Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладлена Харлашкина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна.” — Транскрипт:

1 Проект Тема: «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ 7 I кв. категории Постаногова Наталья Рудольфовна Ура! Я научусь правильно И красиво говорить!

2 Актуальность Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Как отмечают многие авторы (Н. Ф. Тарловская, 3. А. Репина,. Л. С. Новоселова, Г. П. Петку и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей.

3 Компьютерные технологии и дети Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Ведь ребенок мечтает действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

4 О речи старших дошкольников Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования, 3. А. Репиной, Л. Р. Лизуновой посвященные проблеме изучения развития речи детей показывают, что: зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной; у дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков; ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при обучении в школе.

5 Стремление к новому Работая на логопункте, в детском саду, решила изучить вопрос об интеграции компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы с детьми логопатами. Изучила специальную литературу и опыт коллег, опубликованный в профессиональных журналах по данному вопросу.

6 Целью применения компьютерных технологий в ДОУ является расширение возможностей способствующих развитию речи, повышению качества подготовки детей к обучению в школе, содействию освоения детьми элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

7 Ведущей задачей предстоящей работы было определение объема и содержания коррекционного воздействия с помощью компьютерных технологий, интегрируемых в систему общей стандартной коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями (наличием определенных знаний, умений, зоны ближайшего развития) и потребностями в восстановлении и развитии функций речевой деятельности каждого ребенка.

8 Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно: Исправление неправильного звукопроизношения Просодика Связная речь Лексико – грамматический строй речи Мелкая моторика

9 Для себя сделала вывод, что, основным мотивом участия ребенка в обучающих компьютерных играх должен быть, прежде всего, интерес, удовольствие и радость, т.е. получение положительных эмоций.

10 Работа по использованию компьютерных технологий, игр и программ строилась комплексно и поэтапно. I – этап подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы. II – этап включал в себя овладение способом управления программой. III – этап – это достижение результата ребенка за компьютером. Занятия условно делила на 3 части 1 часть – шло погружение ребенка в сюжет занятия; 2 часть – основная. 3 часть – заключительная, релаксационная. Которая необходима для снятия зрительного напряжения (проводилась гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений Продолжительность каждой части занятия: 1 этап – 5-7 минут, 2 этап – 10 минут, 3 этап минуты.

11 Формы работы Компьютерные технологии использую на: фронтальных; подгрупповых; индивидуальных занятиях, (фрагментарно), в сочетании с традиционными методами соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических норм. Образовательная деятельность построена на игровых методах и приемах. Использую компьютер и в диагностических целях, что позволяет детям в интересной, доступной форме показать знания, решить поставленные педагогом задачи.

12 Работа с родителями Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации служит стимуляцией активности родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью проводились : беседы, консультации, рекомендации по использованию развивающих игр и программ, разучиванию, проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию компьютерных игр в речевом развитии детей дома. И что самое главное родители стали приобретать для детей игры обучающего характера.

Читайте также:
Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

13 О компьютерных играх и программах Наличие компьютера в кабинете логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:

14 Программа «Игры для Тигры». Эта программа имеет несколько уровней сложности. Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по Стране Звуков и Слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют разные задания и учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты. Особенности программы: Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития. Игровая форма обучения. Интерактивность. Дифференцированный подход к обучению. Объективность.

15 Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» Компьютерная развивающая игра «Веселая Азбука» – обучающая игра для самых маленьких, в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу – Веселую Азбуку, но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая выполнять Зайчонку интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

16 Игра «Домовёнок БУ в мире слов» Вместе с домовенком малыш: – выучит скороговорки и пословицы; – узнает значение фразеологизмов; – подберет однокоренные слова; – вспомнит фразы этикета; – научится составлять кроссворды; – познакомится с правилами словообразования; – поиграет в рифмы; – познакомится с понятиями синоним и антоним.

17 Учебно-образовательный комплекс игр «Баба-Яга учится читать». Включает в себя игры, которые позволяют: развивать слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии (в том числе и оптической) и дислексии.

18 Игра «Гарфилд. Учим буквы и слова» Особенности игры: программа специально разработана для детей дошкольного возраста 15 веселых развивающих заданий дает понятие об алфавите, структуре слова знакомит с основами фонетического звучания слов великолепная мультипликационная графика озвучена профессиональными актерами Дети познакомятся с алфавитом, научатся узнавать звучание букв в словах, ассоциировать названия предметов с их письменным вариантом. Кроме того, в непринужденной игровой форме развиваются память и концентрация, логическое мышление, и сообразительность.

19 Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют: готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно- коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях. проецировать на монитор различные необходимые логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии; готовить к занятиям карточки с наглядным материалом;

20 Для себя сделала выводы Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним; компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; это отличное средство поддержания задач обучения, т.к. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения; компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

21 Высокий – нетВысокий – 63% Средний – 59%Средний – 25% Низкий – 41%Низкий – 12% Сравнительный анализ мониторинга речевых знаний и умений детей

22 В заключение… Из всего выше изложенного делаю вывод, что использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребёнка. Но необходимо помнить, что, компьютер это не волшебная палочка которая за один час игры перенесёт ребенка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Корчеганова Галина Борисовна
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе

учителя-логопеда.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные пре-образования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обуче-ния и воспитания детей дошкольного возраста. Одно из важных условий обновления – использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (исследования В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленской, О. И. Кукушкиной).

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к де-тям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения ин-формационных технологий в работу учителя-логопеда – использование мультимедийных (электронных) презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повы-сить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.

Читайте также:
Игра 'Что? Где? Когда?' по теме 'Большое путешествие в мир космонавтики'

Что такое детская электронная презентация?

Детская электронная (мультимедийная) презентация – выполненная взрослым (педаго-гом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистическими картинками, озвучен-ная, оформленная анимацией, вставками познавательных видеороликов.

Преимущества электронных презентаций по сравнению с традиционными методами.

1. Презентация несет в себе образовательный тип информации, понятный дошколь-никам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Малышу с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одно-временно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучение и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае за-действуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или работу гончара?

3. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для

ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно

возрастает интерес детей к знаниям.

4. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более

в игровой форме, повышает непроизвольное, а также помогает развить

произвольное внимание детей.

5. Все родители замечают, как нравиться детям многократно спрашивать об одном и

том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку.Но не надо раздражаться: у

дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться

Любимую презентацию ребенок может запускать сам столько раз, сколько ему

захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть;

удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой

динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно попол-няется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-логопедической работе

В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно вы-делить такие преимущества,как:

Презентационные материалы могут применяться для автоматизации поставлен-ных звуков, дифференциации акустики близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей, усвоения лексических тем и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Ис-пользование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к заня-тию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нару-шений.

Из опыта работы с презентациями

Мы разработали обучающие презентации для детей, которые используем на фронтальных занятиях, по всем лексическим темам.

Подавляющая часть презентаций представляет собой слайды-фотографии, со-провождающиеся загадками.

Использование фотографий формирует у дошкольников наиболее реалистиче-ское представление о предмете. А загадка в стихотворной форме не только способ-ствует развитию логического мышления, но и откладывается в памяти.

Также мы разработали презентации для автоматизации и дифференциации зву-ков. Причем при их создании мы старались не использовать наглядный материал со смешиваемыми или часто нарушаемыми звуками (в соответствии с методическими рекомендациями М. Ф. Фомичевой).

Презентации по лексическим темам как и презентации для формирования звуко-произношения предлагаются для закрепления материала родителям для домашнего просмотра. Если позволяют условия, целесообразно работать с презентациями для активизации словаря на фронтальных, а для автоматизации поставленных звуков – на индивидуальных занятиях.

Резюмируя всё выше сказанное, мы полагаем, что применение компьютерных технологий может стать ещё одним эффективным способом формирования пра-вильной речи и коррекции её недостатков у детей дошкольного возраста, а так же способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Презентация «Мой первый словарик. Антонимы» Презентация “Мой первый словарик. Антонимы” является частью набора мультимедийных презентаций “Мой первый словарик”. Презентация разработана.

Применение компьютерных презентаций в дошкольной практике В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и.

Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями

Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля.

Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” было указано: “Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья”. В связи с этим возможность комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

Из собственного опыта хочется отметить, что использование информационных технологий на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

На логопедических занятиях я активно использую презентации-игры. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Авторские презентации можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Мною были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов, развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи: “В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “Поиски пиратских сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Имя существительное”, “Исправь ошибки”, серия “Учим азбуку”, “Весенняя прогулка” др.

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Хочется отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. А сочетание на одном занятии информационных технологий с элементами психогимнастики, сказкотерапией, пескотерапией, водотерапией значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом компьютерных средств обучения является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, хромотерапии, элементы психогимнастики. При составлении таких презентаций необходимо учитывать то, что все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии игры.

Читайте также:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Песочная терапия – одна из форм сказкотерапии. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир, параллельно расширяется словарный запас ребенка.

Использование приемов музыкотерапии на вводном, заключительном этапе занятия способствует максимально комфортному “погружению” в рабочую ситуацию и “выходу” из нее. Эффективно проведение динамических пауз и зрительной гимнастики под музыку. (Музыка должна соответствовать сказочному сюжету.)

Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе.

Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие “Поиски пиратских сокровищ”. Грамматическая тема: Имя существительное.

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных.

Коррекционные: Развивать зрительно-пространственное восприятие, представление. Развивать зрительный гнозис и мнезис. Развивать фонематический анализ и синтез. Активизировать словарь по лексической теме занятия: “Поиски пиратских сокровищ”. Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать навык самоконтроля.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Воспитывать вежливое отношение к товарищу. Прививать любовь к путешествиям.

Оборудование: интерактивная доска, презентация “Поиски пиратских сокровищ”, контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово “знания”, светильник “Пламя”, массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).

Содержание занятия

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)

1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание учащимся:

– Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей.

2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2)

– Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3)

– Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.

– Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? Тогда в путь. (Слайд 3)

– Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Первое задание.

3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5)

– Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.

– Дайте характеристику звуку |п , |. Какая строчная буква обозначает этот звук?

– Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?

– Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока.

А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7)

  • Сравнение букв п – т по начертанию.

Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые?

Каким элементом отличаются?

  • Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
  • Написание букв на песке. Игра “Кто самый внимательный?”
  • Обвести буквы по контуру. “Корабль на волнах”.
  • Условное обозначение букв.

– Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.

II. Основная часть. (Слайд 8-9)

1) Дифференциация букв п-т на уровне слова.

– Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.

Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?

– Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.

3) Динамическая пауза. (Слайд 10)

(Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)

Игра “Море волнуется”.

Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу

(“Морская фигура на месте замри!”) ребята должны максимально точно показать фигуры морских обитателей: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.

4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11)

– Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты. Якорь на том канате, на котором нет узла.

Читайте также:
Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13)

– После такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.

– Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. (Бутылка)

– В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.

Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.

(Дифференцированное по сложности задание)

А) Составить предложение, распутав паутинку.
Б) Составить предложение по координатам слов
В) Составить предложение по подсказке-цвету
Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.

– Подчеркните в предложениях главные члены*.

– Вы получаете третью часть карты.

6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15)

– Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку.

– Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?

– У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.

А) Пиратский корабль на остров плывет.
Б) На острове старая пальма растет.
В) Под пальмой письмо пират написал.
Г) Пират попугай то письмо передал.

– Попугай передает нам письмо Старого пирата. Пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.

Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр.

Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.

– Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.

7) Развитие высших психических функций.

Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник “Пламя” (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.

– Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – “Морской бой”. Сыграем. (Графический диктант)

– Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18)

III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

– Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата.

ИКТ в работе логопеда

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых дефектов.

Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Актуальность использования информационных технологий в работе логопеда

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

В чем преимущества использования ИКТ?

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Читайте также:
О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

Какие требования есть при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

  • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
  • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
  • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Основные направления деятельности при использовании ИКТ

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми, педагогами и родителями.

Работа с детьми предполагает:

  • Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» и т.д.), использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.
  • Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.
  • Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:

  • сохранение необходимой информации;
  • построение графиков и диаграмм;
  • оформление документации и стендовой информации;
  • с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
  • полноценный обмен информации с коллегами;
  • участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.

Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.

Презентация на тему: ИКТ в работе логопеда

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися Ильинская А.В. МОУ СОШ№53, г. Мурманск 102-206-389 900igr.net

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование хранения и распространения педагогического опыта; совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания; создание и внедрение новых методических систем обучения; создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний; создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса 1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно – логопедическая работа, логопедическое просвещение) – ≈60% от общего использования ИКТ в работе; 2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) ≈ 20%; 3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) ≈20%

Читайте также:
Квест-игра 'Путешествие в Сказочную страну'

Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером Широкие мультимедийные возможности Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка Интерактивность компьютерных программ Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет Возможность опосредованного консультирования и просвещения Точность и быстрота обработки диагностического материала Наличие компьютерных развивающих тренажеров Высокое качество и наглядность стимулирующего материала

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Использование компьютера в логопедической работе способствует Активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления Повышению мотивации к учению Расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда Готовый продукт: Компьютерные логопедические тренажеры; компьютерные тесты; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы ; самостоятельно-разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point; веб-страницы и веб-сайты ; подборки компьютерных тестов, набор текстов; цифровые видеоролики и др.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. М_м_ купил_ в м_г_зине в_ту. Около дом_ стоит _втомобиль. Соб…к_ сидит около будки. В з_боре был_ огромн_я дыр_ .

Синий – голубой Фиолетовый –сиреневый Чёрный – серый Жёлтый – лимонный Красный – бордовый Розовый – малиновый Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.

Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понпимании пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие «Уля в лесу»’, карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста», карточки разных цветов; альбомы. Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрировать на экране с помощью проектора. Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие .Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О

Развитие артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»

Флажок Я в руке – флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка Лодочка плывет по речке, , большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»

Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»

Груша Шиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру.а, кры.овник, .иповник, ин.ир, ви.ня, е.евика Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи

Развитие связной речи и познавательных способностей («Четвёртый лишний», «Загадки», «Сериация») У Б Е Л К А

ЛОШАДЬ ОСЕЛ КОРОВА ? ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.”). .

Читайте также:
Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Использование компьютерных программ

Супердетки. Весёлый диктант

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе

Академия младшего школьника

Интернет-сайты с логопедическими играми www.logozavr.ru www.solnet.ee www.logoped1965.narod.ru www.detiseti.ru www.teremoc.ru www.lohmatik.ru www.internetenok.narod.ru www. nachalka.com

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

Конспект занятия “Путешествие в зоопарк (Животные жарких стран)»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Занятие с использованием интерактивной доски. Происходит знакомство с животными жарких стран, их повадками, образе питания, Закрепляется умение образовывать существительное в родительном падеже, прилагательного от существительного, образование названий детенышей. Позволяет научить детей ориентироваться в пространстве. Большое внимание уделяется граматике речи в поодвижных играх, фонематическом анализе.

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК (ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН)»

  • уточнить с детьми названия животных жарких стран;
  • закрепить словарь по данной теме;
  • уточнить чем питаются, характерные повадки.

Задание: беседа о животных жарких стран.

– Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Познакомимся с животными, которые живут в жарких странах, например в Африке.

Логопед нажимает на значок солнышко и все внимательно слушают рассказ.

А теперь давайте послушаем, что расскажет о себе каждое животное.

Дети по одному выходят и нажимают на рот животного.

сформировать умение логически определять пространственное расположение предметов;

определите, в какой клетке должно находиться каждое животное в зоопарке, если известно, что:

Клетка льва – третья слева.

Крокодил занимает вторую клетку.

Перед клеткой тигра – клетка носорога.

За клеткой тигра – клетка слона.

Проведи дорожку от каждого животного к его клетке.

Где находится пустая клетка. Чья она?

Цель: уточнить названия детенышей;

Закрепление образования существительных родительного падежа.

  1. рассмотреть детенышей животных;
  2. назвать маму и детеныша по образцу:

У львицы – львенок;

У тигрицы – тигренок;

У слонихи – слоненок;

У жирафа – жирафенок;

У зебры – зебренок;

Перемести детеныша к его маме.

СЛАЙД № 4 «Прятки»

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных;

Закрепить умение образовывать существительные родительного падежа.

Задание: логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли полностью спрятаться, и поэтому их можно увидеть.

Образец ответа: Это чья грива? Это львиная грива – лев играет в прятки.

Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагаются вопросы «Чей? Чья?»

Это крокодилья пасть – крокодил играет в прятки.

Это жирафья шея – жираф играет в прятки.

Это слоновий хобот – слон играет в прятки.

Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?»

Образец ответа: Хвост (кого?) зебры.

Пасть (кого?) крокодила.

Шея (кого?) жирафа.

Хобот (кого?) слона.

Грива (кого?) льва.

Нос (кого?) бегемота.

Рог (кого?) носорога.

СЛАЙД № 5 «Речь с движением»

Мартышки – обезьяньи детки –

Дети прикладывают ладошки к голове – «ушки»

С ветки прыгаем на ветку.

Выполняют прыжки в высоту на месте на двух ногах

А лианы, как канаты,

Вверх поднимут нас, ребята.

делают лазающие движения

Едим бананы и кокосы,

Нам достать их очень просто!

очищают воображаемые бананы

На пальме в джунглях мы живем,

разводят руки в стороны

В гости вас к себе зовем!

Приглашают, машут руками.

СЛАЙД № 6 Лабиринт: «Кого я вижу в бинокль».

Цель: закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направлений и определения пространственных взаимоотношений объектов.

Задание: проведи линии маркерами разных цветов от изображения в бинокле до животного и ты узнаешь, кого ты увидел.

СЛАЙД № 7 Загадки

Задание: послушай и отгадай загадки. Проверь правильно ли ты отгадал. Для этого нужно потянуть за знак вопроса.

СЛАЙД № 8 «Чья клетка»

Задание: Животным пора возвращаться в свои клетки. Помоги им отыскать нужную клетку по силуэту животного. Возьми клетку и наложи ее на изображение животного.

СЛАЙД № 9 «Накорми животных»

Цель: уточнить, чем питаются животные.

Задание: вспомни, что ест каждое из этих животных. Положи еду им в миску.

СЛАЙД № 10 «Составь звуковую схему»

Цель: развитие фонематического анализа .

Задание: соедини схему слова с названием животного.

СЛАЙД № 11 «Сосчитай»

Цель: развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существительными)

Задание: Посчитай животных. Расставь тележки по порядку.

СЛАЙД № 12 «Четвертый лишний»

Задание: Зачеркни лишнее животное.

СЛАЙД № 13 «Узнай меня»

Задание: Обведи маркерами разных цветов каждое животное и назови его.

СЛАЙД № 14 «Собери картинку»

Задание: собери картинку из четырех частей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия. Тема: «Животные жарких стран»

Конспект интегрированного занятия Развитие речи, музыкального слуха средствами логоритмики и мелодекламацииТема: «Животные жарких стран»Цель: Развивать речь, музыкальные способ.

конспект занятия по теме “Животные жарких стран”

Лексическая тема: «Животные жарких стран»Цель:уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; Коррекционно-о.

Конспект непосредственно образовательной деятельности “Животные жарких стран”

Конспект НОД по речевому развитию.

Конспект занятия по теме “Животные жарких стран”

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект оод по изо “Животные жарких стран”

Рисовать животных, опираясь на ранее полученный опыт.

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря.

ЗООПАРК. ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

ДНИ НЕДЕЛИРЕЖИМГРУППОВАЯ, ПОДГРУППОВАЯИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОНЕДЕЛЬНИК 09.03УТРО.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран»

Методическая разработка логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран» .

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».
  • уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,
  • развитие импрессивной речи,
  • совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлога С(СО)),
  • работа над слоговой структурой слов,
  • обучение умению вести диалог,
  • развитие связной речи.
  • развитие зрительного гнозиса,
  • внимания,
  • памяти,
  • логического мышления,
  • воображения,
  • тактильных ощущений,
  • мелкой и общей моторики.
  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
  • воспитание эмоциональности.
  • трафареты (рамки и картинки ) для игры «Подбери по силуэту», фланелеграф, картинки с изображением животных(для работы на фланелеграфе), «ступеньки» для составления предложений , картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: льва, слона, обезьяны, тигра), игрушки животных, «сухой бассейн» с пробками, сюжетные картинки для составления рассказа «Обезьянка и бегемотик» (демонстрационная и индивидуальные).

Ход занятия

1. Психогимнастика «Обезьянка». Воспитание эмоциональности.

Очень любит есть бананы.
Это точно…(Обезьяна) (Игрушка)

– Раз, два, повернитесь, в Обезьянок превратитесь!

Любит покривляться Обезьяна –
всех дразнить готова постоянно!
Словно Заинька насторожилась,
Как лисичка доброй притворилась,
Будто глупый Ослик удивилась,
Как колючий ёжик рассердилась.
Словно Мышка в норке, испугалась.
И, как вы, ребята, рассмеялась!

– Раз, два, повернитесь, и в детишек превратитесь!

2. Игра «Кто в домике живёт?» («Найди по силуэту»). Сообщение темы занятия.

– Где мы можем увидеть обезьян?(В зоопарке) Отправимся в зоопарк!

– Тот попадёт в зоопарк, кто угадает, с кем в зоопарке живёт обезьянка.

– Зверюшки живут в своих домиках. У вас домики, а где же зверюшки?

– Кто в твоём домике живёт? Угадал? Найди…

– С кем дружит обезьянка? (Обезьянка дружит с жирафом.) Садись.

– Кто в ваших домиках живёт? Ищите…(Помогите малышам! Проверьте друг друга! Правильно?) Много друзей у обезьянки! Садитесь.

– С кем дружит обезьянка в зоопарке?

– Когда Соня впервые побывала в зоопарке, она удивилась! Расскажи, Соня! А вы СЛУШАЙТЕ внимательно, будем отгадывать Сонины загадки.

В зоопарке были с мамой,
Я потом сказала маме:
Каждый зверь там самый-самый!
Здесь всё странно, непривычно,
Сходим в зоопарк обычный!
Кот – огромней не найдёте,
И с причёской как у тёти.
Полосатая лошадка
Словно новая тетрадка.
С длинной шеей великан.
Гномик в шубе ел банан…
Зверь огромный, словно дом,
С длинным носом и клыками…

– Соня, почему ты удивилась? (Первый раз была в зоопарке и никогда ещё не видела животных жарких стран)

– Кто же Соню удивил?!

Кот – огромней не найдёте, — Кто это? Давайте спросим Соню!

И с причёской как у тёти. — Спроси: «Соня, это был тигр?»

Или: «Соня, это был лев?»

(Да, это был лев.) Найди льва.

(Отгадавший находит перевёрнутую картинку по силуэту и крепит её на фланелеграф .)

– Как называется причёска льва? (грива)

Полосатая лошадка Ребёнок: — Соня, это(была) зебра?

Словно новая тетрадка. (- Почему лошадку сравнили с тетрадкой?)

– Какая лошадка? (полосатая)

С длинной шеей великан. Ребёнок: — Соня, это(был) жираф?

Гномик в шубе ел банан. (Гномик- большой или маленький?

– Гномик похож на человека? (Какое животное похоже на человека?)

Ребёнок: — Соня, это(была) обезьянка?

Зверь огромный, словно дом, — Как называется нос слона? (Хобот) У слона с длинным носом и клыками. Клыки? (Бивни)

– Отгадали мы все твои загадки, Сонечка, садись, спасибо!

4. Составление предложений из 3 слов.

– Итак, кого Соня видела в зоопарке?

Поднимемся по ступенькам и скажем 3 слова: «Соня видела…льва.»

– Иди сюда, повтори.

(На фланелеграфе — 3 ступеньки, фигурка девочки поднимается по ступенькам , на верхней — меняются изображения животных) .

(Дети выходят к фланелеграфу.)

5. Работа над прилагательными.

– С Сониными загадками вы справились, а теперь отгадайте мои загадки:

– Кто длинноносый? (Слон длинноносый) Почему? (У СЛОНА длинный нос-хобот.) Какой слон?

– Кто длинношеий? Почему?… (У жирафа…)

А ещё у жирафа длинные ноги. Какой жираф? Попробуйте составить слово. (длинноногий)

– У кого острые зубы? Лев острозубый? (повторяют)

– Кто длиннохвостАЯ? Почему? Какая обезьяна?

– Кто быстроногая? Почему? (Как вы это понимаете?) Какая зебра?…

– Похлопаем животным! (слон, лев, зе-бра…)

6. Развитие мелкой моторики пальцев.

– Соня фотографировала животных, и мы сфотографируем:

Мы шагаем в зоопарк, (пальчики «бегут» по столу)
Побывать там каждый рад! (Хлопают в ладоши.)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)
У нас чудесный аппарат,
(Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)
Сделаем вам фото.
(Руками от себя «предлагают».)
Вот такое фото!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

7. Развитие внимания и памяти. «С кем гуляла мама?»

– Все фотографии получились? Кого нет?…(зебры, жирафа)

– Кто появился? (тигр)

– Чего нет на фотографии у слона? (бивней)

Потому что это ещё ребёнок: не взрослый слон, а маленький… (слонёнок).

Мамы гуляли со своими детёнышами:

Слониха гуляла с кем? — СО…(слонёнком)

Львица гуляла с кем? — СО…(львёнком) (Дети выходят показывать, повторяют)

Тигрица гуляла с кем? — С…(тигрёнком)

Львёнком славным так гордится

Его мама! Мама-…? (львица).

Тигрёнок совсем никого не боится,

Ведь ходит поблизости мама -…(тигрица).

Гулять зовёт слонёнок тихо:

– И мы пойдём погуляем!

Это лев. Он царь зверей!В мире нет его сильней!
(Неторопливо идут с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами,качаются.)
А вот этот добрый слон
Посылает всем поклон.
(Растопыренные пальцы рук прижаты к ушам. Выполняют наклоны туловища вперёд — вправо, вперёд — влево.)
Зебра очень быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.)
Львёнок бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки. Руки двигаются вперёд — назад в такт движениям)

– Львёнок бегает, и мы…(бегаем)

Зебра скачет, и мы…(скачем)

Обезьяна качается, и мы…(качаемся).

Лев идёт, и мы…(идём)

Слон поклонился, и мы…что сделали?(поклонились)

– Пока мы играли, шаловливая обезьянка порвала наши фотографии и перепутала. (поменяла части тела животных) Давайте разбираться!

– Голова чья? (кого?) (льва) Львиная голова.

А туловище львиное? (обезьяны)

(логопед вызывает ребёнка к каждой фотографии)

– Склеили фотографии. Похвалим себя: МО-ЛОД-ЦЫ!

10. Рассматривание сюжетной картинки-подготовительная работа для составления рассказа по предложенному началу. Развитие творческого воображения и связной речи.

– А вот ещё одна фотография- не цветная. Кого вы видите?

Наша обезьянка ловкая! Куда она забралась? Чем занята обезьянка на пальме?

Почему бегемотик разинул свою пасть?

Можно назвать обезьяну и бегемота друзьями? Почему?

Очень любит бегемотик бананы! Да высоко они растут- не достать малышу… -Вечером с воспитателем придумайте продолжение этой истории, завтра расскажете мне, а дома с мамой и папой раскрасьте картинки. Я вложу их в ваши тетради.

11. Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.

Игра «Прятки» (сухой бассейн)

– Итак, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Весело? Я рада!

– Напоследок обезьянка предлагает вам поиграть в прятки с животными!(сухой бассейн)

Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте!

– Кого ты нашёл (нашла)?…Сядьте, поиграйте.

Швердякова Е. В.,
учитель-логопед высшей кв. категории,
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Московской области «Московский областной центр реабилитации инвалидов»,
отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ,
г. Юбилейный

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: