Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnyy_podhod_k_korrekcii_rechevoy_patologii_u_detey_s_onr.odt 117.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

«Схема – Задачи комплексного воздействия на детей с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа. Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

  • Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;
  • Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;
  • Стирание ластиком нарисованных предметов;
  • Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия . От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро – ладонь» [4].

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия . Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

Наталья Канищева
Система комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

Система комплексного сопровождения

детей с общим недоразвитием речи

в условиях ДОУ

В настоящее время проблема комплексного сопровождения детей в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект представленный на сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития, также осложняет задачу специалистов по коррекции речи. Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к общеобразовательным программам ДОУ создают необходимость обновления содержания коррекционно-педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующих группах.

Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Это совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию и родителей. Данная работа должна носить согласованный комплексный характер Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Понимая актуальность данной проблемы, мы предлагаем вашему вниманию модель взаимодействия специалистов МБДОУ № 15.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Модель взаимодействия специалистов ДОУ №15

Все специалисты нашего ДОУ, участвующие в системе комплексного сопровождения, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Успех работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в выполнении специалистами основных функций в организации коррекционно-развивающей работы.

Специалисты Основные функции

Учитель-логопед Обеспечение гибкого, щадящего логопедического режима.

Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Работа с воспитателями и родителями.

Педагог-психолог Развитие всех психических функций. Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Текущее психологическое обследование.

Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Воспитатель Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

Наблюдение за динамикой развития детей.

Поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда.

Использование оздоровительных технологий.

Работа с родителями.

Медицинская сестра Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.

Педагоги дополнительного образования Коррекция мелкой и общей моторики.

Коррекция речедвигательной моторики.

Коррекция сенсорного недоразвития.

Предлагаем вашему вниманию основные формы взаимодействия в процессе обеспечения комплексного подхода специалистами МБДОУ №15 к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности заключается в планировании и организации четкой, скоординированной работы.

В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия:.

1. Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;

2. Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;

3. Тематические консультации;

4. Индивидуальные консультации;

5. Взаимопосещения занятий.

6. Круглые столы;

7. Теоретические и практические практикумы.

8. Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Слаженная работа наших педагогов в группах компенсирующей направленности даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является:

создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка;

обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Взаимодействие учителя-логопеда и психолога заключается в следующем:

– Консультации с воспитателями;

– Консультации с родителями;

– Разработка системы коррекции психических процессов.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы,которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог -познавательные процессы, уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– консультирование педагогов, родительские собрания, игротренинги, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Особо актуальным вопросом для нас является роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе, в последнее время которому мы уделяем достаточное внимание.

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений.

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т. д.

Руководитель изодеятельности: развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.

Среди совместных мероприятий учителя-логопеда и медицинского блока,проводимых в нашем дошкольном учреждении следует отметить следующие:

1) совместное изучение анамнеза развития каждого ребенка;

2) составление индивидуального маршрута;

3) взаимообмен информацией;

4) работа с родителями.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; наши педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

1) Сотрудничество (учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу);

2) Индивидуализация (ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка);

3) непрерывность и эффективность обратной связи (осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье).

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами мы стремимся выбирать наиболее оптимальные формы работы.Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

2. Информационные издания, стенды, папки, бюллетени.

3. Индивидуальные беседы «Родительские пятиминутки».

4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов».

5. Консультации – всеобучи.

Практические формы работы:

1. Семинары – практикумы с участием детей.

2. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные).

3. Совместные подготовки к досугам и развлечениям.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для максимальной социализации ребёнка в условиях дошкольного детства.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательнодвигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Людмила Александровна

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников

Моисеенко Людмила Александровна

Дзержинский межшкольный методический центр с.

коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов, логопедическая спартакиада

Аннотация: Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно-двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков – это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Это должны хорошо понимать все участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, родителей, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников -это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия, как познавательно-двигательные мероприятия «Ловкий грамотей».

Таким образом, создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений и коррекции психологической сферы ребёнка и как следствие, его дальнейшей социализации в обществе- цель познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей».

Форма взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач:

I блок- Осуществление вышестоящей цели возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей в дошкольном учреждении.

Единое образовательное пространство- это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника.

Создание единого образовательного пространства «педагоги-ребенок- семья» предполагает: • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие

общих целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

• выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома;

• согласование путей решения проблем формирования грамотной речи;

• выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях коррекционно-логопедического процесса.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития и коррекции речи дошкольников. Модель такого взаимодействия при коррекции речевых нарушений представлена в приложении 1, рис.1.

Работая в духе «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения координирует деятельность специалистов и их взаимодействие, осуществляет организационный контроль, проводит анализ эффективности коррекционно-логопедической работы. Его роль в системе управления образовательного учреждения является ведущей при формировании педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми с нарушением речи. Механическое соединение усилий участников образовательного процесса (воспитателей, психолога, логопеда, родителей) без единоначалия не даёт эффективных результатов. Поэтому необходима консолидация всех сил для решения общей задачи формирования грамотной речи под руководством администрации ДОУ.

Созданию единой сплоченной команды, координации действий помогает серия познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей». Они обеспечивают преемственность между специалистами, стимулируют логопедизацию режимных моментов и занятий, проникновение логопедии в повседневную жизнь.

Проведению таких мероприятий предшествует система работы специалистов и родителей под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда (Приложение 2, табл.1).

II блок-Организация коррекционно-развивающей образовательной среды: включает создание комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Используются различные пособия для развития:

• ручного праксиса -шнуровка «Яблоки на дереве»;

° зрительной памяти и процессов обобщения -дидактическая накидка на ширму (фото. 1), служащую перегородкой предметного пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в том, что поставленные учителем-логопедом звуки закрепляются в течение дня на специально подобранных картинках. Эти картинки воспитатель ставит в прозрачные карманы. В течение дня внимание детей периодически обращается на эти картинки, дети правильно проговаривают закрепляемый звук. Также они выставляются для того, чтобы дети определяли наличие звука в названии предмета и для закрепления обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Игрушки» и т.д. Применяется она как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение дня в самостоятельной игре детей. При этом педагог обращает внимание детей на картинки, задавая вопросы разной формулировки. ° фонематического слуха -пособие «Звуковое дерево»;

° зрительно-моторной координации – коврик «Дорожка следопыта: пятка-ступня-носок»;

° уточнение словаря антонимов- большие картонные блоки «Парные кубики». По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие речи детей, развитие мелкой моторики.

III блок – успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия познавательно-двигательного мероприятия «Ловкий грамотей», направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Итак, с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка. Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

IV блок- предлагаемый опыт взаимодействия опирается на тот факт, что с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка тесно связано развитие движений. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации. В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

V дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития. Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми,

кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора, педагога-психолога, учителя- логопеда и других специалистов в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе. Задания можно менять, в зависимости от поставленной цели.

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект. Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, система совместной работы в форме познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей» наглядно демонстрирует профессиональное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В свою очередь, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что такое взаимодействие приводит к положительным результатам и эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда и старшего воспитателя. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

1.Веневцев С.И. 1996 г. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 24с.

2.Волкова Г. А. 1985 г. Логопедическая ритмика. Москва.

3.Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с.

4.Кольцова М.М. 1973г. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва.

5.Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.

6.Шашкина Г. Р. 1997г. Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе// Журнал “Дефектология №6”. Москва.

7.Поваляева М. А. 2010г. Настольная книга логопеда. Москва. 608 с.

Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика: Психология

Дата публикации: 18.05.2018 2018-05-18

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Ватрич, И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи / И. А. Ватрич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50419/ (дата обращения: 18.01.2022).

Владение языком, способность к речевому общению является неотъемлемым свойством человека, отличающим его от других живых существ. Развитие языковой способности, по мнению Е. Н. Пузанковой, представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.

У детей с тяжелым нарушением речи, наблюдается:

– несформированность языкового мышления при решении нестандартных заданий,

– несформированность потребности анализировать языковые явления и устанавливать соотношения между ними,

– несформированность речевого воображения.

В норме эти показатели являются условием для успешного обучения в школе и важными характеристиками для гармоничного развития личности ребёнка, а при их нарушении развитие и обучение ребёнка затруднено.

Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей с ТНР интенсивно разрабатывается в психолого-педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях.

Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Характеристика связной речи представлена в трудах: Е. А. Бариновой, В. К. Воробъевой, В. П. Глухова, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, О. С. Павловой.

Нарушение связной речи зачастую накладывается на неуспеваемость ребенка по программе дошкольного учреждения, младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Эти факты определяют необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у детей недостатков развития речи.

Нарушения связной речи, трудности в овладении навыками монологической и диалогической речи, могут носить локальный характер, либо являться симптомом более сложного по структуре расстройства. Встречаются также нарушения связной речи у детей с ТНР, связанные с нарушениями общения ребенка с воспитателем и сверстниками. Ряд трудностей может преодолеваться непосредственно педагогами дошкольного учреждения. Значительная часть нарушений связной речи носит специфический, стойкий характер. На сегодняшний день повышается роль комплексной работы с детьми с ТНР.

Проблема развития связной речи и словесного мышления одна из важнейших задач в развитии детей. В ее решении задействован широкий круг педагогических работников, включая воспитателей, учителей, узких специалистов и психологов.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно разрабатывается в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях. Необходимо сказать, что проблема психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с ТНР нашла разработку в трудах психологов (А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Н. Поддъяков, Г. И. Челпанов, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, О. Б. Конева и другие) и педагогов (И. А. Зимняя, В. В. Гербова, Е. И. Тихеева и др.).

Разработка теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеет особую важность и актуальность ввиду того, что несформированность речевой системы ограничивает у детей рассматриваемой категории возможность перехода к осознанию сложных языковых закономерностей и препятствует развитию коммуникации. (Л. С. Волкова, Л. И. Лалева, Т. Б. Филичева).

Пути коррекции и развития связной речи определяются включением ребенка в различные виды речевой деятельности. Таким образом, проблема развития связной речи у детей с ТНР является актуальной и требует внимания, как на теоретическом, так и практическом уровне решения данной проблемы. Особенно ценным представляется использование словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи у детей с ТНР от репродуктивных способов обработки речевого материала (как наиболее доступных) к продуктивным (творческим).

У детей с ТНР выявляются нарушения не только в речевой, но и в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной и в личностной сферах, что свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода в коррекционно-психолого-педагогической работе с ними.

Комплексный подход построен на трех видах знаковой символики — образно-двигательном, вербальном (речевом) и изобразительном (рисуночном, изобразительном) жестах, а также на трех видах замещения — предметном, позиционно-ролевом и ситуативном.

Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей с ТНР требуют комплексного подхода при условии грамотного сочетания психологом традиционных и инновационных методов и способов работы.

Существующий комплексный подход к психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР создает необходимые, и достаточные условия формирования речевых средств общения, в частности, ее фонационного оформления, накопления лексики, усвоения языковых закономерностей.

  1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие. / М. Дрофа, 2010. — 207с.
  2. Краузе Е. Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Лопатин Л. В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 232 с.
  5. Новикова Е. В.: Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2004. Пузанкова Е. Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Монография. Орел, Полиграфическая фирма «Картуш», 2004. — 347 с.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией

Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии – основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми-логопатами, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы приступили к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

Система логопедического воздействия на ребенка при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. Нами составлена специальная коррекционно-оздоровительная программа “Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией”.

Ее цель: оптимальная коррекция речевых дефектов, развитие психических функций, укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

Программа получила положительную рецензию на кафедре методик дошкольного и начального образования Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Она представлена Вашему вниманию.

Для детей с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии характерно:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики;
  • несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;
  • присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;
  • недоразвитие мимических мышц;
  • нарушение просодических компонентов речи:
    • диафрагмального и речевого дыхания;
    • силы и высоты голоса;
    • темпа и ритма речи;
  • недоразвитие фонематического слуха и восприятия;
  • недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

В связи с этим работа учителя-логопеда ведется в нескольких направлениях:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
  • формирование просодических компонентов речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • устранение общего недоразвития речи;
  • нормализация основных психических процессов.

Первая часть любого занятия построена по структуре псевдобульбарной дизартрии и включает в себя работу по:

  • развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен);
  • нормализации мелкой моторики, состоящую из массажа (самомассажа) рук от кончиков пальцев до основания, пальчиковой гимнастики, разного рода шнуровок, штриховок, вариантов игровых моментов с мелкими предметами (крупами, бусинками и т.п.);
  • развитию артикуляционного аппарата, которая ведется по следующим параметрам. Проводится массаж органов артикуляции. Сначала выполняется массаж лица, далее – массаж языка (если требуется – губ). Благодаря этому массажу понижается мышечный тонус органов артикуляции. Затем выполняется артикуляционная гимнастика. Существует несколько негласных требований к ее проведению:
    • артикуляционная гимнастика выполняется по широкой программе, т.е. независимо от того, над каким звуком идет работа;
    • подбираются движения для всех подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, челюсти, языка;
    • специальная артикуляционная гимнастика проводится по программе изучаемого звука;
    • каждое движение выполняется 5 –7 раз;
    • требуется увеличение скорости при включении в движение;
    • каждая поза должна длительно удерживаться.

Во время проведения гимнастики ведется борьба с саливацией, которая является результатом пареза нижней челюсти. Проводятся дополнительные упражнения для нижней челюсти, губ. Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать слюну, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения учитель-логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промакивает рот и внутри рта салфеткой. При систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Если необходимо, ведется работа по преодолению синкенезий, которая заключается в постоянном зрительном контроле, и фиксации той мышцы, которая совершает содружественное движение. Учитель-логопед удерживает ту мышцу, которая совершает синкенезию.

  • формированию просодических компонентов речи,заключающуюся в развитии трехфазного нижне-диафрагмального дыхания, речевого дыхания; отработке силы, направления, продолжительности ротового и носового выдоха; коррекции нарушений голоса (силы, высоты); ведется работа по нормализации темпа и ритма речи; над ее интонационной выразительностью.

Вторая часть урока строится также по структуре псевдобульбарной дизартрии, с учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических особенностей, пришедшего на занятие ребенка (детей). Формируются те категории, которые недостаточно развиты у конкретного пациента (пациентов). Ведется работа по:

  • коррекции звукопроизношения:
    • постановка,
    • автоматизация,
    • дифференциация звуков;
  • развитию фонематических процессов;
  • формированию лексико-грамматических категорий.

Материалы для индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков разрабатывались долго и тщательно, с учетом различных лексических тем, изучаемых в течение одной календарной недели, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей-дизартриков. Любой специалист, взглянув на них, поймет насколько легко работать, используя в практике подобные методические разработки. Конспект развернутого “недельного” занятия можно использовать с несколькими детьми, находящимися на одинаковой стадии постановки, автоматизации, дифференциации звуков. В детсадовской логопедической группе обычно находятся 12 детей с ОНР Ш, IV уровней и псевдобульбарной дизартрией. Дефекты звукопроизношения, как правило, идентичны и всегда несколько дошкольников находятся на одинаковых этапах логопедической работы. К примеру, у 3 детей – ламбдацизм (этап постановки звука), у 5 – ротацизм (этап автоматизации звука в слогах и словах с прямым и обратным слогом), у 5 – шипящий или свистящий сигматизм (этап дифференциации звуков в словах) и т.п. Не нужно разрабатывать конспект занятия для каждого ребенка. Наши материалы к индивидуальным занятиям позволяют работать с каждым дошкольником персонально, с учетом именно его речевых, личностных, психологических особенностей. Настоящий специалист всегда тонко чувствует своего пациента и знает, что требуется именно этому логопату. Для начинающих учителей-логопедов в Приложении 1, Приложении 2, находятся образцы – подробные, развернутые конспекты индивидуального занятия, с помощью которого без труда будут составлены необходимые конспекты занятий с детьми. Результативность такого рода работы – высокая. На протяжении трех лет использования данных материалов к индивидуальным занятиям, отмечена положительная динамика коррекции всех компонентов речи наших воспитанников.

Каждое занятие по обучению грамоте посвящено звуку (звукам) и букве, подчинено определенной лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы тоже отражают лексическую тематику. Определенная тема и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение одной календарной недели на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителя-логопеда. Динамика усвоения нового материала детьми достаточно высокая. Знания, полученные дошкольниками на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями. Нами разработаны специальные игровые “домашние задания”, отражающие все параметры индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

На следующей неделе изучается новая лексическая тема, и вся работа учителя-логопеда строится с ее учетом.

Используемая литература:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  5. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М., В. Секачев, 1997.
  6. Граб Л.М. Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М. Граб. – М.: ООО “Издательство ГНОМ и Д”, 2005.
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
  8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у доршкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова. Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
  9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.
  10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: “Гном-Пресс”, “Новая школа”, 1998.
  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. –М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  12. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
  13. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуля-ционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматичесого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004.
  16. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология”/ Л.С.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство “Союз”, 2005.
  18. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  19. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: дельта, 1997.
  20. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  21. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: “Просвещение”, 1967.
  22. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции
  23. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.
  24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
  25. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
  26. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. – СПб.: Питер, 2003.
  27. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  28. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  29. Туманова Т.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  30. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  32. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
  33. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Педагогика и психология (дошк.)” / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
  34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение. 1989.
  36. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – Издательский центр “Академия”, 2003.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми

Аннотация:

  • Развитие активной речи до уровня простых нераспространенных предложений, состоящих из одно- и двухсложных слов: простых имен Аня, Нина, Ляля и др., названий членов семьи (мама, папа, баба и др.) и указательных местоимений (вот, тут, там), названий животных, игрушек (зайка, лиса, волк, мышка, кошка, собака (авка) и других. Обучение составлению вопросительных предложений, предложений с глаголом в повелительном наклонении и с частицей «на», «дай», с глаголами в настоящем и прошедшем времени.
  • Обучение выполнению артикуляционных упражнений: лопаточка, трубочка, прикусывание нижней губы верхними зубами, поднимание верхней губы, вибрация губ, цоканье языком.
  • Продолжение работы над дыханием. Развитие умения переключать силу голоса.
  • Развитие графомоторных навыков и конструктивного праксиса.

Комплекс занятий учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.

Тема: «Система работы с неговорящими детьми, имеющими отставание и отклонения в развитии в условиях реабилитационного центра. Дошкольный возраст.»

Этап № 3: Работа над фразой.

Занятие 1. Лексическая тема: Семья.

Развитие мелкой моторики:

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста.

Кто-то делает вот так: рубит дерево вот так: тук-тики, тук-тики, так!
Кто-то делает вот так: молотком стучит вот так: дзинь-тики, дзинь-тики-так!
Кто-то делает вот так: тесто шлепает вот так: шлеп-тики, шлеп-тики, так!
Кто-то делает вот так: топ-тики, топ-тики, лбом о столик тук-тики.
Чашку на пол: дзинь-тики.
Возле стенки-шлеп тики, так!

Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу.

  • «Малыш отказывается есть»- прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
  • «Мама испекла блинчики»- положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счет до 5.
  • «Малыш сосет соску»- сомкнутые губы вытянуть вперед и производить сосательные движения.

Развитие голоса, дыхания:

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: О-о-о-о-ох! У-у-ух!

Учим маленького брата говорить слоги: ка-га, ко-го, ку-гу.

Работа над фразой:

Рассматривание картинки «Семья». Соединяем указательное слово с существительным, ребенок произносит фразу по подражанию:

Вот Аня. Тут Вова. Это баба. Баба Таня. Тут дед. Деда Ваня. Вот мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся. (Аня дает папе мяч). На, папа, мяч. (Вова дает маме мяч). На ,мама, мяч.

Изобразить, как мама собирается на работу: причесывается, накладывает макияж.

Игрушки членов семьи (мама, папа, ребенок), разноцветные деревянные шарики. Инструкция: «Подбери для мамы желтые, для папы красные, для ребенка зеленые шарики.»

Развитие конструктивного праксиса:

Строим дом для семьи (из конструктора по показу логопеда).

Занятие 2. Лексическая тема: Теремок.

Развитие мелкой моторики:

Логопед читает стихотворный текст.

Мальчик с пальчик, где ты был? (четыре раза сгибать большой палец левой руки).
Долго по лесу бродил. (то же на правой руке).
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. (большой палец правой руки поочередно соприкасается со всеми остальными).
Встретил белочку, лисичку, всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (четыре пальца последовательно сгибаются- кланяются).

«Лисенок высматривает мышку» — прищуривать глаза по очереди.

  • «Зайчик» — поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Сердитый волк» — нижнюю губу прикусить верхними зубами.
  • «Лосенок сосет молоко» — вытянуть губы трубочкой и производить сосательные движения.
  • «Ежик фыркает» — вибрация губ.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Волк воет»: У-у-у (произносить тихо и громко).
  • «Ежик пыхтит»: Пых- пых- пых.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Теремок», выставляя по ходу рассказывания персонажей настольного театра. Ребенок произносит фразы по подражанию.

Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Фразы, которые ребенок должен повторить, логопед выделяет голосом: «Вот дом. Вот мышь. Тук- тук, кто тут? Я буду тут жить. А ты кто? Иди в дом. Идет зайка. Я зайка. Я лиса. Иди к нам. Я волк.»

«Медведь искал мед» — изобразить, как медведь запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы жалят медведя — изобразить, как ему больно.

– Кто из зверей самый большой? Самый маленький?

Развитие конструктивного праксиса:

Построим новый теремок для зверей (из объемных геометрических фигур).

Занятие 3. Лексическая тема: Репка.

Развитие мелкой моторики:

«Мышата пошли купаться». Логопед читает стихотворный текст.

Пять мышат гуляли на просторе. (быстро двигать пальчиками по столу)
Пять мышат пошли купаться к морю. (медленно переставлять пальчики по столу)
Один из них устал. (загнуть большой пальчик)
«Пойду домой» — сказал.
И вот вам результат:
Четыре мышонка гуляли на просторе. (повторить те же движения с четырьмя пальцами и так далее загибать по одному пальчику и в стихотворном тексте убавлять числительные, пока не будут загнуты все пальцы).

Показать мимикой провинившуюся кошку, укравшую сосиску. Радостную собаку, которую гладит хозяин.

  • «Собака рассердилась»- прикусывать верхними зубами нижнюю губу.
  • «Котенок зевает»- широко открывать и закрывать рот.
  • «Кошка лакает молоко»- высунуть широкий кончик языка изо рта. Поднять его вверх «чашечкой» и спрятать в рот.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Корова мычит» — (Муу — громко, низким голосом).
  • «Теленок мычит» — (муу- тихо, высоким голосом).
  • Мяуканье кошки и котенка — аналогично.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Репка», выставляя по ходу рассказа персонажей настольного театра, выделяя голосом фразы, которые ребенок должен повторить. Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Это дед. Это репа. Дед тянет репу. Баба, иди тяни. Баба тянет. Дед тянет. Катя, иди тяни. Авка, иди, помоги. Мышка, иди тяни.

Изобразить ласковую кошечку, игривую собачку, испуганную мышку.

Логопед показывает часть разрезной картинки «Репка», а ребенок называет предмет.

Развитие графомоторных навыков:

Закрашивание контура мышки.

Занятие 4. Лексическая тема: Игрушки.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Барабан».

Бум-бум, барабан.
Что за шум, что за гам? (поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками)
Бум-бум, барабан.
Просыпайтесь по утрам. (поочередно стучать по столу кулачками)

Передать эмоции: радость от покупки новой игрушки, огорчение при ее поломке.

«Танины игрушки». Логопед читает стихотворный текст.

Таня с куклою играет.
Кукла «ма-ма» повторяет. (по слогам, широко открывая рот, произнести слово «мама»).
Буратино улыбается,
Даже если удивляется.
А улыбка до ушей,
Хоть завязочки пришей. (широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов)
Вот воздушные шары,
Шары большие, надувные.
Вот такие… (надуть щеки, принять исходное положение — повторить несколько раз)
Стала Танечка играть,
Куклам шарики кидать.
Буратино шар поймал,
Только носом шар порвал. (надуть щеки, затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу)
Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»
Стал совсем – совсем худой! (втянуть щеки внутрь ротовой полости)
Посадила Таня Буратино на лошадку.
Начал быстро он скакать,
Его лошадь не догнать. (цокать языком)

Развитие голоса, дыхания:

Логопед: Набежал легкий ветерок и лес тихонечко зашумел. (тихим голосом произнести: «Шууу»). Потом ветер усилился и лес зашумел громко (громким голосом произнести «Шууу»).

Игра «Шар лопнул».

По хлопку логопеда ребенок произносит звук [Ш] быстро.

Работа над фразой:

Рассматривание серии сюжетных картинок. Логопед дает ребенку инструкцию: «Я буду рассказывать, что изображено на картинках, а ты мне будешь помогать». Ребенок произносит фразы, которые логопед выделяет голосом:

– Это Таня. Это Петя. Они идут гулять. (Мама дала Тане куклу). На, Таня, куклу. У Тани кукла. Кукла Катя. Кукла упала. У куклы болит ухо, рука, нога. (Пришла девочка Аня). На, Катя, ешь пирог, пей сок. (Кукла поела, выпила сок и поправилась). Не болит у Кати ухо, рука и нога. (фразы, написанные в скобках, ребенок не повторяет).

Изобразить, как девочка качает куклу, как мальчик крутит руль машины.

Развитие памяти, внимания:

Логопед произносит ряд названий картинок (игрушки). Затем ребенок из общей стопки выбирает те, которые назвал логопед.

Развитие графомоторных навыков:

Занятие 5. Лексическая тема: Кукла пришла в гости.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Гости».

К кукле гости прибежали. (перемещать по столу указательные и средние пальцы обеих рук)
Все друг другу руки жали. (соединить руки как при рукопожатии)
Здравствуй, Жора!
Здравствуй, Жанна!
Рад, Сережа!
Рад, Снежана! (соединять с большим пальцем все остальные пальцы по очереди на обеих руках)
Не хотите ль пирожок?
Может, коржика кусок? (движения руками как при стряпне пирожков)
С ручек все стряхнули крошки (потереть одну руку о другую)
И захлопали в ладошки. (хлопки ладонями)

  • свое огорчение: разбили чашку,
  • радость: купили новую посуду,
  • неудовольствие: много грязной посуды.
  • «Кувшины с узким и широким горлышком»: вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
  • «Чашка для чая»: сделать язык в форме чашечки.
  • «Самовар»: надуваем и сдуваем щеки.
  • «Блинчики»: широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Пьем сок через трубочку» — производить несколько раз вдох и выдох через губы, вытянутые узкой воронкой.
  • «Пыхтящий чайник» — произносить «Пых- пых- пых».

Работа над фразой:

– К нам в гости пришла кукла Нина. Попроси куклу: «Дай куклу». Помой кукле руки. Где Мыло? (Вот мыло.) Где таз? (Вот таз.) Посади куклу на стульчик. Что делает кукла? (Кукла сидит.) Покорми куклу. Что делает кукла? (Кукла ест.) Кукла устала и хочет спать. Положи куклу в кроватку. Что делает кукла? (Кукла спит.) (при необходимости логопед дает образцы ответов.)

Упражнение «Варим суп».

Ребенок показывает, как он наливает воду в кастрюлю, чистит и режет овощи, засыпает их в кастрюлю, наливает воды, включает конфорку, солит.

Развитие памяти и внимания:

Сначала логопед показывает ребенку 2 картинки из общей стопки (посуда). Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок показывает (а если может, то и называет картинки, которые ему были предъявлены сначала).

Развитие графомоторных навыков:

Шаньгина Вера Николаевна,
логопед,
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Шелехов Иркутской области

Список используемой литературы:

Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. «Игры- занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития», издательство «Просвещение», 1988 г.
Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб. :Речь, 2004 г.
Новиковская О.А.»Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи, ООО «Астрель- СПб», 2009 г.
Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». СПб. : «КАРО», 2004г.

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: