Конспект: Автоматизация твердого звука Р

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Р]

  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков фонематического анализа.
  • Выработка резкого направленного выдоха.
  • Автоматизация твердого звука «Р» в открытых слогах.
  • Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Уточнение и расширение словаря.
  • Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:

в верхнем правом углу,
в нижнем левом углу,
в нижнем правом углу,
в верхнем левом углу.

Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»
Потому, что это …
(Рысь)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла.
(Корова)

Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет.
(Волк)

Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка.
(Зебра)

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «Р» и слоги с этим звуком.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед дает задание ребенку:

– Хлопнуть в ладоши 1 раз, когда он услышит звук «Р»:

а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.

– Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «Р»:

ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.

– Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «Р»:

лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.

Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «Р» в словах — начало, середина, конец слова).

Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.

Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.

1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

Статических: «заборчик», «чашечка», «иголочка».

Динамических: «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».

Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».

5. Автоматизация звука «Р».

1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:

  • губы в улыбке,
  • язык поднят за верхние зубы,
  • воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
  • звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:

– Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!.

– Давай поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок произносит длительно звук «Р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).

– Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.

– Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.

(Ребенок произносит длительно звук «Р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.

Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве, произносит слоги:

Логопед просит ребенка проговаривать слоги:

перед зеркалом,
с закрытыми глазами:

ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра

4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога

Читайте также:
Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

Игра «Волшебный молоточек»:

ра – ра – ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру — ру — ру

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.

Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:

Ра – ры — ры – ра
Ро –ро – ру – ра
Ры – ро – ру- ры
Ра – ро – ро – ра
Ры – ры – ру – ра

7. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):

«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»

8. Итог занятия.

  • Рефлексия.
  • Задание на дом.

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 922 г. Москвы

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Обучать правильному согласованию существительных с числительными.

Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I. Организационный момент

– Назови картинки (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?

– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

II. Артикуляционная гимнастика

– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.

– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.

«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

III. Основная часть

1. А теперь давай покажем, как мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

Читайте также:
Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

– Гласный или согласный звук? (согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Какую букву пишем? (Р)

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

2. Развитие фонематического слуха.

– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА , РУ, ПО.

– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, радио, лампа, забор, ракета, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

3. Компьютерная игра: «Услышь звук [Р]»

– А теперь пойдем к компьютеру. Задание: Щелкни самолет и из него вылетит шарик. Поймай этот шарик, если услышишь звук [Р].

4. Чтение слоговых рядов.

АР-АР-АР КРА-КРО-КРЫ УРА-УРА-УРА
ОР-ОР-ОР ТРА-ТРО-ТРЫ УРУ-УРУ-УРУ
РА-РА-РА БРА-БРО-БРЫ РА-РО-РУ

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игра «А у меня много»

– Ты получишь карточку, если определишь, где находится звук [Р] в слове. Логопед показывает картинки с изображением предметов во множественном числе, ребенок называет слово и определяет место звука в слове. (У ребенка картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда – в единственном).

Логопед: – Я сорвала одну ромашку.

Ребенок: – А я сорвала три ромашки.

Л: У меня есть радио.

Р: А у меня есть три радио.

Л: У меня есть красная рубашка.

Р: А у меня есть четыре красные рубашки.

Л: У моей бабушки одна корова.

Р: А у моей бабушки три коровы.

Л: Я съела одну грушу.

Р: А я съела четыре груши.

Л: У нас есть один самовар.

Р: А у нас есть три самовара.

Л: Мне подарили одну розу.

Р: А мне подарили пять роз.

7. Звуковой анализ слова (РОЗА)

– Сколько слогов в этом слове?

– Назови первый слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови второй слог

– Сколько в этом слоге звуков?

– Назови их по порядку

– Назови только гласные в этом слове

– Назови только согласные в этом слове

IV. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно говорить в словах?

– Произнеси этот звук правильно.

Домашнее задание на карточке.

  • Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
  • Проговаривать чистоговорки:
    В огороде старика репка выросла крепка.
    Белые бараны били в барабаны.
  • Произвести звуковой анализ слова (РОБОТ)

Конспект логопедического занятия «В гостях у Незнайки» (автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях)

автор: Мацкевич Олеся Викторовна

учитель-логопед МБДОУ ДС «Аленький цветочек» г. Волгодонска

Конспект логопедического занятия «В гостях у Незнайки» (автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленький цветочек» г.Волгодонска

Логопедическое занятие

Тема: «В гостях у Незнайки» (автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях)

Подготовила:

Учитель- логопед

О.В. Мацкевич

г.Волгодонск

Тема: «В гостях у Незнайки» (автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать произносительные навыки.

Читайте также:
Логопедическое занятие по лексической теме Осень

Коррекционно — образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

Коррекционная — развивающая: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие; зрительное и слуховое внимание, память, моторику; развивать плавный, длительный выдох.

Коррекционно — воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, герой Незнайка, предметные картинки со звуком [Р], картинки – карточки ( ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор), домики для определения места звука в слове, дыхательные тренажеры («Паровоз», «Чашечка», «Цветочек»), мяч.

Ход занятия:
I. Организационный момент. Установка на занятие.

В этой шляпе голубой

Узнает меня любой!

Я шалун и непоседа,

От меня сплошные беды!

Но зато для всех вокруг

Я вернейший в мире друг!

Поиграем в угадай-ку!

Как зовут меня? Незнайка!
Логопед: Правильно! Вот наш гость — Незнайка, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Незнайка еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научилась правильно выговаривать этот звук.

Логопед: Но прежде, чем мы научим Незнайку произносить звук [ Р]. Предлагаю тебе поработать с язычком, подготовить его.

  • Основная часть:

Артикуляционная гимнастика.

Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.

«Улыбка» — «трубочка»

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не можем,

Гриб в лукошко мы положим.

Ну-ка, рот пошире, крошка.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук-

Раздаётся громкий звук.

При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение. Ребенок выполняет все упражнения.

Логопед: С язычком поработали, теперь будем развивать силу воздушной струи, выполним дыхательные упражнения.

3.Дыхательные упражнения: «Паровоз», «Чашечка», «Цветочек»

Логопед: Давай покажем Незнайке, какие чистоговорки мы знаем.

  1. Повторение чистоговорок:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.

Логопед: Предлагаю тебе научить Незнайку произносить чистоговорки со звуком [Р].

Автоматизация звука [Р] в открытых слогах.

РА-РА-РА- рама, рак, гора

РУ-РУ-РУ — руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО- роща, рот, перо.

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рысь, ковры.

Автоматизация звука [Р] в закрытых слогах.

АР-АР-АР – Рома пошел на базар.

УР-УР-УР- Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- На полу лежит ковер.

ЫР-ЫР-ЫР- В кармане много дыр.

  1. Работа с предметными картинками:

Фонематические процессы

Д/и «Назови слово и определи место звука»

Логопед: Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)

Образование уменьшительно- ласкательных форм

Д/и «Назови ласково»

-Преврати эти слова- предметы в маленькие (назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.

Читайте также:
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия с детьми 6-7 классов

Согласование с числительными

Д/и «Посчитай»

-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

  1. Физкультминутка:

Логопед: Посмотри, Незнайка немного повеселел. Он предлагает отдохнуть и размяться.

Физминутка от Незнайки.

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше, потянись.

Ну-ка, плечи распрями,

Подними, и опусти.

Влево, вправо повернись,

И руками ног коснись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

  1. Автоматизация твердого звука «Р» в словах и словосочетаниях.

Игра с мячом «Закончи слово»:

РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!

Логопед: Я начну, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.

Много слов со слогом РУ:

бе-ру, собе- ру, разот- ру, кенгу- ру.

РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.

А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.

III. Подведение итогов.

Тарара, тарара
Постарались на ура!
Мы со звуком поиграли.
Правильно его сказали.
Незнайка, очень рад
Научился он рычать!


Рефлексия.

Кто приходил в гости? Что понравилось? Какие игры понравились больше всего?
-Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научила Незнайку. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

-Уточнить артикуляцию звука [Р];

-Дать развернутую характеристику звука Р;

-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

-Закрепить зрительный образ буквы [Р];

-Расширять словарный запас;

-Корректировать лексико-грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

-Формировать правильное речевое дыхание;

– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».

3. Игра “Отгадай – ка”.

Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.

(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).

Строят дом без топора (бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

Читайте также:
Фрукты- фронтальное логопедическое занятие

И на завтрак, и в обед (сорока).

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи).

– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).

– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).

4. Сообщение темы занятия.

– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

5. Развитие навыков фонематического анализа.

-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

6. Физкультминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”.

Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).

-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).

7. Звуковой анализ и синтез.

– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

8. Игра “Доскажи словечко”.

-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.

– Не нужны им топоры

Строят домики. (бобры).

-И кому не скажешь «брысь»?

Это хищная… (рысь).

Кто построил. (муравей).

-Вон летит она высоко.

Что за птица там. (сорока).

9. Игра “исправь предложение”.

Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.

1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).

2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).

3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).

4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).

10. Подведение итогов занятия.

О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Конспект: Автоматизация твердого звука Р

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звуки М, Мь

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста “День Российского флага”

Автор: Климантова Тамара Витальевна

ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ФЛАГА.

(Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста).

Цели:

– Воспитывать граждан своей страны через любовь к своей Родине.

– Формировать основы патриотизма ( воспитание качеств человека ,которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).

– Вызвать у детей положительные эмоции.

Программные задачи:

– Закреплять понятия « Флаг», « Герб», « Гимн» – символы нашей страны.

– Способствовать развитию чувства гордости.

– Воспитывать умение слушать музыку разного характера и эмоционально на неё откликаться.

– Развивать способность понимать настроение, выраженное в музыке и передавать его в движениях.

– Познакомить с историей русского народа.

– Закрепить знания русских народных инструментов, определять их по звучанию.

– Вызвать желание активно участвовать в общей пляске и игре.

Материалы и оборудование: Флаг России ( большой ) и маленькие на каждого ребёнка, музыкальная аппаратура, микрофон, детские музыкальные инструменты, воздушные шары, атрибуты для проведения игр.

Подготовительная работа: Беседа с детьми о государственной символике, рассматривание российского флага, чтение стихов о России, изготовление аппликации « Наш флаг».

Сценарий детского мероприятия.

Под торжественный марш дети входят в зал. Дети весело маршируют и машут белыми, синими и красными флажками.

Дети подготовительной группы:

1. Мы сегодня в честь Дня Флага

Собрались сюда, друзья,

Под Российским нашим флагом

Мы – огромная семья!

2. Флаг России – великое знамя,

Гордо три цвета реют над нами ,

И каждый готов символ Родины славить ,

А нынче и вовсе друг друга поздравить.

ВСЕ: Наш Флаг Россию представляет,

Этот флаг все в мире знают.

ВЕДУЩИЙ: У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свой флаг, герб и гимн. ( Обращаем внимание на флаг). Государственный флаг означает единство страны и независимость от других государств. Флаг Российской Федерации имеет свой собственный праздник – его отмечают 22 августа. Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет своё значение.

Дети старшей группы:

1. Белый цвет – цвет чистоты.

Синий – неба синевы.

Третий – ярко –красный,

Что рассвет прекрасный!

2. Три оттенка флага,

И страна им рада.

Читайте также:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Отмечает праздник гордо,

День и чести, и свободы.

3. Флаг наш – символ доблести

И народной гордости.

У России важный день,

Отмечать нам нужно всем!

ВЕДУЩИЙ: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.

Давайте нынче дружно поднимем над землёй,

Флаг государства дружного, великого собой!

Мы славим тебя, родная Россия,

Хотим, чтоб страна была наша сильной,

Пускай гордо знамя в небо взлетит,

И песня России над миром звучит.

Звучит « ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вносится флаг).

ВЕДУЩИЙ: В детских ручках – маленький флажок

Он горит, как огонек!

Пусть живет и здравствует в веках

Бело – сине – красный русский флаг! (дети машут флажками).

ВЕДУЩИЙ: Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их.

1. Родина любимая – что мать. родимая.

2. Если дружба велика, будет Родина. крепка.

3. Жить – Родине. служить.

4. Для Родины своей ни сил, ни жизни. не жалей.

5. Родина мать, умей за неё. постоять.

6. Человек без Родины – что соловей. без песни.

ВЕДУЩИЙ: В каком бы её уголке ты не родился, ты можешь с гордостью сказать: « Это моя Родина».

1РЕБ: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём!

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 РЕБ: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском!

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

3 РЕБ: Мы о Родине своей распеваем песни

Потому что нет нигде Родины красивей!

Исполнение песни « О Родине».

ВЕДУЩИЙ: Сегодня праздник отмечали, но ещё не поиграли!

Подвижные игры:

1. « Передай флажок» (3 команды, 3 флажка – белый, синий, красный. Каждой команде даётся определённый цвет флажка. Дети становятся друг за другом. Передают по цепочке.

2. « Пронеси флаг сквозь преграды» (2 команды. Бег змейкой между кеглями, перепрыгнуть овраг – гимнастическая палка, пролезть в обруч. Передать следующему игроку.

3. « Чей кружок скорее соберётся». (3 цвета) 3 команды, Каждая собирается вокруг своего определённого цвета. Идут хороводом, хлопки, бег врассыпную, с концом музыки сделать кружок около своего флажка. Флажки держат воспитатели.

Звучат призывные звуки музыки.

ВЕДУЩИЙ: Пусть славится мощью своею Россия,

Большая и добрая наша страна!

И по ветру флаг развивается стильно,

Во веки веков и на все времена!

Вставайте – ка, ребята, в большой широкий круг,

И за руки возьмите своих друзей, подруг.

Закружится над вами лазурный небосвод,

Разбудит лес и поле весёлый хоровод!

Дети исполняют « Большой хоровод».

Под песню « Моя Россия» дети машут флажками, торжественно проходят по залу. Праздник завершен.

Конспект развлечения «День государственного флага Российской Федерации» в группах общеразвивающей направленности для детей 5 – 7 лет

Цель: Формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать у детей положительные эмоции.

Задачи: Закреплять знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать желание участвовать в празднике, стремиться к победе. Воспитывать умение слушать музыку разного характера и эмоционально на неё откликаться. Развивать способность понимать настроение, выраженное в музыке и передавать его в движениях. Развивать внимание, ловкость и сноровку.

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Материалы и оборудование: Флаги маленькие на каждого ребёнка, музыкальная аппаратура, воздушные шары, атрибуты для проведения игр, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: презентация и беседа с детьми о государственной символике, рассматривание российского флага, чтение стихов о России, изготовление аппликации «Наш флаг», слушание и разучивание стихов и песен.

Звучат песни о России. Дети старшего возраста собираются на праздник. Проводится разминка – флешмоб «Я, ты, он, она» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского.

Мы сегодня в честь Дня Флага

Собрались сюда, друзья,

Под Российским нашим флагом

Мы – огромная семья!

Ведущая: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия. Это – свой…. (дети называют) флаг, герб и гимн. Флаг Российской Федерации имеет свой собственный праздник – его отмечают 22 августа, т. е. сегодня. Государственный флаг означает единство страны и независимость от других государств.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, что очень давно не было флага. Много веков назад люди использовали вместо флага шест (большая палка). Привязывали к его верхушке траву, ветки, конский хвост, который красили в красный цвет. Потом стали привязывать красную ткань. Назовите, какие цвета есть у Российского флага?

Вед.: Скажите почему флаг еще называют триколором?

Ребенок: Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Флаг Родины моей.

1 ребёнок: (с флажками в руках)

Что за радуга на небе? Красный, синий, белый цвет?

Это флаг моей России. Прекрасней флага в мире нет!

Снизу красный – цвет побед. В середине – синий.

Это цвет великих рек, что текут в России!

Ну, а сверху – белый цвет. Это всякий знает,

Что душевной чистотой Русь гостей встречает!

Вед.: Ребята, а что всегда бывает красным?

Красный цвет- обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например:

Весна- красна, красно – солнышко, девица красная.

Вед. То есть красный цвет обозначает красоту.

А что бывает синим?

Дети: Реки, моря, небо

Вед. Синий цвет обозначает верность, правду, свободу, небо, реки, моря.

Ребята, а что бывает белым?

Дети: Облака, снег, пена море…

Вед. Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, чистоты, благородства.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом. Ими украшали жилища, одежду, которую носили по праздникам.

Ведущая: Праздник сегодня мы отмечаем и поэтому сейчас с вами поиграем. Игра называется: «Белый, синий, красный». Увидите красный флажок – надо хлопать в ладоши, увидите синий флажок – надо топать ногами, увидите белый флажок – надо крикнуть: «Ура!».

Ведущая: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, на соревнованиях и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Гимн – это тоже символ государства. Гимн – это главная торжественная песня нашей страны. Его музыка наполняет чувством радости и гордости за Великую державу – Россию. Послушаем гимн Российской Федерации.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть. Наша игра называется «Гонка триколора». Для игры нам нужно организовать две команды и по сигналу начать передавать сине – бело – красные султанчики. Чья команда быстрей соберёт все три цвета, та – победитель.

(Дети выстраиваются в две шеренги, стоят лицом друг к другу. По цепочке передают друг другу султанчики красного, синего и белого цветов. Игрок, стоящий последним в шеренге, поднимает вверх сразу три султанчика. Чья команда это сделает вперёд, та – победитель.

Читайте также:
Речевое развлечение Весна пришла

Ведущая: Ребята, а что такое Родина?

Ведущая: Для каждого из нас Родина – это дом, где мы живём, улица, где этот дом находится, родные и близкие люди. Весь город, поля и леса, реки и моря. Россия – это сильная и могучая и прекрасная страна. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы её уголке ты не родился, ты можешь с гордостью сказать: «Это моя Родина!»

1 реб.: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём!

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 реб: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском!

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

3 реб: Мы о Родине своей распеваем песни

Потому что нет нигде Родины чудесней!

(Дети исполняют песню «Мы гуляем возле дома…».)

Ведущая: Государственный флаг – это не только наша гордость! Это самое дорогое сокровище государства. Его всегда берегли русские солдаты в бою. Я предлагаю вам ещё одну игру, которая проверит вас на скорость, отвагу и сноровку. Называется она так –

Игра «Пронеси флаг сквозь преграды»

(Под песню О. Газманова «Россия, вперёд!»)

(4 команды. Бег змейкой между кеглями, перепрыгнуть овраг – гимнастическая палка, пролезть в обруч. Передать следующему игроку. Ведущая хвалит детей).

Игра “Хочу в круг”

Общий круг. По кругу надо пускать 2 флажка. Ребята передают по кругу флажки и проговаривают слова

На свой флажок на красненький

Любуюсь я гляжу.

Я с ним в большие праздники

У кого на слова “по улице хожу” окажутся флажки, тот выходит в круг поднимает флажок и марширует. Игра продолжается несколько раз.

Игра “Речка- реченька”

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – река – ходит сзади с лентой и говорит:

Ах, ты речка – реченька, чудны берега.

Как слезинка чистая в реченьки вода.

Ах, глубока реченька, холодна вода.

Aх, ты речка – реченька, чисты берега.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны круга. Тот, кто остается без ленты, становится рекой. Игра повторяется.

Вед. Мы гордимся флагом России! Мы гордимся нашей страной! Самые знаковые события сопровождает наш великий триколор. Как приятно и трогательно видеть, поднимающий на спортивных олимпиадах флаг РФ под звуки гимна, когда спортсмены одерживают победу. Сердце наполняется гордостью и уважением к своей стране! Наша Россия – сильная Россия, наша Россия – великая страна! Вперед, Россия! Звучит песня «Вперед, Россия» сл. и муз. М. Тишман

Под музыку выполняются физкультурные упражнения.

Вед.: На дне рождении звучат поздравления. Пожалуйста дети и взрослые скажите свои теплые слова.

Ребенок: Три цвета: красный, белый, синий –

Всё это флаг моей России!

Волною все преграды руша,

Нам гордость заполняет душу

Ребенок: Великолепен русский флаг,

Он словно символ нашей чести,

И убоится каждый враг,

Когда под ним люд русский вместе

Ребенок: Любимый наш родной Российский флаг!

И пусть веками будет так!

В День Государственного флага

Стране желаем только благ!

Вед.: Пусть славится мощью своею Россия,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: