Конспект фронтального логопедического занятия Смягчающий и разделительный мягкий знак (лексическая тема Дикие животные)

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Путешествие в королевство Мягкого знака»

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -. (Мягкий знак.)
Лог. – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: – Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
Лог: – Где находится «Ь» – знак в слове корабль. Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: – Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: – Вот и первая остановка – остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
• Овощ……. (морковь)
• Ходит дворник с метлой, подметает снега –
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
• Она девочка, а он – ……….. мальчик.
• Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: – Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» – знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
• Чего нет у буквы «Ь» – знак? (звука).
• Где в слове может стоять «Ь» – знак? (в середине и конце).
• Почему у «Ь» – знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
• Для чего нужен «Ь» – знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
• Вспомните слова с «Ь» – знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог: – Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» – знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» – М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

Читайте также:
Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида (Мы любим родной язык и изучаем его)

Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»

Конспект фронтального логопедического занятия
в 3 классе по теме:
«Смягчающий и разделительный мягкий знак»
Лексическая тема: «Дикие животные»

1. Дифференцировать понятия разделительный и смягчающий Ь, развивать языковой анализ, расширять словарь существительных, притяжательных прилагательных.

2. Совершенствовать фонематическое восприятие.

3. Воспитывать мотивации к исправлению речевых ошибок, речевому общению.

1. Речевая зарядка:

– ень, -ень, -ень — На севере живет олень.
– ось, -ось, -ось — В лесу живёт лось.
– едь, -едь, -едь — Сладкоежка наш медведь.

2. Организационный момент.

– Назовите, какое сегодня число, месяц и день недели?

– А какой был месяц перед январём?

– А какой наступит месяц после января?

– Какое сейчас время дня?

– А сколько сейчас время?

– Занятие у нас сегодня необычное, мы на логопедическом занятии не группой, а целым классом, и у нас гости. Будем очень внимательны и терпеливы друг к другу, не будем мешать и перебивать товарища по парте, а отвечать, когда спросит учитель, если ответ короткий, можно ответить сидя. В конце занятия нас ждёт подарок от лесного сладкоежки — это посылка. Что там? Секрет.

3. Фонетическая зарядка.

– А сейчас игра «Внимательно слушай и повторяй за мной звуки и слоги».

С, СЯ, СЬЯ, СЁ, СЬЁ, СЮ, СЬЮ, СИ, СЬИ, СЕ, СЬЕ,
Л, ЛЯ, ЛЬЯ, ЛЕ, ЛЬЕ, ЛЮ, ЛЬЮ, ЛИ, ЛЬИ, ЛЕ, ЛЬЕ.

– Молодцы! Ваши ушки хорошо слушали и слышали.

4. Объявление темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем закреплять умение различать смягчающий и разделительный Ь знак в словах и коротких предложениях на письме. Нужно внимательно слушать, говорить, что слышишь и объяснить, что пишешь. Работать с предметными картинками.

5. Назовите, кто это? (На доске вывешены предметные картинки: медведь, волк, олень, лиса, лось).

– (Это медведь! Лось, олень, рысь, белка, волк, заяц, лиса). Правильно.

– А как назвать эти предметы двумя словами? (Дикие животные).

Читайте также:
Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда

– Вы сейчас говорили слова, называющие диких животных. А в каких из этих слов на конце слышится мягкий согласный звук? (в словах медведь, лось, олень, рысь). Правильно.

– Назовите мягкий согласный на конце на конце слова «лось» (сь, сь, дь, нь). Правильно.

6. Работа с деформированными словами.

– Внимание на доску. Вот так написал слова называющие диких животных Незнайка. Давайте прочитаем. (лос, рыс, олен, медвед). Как звучит согласный на конце этих слов, твёрдо или мягко? (Твёрдо).

– А какой хитрый знак, который не произносится, а в слово часто просится, напишем мы в конце этих слов? (Смягчающий мягкий знак). Объясни. (В этом слове я напишу смягчающий Ь знак, потому что согласный звук на конце слова пишется мягко.) Иди, напиши. Давайте теперь прочитаем эти слова (читают все дети).

– Вот теперь как это слово произносится, так и читается. Молодцы, ребята. Помогли Незнайке.

7. Работа с предложением с деформированными словами.

– А вот другой Незнайка написал предложение и не может понять, почему слова в нём такие непонятные. Прочитайте, как написал Незнайка.

Детеныши лвицы и лва — ловкие, силные лвята.

– Назови слово, в котором Незнайка допустил ошибку. (Он допустил ошибку в слове львицы). Какую ошибку? (Он не написал смягчающий Ь знак).

– Иди скажи, что ты напишешь в слове и почему? (Я напишу смягчающий Ь знак, потому что звук л’ в слове произносится мягко).

– Исправляй так, как учит тебя учитель исправлять твои ошибки.

Далее подробный разбор слов льва, сильные, львята, после вопросов:

– А в каком слове ещё допущена ошибка?

9. Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

10. Работа в тетради.

– Запишем число, месяц, день недели.

– Сейчас зима и очень холодно, но лесным зверям не страшен мороз, так как они одеты в теплые шубы. У волка шуба чья? (волчья.)

– Кто напишет это слово на доске? Скажи, что ты напишешь в слове «волчья»? (В слове «волчья» напишу разделительный Ь знак, потому что согласный звук Ч и гласный звук Я произносятся раздельно).

– Скажи это слово по слогам. А теперь напиши это слово по слогам. А вы, ребята, тоже записывайте это слово по слогам в тетрадь.

Далее разбор и запись слов: ли-сья, за-я-чья, мед-ве-жья, о-ле-нья, бе-ли-чья.

11. Самостоятельная работа с деформированными предложениями (по опорным картам).

– Смотрите в карточку, следите, я читаю предложения. Записывайте эти предложения в тетради с новой строки и вставляйте пропущенный смягчающий и разделительный мягкий знак там, где это нужно.

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

Далее ребята работают самостоятельно.

Ребята увидели лис…ю нору.
Мы прочитали рассказ про л…ва.
На снегу мы заметили волч…и следы.
По лесу бежал быстроногий лос…

12. Итог занятия.

– С заданием справились почти все. А вот и посылка из леса от сладкоежки.

– Угадали от кого? (От медведя).

– Что мы ему скажем? (Спасибо).

– Спасибо и вам, ребята. Занятие окончено.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
Криковцова М. П., учитель-логопед
первой квалификационной категории.

Фронтальное логопедическое занятие на тему: Разделительный мягкий знак (обобщение)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

Разделительный мягкий знак (обобщение) 2 класс

Цель занятия : закрепление навыков определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах, словах, словосочетаниях
и предложениях.

Задачи занятия:

– закрепить артикуляционные навыки и фонематические представления по теме;

– развивать навыки буквенного анализа слов с разделительным мягким знаком.

– совершенствовать навыки чтения и письма слогов и слов с разделительным мягким знаком;

– формировать грамматический строй речи;

– закрепить правило написания слов с разделительным мягким знаком;

– развивать слухоречевую память;

– формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и навыки адекватной самооценки;

– воспитывать уважительное отношение к товарищам и развитие навыков взаимопроверки.

Оборудование: Семь нарисованных гномиков; Шесть записок с заданиями, которые прикрепляются к гномикам, звуковые линейки (цифровой ряд); Предметные картинки; Индивидуальные зеркала; Слоговые пособия на разделительный мягкий знак; Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Приветствие

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации) (Слайд 1)

– Сегодня к нам на занятие пришёл гномик. Его зовут Разделительный мягкий знак. Он просит вас помочь ему разыскать его братьев. Их было шесть. Все они тоже – Разделительные мягкие знаки. Они спрятались.

3. Определение цели занятия

– Если вы сумеете найти их всех, то научитесь безошибочно определять наличие разделительного мягкого знака в речи.

4. Повторение правила и способов определения наличия разделительного мягкого знака в слогах

– Чтобы отыскать братьев 1-го гномика, нам нужно вспомнить:
* Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
(Разделительный мягкий знак пишется между согласными и гласными е, ё, ю, я, и)

– Предлагаю повторить слоги с разделительным мягким знаком:
Ля – лья, ви – вьи, не – нье, тё – тьё, рю – рью.
* Как звучат согласный и гласный, когда появляется разделительный ь?
(Раздельно. Гласный распадается на 2 звука, слышится звук Й)
* Как изменяют положение органы речи, если появляется разделительный ь?
(Губы растягиваются в улыбке, язык отодвигается назад)
* Какой слог произнести труднее и почему?

(Слог с разделительным ь, так как сильнее напрягаются щёки и губы,
в горлышке чувствуется преграда для воздуха)

– 1-ый гномик подсказывает вам, что его братья очень любят кататься с горки и, если в слоге есть разделительный ь, то рукой можно изобразить горку (волнообразное движение).

– Все эти знания помогут вам найти остальных гномиков. Ну что ж, удачи вам!

5. Основная часть (тренировочные упражнения)

Читайте также:
Педагогическое обследование слуха у детей

1. Закрепление правила (упражнение в чтении слогов)

– У 1-го гномика есть записка, в которой написано, где спрятался второй гномик. Прочтите. (Даётся записка ученику)

– Найдите разделительный ь, подчеркните его и правильно прочитайте слоги.

(Раздаются карточки)

– А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга. (Слайд 2) (Демонстрация 2-го гномика):

* Как вам удалось отыскать разделительный мягкий знак среди различных букв? (Разделительный ь стоит между согласной и гласной)

2. Работа с кроссвордом

– У 2-го гномика есть записка от 3-го. (Даётся записка ученику)
– Отгадайте загадки, запишите отгадки в кроссворд.

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Разиля Ахметшина
Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно –акустической дисграфии на тему:

«Буква «ь»: смягчающий и разделительный».

– Закрепить знания детей о мягком знаке;

– Учить правильно использовать его при письме;

– Упражнять в звукобуквенном анализе слов с мягким знаком;

– Закрепить правило переноса слов с мягким знаком;

– Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление;

– Обогащать словарный запас;

Материал: тетради, ручки, мяч, карточки с заданиями, зеркало на каждого ребенка.

Оборудование: экран, ноутбук.

Ход занятия:

Давайте, улыбнемся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот,кто назовет последний звук мягко в данных словах:

Кон, хор, угол, мел, ест, брат, ел.

Что помогло нам образовать новые слова? Что вы можете сказать об этом знаке? (Ответы детей: звука не обозначает, разделяет, смягчает, пишется после согласных).

2. Уточнение представлений о букве «Ь».

Сегодня мы работаем по дифференциации разделительного «Ь» и «Ь» как показателя мягкости согласных. Запишите сегодняшнее число.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова: коньки, метель, обезьяна.

Запишите в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ слов. Что вы заметили? Когда мягкий знак стоит в конце слова, он смягчает согласную, а когда он стоит посередине слова, он разделяет.

Посмотрите на слайд и произнесите: вьи, лья, дьи, бью, жье.

Какой дополнительный звук появляется в названных слогах? Откуда он берется? Гласные второго ряда после мягкого знака распадаются на два звука, один из которых Й и отсюда мы чувствуем на слух наличие мягкого знака в слове.

Возьмите каждый свое зеркало и произнесите – ВЯ, обратите внимание на положение губ и языка, слог произносится вместе, слитно. Теперь произносим – ВЬЯ, слог разделяется и звук Й как бы создает преграду.

Читаем на слайде слоги парами:

Ви – вьи, ле – лье, тю – тью, пя – пья, ме – мье, ря – рья, жи – жьи, вя – вья, де – дье, зи – зьи.

«Добавь разделительный «Ь»:

Я буду называть слог без разделительного мягкого знака и кидать вам мяч, а вы мне возвращаете мяч назвав слог с разделительным мягким знаком: зи, ря, ке, дю, и т. д.

«Убери разделительный «Ь»:

Теперь я называю слоги с разделительным Ь и кидаю мяч,а вы возвращаете мяч назвав слог без него: вью, бьи, дья, кьи, рья и т. д.

Читайте также:
Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

4. Работа с карточками.

Ребята, я раздала вам карточки с заданиями. Работаем в тетрадях.

Первое задание: вам даны слова, в первый столбик нужно записать слова с разделительным «Ь», во второй столбик остальные слова. Для чего служит мягкий знак в словах записанных во второй столбик?

Второе задание: запишите данные слова во множественном числе, подчеркните мягкий знак.

Друг, крыло, воробей, дерево, лист, перо, брат, стул.

Третье задание: составьте предложения из данных слов

• Воробьи, людей, живут, около.

• У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.

• Даже, слышно, в ненастье, воробьев.

• Игорь, кормить, любит, Воробьев, воробьишек, шустреньких.

Прочитайте полученные предложения, назовите слова с разделительным Ь и со смягчающим Ь. Связаны ли эти предложения между собой и что получится, если прочитать все предложения по порядку?

Четвертое задание: замените данные словосочетания одним слово и сделайте звукобуквенный анализ полученных слов.

Снежная буря – вьюга, разносчик почты – почтальон, мясной отвар – бульон.

5. Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня работали?

Для чего она необходима в речи?

Важна эта буква?

Что помогало вам чувствовать эту букву на слух?

Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня занимались, выполнили все задания! И теперь вы не будете допускать ошибок в словах с Ь. До свидания!

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи Тема: Звук и буква З. Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка Задачи: коррекционно-образовательные: • закрепить символ.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия — почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком» Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком. Тип занятия: микрогрупповое. Вид занятия: фонетическое. Занятие рассчитано на детей, имеющих.

Конспект логопедического занятия «Слог как часть слова» (фронтальное занятие для второго класса) (КРО) Тема урока: Слог, как часть слова Цель: Продолжать учить делить слова на слоги, различать слоги в словах Задачи: -Образовательные: Продолжать.

Конспект урока немецкого языка для второго класса «Новые сказочные герои» Конспект урока немецкого языка для 2 класса. Тема: Unsere neuen Lehrbuchfiguren. Wer sind sie? Wie sind sie? I. Практическая цель. 1. Развитие.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для детей с ФФН, тема Звук Р

Конспект фронтального логопедического занятия Смягчающий и разделительный мягкий знак (лексическая тема Дикие животные)

Логопедическая тема: Звуко-буквенный анализ слов.

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Задачи:

Развитие УУД

– Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

– Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

– Воспитывать умение слушать других.

Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями,

Ход занятия:

– Организационный момент. Приветствие.

Упражнение « загадка»

Безголосый он добряк,

В словах всё смягчает,

а ещё он разделяет…

Упражнение «работа в тетрадях»

Ребята давайте запишем несколько слов.

Братья, деревья, муравьи, ночью, ненастье, ручьи.

-Проверка работ на доске, дети в тетрадях. Анализ ошибок, исправление.

Упражнение « Цепочка»

Чтение стихотворения детьми по цепочке

«Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место на как.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И

Оттуда залез к муравью

Усевшись как раз перед Ю,

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю….

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный знайте друзья

Меня вы найдёте всегда перед Я».

Правило:

Разделительный мягкий знак пишется:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова.

Упражнение «Найди ошибку»

«Ночю был сильный мороз. Тихо падали хлопя снега. Реки и озера покрылись льдом. Была сильная вюга.»

Упражнение «работа в парах»

Разделительный мягкий знак пишется в некоторых иноязычных словах, перед буквой О.

Упражнение «Иностранные слова»

Ребята, нам пришло по письмо из-за границы по e-mail от Пинокио, он просит вашей помощи. Помогите ему вставить буквы в слова:

Батал_он, буль_он, почталь_он, мин_н, шампин_он, павил_он, компан_он.

( Объясняю значение слов. Дети, вставляют буквы в слова. Работа с электронной доской.)

Игра «Рисование на манке»

На парте поднос с манкой.

Ребята давайте теперь нарисуем мягкий знак пальчиками.

И попробуем нарисовать некоторые слова:

Вьюга ,воробьи, обезьяна, миньон, шампиньон.

Упражнение «Наблюдение над разделительным мягким знаком»

Слова, которые писали в начале урока

Братья, деревья, муравьи, ночью, ненастье, ручьи.

Подчеркните разделительный “Ь” перед словами, которыми он стоит. Подчеркните букву, после которой он стоит. ( согласная – двумя чертами). Когда пишется разделительный мягкий знак? Перед какими буквами он

Упражнение «Вставь букву» (Звуко – буквенный анализ слов)

Прочитай текст и вставь слова, где необходимо “Ь”( раздаточный материал).

Варенье, жильё (у доски)

Крылья, солью (самостоятельно), проверка..

Закрепление изученного материала

Работа в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи. “Отгадай слова”. Самостоятельная работа. Проверка.

Упражнение «Один – много»

Один -много

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

– Напиши цифрой, сколько в словах букв и звуков.

Графический диктант

Раздать листы в клетку. Срисовать.

Итог занятия

Понравился ли Вам урок?

Когда пишется разделительный “Ь”

Разделительный мягкий знак пишется:

-Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова.

Читайте также:
Игры на развитие лексической стороны речи детей

-в некоторых иноязычных словах, перед буквой О.

Познание

Автор: Ишкова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33”
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект группового логопедического занятия
Тема: “Разделительный мягкий знак”
Раздел: среднее профессиональное

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №33

города Ставрополя»

учитель-логопед Ишкова О.В.

Групповое логопедическое занятие с дисграфиками 3 класса

Тема : «Разделительный мягкий знак».

данное логопедическое занятие предназначено для обучающихся 3

класса, имеющих акустическую форму дисграфии. Основная цель занятия – это

усвоить орфографическое правило на написание слов с разделительным мягким

знаком, а также развивать фонематическое и зрительное восприятие и

познавательные процессы обучающихся.

Цель: научить правильному написанию слов с разделительным мягким знаком.

выучить правило на написание слов с разделительным мягким знаком,

объяснить значение новых слов (лексическая работа);

упражнять в написании слов с разделительным мягким знаком;

уточнить различия разделительного мягкого знака и мягкого знака,

обозначающего мягкость согласных.

развивать фонематическое восприятие на слитное и раздельное произношение

согласного и гласного звуков;

развивать зрительное восприятие;

развивать память и мышление.

воспитывать умение работать в коллективе.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

(Учитель сажает детей)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать

В сказочном городе букв ,что находится за тридевять земель, в три десятом

царстве , в небольшом домишке , что стоял на самой окраине этого города, почти у

самого леса. жила- была буква. Была она такая тихая и скромная , что никто даже

не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание.

Все буквы посмеивались над ней: « Она даже не обозначает звука, только смягчает

согласные, и зачем ее только придумали?» – ворчали они.

Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике?

Посмотрите какой он добрый, никогда не грубит , всегда вежлив и уважителен.

Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший

А вы хотели бы иметь такого друга?

Он очень вежлив мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

– Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о

нем при письме. И сегодня на уроке мы будем учиться писать разделительный

мягкий знак в словах.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были

очень дружны и пели свои песенки. А мягкий знак петь не мог. Почему? Но ему

тоже хотелось подружиться с весёлыми согласными и гласными. Он вежливо

представился и предложил дружить. Согласные и гласные взяли его за руки. Встал

мягкий знак с парой ля и получилось лья. Когда пишется разделительный мягкий

3.Развитие фонематического восприятия

Лё – льё дю – дью

Б) слова-паронимы (объяснить значение слов; что общего и чем они различаются

Читайте также:
Тест: Дефектолог — работа для вас?

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И с разбегу в речку – плюх!

– А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

А) записать слоги с дерева

Б) записать слова с разделительным мягким знаком «Раскрась Красную

В) Записать слова во множественном числе

Он соло пел среди ветвей,

У. Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

У. Измените эти слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Д. Соловьи, воробьи

– В чем сходство этих слов? ( составить предложения с этими словами)

Г) составить предложение из рассыпанных слов

1.Волина В.В. «Учимся играя» – Москва «Новая школа» 1994г.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Конспект логопедического занятия (при ФФНР) “Дикие животные наших лесов”

Кузьмина Татьяна Александровна,

МАДОУ Голышмановский Центр развития ребёнка –

Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, рассказ А. Клыкова «Медведь», мелодия плясовой для игры «Мишки», слайды с изображением диких животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, игрушечный паровозик с тремя вагончиками, маленькие игрушки диких животных.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Сообщение темы занятия, создание положительного эмоционального фона, развитие зрительного восприятия).

Дети входят в зал под мелодию «Звуки леса». Садятся на свои места.

Логопед помещает на доску зашумленное изображение с изображением диких животных.

– Посмотрите внимательно на картинку и скажите какие животные спрятались на этой картинке? (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

– Какие это животные? (Дикие).

– Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать?

– Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес к диким животным. Согласны? А теперь закройте глаза и произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.

– Вот мы с вами и очутились в лесу. Скажите как надо себя вести в лесу?

– Скажите каких животных мы можем встретить в лесу, назовите их.

2. Игра «Найди дом для животного». (Развитие умения соотносить звукобуквенную схему со словом).

На мольберте выставляется изображение «домиков» для животных, а под ними выложена звукобуквенная схема названия животного и маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).

Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

– Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики. Нужно поселить животных в домики согласно схеме.

(Нора лисы, дупло белки, логово волка, нора ежа).

3. Чтение логопедом рассказа А. Клыкова «Медведь». Беседа по тексту. Словарная работа. (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха, развитие диалогической речи).

– Кто остался без домика? (медведь).

– Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

– Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

– Как вы понимаете слово линька?

– Почему мех медведя должен стать более теплым?

– А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира?

– Что делает медведь с наступлением холодов?

– Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

– Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Физминутка «Мишки». (Развитие речи с движением).

– Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы с вами превратились в медвежат.

Мишки по лесу гуляли,

Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так.

Ставим одну руку под бочок – это «Корзинка»

Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.

Собираем ягоды и складываем в корзинку

Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились
Вот так, вот так.

Гладим себя по животику

Все на травке развалились,
А потом мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.

Выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх.

Молодцы! Присаживаемся на свои места.

5. «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

– Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).

– Кто здесь изображен?

– Какое животное лишнее и почему?

Лиса – белка – корова – лось.
Барсук – волк – жираф – медведь.
Еж – кабан – петух – заяц.
Белый медведь – еж – заяц – лиса.

– Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

– Сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка

Широко открыт рот, язык расслаблен.

Спала в теплом дупле

Потом она проснулась

Коснуться кончиком языка альвеол.

Белка выглянула из дупла

Быстро поглядела по сторонам

Белка была очень аккуратная, она умылась

Круговые движения языка по губам

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

Язычком белка цокала

«Цоканье» в сомкнутые зубы

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

Широко открыт рот, язык расслаблен.

7. «Светофорчики». (Развитие фонематических представлений, фонематического слуха).

Читайте также:
Домашнее задание для детей старшей логопедической группы по лексической теме Овощи, огород

На мольберте выставляется «светофорчик» и фишки – магниты.

– Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и в отгадке определите где вы слышите звук [л], [л’]; в начале, середине или в конце слова. Вам необходимо определить какой это звук твердый или мягкий и взять соответствующую фишку.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

На ветке не птичка –
Зверек невеличка,
Мех теплый как грелка.
Кто же это. (белка).

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете –
На поляне, на опушке.
Мы зеленые… (лягушки).

Стройный, быстрый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день.
Кто это. (олень).

Заяц зайцу говорит:
– Нам бы волчий аппетит!
– В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у …(волка).

– Очень хорошо, вы справились и с этим заданием, продолжаем путешествие дальше.

8. Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).

Мы делили апельсин

Дети разламывают апельсин на дольки

Показывают 10 пальцев

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда.

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу.

9. Игра «Покатаем животных». (Развитие умения делить слова на слоги).

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и маленькие игрушки диких животных.

– Наши лесные животные любят кататься на паровозике. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось.

10. Окончание занятия. (Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

– Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
Снова дома очутись.

– Кого мы встретили в лесу?

– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: