Комплексный подход при дизартрии
- Подготовка детей к обучению грамоте (11)
- Работа над лексико-грамматическими категориями (4)
- Коррекция звукопроизношения (5)
- Развитие связной речи (11)
- Информационно-компьютерные технологии в логопедии (4)
- Игровые технологии в логопедии (7)
Комплексный подход при дизартрии
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.
Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.
Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.
Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:
Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие направления:
1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:
1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так – же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6) Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.
Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.
1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.
Четвёртый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.
Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982.
Принципы логопедической работы при дизартрии
Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:
- Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
- Физиотерапевтические методы воздействия;
- Артикуляционную гимнастику;
- Психотерапевтическую поддержку;
- Логопедическую работу.
Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.
Артикуляционная моторика
Различают следующие виды дизартрий:
- Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
- Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
- Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
- Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
- Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
- Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.
При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.
Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.
При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.
Логопедическая программа
Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.
Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
- Развитие артикуляционных движений;
- Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
- Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
- Полноценное развитие фонематического восприятия.
Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.
При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:
- Голосовые и дыхательные упражнения;
- Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
- Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
- Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
- Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).
Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:
- Системного подхода к анализу речевого дефекта;
- Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
- Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.
В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.
Этапы логопедической работы
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.
На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).
Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:
- Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
- Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
- Скороговорки лучше использовать в играх.
Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.
Логоритмическое воздействие
Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.
Задачи первого периода следующие:
- Воспитание статики движений;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
- Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
- Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
- Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
- Преодоление просодических нарушений при дизартрии.
Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.
В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:
- Развитию артикуляционного аппарата;
- Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
- Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).
Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.
Логопедическая работа при отдельных видах заболевания
Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.
С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:
- Бульбарную;
- Псевдобульбарную;
- Экстрапирамидную.
- Мозжечковую;
- Корковую.
У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:
- При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
- При атонически-астатической – мозжечковая;
- При гиперкинетической – экстрапирамидная.
При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.
Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:
- Общая моторная разминка;
- Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
- Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;
При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.
Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:
- Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
- Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
- Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
- Дезинтоксикационную терапию.
Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.
Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.
Альманах педагога
Автор: Заикина Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Образовательный центр “Созвездие”
Населённый пункт: г. Красногорск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая
дошкольного
дизартрией.
Логопедическая работа при дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача- психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проявления. Логопедическая работа при дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста состоит из следующих этапов коррекционного направления: • Этап «Подготовительный». • Этап «Формирование первичных произносительных умений и навыков». • Этап «Формирование первичных произносительных умений и навыков».
1.
Этап «Подготовительный».
Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста – воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка
стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражание, которым придают характер коммуникативной значимости. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа. Основные направления логопедической работы на данном этапе являются: • Воспитание потребности к правильной речи. • Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает) проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить. • Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти) проводится в виде развития слухового, зрительного внимания и восприятия, и т.д. • Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. • Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова: условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых. • Создание условий для формирования обще-двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций: эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики. Основное в содержание этапа – это работа по развитию а р т и кул я ц и о н н о го а п п а р ат а , е й п р е д ш е с т ву е т : п р о в е д е н и е дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса. Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер
выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса. Проводится работа по развитию мимических мышц лица. Постепенно развивается их дифференцированность и произвольность. С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. Проведение работы по борьбе с солевацией, где ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны. Проведение массажа жевательных мышц, мешающих проглатыванию слюны. Проводится работа по развитию подвижности губ, по развитию подвижности языка. Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики. Эта работа проводится логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, подготавливается рука к письму. Так же можно использовать сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.
2.
«Формирование
произносительных
навыков».
Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. На этом этапе проводится работа по следующим направлениям: 1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.
2. Развитию артикуляционного праксиса. 3. Развитию дыхательной и голосовой функций. 4. Коррекции произношением (постановка, дифференциация звуков). 5. Формированию просодических компонентов речи. 6. Обогащению словаря и преодолению аграматизмов. Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных движений. Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно – проприоцептивная стимуляция, развитие статико- динамических ощущений, четких артикуляционных кине сте зий. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. На 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация. В артикуляционной гимнастике на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над дыханием. Работа над дыханием начинается с обще- дыхательных упражнений. Цель этих упражнений – увеличение объёма дыхания и нормализация его ритма. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения: Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленях и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт, что способствует нормализации движений диафрагмы. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы. После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Его формирование осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя. Ребёнок одну руку кладет на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем, вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх. После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется: без речевого сопровождения с речевым сопровождением Работа без речевого сопровождения. Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот. Необходимо придерживаться правил:
дыхательная гимнастика проводится до еды, в проветриваемом помещении; при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка; при выполнении дыхательных упражнений нужно следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны); при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы; дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку; дидактический материал для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; должен располагаться обязательно на уровне рта. Работа с речевым сопровождением. Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе. Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных. Эта работа проводится в следующих упражнениях: пение гласных на выдохе – “ниточка”; произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха); произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук); произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (А-со- су-сы; А-фа-ха-ша); произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем “птицы” – “птицы летят” – “птицы летят в небе” – “птицы летят в небе на ю г ” и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом. Работа над голосом. Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем. В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т.к именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу. Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука – подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т.д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции). Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.
Работа над произношением. Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее: Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации. Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза. При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма). При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и паретических проявлений в речевой мускулатуре. При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания. Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, дифференциации, фонематического анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств. Работа над просодической стороной речи. Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы. Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т.д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т.д., а в школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и т.д.
3. Этап «Формирование коммуникативных умений и навыков».
Основная цель этого этапа сформировать коммуникативные умения и навыки у детей с дизартрией. Для достижения этой цель коррекционная работа ведётся по следующим направлениям: -Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. -Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. -Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико- грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что логопедическая работа при дизартрии структурирована и имеет целенаправленный характер, т.е. каждому этап работы соответствует определенное направление. Подготовительный этап направлен на подготовку артикуляционного аппарата
к формированию артикуляционных укладов. На этапе формирования первичных коммуникативных произносительных навыков происходит развитие речевого общения и звукового анализа. Этап формирования коммуникативных умений и навыков отличается автоматизацией и дифференциацией звуков на более сложном речевом материале; формированием произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций; коррекцией лексико-грамматических нарушений.
Вывод.
Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное во сприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Для осуществления поставленной задачи прежде всего необходимо осуществлять дифференцированный подход на основе учёта: – симптоматики нарушений моторных функций артикуляционного аппарата, выражающихся у одних в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций, у других – в избирательных нарушениях фонематического анализа и синтеза, выражающихся в затруднениях при переключении от одной артикуляции к другой, в персеверации фонем. В данных случаях необходимо проводить систематическое усиление речевых кинестезии путём проговаривания с одновременным выполнением пальцевых игротренингов;
– симптоматики нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений, связанных у одних детей с гипотонусом, у других – с гипертонусом мышц мелкой мускулатуры. С целью устранения недоразвития моторных функций необходимо предлагать детям игротренинг дифференцированно как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Большое внимание следует уделять массажу с учетом индивидуальных особенностей ребёнка; – симптоматики нарушений общей моторики, выражающихся в переключаемости движений, произвольном торможении, нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях нужно использовать соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений, предлагать продуктивные творческие задания, обеспечивающие успех, внимание, эмоциональное подкрепление. Таким образом, основой коррекционного обучения служит комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей с дизартрии.
Дизартрия – что это?
В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, не так, как все. При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но все же обращает на себя внимание. Часто окружающие любое нарушение звукопроизношения ошибочно называют «дизартрией». Давайте разберемся, что же такое «дизартрия» и как ее преодолеть.
Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» («артрон» в переводе на русский язык означает “сочленение”, а «диз» — «расстройство»).
Учебники дают нам такое определение: дизартрия -это нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. Т.е. это тяжелое нарушение речи, которое связано с поражением головного мозга.
Дизартрия обычно является лишь одним из симптомов тяжелого заболевания — детского церебрального паралича, который чаще всего появляется в возрасте до 2х лет или имеет врожденный характер. Проявления дизартрия зависят от участка и силы поражения головного мозга.
Причинами детского церебрального паралича, а, следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).
Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств:
1. Анартрия отсутствие членораздельной речи, возникает при самых тяжелых поражениях головного мозга; речь напоминает мычание и бывает непонятна даже близким ребенка.
2. Дизартрия – нечленораздельная, малопонятная речь, «каша во рту»; выделяют 5 форм дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная).
3. Стертая дизартрия – самая легкая степень дизартрических расстройств, которая связана с минимальными поражениями головного мозга (речь ребенка понятна окружающим, но изобилует большим количеством нарушений звукопроизношения). При стертой дизартрии идут небольшие органические поражения коры головного мозга, что приводит к парезам только отдельных групп артикуляторных мышц. Тогда у ребенка нарушается произношение отдельных звуков при близком к норме ритме и темпе речи и при отсутствии явных расстройств речевого дыхания и голоса.
Речевые и неречевые симптомы дизартрии
Речевые симптомы:
1) Нарушение голосообразования.
2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.
4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.
Неречевые симптомы.
Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:
1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.
2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.
Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.
Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.
3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления
4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.
Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.
Преодоление дизартрии
Исправление у детей дизартрии предполагает комплексный подход, т.е. совместные усилия логопеда, невропатолога, психолога.
Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, ЛФК, массаж и др.); психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности; логопед занимается коррекцией всех сторон речи ребенка.
Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть его проблемы.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:
В грудном возрасте, из-за пареза мышц языка, губ, затруднено грудное вскармливание – к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. Часто ребенку трудно жевать твердую пищу, полоскать рот.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).
При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Ежедневно с 10:00 до 21:00
«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор
«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет
Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии
Логопедические технологии в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами
Дизартрия — нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным.
С каждым годом количество детей с дазартрией увеличивается, усложняется структура дефекта и перед логопедом всегда стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволит специалистам значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.
Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики. Как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи просодика являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосообразования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.
Авторы статьи представили некоторые технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Работы направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики либо на всю просодическую составляющую речи.
Методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения, предложенная Мохотаевой М.В., предполагает использование музыкотерапии. Она способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности.
Вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии рассмотрен в работах Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н. и Прокопенко Е.В. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы.
Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания).
Одна из современных логопедических технологий – фонологоритмика — образует слияние фонетической ритмики и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартрические нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации.
Логопедические технологии, рассмотренные авторами статьи, базируются на классических методиках с применением новых технологий. В них прослеживается поэтапность коррекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс. Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.
Педпроспект
Автор: Сурова Нонна Автандиловна
Должность: Учитель–Логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Г.0 Подольск
Наименование материала: Дидактические игры и упражнения , направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Тема: профилактика и преодоление зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Дидактические игры и упражнения , направленные на
предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у
младших школьников
Письмо представляет собой сложную форму речевой
деятельности. Оно возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон,
каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие
формирования и протекания письма. Недостаточная работа какого-либо его
деятельности, что находит отражение на письме.
Дисграфия – сложное нарушение письма, которое активно
изучается на протяжении последних десятилетий во всем мире, в связи с чем,
расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и
участвующих в процессе письма.
Согласно современным научным подходам в логопедии
Одним из проявлений оптической
дисграфии является зеркальное письмо.
методической
зеркальных ошибок письма у детей младшего школьного возраста.
На логопедических занятиях для учащихся младших классов могут
мозаика, чудесный мешочек, составь геометрическую фигуру, только одно
свойство, посмотри вокруг. Приведем описание игр.
Дидактическая
«Геометрическая
использовать на занятиях и в свободное время)
Цель – развитие внимания, памяти, мышления и воображения у детей.
Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с
уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.
(работа по готовому расчлененному образцу)
Составить большой «колодец» и небольшое «ведерко для воды»;
Работа по собственному замыслу
команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Каждая команда
получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно
договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый
играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической
фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из
нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят
сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной
сложности по желанию детей индивидуально.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
– учить детей узнавать предметы по характерным признакам;
развитие внимания и памяти у детей.
объемные, так и плоские, знакомые детям. Посадив детей полукругом, так
чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую
беседу. Затем просит нескольких детей повторить названия форм предметов и
– Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я
положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые
мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что
вызываться и другие дети.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек
кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный
ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из фигур, называют ее или
рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают
Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру»
Цель – упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости
стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого
будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
Составить 3 равных квадрата из10 палочек
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7
палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Дидактическая игра «Только одно свойство»
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один
кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол
положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый
Дидактическая игра «Посмотри вокруг»
Цель – учить находить предметы определенной формы.
первенство. В этом случае группа делится на команды.
Ведущий (им может быть учитель или ребенок) предлагает назвать
форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ
предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра
проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется
победитель, набравший наибольшее количество очков.
предложена структура логопедической работы по
преодолению зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов.
«Зеркальное» письмо букв.Выявление, предупреждение, исправление.
консультация (1 класс) по теме
Рекомендации для родителей по выявлению, предупреждению и исправлению “зеркального” написания букв у детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalnoe_pismo_bukv.docx | 66.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗЕРКАЛЬНОЕ» ПИСЬМО БУКВ.
ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.
«Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:
- зрительно-пространственного восприятия и представлений;
- зрительного анализа и синтеза;
- знаний о буквах.
Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.
В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:
- Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
- З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)
«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.
ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
Ребенку можно предложить следующие задания:
- В каждой паре букв покажи правильно написанную.
- Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.
С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель : развитие у ребенка умения ориентироваться
на собственном теле.
- Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки.
(Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?). - Упражнение в безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, правой щеки и т. д.
(- Попрыгай на левой ноге. – Положи левую руку на правую щёку.) - Обучение ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны.
Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. ( Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так считаешь?) - Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: “Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы”.
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве “Б”.
II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОГО» ПИСЬМА
Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.
1. Игра «Виртуальный паук»
Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» – фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.
1 – центральный квадрат
2 – правый центральный квадрат
3 – левый центральный квадрат
4 – верхний центральный квадрат
5 – нижний центральный квадрат
6 – правый верхний квадрат
7 – правый нижний квадрат
8 – левый верхний квадрат
9 – левый нижний квадрат
2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.
Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.
Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.
3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.
4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).
Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
7. Нахождение недостающих элементов букв . Игра «Буква сломалась».
8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.
9. Демонстрация букв в разном положении.
10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.
11. Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и строчные.
12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.
13. Реконструирование букв.
Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.
14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек.
Из трёх палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж
Из двух палочек – Т, Л, Х, Г.
Из четырёх – Ш, М
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: закрепление образа буквы и её письменного написания.
Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: в, в, б, с, б ….
Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания от педагогов и родителей.
Желаем успеха Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зеркальное письмо букв
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат: недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. предста.
Зеркальное письмо
Зеркальное письмо цифр и букв в начальной школе.
Нарушение письма – что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе.
Выступление на тему: “Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников”.
В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения.
Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок в системе обучения правописанию
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001386 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001370Важным звеном в обучении правописанию является самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. .
Профилактика и коррекция зеркального письма у детей 1 класса коррекционной школы VIII вида .
Профилактика и коррекция зеркального письма у детей 1 класса коррекционной школы VIII вида .
Зеркальное письмо цифр и букв
Советы психологов и логопедов по исправлению написания букв и цифр.