Конспект фронтального логопедического занятия по теме Транспорт

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»

Краткая аннотация. В ходе фронтального логопедического занятия дети пополняют лексический словарь по теме «Транспорт», учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивают умение правильно употреблять предлоги в речи, развивают мелкую моторику. Занятие в игровой форме, предназначено для детей дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт».

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».
  • Совершенствование навыка чтения.
  • Развитие тонкой моторики рук.
  • Развитие фонематических представлений, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; практическое употребление в речи предлогов; разгадывание загадок.
  • развивать умение понимать обращенную речь;
  • слуховое внимание;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • развивать чувство эмпатии.
  • картинки с изображениями транспорта, Молнии Маквина, Незнайки. Дидактическое пособие «Гараж» (изготовить самостоятельно), мяч, пазлы с изображением различных видов транспорта.

Ход занятия:

Организационный момент.

– Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу!

Подведение к теме занятия.

– Смотрите, кто к нам приехал? Это же Молния Маквин! Что он нам привез? Загадки! Давайте их отгадаем?

1.Провода над ним висят.
В них его-то сила вся.
Он рогами их коснётся
И по улице несётся. (троллейбус)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)

Винт раскручу –
В небеса улечу.(вертолет)

– Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (метро)

Он не троллейбус, не трамвай,
А пассажиров возит.
Его скорее называйте –
Вас мы очень просим. (автобус)

Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит. (самолет)

Вы догадались какая у нас сегодня тема? Трамвай, троллейбус, самолет-как все это назвать одним словом?

– Если транспорт перевозит грузы, то он какой?

– Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой?

– А как называется транспорт, который спешит к нам на помощь?

2. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы мне скажете какой транспорт относится к грузовому, специальному и пассажирскому транспорту.

3. «Назови ласково» — игра с мячом.

Самолет-самолетик, вертолет-вертолетик, лодка-лодочка, трамвай-трамвайчик, машина-машинка, велосипед-велосипедик.

– Ребята! Смотрите, к нам пришел Незнайка… Друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину, а он никак не может разобраться какие она умеет выполнять действия, и просит вас о помощи (оборудование: гараж и машинка)

Дети поочередно выполняют действия: машина заезжает в гараж, машина выезжает из гаража, машина стоит у гаража, машина едет по дороге, машина подъезжает к гаражу, машина отъезжает от гаража.

Давайте представим, что мы самолетики! Взлетим высоко-высоко, подлетим к зеркалу, пролетим между игрушками, пролететь слева от стола, пролететь справа от стула, полетим ниииизко и приземлимся на стульчики.

5. Игра «Послушай и назови».

Воспроизвести звуки транспорта (скачать из интернета). Детям нужно назвать транспорт. Уточнить вид транспорта: передвигается по земле-наземный, по рельсам-железнодорожный, по воде-водный, по воздуху-воздушный, под землей-подземный.

6. «Кто чем управляет?»

– Транспорт не может передвигаться без людей.

– Я буду называть транспорт и бросать мяч, а вы скажите профессии людей, которые управляют этим транспортом и бросайте обратно. Но отвечайте полным ответом! Автобусом управляет водитель/шофер.

  • Автобус – водитель/шофер
  • Велосипед – велосипедист
  • Мотоцикл — мотоциклист
  • Поезд – машинист
  • Самолет – летчик/пилот
  • Корабль-капитан

7. Пазлы. Когда вы их соберете, у вас получится картинка с изображением транспорта.

– Вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, какие виды транспорта вы знаете? А какое задание понравилось вам больше всего?

Конспект фронтального логопедического занятия по теме Транспорт

первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад «Санаторный» г. Абакан, республики Хакасия

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

Шишлянникова Наталья Валерьевна

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о транспорте.

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

– на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

-наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный

-словесные (беседа, вопросы, загадки,);

-практические (массаж языка «Поезд», подвижные игры «Едем-Летим-Плывем-Гудим», «Светофор», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, опорных схем «глаза», «человек разрезной конструктор из картона «Собери машину из частей», для игры «Светофор» 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый круг, набор крупных цифр от 1-10.

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Кто такие путешественники?

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

– Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

II. Основная часть.

– Поезд готов к отправлению?

– А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

Первая станция “Загадай-ка”.

Загадки о транспорте.

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. ( автобус)

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

– Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

– Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

– У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

– Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка».

– Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

– Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

– Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем, специального назначения – сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.

– Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет – стоим, желтый – готовимся (хлопаем), зеленый – идем (шаг на месте).

– Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

– Нужно выбрать и посчитать от 1 до 10 любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели см. рис. 1).

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

– Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Подбирай-ка».

– Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.

– Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка».

Ди «Четвертый лишний» (по картинкам).

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, корабль.

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.

– Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

– Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

– Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка город Абакан, детский сад «Санаторный».

– Поделитесь впечатлениями, что вы увидели, о чем узнали. Демонстрация опорных схем «глаза», «человек».

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»

Лилия Чукаева
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»

Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования.

1. Расширение представлений о видах транспорта.

2. Закрепить и обобщить знания о транспорте. Дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колёса); названия транспортных средств.

3. Совершенствование навыков словообразования.

1. Развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие.

2. Активизация и уточнение словаря по теме: «Транспорт».

3. Развивать интонацию, дикцию.

4. Развивать связную речь, фонематический слух.

5. Развивать зрительное внимание, мышление.

• Воспитывать самоконтроль за речью, интерес достижения результата от выполненной работы.

• Следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

Оборудование: предметные картинки транспорта, частей транспорта; «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками (транспорт); макет игрушки самолет, мнемотаблицы.

I. Ход занятия. Организационный момент.

– Ребята,отгадайте загадки: Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином?

-Дима: это автобус

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

– Анфиса: самолет – Море, чайки, корабли

Слышат мой гудок вдали.

Порт остался за кормой,

Долгим будет путь домой.

Гордо я плыву вперед!

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок.

2. Сообщение темы занятия.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

– Дима, о транспорте.

– Ребята, посмотрите на картинку. Транспорт бывает наземный, водный и

– А какой транспорт мы называем наземным? Воздушным…водным?.

-Анфиса: Восдушным называют транспорт, который летает в небе.

-Дима: А водным транспортом, который двигается по воде.

-Матвей: я знаю наземный, это когда по земле движется.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

«Едем в гости» Усвоение предложного падежа с предлогом на

Логопед раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад. Каждый ребенок должен сказать на чем он поедет в гости.

Я поеду на машине.

… на мотоцикле, корабле, ракете

Виолетта: Я поеду на поесте. (поезде)

Кирилл: Я полечу на самолете.

Матвей: Я поплыву на корабле.

Анфиса: Я поеду на мотоцикле.

Дима: Я полечу на ракете.

Катя: Я поеду на трамае. – Катя попробуй еще раз сказать на трамвае (Трамвай).

«Предложение договори и его ты повтори». Составление предложений с союзом а.

Лодка плывет, а машина … (едет).

Трамвай едет, а самолет… (летит).

Мотоцикл едет, а корабль… (плывет).

Самолет летит, а автобус… (едет).

Корабль плывет, а ракета (летит).

Ракета летит, а поезд… (едет).

«Дружит или не дружит?». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Закрепление знаний детей по теме.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Читайте также:
Авторская игра 'Занимательные клеточки'

Самолет «дружит» с ракетой или газетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?

• Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер».

И сам – мотор. Нажимаю

Мчится вдаль! Б. Заходер

Физкультминутка – логоритмика

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит,в нем мотор гудит: у-у-у!

4. Развитие связной речи

• Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть.

Вот машина грузовая, Вот кабина – в ней шофер,

Большая-пребольшая! Впереди у машины мотор.

Она перевозит грузы. У машины крутятся

У неё есть кузов. Все четыре колеса.

5. Сенсорное развитие

«Пальчиком показывай, про самолет рассказывай».

Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.

Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у неё где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.

Впереди у самолета – нос. У самолета два крыла.

Сзади у самолета – хвост. Внизу у самолета три колеса.

Посередине – корпус. Самолет летит вверх.

С одной стороны – крыло. Самолет летит вниз (показывать).

С другой стороны – крыло.

«Волшебный мешочек»

Логопед демонстрирует детям игрушки из мешочка, затем их прячет. Дети должны на ощупь определить, что это за игрушка (вид транспорта, которая им попалась в руки.

6. Работа над звуковой стороной речи

«Найди картинку». Звуковой анализ слов.

Логопед четко называет картинки по теме и просит детей назвать ту картинку, в названии которой язычок «заводит моторчик»: р-р-ракета, самолет, тр-р-рамвай, автобус, кор-р-рабль, машина, вер-р-ртолет, мотоцикл, гр-р-рузовик.

7. Итог занятия. Рефлексия.

– Что тебе на занятии больше всего понравилось?

– Что бы ты еще хотел узнать о транспорте?

– В свободное время, если захочешь, выполни рисунок «Путешествие на транспорте»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Овощи-фрукты» в старшей группе. Цели: Образовательные: закрепить знания.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Весна. День 8 марта» Тема: Весна. День 8 Марта. Цели: Коррекционно – образовательные: расширять словарь и активизировать словарь по теме «Мамин день – 8 марта.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Перелётные птицы. Буква п и звук [П]» Тема: «Перелетные птицы», «Буква и звук П» Учитель-логопед Нефедова О. Н. Цели: • Познакомить со звуком и буквой «П». • Продолжать, закреплять.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Родничок» Конспект логопедического занятия для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Транспорт» «Транспортландия» Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности «Транспортландия” Цели:.

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект занятия по лексической теме «Наземный транспорт» в группе ЗПР «Поезд из Ромашково» Лексическая тема: «Наземный транспорт» Конспект занятия в группе ЗПР-1–й год обучения на тему «Поезд из Ромашково» Программные задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «транспорт»

Коррекционно – образовательные задачи:

Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт». Закрепление видов транспорта – наземный, воздушный, водный. Знакомство с понятиями пассажирский и грузовой транспорт. Совершенствование грамматического строя речи – образование существительных во множественном числе, прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными, употребление в речи приставочных глаголов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения). Совершенствование навыка составления описательного рассказа о конкретном транспорте. Развитие связной речи. Ознакомление детей с символами транспорта. Учить соотносить определенный вид транспорта с символом. Автоматизация в речи поставленных звуков. Развитие связной речи.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями, творческого воображения. Развитие связной речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия на тему «транспорт»»

Коррекционно – образовательные задачи:

Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт». Закрепление видов транспорта – наземный, воздушный, водный. Знакомство с понятиями пассажирский и грузовой транспорт. Совершенствование грамматического строя речи – образование существительных во множественном числе, прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными, употребление в речи приставочных глаголов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения). Совершенствование навыка составления описательного рассказа о конкретном транспорте. Развитие связной речи. Ознакомление детей с символами транспорта. Учить соотносить определенный вид транспорта с символом. Автоматизация в речи поставленных звуков. Развитие связной речи.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями, творческого воображения. Развитие связной речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Оборудование: плакаты с изображением транспорта, картинки с изображением транспорта, символы транспорта, массажный мячик су-джок, массажные пружинки, карандаш.

Предварительная работа: рассматривание плакатов по теме «Транспорт», беседа по картинкам о транспорте, разучивание пальчиковой гимнастики, логоритмика – «Самолет», рассматривание игрушечных машин, составление описательного рассказа по составленному плану.

Дети заходят в группу.

Доброе утро! Скажем кому-то

И будет ему очень доброе утро.

И день будет добрым, и добрые встречи,

И добрый, конечно опустится вечер.

Как важно и нужно, чтоб сразу с утра-

Тебе пожелали добра!

Дети здороваются с гостями.

А сейчас станем с вами вкруг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Сегодня мы будем продолжать беседовать о транспорте, поэтому я всем предлагаю отправиться в страну Транспортландию, это такая страна, где все разговаривают о транспорте. Но прежде чем попасть в эту страну я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

«Пароход гудит» – приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Шину прокололи» – левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот («надули шину воздухом»). Затем сразу же начинать медленно выдыхать, показывая, как выходит воздух через прокол в шине (со звуком [ш]). Следить, чтобы щёки не надувались.

«Насос» – вдох носом, выдох через рот с произношением звука «с».

«Самолеты» – Самолеты загудели – у, Самолеты полетели – и,

На полянку тихо сели – эх, Да и снова полетели – у.

«Поезд» – левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Медленно выдыхать со звуком [у] «поезд далеко – звук тише, поезд подъехал близко – гудит громче».

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: В гости к лесовичку (лексическая тема Зима)

«Паровоз» – вдох носом и топаем ногами, выдох с произношением чух-чух-чух.

Вспоминаем формулу правильного дыхания.

Мы спокойны всегда, говорим всегда красиво. Смело и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре – паузы мы соблюдаем.

Звук ударный выделяем. Легко и четко говорим – потому что не спешим.

Сейчас мы должны сесть в поезде, и занять свои места в вагоне. Дети выполняют друг другу массаж.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы – едет поезд запоздалый.

Вдруг с последнего вагона рассыпался горошек.

Пришли куры – поклевали, пришли гуси – пощипали,

пришел слон – потоптал, пришел дворник – все подмел.

Молодцы, наш поезд отправляется в дорогу, в страну Транспортландию. Дети со словами чух – чух –чух – чух…….. садятся на свои места, за столы.

Давайте вспомним виды транспорта. Как называется транспорт, который передвигается по земле, едет по дороге? (наземный) Какой транспорт мы называем наземным, давайте его назовем. ( называют ).

Дети, поезд движется по железной дороге, которая находится на земле – его еще называют железно – дорожным транспортом.

Как называют транспорт, который передвигается по воде. ( водный) Давайте назовем, что относится к водному транспорту. (называют)

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

( воздушный) Что мы относим к воздушному транспорту.

Переверните свои картинки и посмотрите внимательно – картинки, с каким видом транспорта лежат у каждого на столе? Назовите его, пожалуйста. Дети называют транспорт, и какой это вид транспорта.

Давайте поиграем с вами в игру «Один – много». Каждый отвечает по своей картинке.

А сейчас поиграем в игру «Посчитай». Отвечают по своей картинке.

Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Отвечают по своей картинке.

М мы с вами учили физминутку о машине, давайте встанем и вспомним.

Сидим с шофером рядом-би, би, би.

Помочь шоферу надо – би, би, би.

Машинам всем и людям – би, би, би.

Бибикать громко будем – би, би, би.

Первый раз – проводится с хлопками.

Дети садятся на свои места, проводится физминутка с массажным мячиком су-джок.

Вы знаете, транспорт бывает пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт перевозит людей и легкий груз – это сумки и чемоданы. Грузовой транспорт – перевозит тяжелые грузы – землю, песок, металл, продукты. Подумайте и назовите мне пожалуйста пассажирский транспорт. (называют). Молодцы. Назовите пожалуйста грузовой транспорт. (называют).

Дети встают со своих мест и подходят поближе к картинкам с транспортом. Рассматривают картинки с транспорт и транспорт, который стоит на столах. Играем в игру «Что может делать транспорт?»

Дети садятся на свои места.

Сегодня я хочу вас познакомить с символами транспорта. Показываю символ и прошу ребенка принести картинку транспорта совместимую с символом.

Посмотрите – это символ наземного транспорта, транспорта который движется по земле. ( Показываю ). Видите на нем нарисована дорога, шоссе.

Это – символ железно – дорожного транспорта, транспорта который передвигается по земле, на которой построена железная дорога. На нем нарисованы рельсы и шпалы.

Это – символ водного транспорта, транспорта который передвигается по воде. На этом символе нарисованы волны.

Это – символ воздушного транспорта, транспорта который передвигается по воздуху. На нем нарисованы облака, солнце.

Давайте сейчас повторим, какой, символ – относится к какому виду транспорта.

Дети выполняют развивающий массаж пальцев с пружинками.

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажмем, пять видов транспорта мы назовем.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет.

Читайте также:
Использование проектной технологии в логопедической работе

Пять пальцев мы в кулак зажмем, пять видов транспорта мы назовем.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет.

А сейчас возьмите, пожалуйста, листы с изображением транспорта и символа, возьмите простые карандаши. Соедините транспорт с символом. Дети соединяют линией транспорт со стихией.

Молодцы. Давайте попробуем составить описательный рассказ о транспорте. Кто хочет?

Ребенок выходит к доске и рассказывает о транспорте.

А мы с вами еще учили стихотворения о транспорте. Давайте их вспомним.

Дети читают стихи.

А сейчас я вам предлагаю встать со своих мест и пересесть на самолеты. Заводят моторчик и «летят» на коврик.

Игра «Смотрите в небе самолет».

На этом наше путешествие в страну Транспортландию подошло к концу. Но мы еще вернемся в эту страну и поговорим о том, кто управляет транспортом и работает на транспорте.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача: развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование: фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ходзанятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему.

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч».

Логопед. Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети. Ковёр-самолёт.

Логопед. Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед. Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед. Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед. Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Читайте также:
Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР

Дети. У-У-У-У. (Громко)

  • Игра «Сколько их?»

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед. Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед. Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

  • Игра «Не ошибись!»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети. Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети. В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед. Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок. Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети. Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед. Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед. Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Логопедическое занятие в старшей группе: «Такой интересный транспорт»

  • систематизировать и обобщить знания детей о транспорте;
  • обогащать словарный запас детей: существительными (машина, автобус, метро, трамвай, поезд, грузовик, шофер, водитель, кондуктор, остановка, билет, гараж, пилот, машинист, капитан, такси, самолет, вертолет, корабль, лодка, мотоцикл, велосипед);
  • прилагательными (пассажирский, грузовой, железнодорожный, наземный, воздушный, водный, специальный, городской);
  • глаголами (ехать, сигналить, останавливаться, ломаться, ремонтировать, буксовать, стоять, плыть, уплывать, припливать, лететь, взлетать, приземляться, отбывать, прибывать);
  • наречиями (быстро, удобно);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (в-, от-, за-, под-, вы);
  • определять на слух шумовые звуки транспорта;
  • формировать звукопроизношение дошкольников, развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат и слуховое восприятие;
  • закрепить умение группировать предметы по определенным признакам;
  • дифференцировать звуки (Р), (Л);
  • делать звуковой анализ слов (машина, гараж, колесо …);
  • учить составлять рассказ по рисунку;
  • развивать мелкую моторику в логоритмических упражнениях, память, внимание, фонематический слух – выделение звука в слове, развивать логическое мышление;
  • учить детей контролировать свою речь.

Оборудование: карточки «загадки» с изображением транспорта, «Артикуляционные карточки», карточки с изображением машины, самолета, колеса и прочее для разбора звукового анализа слов; карандаши; карточки «Какой предмет лишний?»; игрушечные животные; карточки «Части транспорта»; игрушечный транспорт.

Читайте также:
Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

  1. Организационный момент.

Дети заходят и здороваются.

Добрый день, мои малыши!

Очень рада вас приветствовать.

Наберем в ладони смеха,

Кинем всем гостям на потеху.

Навострим наши уши,

Чтобы могли внимательно слушать.

Логопед: На наших занятиях есть одно главное условие, мы все звуки, все слова произносим четко, громко и правильно, у нас есть девиз и давайте мы его скажем. (Дети вместе проговаривают).

Мы будем разговаривать,

Произносить все звуки,

Громко, четко, умело,

Чтобы все нас понимали.

  1. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путь,

Но, представьте себе, друзья, — не пешком.

Чтобы ездить, быстро плыть и летать,

Во что надо сесть девочкам и мальчикам? (В транспорт)

— А на чем мы будем путешествовать, мы узнаем, когда посмотрим на эти необычные карты. Чтобы их рассмотреть, надо на них подуть. (Дети дуют и называют транспорт).

— Обратите внимание, какая цифра изображена на ваших рисунках. (Дети называют от 1 – 6).

— Эти цифры определят, в какой последовательности и на чем мы будем путешествовать ( 1 – легковой автомобиль; 2 – автобус; 3 – самолет; 4 – поезд; 5 – корабль; 6 – грузовик).

— Итак, мы с вами отправимся в путешествие на разных видах транспорта.

— Но прежде чем стать пассажирами, давайте мы поиграем в интересную игру.

Дидактическая игра «Звуки транспорта».

(Видео-презентация. Дети на слух определяют звуки транспорта и его виды).

— С этим заданием мы справились и можем отправляться в путешествие.

— Какой вид транспорта у нас под номером 1? (Легковой автомобиль)

— Молодцы, давайте представим себя пассажирами этого легкового автомобиля (показ картинки).

(Дети садятся на стулья).

— Пока мы будем ехать, немного поиграем.

Говорить каждый привык

Имеет каждый из нас язык

Но не всех он привык слушаться.

А чтобы он стал послушным, мы сделаем несколько упражнений.

Артикуляционная гимнастика

— А пока мы будем ехать, давайте определим, сколько слогов в слове «машина»?

— Назовите первый звук в слове «колесо»?

— Кто управляет автомобилем? (водитель, шофер)

— Что может делать автомобиль? (ехать, стоять, ломаться, тормозить, буксовать, сигналить)

— Вот наша первая остановка (дети встают со стульев).

— На чем мы будем путешествовать дальше? Что у нас изображено на картинке номер 2? (автобус)

— Но чтобы стать пассажирами автобуса, нам нужны билеты (дети получают билеты с изображением транспорта и делают звуковой анализ слов).

— Дети, а вы знаете кто такой «кондуктор»?

— А сейчас я стану «кондуктором» и проверю ваши билеты (логопед проверяет правильность выполнения заданий и дети становятся пассажирами автобуса; садятся на стулья).

Логопед. Мы в автобус дружно сели,

В окошко посмотрели,

Наш шофер нажал педаль,

И автобус едет вдаль.

— А пока мы едем, посчитаем слова в предложении: Пассажиры едут в автобусе. Самолет летит высоко. Корабль плывет.

Дидактическое упражнение «Эвристическая беседа».

— Ты время не теряй, на вопрос быстро отвечай.

— Каким транспортом чаще всего путешествуют люди? (автобусом, автомобилем, поездом, кораблем, самолетом).

— Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский).

— Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).

— Как называется транспорт, который ездит по железным рельсам? (железнодорожный).

— Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный).

— Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный).

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров по городу? (городской)

Физминутка.

— А сейчас у нас остановка, будет у нас физкультминутка (логоритмическое упражнение «Автобус» в музыкальном сопровождении).

Логопед. — На чем мы будем путешествовать, транспорт под номером 3? (самолет).

— Чтобы стать пассажирами самолета нам тоже нужны билеты (дети получают карточки, в которых нужно определить «Что здесь лишнее?», Почему? Дети объясняют).

Читайте также:
Падежные конструкции - конспект логопедического занятия

— Ну что, занимайте свои места и представьте себя пассажирами этого самолета.

— Пока будем лететь, немножко поиграем.

-Кто управляет самолетом? (пилот, летчик, штурман)

— Что может делать самолет? (лететь, взлетать, приземляться)

— На чем еще можно летать, кроме самолета? (парашюте, ракете, вертолете, воздушном шаре)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

-Время пересесть на другой транспорт, транспорт у нас под номером 4? (поезд)

Логопед. -Я слышу какой-то шум, ой, да это у поезда собрались зверушки и не могут разобраться в какой вагон им нужно сесть, давайте поможем им. В 1 вагоне поедут животные в названии которых есть звук (Р), во 2 – звук (Л), а в 3 – поедут животные в которых этих звуков нет.

— А в 4 вагончике поедем мы и представим себя пассажирами этого необычного поезда.

— Пока будем ехать, давайте отгадаем загадки.

Есть труба, и то не печка

Есть окошко, и не дом

Еще у него есть колеса

И по рельсам едет он. (поезд)

— Дети, а кто же управляет поездом? (Машинист)

— А кого и что можно перевозить поездом? (пассажиров, грузы).

— А где останавливается и откуда отправляется поезд? (от железнодорожного вокзала или остановки).

— Хорошо, молодцы, вот уже и наша остановка.

— На чем мы отправимся дальше, транспорт под № 5? (корабль)

— Но чтобы стать пассажирами корабля, нам снова нужны билеты. Сейчас я вам раздам билеты» на которых изображены части транспорта, а вы должны сказать, что хотел нарисовать художник.

— Итак, давайте займем свои места на корабле и представим себя пассажирами корабля.

А кто же управляет кораблем? (капитан, а помогают матросы)

А какой еще транспорт может плавать? (лодка, пароход, катер, плот, корабль, подводная лодка).

-А что может делать корабль? (плыть, отходить, причаливать, раскачиваться, подавать сигнал, перевозить пассажиров и грузы)

— А вы знаете для чего якорь?

— Вот мы уже причалили и выходим на берег.

— У нас остался еще один транспорт? (грузовая машина)

— Дети, а мы можем все вместе стать пассажирами грузовика? Почему? (потому что она перевозит грузы, а не пассажиров).

— А давайте мы рассмотрим эту грузовую машину и составим о нем рассказ по следующим вопросам:

— Как называется это транспортное средство?

— Из каких частей оно состоит?

— Чем приводится в движение? Где движется?

— Для чего используется? Что может перевозить?

— Кто управляет этим транспортом?

— Ребята, а какой транспорт помогает людям, когда они попадают в беду? (пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина)

— Итак, наше путешествие окончилось. (Дети подходят к столику, на котором стоит игрушечный транспорт)

  1. Итог. Рефлексия

— Давайте вспомним, на каком транспорте мы отправились в путешествие? (на легковом автомобиле)

— А дальше путешествовали на чем? (автобусе, самолете, поезде, корабле, грузовике)

Дети находят эти виды транспорта.

— На каком транспорте вам больше всего понравилось путешествовать? Почему?

— Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Логопед. — Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями, были активными, внимательными, веселыми!

— Я желаю, чтобы все ваши путешествия различными видами транспорта всегда были счастливыми, интересными, незабываемыми и самое главное – безопасными! А на память о нашем путешествии получите подарки.

Индивидуальное занятие Постановка звука [З].

Содержимое публикации

Индивидуальное занятие «Постановка звука [З].Подготовительный этап.

Разработал учитель-логопед Л.Л. Дмитриенко

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [З].

– развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики;

– развитие фонематического восприятия;

– постановка звука [З];

– развитие мелкой моторики

Оборудование: кукла, пособия для дыхательной гимнастики, картинки-символы для артикуляционной гимнастики и для постановки звука [З],предметные картинки для развития фонематического восприятия, изображение буквы З на картоне, пуговицы.

Читайте также:
Логопедический КВН (подготовительная к школе группа)

1. Организационный момент

Логопед: – К нам сегодня на занятия пришла в гости кукла Зоя, хочет с нами поиграть.

На какой звук начинается её имя? (Ответ ребёнка)

– Правильно, на звук [З].Зоя хочет, чтоб мы научили её делать дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика

При выполнении упражнений на дыхательную гимнастику следить, чтоб у ребёнка не надувались щёки.

Ребёнок берёт в руки вертушку и дует на неё так, чтобы она начала вращаться
(быстрее, тише).

Кладём на стол для занятий шарик из кусочка ваты. Это мяч. Ворота – два кубика размещаем на столе чуть дальше. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Для упражнения используем бутылочку или пузырёк. Язык ребёнок кладёт на нижнюю губу и дует на пузырёк. Получается звук «парохода». Вырабатывается направленная струя посередине языка, без которой формирование свистящих звуков будет невозможна.

Логопед: – Молодец! Теперь кукла Зоя хочет, чтоб мы показали ей, как делают артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

И нисколько не устану.

Упражнение «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.
На счет 1 – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.
На счет 2 – в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произнести сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упираются в нижние зубы.

4. Развитие фонематического восприятия

Логопед: – Молодец! Теперь мы с Зоей отправимся в магазин. Есть ли в слове магазин звук[З]? Где он стоит? (Ответ ребёнка)

– В магазине мы будем покупать только те товары, в которых встречается звук З. Картинки, в которых есть звук [З] мы будем класть Зое в корзинку (Задание даётся ребёнку, если он хорошо умеет определять наличие звука [З] среди звуков и слогов). Ребёнку предлагают для задания предметные картинки: зонт, замок, капуста, ваза, мозаика, яйца, роза, сумка.

5. Постановка звука [З]

– Вариант постановки – по подражанию. Если ребёнок произносит звук С, то попросить его произнести этот звук с помощью голоса, прозвенеть как комарик, используя картинный символ. Если у ребёнка не получится произнести звук [З], то можно использовать тактильное осязание. Одной рукой ребёнок прикладывается к гортани логопеда, другой рукой к своей, чтобы почувствовать, как включаются голосовые связки в работу.

6. Развитие мелкой моторики

Показать ребёнку как звук [З] обозначается буквой З на письме. Предложить ребёнку выложить букву З, изображённую на картоне с помощью пуговиц.

7. Рефлексия

– Кто к нам сегодня пришёл на занятия?

– Чем мы вместе с куклой Зоей занимались?

– Что тебе запомнилось и понравилось на занятии?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: