Конспект фронтального логопедического занятия: Знакомство с буквой С

Конспект логопедического занятия «Буква «С»

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

III.Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

VI. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Читайте также:
Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Конспект фронтального логопедического занятия «Знакомство с буквой С»

Конспект фронтального логопедического занятия (подготовительная группа)

II период обучения.

Тема: Знакомство с буквой С.

  • занятие по овладению грамотой.
  • познакомить с буквой С.
  • развивать операции фонематического анализа и синтеза;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать графические навыки;
  • развивать навык чтения слогов и слов;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • проводить профилактику дисграфии;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление.
  • компьютер, проектор, презентация, тетради по числу детей, цветные карандаши, цветные фишки, листы с заданием по числу детей, куски шерстяной нитки по числу детей.

I. Организационный момент.

Игра «Кто раньше сядет».

Дети выстраиваются в одну линию вдоль стены. Логопед делит детей на две равные команды.

Л.: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие мы начнем с соревнования: какая команда быстрее сядет на места. Садится только тот, кто придумает и назовет слово: в первой команде со звуком [с], во второй – со звуком [с’]. Повторять слова нельзя. Кто придумал – поднимаем руку.

Дети называют слова и рассаживаются. Логопед выражает одобрение победившей команде.

II. Ход занятия.

1. Фонематический анализ слова. Развитие зрительного восприятия. Развитие фонематических представлений.

Л.: Посмотрите на картинки. Найдите картинку, в названии которой есть звук [с].

Л.: Правильно. Это слон. В каком месте стоит звук [с] в этом слове? В начале, середине или конце?

Л.: Правильно. Назовите мне последний звук в этом слове. Первый звук. Третий звук. Какой звук стоит между [с] и [о]? Сколько гласных звуков в этом слове? Какой это звук? Какой фишкой его обозначаем? Сколько согласных звуков? Назовите их по порядку. Каким цветом будем обозначать первый звук в этом слове? Последний? Второй?

Логопед раздает детям фишки.

Выложите из фишек слово «слон».

2. Объявление темы занятия. Беседа «На что похожа буква С»?

Читайте также:
Конспект урока по развитию речи 'Птицы зимой'

Л.: С какого звука начинается слово «сани»?

Л.: А с какого звука начинается слово «сено»?

Л.: Правильно. Звуки [с] и [с’] мы можем слышать и произносить. А на письме эти звуки обозначаются буквой С. Как вы думаете, это гласная буква или согласная? Почему?

Д.: Буква С – согласная, потому что она обозначает согласные звуки, которые не поются и не тянутся.

Л.: Правильно Давайте рассмотрим эту букву внимательно. На что она похожа?

Д.: На месяц, на половинку овала.

Л.: Правильно. Посмотрите на картинку.

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В. Степанов

– Куда должен смотреть полумесяц, чтобы получилась буква С: вправо или влево?

Л.: Правильно. Буква С обращена вправо. Посмотрите на следующую картинку. Что надо сделать с бубликом, чтобы он стал похож на букву С?

Д.: Надо откусить кусочек.

Л.: С какой стороны надо откусить?

Д.: С правой стороны.

Л.: Правильно. Давайте посмотрим, что получилось. Получилась буква С. Из скольких элементов состоит эта буква?

Д.: Буква С состоит из одного элемента – дуги.

Л.: Правильно. С какой стороны находятся концы этой дуги – слева или справа?

Л.: Да. Концы дуги – справа, а ее спинка выгибается влево.

3. Порядок написания буквы С.

Л.: А теперь мы напишем в воздухе большую букву С указательным пальцем правой руки. Приготовили пальцы. Посмотрите на картинку. Начинаем писать букву сверху, дальше ведем дугу влево, закругляем, ведем вниз и вправо.

А теперь точно так же напишите букву С в воздухе сами.

4. Выкладывание из веревочки буквы С.

Логопед раздает детям куски шерстяной нитки.

Л.: Выложите на столе букву С из нитки.

Логопед проходит, проверяет и собирает нитки.

Замечательно. Теперь мы поселим букву С в наш домик букв.

5. Чтение слогов и слов со звуком С.

Л.: Прочитайте слоги.

6. Кто слепил снеговика?

– Посмотрите на картинку и прочитайте, кто слепил снеговика.

Логопед приглашает детей на ковер.

Бабочка летала,
Над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз — вверх)
Два своих больших крыла
Опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше,
Чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Повторить 2 раза.

Затем дети рассаживаются на места.

8. «Исправь Незнайкины ошибки». Корректурная проба.

Логопед раздает детям карандаши и листы с заданием.

Л.: Незнайка писал букву С. Он очень спешил и поэтому сделал много ошибок. Давайте их исправим. Возьмите простой карандаш. Каждую правильно написанную букву С обведите в кружок, а каждую неправильную – зачеркните крестиком.

Молодцы! Среди вас нет незнаек. Вы хорошо запомнили, как пишется буква С.

9. Найди и раскрась.

Найдите на картинке букву С и раскрасьте ее синим цветом.

10. Работа в тетрадях.

Обведите простым карандашом три буквы С. Допишите строчку самостоятельно.

11. Раскрась только те колбаски, которые похожи на букву С. Соедини их с собачкой.

12. Найди место согласного звука [с] и определи, твердый он или мягкий. Подпиши букву С под нужным кружком.

Логопед проходит, проверяет задания и собирает тетради.

Читайте также:
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

III. Итог занятия.

Л.: С какой буквой мы сегодня знакомились?

Л.: Какие звуки она может обозначать?

Л.: Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали.

Терентьева Наталия Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»
Россия, Самарская область, Хворостянский район,
с. Хворостянка

Конспект фронтального занятия для детей старшего дошкольного возраста “Звук и буква С”
план-конспект на тему

Методическая разработка занятия по подготовке дошкольников по обучению грамоте.

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_i_bukva_s.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия «Звук и буква С»

Цель: познакомить со звуком и буквой С

-Закрепить знания о весенних приметах

-Закрепить знания детей о согласных звуках.

-Упражнять в правильном произнесении звука С – изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

– Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.

– Развитие фонематического восприятия и слухоречевой памяти, просодического компонента речи; развитие мелкой моторики и совершенствование в общей; развитие диалогической речи.
– Воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании, активность, инициативность.
Оборудование: Магнитная доска, предметы со звуком С, план – схема для характеристики звука, сигнальные карточки, предметные картинки, кассы, тетради для индивидуальной работы, пеналы(цветные кружочки, карандаши),

Организационный момент (вступительная беседа)

Логопед:
-Ребята, какое сейчас время года? /весна/.
-Сядет тот, кто назовет признак весны, ответ полным предложением (Н: Весной появляются проталинки.)

Сообщение темы занятия

Логопед выставляет перед детьми красивую коробку.

«Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, кто или что спрятано в этой коробке».

Не говорит, не поет, На дне, где тихо и темно,

А кто к хозяину идет, Под крышей- четыре ножки,

Она знать дает. (собака) На крыше- суп и ложки.(стол)

– Какой первый звук в этих словах? (Дети отвечают, что это звук «С» )

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие началось, давайте все вместе произнесем звук «С»».

Характеристика звука по артикуляционным признакам
Логопед:
– В каком положении губы? улыбка/.
– Где находится язычок?/язык широкий, за нижними зубами/.

Характеристика звука по акустическим признакам (смотрим и рассказываем по схеме) Логопед: – «Звук «с», какой он, гласный или согласный? (зубы и язык создает преграду воздуху) – перечеркнутый значок птички

-Глухой или звонкий? (рука для контроля у горла) – значок колокольчика

-Твердый или мягкий? – значок кирпичика

-Каким символом обозначаем твердый звук? – синий кружок».

Логопед:- «Подними сигнал, если услышите звук С»(с, м, к, с, з, н, ц, …, са, ва, ас, ам, ус,…, сок, коса, дом, лес, мак, сом, усы, …)

Игра «Наведем порядок» (дети достают предметы из коробки, определяют место звука С в слове и количество слогов в названии предмета)

Произношение звуков «с» в чистоговорках:

На мольберт выставляется картина с изображением осы.
Логопед: – «Посмотрите, кто изображен на картине?»
– Давайте расскажем про осу: СА-СА-СА – вот летит оса.(спокойным тоном)

СУ-СУ-СУ – ой боюсь осу.(испуганно)

СУ-СУ-СУ- прогоню осу.(утвердительно)

СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.(спокойно)

Светит солнышко с утра, (дети стоят с поднятыми руками, пальцы растопырены )

Просыпаться нам пора. (руки разводят в стороны, изобразить пробуждение)

Мы руки кверху поднимаем, (поднимать руки от уровня пояса, шевелить пальцами)

головами мы киваем, (наклоны влево-вправо)

хвостиками повертели, (руки на поясе, изобразить виляние хвостом)

друг на друга посмотрели, (руки возле лица, повороты влево-вправо)

по полянке разбежались (свободный бег или бег на месте)

и скорее в круг собрались.(дети берутся за руки, строя круг или каждый ребенок строит круг из рук перед грудью)

Знакомство с предлогами с,со:

Логопед дает задание детям: «Подними мяч с пола! Подними книгу со стола.

– Откуда ты поднял мяч? Откуда ты взял книгу» (дети отвечают)

Логопед обращает внимание на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое обозначение (треугольник)

Составление предложений с предлогами с, со (по демонстрации действий)

(н: Соня взяла ручку со стола. Вася несет стакан с соком.)

Знакомство с буквой С.

Напомнить детям, чем звук отличается от буквы (звук слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Логопед: – Букву С писать не просто

С как серп кривой и острый.

– Ребята на что похожа буква С? (дети высказываются, кто как думает)

Логопед: -Давайте сделаем букву С из пальчиков (указательный и большой левой руки образуют полуовал)

Игры с буквой: выкладывание слогов и коротких слов из букв разрезной азбуки, составление схем из кружков. Чтение.

Развитие мелкой моторики (работа в тетради)

Логопед: – Ребята откройте страницу с буквой С.

– Найти и зачеркнуть лишнюю картинку в ряду (по нахождению звука С в слове).

– Заштриховать букву, раскрасить картинку на звук С.

Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Логопед: «Сегодня все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок с сюрпризом.»

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Звук и буква С”

  • ТЕХНОЛОГИИ (3)
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (5)

Конспект открытого логопедического фронтального занятия в подготовительной группе “Звук и буква С”

Цель: – познакомить детей со звуком и буквой С.

Задачи:

– научить характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам;

– развивать фонематическое восприятие;

– закрепить понятие «предложение».

– упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

– учить подбирать существительные к местоимениям;

– упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

– воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [с] (санки, собака, слон, сапоги, сок, стол, сосулька, коса, лиса, колесо, автобус, абрикос, ананас, оса, слон, автобус); буква С , дидакт. пособие «Согласный звук», наборы для составления схем, дидакт. пособие «Домик»; фасоль, картинка девочка с сачком.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

Са-са-са – укусила в нос … (оса).

Со-со-со – нос мой стал как … (колесо).

Сы-сы-сы – нету в комнате … (осы).

Л.: Какой общий звук у этих слов? (Звук [с]).

2. Развитие артикуляционной моторики

– «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»

3. Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

4. Развитие общей моторики.

«Чтоб здоровыми мы были»

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили.

Будем книжки мы читать,

Песни петь и отдыхать.

5. Объявление темы занятия.

Л.: Ребята, рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с…). С этим звуком мы сегодня познакомимся.

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за

артикуляцией в зеркале.

Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. (дети стараются сами дать характеристику звуку).

Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

7. Связь звука и буквы.

«С» – как серп рисуем с вами.

«С» – свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» – сверкает силуэт.

Дети на столе выкладывают из фасоли букву С.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Четвертый лишний». Дети выбирают картинки, где присутствует звук [с] или по другим признакам.

Диван, сани , шкаф, кровать.

Шапка, пальто, капуста , шарф.

Груша, сапоги , яблоко, банан.

Лиса, чайка, воробей, голубь.

Выполнение движений по тексту.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Приземляйся на носок.

9. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

10. Закрепление звука в словах.

а) Дети снимают картинки у девочки Сони. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука [с] в слове (дид. игра «Домик»).

б) Л.: Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова мой, моя, моё, мои.

(Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Моё колесо. Мои сани.)

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Выкладывание графической схемы составленных предложений.

12. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком [с].

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя. (Н. Владимирова)

13. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

– Назовите слова со звуком [с] в начале слова (в середине).

Конспект фронтального логопедического занятия. “Звук и буква С”.

Данное занятие рекомедуется проводить в коррекционных классах начальной школы для обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия. “Звук и буква С”.»

Конспект фронтального логопедического занятия.

«Звук и буква С »

Цели: 1.Формировать первичные произносительные навыки и умения.

Познакомить с правильной артикуляцией звука С.

2. Закрепить артикуляцию звука С в изолированном произношении.

3. Закрепить связь звука и буквы С.

Оборудование: карточка-символ звука С, бумажные полоски, бумажные снежинки; палочки, призы(буклеты с картинными символами звуков).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: «Назовите первый звук в словах «сок, санки, сорока».

Логопед: «Посмотрите на карточку — символ звука. Как мы называем эту букву?»

Ученики: «Буква С».

Логопед: «Звук С мы слышим и произносим, а букву С мы видим и пишем. Букву С мы можем писать, а звук С мы должны научиться правильно произносить».

II. Основная часть.

1. Ознакомление со звуком С.

Логопед дает характеристику звука С (согласный, твердый), показывает правильную артикуляцию звука С и просит повторить учеников.

2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука С.

Логопед: «Откроем рот, как можно шире и удерживаем его в таком положении

на счёт от одного до десяти, потом закроем рот. Повторить три-четыре раза».

Логопед: «На счёт «раз» улыбнитесь, покажите сомкнутые зубы и удерживайте губы в улыбке. На счёт «два»- вытягивайте сомкнутые губки вперёд и держите их в таком положении. Чередуйте эти движения «улыбка=трубочка».

Логопед показывает эти упражнения и ученики повторяют.

Логопед: слегка приоткрывает рот, кладет язык на нижнюю губу и производит им движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Далее кладет язык на верхнюю губу и производит те же движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз.

Эти упражнения развивают мышцы языка и развивают его подвижность.

Логопед: «Улыбнитесь, откройте рот, кончик языка уприте за нижние зубы, «спинку» выгните, а боковые края языка прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении под счёт до десяти.

Затем в таком положении прижмите язык к верхним зубам и «почешите» язык зубами от корня языка к кончику. Повторите 5-6 раз».

Ученики повторяют под контролем логопеда.

Логопед: « Улыбнитесь, открывая рот, покусывайте язык, продвигая его между

зубами вперёд-назад. Повторите 5-6 раз».

Логопед просит учеников подуть на бумажные полоски/снежинки. Это упражнение направлено на выработку дыхания.

Логопед: «Вытяните губы вперёд трубочкой, наберите воздух и с силой дуйте на

бумажные полоски и снежинки. Повторите 5-6 раз».

III. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика(по выбору логопеда).

IV. Закрепление связи звука и буквы С.

Логопед просит учеников сложить из палочек букву С.

Логопед: «Итак, букву С мы можем писать и читать, а звук С мы произносим. Для того, чтобы правильно произносить звук С, мы проделали упражнения на укрепление мышц языка и выработку дыхания».

V. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук С ?

Ученики показывают правильную артикуляцию звука С.

При правильной артикуляции звука С, логопед отмечает каждого ученика

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [С]»

Татьяна Алферова
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [С]»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме: “Звук С”.

1. Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .

2. Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.

2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .

3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.

4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.

5. Учить детей составлять предложения.

6. Развивать память, мышление, воображение;

Ход занятия:

Дети становятся около магнитной доски

Л о г о п е д: Ребята,послушайте и договорите словечко:

Если стали дни короче,

И уже длиннее ночи,

В снег укуталась земля-

Значит, к нам пришла …

Л о г о п е д: Какое сейчас время года?

Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме. (дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)

Затем логопед просит детей сесть на свои места.

2. Сообщение темы занятия.

Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?

Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.

Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук.

3. Характеристика и артикулирование звука С

Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?

Д е т и: Губы, зубы, язык.

Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?

Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.

Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.

Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.

Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?

Д е т и: Синим цветом.

Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить, что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.

Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись “Вьюга”. Играем музыка.

Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?

Д е т и: Снегопад.

Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?

4. Произношение звука С в слогах.

Логопед берёт первую снежинку и читает задание.

Снежный ком лови, а потом ты повтори,

И ко мне опять верни!

Логопед читает цепочки слогов и бросает детям “снежный ком”. Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно “снежный ком” логопеду.

СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА

АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ

5. Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.

Логопед читает задание на второй снежинке.

Снеговику ты помоги,

Все его картинки назови.

Лишнюю картинку убери.

Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.

Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.

Дети закрывают картинку “дом” белым кружком.

Логопед читает задание на третьей снежинке.

Оставшиеся картинки назови,

И где слышится звук С – определи!

Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?

Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?

Д е т и: Звук С слышится в начале слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?

Д е т и: Звук С слышится в конце слова.

Логопед читает задание на четвёртой снежинке.

Вместе с нами веселитесь,

Потанцуйте и покружитесь.

Мы снежинки, мы пушинки,

(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)

Покружиться мы не прочь –

(Поворот на месте)

Мы снежинки – балеринки,

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

Мы танцуем день и ночь.

(Ставить правую потом левую ногу на пятку)

Мы деревья побелили-

(Потрясти кистями над головой)

Крыши пухом замели.

(Опускать руки вниз)

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

(Показать на землю, развести руками)

7. Звуковой анализ слова САНИ.

Логопед читает задание на пятой снежинке.

Голубые карточки возьмите

И слово сани разберите.

Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.

8. Составление деформированных предложений.

Логопед читает задание на шестой снежинке.

Вы ребята, помогите,

Предложения все правильно скажите.

Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.

Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)

Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)

Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)

9. Итог занятия.

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: