Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: Весна

Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: «Весна»

  • Расширять и уточнять представления детей о весне.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Развивать связную речь: закреплять умение составлять рассказы описания по образцу со зрительной опорой;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать речевое дыхание.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Раздаточный материал: 1/2 альбомного листа, карандаши, фломастеры, мелки, индивидуальные зеркала; предметные картинки «Пчела», «Бабочка», «Божья коровка», «Муравей»; ноутбук, мультимедийная презентация «Приметы весны», музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой А. Вивальди концерт ми мажор «Весна» соч.8 № 1, запись голосов птиц, жужжание пчел, шум ветра, шум дождя, шум ручья, магнитная доска, магниты.

Ход занятия.

Организационный момент. Приглашение к путешествию.

Добрый день, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Приглашаю я сейчас.

Ребята, а вы хотите отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе, об одном из самых удивительных времен года, будем слушать звуки природы, познавать ее.

А что это за удивительное время года. Вы сейчас узнаете.

(демонстрация слайд-шоу «Приметы весны» и музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой А. Вивальди концерт ми мажор «Весна» соч.8 № 1).

Кто узнал это время года? Что это? Как вы догадались?

Иди, весна, иди, красна,
(Дети пальчиками «идут» по ковру.)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца).

Наши губки и язычок загрустили давайте с ними поиграем перед зеркалом.

Я вас приглашаю пройти к столу.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

– «Улыбка»,
– «Трубочка»,
– «Бублик»,
– Чередование «Улыбка-бублик-трубочка»,
– «Качели»,
– «Щеточка»,
– «Горочка».

Ребята, подойдите ко мне, посмотрите как светло и тихо на лесной опушке, воздух чистый-чистый, свежий. Давайте встанем все удобно, расправим плечи и вдохнем глубоко носиком, выдохнем. Глубоко вдохнем – выдохнем. Как легко дышится весной.

А вы рады весне? (Ответы детей).

Пойдем дальше. Посмотрите. Нас ждут. Кто это? (на магнитной доске прикреплены предметные картинки «Пчела», «Бабочка», «Божья коровка», «Муравей»).

Давайте рассмотрим картинки. Каких насекомых вы видите на них? Перечислите.

Дети. Мы видим бабочку, пчелу, божью коровку…

Логопед. Давайте вспомним. Что мы знаем о насекомых?

Бабочка (какая?) – красивая, желтая…

Божья коровка (какая?) – маленькая, красивая …

Пчела (какая?) – маленькая, полосатая, мохнатая…

Муравей (какой?) – маленький, коричневый…

Логопед. Назовите, части тела насекомых (ответы детей).

– Какую пользу приносит муравей, божья коровка, пчела?

Дети. Муравей уничтожает вредных насекомых. Божья коровка уничтожает тлю.

Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.

Логопед. Что интересного вы знаете о бабочке?

Дети. Она откладывает яйца. Из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.

Логопед. Давайте попробуем составить рассказы о них. Сначала я расскажу, как называется насекомое и как оно выглядит, потом перечислю части тела насекомого. И наконец, расскажу, пользу или вред оно приносит.

Логопед. Это божья коровка. Она маленькая. У нее красивые красные крылышки с черными точками и маленькая черная головка. Божья коровка — полезное насекомое. Она уничтожает тлю.

1-й ребенок. Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее шесть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.

2-й ребенок. Это бабочка. Она очень красивая, желтая, шесть лапок и длинные усики. У нее большие крылышки, шесть лапок и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.

Читайте также:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию

3-й ребенок. Это муравей. Он маленький, коричневый. У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых.

Логопед. Молодцы! Хотите поиграть? Приглашайте гостей.

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
(Бегут по кругу на носочках и машут крылышками.)
А за нею – шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.)
Как фонарики глаза.
(Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали,
(Вновь бегут по кругу.)
От усталости упали.
(Медленно опускаются на ковер.)

Логопед. Ребята, с соседней полянки доносится шум, давайте послушаем и угадаем, что это? (Звучит шум ветра, шум ручья, шум дождя, пение птиц, жужжание пчел).

Логопед. Продолжим путешествие. Друзья, пока мы гуляли и слушали звуки природы на поляне распустились весенние цветы. (На столе лежат раскраски-первоцветы, карандаши, фломастеры, мелки).

А хотите мы с вами будем художниками и раскрасим эти замечательные первоцветы (выполнение задания под музыкальное сопровождение: под фонограмму с музыкой А. Вивальди «Времена года. Весна».)

Давайте их подарим нашим гостям на память о нашей встрече и о весне. До свидания. До новых встреч!

Нигматдьянова Анна Каримулловна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 395″,
город Пермь

Конспект занятия по речевому развитию с использованием ИКТ на тему «Весна»

Татьяна Вилявина
Конспект занятия по речевому развитию с использованием ИКТ на тему «Весна»

Задачи:

• уточнение и расширение словаря по теме «Весна» (весенние признаки);

• совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов;

• уточнение понимания простых пространственных предлогов;

• совершенствование навыка слогового и звукового анализа;

• ориентация на листе бумаги;

• воспитание речевого внимания, фонематического слуха;

• развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, памяти.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона. (Звучит песня «Хорошее настроение» из мультфильма «Смешарики», на доске – первый слайд из презентации.)

— Ребята, сегодня к нам в группу принесли волшебный сундук ссюрпризом от веселых смешариков. Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ — правильно выполненное задание.

— Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания смешариков? Тогда начинаем.

— Задания будут очень сложные, нам надо будет много говорить. И слова эти надо четко и красиво проговаривать. Для этого поиграем с язычком.

(Артикуляционная гимнастика)

С язычком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется!

– А сейчас вообразим себя пчелками:

– Пчелки жужжат – ж-ж-ж

– Комарики звенят – з-з-з

– Огромные собачки рычат – р-р-р, а щенята – рь-рь-рь.

– Часики тикают – тик-так

— Вот и разбудили язычок.

II. Основная часть.

— Ребята, чтобы приступить к поиску ключей, надо найти конверты с заданиями, которые спрятали у нас смешарики.

— Маша, принеси мне, пожалуйста, конверт, который лежит на зеленом столике у окна между двумя цветами.

Конверт номер 1

— Задания от Копатыча, а его любимое время года — весна! Он предлагает поиграть с ним в игру «Назови весенние словечки».

— Давайте встанем в круг, и в чьи руки попадет волшебная стрекоза, тот и должен будет назвать «весеннее слово». Но помните, говорить надо быстро и четко, иначе огонек внутри стрекозы может погаснуть! (Весна, ручьи, солнышко, сосульки, лужи, капель, почки, кораблики)

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

— Молодцы! Вы назвали много «весенних» слов и получаете 1 ключ.

— А сейчас Миша принесет нам конверт, который лежит на зеленом столике у окна за цветком.

Конверт номер 2

— А от кого же второе задание? Сейчас мы узнаем. Правильно, от Кроша. Крошу очень нравятся сюрпризы и подарки. Посмотрим, какой сюрприз приготовил для нас в этот раз Крош. Ух ты! Он принес для нас сегодня «Звучащий мяч!» и предлагает поиграть с ним в «Семейку слов».

— Встаем все в круг, и к кому в руки попадет мяч, называет слово.

— Что капает с крыш в весенний день? (Капли)

— Когда солнышко сильно-сильно пригревает, начинается …(капель)

— Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)

— Если капли капают, какие они? (Капающие)

— Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.

(Капать, капля, капель, капелька, капающие).

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились и со вторым заданием! Получайте 2 ключ!

— А теперь Оля принесет конверт, который лежит на зеленом столике перед цветком.

Конверт номер 3

— Третье задание от Лосяша. Он любит путешествовать на поезде и вам сейчас предлагает отправиться вместе с ним. Но вагоны в поезде необычные. В них разное количество окошек, которые показывают, сколько слогов в слове. У вас на столах лежат картинки. Давайте определим, сколько слогов в этих словах.

Кап-ля, со-суль-ка, под-снеж-ник, ру-чей, солныш-ко, поч-ки, гра-чи, ко-раб-ли-ки…

— Все отлично справились с заданием. Получите 3 ключ.

— Катя, принеси мне, пожалуйста, конверт, который лежит на зеленом столике под цветком.

Конверт номер 4

— Ребята, следующее задание от Нюши. Она предлагает вам с ней поиграть. Игра называется «3 лишний». (На доске картинки: СОСУЛЬКА, СКВОРЕЧНИК, КОРАБЛИК. см 2 слайд презентации)

— Молодцы, вы прекрасно справились и с этим заданием. Вот вам 4 ключ!

— А сейчас я предлагаю немножечко отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка

— Шаловливые сосульки (Собрать пальчики вместе щепоткой)

— Сели на карниз. (Положить руки на колени).

— Шаловливые сосульки (Покрутить кистями рук).

— Посмотрели вниз. (Опустить голову вниз).

— Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами).

— Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения).

— Две сосульки вниз смотрели

— И на солнышке звенели:

— Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево).

— Саша, принеси мне, пожалуйста, конверт, который лежит в домике Коли.

Конверт номер 5

— Перед нами лежит самый последний конверт с заданием от Совуньи. Что же в нем? Совунья предлагает вам выполнить небольшую работу на листах бумаги, которые лежат на столах.

— Положите лист белой бумаги перед собой. Возьмите самый большой прямоугольник и положите в центре листа. Над прямоугольником положите красный треугольник. В левом верхнем углу белого листа — желтый круг. В правом нижнем уголке белого листа — фигурку дельфинчика. Покажите, что у вас получилось? (На доске 3 слайд презентации)

— Ура! Вы все прекрасно справились с этим нелегким заданием и получаете последний, 5 ключ!

— Теперь у нас все 5 волшебных ключей, и мы можем открыть ими сундучок. Что же здесь! Ребята, посмотрите, смешарики дарят вам свои любимые игрушки — волшебные зеркала — и предлагают вам вместе с ними попускать солнечных зайчиков, потому что пришла весна!

III. Итоги игры.

Звучит песня «Хорошее настроение» из мультфильма «Смешарики», (на доске — последний слайд из презентации).

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия ‘Дикие животные’

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Конспект логопедического занятия для старших дошкольников на тему: Весна

Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап – звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед: Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!

Дети присаживаются.
Весна: Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке – пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», – куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» – отвечали им скворцы.
Заслушался язычок – упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна: Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия (Страна Мыльяндия)

Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: Весна

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

• И лицо теплом мы умываем ( ладонями проводить по лицу сверху вниз)

• Грабельками сгребаем все плохие мысли ( движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

• А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

• А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

• Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

II. Основная часть

– Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

– А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

– У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

– Назовите зимние и весенние месяца.

– Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

– С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

– Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

– Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

– Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

– Какие зимние цвета? Весенние цвета?

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют – Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

– Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: – Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Задание 1: «Скажите наоборот»

– Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной – … грязный

Зимой дни холодные, а весной –

Зимой солнце тусклое, а весной –

Зимой погода часто пасмурная, а весной –

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками – развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

– А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

– Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

– Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

К нам весна шагает

Верно, очень тёплые

(- Как вы понимаете это сравнение?)

– Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

– Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

– В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

– Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд – вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

– Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

– Что могут делать птицы?

Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

– В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

– А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

III. Рефлексия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

– С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Читайте также:
Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков

Логопедическое занятие “Весна”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия на тему “Весна” с использованием мультимедийного оборудования

Скачать:

Вложение Размер
vesna_prezentatsiya.pptx 220.98 КБ
konspekt_vesna.docx 20.75 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.

Тема : «К нам идёт Весна»

Цель :- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

– Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память ,внимание ,мышление.

-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч ,игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.

-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения «Клён»

1.Организационный момент: ( на столе лежит игрушка «солнышко», логопед обращает на неё внимание)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне .( Слайд№1 « Весна»)

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением .Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.(Логопед передаёт игрушку солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести : тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники, Дети садятся на стульчики.

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

2.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать .(Слайд№2Ёжик в лесу) .

3.Су-джок-терапия « Сказка про ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький , поэтому всего боялся. Он то выглядовал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.

Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост . Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокатиь шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая ,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидемо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке ! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.

Логопед : Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Логопед : Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.

Закрывайте глазки, немного помечтайте.

С ветерком я подружусь, на полянке окажусь( . Слайд «весенняя поляна»№3)

Логопед: Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Что вы на ней видете? Как называется это дерево? Правильно, клён .(Слайд№4) 5.Упражнение «Клён» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку .А едва растает снег,

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.( Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Логопед: Ребята, послушайте загадки про весенние цветы

Логопед: Весной листья распускаются на деревьях, раскрываются первоцветы ,и я предлагаю сделать упражнения «Цветочек».

7.Дыхательное упражнение «Цветочек».

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.( Логопед раздаёт нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети раскрашивают их.)

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей 5 лет ОНР 3 уровня «Весна» (занятие № 1).

Кремлева С.В., учитель-логопед МБДОУ “Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 “Сказка” г. Тотьма Вологодская область.

Данный конспект и материал к нему использовался для проведения открытого занятия на экспертизе и оценке моей профессиональной деятельности (учителя-логопеда МБДОУ “Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 “Сказка” г. Тотьма Вологодской области Кремлёвой С.В).в рамках аттестации. (март 2012 г.)

Суть материала: С помощью приведённых средств ИКТ (м-м презентация, звуковые файлы) и опираясь на конспект, успешно достигаются коррекционно-образовательные цели занятия, главной из которых является активизация словаря детей с ОНР по теме “Весна”.

– активизация словаря по теме;

– распространение предложений путем введения определений;

– учить детей правильно строить предложения с союзом потому что;
– развитие звуко-слогового анализа 2-сложного слова.
Коррекционно-развивающие цели:

– развитие словесно-логического мышления;

– развитие координации речи с движением;

– развитие мелкой моторики рук.

– воспитывать элементы эстетики у детей ст. дошкольного возраста:

приучать художественно воспринимать краски весны;

использовать выразительные средства языка при описании;

выражать эмоциональный настрой танца.

Оборудование: сюжетные картины с признаками весны, переносной ноутбук, либо мультимедийная установка; мультимедийная презентация “Приметы весны”, аудио-запись “Звуки весны”; звуки-символы для звуко-слогового анализа “Фонетика для малышей”; аудио-запись песни “Капельки”, мяч, фишки.

Оргмомент. 1. Введение в тему. Дети заходят, здороваются с гостями, подходят к шторе с множеством картин-признаков весны .

– Дети, посмотрите, у нас сегодня не простая, а волшебная штора, штора с картинами! Картины с признаками какого-то времени года. Не догадались какого? – Конечно, здесь изображены картины с признаками весны. Это журчащие ручьи, прилетевшие перелётные птицы, тающий снег, капающие сосульки, зеленеющая травка, яркое солнышко.

Вдруг раздаётся стук в дверь и логопед получает письмо .

– Ребята, я получила письмо от Незнайки. Что он здесь пишет? “Здравствуйте ребята! Я очень люблю весну и знаю все её признаки. Давайте послушаем, что пишет Незнайка о весне. Если он написал правильный признак весны, то давайте хлопнем 1 раз в ладоши, а если неправильно, то просто исправим его ошибки. Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.

2. Художественное слово. – Ребята, мы сегодня говорим о весне. — Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко , певчих птичек , зеленой травки , ярких цветов !” (дети добавляют)

3. Расширение словаря прилагательных.

– Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков! Для этого нам понадобится картинки-слайды компьютерной презентации “Приметы весны”.

На каждое названное детьми слово-признак ставится фишка. Появляется первый слайд мультимедийной презентации “Приметы весны”: Весной появляется луч солнца. Какой он? — Яркий, теплый, ласковый.. “Весной снег. липкий, рыхлый, мокрый, зернистый. Весной небо. голубое, чистое, высокое, безоблачное, ясное. Весной сосульки какие? – тающие, капающие, падающие. Прилетают птицы.. долгожданные, перелётные, весёлые. Весной ручьи. звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые. Весной появляются цветы. Они первые, красивые, весенние. Весной оживают насекомые. Они живые, торопливые, весёлые.
3. Игра “Узнай шум”.

– Ну а теперь если мы так хорошо знаем весну и её приметы, то может быть отгадаем на слух какие звуки, шумы сейчас прозвучат? Весенние ли они? Какие из них встречаются в природе? Какие музыкальные? Демонстрация шумов ручья, пения птиц, колокольчика. Дети узнают, называют, дифференцируют звуки. Логопед хвалит детей.

4. Игра “Почемучки”. Построение предложения с союзом потому что . Логопед бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом (допустимы ответы одним придаточным, но логопед повторяет предложение целиком). “Почему весной стало мало снега? Почему весной мы сняли шубы и валенки? Почему весной тает снег? Почему весной бегут ручьи? Из чего они образуются? Почему весной набухли почки на деревьях?”

5. Элементы логоритмики без музыкального сопровождения.

– Дети, мы говорили о том, что весной с крыш капает растаявший снег. А откуда ещё он может капать? – конечно, с сосулек. Давайте покажем сосульку!

Элементы логоритмики без музыкального сопровождения “Сосулька”

Вниз головой висит сосулька Кисти свисают вниз

От солнца насморк у неё Показываем на нос

То от тепла она заплачет Кулачки у глаз

То платьице ушьёт своё От подмышек движение рук вниз

Придёт мороз и закалеет Руки в замок перед грудью

Немного за ночь подрастёт Вытянуться, руки выпрямить вверх

Окрепнет телом, потолстеет, Руки на пояс,

Тяжёлой станет, упадёт. Присесть на корточки.

6. Развитие звуко-слогового анализа.

– Дети, чтобы весна окончательно наступила в нашем городе давайте выложим из звуков-весёлых человечков слово “ВЕСНА”. Детям предлагают на подносах набор из карточек-звуков с условным обозначением гласных и согласных звуков(“Фонетика для малышей”)

Дети с помощью логопеда проводят вначале слоговой анализ с помощью тактильного контроля у подбородка. Ребята, давайте узнаем, сколько частей в слове “ВЕСНА”. 2 части. ВЕС-НА, значит здесь сколько гласных?- 2. Какие? “Э!”, “А!”. Давайте выложим символы этих звуков. Выкладываем красные кружки-человечки с открытыми ротиками. А теперь узнаем первый звук в слове, произносим в зеркало. “Вь!” Какой это звук? – Правильно, согласный, он не пропевается, но какой согласный? Твёрдый или мягкий? – Правильно, мягкий, ставим зелёного улыбающегося человечка. и т.д. выкладываем полностью всё слово. – молодцы, ребята, выложили всё слово, теперь давайте прочитаем получившееся слово. – Ну теперь, точно весна окончательно вступит в свои права в нашем городе!

7. Танец “Капельки”. Импровизация движений под музыку и слова.

-Мы с вами, ребята, немного утомились. Давайте станцуем весенний танец “Капельки”.

9. Итог занятия. О чём мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года? Дети вспоминают, что говорили про небо, солнце, снег, ручьи. Уходя с занятия, назовите 1 признак весны. Сюрпризный момент. Подарок с признаком весны.

Открытое логопедическое занятие Тема: «Весна». ОНР 3 уровень, дети 5-6 лет.

Цель:

– уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;

– расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными;

-подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно-ласкательной форме;

-образование относительных прилагательных;

– работать над предложением: составление предложений из слов

-развивать связную речь;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

– совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

– воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: Картины весны, муз фрагмент «Времена года» П.И. Чайковского, карточки одежды (куртка, сапоги резиновые, шапка),

Содержимое разработки

Открытое логопедическое занятие Тема: «Весна». ОНР 3 уровень, дети 5-6 лет.

– уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;

– расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными;

-подбирать прилагательные к сущ.; образовывать форму множ. числа сущ. в родительном падеже, согласование в роде и числе; образование сущ. в уменьшительно-ласкательной форме;

-образование относительных прилагательных;

– работать над предложением: составление предложений из слов

-развивать связную речь;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

– совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

– воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: Картины весны, муз фрагмент «Времена года» П.И. Чайковского, карточки одежды (куртка, сапоги резиновые, шапка),

Психолого -педагогический настрой.

Логопед: Посмотрите на зти лица и сделайте такое же выражение.

С таким прекрасным настроением и будем работать.

*Логопед: К нам сегодня в гости пришел мальчик.. Но он очень расстроен, потому что из его имени потерялся звук Р. Я расскажу о мальчике:. Он сделан из дерева. .Его папу зовут Карло .Он веселый и любознательный. Может быть вспомните. как звали мальчика?

*Дидактическая игра: Как звали мальчика? (развиваем фонематичекий слух, закрепляем произношение Р в словах и предложениях).

Слушай внимательно.

Буматино, Бунатино, Булатино, Буратино?

*Какой звук я выделила голосом?

*Где стоит звук Р: в начале, середине или в конце слова?

*Сколько слогов в слове БУ_РА_ТИ_НО?

Л: Молодцы, вы справились с заданием. И Буратино рад с вами поздороваться. Приветствие: Здравствуй, Дима! – Здравствуй, Буратино!

2. Закрепляем падежное управление, обобщающие слова, учимся обосновывать свой ответ.

Логопед: Ребята, Буратино никогда не был в весеннем лесу .Давайте поскорее отправимся на прогулку в весенний лес и расскажем обо всем, что увидим.

* Назовите одним словом. (показывает картинки одежды и обуви).

– Что мы наденем на себя? (шапку, куртку, джинсы).

– Что обуем на ноги? (резиновые сапоги). Почему?

Логопед: На прогулку мы отправимся на квадрацикле. Знаете, что это за транспорт? (картинка квадрацикла).

– Надевайте куртку. – Мы надеваем куртку.- Надевайте шапку – Мы надеваем шапку.- Надевайте сапоги. – Мы надеваем сапоги.-Берите ключ. – Мы берем ключ.- Включайте зажигание. – мы включаем зажигание.-Заводите мотор… ДР..ДР…Дррр… Поехали!

4. Логопед: Мы приехали на лесную полянку.(слушаем запись).. Послушайте, что вы услышите в этой музыке? – Звенит ручей. Поют птицы…

* Посмотрите на картинку: Это Весна!

Д.И «Договори словечко!»

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина

*. Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

– На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.(Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко – поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. – постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. – снова поглаживание

Логопедь: Давайте еще раз посмотрим на весеннюю полянку.

*Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который передаёт от одного ребёнка к другому)

Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась.. Опишите её, какая она? Подберите как можно больше слов – признаков.
(д: полянка – весенняя, солнечная, красивая, пёстрая…)

– А какой вы видите ручеёк? (Д: быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий…)

– И о весне тоже можно сказать много красивых слов. Какая весна?
(д: весна – ранняя, поздняя, тёплая, долгожданная, солнечная, звонкая.

– А какое весной небо? (д: небо – голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное… т.д).

*Логопедь: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова – действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

*Логопед: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково.

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

*Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

* (Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля».)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

5. Итог занятия. Мы долго гуляли по весенней поляне. Перед тем, как ехать домой, расскажем Буратино о весне еще раз:

Учитель-логопед КГК «КППК г.Риддера» УО ВКО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: