Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

Конспект фронтального логопедического занятия «Чайная посуда»

У детей, страдающих ОНР, необходимо развивать на занятиях лексико-грамматические навыки, фразовую речь, навыки связной речи, общепсихические процессы и внеречевые навыки. Эффективность всех коррекционных мероприятий может быть достигнута только в результате кропотливой, длительной систематической работы. Важным является использование самых разнообразных общепедагогических и частных методов и приёмов обучения, правильное чередование и дозирование разных видов деятельности, игровых ситуаций.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи.

Тема: Образование относительных имён прилагательных. Чайная посуда.

Цель. Развивать и активизировать словарь детей по лексической теме «чайная посуда», закреплять у детей практические навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.

1. Активизировать номинативный словарь детей по теме «Чайная посуда».
2. Закреплять у детей навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.
3. Продолжать учить детей навыкам построения фразы при ответе на поставленный вопрос.

1. Продолжать развивать у детей произвольное слуховое внимание в игре «Командиры».
2. Продолжать развивать у детей общедвигательную координацию при проведении физкультминутки.
3. Продолжать развивать у детей глубину вдоха и продолжительность речевого выдоха в упражнении на поддувание «Чашки с ароматом».
4. Развивать у детей зрительный гнозис при восприятии наложенных контурных изображений.

1. Воспитывать у детей познавательные мотивы деятельности, интерес и желание заниматься.

– Картинки с изображением посуды из разного материала и натуральные предметы посуды. Предметные картинки с изображением предметов чайной посуды.
– Кукла Люда и чайная посуда (кукольная посудка).
– «Чашки с ароматом» — индивиуально-раздаточный материал для поддувания.
– Таблицы для восприятия наложенных контурных изображений предметов чайной посуды.

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

Игра «Командиры». Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»:

– Командиры, хлопнули! – Командиры, топнули! – Погладили животик! – Пусть зевнёт наш ротик! – Повернулись влево, хлопнули, да топнули! – Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек! – Командиры, руки вверх, кисти вниз! — Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра.

2. Закрепление пройденного материала.

а) Отгадывание загадки и припоминание темы прошлого занятия.

Из горячего колодца через нос водица льётся.

А колодец — то пузатый, с одной рукой и в шляпе! (чайник)

– О чём мы говорили на прошлом занятии?

– Назовите посуду, которую запомнили!

б) Образование относительных имён прилагательных.

Будем отвечать на вопросы полным ответом:

– Посуда, которая помогает нам готовить на кухне, это какая посуда? (Посуда, которая помогает нам готовить на кухне – это кухонная посуда)

– Посуда, которую ставят на стол для обеда это какая посуда? (Посуда, которую ставят на стол для обеда – это столовая посуда)

– Из чего может быть сделана посуда? Рассмотрим посуду из разного материала и правильно назовём, какая она!

– Ложка из дерева (какая?) – ложка из дерева — деревянная ложка.
– Кувшин из стекла (какой?) – кувшин из стекла – стеклянный кувшин.
– Супница из фарфора (какая?) – супница из фарфора – фарфоровая супница.
– Нож из стали (какой?) – нож из стали – стальной нож.
– Миска из глины (какая?) – миска из глины – глиняная миска.
– Сковорода из чугуна (какая?) – сковорода из чугуна – чугунная сковорода.
– Ведро, покрытое эмалью (какое?) – ведро, покрытое эмалью – эмалированное ведро.
– Самовар из меди (какой?) – самовар из меди – медный самовар.

Читайте также:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Итог логопедического занятия. На какой вопрос отвечали? Из чего делают посуду? Какая бывает посуда?

3. Работа по новой теме: «Чайная посуда».

а) Сообщение темы занятия при отгадывании авторской загадки о чайной чашке.

Донце, стенки тонкие, фарфоровые, звонкие!
Фу – ты! Ну — ты! Ручка в бок!
Жду гостей я на порог!
Наливают в меня чай, говорят:
«Друзей встречай!»

– Будем говорить о чайной посуде. Почему говорят: «чайная» посуда? Для чего нужна чайная посуда? А вы знаете какую- нибудь чайную посуду?

б) Развитие номинативного словаря по теме «чайная посуда».

Игровая ситуация «Кукла Люда и чайная посуда».

– Кукла Люда хочет угостить нас чаем! У Люды есть специальная посуда для чая. Как она называется? (Для чая – чайная посуда)

Сначала дети по предметным картинкам узнают и запоминают названия предметов чайной посуды:

Заварочный чайник.
Молочник.
Сахарница.
Чайная чашка.
Чайное блюдце.
Для конфет – конфетница.
Для салфеток – салфетница.
Чайные ложечки.

Авторская физкультминутка «Чашки».

Фу – ты! Ну – ты! Ручка в бок! (Переступить ногами на месте, руку на пояс!)
Жду гостей я на порог! (руки в стороны)
Выпьем чай до донышка! ( Наклон вниз, руками касаемся пола)
Улыбнёмся солнышку! (Потянулись на носочках, руки вверх, улыбаемся)

Затем, расставляем предметы кукольной посуды на столе – сервируем стол.

– Поможем Люде накрыть на стол. Назовём, какую чайную посуду ставим! (Дети называют предметы чайной посуды, закрепляя её названия).

– А сейчас помоем руки и будем пить чай!

в) Развитие речевого дыхания.

У вас в чашках чай с разным ароматом. Назовём, какой чай в чашках!

– Чай с лимоном – лимоновый чай.
– Чай с мятой – мятный чай.
– Чай с цветами – цветочный чай.
– Чай с малиной – малиновый чай.

Была холодная вода, вскипятили – вот беда!
Ох! Горячий кипяточек, остудим слегка чаёчек!
Ароматно пахнет, всем гостям приятно!

– Как нам остудить очень горячий чай? Подуем, тогда остудим чай и почувствуем аромат! Дети дуют на чашки, язык у них «лопаточкой», сдувают с чашек «лимончики», «малинку» и т.д., вдыхают вкусный аромат.

4. Зрительный гнозис.

Хорошо запомнили чайную посуду? Сможете узнать её, беспокоится кукла Люда? Чайная посуда спряталась, нужно найти, обвести её пальчиком и правильно назвать! Дети узнают предметы чайной посуды по таблице с наложенными контурами, обводят каждый предмет посуды указкой или пальчиком и называют его: это сахарница, это чайник, это чайная чашка, это молочник, это чайное блюдце, это конфетница.

5. Итог логопедического занятия.

– О чём мы говорили на занятии? Какая бывает посуда? Какую посуду запоминали? Кому помогали на занятии?

Кукла Люда благодарит нас, ребята! Помогли мы ей накрыть на стол и запомнить чайную посуду. «Вы, ребята, теперь мои друзья! Приходите ко мне в гости, я буду вам очень рада!», — говорит Люда. И ты, кукла Люда приходи к нам ещё! Приглашаем тебя пить чай у нас в группе.

Читайте также:
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

Дереча Лариса Ивановна,
учитель-логопед,
БДОУ Детский сад компенсирующего вида № 245,
г. Омск

Фронтальное логопедическое занятие на “Посуда”

Фронтальное занятие для детей с ФФН, ОНР4, ОНР3.

Просмотр содержимого документа
«Фронтальное логопедическое занятие на “Посуда”»

Фронтальное занятие на тему:

«Кухня. Посуда».

Закрепление, расширение и накопление, активизация словарного запаса по теме: «Посуда».

Образовательная:

формировать представления детей о посуде.

Развивающая:

активизировать словарь по теме;

развивать кругозор;

развивать мышление, память, внимание;

развивать связную и диалогическую формы речи;

развивать фонематическое представление;

развивать мелкую моторику; развивать координацию речи с движением;

развивать речевой слух;

развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Познакомить детей с темой занятия (Сюрпризный момент – пазлы);

Раскрыть смыл термина, употребляющегося в теме занятия (что такое посуда? Для чего она нужна? Какая бывает посуда (кухонная, столовая и чайная).

Разбираем виды каждой посуды по картинкам (раздав картинки по группам).

Объяснение детей для чего каждый кухонный предмет нужен.

Игра дидактическая «скажи ласково».

Дидактическая игра «1-2-5».

Дидактическая игра «из чего сделано?»

Дидактическая игра «один – много» (игра с мячом)

Дидактическая игра «Раздели слово на слог»

Развитие слухоречевой памяти (стихотворение, ответы на вопросы).

Развитие мелкой моторики (раскраски по теме занятия).

Дети разделены на две группы, у каждой группы на столе стоит цветной, украшенный коробочка (Сюрпризный момент). Каждой группе предлагается открыть данную разноцветную коробочку. После того как коробочки были открыты и дети достали содержимое коробочек (большие пазлы из 15 частей), детям задается вопрос:

Учитель-логопед: «Что это такое?»

Дети: «Пазлы»

Учитель – логопед предлагает детям собрать пазлы, ребята с удовольствием выполняют задание.

Учитель-логопед: спрашивает у детей что изображено на получившейся картинке.

Дети: посуда.

Учитель – логопед: ребята давайте с вами вспомним, что же такое посуда.

Ответы детей.

Учитель – логопед: Посу́да — это предметы, используемые для приготовления, приёма и хранения пищи. Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Дети: это конверты.

Учительлогопед: правильно ребята, сейчас я на каждый стол раздам разноцветный украшенный, красочный конвертик, ваша задача открыть данный конверт и посмотреть, что в нем спрятано.

Дети открывают конверты.

Учитель-логопед: ребята что было в наших конвертах?

Дети: изображение посуды.

Учитель-логопед: давайте назовем все вместе что за посуда у вас представлена на картинках.

Дети называют предметы на картинках.

Учитель-логопед: теперь я предлагаю разделить все эти картинки предметов на три группы, а именно:

Кухонную посуду (для приготовления пищи)

Дети дружно, сотрудничая между собой делят всю посуду на три группы.

Учитель-логопед: Теперь давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети по очереди называют предметы посуды, относящиеся к кухонной посуде (по группам), затем, столовой посуды, чайной посуды.

Учитель – логопед: молодцы ребята! Сейчас я предлагаю вам пройти на коврик. Давайте вместе встанем в я буду бросать вам мяч и называть предмет посуды, а вы будете изменять слово так чтобы оно звучало ласково.

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Посуда»

Мария Стрельникова
Фронтальное логопедическое занятие по теме «Посуда»

Читайте также:
Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Посуда»

Цель: обобщение знаний и активация словаря по лексической теме «Посуда»

• уточнить и расширить представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит;

• закрепить умение детей называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;

• закрепить понимание назначения посуды;

• активизировать словарь по данной теме.

• развивать устную речь, внимание, мышление;

• развивать слуховое восприятие, речевой слух, коммуникативные навыки;

• развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

• развивать пространственную ориентировку и внимание;

• развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание;

• развивать подвижность речевого аппарата;

• развивать мелкую моторику пальцев рук.

• развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;

• упражнять в согласовании числительных с существительными;

• развивать у детей умение подбирать признаки к предметам;

• развивать у детей навыки словообразования;

• закреплять употребление предлогов;

• развивать связную речь у детей.

• воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде;

• воспитывать самоконтроль над речью.

Наглядность и оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением посуды, загадки, схема для составления рассказа.

Словарь: кухонная, столовая, чайная, самовар, столовые приборы.

Ход ЗАНЯТИЯ

– Говорим всегда красиво, четко и неторопливо!

II. Сообщение темы занятия.

-Отгадайте загадки и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

(Загадки о посуде)

1. В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут.

(Посуда)

2. Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно?

(Посуда)

III. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

1. Дыхательная гимнастика «Чашки с горячим чаем»

IV. а) Виды посуды

Давайте назовем посуду, которая нам нужна для приготовления еды (кастрюля, сковорода, чайник, миски, терка….).

Если мы эту посуду используем на кухне, как можно ее назвать правильно- КУХОННАЯ.

Ну вот, еда готова. Что мы будем делать дальше? Есть борщ из кастрюли, котлеты прямо со сковородки? Конечно, нет! Для этого мы будем использовать посуду, которая называется – СТОЛОВАЯ. Назовите её. (тарелки, салатницы, супница) Эта столовая посуда.

Ребята, а знаете, раньше считали главным в стране посуды – самовар. У самовара собирались взрослые и дети, пили чай и вели беседы. Скажите какие помощники у самовара за столом. (чашки, блюдца, сахарница, молочник) Как назовем эту посуду – ЧАЙНАЯ.

А вилки, ложки, ножи относят к столовым приборам.

б) Дидактическая игра «Назови посуду»

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки. Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс. Делают большой круг.

VI. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект и презентация

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.

VII. Ребята мы с вами узнали, что есть посуда кухонная, столовая и чайная. Но есть ещё посуды для хранения. Давайте с вами вместе попробуем разобраться, куда какие продукты надо разложить.

1. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Сахар – сахарница, суп – супница, соль – солонка.

Масло, перец, селедка, салат, конфеты, хлеб, варенье, соус, кофе.

2. Дидактическая игра «Сосчитай».

Одна ваза, две вазы, три вазы, четыре вазы, пять ваз;

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.

3. Игра «Назови части посуды»

X. Дидактическая игра «Из чего – какой?»

– Ребята из чего делают посуду?

Горшок из глины – глиняный.

Стакан из стекла –

Ложка из алюминия –

Вилка из пластмассы –

Фужер из хрусталя –

Тарелка из бумаги –

Чайник из фарфора –

XI. 1. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай». Назвать как можно больше слов – определений.

Посуда (какая) – хрупкая, …. Тарелка (какая) – широкая, глубокая,

Кастрюля (какая) – большая, …. Нож (какой) – острый, …

Самовар (какой) – высокий, …

2. Игра «Назови ласково»

Образец: стакан – стаканчик

Кастрюля, ложка, стакан, вилка, тарелка, кружка…

3. Дидактическая игра «4 лишний?» Развитие навыков классификации. Кастрюля миска топор стакан

Шарик кастрюля кружка тарелка

Вилка вилы ложка нож

4. «Где ложка?». Закрепление навыков правильного использования предлогов в речи.

Составить рассказ о предметах посуды по наглядному плану.

XII. Составление рассказа о предметах посуды по наглядному плану. (Приложение)

XIII. Итог занятия.

Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе» Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мы систематически.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Посуда» .

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: – показать детям.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Подгрупповое обобщающее логопедическое занятие «Продукты питания. Посуда» Подгрупповое обобщающее логопедическое занятие для детей старшей группы «Продукты питания. Посуда» Занятие провела учитель- логопед МАДОУ.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет. Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня представляю Вашему вниманию детские работы по лексической теме: “Посуда”. 1. Рельефная лепка ” Украсим.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему Времена года

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

  • Художественно-эстетическое развитие (1)
  • Познавательная деятельность (3)
  • Речевое развитие (4)
  • Проектная деятельность (2)

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме “Посуда”

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

(подгрупповая)

Тема: расширение словарного запаса по лексической теме.

Цель: расширение активного и пассивного словаря.

– развитие знания детей по теме «Посуда»;

– формирование понятия чайная, столовая и кухонная посуда;

– употребление существительных единственного числа в родительном падеже;

– употребление числительных с существительными;

– расширение словаря антонимов;

– развитие звукового анализа;

– формировать умение образовывать относительные прилагательные;

– упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

– развитие фонематического слуха.

– развитие грамматического строя речи;

– развитие произвольности внимания, зрительную память;

– развитие наглядно-образного мышления;

– развитие зрительного восприятия;

– развитие общей моторики;

– обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;

– воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

1. Организационный момент

Приветствие с детьми.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто образует мне новое слово:

– Кофта из шерсти, какая кофта? (шерстяная)

– Жилет из кожи, какой жилет? (кожаный)

– Рубашка из трикотажа, какая рубашка? (трикотажная)

– Брюки из вельвета, какие брюки? (вельветовые)

– Блузка из ситца, какая блузка? (ситцевая)

– Шуба из меха, какая шуба? (меховая)

– Юбка из шифона, какая юбка? (шифоновая)

– Платье из шёлка, какое платье? (шёлковое)

2. Основной этап

Логопед : Я буду называть 3 слова, вам нужно запомнить только первое слово и назвать его.

Слова : тарелка, весна, книга. (Дети должны назвать «тарелка»).

Логопед вешает картинку «тарелка» на доску.

Слова : чайник, тетрадь, стол. (Дети должны назвать «чайник»).

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Слова : кастрюля, коробка, лиса. (Дети должны назвать «кастрюля»).

Логопед вешает соответствующую картинку на доску.

Логопед : Вы догадались, как звучит наша тема занятия?

Стук в дверь. Заходит кукла Маша. Кукла шепчет что-то на ушко логопеду.

Логопед: Ребята, кукла Маша работает в магазине, где продаётся посуда. Она хочет показать её вам.

Логопед вешает большую картину, где изображено 3 полки с посудой.

Логопед: Перечислите мне, пожалуйста, какая посуда находится на верхней полке? (чашка, чайник, блюдце, сахарница, маленькая ложечка).

Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Эту посуду называют чайной. Повторите! (дети повторяют)

– Перечислите мне посуду, которая находится на второй полке? (тарелка, ложка, супница, солонка).

– Правильно. Это посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите!

– Перечислите мне посуду, которая находится на нижней полке? (кастрюля, сковорода, терка, дуршлаг)

– Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите это название! Повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.

– Поиграем в игру «Угадай, какая посуда?»

– Ребята, обратите внимание из чего сделана эта посуда.

ü Если стакан из стекла, значит, он какой? (стеклянный)

ü Если блюдце из керамики, какое блюдце? (керамическое)

ü Кастрюля из металла, какая кастрюля? (металлическая)

ü Тарелка из фарфора, какая тарелка? (фарфоровая)

ü Ложка из дерева, какая ложка? (деревянная)

ü Солонка из глины, какая солонка? (глиняная)

– Поиграем в игру «В магазине». Проводится пальчиковая гимнастика.

Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Мы в новом магазине посуду покупали:

(руки на столе ладонями вниз, разводить

пальцы в стороны и соединять)

Тарелки, блюдца, чашки

(поднимать поочереди пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

(поднимать поочереди пальцы лево руки)

Набор ножей и вилок,

Шумовку и маслёнку.

Логопед : кукла Маша принесла для вас картинки, которые лежат у вас на подносах. Эти картинки нарисовал художник, но он кое-что забыл нарисовать. Посмотрите, внимательно и скажите, что забыл нарисовать художник?

Картинки : У чайника нет носика. У чашки нет ручки. У кастрюли нет крышки. У сковородки нет ручки.

Логопед : найдите недостающие предметы на подносах и приложите к предметам.

– Возьмите у себя на столах картинку с разной посудой и положите перед собой. Рассмотрите картинку. Найдите и сосчитайте все стаканы, кастрюли, ложки, чашки. И ответьте на вопрос:

ü Сколько синих чашек? (две синие чашки)

ü Сколько красных тарелок? (три красные тарелки)

ü Сколько зеленых кастрюль? (пять зеленых кастрюль)

ü Сколько прозрачных стаканов? (четыре прозрачных стакана)

ü Сколько деревянных ложек? (одна деревянная ложка)

ü Сколько металлических вилок? (две металлические вилки)

Логопед: Встаньте на коврик в одну шеренгу. Каждый из вас поочереди будет называть любой предмет посуды и прыгать вперед столько раз сколько слогов в этом слове, называя каждый слог. И сказать, сколько слогов в этом слове. Например: ложка – прыгнуть вперед два раза и сказать, что в этом слове 2 слога.

Дети выполняют упражнение.

– Молодцы, вы справились с заданием.

Дети садятся на свои места.

Логопед : кукла Маша хочет с вами поиграть в игру «Назови нужное слово»

Маша будет называть слово несколько раз, а одно слово один раз. Нужно назвать слово, которое прозвучало один раз.

Слова: Молоко, молоко, молоко, миска.

Голоса, тарелка, голоса, голоса.

Вилка, стол, стол, стол.

Ветка, ветка, чашка, ветка.

Дидактическая игра «Наоборот»

Логопед : Я буду называть словосочетания, а вы будете отвечать «наоборот».

Новая кастрюля -…(старая кастрюля)

Полная сахарница – …(пустая сахарница)

Чистая ложка – …(грязная ложка)

Горячая сковорода – …(холодная сковорода)

Мелкая тарелка – …(глубокая тарелка)

Мокрая чашка – …(сухая чашка)

Высокая ваза – …(низкая ваза)

3. Заключительный этап

Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии?

Какая бывает посуда?

Из чего может быть сделана посуда?

Логопед хвалит всех детей, можно выделить тех, кто работал лучше всех.

Фронтальное логопедическое занятие по теме “Посуда”

Цели:

  • уточнить с детьми названия посуды;
  • уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
  • уметь называть части посуды и её внешние признаки;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные от существительных;
  • согласовывать существительные с числительными;
  • составлять предложения с предлогами;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • читать слова по изученным символам звуков.
  • Демонстрационный материал – картинки с изображением посуды, символы звуков, игрушка “Поварёнок”.

    Раздаточный материал – разрезные картинки.

    1. Организационный момент.

    – Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных).

    Читайте также:
    Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста

    2. Основная часть.

    1) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

    – Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. (Ложка, вилка, нож)

    2) В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень)

    – Как называется эта посуда? (Кухонная)

    Наборное полотно. Предметные картинки с кухонной посудой.

    – Что общего есть у этих предметов? (Ручка)

    – А если ручка у них сломается, то, как мы про эти предметы скажем? (Кастрюля без ручек)

    Дочка маме помогала:
    Стол к обеду накрывала.
    Призадумалась она –
    Что поставить я должна?

    – Давайте, дети, поможем девочке накрыть стол к обеду. Какую посуду она должна поставить на стол? (Тарелки)

    – Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая)

    – Из чего сделана посуда?

    – Если стакан из стекла, значит, он какой? (Стеклянный)

    – Тарелки из фарфора –

    – Ложки из металла –

    – Сегодня будут обедать пять человек. Давайте посчитаем эту посуду. (1 тарелка, 2 тарелки … до 5)

    4) Физкультурная минутка. (Речь с движением)

    Вот большой стеклянный чайник
    Очень важный, как начальник.
    Вот фарфоровые чашки,
    Очень хрупкие бедняжки.
    Вот фарфоровые блюдца
    Только стукни – разобьются.
    Вот серебряные ложки,
    Вот пластмассовый поднос –
    Он посуду нам принёс.

    К нам бабулечка пришла,
    Тортик сладкий принесла.
    Сядем мы сейчас за стол
    Чая вкусного попьём.

    – Какую посуду мы достанем для чая? (Чашка с блюдцем, сахарница, молочник)

    – Какая это посуда? (Чайная)

    6) Появляется игрушка “ Поварёнок”.

    -Я вам ребусы принёс
    И поставлю всем вопрос:
    Что готовят люди в различной посуде?

    Дети по символам звуков читают слова: СОК, СУП, КАША.

    7) Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”

    – В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.

    – В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)

    В чём кипятят воду? – … (в чайнике)

    – В чём носят молоко? – … (в бидоне)

    – В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)

    – В чём подогревают еду? – … (в миске)

    – Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)

    – Куда кладут салат? – … (в салатнице)

    – Где жарится рыба? – … (на сковороде)

    – В чём лежат конфеты? – … (в конфетнице)

    8) Физкультурная минутка. (Упражнения на мелкую моторику)

    Маша кашу наварила,
    Маша кашей всех кормила.
    Положила Маша кашу –
    Кошке – в чашку,
    Жучке – в плошку,
    А коту – в большую ложку.
    В миску – курицам, цыплятам
    И в корытце поросятам.
    Всю посуду заняла,
    Всё до крошки раздала.

    Воспитатель в костюме Федоры раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды.

    К нам Федора пришла
    И корзинку принесла.
    Вся разбита – посмотри!
    Так давайте ей поможем –
    Быстро всю посуду сложим.

    – Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек)

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников

    Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

    Читайте также:
    Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

    Сивцова В.А., учитель – логопед МБДОУ “Детского сада комбинированного вида № 18” г.о. Самара.

    Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.

    1) коррекционно-образовательные задачи:

    – обогащать знания детей по теме “Посуда”;

    – продолжать учить детей отвечать предложением;

    – продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;

    – формировать умение образовывать относительные прилагательные;

    – упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

    – продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

    – формировать учебные навыки;

    2) коррекционно-развивающие задачи:

    – обогащать словарь детей по теме “Посуда”;

    – развивать грамматический строй речи;

    – развивать произвольность внимания;

    – развивать зрительную и опосредованную память;

    – развивать наглядно-образное мышление;

    – развивать зрительное восприятие;

    – развивать тактильное восприятие;

    – совершенствовать общую моторику;

    – обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

    3) коррекционно-воспитательные задачи:

    – воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

    – воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

    Оборудование: 1) доска; 2) предметные картинки с посудой: стакан, сковорода, чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник, сахарница, солонка, перечница; 3) картинки с недорисованными изображениями предметов посуды; 4) изображения нескольких наложенных друг на друга предметов; 5) мяч; 6) пластиковые стаканы и ложки; 7) игрушечные предметы посуды; 8) мешочек.

    – слова: названия предметов посуды, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, деревянный, стеклянный, глиняный, металлический, хрустальный, пластмассовый;

    – тексты: стихотворение “Правило поведения на занятии”; стихотворение к физминутке.

    I. Вводная часть.

    Логопед приветствует детей, дает установку на активную работу.

    Логопед – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

    Дети называют известные им предметы посуды и садятся.

    Логопед – Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

    = Индивидуальные ответы детей. =

    Дети хором повторяют правило поведения на занятии:

    Другим не мешай!

    Когда тебя спросят,

    Логопед – Ребята! У нас сегодня будет очень интересное занятие. Только сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

    II. Основная часть.

    1. Активизация знаний по теме. Сообщение темы занятия.

    Л. – Для чего нужна посуда?

    Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

    Л. – Какая бывает посуда?

    Д. – Посуда бывает столовая, кухонная, чайная.

    Л. – Ребята, из чего может быть сделана посуда?

    Д. – Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины.

    Л. – Молодцы! Для приготовления каких блюд используется сковорода?

    Д. – На сковороде можно жарить блины, сырники, котлеты, мясо, рыбу, птицу.

    Л. – А для приготовления каких блюд используется кастрюля?

    Д. – В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель, потушить овощи, приготовить солянку.

    Л. – Молодцы! Где хранят посуду?

    Д. – Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте.

    Л. – Замечательно! Тема нашего занятия “Посуда”.

    2. Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра “Что нарисовано?”.

    Детям предлагаются изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

    Например: “Это тарелка — столовая посуда”; “Это чашка — чайная посуда”.

    = Индивидуальная оценка детей. =

    3. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.

    Читайте также:
    Отчет о проведении Недели логопедии

    = Индивидуальная оценка детей. =

    4. Употребление существительных единственного числа в предложном падеже. Дидактическая игра “Разложи продукты по своим местам”.

    = Индивидуальная оценка детей. =

    5. Употребление существительных единственного числа в родительном падеже. Развитие зрительного анализа. Дидактическая игра “Чего не хватает?”.

    Л. – Ребята, игра “Чего не хватает?”. Незнайка нарисовал для нас различные предметы посуды. Но кое-что он все-таки забыл. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чего не хватает.

    Логопед демонстрирует картинки.

    Образец ответа: У чайника не хватает носика.

    Цель. Развитие умения координировать речь с движением, делить слова на слоги.

    Речевая подвижная игра. Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по изучаемой теме).

    Мы попрыгаем немножко,

    Пусть слова разделят ножки!

    7. Постановка серии репродуктивных вопросов. Игра “Ложки и стаканы”.

    Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

    Дети комментируют действия логопеда.

    Логопед демонстрирует действие и обращается к одному из детей: “Что я сделала?”

    Первый ребенок – Вы положили ложку в стакан.

    Логопед демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделала?”

    Второй ребенок – Вы достали ложку из стакана.

    Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

    Первый ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: “Что я сделал?”

    Второй ребенок отвечает: “Ты положил ложку под стакан”. Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделал? ”.

    Третий ребенок: “Ты положил ложку на стакан”. “Что я сделал?” и т.д.

    8.Развитие тактильного восприятия. Употребление существительных единственного числа в форме винительного падежа. Игра “Волшебный мешочек”.

    Логопед показывает детям мешочек, в котором лежат игрушечные предметы посуды. Логопед подносит мешочек к ребенку и просит на ощупь найти какой-либо предмет посуды и достать его. Перед тем, как достать предмет ребенок произносит: “Сейчас я достану тарелку и т.д.”

    III. Заключительная часть.

    – Назовите тему нашего занятия.

    – Для чего нужна посуда?

    – Какая бывает посуда?

    – Из чего может быть сделана посуда?

    – Вам понравилось занятие? Почему?

    2. Индивидуальная оценка деятельности детей.

    Конспект логопедического занятия для дошкольников с ОНР на тему «Мебель»

    Конспект логопедического занятия для дошкольников с ОНР на тему «Мебель»

    Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию лексико-грамматическим средствам языка. В ходе занятия развивается мышление, творчество, мелкая моторика детей с общим недоразвитием речи.

    Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

    Коррекционно-образовательная задача: расширять словарный запас слов, совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, формировать навык образования прилагательных, формировать навык ориентировки на плоскости, обучать составлению предложений по предложенным схемам.

    Коррекционно — развивающая задача: развивать мышление, творчество, мелкую моторику.

    Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к мебели.

    Оборудование: предметные картинки с изображением предметов мебели, картинки с изображением узора скатерти, кукла, мяч, схемы слов, слайды.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Перед детьми демонстрируются слайды с изображениями предметов мебели.

    Логопед — Как назвать эти предметы одним словом?

    Дети — Мебель.

    1. Сообщение темы занятия.

    Логопед — Сегодня на занятии мы поговорим о мебели.

    1. Работа по теме.
    • Дидактическая игра «Что где находится?»
    Читайте также:
    Дикие животные наших лесов - конспект и презентация

    Логопед — Ребята, посмотрите на доску и скажите, какой предмет мебели находится в середине?

    Ребенок —Шкаф.

    Логопед — Какой предмет мебели находится справа от шкафа?

    Ребёнок — Стол.

    Логопед — Какой предмет мебели находится слева от шкафа?

    Ребёнок — Стул.

    Логопед — Какой предмет мебели находится над шкафом?

    Ребёнок — Полка.

    • Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»

    Логопед — Ребята, к нам в гости пришла бабушка Валя.

    Показ игрушечной куклы.

    Логопед-Бабушка Валя приглашает нас к себе в гости посмотреть на её новую мебель.

    Показ картинок мебели.

    Логопед-Спинка у стула из дерева (она какая?)

    Ребёнок — Деревянная.

    Логопед-Столешница у стола из стекла (она какая?)

    Ребёнок — Стеклянная.

    Логопед — Ящик у шкафа из пластмассы (он какой?)

    Ребёнок — Пластмассовый.

    Логопед — Ножки у табурета из металла (они какие?)

    Ребёнок — Металлические.

    Логопед — Ребята, для того чтобы мебель дольше оставалась красивой, пригодной к использованию, нужно бережно к ней относиться.

    • Дидактическая игра «Подарим скатерть»

    Логопед — Ребята, вам понравилось в гостях у Бабушки Вали?

    Дети — Понравилось.

    Логопед — Подарим бабушке Вале новую скатерть.

    Каждому ребёнку индивидуально раздаются узоры, дети обводят узор по контуру цветными карандашами.

    Логопед – Обведите узор скатерти цветными карандашами по контуру.

    • Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)

    Логопед — Шкаф высокий, а комод (низкий).

    Кровать мягкая, а стул (жёсткий).

    Комод большой, а полка (маленькая)

    Табурет жёсткий, а кресло (мягкое)

    • Составление предложений по схеме

    Логопед — Каждому из вас я раздам картинки с изображением предметов мебели и схемы слов (полоски). Составьте схему предложения, используя свою картинку.

    1. Физминутка «Мебель»
    Утром в магазин пойдём, Ходьба на месте
    Мебель там приобретём:
    Высокий шкаф Встают на носочки, тянутся руками вверх
    И табурет, Приседают
    Кровать — на ней нам будет мягко спать. Кладут сложенные ладони под левую щёку
    Купим стул К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»
    И стол ещё. Разводят руки в стороны.
    1. Закрепление
    • Дидактическая игра «Собери картинку»

    Логопед — Возьмите разрезанные картинки и сложите их так, чтобы у вас получилась целая картинка, назовите то, что изображено на картинках.

    • Отгадывание загадок о мебели

    Логопед — Ребята, послушайте загадки о мебели и отгадайте их.

    ü В лесу родился, В лесу вырос, А в дом пришел — Всех к себе собрал.

    ü Есть спина, А не лежит никогда. Есть четыре ноги, А не ходят и три. Сам всегда стоит, А всем сидеть велит.

    ü Стоит кошка о четыре ножки.

    • Дидактическая игра «Исправь ошибку»

    Логопед — Ребята, послушайте предложение, исправьте ошибку.

    Красивый кресло продаётся в магазине.

    У меня дома стеклянная стол.

    Высокая шкаф находится в спальне.

    Бабушке купили новый кровать.

    Папа подарил маме новый полка.

    1. Оценка деятельности детей
    2. Итог занятия

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: