Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук (У)

Конспект фронтальной НОД “Звук [У]”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект фронтальной НОД “Звук [У]”

Скачать:

Вложение Размер
zvuk_u.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [У], научить четко произносить звук [У], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики).

Упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Логопед играет на знакомых детям музыкальных инструментах (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а дети с закрытыми глазами узнают по звуку и называют звучащий музыкальный инструмент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [У].

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки (утка, улитка, улица, удочка). При этом логопед громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах.

Логопед: Какой одинаковый первый звук вы услышали во всех этих словах?

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [У]: Когда мы произносим звук [У], то:

– губки вытянуты вперед трубочкой;

– зубки не смыкаются;

– горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ.

4. Характеристика звука [У].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [У] гласный , его можно петь, т.к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик .

Логопед знакомит детей с символом звука [У]: волк воет на луну:

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

— волк воет: уууууууууу.

— поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

— поезд приближается: ууууУУУУУУ.

— поезд удаляется: УУУУууууу.

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [У]:

Логопед читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит детей назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем дети повторяют стихотворения, выполняя соответствующие движения.

У опушки две старушки. (Наклоняются, «собирают грибы».)

Брали грузди и волнушки.

У старушек замер дух. (Приседают.)

Сидит ворон на дубу (Дети имитируют игру на дудочке.)

И играет во трубу:

8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в словах».

Логопед читает детям стихотворные строки и просит их договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может. (удочка)

9. Игра «Кто внимательный?»

Логопед: Повторяйте за мной только те слова, в начале которых услышите звук [У]:

ОБОРКА УБОРКА ОПОРА УПОР

БИДОН УДОД ПОЗОР УЗОР

КАЛИТКА УЛИТКА ПОРОК УРОК

ОЧИСТИТЬ УЧИТЕЛЬ ОСЫПАТЬ УСЫ

ОКОШКО УКОЛ ОКА УХА

10. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия “Дифференциация звуков С-З”

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки “С-З” с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж.

конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса знятие проходит форме путешествия в сказочную страну.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции.

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1. Образовательная:·.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж – 3.Задачи: – образовательные: формировать.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна

Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки “С-З”,Учить взаимодействовать детей друг с другом.

Конспект фронтального корреционного занятия на тему “Притяжательные прилагательные”

Итоговое занятие на тему “Притяжательные прилагательные” разработано для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Цель занятия: закрепить навык практического употребл.

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук [У]

ОНР, подготовительная группа, I период.

  • по закреплению материала.
  • Автоматизировать звук «У» в словах.
  1. Закрепить правильное и четкое произношение звука «У» изолированно и в словах;
  2. Развивать умение выделять звук «У» в ряду гласных звуков и в словах на слух и в собственной речи;
  3. Развитие фонематического представления на основе зрительного восприятия ;
  4. Развитие мелкой моторики и зрительно — моторной координации.

Оборудование : предметные картинки, в названиях которых звук «У» в начале и середине; предметные картинки «волк и волчонок», «паровоз»; раздаточный материал: пособие «звуковая линейка», трафарет фигурки «Уточка», цветные карандаши по количеству детей.

Лингвистический материал : ряд гласных звуков «А, У, И, У, А, У, У, А, И», слова: утюг, улитка, удочка, капуста, кабачок, огурец, лук, узел, луна, губы, утка, кукла, Лунтик, пушка, муха, ухо, сумка…

Методические рекомендации : четкое произнесение звука, выделение голосом звука.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2.​ Основная часть.

2.1. Введение в тему.

Логопед: Отгадайте загадки:

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…..(удочка).

Гладит все, что касается,
А дотронешься — кусается (утюг).

Кто на себе свой домик носит? (улитка)

Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )

2.2. Фонетические упражнения.

Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).

а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:

— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу…

в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто

2.3. Уточнение артикуляции звука «У».

– Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)

– Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).

Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.

– Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)

2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)

Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.

2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:

Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».

– гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;

– слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…

2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.

Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )

– А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:

Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.

3. Динамическая пауза.

Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо сели.
Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

4. Продолжение основной части.

4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )

4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )

4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».

Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )

5. Итог занятия.

Логопед: Какой звук учились четко произносить?

– Как складываются губы, когда произносим звук «У»?

Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)

Презентация: Звук [У]

Терентьева Наталия Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»,
Россия, Самарская область,
Хворостянский район, с. Хворостянка

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему «Звук [У] и буква У»

Никанорова Светлана
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему «Звук [У] и буква У»

Конспект фронтального занятия в старшей группе

на тему: «Звук и буква У»

Цель: знакомство со звуком [у], с буквой «у».

Коррекционно-развивающие задачи:

научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку;

познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию;

научить детей четко произносить звук [у];

познакомить с понятием «гласный звук»;

учить выделять ударный гласный звук в словах и слогах;

познакомить с буквой «у» (без установки на запоминание);

закреплять понятие «слово».

Оборудование: зеркала по количеству детей; гигиенические бумажные салфетки; разрезные картинки в конвертах со звуком [у] в начале слова (ударная позиция): улей, утка, удочка, ухо и т. д. ; мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет и становятся в круг.

Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? Давайте поиграем в игру.

Игра «Узнай музыкальный инструмент по звуку».

Логопед играет на каком-либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т. д.).

Один из детей выходит в круг, закрывает глаза, и по голосу угадывает, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза. После дети садятся за столы.

Развитие мелкой моторики «Дождь».

Отгадайте мою загадку:

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем! (Дождик).

Картина «Дождик капает».

Давайте покажем, как капает дождик.

2. Знакомство со звуком [у]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улитка, удочка. При этом педагог громко и четко называет их, выделяет голосом первый звук [у] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук слышится в этих словах?»

Дети перед зеркалом вместе с педагогом показывают артикуляцию звука [у]:

губки вытянуты вперед трубочкой;

зубки не смыкаются;

горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке).

Развитие мимических мышц. «Осень дождливая. Осень солнечная»

Какая погода бывает осенью? (дождливая, ветреная, холодная)

Какое у вас настроение в такую погоду? (грустное)

Давайте изобразим на лице грусть (изображают)

А теперь посмотрите, какая погода? (солнечная, теплая, сухая)

Какое у вас настроение в такую погоду? (радостное)

Давайте изобразим его (изображают)

3. Фонетические упражнения

Педагог просит детей произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

А) волк воет: ууууууу …

Б) поезд едет: ууууууу …

Ппроизнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

А) поезд приближается: уууууУУУУУ…

Б) поезд удаляется: УУУУУууууу …

4. Дидактическое упражнение

А сейчас поиграем в игру на внимание «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки и слова. Как только вы услышите звук [у] или слово со звуком [у], нужно хлопнуть в ладоши. (Узнавание звука [у] из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам):

А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.

Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.

Назовите звук У столько раз, сколько раз я постучу по столу.

(Дети выполняют задание)

Упражнение для координации речи с движением. Закрепление звука в слогах (с мячом).

А сейчас поиграем в игру «Запомни-повтори». Я буду произносить слоги и бросать вам мяч, а вы должны повторить и бросить мне мяч обратно.

5. Физкультминутка «Ветер».

Ветер дует нам в лицо: «У-у-у» (дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук [у]).

Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх, наклоны влево, вправо)

Ветер дует тише, тише: «У-у-у…» (Вытягивают руки от груди вперёд, тихо и длительно произносят звук [у])

Деревцо растёт всё выше, выше. (Поднимают руки вверх и потягиваются)

Ветер сильный набежал: «У-у-у!» (Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук [у])

И все листья оборвал. (Бросают руки вниз, расслабляются)

Собирание разрезных картинок.

Теперь возьмите на столе конверты. Посмотрите, что лежит внутри. Из частей нужно собрать картинку. (Дети выполняют задание)

Какие картинки у вас получились? (удочка, утюг, ухо, узел, угол, улитка, улей, утка)

Назовите первый звук в этих словах. (звук [у])

Названия картинок – это слова.

Закрепление звука в предложении. Задания для составления предложений.

Внимание на экран! Нужно составить предложение по картинке со словом «УТКА».

Утка плывет. – Утки плывут.

Утка летит. – Утки летят.

Утка крякает. – Утки крякают.

Утка ест. – Утки едят.

Утка идет. – Утки идут.

Утка сидит. – Утки сидят.

Утка ныряет. – Утки ныряют.

Утка спит. – Утки спят.

Выкладывание буквы «У» из палочек

– Давайте выложим букву «У» из счетных палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек? (Три палочки)

– А кто сам может стать буквой «У»?

6. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком вы сегодня познакомились? (со звуком [у])

Какой это звук? (гласный)

Каким цветом мы будем его обозначать? (красным)

Все дети молодцы. Занятие окончено.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У». Совушка в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: – закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». – учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Конспект открытого фронтального занятия в старшей логопедической группе “Звук и буква У”.

  • ТЕХНОЛОГИИ (3)
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (5)

Конспект открытого фронтального занятия в старшей логопедической группе “Звук и буква У”.

Цель: познакомить детей со звукм [у] и буквой У.

-закреплять навык чёткого произношения звука [У];

-учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; -формировать навыки элементарного звукового анализа;

-закреплять понятие «гласный звук»;

-образовывать существительные единственного числа во множественное;

-познакомить с буквой «У».

-развивать слуховое внимание, мелкую и общую моторику;

-развивать дыхание и голос.

– инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность;

– расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Зеркала (по количеству детей); картина с изображением филина, пазлы (фрагменты картины), листья из цветной бумаги, трафарет буквы У и крупа, 2 макета дерева, предметные картинки: улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг, ухо, муха, жук, сумка, улей; мяч.

1. Организационный момент.

Логопед организует приветствие, говорит детям, что рада видеть их. (Создание эмоционального, положительного фона).

Л.: Ребята, отгадайте мою загадку.

Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный.
(Филин)

Л.: К нам в гости прилетел лесной филин. ( слайд 1 ) Филин огорчён и хочет попросить у нас помощи, что бы собрать свой портрет, который порвал и унёс осенний ветер. Давайте поможем филину?

Л.: Какое сейчас время года? (Осень) Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром. ( слайд 2 )

2. Дыхательная гимнастика (Селиверстов В.И.)

Л.: Сейчас мы с вами вспомним, как правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носом и выдыхаем ртом на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.

Дыхательное упражнение «Листья» (В сопровождении презентации и музыки)

И вот мой листик полетел,

Как будто с дерева слетел.

Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.

3. Пальчиковая гимнастика (Лопухина И.С.) (слайд 3)

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальчики между собой.)

Будем листья собирать. (Сжимаем кулачки и разжимаем.)

Листик берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Пальчики шагают по столу.)

4. Артикуляционная гимнастика (В сопровождении презентации). ( слайд 4 )

Чтоб красиво говорить,

Надо многому учиться.

Быть внимательным всегда

И, конечно, не лениться.

Л.: Возьмите каждый своё зеркало и поставьте его перед собой. Мы будем смотреть в него, чтобы видеть правильно ли вы выполняете упражнения. (Косинова Е.М.)

«Улыбочка» – «Дудочка» – «Блинчик» – «Накажем непослушный язычок» – «Заборчик» – «Чистим зубки» – «Вкусное варенье» – «Часики» – «Качели».

Л.: За то, что вы правильно выполнили задания, ветер прислал нам один фрагмент из портрета Филина.

5. Объявление темы

Л.: Ребята, а кто знает как кричит филин? (У-у-у) Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с этим звуком и буквой У.

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Л.: Произнесите этот звук. Звук [У] произносится голосом, губы складываются трубочкой. Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает, значит этот звук какой? (Гласный) А какой вы ещё знаете гласный звук? ([А]). Давайте вспомни, что же умеют гласные звуки.

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и жужжать.

– Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву видим). Давайте мы все вместе произнесём этот звук: У-у-у. Каким цветом мы его будем обозначать? (Красным)

– Вы получаете ещё один фрагмент из портрета.

7. Связь буквы и звука

Л.: Ребята, давайте пальчико в воздухе напишем букву У. Сколько палочек у буквы У? (Две).

На заготовленные трафареты с буквой У, дети выкладывают крупу.

Л.: Молодцы ребята, ветер нам прислал ещё один фрагмент из портрета.

Физкультминутка (слайд 5)

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Листья осенние тихо кружатся ( руки в стороны, покружиться ),

Листья под ноги тихо ложатся ( присесть ),

И под ногами шуршат, шелестят ( руками вправо-влево ),

Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).

8. Основная часть ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай».

Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, У, И, М, А, У, Ы, К, И, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [У].

Закрепление звука в слогах.

Игра «Выдели лишний слог»

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом и выделение лишнего.

УМ-УМ-АМ КУ-КУ-КЫ ПЭ-ПЭ-ПУ

Закрепление звука в словах.

Игра «Найди место звука в слове»

На доске вывешивается картина с деревьями. На одно дерево дети должны повесить листочки, где звук [У] находится в начале слова, а на второе — в середине слова.

Листочки с изображением: улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг, ухо, муха, жук, дуб, сумка.

Игра «Один — много» с мячом.

Л.: Молодцы ребята! За это вы ещё получаете один фрагмент из портрета.

Закрепление звука в предложение.

Игра «Добавь словечко» или «Какой, какая, какие» (Селиверстов В.И.)

Педагог придумывает короткую фразу одним новым словом. Каждый названный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Л.: В воде плавает утка. В воде плавает серая утка.

Мама купила сумку. Мама купила красивую сумку.

Улитка спряталась в домик. Улитка спряталась в маленький домик.

Уля купила туфли. Уля купила красные туфли.

Л.: За правильные ответы вы получаете ещё один фрагмент из портрета.

Закрепление звука в тексте.

Игра «Запомни и повтори»

Логопед читает стихотворение, а дети запоминают и потом называют все слова со звуком [у].

Л.: Молодцы ребята! За правильные ответы вы получаете последний фрагмент из портрета Филина.

Дети собирают портрет. (слайд 6)

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук издаёт эта птица?

Какой это звук? Дайте характеристику этому звуку.

Логопедическое занятие “Звуки и буква У”.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия в первом классе «Звук и буква [У]»

Уточнение артикуляции звука у.

Развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
Развитие умения слышать заданный звук в слогах, словах.
Определение места звука в слове.

Знакомство с буквой У.

Коррекция мелкой моторики.

Ход занятия:

Дыхательная гимнастика

«ЦВЕТОК РАСПУСКАЕТСЯ» – и.п. – СТОЯ, РУКИ ОПУЩЕНЫ, НОГИ НА ШИРИНЕ ПЛЕЧ. РУКИ ЧЕРЕЗ СТОРОНЫ ВВЕРХ – ВДОХ. РУКИ ЧЕРЕЗ СТОРОНЫ ВНИЗ, ПОЕМ: -А –А-А – ВЫДОХ. Молодцы!

– Какой звук мы пропели? Какой это звук? Почему мы его называем гласным? Каким цветом будем отмечать этот звук?

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только у тех, кто поднимает руку.

Мне не нужны моря,
Люблю пруды и лужи я.
Хорошо плыву не зря,
Громко крякаю: «кря-кря» (утка)

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (удочка)

На доску вывешиваются картинки.

Какой звук слышится в начале слова утка, удочка?

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Это звук (у).

Постановка темы и цели урока: (фонетическая зарядка)

-Как воет волк? (у-у-у)

-Как кричит кукушка? (ку-ку)

-Как зимой воет ветер? (у-у-у)

-Как перекликаются в лесу? (ау-ау)

-Какой звук прозвучал каждый раз, когда вы отвечали на мой вопрос? (звук «у»)

– С каким звуком сегодня познакомимся поближе? (со звуком «у»)

Тема нашего занятия сегодня «Звук и буква У».

Уточнение артикуляции

Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «у-у-у-у-у-у».

-Какой звук получился? (Звук «у»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

Как вы определили, что он гласный?

-Правильно, потому что мы можем его пропеть, воздух свободно проходит через рот.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

Развитие фонематического восприятия

А)-Я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы, если услышите звук у, показываете красный кружочек.
А),О,У,Ы,А,У,О,И,А,Ы,У,У..
Б) : УТ, АВ, УК, ИС,УЗ,АМ…..

В) Кенгуру, умывальник, сова, уксус, малина, улей, соль, стул, удача

Паук, цветок, лужа, ковер, стол, стул, голуби, гусь, слон, рука, глобус, кран, урок.

Игра с мячом «Запомни слоги и повторить:» (я буду бросать вам мяч и произносить слоговой ряд, а вы возвращаете мне мяч повторяя эти слоги)
му–му–ус–ус пу-пу-ту-пу
пу – пу –ду – ду су-су-ус-ус

Определение место звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «у», а вы постарайтесь определить место звука в словах. (начало. середина, конец).

Улитка, туфли курица, лягушка, лук, утка, паук, петух.

Назови лишнее слово: (из ряда слов выделите лишнее слово).

Жук, улитка, лук, муравей.

Петух, курица, журавль, гусь.

Лук, груша, капуста, укроп.

Вправо шаг, влево шаг.

Вправо – хлоп, влево – хлоп.

Правой – топ, левой – топ.

Мы руки поднимаем.

Мы руки отпускаем.

И кружимся юлой.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Комплекс упражнений для глаз (по 3 раза).

«Греем глазки» (Ребенок трет друг о друга ладошки, а затем подносит их к закрытым глазам).

На доску вешается буква У.

– Звук у на письме будем обозначать буквой у

Дети, а вы знаете, чем отличаются звук и буква?

– Буква может быть печатная и письменная.

а) Игра «Вообразилия»

– На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки).

Задание 1.Ребята, возьмите листочки и допишите печатную букву у.

Задание 2. Впишите в схему слова букву у. 1). Укроп, 2). Лук, 3). Капуста, 4). Пастух.

-Из каких элементов состоит строчная буква у, заглавная буква У. печатную букву У

Буква У состоит из двух элементов: –короткой наклонной с закруглением вправо и
– длинной наклонной внизу с петлёй

Напишите строчную букву у в воздухе, на парте, на ладошке, на спинке соседа, на листочке.

-Сейчас напишем заглавную букву У.

-Обведите букву, затем продолжите писать карандашом. Сначала плавную линию с верхним закруглением, а потом наклонную линию с нижним закруглением.

Задание номер 3. Обведи букву и продолжи ее писать. Называй про себя букву при письме. (Пишем простым карандашом сначала плавную линию с боковым закруглением, а потом линию с нижней петлей).

Работа с таблицей. (Найди и обведи такие буквы, как в образце. Впиши в таблицу номера этих букв).

-Чтение таблицы. Прочитаем буквосочетания.

ао аоу аоуа – вместе с учителем

ау ауо ауоа – девочки

оа оау оауо – мальчики

оу оуа оуао – 1 ряд

уа уао уаоу – 3 ряд

уо уоа уоау – 2 ряд

Самостоятельная работа на карточках.

-Ребята, я раздам вам листочки, а вы прочитайте слоги и слова, в слогах букву У обведите в овал, слова с буквой У – подчеркните.

НА, УС, КУ, АЛ, ИС, УС, ПИ, УП
КИТ, КОТ, ТУР, СТУК, ПАР, РИС, ТРУД, СТУК, СТОК, КРОТ, ПЛУТ

Конспект Знакомство со звуком [У] и буквой [У]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».

2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «У».

5. Развивать мелкую моторику.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

– Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.

– Сядет тот, кто скажет название овоща.

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

II. Основная часть.

3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

4. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

5. Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

7. Игра «Один-много».

– Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8. Знакомство с буквой «У».

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

10. Выкладывание буквы «У» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

11. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Рекомендую прочесть:

  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
  • Конспект занятия по дифференциации шипящих звуков
  • Конспект занятия Автоматизация звука [Р]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач обучения в дошкольном образовательном учреждений. В процессе нахождения ребенка в детском саду, педагоги используют разные методы для реализации данной задачи. И одним из таких методов, является проектная деятельность с детьми. Что же такое проект? Проект – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. В современном мире одной из актуальных проблем является развитие познавательного интереса дошкольника. Мы должны помнить, что ребенок – природный исследователь. Окружающий мир познается им с помощью личных действий, переживаний, опыта.

С помощью проектной деятельности у ребенка развивается любознательность, воображение, творческая активность, умение находить информацию, решать проблемы в процессе поиска. Так же данный метод способствует формированию первичных представлений о себе, других окружающих его людях, об объектах окружающего мира их свойствах и отношениях и др.

Сейчас уважаемые родители предлагаю Вам ознакомится с типами проектов:

1 тип проектной деятельности – Исследовательско-творческий – данному типу проектов свойственно экспериментирование, результаты как правило оформляются в виде, буклетов, детского дизайна, драматизаций.

2 тип проектной деятельности – Информационный– данному типу проектов свойственно сбор информации детьми и реализация её, ориентированные на социальные интересы к примеру результатом такого проекта могут выступать оформление группы, витражи и др.

3 тип проектной деятельности- Творческие– результатом данного типа проекта будет являться праздник, или к примеру выставка.

4 тип проектной деятельности- Ролево-игровые – данному типу проектов свойственно изучение игр, когда дети примеряют на себя образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы

Если вы только начинаете проектную деятельность, то мы с радостью предоставим несколько полезных советов и рекомендаций.

При написании проекта роль родителя очень важна, так как именно вы можете помочь ребенку найти по возможности как можно больше интересных идей и записать их. Чем больше идей для будущей работы вы найдете, тем больше выбор для ребенка. Так же помощь родителя бесконечно важна на этапе поиска информации и необходимой литературы по теме проекта. Вы можете совместно с ребенком посетить библиотеку, или помочь малышу найти всё что нужно в интернет ресурсах, провести опрос или даже взять достоверную информацию из первоисточника. Ваша совместная работа будет очень интересна ребенку, так же нужно помнить, что такой опыт полезен для дальнейшего развития.

Далее хотелось бы Вам уважаемые родители подробнее рассказать о этапах проекта:

1 этап – Выбор актуальной темы, постановка цели и определение задач.

2 этап– Планирование работы, определение этапов которые помогут ребенку достичь поставленной цели и решить задачи. (К какому ресурсу обратиться за помощью, какой инструмент необходим, как его использовать.)

3 этап– Реализация проекта (Формирование у ребенка знаний умений, навыков.)

4 этап – Презентация проекта. Подведение итогов.

Во время презентации проектов дети могут понаблюдать за сверстниками, узнать от них что-то новое, углубится в темы . Слушая друг друга у детей формируется уверенность в том, что они так же могут рассказать другим что то новое, научить чему либо.

Так же сейчас приобретают популярность семейные проекты – такой вид проектирования это отличная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его занятиям, окунуться в мир его увлечений, повысить свой pодительский авторитет, потому что именно Вы станете источником информации Вашего ребенка.

Выбор темы для проекта исходит из того, чем интересуется Ваш ребенок, какие вопросы задает.

Например: Почему песок сыпучий? Почему на холоде вода превращается в лёд? Можно ли жить на луне? Так же тему для проекта может “подсказать” деятельность в детском саду . Так, в зимний период дети продолжают расширять свои представления об изменениях в животном и растительном мире природы, они узнают, почему зайчик меняет шубку, почему мишка ложится спать, знакомятся с животными которые зимуют в лесах Ханты-Мансийского автономного округа.

Родители вместе с детьми могут узнать подробнее о том, почему некоторые птицы остаются на зимовку?

– Какие птицы остаются зимовать?

– Чем питаются птицы зимой?

– Как помочь птицам зимой?

– Как сделать кормушку?

– Отгадывание загадок по теме;

– Чтение детской художественной литературы;

Читайте также:
Система диагностики для определения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: