выставить вперед. Остальные пальцы сжаты в кулак)

«Ежик»- кулак правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить, остальные пальцы левой руки раздвинуть.

«Елочка»- развернув ладони к себе, переплести пальцы так, чтобы оказались на ладонях.

6. Игра Угадай-ка»

-Угадай. Что за слово? Добавь звук к или т: паке. песо. бегемо. пау. самоле. вени. куби. компо. замо. щено. биле..; носо. флажо…

7. Белка и ежик просят тебя помочь им. Собери белке шишки, ежику -грибы. (на грибах и шишках-слова, содержащие оба звука-Т и К: конфета, кофта, утка, тыква, танк, кот, тачка, точка, куртка, молоток.

8. Работа по картинкам.

– Покажи где мак-мат, кок-кот, кот-ток, ком-том.

Объясняю при необходимости значение.

-Белка и еж хотят , чтобы ты рассказала о себе. Как тебя зовут, сколько лет? В какой садик ходишь? Хорошо, интересно ли в детском саду? Давай расскажем ежику и белке, что дети делают в саду.

Рис. мальчика, который строит дом. Девочка купает куклу в тазу, дети рисуют. Предметные картинки-краски. Карандаши, кисточка.

Придумай имя девочкам. Чтобы был звук к-Катя, Клава. Мальчики-Коля, Костя.

Кто это? Что делает? Что у Коли и т.д

Дети ходят в детский сад. У коли кубики, он строит дом. У Кати кукла, она купает куклу в тазу. У Кости и Клавы-карандаши, краски, кисточки, они рисуют.

5 . Итог. Я слышу поднялся ветер, зашумели листья-Ш-ш-ш-ш… Белке и ежику пора в лес. А мы пойдем в группу. Посмотри, что рисовали дети? Кто это? (ежик, белка). Чего не хватает у ежика, белки?(у белки хвоста, у ежика-колючек). Дорисуешь и раскрасишь в группе.

Давай вспомним, какие звуки мы сегодня повторяли? Одинаковы ли они? Вспомни слова с этими звуками.

В середине занятия физминутка по времени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях”

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”. Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте.

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука “Л”, используя ПК в виде логопедической игры-презентации.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ с ] в словах» в старшей группе

Игра, игровые упражнения, целесообразно включенные в обучение, придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют на решение пост.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах”

Занятие включает в себя презентацию.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «С» во фразах и связной речи».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука “С” во фразах и связной речи, материал для развития тонкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, слуховой памяти, связной .

индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. «Космическое путешествие».

итоговое индивидуальное занятие.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков К-Т»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков К-Т»

Цель: дифференцировать звуки К – Т в различных позициях звуков в слогах, в словах.

1. Развивать артикуляционную, мелкую моторику.
2. Закреплять умение дифференцировать звуки К – Т в слогах и словах.
3. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
4. Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога.

  • карточки для артикуляционной гимнастики, картинки: морковь, яблоко, торт, шоколадка, кабачок, батон, сахарная вата; 2 пластмассовые тарелки; картинки: танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, тыква, кабинет.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сегодня к нам на занятие пришли Толя и Коля ( перед ребёнком сидят две куклы-мальчика). Давай научим их делать зарядку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

«Наказать непослушный язык»

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз!

Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим:
Цок — цок – цок, цок – цок – цок.
Наш зацокал язычок.

3. Объявление темы занятия

– Сегодня на занятии мы будем продолжать тренироваться различать звуки т и к.

4. Произношение звуков изолированно. Характеристика звуков.

– Произнеси звуки К и Т

– Чем они похожи? ( они согласные )

– Почему их называют согласными? (их нельзя петь)

– А чем различаются звуки К и Т?

(когда произносим Т, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута
горкой)

5. Развитие фонематического слуха

– Я думаю,что пришло время угостить наших друзей. Они любят разные продукты. Коля любит те, в названии которых есть звук К, а Толя продукты, в названии которых есть звук Т.

Разложить карточки с изображением продуктов : со звуком К- на одну тарелку, со звуком Т — на другую.

6. Пальчиковая гимнастика

– А теперь мы отправимся на прогулку.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)

7. Дифференциация звуков в слогах

– Давай еще поиграем с нашими друзьями.

Повтори за мной слоги:

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

ка — та — ка, та-та — ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук — ут

то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,
ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око.

8. Дифференциация звуков в словах

– Назови предметы, которые ты видишь на картинке.

танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, тыква, кабинет.

9. Итог занятия

– Наше занятие подошло к концу. О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?( О звуках Т и К)

– Коле и Толе очень понравилось подружиться с тобой. Они обязательно придут к нам в гости снова.

Камалова Екатерина Александровна,
учитель-логопед

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]»

Анна Багинская
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]»

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г.

Конспект логопедического занятия

по формированию фонетической стороны речи

в старшей группе для детей с ОНР

на тему «Дифференциация звуков К – Т»

Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки К – Т.

уточнить знания детей о согласных звуках;

расширять словарный запас детей;

закреплять навык словообразования (уменьшительно-ласкательная форма существительных, приставочные глаголы);

совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам, употребление в речи предлогов с, для, к, от).

развивать фонематический слух:

– различение звуков К – Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;

– определение позиции звука в слове (начало, конец);

– анализ обратного слога типа АТ;

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

мешочек с маленькими игрушками, 2 куклы, символы гласных и согласных звуков, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, слайд-шоу.

Ход занятия:

в тему (загадки)

звуков

3. Игра «Эхо»

звук

тельность лого-

педа и детей)

со звуковыми

дывание слогов)

9. Д/и «Гномик»

звуков К-Т

11. Д/и «Наоборот»

Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

– изобразите ласкового котёнка, который просит молочка…

– изобразите сердитого козлика…

– покажите, как важно ходит индюк.

– изобразите походку маленьких утят…

– изобразите маленьких мышат, которые тихо и быстро юркнули в

А сейчас тихонько садитесь на свои места.

Логопед:

– Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это

за звуки, вы сейчас скажете сами.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (туча)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш)

– Назовите первый звук в слове «туча»

в слове «карандаш»

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

– Чем похожи звуки К и Т? (они согласные)

– Почему их называют согласными? (их нельзя петь)

– А чем различаются звуки К и Т? (когда произносим Т, кончик

языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута

Повторить за логопедом:

АТ-АТ-АТ – у Толи самокат;

АК-АК-АК – вот какой гамак;

УТ-УТ-УТ – детки побегут;

УК-УК-УК – вот какой индюк;

ТА-ТА-ТА – новая плита;

КА-КА-КА – у Кати мука;

ТЫ-ТЫ-ТЫ – в комнате коты;

КУ-КУ-КУ – я куплю муку.

Логопед:

– Глазки закройте…Хлопните в ладоши тогда, когда услышите

звук К в ряду других звуков (к-к-т-а-к-п-у-к-к-т-т-и-к-т)

– Глазки откройте… Хлопните в ладоши, когда услышите слог со

звуком Т (ип-ит-ик-ак-ут-им-ок-от-ап-ат-ик-ут)

Логопед:

-У нас в гостях куклы Катя и Таня. Сегодня у них день рождения.

И мы сейчас будем дарить куколкам подарки:

Кате – те, в названии которых первый звук К, а Тане – те, в назва-

нии которых первый звук Т. Все подарки вот в этом мешочке.

Каждый из детей берёт из мешочка игрушку, определяет первый

звук в слове, ставит игрушку возле куклы (Кати или Тани)и говорит:

кубик – для Кати

такси – для Тани и т. д.

(в мешочке – карандаш, трещотка, кубик, кошелёк, туфельки, кон-

фета, кастрюлька, такси, колечко, тарелка,)

(На экране слайд 2)

Логопед:

– Дети, посмотрите на экран…Кто это? (девочка)

Эту девочку зовут Тома… Я сейчас вам расскажу одну историю,

а вы мне поможете. Когда я буду показывать картинку

и молчать, вы будете слово говорить за меня.

(все подчёркнутые слова произносят дети)

– Итак, девочка Тома жила в деревне… (На экране слайд 3)

У неё была кошка с…котятами, крольчиха с…крольчатами, коза…

с козлёнком, корова…с телёнком, курица …с цыплятами, утка…

с утятами. Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать,

нырять, а …котята, …крольчата, …козлёнок, …телёнок и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!»

Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и

…крольчата, и …козлёнок, и …телёнок. Побежали они к своим

мамам: котята – …к кошке, крольчата – …к крольчихе, козлёнок –

…к козе, телёнок – …к корове, цыплята – …к курице, утята – …

к утке. Успокоили мамы своих детёнышей. Побежали к воде …

утята, за ними кошкины …котята, крольчихины …крольчата и

все остальные. И вдруг снова «трах-та-та-тах!» Опять побежали

малыши к своим мамам: утята – …к утке, цыплята – …к курице,

котята – …к кошке, крольчата – …к крольчихе, козлёнок – …к козе,

телёнок – …к корове.И все в один голос: «Кто так страшно кри-

чит?»Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама чёрная,

бока белые, хвост длинный – и опять затрещав «трах-та-та-тах», –

скрылась с глаз. Кто же напугал малышей – и …утят, и …цыплят,

и …котят, и …крольчат, и …козлёнка, и …телёнка?.

– Правильно, это сорока. (на экране слайд 4)

Под динамичную музыку дети выполняют движения:

Ток-ток, ток-ток, – так стучит каблучок.

Тук-ток, тук-ток, – так стучит молоток.

Тик-так, тик-так, – ходит маятник вот так.

Так-так, так-так, – так колёсики стучат.

– Устали? А теперь поиграем с нашими пальчиками… и отдохнём

на лесной полянке.

(на экране слайд 6) Звучит спокойная мелодия.

– Посмотрите, как здесь красиво! Вокруг поляны растёт много

деревьев (все подчёркнутые слова-предметы дети изображают пальчиками…Летают птички …А сколько на поляне цветов.

Утром под лучами солнышка…бутончики… раскрывают свои

лепестки. Мы выбираем самый большой и красивый цветок и

подходим к нему… (на экране слайд 7)

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром чудесным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки…

– А что это там слышится? (на экране слайд 8)

Вода журчит. Это ручеёк…с пригорка бежит.

– А кто прилетает к цветам на поляну? (на экране слайд 9)

Нежно дует ветерок,

Будет пчёл качать цветок…

– А кого в траве можно увидеть? (на экране слайд 10)

– А кто спрятался под ёлкой? (на экране слайд 11)

– Хорошо мы отдохнули в лесу!

Но вот наступает вечер… (на экране слайд 12)

Солнышко спрятало свои лучики…Подул ветерок…

А время нашей прогулки подошло к концу.

Дети садятся на свои места.

Логопед:

– Сколько звуков вы услышали? (два)

– Какой 1-ый звук? (А)

– Он гласный или согласный? (гласный)

– Какой 2-ой звук? (К)

– Он гласный или согласный? (согласный)

Аналогично анализируются слоги УК, ИК.

Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их.

(на экране слайд 14)

Логопед:

– Жил-был в лесу маленький гномик. И был у него маленький домик,

и всё-всёу него было маленькое: у нас – нос, а у гномика – носик,

у нас – рот, а у гномика – ротик. А теперь вы будете говорить, что

(у нас туфли, комната, кровать, окно, костюм,

колпак, кастрюля, тарелка)

Логопед:

– Послушайте слова: халат, билет, самолёт, бант.

– Чем похожи эти слова? (в конце слов звук Т)

– Назовите слова ласково:

Самолёт – самолётик, халат -, солдат -, зонт -, бант -,

билет -, куст -, мост -, лист -, салат – …

– Какой звук появился в конце этих слов? (К)

Логопед:

– Дети, а вы знаете мальчика, которого зовут «Наоборот»? (нет)

– А я знаю. Вот он… (на экране слайд 15)

– Это такой мальчик, который всё говорит и делает наоборот.

Ему говорят: «Убери свои вещи, а он их разбрасывает.Ему говорят: «Дверь закрыта»,а он говорит: «Дверь открыта».

Как скажет мальчик «Наоборот»,если ему говорят:

– Колобок подкатился к пеньку. – (Колобок откатился от пенька.)

– Толя подвинул миску к коту. – …

– Лодка подплыла к берегу. – …

– Катя придвинула стул к дивану. – …

– Тома подошла к окну. – …

– Собака подбежала к Коле. – …

– Машина подъехала к остановке. – …

Катает кот моток,

Паук паутинку ткёт.

Логопед:

– Дети, чему мы учились на занятии? (различать звуки К и Т)

– За хорошую работу я вам приготовила угощение…

Я угощенье положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Катя, загляни-ка,

(Трубочка (с кремом, пряник)

– А какой 1-ый звук в слове «трубочка»? (Т)

– А последний звук в слове «пряник»? (К) -Молодцы!

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т – д]. Цель: Дифференциация звуков [т – д] Задачи: Коррекционно – образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Тема: «Дифференциация К – Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах и словах» МДОБУ Великосельский детский сад№14 Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [з].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Паровозик из Ромашково. Дифференциация звуков [С], [Ш]» Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Коррекционно-развивающие задачи: – уточнить артикуляцию дифференцируемых.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: – Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; – Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [с-ш]” Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах» Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях. Игровое упражнение «Один лишний» Выделение лишнего слова:.

Картотека упражнений на дифференциацию звуков К – Т

1. Повторить звуки /К/ – /Т/ парами 10 раз.

2. Рассказать, чем отличаются звуки /К/ – /Т/:

Кончик языка внизу

Кончик языка вверху

Кончик языка лежит у нижних зубов, но не касается их.

Кончик языка толкает верхние зубы (десенки)

3. Повторить слоги по 3 раза.

ку-ту-ту, на мосту

Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

Повторить слова парами по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку:

кучка – тучка

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова парами по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

кочка – точка

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Отгадка, коготок, танк, тыква, канат, утка, ткань, кот, кто, ток, кант, пакт, факт, акт, контакт, папка, поток, букет, пакет, каток, пикет, компот, табак, тайком, метка, комета, моток, крякает, квакает, клюет,.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Копыто, комната, кофта, катание, диктант, нитка, контата, ветка, пинетки, банкетка, компакт, , турок, капитан, копыто, , каток, платок, сеточка, цветок, кнут, куст, ткани, ткач, ткачиха, стычка, капуста, куплет.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить слова по 3 раза, к выделенным словам нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Нитка, метко, метко, палатка, подкова, акт, укладка, клад, клетка, капает, молоток , кушает, катает, укрывает, скачет, макает, покрывает, накладывает, красит, указывает, скажет, икает, покупает, конфеты.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить словосочетания по 3 раза, к выделенным словосочетаниям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Куст калины, маленькая палатка, молотый кофе, сладкая конфета, Толин костюм, кулек конфет, вкусный компот, пирог с капустой, лаковые туфли, пустая лейка, хвостатая комета, увесистый кулак, острая коса, мятные капли, дикая утка, тонкая нитка.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить словосочетания по 3 раза, к выделенным словосочетаниям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Байковая кофта, моток ниток, толстый канат, трудный диктант, букет ноготков,крупный кот, шелковый платок, Томина комната, Катина кофта, тонкая ветка, шоколадные конфеты, стакан компота, школьники на катке, покупает тыкву.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля катает Катю в коляске. Толя выкатывает игрушечный танк. Узкая тропка ведет к калитке. Коля тянет канат. Таня покупает шоколадные конфеты. Кузнец подковывает копыта. Ткач ткет тонкую ткань. У Наты конфеты. Таня и Катя идут на каток. Капитан ведет корабль в порт.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Толя несет молоток. Костя кушает тыкву. В траве поет кузнечик. В комнате открыли окно. Клава подарила Коле конфеты. Коля споткнулся о корень. Капли воды сверкают на камне. Клава в кухне варит кофе. Толина куртка висит на вешалке.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Антон стукнул кулаком по колену. Около скамьи стоит корзина с яблоками. Тоня катала кукольную коляску. Дворник посыпает тропинку песком. В степи ковыль кланяется ветру. Катя перекладывает клубнику в тарелку. Бабушка Таня печет пирог с капустой.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить предложения. К выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Послушай предложения, исправь их. К выделенным предложениям нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Кулек конфет покупает Катю. Такси едет на Оксане. Компот пьет Костю. Молоток несет Тоню. Репка тянет деда. Мятная конфета ест Колю. Вискас ест кота Кузю. Пирог с картошкой разрезает Тому. Птичка поймала кота Тома. Молоко пьет Катиного кота из пластиковой миски.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Стасику купили букварь. Но он читать не умеет. Посмотрел Стасик картинки и бросил букварь.

– Книги – наши друзья. Нельзя их кидать, – сказала Тоня. И она стала учить Стасика читать по букварю.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Юный Том кидает ком,

Метко ком кидает Том.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Коля читал Толе сказки. Там были и драконы, и волшебник, и царевна-лягушка.

– А сейчас драконы и волшебники бывают? – спросил Толя.

– Нет, драконы и волшебники бывают только в сказках, – сказал Коля.

– Драконов, может быть, и нет, – сказал Толя. – А волшебники есть. Они показывают фокусы в цирке.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Коля колет, Варя варит,

Поля полет, Жора жарит,

Лиля лейкой Петя песенки поет.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

После прогулки Толя раскидал свои вещи по всей квартире. А утром он никак не мог найти ни куртку, ни штаны, ни шарфик. Куртку мама нашла в кухне на табуретке, бабушка штаны – у вешалки. Шарфик папа достал со шкафа. Кое-как собрали Толю в детский сад.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Опускается туман На дома и на сады,
На мосты и на кусты, Тут не видно далеко,
Опускается туман Заблудиться так легко

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги – все покрыто снегом. Река покрыта льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Вот на стуле кот сидит,
Вот за бантом он следит.
Когда бантик двинется,
Он на бантик кинется!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повтори по предложению, перескажи. Нарисуй или наклей подходящую по смыслу картинку.

Щипал теленок травку возле забора. Подошел к нему петушок и принялся рядышком в траве зернышки искать. Вдруг он увидел капустный листок.

– Ко! – удивился петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Позвал он теленка:

А теленок не понял, в чем дело, и спрашивает: – Му-у?

– Ко! – говорит петушок и показывает клювом на капустный листок.

– Му-у? – не понимает теленок.

Так и стоят они около капустного листка и разговаривают:

Услышала это коза и как заблеет:

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

И Анюток, и Тамар —
Любит всех кусать КОМАР!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Что ж ты, друг, не слышишь СТУКА?
Без тебя такая СКУКА!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Открывай скорее, друг!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

К Тобику
За косточкой
Шёл Трезорка
С тросточкой!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Доктор дал
Креветке
Мятные таблетки!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Коротышка под кроватку
Спрятал торт и шоколадку,
И картошку, и котлетку,
И капустку, и конфетку.
Ты постой-ка, коротышка!
Завтрак твой утащит мышка!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Налей-ка, кот, для кашалота
Стаканчик сладкого компота!
Ведь сладкоежка-кашалот
Так любит сладкий пить компот!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Вот так домик!
Вот так дом!
В доме том одно окно,
В том окне идет кино.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

– Тук! Тук! Тук!
– Это кто тут?
– Это я, коток,
Тонкий коготок.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Всё готово для хоккея:
И коньки и капитаны,
На катке стоят команды,
Ждут свистка, как кот сметаны!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

-Я иду куда?
– Туда.
– Я пойду от кого?
– От того.
– Будет там кто?
– Не будет там никого.
– Не пойду туда,
Буду дома я тогда!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

День и ночь мечтает ТОМ.
Угадайте-ка, о КОМ?

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку.

Смотрит кот из-за КУСТА:
Нет ли вкусного КУСКА.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

На Красном стуле — КОЛЕНЬКА,
На жёлтом стуле — ТОЛЕНЬКА!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

В реке живёт КАРАСИК.
Поймай его, ТАРАСИК.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

К плотнику за СТРУЖКОЙ
Шла Танюшка С КРУЖКОЙ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

По канату ходит КОТ!
Этот КОТ — не то, что ТОТ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Приснилось ночью ТОНЕ:
По полю мчатся КОНИ.

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

В тарелку косточку кладу —
Тотошку завтракать веду!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

Хвастал гномик перед ТРОЛЛЕМ:
Я умею плавать КРОЛЕМ!

1.Повторить задание № 1,2, 3 из К/Т – 1.

2.Повторить по строчке, выучить наизусть. Нарисовать или наклеить подходящую по смыслу картинку

У папы плащ из КОЖИ!
У дяди Коли — ТОЖЕ!

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Конспект логопедического занятия со следующими задачами: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]»

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Т – Д].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.

Оборудование:

Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.

Ход занятия:

Этап и деятельность логопеда

Предположительные ответы ребенка

I. Организационный момент.

– Как твое настроение?

-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

– Приготовь тетрадь, пенал.

II. Артикуляционная гимнастика.

– Сели ровно, плечи расправили.

– Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали.

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз).

4. «Построили заборчик – сломали заборчик»(чередуем 5 раз).

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]:

1. – Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемнижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).

2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).

– Молодец, отдохни, проглоти слюнки.

3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).

III. Подведение к теме занятия.

– Послушай и отгадай загадки:

1. Кто у постели больного сидит

И как лечится, он всем говорит?

Кто болен – он капли

Тому, кто здоров –

2. Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

3. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет.

4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

– Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.

– Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.

– Придумай самостоятельно слова с этими звуками.

– Объясни значения слов:

IV. Характеристика звуков [Т – Д].

– Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.

– Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?

– Правильно, в «улыбке».

– А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].

– А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).

– А когда произносим звук [д], в каком положении губки?

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– Голосовые складки вибрируют или нет?

– Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.

– Чем похожи звуки [т – д]?

– А еще, чем, похожи?

– А чем же отличаются?

V. Упражнение на развитие фонематического слуха:

– Приготовь свои ушки и ладошки.

Дифференциация звуков в слогах:

Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

– Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук[д].

Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы.

Дифференциация звуков в словах:

А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата.

Дифференциация звуков в словосочетаниях:

– Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку.

Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом.

– Молодец, очень внимательный.

VI. Физминутка.

– Давай немного отдохнем.

– Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Ветер северный подул

«С – с – с», все листья

С липы сдул.

Поднять руки вверх – «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап». –

Постучать указательным пальцем по ладошке.

Град по ним заколотил

Листья все насквозь пробил. –

Постучать кулаком по ладошке.

Снег потом припорошил. –

Плавные движения кистями рук.

Одеялом их накрыл. –

Ладони крепко прижать к столу.

VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов.

– Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала.

– Как выполнишь задание, поднимешь руку, поставишь на локоток.

VIII. Составление предложений из отдельных элементов (слов и предлогов):

– Составь предложения из элементов (слов и предлогов), которые я тебе дала.

– Прочитай, какие предложения у тебя получились.

– Найди в предложениях слова со звуком [т]. Назови эти слова.

– Сколько всего слов со звуком [т] ты нашел?

– Найди в предложениях слова со звуком [д].

– Назови эти слова.

– Сколько слов со звуком [д] у тебя получилось?

– Каких слов больше со звуком [т] или со звуком [д]?

– Давай запишем эти слова в тетрадь.

– Отступаем четыре клетки вниз, записываем по середине число.

– Я на доске, а ты в тетради записываешь слова под диктовку с новой строки.

– Называй слово, и вместе пишем.

IX. Итог урока.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Дай характеристику звука [т].

– Дай характеристику звука [д].

– Чем эти звуки похожи?

– Что тебе сегодня на уроке не понравилось?

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Т: способы, правильная артикуляция, автоматизация и дифференциация

Постановка звука Т требуется, когда ребенку исполнилось 5 лет, но нормальное произношение так и не сформировалось. Логопеды отмечают тенденцию появления ранее не встречавшихся видов дефектного звукопроизношения, в том числе касающегося фонем Т и Д. Родители обязаны контролировать речь ребенка с первых дней обретения им речевых навыков, не смеяться при кажущихся забавными дефектах, а незамедлительно исправлять их у логопеда.

Артикуляция звука Т

Главная причина дефектного произношения Т – недостаточная мышечная сила артикуляционных органов.

Когда проговаривание Т правильное:

  • форма губ изменена так, как положено при произношении идущего за Т слогового гласного звука;
  • края верхних и нижних зубов приближены друг к другу, но не соединены;
  • передняя часть поверхности языка при образовании слогов «то», «та», «ту», «ты» прижимается к зубным альвеолам, формирует преграду, с силой преодолеваемую выдыхаемым воздушным потоком;
  • поднятое и прижатое к задней глоточной стенке мягкое небо становится преградой из ротовой в носовую полость;
  • поток воздуха движется через ротовую полость;
  • голосовые связки расслабленные, не участвуют в формировании звука.

Правильное произношение звука Т

Неправильная артикуляция обычно связана с нарушениями работы речевого аппарата, недостаточной подвижностью нижнего лицевого отдела, патологиями слуха.

Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами неправильно произносят звук.

Какие ошибки наиболее часто допускают дошкольники, произнося звук Т:

  • заменяют Т, формируемый передней частью языка, на К, образуемый задней частью;
  • смешивают переднеязычный Т с заднеязычным К;
  • смягчают Т, подставляя П либо К;
  • сливают в слове Т и Ц, Т и Ч.

Диагностику и занятия по постановке звука проводит логопед, а задача родителей – в домашних условиях применять рекомендованные специалистом упражнения.

Подготовительный этап

Если языковые и нижние лицевые мышцы недостаточно крепкие для успешной постановки звука, перед началом логопедических занятий ребенок обязательно выполняет укрепляющие и тонизирующие упражнения.

Для подготовки артикуляционной мускулатуры применяют следующие упражнения:

  • На первом этапе логопед учит дошкольника, как изменить форму губ и положение языка, чтобы получился звук Т. Объясняет на примере фраз «Капля капнула» и «Торт стоит», что в образовании Т участвует концевая часть языка, а формировании К – корневая.

  • Чтобы образовался звук Т, выходящий поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдут упражнения «Воздушный шарик», «Снежинки летают», «Мыльные пузыри».

  • Дальше подготовка включает артикуляционную гимнастику: зубы сомкнуты, губы растянуты в широкой улыбке (удерживать 7 секунд); быстрые движения языком вправо-влево вдоль верхней губы; язык расслаблен, лежит на нижней губе; язык высунут, стуча по нему верхней губой, необходимо проговаривать «пя-пя-пя».

На каждом занятии по постановке звука следует добавлять артикуляционные упражнения, их можно отыскать в логопедических методичках. Так ребенку будет интереснее заниматься.

Постановка звука Т

Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:

  • подражательный;
  • механический;
  • от других фонем.

В процессе постановки обязательна артикуляционная гимнастика, выполняющая вспомогательную функцию.

Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.

Постановка звука Т твердого

Рассмотрим способы получения фонемы:

  1. Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
  2. Звук [т] можно поставить от [п]. Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
  3. Чтобы поставить [т] от [с], необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
  4. Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.

Постановка звука Т от Ть

Возможна постановка и [т’] от [т], и наоборот.

Для формирования мягкой фонемы необходимо:

  • попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
  • в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
  • звук [т’] можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.

Бывает, что ребенок хорошо произносит [т’], но твердый звук не получается. Отличие [т’] от [т] в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает [т’], нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.

Постановка звука Т при замене на К

Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.

Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:

  • для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
  • для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.

Артикуляционная гимнастика для звука Т

Цель применения гимнастики на занятиях по постановке звуков – укрепление и тонизирование речевой мускулатуры, повышение гибкости языка и челюстного аппарата, улучшение навыка управления речевыми органами.

Применимы следующие упражнения на артикуляцию:

  • «Вкусное варенье». Открыть рот в улыбке. Облизывать верхнюю губу, при этом не поддерживая язык нижней губой. Сделать движения 4-6 раз.

  • «Слон». Зубы сжать, губы соединить и, прикладывая напряжение, выставить трубочкой вперед. Держать в таком положении, считая до 5-ти.

  • «Почистим зубки». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать вправо-влево по задней стороне сначала нижнего зубного ряда (7-8 раз), затем верхнего ряда, продолжая держать рот открытым.

  • «Едем на лошадке». Рот открыть в улыбке. Несжатый язык прижать всей поверхностью к небу, чтобы он как бы присосался. При этом не помогать языку нижней челюстью. Затем отнять с прищелкиванием.

  • «Индюк». Приоткрыв рот, приложить несжатый язык к верхней губе и, не отрывая его, двигать вперед-назад. Постепенно ускоряться, затем добавить проговаривание «бл-бл-бл-бл».

  • «Часики». Открыть рот в улыбке. Кончиком языка двигать из правого уголка губ в левый, и обратно (5-10 раз), удерживая нижнюю челюсть неподвижной.

Автоматизация звука Т

Когда постановка завершена, начинается автоматизация и дифференциация звука Т. Работа заключается в формировании у дошкольника навыка определения на слух и четкого произношения слогов, слов и словосочетаний, содержащих фонему.

Логопедическая задача – добиться, чтобы ребенок свободно выговаривал Т в повседневной речи.

На этапе автоматизации нельзя забывать об артикуляционной гимнастике.

В слогах

Логопеды работают над автоматизацией звуков по принципу от простого к сложному, то есть сначала идет проработка в слогах и словах, затем в предложениях.

Первый этап работы – повторение и чередование слогов: «та», «ту», «то», «ты». И обратных: «ат», «ут», «ыт», «от». Например: «та-та-та», «от-от-от», «та-то-ты», «ат-ут-ыт».

В словах

Работа по автоматизации звука Т в словах проводится в 3 этапа.

Сначала идет отработка слов, в которых фонема формирует первый слог:

  • точка, тучка, тачка;
  • Таня, Тоня, Тома;
  • ток, тик, так;
  • тянуть, топать, таять;
  • таз, туз, там, том;
  • торт, такси, треск.

Далее отрабатываются слова, в которых Т образует средний слог:

  • сто, кто, это;
  • лето, нота, сито;
  • аптека, сметана, гитара;
  • матрас, летчик, цветок;
  • Наташа, Никита, Костя;
  • веточка, косточка, ленточка;
  • шорты, штаны, пальто.

Затем идет отработка слов, где Т стоит в конце:

  • рот, кот, кит;
  • кнут, плут, жгут;
  • молот, топот, рокот;
  • компот, вертолет, квадрат;
  • бежит, свистит, думает;
  • пишет, машет, колышет.

В предложении

Далее следуют занятия по автоматизации звука Т в речи. При произношении предложений ребенок должен четко выговаривать Т. Примеры словосочетаний:

  • Тоня несет букет;
  • Никита ест конфеты;
  • строитель стучит молотком;
  • на столе тарелка;
  • Толик стучит топором;
  • Тома растит тыкву;
  • в аэропорт прилетел самолет;
  • турист едет в такси;
  • Таня носит пальто;
  • Антон идет на каток;
  • Марат пишет за столом;
  • Петя едет на трамвае.

Дифференциация звука Т

Когда ребенок начал свободно выговаривать Т, можно приступать к дифференциации – навыку отличать фонему от схожих. Работа проводится аналогично автоматизации – в 3 этапа: в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Наиболее часто дошкольники затрудняются различать близкие по артикуляционным и акустическим свойствам звуки Т, Д, К.

Приведем задания для автоматизации звука Т, Д и К.

Логопед произносит в ряд слоги, а ребенок хлопает, только когда слышит заданный звук Т. Например:

  • Д и Т – «да-та-да-та», «до-то-до-до», «ди-ти-ти-ди», «де-те-де-те»;
  • К и Т – «ка-та-та-ка», «ко-то-то-ко», «ки-ти-ти-ки», «ке-те-ке-ке»;
  • аналогично – «док-ток», «дом-том», «кот-код», «дак-так».

Задание – проговорить парные слова 3 раза, к каждой паре подобрать соответствующие картинки:

  • копать-топать;
  • бот-бок;
  • сода-сота;
  • дом-том;
  • туча-куча;
  • удочка-уточка;
  • плод-плот;
  • кот-код;
  • молот-молод;
  • табак-кабак;
  • точка-дочка.

Словосочетания, включающие фонемы Т, Д, К, для четкого проговаривания:

  • по комнате летает комар;
  • Даша спит в постели;
  • тетя берет помаду;
  • Катя несет торт;
  • Таня и Коля играют в лото;
  • Тоня идет в кофте;
  • на окне стоит кактус;
  • старик несет тыкву;
  • Тома идет по мосту;
  • дед везет на телеге дрова;
  • кот гуляет в саду;
  • капитан ведет корабль;
  • Катя купила вату в аптеке;
  • Таня ставит на стол букет;
  • тетя надела платок;
  • конфеты лежат на тарелке.

Родители должны постоянно заниматься с ребенком. Постановка звуков – процесс продолжительный, требующий терпения, систематических тренировок. Применение артикуляционной гимнастики, логопедических упражнений и игр приблизит итог формирования четкой и грамотной речи у дошкольника.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с Осенью»

Итоговое педагогическое мероприятие «Прощание с Осенью» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие является итоговым, и проводилось с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности с целью: систематизации и обобщения полученных знаний за осенний период обучения (I период).

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Прощание с Осенью»

  • Систематизация и обобщение полученных знаний за осенний период обучения.
  • Обобщение и систематизация знаний о временах года, об осени и осенних изменениях в природе.
  • Уточнение знаний об овощах и фруктах.
  • Актуализация и систематизация словаря по темам «Лес. Ягоды. Грибы. Насекомые. Перелетные птицы».
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных).
  • Развитие речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, общей тонкой моторики.
  • Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
  • Интерактивная доска, ноутбук; презентация к занятию;
  • ложки, картофель по количеству детей; две длинные нити, кленовые листья;
  • здоровьесберегающие; ИКТ проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии развивающего обучения.

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  • Изучение лексических тем: «Осень», «Сад-огород», «Овощи-фрукты», «Труд людей в поле и на огороде осенью» Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дети входят в зал, становятся в круг.

Здравствуйте, дети, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете!
Поздоровайтесь руками,
Берут друг друга за руки.
Прикоснитесь головами.
Касаются головами с соседом справа, слева.
Глазами вокруг осмотритесь,
Смотрят по кругу.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбаются друг другу.
Садятся на стульчики.

2. Содержательный этап

Звучит классическая музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Посмотрите на картины и скажите, что на них изображено?

Показ презентации «Времена года» с звуковым сопровождением.

– Времена года появлялись с ошибками, кто заметил их?

Дети расставляют правильно времена года по порядку

– зима, весна, лето, осень.

– Мне нравятся все четыре времени года. В каждом из них есть что-то удивительное и прекрасное! А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название — Круглый год. Круглый год разделен на четыре части, которые обозначают времена года – зима, весна, лето и осень.

– Но сегодня мы поговорим только об одном из них. А о каком, вы узнаете из стихотворения А.С. Пушкина.

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

– Какое время года описал великий русский поэт? Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». У каждого времени года три периода и три месяца.

– Назовите осенние периоды и ее месяцы. («Ранняя осень» — сентябрь, «Золотая осень» — октябрь, «Поздняя осень» — ноябрь).

Ответы сопровождаются показом картин.

– Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

  • Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
  • Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.
  • В октябре семь погод на дворе.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

– Красота осенней природы вдохновила многих поэтов и композиторов на создание чудесных музыкальных произведений.

Песня про осень.

– Осталось совсем мало времени у Осени, и поэтому предлагаю отправиться к ней в гости — в Лес, для того, чтобы проститься и проводить в дальний путь.

В поезд дружно становитесь!

Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – город позади,
Скоро остановка — деревня впереди.

– Посмотрите, на перроне нас встречает бабушка.

В гости к бабушке зайдем?
И порядок наведем.
Поможем старушке
Дадим покушать хрюшке.

Дети садятся на стульчики.

Игра «Кто кем был?»

Свинья была поросенком,
Кошка была котенком,
Собака была щенком,
Корова была теленком,
Овца была ягненком,
Коза была козленком,
Курица и петух были цыпленком,
Гусь был гусенком,
Индюк был индюшонком.

В огород и сад пойдем
Урожай богатый соберем.

Игра «Четвертый – лишний»

  • Яблоко, груша, помидор, персик.
  • Абрикос, свекла, перец, чеснок.
  • Хурма, авокадо, картофель, манго.
  • Перец, апельсин, репа, огурец.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин. Дети разламывают воображаемый апельсин.
Много нас Показывают десять пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Загибают пальцы на одной руке, начиная с большого.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь, кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

Игра «Поможем бабушке убрать картофель»

Дети осторожно ложкой, чтобы не уронить, переносят картофель в корзину.

– Бабушка говорит нам спасибо за помощь, а нам пора в путь.

В поезд дружно становитесь!
Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – деревня позади,
Скоро остановка «Лесная» впереди.

Включается фонограмма с записью голосов птиц.

Осторожно выходите
Природу берегите!

– Посмотрите, в лесу много разных деревьев. Они отличаются друг от друга внешним видом, но по листочку можно узнать с какого он дерева.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, Дети делают плавные движения руками.
Ветер листики считал:
Вот кленовый, Загибают пальчики на обеих руках одновременно, начиная с большого.
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Плавно кладут руки на колени.

– Перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

И в нашем зале мы устроим Настоящий листопад. Пусть закружатся листочки И летят, летят, летят.

Подвижная игра «Соберем гирлянду из осенних листьев»

Дети делятся на две команды.

По музыку ребята нанизывают на веревочку листья, кто больше, та команда и победила.

– Посмотрите, какие красивые гирлянды у нас получились, ими можно украсить любое помещение. Предлагаю подарить их Осени.

Осторожно, по лесной тропинке мы пойдем,
Что или кого увидим в лесу, того и назовем.

Игра «Назови, что есть в лесу»

Дети рассматривают картинки по лексическим темам

«Ягоды», «Грибы», «Насекомые» и обобщают их.

Посмотрите, там из-за куста,
Выглядывает чья-то голова.

Игра «Чья, чей, чьи?»

(образование притяжательных прилагательных)

– Чья голова? (волчья голова). Чей хвост? (медвежий). Чьи уши? (лисьи уши) и тд.

– Какие животные нам встретились на пути? (Дикие животные).

Чтобы к Осени прийти
Надо реку перейти.

– Посмотрите, на мосту нас кто-то встречает.

Появляется Кикимора Болотная.

Я — Кикимора Болотная.
Я такая беззаботная.
С Лешим и Ягой дружу,
За лягушками слежу.
Я хозяйка этих мест,
Никому проходу нет!

– Уважаемая Кикимора, пропустите нас пожалуйста на тот берег. Мы спешим на встречу с Осенью, чтобы попрощаться.

– Хорошо, я пропущу вас, но только тогда, когда назовете какая погода бывает осенью.

«Игра ДА или НЕТ»

Педагог задает вопросы, если ответ «да», дети хлопают в ладоши, если ответ «нет», кладут руки на пояс.

Поздней осенью цветут цветы?
Поздней осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы ранней осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Игра «Кто быстрее оденется на прогулку»

Выбираются два участника игры. На стульях развешаны осенние вещи.

По сигналу дети одеваются- кто быстрее, тот и победил.

Ладно, проходите, и не отставайте,
Осени привет от меня передавайте.

– Путь открыт, давайте поспешим. Что услышим, то изобразим.

Массажные упражнения для рук «Осенние явления»

Звук шелеста осенних листьев.

Дети трут ладони.

«Греют», трут руки от локтя до плеч.

Дети щелкают пальцами.

К Терему тихонько подойдем,

Колокольчиком мы Осень позовем.

Вы ко мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

– Здравствуй, Осень, мы к тебе так спешили, и подарок приготовили – Осеннюю гирлянду. А еще – привет от Кикиморы Болотной.

Спасибо вам, ребята.
Ох и скучно стало мне в лесу
Грустно и тоскливо.
Собрались в небе птицы дружно,
На юг лететь им срочно нужно.
Далек их путь, мои друзья,
Туда, где теплые края.

Звук перелетных птиц.

– Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные).

– А вы знаете перелетных птицах? Назовите их? (журавли, кукушки, грачи, скворцы, трясогуски, гуси, утки, лебеди).

– А вы знаете что птицы летят по-разному?

Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком, а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.

– Моя пора подходит к концу, а это так грустно. Но сегодня мне хочется вспомнить прекрасные и радостные моменты, поздравить еще раз осенних именинников. Ребята, у кого день рождение был в сентябре, октябре и ноябре встаньте и под дружные аплодисменты выйдите на середину зала.

Для вас, ребята мои пожелания:
С днем рожденья поздравляю и от всей души желаю,
Вырасти хорошими, умными, пригожими.
Будьте здоровыми, счастливыми.
Будьте прилежными и очень красивыми!

– Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Не грустите, я обязательно вернусь в следующем году. До свидания, ребята!

Ну, а мы грустить не будем, Просто на прощанье, Скажем дружно Осени: «До скорого свиданья!»

– А нам пора домой возвращаться.

В поезд дружно становитесь!
Крепко — накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – лес уж позади,
Скоро остановка — детский сад «Мишутка» впереди.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам особенно запомнилось? Ответы детей.

– Мне очень приятно, что осенняя поездка в лес вам понравилась, вы были очень активные и дружные.

– Осталось нам попрощаться, и поблагодарить друг друга за то, что нам было хорошо вместе. Встаньте ближе друг к другу и совершим «Объятия дружбы»

Тузлукова Ольга Владимировна,
учитель-логопед высшей категории

Читайте также:
Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: