Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов
Тема: «Путешествие в Африку».
Фонемный анализ и синтез слов (на базе лексического материала по теме «Животные жарких стран»).
Данное занятие было разработано для детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая компенсирующая группа для детей с ОНР) и показано родителям как открытое в конце учебного года.
Очень веселое и динамичное занятие с музыкальным оформлением, в течение которого постоянно происходит смена деятельности детей, а речевой материал постепенно усложняется.
Конспект подробно прописан и адресован учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ.
- Закрепить навыки фонемного анализа и синтеза слов типа ГНОМ и СОВЫ.
- Совершенствовать умение делить слова на слоги.
- Работать над произношением 3-х сложных слов со стечением согласных.
- Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование : логопедические пеналы с наполнением для фонемного анализа, предметные картинки: слон, пума, попугай, мартышка, удав, ананас; игрушки деревянные (конструктор «Африка»), «домики-бунгало» с цифрами «1», «2», «3».
Ход занятия:
Дети под музыку выходят из спальни и строятся на ковре.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, представьте, что вы в окне увидели жирафа! Давайте удивимся? (Дети изображают удивление). А вот пасется зебра, она такая красивая! (Дети изображают восхищение). Вдруг перед нами злой крокодил – нам страшно, мы боимся! (Дети изображают испуг). А теперь мы увидели обезьянок, они кувыркаются и прыгают по деревьям. Они такие забавные, нам весело, мы смеемся! (Дети смеются).
2. Подведение к теме занятия.
Логопед: Ребята, а где живут эти животные?
Дети: (В жарких странах, в Африке…).
Логопед: Правильно. А вы хотели бы побывать в этой стране?
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Готовы? Тогда за мной!
Звучит песня из кинофильма «Красная Шапочка» — «В Африке горы… »
Дети идут за логопедом и повторяют за ним движения – прыгают, показывают горы и т.д.
Логопед: Ну вот мы и на месте. Мы в густом африканском лесу – джунглях. Присядьте, пожалуйста.
Дети садятся на свои места.
3. Фонемный анализ слов.
Логопед: В джунглях нас ожидает много сюрпризов. Мы познакомимся с африканскими животными. А вот и первый из них, угадайте, кто это?
Логопед читает загадку:
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Африканский серый … .
(Слон)
Логопед: Правильно, вы конечно его узнали!
Логопед выставляет картинку.
Логопед: Давайте разберем это слово на звуки. Откройте свои пеналы.
Логопед производит фонемный анализ слова у доски, дети выкладывают у себя на столах.
– СЛОН – это слово, обозначаем его длинной желтой полоской.
– Пропоем это слово: СЛ-ООО-Н. Сколько гласных звуков вы услышали? (один, О). А какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Значит, сколько слогов в слове СЛОН? (1 слог).
– Прохлопаем слово СЛОН (хлопнули 1 раз).
– Обозначаем его 1-ой короткой желтой полоской.
– Первый звук [С] – он согласный (потому, что во рту есть преграда), глухой (наш голос «спит», не включается) и твердый (он «сердитый» ). Обозначаем его синим кружком.
– Второй звук [Л] – он согласный, звонкий и твердый.
– Третий звук [О] – он гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды). Обозначаем его красным кружком.
– Четвертый звук [Н] – он согласный, звонкий и твердый.
– Всего в слове СЛОН 4 звука: С, Л, О, Н (дети называют каждый звук и показывают пальчиком соответствующий кружок):
Логопед проходит по группе и проверяет, как дети выполнили задание на местах.
Логопед: Вы никого больше не видите? Может, животные прячутся от нас? Давайте их поищем. Ну-ка, загляните в ящики столов.
Дети достают деревянные фигурки животных.
4. Деление слов на слоги.
На ковре стоят 3 домика с цифрами «1», «2», «3».
Логопед: Назовите все своих животных. (Жираф, бегемот, зебра, тигр, слон…).
– В джунглях пошел сильный дождь. Давайте спрячем животных в домиках. На поляне у нас есть три домика. Цифры на них — это количество слогов в слове. Разделите слова на слоги и спрячьте животное в свой домик пока я досчитаю до 10-ти. Раз, ….
Звучит веселая музыка. Дети кладут свои игрушки в соответствующий домик.
Игрушки: слон, тигр, лев, зебра, жираф, верблюд, бегемот, крокодил, пантера.
Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Логопед: Молодцы, животные в безопасности!
5. Синтез слов.
Логопед: Вдруг в джунглях подул сильный ветер, и слова рассыпались. Ребята, помогите их собрать! Я называю звуки, а вы называете слово целиком.
– Молодцы, собрали все слова! А теперь посмотрите, кто это качается на деревьях?
В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них….
(Обезьяны).
6. Физкультминутка.
Логопед: Давайте поиграем в обезьянок!
Игра «Мартышки» (движения по тексту, под веселую музыку).
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики — вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!
Как скажу я «раз, два, три!»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три! Замри!
Дети строят гримасы.
7. Синтез слов по первым звукам в словах.
Игра «Отгадай название животного».
Логопед выставляет картинку животного.
Логопед: Ребята, а это что за зверь?
Дети: Мы не знаем…
Логопед: Не расстраивайтесь!
Логопед прикрепляет картинки с героями мультфильма «38 попугаев»: Попугай, Удав, Мартышка, Ананас.
Логопед: Назовите первые звуки в этих словах, и вы узнаете, название этого животного.
Дети: П, У, М, А – это ПУМА.
Логопед: Правильно, вы молодцы!
8. Итог занятия. Оценка.
Логопед: Ну что ж, наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось?
Логопед: А где мы с вами побывали?
Дети: В Африке, в джунглях.
Логопед: Давайте вспомним, кого мы встретили?
Дети: Жирафа, слона, обезьянок, крокодила, удава, попугая, пуму…
Логопед: Вы все сегодня были внимательны и любознательны. А теперь нам пора домой. Попрощайтесь со своими новыми друзьями и в путь!
Звучит песня «По дороге с облаками». Дети идут за логопедом и машут рукой. Уходят в спальню.
Орлова Ирина Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с № 1565,
г. Москва
Конспект логопедического занятия с презентацией для младших школьников 1-2 класа с тяжёлыми нарушениями речи
Автор: Шитова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Апатиты, Мурманской области
Конспект урока (логопедического занятия) на тему: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
Описание. Предлагаю конспект логопедического занятия для младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (1-2 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
– учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
– закреплять знания о гласных и согласных звуках;
– закреплять знания детей о парных согласных;
– учить дифференцировать согласные звуки;
– развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: деревянные буквы алфавита, мультимедийная презентация.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проводится работа с «Деревянной азбукой», припоминание гласных и согласных звуков, их признаков. Формулировка темы занятия.
II. Основная часть.
1. Закрепление знаний о звуках и буквах.
Логопед: Дети, сегодня мы с вами будем создавать город! Мы будем расселять наши деревянные буквы! А для начала давайте подумаем, как мы его назовём, и какие две главных улицы будут у нас в городе? (Улица гласных звуков и улица согласных звуков). А какая третья маленькая улочка в нём будет? (Улица, где живут твёрдый и мягкий знаки).
Давайте посчитаем, сколько домиков у нас будет на улице гласных звуков? А сколько на улице согласных?
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Гласные звуки очень довольны, что теперь у них есть свои домики, и поют счастливые песенки. А давайте попробуем отгадать, про что они поют?
Логопед называет только гласные звуки, дети отгадывают слова по картинкам.
Картинки: кошка (о – а), мыло (ы – о), якорь (я – о), ёлка (ё – а), телефон (е – е – о), собака (о – а – а).
3. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Настолько запелись гласные звуки, что совсем позабыли о своих соседях. Давайте напомним им, почему они так нужны! А для этого вернём их в слова.
Слова: д_м (дом,дым), к_м (ком), л_с (лес, лис), р_к (рак), т_нк (танк), хв_ст (хвост), см_х (смех), н_тк_ (нитка, нитки).
4. Физминутка
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы».
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)
5. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: В нашем городе царит весёлое настроение. Все радуются и шалят. Вот и согласные звуки решили немного с нами поиграть. А играть звуки к нам прибежали парами. Как вы думаете, почему? (Это парные согласные). Назовите все пары согласных по звонкости и глухости.
Логопед: А правила игры таковы: нужно правильно вставить в слова парные согласные.
Слова: ло_ка (д-т, ж-ш), ру_ка (б-п), но_ки (д-т, ж-ш), про_ка (б-п), де_ка (д-т).
6. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Совсем «распроказничались» наши буквы. И теперь они решили перемешаться. Буквы очень хотят посмотреть, смогут ли ребята вернуть их на место. Давайте попробуем? Переставим буквы так, чтобы получились слова.
Слова: рокт (крот), тбар (брат), зако (коза), ашак (каша), олст (стол), авза (ваза).
7. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Вы молодцы, и показали, что уже много всего знаете и умеете. А теперь звуки и буквы хотят узнать, умеете ли вы их различать и определять их количество в словах. Докажем им? Напишите, сколько букв и звуков в названии каждой картинки.
Картинки: лиса (4 буквы, 4 звука), ёлка (4 буквы, 5 звуков), конь (4 буквы, 3 звука), улитка (6 букв, 6 звуков), юла (3 буквы, 4 звука), морковь (7 букв, 6 звуков).
III. Итог занятия.
Логопед: В нашем городе царит радость и веселье. Все буквы счастливы своим новым домикам. А вы довольны, ребята? Чему мы учились на занятии?
Ребята, очень хорошо работали на занятии, и каждый про себя может сказать, что он – (отгадать слово по первым буквам).
Слова: Малина, осина, лось, окно, день, ель, цапля. (Молодец).
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: “Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине”.
план-конспект занятия по логопедии по теме
Тема: “Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине”.
Лексическая тема: “Транспорт”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport.pptx | 553.78 КБ |
fonematicheskiy_analiz_i_sintez_dvuslozhnykh_slov_so_stecheniem_v_nachale_i_seredine.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т Р А Н С П О Р Т
Т Р А Н С – П О Р Т
ШТУРВАЛ – рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета.
ш турвала. за держится ручки Капитан
Капитан держится за ручки штурвала.
Предварительный просмотр:
Тема: «Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине».
Лексическая тема: «Транспорт».
Цель: развивать фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине.
Задачи: формирование навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах; закреплять знания о слогах; развивать логическое мышление.
Оборудование: презентация, тетради по логопедии, цветные карандаши, картинки:
1.Закрепление слогообразующей роли гласных
– Вставьте буквы А и О в слово и вы узнаете тему нашего занятия.
ТРНСПРТ – _ ТРАНСПОРТ _
– Определим количество слогов в слове, прохлопаем: транс-порт – 2 слога.
– Почему в этом слове 2 слога? + Потому, что в нем 2 гласных.
– Что такое слог? + Слог – это часть слова, в которой есть гласная. Слог может состоять из одной гласной или из сочетания гласной и согласных.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
Рассмотрите картинки, назовите их. Выберите только те, в названии которых два слога.
3. Развитие звукового анализа
– Составьте звуковые схемы этих слов.
4.Развитие звукового анализа и синтеза.
– Что изображено на картинке?
– Назовите 3 звук в слове машина и запишите.
– Троллейбус – 1 звук
– Автобус – 6 звук
– Пароход – 3 звук
– Трамвай – 5 звук
– Самолет – 2 звук
– Самосвал – последний звук
– Какое получилось слово? – штурвал
– Вы знаете, что это?
+Дети высказывают предположения.
– Штурвал – это рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета.
5. Развитие языкового синтеза на уровне предложения.
Прочитайте слова. Составьте из них предложение и запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
6. Домашнее задание : составьте звуковую схему слова «штурвал»
Что мы делали сегодня на занятии?
Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия-игры “Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]”
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида.
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе.
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.
Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . ” Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.”
Данная презентация является методическим материалом, необходимым для проведения подгруппового логопедического занятия на тему ” Слоги. Слоговой и .
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал.
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: “Слоговой анализ и синтез слов. Овощи”.
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с.
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с нарушением чтения и письма по теме “Звукобуквенный анализ и синтез слов”
Разделы: Логопедия
Цель: Упражнять детей в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с заданиями, ручки, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Я говорю слова. Назовите и уберите первый звук в слове. Какое новое слово получилось?
ШУТКИ | ГРОЗА | СУРОК | СУШКИ | ЭКРАН | КНИГА |
Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове, чтения и написания букв в словах. (…иначе слово может потерять значение или изменить его).
– Сегодня на занятии мы будем упражняться в определении количества и последовательности звуков, букв в словах.
2. “Найди отличие”.
– Я говорю слова. Чем эти слова отличаются по звучанию?
СОР – СПОР КОМ – КОРМ |
ЩЕКА – ЩЕПКА КРЮКИ – КРЮЧКИ |
ВЕКИ – ВЕТКИ СТОЙКА – СТРОЙКА |
– Запишите пары слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара.
3. Составь слово.
– Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Слова предъявляются последовательно.)
О, Н, С | О, М, Х | Т, О, Н, З | Н, И, Т, Б | Г, А, Р, Д |
– Запишите получившиеся слова.
4. Подбор слова к схеме.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?
![]() |
(БИНТ) |
– Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус.
– Запишите новые слова в два столбика:
1 – слова, где 4 буквы;
2 – слова, где 5 букв.
– Какое слово вы не записали? Почему?
– Запишите слово ЛОГИКА с новой строки. Начертите схему.
6. Вставь пропущенную букву.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву.
ПО…УШКА | СТ…АНА | ГАЛ…ШИ | КО…ЛЕНОК | БОРО…А |
– Запишите слова. Обведите в кружок буквы, которые вы вставили.
Прочитайте буквы в кружках. Какое слово получилось? (ДРОЗД)
Кто такой дрозд?
7. Физкультминутка.
– А сейчас представьте, что вы актеры. Я буду читать стихотворение, а вы попробуете с помощью движений и жестов его показать. Это стихотворение о подруге ДРОЗДА. А кто его подруга, вы прочитаете, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой.
В понедельник за калитку
Бодро выползла улитка,
Чтоб сказать во вторник: “Да,
Навещу-ка я дрозда. ”
В среду солнце припекало –
Под березой подремала,
Но настал четверг, и вот –
В ручеек спустила плот.
Пятницу переправлялась.
Вновь на берег поднималась,
И уже в субботу, днем,
Встретилась с дружком – дроздом,
Потому что в воскресенье
Был у друга день рожденья.
(Анн Рокар, перевод с французского М.Яснова)
7. Добавь звук.
– Я говорю слова. Правильно я сказала? Какой звук я пропустила? Какой этот звук по счету? Скажите слово правильно.
ЗУАСТЫЙ СТОГИЙ |
ХЛОДНЫЙ СОНЕЧНЫЙ |
ВКУНЫЙ МОРОЗАЯ |
– Запишите слова в столбик.
(При записи слов обращается внимание на орфограммы.)
8. Найди ошибку.
– Возьмите карточки. Прочитайте слова. Найдите ошибки.
ЗЙЧИК | УЧИЕЛЬ | ПОГОДА | КРОКОИЛ | БОЩР | ВЕТЕР |
– Запишите слова правильно, к подходящему по смыслу слову из предыдущего задания. Подчеркните, исправленные буквы.
ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ
СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
ВКУСНЫЙ БОРЩ
МОРОЗНАЯ ПОГОДА
9. Итог занятия.
– Что мы сегодня делали на занятии?
– Почему важно в правильной последовательности читать и писать буквы?
– Что изменится, если мы добавим или заменим какой-либо звук (букву) в слове?
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»
Марина Маркина
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи:
• развитие фонематических процессов;
• формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием отработанных терминов;
• закрепление звуко-буквенных связей.
2. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
• Развитие пространственно-временных отношений.
• воспитание любви к природе, животным;
• выработка навыков самоконтроля.
• коррекция познавательных процессов;
Ход занятия
Логопед: Мы будем и красиво говорить, и грамотно писать. А для того, чтобы грамотно писать, не пропускать на письме буквы, нужно уметь производить звуко-буквенный анализ слов.
Повторение. Логопед:
“К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
Скоро, скоро к вам прилечу,
На метелях к вам прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу”
Как вы думаете, кто написал это письмо?
Какое наступило время года?
– Назовите зимние месяцы по порядку.
Давайте вспомним некоторые пословицы о зимних месяцах.
(Логопед говорит начало пословицы, дети – заканчивают).
Работа над просодической стороной речи
Логопед:
“Пришла зимушка-зима, тянем долго а,
Утром солнышко взошло, снизу вверх взлетает, о
Днем по горкам ездили,
Их метели намели ы,
Луна где-то вдалеке,
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетает УУУУУУУ”
Выделение гласных звуков
Перечислите, какие гласные звуки мы сейчас пропели?
Почему их называют гласными?
Сколько всего гласных звуков? (6)
На какие 2 большие группы делятся все звуки речи?
ыделение согласных звуков
Про гласные звуки мы вспомнили. А что мы можем сказать о согласных звуках?
(Согласные звуки могут быть твердыми–мягкими, звонкими–глухими, парными–непарными.
1 игра: “Скажи твердо-мягко”
1) парные звонкие–глухие согласные звуки;
2) непарные звонкие согласные звуки;
3) непарные глухие согласные звуки
Отгадайте, какое слово я загадала по первым буквам строчек стихотворения.
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Как же их зовут, ты спросишь? –
Имя здесь я написала.
Хорошо поработали, можем и отдохнуть.
Давайте расскажем, какая удивительная история однажды произошла в лесу.
(Пропевается 2 раза, с ускорением темпа)
У оленя дом большой. (Дети показывают рога оленя)
Он глядит в свое оконце. (Дети на уровне головы показывают “оконце”)
Зайка по лесу бежит (Ладошки приставляют к голове – “заячьи ушки”)
В дверь к нему стучится.
Тук, тук, дверь открой. (Имитируют стук в дверь)
Там бежит охотник злой. (Изображают злого охотника с ружьем)
Зайка, зайка, забегай (Машут ладошкой, приглашая войти)
Лапку подавай. (Протягивают руки вперед, кладут ладошки одну на другую)
Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
ЦЕЛЬ: «Развитие фонематического слуха»
-Учить выделять звук на фоне слова.
-Учить дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам.
-Учить соотносить звук с буквой.
Помоги звукопузикам поймать шарики со своим звуком.
ЦЕЛЬ: «Развитие звукового анализа»
-Учить выделять первый звук в слове.
-Учить находить общий звук в словах.
Что из нарисованного на слонике начинается на один и тот же звук?
Обведи эти картинки в кружок.
«ЛЕТУЧИЙ ЗМЕЙ»
ЦЕЛЬ: «Развитие звуко-буквенного анализа»
-Учить выделять первую букву в слове.
-Учить находить общую букву в словах.
Что из нарисованного на летучем змее начинается на один и тот же звук?
Обведи эти картинки в кружок.
ЦЕЛЬ: «Развитие звуко-буквенного анализа»
-Учить выделять первую букву в слове.
-Учить находить общую букву в словах.
-Развивать зрительное внимание, мышление.
Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву.
Игра «СОСТАВЬ СЛОВО»
Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.
-учить выделять начальный звук в слове.
-учить синтезировать слова из заданных звуков.
-учить составлять звуковую схему слова.
-учить обозначать звук буквой.
Ход игры:
Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях» Конспект занятия Тема: «Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, предложениях» Цель: Закрепление правильного произношения звука /Л/ в.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л’]» Характеристика и артикуляция звука «Ль» 1. Звук «Ль». Согласный мягкий звук и обозначается квадратом зеленого цвета. – Д/и. «Поймать звук.
Конспект индивидуального логопедического занятия IТема: «Звук [Ш]; звуки [К, Г]» IIЗадачи: 1. автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, в предложениях и тексте. Дифференциация звуков.
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация сходных по звучанию слов» Тема. Дифференциация сходных по звучанию слов. Цель. Учить различать сходные по звучанию и написанию слова. Задачи. Закреплять в активной.
Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов». (подготовительная группа). ЗАНЯТИЕ №11. Тема. Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов. Цель: закрепить умение выделять звуки в слове, давать им характеристику;.
Дидактическое пособие по развитию операций анализа и синтеза Задача: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Цель:научить осмысливать окружающий мир через операции анализа.
Пособие для формирования звуко-слогового анализа слов Материал: бочонки от киндер сюрпризов красных, синих, зеленых цветов. Инструкция: 1) Увидев вишню, птичка решила пообедать. Раздели слово.
Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма Мама, папа, бабушка, почитайте мне! – упрашивает ребенок пяти-шести лет. Почему же он не хочет или не умеет читать сам? Родители часто.
Конспект логопедического занятия на тему:”Слоговой анализ и синтез слов”
Конспект этого логопедического занятия можно использовать для детей подготовительной группы, так и детям первого класса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему:”Слоговой анализ и синтез слов”»
Конспект логопедического занятия
Тема: Слоговой анализ и синтез слов.
– Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок.
– Активизировать словарь, внимание, мыслительную деятельность, эмоционально- волевую сферу.
– Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.
Оборудование: Картина – маршрут с изображением героев сказки А.А. Милна « Винни Пух и все-все-все»; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей; конверты с заданиями; тетради, ручки, карандаши.
Ход занятия
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.
Сегодня у нас урок – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка- догадайтесь! ( Звучит песенка Винни Пуха « Хорошо живёт на свете Винни Пух»). Догадались, как называется эта сказка? Назовите главных героев этой сказки. Вспомните, как звали других героев сказки?
Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям предолевать их.
Открыли тетради и записали число.
4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Все друзьям помочь вы рады?
Но постойте – вот преграды:
« Пятачок» пропишем слово, разделив его на слоги,
И поставим ударение для правильного чтения.
Вспомни правило: Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.
Слушаем слово, определяем, сколько гласных. Записываем слово, называем гласные. Определяем, сколько в слове слогов, почему?
Определяем ударный слог. Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
Игра « Живые слова».
Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. ( Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).
Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.
Стала наша полянка вовсе не унылой! ( Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).
Игра « Хлопни».
Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.
БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.
Составление слов из слогов, данных в беспорядке.
Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигрулю. Он сидел и думал как составить слова из этих слогов. Поможем ему составить слова?
У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ
Дети составляют слова, называют и записывают их. Узнаю, сколько слогов в каждом слове?
Мы помогли справиться Тигруле с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.
Игра « Цепочка слогов».
Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:
Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.
( Слова составляем устно).
ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ
Сколько слогов в каждом слове?
Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.
Составление слов по первому заданному слогу.
Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.
Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.
Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:
Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т.д.
Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.
Работа по карточке.
Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.
Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мёд, и на него налетели пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.
Прочитайте задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.
Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА, ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.
Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?
Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.
Физкультминутка
Назову слог- наклон вправо, назову слово – наклон влево.
ТА, СОР, КОТ, РЫ, РЫБА, ТАНЕЦ, ЛУ, ЛУК, ЗА, ЗАЯЦ, ЭН, ЖА, ЛУЖА.
Задание « Исправь ошибки» .
Шагали друзья по лесной тропинке и оказались у дома кенгуру по имени Кенга.
Мама Кенга проверяла домашнее задание Крошки РУ и нашла ошибки. Давайте посмотрим эту работу ( вывешиваю на доску плакат).
Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги.
Слова: ЗВЕ – РИ Я-КОРЬ ШУТК-А ОС- СЕНН- ЕЕ ВЕ- СЁ – ЛЫЙ
Молодцы, ребята! Винни Пух и Пятачок идут дальше.
Составление комплексной схемы предложения.
И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?
Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.
Читаем на доске предложение и записываем:
ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.
Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.
__ _______ _______ ________.
____ ____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ .
Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.
Тест – контрольное задание.
Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –
В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.
В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.
Слог обязательно содержит гласную букву.
Слог не бывает без согласных букв.
Слог может состоять из одной буквы.
В слове ДОМ 3 слога.
В слове ПАРК 1 слог.
Экзамен сдан!
Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делать слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!
Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.
Логопедическое занятие: «Звуковой анализ односложных и двусложных слов»
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии
Тема: Звуковой анализ односложных и двусложных слов.
формировать у учащихся фонематические представления и связанные с ними звуковой анализ и синтез слов;
формировать умения соотносить количество звуков и букв в слове;
тренировать учащихся в определении порядка и количества звуков;
предупреждать ошибки на пропуски, перестановки, не дописывание букв,
наращивание слов лишними буквами;
совершенствовать навыки чтения и письма на основе упражнений в анализе и синтезе;
развитие смекалки, воображения на основе упражнений в решении проблемных ситуаций;
коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе работы с буквой, звуком, словом;
развитие слухового восприятия, фонематического слуха на основе звуковых упражнений;
развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки на основе упражнений с деформированным текстом;
коррекция и развитие моторно-двигательной сферы на основе упражнений с общей, мелкой и артикуляционной моторикой;
способствовать развитию умения снимать зрительное и моторное напряжение через упражнения на релаксацию.
развивать умение слушать и слышать инструкции учителя, точно выполнять задания;
поощрять умение работать в коллективе и самостоятельно;
Оборудование: разрезные азбуки; оформление: поезд с животными, лесная поляна; прищепки; мячики для Су-Джок терапии, музыкальное сопровождение; набор для зрительной гимнастики (облако, солнышко); жетоны, наклейки в тетради; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»; цветные карандаши; памятки на стенде; числовые ряды; дидактические игры: «Отгадай имя», «Найди хвостик»; предметные картинки; компьютер.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Произнесение речёвки:
Мы будем говорить красиво,
Смело и неторопливо.
Чисто, правильно писать,
Получать оценку «5».
II. Объявление темы занятия.
На прошлом занятии мы учились слышать и выделять звуки из слов, определять их количество и место в слове. Сегодня мы продолжим эту работу, чтобы закрепить наши знания о звуках и буквах в словах.
Но сегодня у нас необычное занятие, а занятие-путешествие. Путешествовать мы будем на поезде, который есть у нас в кабинете. В этом поезде уже сидят пассажиры, посмотрите, кто сидит в вагонах (животные), они едут на цветочную поляну, а кто их там ждёт, вы узнаете в конце путешествия. По пути на остановках будем выполнять «умные» задания. За выполнение заданий, вы будите от животных получать жетоны. Кто наберёт больше жетонов, получит красивую наклейку в тетрадь.
Посмотрите на животных, что в них необычного? Чего у них не хватает? (упражнение на зрительное восприятие) (хвостиков). Давайте поможем животным найти свои хвостики, чтобы поднять им настроение.
Игра с прищепками «Найди хвостик». (упражнение развитие ручной моторики).
Сейчас всё готово к путешествию, садимся в вагоны и начинаем наш путь. (имитация движения колёс со звуковым сопровождением чух-чух-чух-чух – двигательная и дыхательная гимнастика)
III.Основная часть
1-ая остановка «Гласные – согласные» (повторим, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными и почему)
Компьютерная игра «Услышь звук: гласные – согласные» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
Я буду диктовать слова, а вы найдите и выложите на планшет букву, которая обозначает последний согласный звук.
КРАН КЛЮЧ КЛАСС ШАР ОСЁЛ КРОТ ЦИРК ПЛАЩ ЗАЯЦ ГРОМ
Из диктуемых мною слов выделите и выложите гласную букву, которая обозначает гласный звук
Мак стол стул бык бок бак плыл плуг спел плёл мял мир клюв тряс тир тёр
Поощрение детей жетонами.
-Мы едем дальше, а, чтобы не скучно было ехать, поиграем с мячиками (массаж рук).
2-ая остановка «Составь слова»
«Отгадай имя» (из первых букв в названии картинок составить имя девочки и мальчика)
На экране компьютера поочерёдно появляются картинки, выкладываем из букв разрезной азбуки первые буквы в названии картинок
ДАША (дом, арбуз, шапка, ананас)
ВАНЯ (волк, аист, нитки, яблоко)
Составить слова из звуков, названных по порядку: (работа с азбукой)
С, У, П У, Х, О К, О, Т Б, Е, Л, К, А С, А, П, О, Г, И
В, О, Л, Н, А Б, А, Л, Е, Т В, И, Ш, Н, Я К, У, Х, Н, Я
Поощрение детей жетонами
-Мы едем дальше, смотрим в окно вагона и видим облако (делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой стрелки и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Теперь из-за облака выглянуло солнышко, вот мы и приехали на следующую остановку (показываю оранжевое солнышко), мы встали и потянулись к нему руками, улыбнулись солнышку в ответ.
3-я остановка «Напиши красиво»
А теперь я буду диктовать вам слова. Вы запишите первые буквы этих слов и получите новые слова:
дом ехал торт игры 2) шуба кот осы лось аист 3) утка роща окна крыса
(дети) (школа) (урок)
Составим схемы этих слов: 1 ученик у доски, остальные в тетради.
А теперь составим с этими словами предложение.
Придумай те слова по данным схемам: _______ ________ _________ _________
О О О О О О О О О О О О О О
(в случае затруднения – называю слова и прошу определить, к какой схеме они относятся)
– Мы едем дальше, вы много писали, наклонив голову и ваши мышцы устали, за окном вагона много интересного, выполним упражнение «Любопытная Варвара»:
а) «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть, как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Инструкция: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Шея не напряжена
в) Инструкция: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Шея не напряжена
4-я остановка «Поиграй-ка»
Игра «Собери слово». Я предлагаю вам, несмотря ни на что, услышать и записать слово. Я буду отвлекать вас разными словами, но вы будьте внимательны.
Первая буква – П, далее идёт буква Е, затем следует буква Н, за ней помещается буква А, и последняя буква в этом слове – Л. Какое получилось слово? (ПЕНАЛ)
Я буду называть слова, а вы должны посчитать буквы в словах по числовому ряду и поднять цифру
бок блок блоха стол столб сом слон собака парта пирамида
3 4 5 4 5 3 4 6 5 8
Я буду называть слова, а вы должны повторить за мной слово по буквам, а пальчиком следить по числовому ряду. Определите, какой по счёту звук Р в словах
РОТ КРАН ГОРА ПАРК ЗАБОР ДВОР РОЗЫ ВОРОНА
Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в этих словах. Закрасьте красным карандашом тот кружок, который соответствует звуку А в названиях картинок.
РОЗА ЛАМПА ШАРФ АРБУЗ БАРАБАН
(картинки на экране компьютера)
Посмотрите в окно, вот и цветочная поляна, кто нас там ждёт? (Буратино)
Оказывается, у него сегодня день рождения и он позвал в гости друзей – животных. Вот мы и узнали, куда они ехали.
(На экране компьютера написаны названия животных, которые приехали – буквы стоят не по порядку,
ЗАДАНИЕ: Чтобы составить название животного, расставьте буквы по порядку, нажимая на буквы и переставляя их в нужной последовательности).
На экране появляется звуковое сопровождение с оценкой действий ребёнка.
Животные принесли Буратино подарки – на какой звук начинается животное – на такой и подарок. А он приготовил им всем угощение – начинающееся на один звук с названием животного. (Картинки)
IV. Итог занятия.
Подсчёт жетонов, награждение наклейками.
Рефлексия: если вам понравилось путешествие, украсьте для Буратино поляну цветочком.