Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш»
Краткая аннотация: данное фронтальное логопедическое занятие по теме: «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш» проводилось в старшей группе компенсирующей направленности (дети с ОНР). При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно как логопедам, так и воспитателям ДОУ.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш»
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком «Ш».
- познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
- познакомить с буквой Ш. Коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в анализе слогов, слов и предложений.
- воспитывать у детей самоконтроль за звуком [Ш].
- зеркала, картинки для звукоподражания; кукла Маша, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Ш]; буква Ш. Картинки для артикуляционной гимнастики. Звуковая линейка, фишки – символы звука. План-схема для анализа артикуляции звука.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед проговаривает чистоговорку:
В камышах шушукались крошечные мыши.
Шустрый жук шипел на них:
«Тише, мыши, тише!»
2. Объявление темы занятия.
«Какой звук чаще всего вы слышали в чистоговорке?» … «Правильно звук [Ш]. Тема нашего занятия: звук [Ш]. Буква: Ш»
3. Артикуляционная гимнастика.
«Бублик»: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
«Блинчик»: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Считаем до 10.
«Вкусное варенье»: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения.
«Чашечка»: расслабить язык внутри ротовой полости, края приподнять и удерживать под счет до 10. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед выставляет на доску картинки: змейка, гусь: Кто это? Как шипит змея? Как шипит гусь? (ш-ш-ш)
Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале. Звук Ш — согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
5. Связь звука и буквы.
Рассматривание буквы Ш.
Буква Ш, как гребешок. Куклу причеши, дружок! Три зубца рядочком ставим И внизу соединяем. 6. Развитие фонематического слуха. Помогаем Маше выбрать предметы, в названии которых есть звук [Ш].
7. Физминутка «Гриша шел»
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
8. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.
9. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ш. Дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук Ш в начале слова, в середине слова и в конце слова (используется звуковая линейка и фишка-символ звука). После этого слова делятся на слоги.
10. Закрепление звука в предложениях.
Дидактическая игра «Путаница»:
– Мышка поймала кошку.
– Шапка вяжет бабушку.
– Шарик надувает Мишу.
10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Ш из текста.
Маша шьёт штанишки
Плюшевому мишке.
У плюшевого мишки
Будут новые штанишки.
11. Итог занятия.
– с каким новым звуком сегодня познакомились? -вспомните и назовите слова со звуком Ш.
Анна Николаевна Лебедева,
учитель-логопед
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука «Звук [Ш]. Буква Ш. Северный полюс»
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука.
Тема: «Звук [Ш]. Буква Ш. Северный полюс».
Цель: Автоматизация звука [Ш] на материале лексической темы «Северный полюс».
Задачи:
- образовательные: формирование знаний о механизмах организации звука [Ш]; формирование знаний характеристики звука; закрепление понятий звук, слог; закрепление представлений об отличительных признаках звука и буквы; формирование навыков написания буквы Ш; активизация словарного запаса на речевом материале лексической темы «Северный полюс».
- развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад; развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза; развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической схемы; развитие логического мышления; развитие воображения;
- воспитательные: воспитание интереса к занятию; формирование усидчивости; воспитание положительной мотивации к обучению;
- коррекционные: закрепление правильного артикуляционного уклада звука [Ш]; закрепление правильного произношения звука [Ш]; закрепление оптического образа буквы Ш.
Оборудование: зеркала, картинный материал по теме «Северный полюс», графические схемы звуков, слогов; буква Ш.
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, проходите.
Ребята, посмотрите, у каждого есть карточка, вы должны назвать, кто там нарисован, посчитать слоги и поставить карточку к подходящей схеме. Посмотрите, здесь (указывает на схему) один слог, два слога, три слога.
Например, это альбатрос (показывает карточку), аль-бат-рос – в этом слове 3 слога (ставит карточку к подходящей схеме).
Ребята, морж, тюлень, медведь – это кто?
Почему их называют «северные»?
На Севере очень холодно, что же им помогает выжить?
Дети проходят в группу, у каждого по карточке, на которой нарисованы животные Севера.
Дети называют животное, которое изображено на карточке, отхлопывают слоги, соотносят со схемой.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята, а ведь люди тоже живут на Севере, но у нас нет толстой кожи, теплого густого меха. Как же человек спасается от холода? (Направить мысль детей к одежде).
Давайте сейчас выберем ту одежду, которая защитит человека от холода!
Ребята, послушайте внимательно: ш-ш-шуба, ш-ш-шапка, ш-ш-шарф. Что общего в этих словах?
Умнички! Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой Ш, а помогут нам в этом северные животные!
Дети выбирают: шуба, шапка, шарф.
В этих словах слышится один и тот же звук – [Ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
Они нам прислали карту, план, а мы должны научить их выполнять гимнастику для губок и язычка.
«Окошко», «Чашечка», «Саночки», «Качели (широкие)».
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
4. Анализ артикуляции.
Итак, посмотрим, кто же первым нам поможет раскрыть тайну звука [Ш]. Педагог зачитывает первое задание плана.
За треской и за селедкой
Он ныряет очень ловко,
Может плавать целый день
Этот северный… (тюлень)
Педагог показывает картинку-ответ.
Задание от тюленя:
Наши губы, язычок
Все время занимаются.
Знать им нужно как
Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ш]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ш].
Губы открыты или закрыты при произношении звука Ш?
А теперь посмотрите в зеркало и скажите, губы окошечком или в улыбке?
А зубы открыты или закрыты?
Кончик языка находится вверху или внизу?
Язычок чашечкой или солдатиком?
Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ш. Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?
А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ш. Дрожат или не дрожат голосовые складки?
План –конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «Ш»».
- Занятия по лексическим темам (3)
- Играем с буквами (2)
- Связная речь (1)
- Развиваем речь играя (3)
- Мастер-класс (5)
- Здоровьесберегающие технологии (3)
План –конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «Ш»».
План –конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»».
Цель: Закрепить звук [ш] и букву «Ш».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов.
- Совершенствовать звуковой анализ и умение соотносить схему и звук.
- Продолжать учить детей выделять первый звук в словах-картинках и затем составлять из этих звуков новое слово.
- Учить детей логически мыслить и отвечать на вопрос полным предложением.
- Закреплять умение детей заучивать стихи с помощью мнемотаблиц.
- Продолжать учить детей анализировать звуки в словах, выкладывать звуковую схему и заменять её на буквы.
Образовательные:
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Продолжать формировать навык правильного построения предложений.
- Совершенствовать навык чтения слогов.
- Совершенствовать моторные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, умение слушать своих товарищей.
Демонстрационный материал: кукла Маша, мнемотаблица для заучивания четверостишия, «волшебный телевизор», условные обозначения для звука [ш]- «сигнальчики», карточки для игры «Буква потерялась», предметные картинки: шуба, шапка, шарфик, шарик, ромашки, кошка и схемы местонахождения звука [ш] в разных позициях.
Раздаточный материал: пеналы.
1.Оргмомент.
– Напомните мне, пожалуйста, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Со звуком [ш]).
– Придумайте по слову со звуком [ш]. Кто правильно скажет, тот сядет.
- Закрепление звука [Ш].
Расскажите, что вы запомнили о звуке [Ш]? Какой он? (Согласный, всегда твёрдый, глухой ) Выставим соответствующие сигнальчики.
– Маша пригласила в гости детей. Когда она их приглашала, то называла ласково. Вот вы мне и подскажите, как же назвать детишек ласково. Только одно условие, называть надо так, чтобы в середине слова обязательно был звук [ш]. Давайте все вместе назовём ласково Машу – «Машенька». А теперь по очереди:
(Миша, Алёша, Наташа, Паша, Яша, Даша, Гриша. Гоша, Катя, Ваня, Антон, Андрей, Нюша, Ксюша, Павел).
– Гостей у Маши много и подарков ей подарили тоже много. Нам нужно распределить их на три полочки. На первую, где звук [ш] стоит вначале, на вторую – где в середине, и на третью, где в конце слова.
– А теперь отгадайте, что подарили Маше её родители. По первым звукам вы должны сложить новое слово и сказать мне его на ушко. А наш волшебный телевизор это покажет. (Шуба).
- Физкультминутка «Как живёшь»?
- Игры от Маши.
– Что бы развлечь своих гостей Маша придумала такое задание.
– Почему кукушку назвали кукушкой?
– Раскладушку? Подушку? Неваляшку? Шиповник? Наушники?
– Что бы Маше было приятно, гости для неё разучили стишок. И нам предлагают тоже выучить его с помощью мнемотаблицы.
Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки.
Сшила шубу, сшила шарф
Для Мишутки – малыша.
в) «Подружить слова в предложениях».
– Задания от Маши продолжаются. Я буду говорить отдельные слова. Их нужно подружить, что бы получилось предложение.
- Кушать, Паша, шоколад.
- Шить, мама, шуба, будет.
- Малыши, лошадка, ехать, на.
- Волнушки, много, найти, мы.
- Каша, Яша, кушать, пшённая.
- Камыши, в, лягушки, квакать.
5. Упражнения для пальчиков: «Шарик».
а) «Прочитаем слоги» (вместе и индивидуально).
– В шланг воду пустили.
И букву «Ш» нам показал.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из шланга поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для папы, мамы.
Шланг цветы решил полить,
Букву «Ш» с гласными соединить.
– Давайте проверим, соответствует ли написанное картинке и исправим, если нужно: миска – мишка, кашка – кошка.
в) «Выкладывание звуковых схем и слов».
– Какое последнее слово у нас было? (кошка).
– Давайте проанализируем все звуки этого слова и выставим звуковую схему. А затем заменим её буквами и поиграем со словами.
Конспект логопедического фронтального занятия: “Автоматизация звука Ш”.
Содержимое разработки
Логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Ш» (фронтальное)
Учитель-логопед Мухамадеева Г. Г.
Коррекционно-образовательные:
Уточнить артикуляцию звука Ш, закрепить умение детей правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и фразовой речи, умение детей заучивать стихи с помощью мнемотаблиц, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать фонематический слух, зрительное восприятие, речевое дыхание. Развитие мышления, памяти, эмоций, зрительного и слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за своей речью, умение слушать себя и педагога, интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Посмотрите.
Вспомним наше правило: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо».
Сегодня к нам пришли еще и другие гости. А кто догадайтесь сами (слайд)
– Дети, догадались какая сказка у нас в гостях? (Маша и медведь)
– Конечно Маша со своим другом Мишей.
Скажите ласково их имена (Машенька, Мишенька)
2. Сообщение темы занятия
– Скажите, чем похожи слова: МАША и МИША? Какой общий согласный звук есть во всех словах? (Ш)
Вспомните и назовите имена детей вашей группы, в чьих именах есть звук Ш. (Саша,Маша,Паша, Наташа,Даша)
3. Артикуляционная гимнастика. (слайд )
– Давайте все вместе расскажем сказку «Маша и медведь».
– Ребята нам понадобятся зеркала, поставьте их перед собой.
– В одной деревушке, в бревенчатой избушке жила-была девочка Машенька.
(достать куклу Машу и мишку).
– Утром Маша проснулась и улыбнулась («Улыбка»)
– Поиграла на трубе. («Трубочка»). Затем опять улыбнулась.
– Взяла ложку («Блинчик»).
– Взяла чашечку («Чашечка»).
– И достала вкусное варенье («Вкусное варенье»)
– После того, как она подкрепилась пошла Маша в лес за ягодами. В лесу ей встретилась змея. и зашипела: шш… испугалась маша и убежала на речку. Там она встретила гусей. Увидев машу они тоже зашипели:шшш… Тогда она обратно побежала в лес, полакомилась малиной. Вдруг поднялся ветер и лес зашумел:шшш. И маша побежала домой.
(дорожка на экране, изолированно произносит логопед)(слайд )
Акустико – артикуляционная характеристика звука.
Повторяем звуки: гласные и согласные, затем по схеме даем характеристику звука Ш.
5. Соотнесение звука с буквой.
– Звуки слышим и произносим, они у нас невидимки. А чтобы их как – то увидеть обозначаем буквами. Стих про букву Ш:
«Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е»
Маша хочет написать эту букву на манке. Напишем, три палочки вертикальные и одна горизонтальная.
Звук в слогах
Повторяйте за мной: вопросительно «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»;
с просьбой «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»;
радостно – «шва-шво-швы!», «ашв-ушв-ишв!».
7. Пальчиковая гимнастика в сочетании с речевым дыханием «Шарик»
Надувают шарик быстро, пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их,
Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши
Воздух вышел подуть на ладони
Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку
8. Физминутка зимняя (музыкальная на ноутбуке)
9. Развитие фонематического слуха.
Маша и Миша просят нас поиграть в игру «Поймай звук». Закройте глаза, если услышите звук Ш, поймайте в ладоши: а,и,ш, ма, му,ша, сок, шок, касса, каша, миска, мишка.
10. Звук в словах.
–Игра «Поезд». У Маши появились друзья, она их пригласила в гости. Их надо посадить в поезд, но только тех, в названии которых есть звук Ш. (Мышка, кошка, лошадь, лиса, волк, заяц, белка). Дома у них остались маленькие детки, вспомним как их зовут (мышата, котята, жеребята, волчата, зайчата, бельчата).
-Игра «Собери животное из частей». Маша никак не может собрать картинки из частей, помогите ей. Назови: чья морда; чей хвост; чье туловище? (разрезные картинки)
11. Звук в предложениях.
Для Маши и мишке расскажем стишок.
– Заучивание стиха по мнемотаблице.
«Кошка на окошке шапку шьет
Мышка в сапожках избушку метет».
– Игра «Назови действие». (Лото)
Каждому ребенку раздают по большой карте. Маленькие карточки лежат стопкой на столе. Логопед берет по одной карте и показывает детям, дети говорят что нарисовано и подбирают к существительному глагол. Н-р, пчела летит. Каждый участник собирает карточки, подходящие к его карте лото.
12. Звук в связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»
Маша очень любит рассматривать картинки и составлять рассказ по ним.
Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Логопед. Молодцы! Вы рассмотрели картинки и ответили на вопросы, а
теперь немного подумайте и подготовьтесь к составлению рассказа.
Пауза для подготовки детей к составлению рассказа.
(Логопед дает детям одну минуту для подготовки к рассказу).
Логопед. Попробуйте самостоятельно рассказать о том, что нарисовано на
этих картинках. Старайтесь рассказывать по — своему. Придумайте кличку
для котёнка. Начните рассказ со слова «однажды».
(Логопед предлагает двум — трём детям по очереди составить рассказ).
Маленький проказник
Однажды вечером бабушка решила немного отдохнуть, она взяла вязание и
села в кресло. Бабушка из зеленой пряжи вязала кофту своей внучке. Во время вязания клубок скатился на пол. А котенок Рыжик притаился за креслом и наблюдал за клубком. Когда бабушка тянула нитку клубок двигался как живой. Рыжик представил что это мышка. Бабушка устала вязать, положила вязание на кресло и ушла на кухню.
А Рыжик вылез из- за кресло, подкрался к клубку, потрогал его и начал играть с ним. Он прыгал на него, катал его. И не заметил, как запутался в
нитках. Когда бабушка пришла, она с удивлением обнаружила на полу
большой клубок с торчащим из него хвостиком котёнка. Она пригрозила ему пальчиком; «Вот какой проказник!»
(Дети поочереди пересказывают рассказ.).
14. Итог занятия
-С каким звуком сегодня мы с вами познакомились? Сюрпризный момент (медальки). И танец Маши.
Слово педагога
Автор: Матвеева Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ИОМС УО Островского района МБДОУ детский сад “Радуга” общеразвивающего вида
Населённый пункт: Псковская область, г. Остров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ООД фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: “Звук [ш]. Буквы Ш,ш”
Раздел: дошкольное образование
ООД фронтальное логопедическое занятие
по подготовке к обучению грамоте
Тема: “Звук [ш]. Буквы Ш,ш”
Учитель-логопед МБДОУ
детский сад «Радуга»
Матвеева Татьяна Александровна
Цели: закрепить умение правильно произносить звук [ш]
1. Образовательные:
– закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш
– учить выделять звук [ш] в звучащей речи;
– учить определять место зв. в слове; проводить звуковой анализ слова;
– учить словообразованию: глаголы, существительные единственного и
2. Коррекционно-развивающие:
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать общую и мелкую моторику,
– развитие пространственных представлений,
– развитие просодической стороны речи.
3. Воспитательные:
– развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
– воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Оборудование:
– игрушки Смешариков (Крош, Нюша, Лосяш).
– дидактический материал: картинка колокольчик, схемы слов (положение
звука в начале, середине, и в конце слова), схема характеристики согласного
звука, синий квадратик для обозначения звука; макет полки, картинки
кухонной посуды; буквы Шш, слоговая таблица
-ТСО. Аудиозапись “Круглой песни” из мультфильма;
– раздаточный материал: зеркала, картинки со звуком [ш] для звукового
анализа по количеству детей, картинки с изображением Смешариков на
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе
Пальчиковое упражнение «Колокольчик».
Идёт коза рогатая
Идёт коза бодатая
К ней другая спешит
(Скрещенные пальцы показывают колокольчик с языком).
– Как называется внутренняя часть колокольчика? – Нам, зачем нужен язык?
2. Сообщение темы занятия.
В течение нескольких занятий мы играли со свистящими звуками. Вспомните
– какими? (с,сь, з, зь, ц) Сегодня на занятии мы познакомимся ещё с одним
звуком русского языка. А с каким – вы узнаете позже.
Этот год президент В.В. Путин объявил годом кино и мультфильма.
Наверняка вы любите мультфильмы и у вас есть любимые? (ответы детей)
Один из ваших любимых мультфильмов мы сегодня вспомним и даже
побываем в гостях у его героев. А заодно и с новым звуком познакомимся.
Итак, закрываем глаза и отправляемся в страну, где каждый из вас хотел бы
побывать. (убираем покрывало, которым закрыты игрушки)
Логопед: Открывайте глаза. Это – страна Смешариков.
Живут на свете шарики,
Наверняка любимец ваш
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошку кролика, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
А кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Логопед: у Смешариков есть любимый звук, это как раз тот звук, с которым
мы сегодня будем знакомиться. Послушайте еще раз, как звучат имена
Смешариков и скажите, какой общий звук вы услышите
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Работа с зеркалами.
Артикуляционный уклад
Логопед: Произнесите звук [ш] В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед, округлены (круглые, как смешарики, поэтому они
любят этот звук)
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Логопед: поднесите ладонь ко рту и произнесите звук, какой воздух
чувствуется на ладошке?
Логопед: тёплая воздушная струя идёт по языку, а не через щёки.
Какой это звук – гласный или согласный?
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: Каким цветом мы обозначим звук [ш] на схеме слова?
Дети: Синего. (повесить синий квадратик)
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчика на квадратике не будет
Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Закрепим по схеме:
согласный, глухой, всегда твёрдый.
Артикуляционная гимнастика
– Сейчас я вам расскажу, как Крош проводит своё утро, а вы мне покажите с
помощью языка то, что он делает.
С утра он пьёт чай из чашки (упражнение «Чашечка)
Чай горячий, нужно подуть на язычок («Сухой листочек»)
Конечно с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»)
Потом он чистит зубы («почистим зубы»)
И начинает делать уборку в доме («стены, потолок»)
Очень любит он играть на дудочке («дудочка»)
4. Упражнение в произношении звука [ш]. Пальчиковая гимнастика.
Лосяш любит играть со звуком [ш] и предлагает вам поиграть вместе с ним
Глубокий вдох – на выдохе
«Лес шумит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.(показ руками)
«Гусь шипит»: (шш-шш) (показ руками)
«Шарик» (показ руками)
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой (вдох)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой (на выдохе (ШШШШ)
В слогах с разным ритмом и интонацией:
Логопед: Лосяш предлагает поиграть в игру “Повторялки”. Он будет
произносить слоги как будто хочет у вас спросить – вопросительно, а вы
повторите слоги, но уже, как бы отвечая – утвердительно.
Пример: Лосяш: ша-ша-ша? Дети: ша-ша-ша.
Играем: (хоровые ответы)
ши-ши-шу? шу-ша-ша? ша-ши-шо? ше-ши-ша?
5. Развитие фонематического восприятия.
Произнесение звука Ш в словах.
Звук [ш] иногда называют песенкой гуся. Покажи «гуся»(рукой) когда
услышишь звук [ш]:
Смешарик воздушный хвост
лопнувший выпускает синий
Лосяшу очень понравилось с вами играть, а теперь вас в гости приглашает
Игра «4 – й лишний».
Логопед: у себя на кухне Нюша расставила посуду на полки кухонного
шкафа. На каждой полке по 4 предмета посуды. Она хотела, чтобы в
названиях всех предметов был её любимый звук [ш]. Но оказалось, что один
предмет на каждой полке лишний, потому что в его названии звука [ш] нет.
Помогите Нюше найти и убрать с полки этот предмет.
Назовите предметы посуды на нижней полке, проговариваем [ш]:
Чашка, ложка, сковорода, ковш. Какой предмет лишний?
Назовите предметы посуды на верхней полке:
Кружка, кастрюля, нож, кувшин. Какой предмет лишний?
Нюша благодарит вас за помощь и зовёт поиграть, отдохнуть под их
любимую Круглую песенку. Вставайте в круг. Идём по кругу изображая
слова-действия в песенке.
6. Физкультминутка.
7. Формирование лексико-грамматического строя речи.
Крош зовёт вас поиграть со словами, в названии которых есть звук [ш]. Когда
будете отвечать, правильно и чётко произносите этот согласный, всегда
твёрдый звук. Язычок за верхними зубами в форме чашечки.(Передаёшь
игрушку Кроша, когда ответил)
А) Игра «Я начну, а ты закончи»:
Я иду, а ты идёшь.
Я беру, я пою, я веду, я несу, я плыву, стою, я бегу, я рисую, я лечу (на
Б) Игра «Один-много»
Шалаш, камыш, малыш, карандаш, ландыш, ваш, брошь, мышь, детёныш,
В)Словарная работа
Когда шуршат – это шорох
Когда шепчут, когда шумят, когда шелестят, когда спешат, когда шагают,
Г) Проговорим скороговорку. Заучим.
8. Звуковой анализ. Выделение звука [ш] из состава слова.
Раздать детям картинки.
Назови картинку (шёпотом), есть ли в слове звук [ш]. Определи его место в
слове (начало, середина, конец).
Кому не понятно, что изображено на его картинке?
Смешарики хотят ещё поиграть с вами и со словами.
Выходят 3 ребёнка с картинками (звук [ш] в разных позиция), берут схему
слов и игрушку Смешарика. Это 3 капитана для 3 команд.
У кого в названии картинки звук [ш] в начале слова – встаньте в команду
Кроша, у кого в середине – в команду Нюши, у кого в конце – в команду
– Капитаны проверьте, нет ли в вашей команде игрока, который принёс
лишнюю картинку. Проверка команд, произнесение слов вслух. Логопед: За
то, что вы не ошиблись в игре, Смешарики хотят подарить вам свои
Раздать по командам изображения Смешариков.
9. Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов и слов с буквой Ш.
Посмотрите на обратную сторону портрета. Что изображено на ней? Это
буква, которая обозначает любимый звук Смешариков – звук [ш]
Эта буква хороша
Назовём её мы ША.
Из скольки элементов-палочек (три вертикальных и одна горизонтальная)
состоит буква Ш? Обведите её пальчиком. Изобразите из пальчиков.
Пропишите в воздухе.
Буква Ш — особенная буква. Она обозначает только твердый звук [ш] и
всегда читается твердо, даже если стоит с гласными И,Е (которые обычно
делают согласные звуки мягкими)
Чтение слогов
10. Итог занятия.
– Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков. С каким
звуком вы познакомились сегодня в этой стране? А с буквой?
Вы, ребята, молодцы и Смешарики приглашаю вас ещё раз прийти к ним в
Фронтальное логопедическое занятие на тему: “Звук и буква Ш”
Конспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебеКонспект фронтального занятия
Тема: Звук и буква «Ш»
Задачи:
- Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах и фразах
- Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом
- Закрепить умение согласовывать существительное и прилагательное в числе и падеже
- Закрепить умение подбирать родственные слова к слову МИШКА
- Развивать связную речь на основе составления предложения со словом и предлогом
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать умение определять место звука в слове
- Закреплять умение слушать и выполнять задания
- Развивать общую координацию движений
- Воспитывать положительную мотивацию к учебе
Открытое фронтальное занятие логопеда “Звук [ш]. Буква Ш”
Разделы: Логопедия
- Образовательные: закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш, совершенствование навыков составления предложений с предлогами,
- Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; звуко-буквенный анализ слова; развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, общей и тонкой моторики.
- Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Модели Смешариков (Крош, Бараш, Нюша, Лосяш). Макет звука Ш, Панно “Комната с мебелью”. Панно “Буфет” с мнемотаблицей для рассказывания стихотворения. Панно для звукового анализа “Домик Кроша”, картонная буква Ш. Магнитофон. Аудиозапись “Круглой песни” из телепередачи, запись музыки для пальчиковой гимнастики “Кролик” Е. Железновой.
Индивидуальный раздаточный материал: Схемы слова и твердого согласного звука, синяя ручка , схемы предлогов, карточки для звуко-буквенного анализа, карточки для развития внимания, медали.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
И на нас на всех глядят.
И не строго, а с улыбкой.
Очень теплой и простой.
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим? Добротой!
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. Это – страна Смешариков.
(Педагог читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Логопед: Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите
Дети: Звук Ш.
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Выставляется макет звука.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.
Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед .
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?
Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.)
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик.)
Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Он у нас теперь красивый.
4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед: Звук Ш и Бараш предлагают поиграть в игру “Повторялки”. Звук будет произносить слоги, а вы с Барашем их повторять так, как он скажет.
Ребенок берет Бараша и повторяет вместе с ним слоги с разным ритмом и интонацией.
5. Произнесение звука Ш в словах.
Логопед: А вот и домик Нюши. Нюша приглашает вас к себе в гости (панно “комната”).
Логопед: Возьмите конверты под номером 1 и достаньте схему слова и звука Ш, положите перед собой. Нюша просит вас назвать все предметы в комнате, в названиях которых есть звук Ш, и определить его место в слове.
Один ребенок называет слово, определяет место звука Ш, остальные выкладывают на схеме слова.
6. Произнесение звука Ш в предложениях с предлогами В, Из, За, Из-за.
Логопед: А теперь Нюша приглашает вас и своих друзей поиграть в игру “День, ночь”
Возьмите конверты под номером 2 и выложите перед собой схемы предлогов.
– Ночь, закрыли глаза. (Убираются фигуры Смешариков со стола, а на панно добавляются их нарисованные изображения.)
– День, открыли глаза. Посмотрите, наши друзья спрятались.
Маша, подойди ко мне и скажи: “Куда спряталась Нюша?”
Ребенок: Нюша спряталась за шкаф.
Логопед: Какой предлог в этом предложении?
Ребенок: Предлог На.
Логопед: Покажи его. Покажите все предлог На. (Дети поднимают схему предлога.) Ит.д.
Логопед: Ночь. Закрыли глазки. (Убираются изображения Смешариков и выставляются на стол их фигуры.)
Логопед: День. (Дети открывают глаза.)
7. Физкультминутка под “Круглую песенку” на ковре.
Логопед: – А теперь Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.
8. Произнесение звука Ш в стихотворении по мнемотаблице.
Логопед: Посмотрите, какой красивый буфет у Нюши.
Давайте поближе рассмотрим, что Нюша хранит в своем буфете.
(Выставляется панно “Буфет”.)
Логопед: Маша, назови, что лежит на верхней полке.
Логопед: Петя, что лежит на средней полке?
Логопед: Коля, что лежит на нижней полке?
Нюша сочинила веселую считалку и предлагает вам ее выучить.
Вот шипящая считалка:
Чашка, ложка и мешалка,
Кружка, нож и поварешка,
Кошка, пышка и лепешка.
Дети произносят еще раз хором. Затем по одной строчке 4 ребенка.
Логопед: Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся дальше в путь.
9. Звуко-буквенный анализ слова.
Выставляется панно “Домик Кроша”.
Логопед: Посмотрите, мы подошли к домику одного из наших друзей.
Хотите узнать, кто живет в этом домике? Возьмите конверты под номером 3 и ручки.
Чтобы узнать, кто здесь живет, нам надо определить, с какой буквы будет писаться каждое слово.
Ко мне выйдет Альбина. Назови первую картинку. С какой буквы напишем слово кошка? (С буквы К). Найди и прикрепи букву К. А вы напишите букву в квадратик. И т.д.
А теперь прочитаем, какое слово у нас получилось?
Ребенок: КРОЛИК.
Логопед: Да, здесь живет Крош и давайте про него мы споем песенку.
Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение.
Маленький кролик с большими ушами,
Розовым носом,
смешными усами
норку глубокую роет себе
сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит.
Кролик ушами всегда шевелит.
Слышит шаги и лисиц и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
11. Знакомство с буквой Ш.
Логопед: Крош хочет познакомить вас с буквой, которая дружит со звуком Ш и со Смешариками. (Выставляется картонная буква Ш.) Как называется эта буква?
Дети: буква Ш.
Логопед: Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Логопед объясняет и показывает написание буквы.) Давайте попробуем в воздухе прописать эту букву. Посмотрите, как я напишу ее на доске.
Логопед: Крош приготовил для вас еще одно задание. Возьмите карточку под номером 4 и ручку. Вы видите буквы, среди которых надо найти букву Ш и обвести кружочком (показать на доске).
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким звуком вы познакомились сегодня? А с буквой? Вы, ребята, молодцы и Смешарики вас награждают за хорошую работу медалями.