Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Открытое групповое логопедическое занятие с детьми 1 класса с ОНР
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_gruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.d-t_d-t.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое групповое логопедическое занятие

с детьми 1 класса с ОНР на тему:

«Дифференциация звуков [д – т], [дь – ть]»

(Нарушение процесса письма с преобладанием фонетической дисграфии)

Составитель: Мартынова Т.Л.

Цели: учить различать звонкие и глухие согласные звуки [д] и [т], [дь] и [ть].

образовательные:
формировать навык звукового анализа (определять наличие звука в слове, его позицию в слове);
учить преобразовывать слова путем замены звонкого согласного звука на парный глухой звук;
коррекционно-развивающие :
развивать фонематическое восприятие (различать звуки [д] и [т], [дь] и [ть] в слоговом и словесном ряду),
развивать слуховую память,
развивать произвольное внимание;
воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе,
здоровьесберегающие:
следить за правильной посадкой детей,
способствовать созданию благоприятного психологического климата,
чередовать статические и динамические задания.

Мячик, картинки с изображением двух мальчиков и двух девочек, символы звуков – синие и зеленые наушники, синий и зеленый колокольчик, картинки со звуками [д] и [т], [дь] и [ть] ( демонстрационные), схемы слов.

Логопед: Сядет тот, кто назовет слово со звуком [д] или [т].

2. Постановка цели

(На доске изображения в ряд двух девочек и двух мальчиков).
Логопед: К нам на занятие пришли две девочки и два мальчика. Вы узнаете тему нашего занятия, если назовете 1-й звук в их именах. Даша, какой 1-й звук? Тамара,….? Дима…? Тёма…?
Логопед: Вы догадались о каких звуках будем говорить? ([д] и [т], [дь] и [ть]).

Логопед: Дайте характеристику звука [д]? (Согласный, звонкий, твердый). Какой буквой мы обозначим звук [д]? (Д)

(Логопед ставит букву под портрет Даши).

Логопед: Дайте характеристику звука [т]? Какой буквой мы обозначим звук [т]? (Т)

(Логопед ставит букву под изображение Тамары).

Логопед: Чем отличаются звуки [д] и [т]? (д – звонкий, а т – глухой) . Как докажем? (д – голосовые связки вибрируют, а т – не вибрируют, голос не участвует).
(Аналогичная работа со звуками [дь] и [ть]).

3. Знакомство с новым материалом

Логопед: Наши гости приготовили для вас интересные игры.

Дифференциация звуков в слогах

Логопед: Даша приготовила для вас игры.

Логопед: Повтори не торопись, да смотри не ошибись!

  • Игра « Замените звук»

Логопед: Ребята, я называю вам слово со звуком Т, а вы замените его на звук Д и получится новое слово.

Начинаем: (Том-дом, тон-Дон, Таня-Даня, точка-дочка, тачка-дачка, тень-день, тело- дело, Тима-Дима). Молодцы!

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши),

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте),

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте),

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте).

Папа, мама, бра, сестра, (Поочередно загибаем пальцы сначала на правой руке , потом на левой).

Кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я –

Вот и вся моя семья.

Дифференциация звуков в словах

Логопед: Тамара тоже приготовила для вас игры, и хочет посмотреть, на сколько вы внимательны.

  • Игра «Кто самый внимательный» (на экране)

Логопед: Эти дети очень любят рассматривать большую энциклопедию. А что такое энциклопедия?. Это научное справочное пособие в форме словаря, где собраны все сведения по всем или отдельным отраслям знаний. И так, больше всего они любят рассматривать картинки, в названии которых есть звуки [д] и [т]. Я буду показывать эти картинки, если услышите [т] – то показываем картинку «наушники» (так как он глухой), а если [д] – то «колокольчик». (тучка, дорога, вата, подарок, гитара, болт, тапки, дупло.)

  • Игра «Определите место звука в слове»

Логопед: буду читать слово, а вы на звуковой линеечке определите место звука в слове и поставите нужный кружок.

Тарелка, бидон, дом, верблюд, радио, йогурт, картина, котёнок, поезд.

  • Игра «Составьте слово» (на экране 3 карточки)

Логопед: Выпишите только русские буквы по порядку, и у вас получится слово.

Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Логопед: Надо отдохнуть нашим глазкам и выполнить упражнение. Ведём глаза по стрелке. (карточка).

Дифференциация звуков в предложениях

Логопед: И Дима хочет поиграть с вами.

  • Игра «Составьте предложение» (на экране)

Логопед: Составьте из предложенных слов правильные предложения.

  1. У, дом, в, дедушки, деревне.
  2. Около, пруд, деревни.
  3. Летом, дедушки, Тёма, был, у.

Логопед: (У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки). Молодцы!

  • Игра «Отгадайте загадки»

Логопед: Тёма подготовил загадки для вас.

1.Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки. (Стол)

2.Я удобный, очень мягкий

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

3.Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит,

Нам всем сидеть велит. (Стул)

4.В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется . (Буфет)

5.По ночам во мне ребятки

До того задремлют сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я. (Кровать)

6.Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен,

Я посуде всякой рад,

Называюсь я . (Сервант)

4. . Итог занятия

Логопед: Какие звуки учились различать на занятии? ([д] и [т], [дь] и [ть]).

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)

– Для чего мы учились различать эти звуки? (Чтобы писать без ошибок).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: “Дифференциация звуков и букв Г-К”.

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш.

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи.

Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»

Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме.

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация звук.

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные – закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. .

Конспект группового логопедического занятия во втором классе по теме: “Предлоги “

Конспект группового логопедического занятия во втором классе для детей с ОНР по теме: “Предлоги”.

Групповое логопедическое занятие в 1-м классе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Материал. Презентация “Приключения Колобка”; плакат с буквой Л; звуковые домики; карточки с текстом; тетради; ручки.

Цель: познакомить детей со звуками Л, Л’ и буквой Л. Учить дифференцировать звуки Л и Л’ в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки из слов. Развитие просодии, функции языкового анализа и синтеза, внимания, мышления. Развитие связной речи.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

Изобразить толстощекого Колобка. Надуть щечки. Показать руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох — живот стал как бочок у Колобка, медленный выдох — расслабление. Изобразить грустного, веселого Колобка.

2. Постановка темы и цели занятия детьми.

Выделение звуков л, л’ из песенок Колобка.

Са-са-са, меня не съела лиса. Ля-ля-ля, круглый я как земля. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. В какой песенке звучал твердый звук л? Какой звук вы услышали в словах лиса, земля?

Кто может сказать, с какими звуками мы будем работать? Что будем делать? Сформулируйте тему нашего занятия. Сегодня мы сочиним сказку “Приключения Колобка” и познакомимся со звуками л, л’.

3. Сравнение и характеристика звуков л, л’ по акустическим и артикуляционным признакам

– Давайте расскажем колобку о звуках л, л’.

Колобок приглашает нас на весёлую зарядку для язычка. (Артикуляционная гимнастика)

Физминутка. “Самолёт” – дети двигаются по классу и произносят звук Л.

4. Дифференциация звуков л, л’ в слогах. Развитие просодии.

Грустно Колобку сидеть на окошке. Послушайте его грустную песенку: “Ле-ля-ле-ли”. Споем вместе с ним. Спрыгнул он с окошка и запел веселую песенку: “Ла-лы-ло”. Удивился Колобок, встретив зайку: “Ла-ля, ла-ля, ла-ля”. Испугался медведя: “Лы-ли-лы-лы-ли”.

Дети изображают мимику Колобка.

5. Дифференциация звуков л, л’ в словах. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Катится, катится Колобок, вдруг перед ним частокол. Выставляется картинка, объясняется значение слова частокол.

За частоколом — заколдованный лес. Какой был лес? (Заколдованный.) В каком слове вы произносили звук л’, (обозначьте этот звук кружочком в звуковом домике) а в каких словах — л? Видит Колобок — летит птица, в названии которой первый звук ф, последний — н. Какая это птица? (Филин.) Колобок, Колобок помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц. Кто их заколдовал? (Злой колдун.) Что я должен сделать? Надо:

а) узнать название дерева. Подскажи последний звук. — л’ (тополь);

б) собрать слово из “рассыпанных” звуков л’, к, ё, н (клён);

в) восстановить слова из перепутанных слогов па-ли (липа), ка-ёл (ёлка). Дети вместе с Колобком выполняют задания и одновременно определяют место звука в словах раскладывая кружочки в звуковом домике.

Расступились деревья, а за ними — заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания. Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

– Какой взяли кружочек, почему?

Игра на внимание. Найди заколдованных зверей на картинке.

Кого нашли и расколдовали? (Белку, волка, ласточку, бабочку, зайца, лису.)

Кто лишний, почему?

6. Звуко-слоговой анализ

Загадки: В жаркой Африке живёт
Жарко там, а он оброс.
Его всего обрили
А голову забыли. (Лев)

Самый крупный на планете
Этот зверь, поверьте, дети
Но боится он мышей.
Самых маленьких зверей.
Кто появился? (Слон)

Сколько слогов в слове лев, слон?

Назовите ударный слог в словах лебедь и ласточка. Разделите слова на слоги.

– Что это за птица? (Голубь) Чтобы расколдовать его, нужно построить схему слова из кружочков.

7. Усвоение родительного падежа существительных. Кого мы освободили? (Лося, волка, слона, лебедя, льва, голубя, ласточку.)

Педагог ритмично произносит слова. Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, — плясать.
Нам не надо унывать.

9. Дифференциация звуков л, л’ в предложениях.

Обрадовались звери, что мы с Колобком освободили их. Что они стали делать? Что делали? Что сделали?

Они построили себе дома. Игры: “Чей дом?” “Кто где живёт?” Составьте предложения со словами нора, дупло, гнездо, логово, лес. Анализ предложений.

10. Словотворчество детей

Филин мне шепнул на ушко, что Колобок любит стихи сочинять, но у него плохо получается. Попробуем ему помочь сочинять стихи.

В лесу бродили . (волки).
Там елки были . (колки).
В лесу живет . (олень).
В море плавает . (тюлень).
У лося есть рога,
У лосенка — рожки.
Лось не хочет . (пирога)
И не ест . (картошки).

11. Развитие связной речи

Как нам выбраться из заколдованного леса? Как вернуться домой?

Физминутка. Полет на вертолете.

12. Знакомство с буквой и написание её в тетради. Работа с текстом.

Колобок просит научить его писать букву эль.

Найдите букву Л в разрезной азбуке.

Вот стоит среди дороги
Буква Л расставив ноги (Сложите букву из пальчиков)
Надоело ей стоять.
Хочет буква побежать (Бегут пальчики по столу)
Взобралась на стул, на стол. (Сложить из пальцев стол, стул)
А за тем и прыг в тетрадь (Развернуть ладошки)

Чтение стихотворения и выполнение задания.

– Найди в тексте все буквы Л и обведи мягкий звук – зелёным кружком, а твердый – синим.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

13. Итог занятия.

– С какими звуками работали? Что понравилось?

Оцените себя: Зеленый – справились со всеми заданиями. Жёлтый – что-то не получилось. Красный – с заданиями справиться не смог.

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 1класса с ОНР «Дифференциация звуков В-Ф, Вь – Фь»

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 1класса с ОНР «Дифференциация звуков В-Ф, Вь – Фь»

Маркиной Виктории Анатольевны учителя-логопеда МБОУ СОШ №39 г. Белгорода.

Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [ в ]-[ ф ],[ в’ ]-[ ф’ ] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

образовательные: учить различать звуки [ в ] – [ ф ], [ в’ ] [ ф’ ] изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепить знания о механизме образования данных звуков, развивать умение соотносить звуки [ в ] – [ ф ] с буквами В и Ф .

коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память, логическое мышление, произвольное внимание; развивать навыки звукобуквенного анализа; обогащать словарный запас учащихся;

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно и в группе.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом.

II. Артикуляционная гимнастика.

– Ребята, нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала вспомним и покажем, правильно говорить, делать артикуляционную гимнастику.

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.

А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Влево -вправо, на бочок.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

III. Сообщение темы занятия.

Ребята , послушайте внимательно и отгадайте загадки.

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко, с самого утра:
– Просыпайтесь поскорей. –
Всех торопит (Воробей).

Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный … (Филин) .

– Скажите, о ком были загадки? (о птицах)

– Какой первый звук в слове воробей?

– Какой первый звук в слове филин?

– Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать? (Звуки [ в ] – [ ф ]. Буквы ВЭ и ЭФ.)

-Да, ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф.

IV. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие).

– Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [ в ], [ ф ].

– Когда мы произносим звуки [ в ] и [ ф ] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)

– В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)

– А верхняя губа? (верхняя губа поднята.)

– Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

– В каком положении при произнесении звуков [ в ] и [ ф ] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

– Ребята, при произнесении звуков [ в ] и [ ф ] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

– Молодцы, ребята! Получается ,что звуки [ в ], [ ф ] какие? (согласные).

V. Характеристика звуков [ в ], [ ф ].

– Давайте охарактеризуем звуки [ в ], [ ф ].

– Звук [ в ], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

– Звук [ в ] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

– Почему? (Голосовые связки дрожат.)

– Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)

– Переходим к звуку [ ф ]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

– Давайте скажем, чем звуки В-Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)

– Назовите в чём их отличие? (Звук [ в ] – звонкий, а звук [ ф ] – глухой).

– Почему? (При произнесении звука [ в ] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ ф ] – не дрожат.)

VI. Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Ножки-ладошки».

-Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [ B ], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.

Слова: футболка, жираф., ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки.

– А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [ B ’] и [Ф’] ( раздаются зеленый колокольчик и листочек)

Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B ’)

– Что обозначаем зеленым листочком? (глухой мягкий звук Ф’)

Когда услышите звук [ B ’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] листочек.

– Приготовились и слушаем внимательно:

Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.

V II. Речевая разминка.

– Повторяете за мной чистоговорки:

Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Фа-фа-фа – у невесты фата.
Ве-ве-ве – васильки в траве.

Фе-фе-фе – У Феди кофе.
Вы-вы-вы – глазки у совы.
Фы-фы-фы – фыркают ежи.

V III. Нахождение слов со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

– Ребята, первое задание такое, вам необходимо разложить слова в 2 столбика. В первый столбик слова со звуками [В]- [ B ’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске, берете слово, называете какой здесь звук и крепите его магнитом в нужный столбик. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.

Слова: л ифт , варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.

IX. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем. ( Логоритмика Железновых «У жирафа»).

X. Игра «Что лишнее?».

Найди лишнее слово (по наличию звуков [ в ] или [ ф ] ) :

кофта, ворота, фонарь, шарф (ворота)

сова, диван, ваза, фрукты (фрукты)

волк, филин, ворона, тыква (филин)

жираф, волна, шкаф, фартук (волна)

X I . Упражнение «Закончи предложение» .

Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.

(две картинки «сова» и «софа»)

– Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)

В лесу мы видели…сову.

Мама купила мягкую…софу.

Невеста надела белую…фату.

Ваня купил в аптеке ..вату.

X I I. Соотнесение звуков [ в ] и [ ф ] с буквами В и Ф .

– Ребята, какой буквой обозначается звук [ в ]? (Буквой ВЭ .)

– На что похожа буква ВЭ? Из скольких частей состоит буква ВЭ. (Буква ВЭ состоит из трёх частей.)

Какой буквой обозначается звук [ ф ]? (Буквой ЭФ .)

– На что похожа буква ЭФ? Из скольких частей состоит буква ЭФ. (Буква ЭФ тоже состоит из трёх частей.)

Кто хочет показать букву ВЭ в алфавите? Какая она по счету?

Покажите букву ЭФ.

– Д авайте, выложим из пуговиц буквы ВЭ и ЭФ.

XIII . Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются». На счет «раз -два -три-четыре-пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные и т. д.

« Палец-пальчик». Со словами «палец -палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяются к большому пальцу.

X IV . Формирование навыков письма. Работа по карточкам.

– Ребята, а теперь следующее для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы ВЭ, а все буквы ЭФ зачеркнуть.

X V . Игра «Собери слова».

Ребята, вы должны собрать слова, добавляя слоги: – вы или – фы ( дети выходят к доске и соединяют слоги)

шка-…, тык- …, голь-…, бук-…, тра-…, шар-…

X VI . Звуковой анализ.

– У меня для вас последнее, самое трудное задание. Ребята, я очень люблю сладости. А какие мы сейчас прочитаем:

В аренье, зе ф ир, хал в а, кон ф еты, в а ф ли .

– Сначала прочитайте слова с буквой ВЭ, теперь слова с буквой ЭФ.

– Какое слово мы не прочитали? ( вафли )

– Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы вэ и э ф )

– Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.

– Сколько букв в этом слове?

– А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)

Давайте выложим квадратиками слово вафли.

– Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?

– Какой согласный твердый или мягкий?

– Каким цветом обозначается твердый звук?

(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом ).

X VII . Итог занятия.

– Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [ B ]-[Ф], [ B ’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями!

X VIII . Рефлексия.

– У вас на партах лежат смайлики. Вам нужно выбрать тот смайлик, который вам больше подходит.

– Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите улыбающийся смайлик на доску.

– Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит грустный смайлик на доску.

Ученики прикрепляют смайлики на доску.

-Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие. Молодцы, ребята!

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 классов с ОНР

Т ема : З вуки и буквы Л, М, Н, Р.

Цель: закрепить понятие «сонорные звуки».

– развить навыки звукового анализа и синтеза;

– развить фонематический слух;

– закрепить понятие «согласный звук»;

– совершенствовать навык слогового чтения;

– развить умение согласовывать признаки с предметами в роде, числе;

– сформировать понимание слогообразующей роли гласных звуков;

– закрепить навык использования в речи антонимов;

– закрепить лексикон по теме «Человек. Части тела»;

– уточнить употребление предлогов за, перед, между;

– развить умение деления слов на слоги;

– развить умение написания имен с заглавной буквы.

Оборудование: предметные картинки «мак», «ножницы», «ложка», «рак»; карточки с буквами М, Н, Л, Р; слоговые таблицы; изображения героев занятия; карточки со словами-названиями частей тела.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

1. – Кто сидит прямо, красиво и слушает внимательно? Молодцы!

2. – Ребята, отгадайте загадку.

Она Буратино учила писать

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице – аккуратненький нос.

Как имя ее? Отвечай на вопрос.

Выставляется картинка с изображением Мальвины.

II . Основная часть.

1. Введение в тему занятия. Звуковой анализ.

– Из какой сказки наша героиня? («Золотой ключик или Приключения Буратино».)

– Кто автор этой книги? (А.Толстой)

– Итак, нашу героиню зовут Мальвина. Какой первый звук в имени Мальвина? ([М])

– Дайте характеристику звука [М]. (Согласный, твердый, звонкий, сонорный.)

2. Звуко-буквенный анализ.

– А вот и Буратино наконец пришел на урок.

Выставляется картинка с изображением Буратино и Азбуки.

– Но, вот досада, он не выполнил домашнее задание. Ребята, поможем Буратино справиться с заданием.

Выставляются картинки мак, ножницы, ложка, рак.

– Назовите первый звук в этих словах и скажите, на странице Азбуки с какой буквой должны быть эти картинки? (В слове «мак» первый звук [м], эта картинки со страницы с буквой М. И т.д.)

– Какие это звуки? (Согласные, твердые, звонкие, сонорные.)

– Буратино благодарен вам за помощь, ребята.

3. Сообщение темы занятия. Развитие фонематического слуха.

– Мальвина проверила домашнее задание и осталась очень довольна. Она готова продолжать урок.

– Тема урока «Звуки и буквы Л, М, Н, Р».

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово на звуки занятия.

Слова (звуки занятия в сильной позиции, не «встречаются» с аналогичными):

– [М]: мышь, музыка, шкаф, мост, сушка, вата, маска, груша, мойка, заяц, мул, муха;

– [Н]: нота, ночь, ваза, наволочка, каша, суп, новость;

– [Л]: лук, лыжи, лак, кофта, кот, ласты, часы, лошадь, ласточка;

– [Р]: радуга, сад, робот, бусы, рысь, шапка, рыба.

4. Чтение слоговых таблиц.

– Прочитайте слоги с этими буквами (сначала столбиками, затем строчками):

5. Развитие внимания. Динамическая пауза.

– А вот и друзья Буратино и Мальвины пришли к нам на урок. Ребята, вы узнаете их? (Дети называют героев сказки: Пьеро, Артемон, Арлекин.)

– Ребята, чем отличается Буратино от остальных героев? (Длинным носом.)

– Нос – это что такое? (Часть тела.) Расскажем Буратино и его друзьям о человеческом теле? Я буду называть части тела, а вы показывать. Готовы? (Логопед помогает.)

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

– Вы здорово справились с заданием!

6. Звуковой синтез.

– Назовите часть тела, название которой начинается на звук:

[Н]: нога, нос, ноготь, ноздря;

[Л]: лоб, ладонь, локоть;

Логопед выставляет соответствующие картинки.

Вывод: все слова начинаются на твердые согласные сонорные звуки.

7. Физкультминутка. Игра «Назови и покажи».

– Что можно делать:

ногами – топать, ходить, бегать, прыгать;

руками – махать, трогать, брать;

ртом – говорить, есть;

ладонями – гладить, хлопать.

8. Работа в тетради. Слоговой анализ.

– Посмотрите на картинки предыдущего задания и назовите самые короткие слова. (Нос, лоб, рот).

– Запишите их в тетрадь.

– Назовите и обозначьте гласные звуки в словах.

– Сколько слогов в словах? (Один.) Обозначьте слоги.

Сколько в слове гласных – столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

– Арлекину и Артемону пора уходить, нужно готовиться к представлению. Ведь они артисты кукольного театра. Ребята, вы заметили, что слова Арлекин, Артемон, артист похожи? Чем? (Начинаются на слог АР.)

Логопед убирает картинки с изображением Арлекина и Артемона.

9. Употребление предлогов.

– Посмотрите на наших героев.

– Кто стоит за Мальвиной? (Буратино.)

– Кто стоит перед Пьеро? (Буратино.)

– Кто стоит между Мальвиной и Пьеро? (Буратино.)

10*. Употребление антонимов. «Скажи наоборот».

– У Буратино волосы светлые, а у Пьеро – …

– У Пьеро лицо грустное, а у Буратино – …

– У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро – …

– У Пьеро голос тихий, а у Буратино – …

11. Работа у доски. Звуковой анализ и синтез.

– Ребята, вспомните и назовите имена всех героев сказки о золотом ключике, в именах которых встречаются звуки занятия (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Карло, Тортила, Дуремар).

Дети записывают имена на доске по очереди.

– Не забудьте правило написания имен!

– Обозначьте звуки занятия карандашом синего цвета.

– Что-то мы засиделись. Давайте немного отдохнем, сделаем зарядку?

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки –

Вот и кончилась зарядка.

2. Домашнее задание. «Нарисуй и расскажи».

– Ребята, героям очень понравилось с вами заниматься. Им не хочется расставаться. Порадуем наших сказочных друзей?

– Нарисуйте дома портреты полюбившихся героев и составьте небольшой рассказ. А я обязательно передам их персонажам.

– Всем спасибо за занятие. Молодцы!

* Дополнительное задание, если остается время.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Екатерина Фролова
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков Ж-Ш.

Задачи занятия:

1. Повторить правильный уклад органов артикуляции

2. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

3. Уточнить характеристику звуков

4. Развивать фонематический слух

5. Закрепить зрительный образ букв

6. Развивать произвольное внимание

7. Развивать навыки словообразования

8. Развивать навыки дифференциации звуков на уровне слогов, слов, предложений

9. Упражнять в составлении схем к словам

10. Формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование – зеркала; проектор, карточки для определения места звука в слове, конверт с письмом

Ход занятия

Задачи Деятельность логопеда Деятельность детей

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо от медвежонка,в котором он пишет: (логопед читает письмо):

«Ребята, помогите мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа»

-Как вы думаете, почему медвежонок просит о помощи?

-Верно. Вы хотите помочь медвежонку?

-Тогда нам придётся сегодня потрудиться. Мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить, различать и писать без ошибок буквы Ш и Ж, а потом отправим видеозапись нашего занятия медвежонку.

– Он не знает, когда нужно писать букву Ш, а когда Ж.

-Для того, чтобы красиво говорить, нам нужно размять наш язычок. Давайте сделаем упражнение «Чашечка»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Логопед читает стишок:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

-Следующее упражнение называется «Вкусное варенье»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.

Логопед читает стишок:

Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

– А сейчас мы с вами почистим зубы изнутри.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Логопед читает стишок:

Зубы верхние- смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

-А теперь посмотрите на экран. (2 слайд)

– Это какая буква (показывает на букву Ш?

– А давайте подумаем, на что

– Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

Логопед показывает на букву Ж

– А это какая буква?

– А на что или кого похожа буква Ж?

– Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

Артикуляция звуков.

– А теперь давайте вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

– Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом.

Далее – то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.

Характеристика звуков.

– А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

– Почему он согласный?

– А почему глухой?

– Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

– А какой звук [ж]?

– А почему он звонкий?

– Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

– Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

– А чем они отличаются?

Развитие фонематического слуха.

– А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слоги, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

– Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слоге есть звук [ш].

Письмо букв в воздухе.

– Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.

Найди и посчитай. (слайд 3)

-А теперь посмотрите на экран и посчитайте, сколько на нём букв Ш и сколько букв Ж.

Вставь букву. (слайд 4)

-Хорошо. А теперь давайте вставим пропущенные буквы, чтобы получились слова.

Работа в тетрадях.

– Хорошо. А теперь запишите полученные слова себе в тетрадь.

– Молодцы. Вы, наверное, немного устали, давайте немного разомнём свои пальчики.

Стою и снежинки в ладошку

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Образование слов. (слайд 5)

– Садитесь, а теперь давайте соберём слова. Посмотрите на экран, на место точек нужно добавить слоги, чтобы получилось слово. (индивидуально)

Определение места звука в слове. (слайды 6-9)

– А сейчас мы будем определять место звука в слове. Посмотрите внимательно на экран. Что там нарисовано?

У каждого из вас на столе лежат карточки и кружочки. Расположите кружочки на карточке соответственно тому, какое место занимает звук Ш в слове шмель.

– А теперь проверим, правильно ли вы сделали. (на экране отображается правильное расположение).

Затем проводится то же самое для слова душ; после определяется место звука Ж в словах жук и крыжовник.

Найди лишнее. (слайд 10)

– Посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, что здесь лишнее?

– почему жираф лишний?

Составление схем к словам. (слайд 11)

– Молодцы. А кто знает, сколько слогов в слове жираф?

– А как вы это узнали?

-Все верно. А сколько слогов в слове «шапка»?

– Молодцы. А теперь каждый из вас самостоятельно в своих тетрадях нарисует схему к слову «шапка»

После того как все закончат схемы, включается образец (слайд 12)

-Молодцы!А сейчас послушайте стишок:

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

И вот что, кстати,

Получилось в результате:

Две сороки не туШили

У реки пожар туЖили.

А журавль рыбу Шарил.

Шмель в цветах душистых Жарил.

И беседовал с уШами

Заяц, хлопая уЖами.

-Ребята, что же здесь не так?

-Верно. Давайте наведём тут порядок. Я ещё раз прочитаю предложения, а вы мне скажите, как было на самом деле

Логопед читает по одному предложению.

Дети выполняют упражнения.

Дети выдвигают предположения.

Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш]

Дети произносят [ж-ж-ж]

– Согласный, твердый, глухой.

– Потому что не поётся.

– Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

– Согласный, твердый, звонкий.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.

Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ж].

Дети хлопают в ладоши при наличии в слогах звука [ш].

Дети рисуют буквы в воздухе.

Дети находят буквы и подсчитывают их.

Дети добавляют буквы и называют полученные слова.

Дети повторяют движения:

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Дети добавляют слоги и называют слова.

Дети раскладывают кружки, затем сверяются с образцом.

– потому что все слова начинаются на ш, а жираф на ж.

– сколько в слове гласных- столько и слогов.

Дети рисуют схему, затем сверяются с образцом на экране.

Дети добавляют слова и произносят предложения полностью.

-Ш и Ж перепутаны местами.

Дети проговаривают исправленный вариант предложения.

подведение итогов занятия.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Вы сегодня хорошо поработали. Думаю, что с вашей помощью мишка обязательно научится различать звуки Ш, Ж и подружится с мышонком и ежонком.

– Что вам понравилось сегодня на занятии?

-. Возьмите себе эти наклейки. (даёт наклейки детям). Занятие окончено, до свидания.

Дети рассказывают, что им понравилось.

Прикреплённые файлы:
konspekt-4_3san4.pptx | 2231,65 Кб

Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико-фонематических процессов (подготовительная к школе группа). Тема «Дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные» Тема: «Твёрдые и мягкие согласные». Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков “Ль” и “Й”. Цель: Коррекционно- образовательные: – Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Ментальная арифметика (72 ч.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Саблина Татьяна Николаевна, учитель-логопед

ГБОУ «Школа №1101»

Логопедические, коррекционные занятия

Конспект составлен на основе различных логопедических пособий:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Владос, 2001

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1997

Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2000

Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: Академия, 2004

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР.

Длительность занятия- 45 минут

Конспект группового логопедического занятия

в 1 классе для учащихся с ОНР

Тема: «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»

Цель: формировать навыки анализа структуры предложения по словам.

1) образовательные:

закреплять умение употреблять предложения из трех слов,

анализировать структуру предложения по словам,

учить составлять схему предложения, подбирать (составлять) предложение к схеме

закреплять умение выделять в предложении главные слова (подлежащее и сказуемое), неглавные слова (второстепенные члены).

2) коррекционные:

расширять и уточнять словарный запас учащихся;

развивать словесно – логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции на нахождение общих и отличительных свойств различных слов, развивать слуховое внимание.

развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;

3) воспитательные:

воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу, формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: жетоны за правильные ответы, «светофоры» для детей, карточки со словами для составления предложений, две короны, рабочие тетради.

I Организационный момент

Упражнения для развития слухового внимания.

Послушай, сколько раз я хлопну. Покажи столько пальцев на руке, сколько раз я хлопнула.

II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы

Послушайте внимательно и скажите, что я сейчас произнесу

«Дети рисуют красками» (предложение)

-Из чего состоит предложение? (из слов)

-Какие слова вы знаете? (слова-предметы, слова-действия)

-На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто, что)

– На какой вопрос отвечают слова-действия? (что делает)

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться составлять предложения из слов.

III Закрепление материала.

1 Учитель раздает каждому ученику карточку со словом.

Ученики шепотом читают слова на карточках.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос КТО? (мама, Вова)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (живые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос что делает? (моет, жарит)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? (действия)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

– Выйдите к доске те, у кого слова на карточках отвечают на вопрос ЧТО? (руки, мясо)

Дети выходят к доске, читают слова на своих карточках.

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неживые предметы)

Карточки со словами прикрепляются к груди детей.

Ученикам необходимо разделиться на 2 команды, т.е. на два предложения по 3 слова в каждом. Образовавшиеся команды называют свои предложения и садятся по командам за парты.

-Составьте два предложения, разделитесь на две команды.

Мама жарит мясо.

-В каждом предложении надо найти главное слово-предмет, т.е. определить о ком или о чем говорится в предложении. Тот ученик, у кого главное слово-предмет, надевает корону.

К доске вызывается одна команда. Ученикам надо встать соответственно схеме, написанной на доске.

На доске 2 схемы:

-Как вы думаете, по какой схеме вам надо построится? Почему? ( В одном предложении главный предмет-имя мальчика и на схеме обозначается большой буквой, во втором предложении главное слово-предмет- не имя – пишется с маленькой буквы и на схеме соответственно нет большой буквы.)

Дети перестраиваются в соответствии с выбранной схемой. Большую букву в предложении дети обозначают поднятой вверх рукой, а конец предложения – точку- рукой, поставленной на пояс.

-Назовите получившееся предложение (каждый ребенок называет свое слово)

-Прочитайте предложение (читает один ученик из другой команды)

-Первое слово шаг вперед, назовись

-Слово-действие шаг вперед, назовись.

-О ком говорится в предложении?

Что о нем (о ней) узнали? (Отвечают ученики из второй команды)

Аналогично проводится работа со второй командой.

Схемы для работы второй команды:

-Что мы сейчас составляли? (предложения)

– Из чего мы составляли предложения? (из слов)

2 Посмотрите на доску. Прочитайте про себя предложения.

По одному учащиеся читают предложения.

Моет руки Вова. Пёс несёт

мяч. Жарит мясо мама.

– Сколько предложений прочитали? (3)

-Какое предложение вы не собирали в предыдущем задании из слов? Прочитайте.(Пёс несёт мяч.)

-Надо выйти к доске и показать 3-е предложение.(Ученик обводит указкой все предложение) Остальные дети оценивают ответ с помощью «светофора».

– Выйти к доске и назвать 1 предложение. После ответа ученик показывает это предложение.

– Покажите и назовите 1-е слово во втором предложении.

-Покажи и назови третье слов в третьем предложении. И т.п.

3 Откройте тетради, начертите схему 1 предложения.

IV Подведение итогов, оценка работы учащихся.

-О чем говорили на занятии?

– Какие задания особенно понравились?

-Какие задания показались сложными?

-Оценка работы учащихся.

Список литературы:

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.2: Предложение. Текст.-М.: Владос, 2008

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998

Логопедическое занятие для первоклассников с ОНР: Формирование техники чтения

Цели урока:

Грамматическая: закрепление понятий «текст», «предложение», «слово».

Лексическая: школьные принадлежности.

Коррекционные задачи:

– Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;

– Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;

– Воспитывать навыки правильного голосоведения (темп, ритм, паузацию речи, высоту и др.);

– Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;

– Развивать навыки морфологического анализа;

– Учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;

– Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.

Общеобразовательные задачи:

– Формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;

– Формировать навыки синтаксического разбора предложений;

– Познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;

– Закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.

Воспитательные задачи:

– Воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;

– Формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;

– Развивать навыки предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля.

Оборудование: карточки, схемы предложения (слова для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка», мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент 1 мин

2. Речевая зарядка: 2 мин

– послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить

– что обозначает слово хохлатые?

3. Повторение ранее изученного материала: 3-4 мин

– расскажите Антошке, что такое речь?

– какой она бывает?

– чем устная речь отличается от письменной?

– для чего нужна речь?

– какими схемами обозначаются предложение и слово?

– найдите и покажите соответствующие карточки.

4. Сообщение темы урока: 2-3 мин

– какую речь приятно слушать?

– о какой речи мы будем говорить на уроке?

– объясните, почему вы так решили?

5. Работа над техникой речи (дыханием): 5 мин

– поможет нам провести урок Антошка.

– послушаем его, что он нам расскажет.

(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Я так торо-пил-ся к вам! Помо-ги-те мне! Я кА-жет-ся по-пал в бе-ду! От ме-ня убе-жа-ли школь-ны-е при-над-леж-нос-ти!»)

– Антошка, отдышись, отдохни.

– скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?

– приятно ли было его слушать?

– итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

выполнение упражнения вдох-животики круглые, выдох-животики маленькие

6. Развитие слухоречевой памяти 5-7 мин

– произнесите на одном дыхании: учебник пенал; учебник пенал, карандаш; учебник пенал, карандаш, ручка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер

7. Чтение гласных. Чтение с дирижированием 3 мин

– прочитайте гласные на одном выдохе

8. Физкультминутка 2 мин

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали,

Вправо, влево повернись!

9. Работа над техникой речи 3-5 мин

голосом изобразить интонацию восклицаний (картинки)

10. Развитие лексико-грамматических конструкций 5 мин

Где пройдется, там след остается.

По черной земле

Белый заяц пробежал.

– придумать предложения со словами и соотнести их со схемами.

11. Подведение итога урока 3-4 мин

– какую речь приятно слушать?

– что значит правильно дышать во время речи?

Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

Читайте также:
Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: