Комплексы упражнений логопедического массажа

Логопедический массаж

О методе логопедический массаж

С помощью логопедического массажа можно исправить и полностью ликвидировать серьёзные речевые нарушения, начиная от заикания и заканчивая частичной и даже полной потерей речи. Метод хорошо помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.

Логопедический массаж состоит из комплекса индивидуально подобранных упражнений, воздействующих на мышцы, нервные окончания и другие ткани речевого аппарата. Специальные техники помогают расслабить лицевую мускулатуру, нормализовать тонус мышц и звукопроизношение.

Выполняют логопедический массаж уже на 3 месяце, когда новорождённый начинает гулить. В этот период для стимулирования речевого навыка рекомендуется делать пальчиковый массаж. Если к двум годам ребёнок так и не начал чётко говорить – это веский повод для обращения к неврологу и логопеду. Но логопедический массаж не поздно начинать и в старшем детском возрасте. Начиная с 3-х лет, можно проводить зондовый логопедический массаж. Особенно актуально записаться на логопедический массаж в 5-6 летнем возрасте: правильная речь поможет ребёнку легче адаптироваться в школе.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» применяют несколько видов логопедического массажа:

  • классический ручной;
  • точечный (стимулируются активные акупунктурные зонысвязанные с речевыми центрами в головном моз г е);
  • зондовый логопедический массаж (осуществляет при помощи профессиональных инструментов, позволяющих прицельно стимулировать необходимые участки артикуляционного аппарата).

Показания для логопедического массажа

Многие расстройства речи можно исправить с помощь логопедического массажа (дизартрия, ринолалия, афазия и др.), даже если бессильны другие педагогические коррекционные методики. При задержке речевого и психического развития, нарушении воспроизведения звуков, заикании, отсутствии эмоциональности в речи и других проблемах оптимален метод зондового логопедического массажа. Например, при дизартрии (нарушение произношения слов, речь спутанная, с носовым прононсом, «каша во рту») логопедический массаж помогает активизировать мышцы речевого аппарата, сформировать правильный глотательный рефлекс, скоординировать движения языка, простимулировать передачу импульсов к коре головного мозга. Метод дает хорошие результаты при обильном слюнотечении (саливации). Сколько стоит

Как проходит процедура логопедического массажа

Логопедический массаж начинают с общего массажа лица, поглаживания и растирания лба, щек, губ и т.д. После того, как мышцы лица разогреты, переходят к массажу проблемных зон. Один из главных пунктов – логопедический массаж для языка, поскольку это наиболее важный артикуляционный орган. Зонд для логопедического массажа чаще всего применяют именно в области языка. Зонды для логопедического массажа стерильны, не имеют острых кромок.

Вся процедура может длиться от 15 до 30 минут, в зависимости от задач и степени нарушения речевой функции. Лечение проводится курсами, по 10-15 сеансов. Между курсами делают перерывы до 2-3 месяцев ( в зависимости от клинической картины) для закрепления достигнутых результатов.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» логопедический массаж проводит опытный логопед. Лучше, если мама оставит малыша со специалистом наедине. Как показывает практика, это позволяет эффективнее вовлечь ребенка.

В Центре «Дети Индиго предусмотрено все, чтобы логопедический массаж приносил удовольствие ребёнку. Занятия проводятся в игровой форме, в отдельном оборудованном помещении. Важно снять психологическое напряжение и обеспечить хороший результат от упражнений.

В ходе проведения логопедического массажа применяются такие методики как сказкотерапия. Приемы сказкотерапии особенно хороши для занятий с детьми аутистами, так как хорошо помогают вовлечь ребенка в диалог.

Другой прием – логоритмика – хорош для деток с несформировавшимися речевыми навыками. Простые стишки и ритмичные тексты в комплексе с движениями работают на то, чтоб у ребенка возникло желание участвовать в речи.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж при дизартрии считается одним из самых эффективных методов лечения. Задать вопрос

Польза логопедического массажа доказана уже не одним поколением. Во-первых, массаж благотворно влияет на общее состояние ребенка. Благодаря массажу лицевой мускулатуры улучшается кровоснабжение, а значит питание тканей, ускоряются обменные процессы, повышается эластичность мышц. Во-вторых, позитивные изменения происходят в нервной системе: улучшается артикуляция, проходят спазмы и параличи, восстанавливается движение всех органов речевого аппарата. Как правило, позитивную динамику мамы отмечают уже в ходе первого курса, но результат лечения во многом зависит от диагноза, возраста и других индивидуальных особенностей ребенка.

Читайте также:
Проект логопеда - Дерево знаний

Противопоказания

Стоит отложить логопедический массаж в следующих случаях:

  • любое воспалительное заболевание (ОРВИ, ангина, фурункулез и др.);
  • грибковые заболевания кожи;
  • открытые раны;
  • туберкулёз.

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).
Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Читайте также:
Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Далее можно переходить к массажу языка:

  • Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
  • Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
  • Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
  • Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
  • Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
  • С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.

Комплексы упражнений логопедического массажа

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Запись на лечение
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Направления лечения
  • Наши партнеры

Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.

Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

В перинатальный период развития ребенка (с двух месяцев до рождения, и в течении недели после) существует много опасностей для здоровья будущего малыша. К ним можно отнести родовые травмы, преждевременные роды, инфекции, и иные патологии.

Эти и другие факторы негативно влияют на развитие нервной системы ребенка, в следствии чего нарушаются механизмы двигательного, познавательного и речевого развития. По мере развития ребенка нарушения проявляются в той или иной степени, постепенно закрепляются и способствуют формированию более сложной патологии.

Нарушения речевого развития встречаются у каждого десятого ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Игнорирование необходимости корректировки нарушений может вызвать задержку речевого развития ребенка и вызвать когнитивные и психологические проблемы. В то же время, при точной диагностике и квалифицированной комплексной корректировке нарушения речевого развития можно исправить.

Нарушениями речевого развития называют отклонения в развитии функции речи. Их причинами являются внутриутробные нарушения развития плода, родовые травмы, недостаточное снабжение органов плода кислородом, болезни, перенесенные ребенком в раннем возрасте, травмы головы, факторы наследственности и наличие вредных привычек у женщины, вынашивающей ребенка. Речевые нарушения очень разнообразны, так как речевой механизм имеет сложную и многоступенчатую структуру.

Медицинский центр «Первый шаг» для коррекции нарушений функции речи рекомендует включать в индивидуальные программы реабилитации речевой массаж.

Применение логопедического массажа (речевого массажа) позволяет исправить и даже полностью ликвидировать серьёзные нарушения функции речи, начиная от заикания и заканчивая частичной или полной ее потерей. Этот метод активного механического воздействия эффективно помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

Речевой массаж – комплекс персонифицировано подобранных упражнений, влияющих на мышцы, нервные рецепторы и другие составляющие речевого аппарата. Он применяется в тех случаях речевых нарушений, когда имеются нарушения тонуса артикуляционных мышц. Специальные приемы позволяют добиться расслабления мускулатуры лица, нормализовать тонус мышц и артикуляцию.

Нормализуя состояние мышц периферического аппарата речи, логопедический массаж в итоге опосредованно способствует положительным сдвигам в произносительном аспекте речи.
Логопедический массаж можно практиковать с 3 месяца жизни, когда ребенок начинает гулить. Стимулированию речевого навыка в этот период способствует пальчиковый массаж.

Если к двум годам ребёнок не начал чётко говорить, следует обратиться к неврологу и логопеду. Логопедический массаж эффективен и в старшем детском возрасте. С 3-х лет можно применять зондовый логопедический массаж.

Сеть реабилитационных центров «Первый шаг» использует в практике несколько видов логопедического массажа:

Логопедический массаж – массаж языка

«Массаж языка»!? Что, правда! А как это выглядит? – это обычная реакция людей, которые впервые узнают о его существовании. А между тем, массаж языка существует! И применяется специалистами! Поговорим о нем подробнее.

Массаж языка или логопедический массаж — что это такое?

Это комплекс мероприятий, влияющих на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Также массаж языка влияет на трофику (питание) мышц языка, на состояние его иннервации, нормализуя их. В комплекс логопедического массажа включаются не только мышцы языка. Воздействие на окружающие и функционально связанные с языком области, такие как щечные, губные, подъязычная области, подбородочная область, область шеи, обязательно включается в массаж.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?

Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие массажиста в процессе, в случае логопедического массажа это не так! Логопедическим массажем занимаются логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют выполнять массаж. Обычно логопед, набравший опыт и понимающий, что без логопедического массажа не решить многих проблем, получает дополнительное образование по теме «логопедический массаж». После обучения и получения специального документа логопед считается специалистом по массажу языка.

Необходимо добавить, что массажем языка можно заниматься и самостоятельно, например, когда базовые приемы мама делает своему ребенку. Но все равно, назначение массажа и контроль над его эффективностью лучше доверить опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда отличает от логопеда-миофункционального терапевта именно то, что второй более детально понимает и умеет работать с мышцами артикуляционного аппарата и жевательного органа.

Как делается массаж языка?

Массаж языка проводится в специальном логопедическом кабинете. Например, кабинет логопеда в Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» выглядит так:

Логопедический массаж проводится в расслабленном для пациента состоянии. Обычно это лежа, полулежа или сидя. Если массаж языка проводится маленькому ребенку, то ребенок сидит на коленях у мамы. Занимает массаж языка около 15 минут. Воспринимается обычно пациентами позитивно, потому что не вызывает отрицательных и болезненных состояний. Специалист проводит массаж языка в специальных одноразовых перчатках. Массажные зонды после каждого пациента стерилизуются! В этом выгодное отличие медицинского центра, например, «Диал-Дент» от других организаций, где могут проводить массаж языка, например, детского сада и т.д. В учреждениях такого типа, как детский сад, логопедам не полагается ни перчаток, ни стерилизаторов. Поэтому там делают массаж голыми руками, а зонды протирают спиртом. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для обеспечения безопасности пациентов!

Читайте также:
Оборудование логопедического кабинета

Кому показан массаж языка?

Массаж языка может быть как стимулирующим, так и расслабляющим. А также комбинированным, когда одну область языка надо расслабить, а другую простимулировать! Отсюда идут показания для массажа языка. Логопедический массаж показан пациентам:

  • с нарушениями речи;
  • нарушениями жевательной и глотательной функции;
  • с нарушением прикуса;
  • проходящим ортодонтическое лечение (исправление прикуса и выравнивание зубов);
  • проходящим ортопедическое лечение (протезирование зубов);
  • с короткой уздечкой языка с целью ее безоперационного растяжения;
  • с гипертонусом языка и жевательных мышц (бруксистам и кланчерам — людям, сжимающим и скрежещущим зубами);
  • с повышенными нагрузками на речевой аппарат (преподаватели, лекторы и т.д.).

Логопедический массаж — не самостоятельная процедура!

Логопедический массаж всегда проводится как часть комплексной программы по достижению какого-либо эффекта. Обычно комбинируется с артикуляционной гимнастикой, с миогимнастикой и точечным массажем.

Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

Стоимость массажа языка в «Диал-Дент». Специалист по логопедическому массажу.

В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» массажем языка или логопедическим массажем занимается логопед-миофункциональный терапевт Татьяна Борисовна Цукор. Окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина. Стаж работы более 15-ти лет. Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Лауреат конкурсов «Сердце, отданное детям 2008» и «Сердце, отданное детям 2010».

Стоимость сеанса у логопеда 3500 рублей. Длительность сеанса от 30 минут до 50 минут зависит от задачи и возраста пациента. В сеанс в случае необходимости включается и логопедический массаж.

Являясь уникальным логопедом, которая долго и успешно сотрудничает со стоматологами, Цукор Т.Б. проводит курсы обучения как для стоматологов-ортодонтов, так и для логопедов. В рамках курса разбираются и все аспекты логопедического массажа. Конечно же, о возможностях такого мощного инструмента, как логопедический массаж, должен знать каждый ортодонт. Обучение проводится как в рамках выступления на конгрессах, так и индивидуально или в малых группах.

Наш логопед проводит занятия и по Скайпу. Стоимость такого занятия — 2500 рублей. Как вы понимаете, логопедический массаж по скайпу сделать невозможно, поэтому если необходим массаж, то придется все-таки приезжать в «Диал-Дент».

Читайте также:
Игры с песком в логопедии

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии, а также по обучению массажу можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Комплекс упражнений логопедического массажа
картотека на тему

Комплекс упражнений логопедического массажа

Скачать:

Вложение Размер
_rasslablyayushchiy_massazh.doc 332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений логопедического массажа

Необходимо сначала расслабить руки. Комплекс упражнений логопедического массажа проводится за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким.

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.

Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.

Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 1).

Цель: расслабление лобных мышц.

Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации .

Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 2).

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Цель: обеспечение расслабления мышц лба.

Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.
Методические рекомендации .

Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 5).

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Цель: расслабление щечной мышцы.

Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.
Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с

внутренней стороны щек.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 7).

Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз (рисунок № 8).

Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.
Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации .

Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза (рисунок № 9).

Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц.

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации .

Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз (рисунок № 10).

Цель: укрепление скуловой мышцы.

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз (рисунок № 11).

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.

Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 12).

Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.

Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз (рисунок № 13).

Цель: расслабление губ.

Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.

Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 14).

Цель: укрепление мышц губ.

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

Цель: укрепление мышц губ

Описание: разминание губ от середины к углам.

Цель: укрепление и активизация мышц губ.

Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Рис. 17

Цель: стимуляция мышц губ.

Описание: обкалывание губ от середины к углам.

Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.

Описание: поглаживание круговой мышцы рта.

Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 19).

Цель: расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.
Методические рекомендации.

Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд(рисунок № 20).

Цель: расслабление мышц плечевого пояса.

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.
Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 21).

Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.
Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, (рисунок № 22).

Цель: расслабление мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 23).

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз (рисунок № 24).

Цель: укрепление мышц языка.

Описание: проводится разминание языка.

Массаж осуществляется при помощи пальцев (обернутых в марлевую салфетку). Массаж выполняется по всей площади языка (проводится тщательное разминание языка во всех направлениях). Массажные движения выполняются не более 6–8 секунд (рисунок № 25).

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка.

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.

Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд (рисунки № 1, 1а).

Массаж скуловой мышцы

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу.

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 2).

Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка.

Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка.

Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день (рисунок № 3, 3а).

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.

Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.
Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке (рисунок № 4).

легкое поглаживание.глубокое поглаживание

лёгкое пощипывание глубокое пощипывание

лёгкое растирание глубокое растирание

вертикальное поглаживание вращательное поглаживание

лёгкое растирание глубокое растирание

точечная вибрация вращательное поглаживание с надавливанием

похлопывание сверху вниз и снизу вверх

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани.

Консультация для родителей “Логопедический массаж как один из сильнейших методов развития вашего ребенка”

Консультация для родителей.

Логопедический массаж.

Виды логопедического массажа.

Комплекс упражнений к разделу “Основы оздоровительного массажа”

Этот комплекс упражнений предназначен для самостоятельного использования родителями, при невозможности посещения занятий.

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия.

Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн.

« Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике »

laquo; Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике &raquo.

Компьютерные логопедические игры

ФОМЕНКО ВАЛЕНТИНА
Компьютерные логопедические игры

Компьютерные логопедические игры

Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоять только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.

Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии,должен решить две задачи:

1. Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.

2. Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.

В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Логопедические компьютерные игрыдля дошкольников решают следующие задачи:

• первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;

совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т. д. ;

• закрепление навыков ориентации в пространстве;

• развитие сенсорных эталонов и ЭМП;

• развитие ручного праксиса;

развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;

• развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

• развитие фонетической стороны речи;

• развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;

• знакомство с изображением, названием букв;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Какие игры бывают

Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т. д.

Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.

1. Программа-тренажер Dizartria.NET используется исключительно для коррекции дизартрических расстройств. Есть 2 версии – бесплатная и платная. Первая включает в себя два режима – речевой протез и релаксация голосовых связок. Платная версия дополнительно включает третий режим – развитие дикции и просодики. Помогает развить речедвигательные центры коры головного мозга, скорректировать просодику, сформировать сильный выдох и т. д.

2. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

«Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);

«Звукопроизношение»;

«Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);

«Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно»направлена на развитие:

• фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;

• навыков звукового анализа;

• лексико-грамматического строя речи;

4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей,включающих в себя по нескольку игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».

5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно – развивающей работы с детьми,имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:

• развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

• автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;

• в программы есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер “Дэльфа-142” представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений, меню «Буква» (9 упражнений, меню «Слог» (4 упражнения, меню «Слово» (19 упражнений, меню «Предложение» (8 упражнений, меню «Текст» (3 упражнения).

Рекомендации по применению

Использовать только лишь информационные технологии на логопедических занятиях нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему. Важно соблюдать правильную осанку ребенка, а помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.

Логопедические компьютерные игры позволяет улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Компьютерные игры разрешаются! Компьютерные игры – главный бич для детей нашего времени. Много борюсь с этим, но увы, зачастую безрезультатно. Дети буквально зомбированы.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.

Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Под логопедическими играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания.

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Логопедические игры на кухне Все мы знаем, что большую часть своего времени мамы, после работы проводят на кухне, и совсем мало времени остаётся на то что бы провести.

Применение компьютерных игр в логопедии

Компьютерные логопедические игры все чаще используют на своих занятиях специалисты. Их можно найти в свободном доступе, некоторые занимаются их разработкой самостоятельно. Они не только повышают интерес детей к занятию, но и их эффективность. Конечно, урок не должен полностью состоять из одних компьютерных игр – достаточно одной, соответствующей цели и теме занятия.

  • Задачи ИКТ в логопедии
  • Рекомендации по их применению
  • Разновидности

Задачи ИКТ в логопедии

Компьютерные игры в логопедии – это не только детское развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

  • улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;
  • тренировка ориентирования в пространстве;
  • коррекция речи;
  • увеличение словарного запаса;
  • тренировка ВПФ (высших психических функций);
  • обучение ребенка пользованию компьютером.

Все перечисленные задачи можно реализовать как используя одну игру, так и выбирая несколько и чередуя их. Именно благодаря многофункциональности, речевые тренажеры становятся все популярнее.

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера. Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр.

Разновидности

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

  • «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.
  • «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.
  • «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.
  • «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.
  • «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.
  • «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.
  • «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.
  • «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

Использование ИКТ в работе с дошколятами формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: