Комплексная коррекция звукопроизношения

Комплексная коррекция звукопроизношения

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное ,целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Вестник Педагога

Автор: Воротынцева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 “Сказка”
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: “О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого развития и коммуникативных умений у дошкольников с системными нарушениями речи”
Раздел: дошкольное образование

«О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого

МБДОУ ДС №21 «Сказка»

Воротынцева Ю.Н. воспитатель

В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить

познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления.

Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к

представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время

происходит совершенствование форм ее отражения.

Читайте также:
Прогулка в осенний лес - совместная деятельность педагогов и детей по развитию речи

составляет основу речевого процесса.

Нарушения звукопроизношения у

детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и

методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это,

повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются

на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного

образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и

образовании. Это совершенно иной взгляд на формирование человека новой

способного к самоанализу и самосовершенствованию.

Согласно стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной

монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной

жанров детской литературы.

При ТНР у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Трудности

собственной речью, а также речью окружающих. Существует множество

произношения, которыми определяется качество звучащей речи. У таких

детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая

ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.

сотрудничеству. Поэтому процесс правильного формирования произношения

грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и

так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают

внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.

1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• этап постановки звука,

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения

поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях

и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых

упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

наглядное пособие «Весёлый Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что

гласные звуки легко поются, помогает «Звуковая полянка».

активизирует речевую активность, коррекцию всех сторон речи.

Кроме того, используя массажные мячи в логопедической работе, мы

используемым в коррекционной практике.

Для развития мелкой моторики мы активно используем массажный мячик –

ёжик. Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен

Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики

точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный

стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

упражнения, а также используют их в свободной деятельности.

слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка

конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого

высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з

– комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма

возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным

звуком, для привлечения интереса детей можно использовать:

Упражнение «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок

проговаривает заданный слог 5 раз: н.р. РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО и т.д.

открываются и закрываются).

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного

произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить

занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов

поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и

закрепления правильного произношения этого звука в словах.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры: «Рыбалка», в

вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся

определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это?

Что это?», образовывать множественное число.

Не менее интересна игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы часто используем

становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта

игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в

предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными»

(согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ?

восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный

знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом,

не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и

проводится работа по профилактике дисграфии.

предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и

пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.

Также прекрасный способ взаимодействия – это игры с мячом. Так, в

игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы

взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из

речевое и игровое взаимодействие детей.

популярны такие как «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково»,

Читайте также:
Конспект логопедической НОД с использованием конструктора LEGO

«Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие. Также используем

игры парами «Лови-бросай, сколько звуков – называй», «Скажи, как я».

Но вот когда звук, автоматизирован, дети часто начинают вставлять этот звук

везде, где этот звук нужен и где не нужен .

Здесь необходима работа по дифференциации звуков, и она осуществляется в

следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление

анализа и синтеза. Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда

звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает

два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых

звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой

образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему

уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание

на его произнесение и правильное положение артикуляционного аппарата.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на

слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Например, воспитатель называет слоги, включающие заданный звук и не

имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши,

если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Воспитатель

предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются

слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания:

отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; придумать

слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова,

после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков

в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в

Комплексный подход – основа успешной коррекции звукопроизношения

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Берёзка» п. Уральский

«Комплексный подход – основа успешной коррекции звукопроизношения»

Тип проекта: педагогический

Масштаб: с января по апрель 2016 г.

Участники проекта:

дети подготовительных групп посещающие логопункт ДОУ

воспитатели подготовительных групп

Актуальность:

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. По требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Речь является важным компонентом социализации и коммуникации ребёнка, как средства общения, познания, творчества. Ребёнок с хорошо развитой речью активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, проявляет любознательность, задаёт вопросы.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Это связано с тем, что дети поздно попадают на коррекцию речи к логопеду (в подготовительной группе). За 3 месяца работы логопункта ДОУ, в который зачислено 32 ребёнка, многим детям поставлены звуки, но звуки плохо автоматизируются и дифференцируются не смотря на систематическую работу логопеда. Пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей является одной из причин плохой автоматизации звуков в речи. Профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия со стороны родителей и педагогов ДОУ.

Цель проекта:

Создание условий для развития и активизации звуковой культуры речи у детей подготовительных групп, посещающих логопункт ДОУ.

Задачи проекта:

Сформировать компоненты речи: артикуляционную моторику, физиологическое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, звукопроизношение у детей посещающих логопункт.

Отработать на практике с детьми новые способы и приёмы автоматизации и дифференциации звуков.

Познакомить родителей и отработать на практике приёмы автоматизации звуков, с целью активизации речи детей в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформировать компоненты речи: артикуляционная моторика, физиологическое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух.

У детей будут поставлены, автоматизированы и дифференцированы звуки в речи.

Будут апробированы на практике новые приёмы автоматизации звуков. Пополнится и обновиться картотека предметных картинок и другого методического материала.

Проведен конкурс чтецов к юбилею детского сада детей, посещающих логопункт.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

2 этап: Практический

Проведение коррекционных индивидуальных логопедических занятий направленных на постановку звуков и развитие всех компонентов речи.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями и воспитателями по формированию звукопроизношения у ребёнка.

Проведение родительских собраний в подготовительной группе, для родителей чьи дети посещают логопункт.

Обновление картотеки предметных картинок для автоматизации звуков. Создать картотеку звуковых картинок.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: Что такое дружба

Оформление информационного стенда для родителей.

Проведение конкурса чтецов о детском саде к юбилею детского сада.

3 этап: Итоговый.

Мониторинг звуковой культуры речи в подготовительных группах. Анализ результатов логопедической работы.

Логопедические технологии коррекции звукопроизношния у детей с дизартрией

Методики коррекционной работы по устранению недостатков по сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В основе коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи у детей с дизартрией рекомендуется придерживаться следующих теоретических положений:

1. Положения об уровневой организации построения движений (Н.А. Бернштейн).
Уровневая организация построения движений позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить их роль в регуляции движений и действий. Концепция о системной организации двигательной функции, о взаимодействии ее разных звеньев, позволяет в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения и упражнений.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных двигательных навыков (А.Р. Лурия). Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. Непрерывные обратные сигналы, поступающие от выполняемого движения, сопоставляются с запланированным действием и составляют содержание обратной афферентации (П.К. Анохин). Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов (Н.И. Жинкин).

3. Положение о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина).
При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии.

4. Положения о психофизиологических механизмах овладения звукопроизношением (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев).

Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы .

Логопедическое воздействие необходимо строить с учетом следующих принципов:

Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.

Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы. Новые задания первоначально даются на простом лексическом материале. После того, как умственное действие будет усвоено, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.

Принцип учета ведущей деятельности возраста. Игровая деятельность является важным процессом познания (Д.Б. Эльконин). В игре ребенок сосредотачивается не на обучающей ее стороне, а на развлекательной. Поэтому освоение и закрепление приобретенных навыков и умений проходит для ребенка незаметно, естественным путем. Данный принцип учитывался при организации логопедических занятий с детьми.

Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
А также необходимо строить логопедическое воздействие с учетом общедидактических принципов: принципа наглядности, доступности и прочности знаний.

Отметим, что в современном мире уже разработан ряд классических методик, которые уже нашли широкое применение в логопедии написанных знаменитыми исследователями О.В. Правдиной, Г.В. Чиркиной Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой и др.. Коррекция звукопроизношения осуществляется с опорой на различные методы: наглядные, словесные, практические.

Традиционно авторами выделяются 3 этапа коррекционной работы над звукопроизношением:

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному произношению и воспроизведению звука.
Задачи:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

Требования к гимнастике:

  • Кратковременность – 2-3 минуты, но многократно.
  • Опора на различные анализаторы.
  • Упражнения выполняются легко и без утруждения.
  • Последовательность от статических к динамическим упражнениям.

Если артикуляционная схема не сформирована совсем, тогда используют пассивную, пассивно-активную гимнастику. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда (О.В.Правдина, Г.В.Чиркина).

Читайте также:
План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему Игрушки

М.А. Поваляева предлагает ряд упражнений для развития моторики артикуляционного аппарата. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных движений.

1) Упражнения для мимических мышц лица
2) Упражнения для щек
3) Упражнения для губ
4) Упражнения для челюсти

М.Е. Хватцев предложил методику по выработке контроля за положением рта.

2. Развитие речевого дыхания:

Научить ребенка диафрагмальному дыханию, уметь осуществлять ротовой и носовой выдох, привлечь зрительную опору (зеркало). Сила и длительность выдоха, умение осуществлять форсированный (резкий и сильный) и фиксированный (длительный и плавный) выдох, направление выдоха. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи, умение осуществлять длительное произношение согласных. Дыхательные движения должны выполняться легко и непринужденно. Правдина рекомендует петь.
Статические упражнения – без отклонений конфигурации – принятие, удержание, подсчет.
Динамические упражнения – выполняются в полном объеме без синкенезий и с постепенным нарастанием темпа.

3. Уточнение артикуляции опорных звуков:
В зависимости от нарушения могут быть разные опорные звуки. Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:

1) Дифференциация не речевых звуков;
2) развитие умения различать высоту,
3) силу и тембр голоса на одинаковом речевом материале;
4) дифференциация слов близких по звучанию;
5) различение слогов;
6) соотношение звука с образом не речевого;
7) развитие элементарных навыков звукового анализа.

5. Развитие мелкой моторики

6. Общедидактические задачи.

Ребенка нужно познакомить с оборудованием логопедического кабинета, познакомить с занятием, с правильным поведением на занятиях, сформировать у ребенка мотивацию к занятиям.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Ф.Ф. Рау выделяет 3 способа постановки звука по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Постановка звука

Цель: научить правильно произносить изолированный звук.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам.

Различают три основных способа постановки звука:

Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха, или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки.

Второй способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится, помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Автоматизация звука (выработка)

Цель: научить легко и не принужденно произносить звук во всех позициях словосочетания и во всех позициях в слове.

Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить когда усвоен предыдущий.

Дифференциация звуков

Цель: научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи .

Последовательность работы над звуками Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:
1) Степенью доступности звуков для произношения и постепенностью
перехода от меньших произносительных трудностей к большим. Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия “орального образа звука”. Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: [а], [о], [у], [э], [и], [п], [б], [м], [ф], [в], [ш], [ж], [л], [с], [т], [к] (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.

Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных.
2) Артикуляционной и акустической близостью звуков. Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких, по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.
3) Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более легкий.

Читайте также:
Звук (3), буква З - конспект НОД

Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова).
1. Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).
2. Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О.В. Правдина).
3. Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О.В. Правдина).
4. Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).
5. Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
6. Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.
7. Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: Сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков в речи.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

Формирование коммуникативной деятельности – это важнейшее направление в решении задач становления личности ребенка.
Коррекционная развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушениями речи.

Основным средством коррекции нарушений артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Её цель – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

У детей дошкольного возраста с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Работать необходимо не только над звукопроизношением, а так же над дыханием и артикуляционным укладом. Чем раньше начнется коррекционная работа над звукопроизношением, тем благоприятнее прогноз.

Таким образом, методики коррекционной работы по устранению недостатков сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией традиционно включают три этапа работы: I этап – подготовительный (Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию звукопроизношения. Коррекция первичных нарушений); II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков (Цель: коррекция фонетических нарушений); III этап – формирование коммуникативных умений и навыков (Цель: введение новых речевых навыков в спонтанную речь. Предупреждение вторичных нарушений).

Основным средством коррекции нарушений артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика, совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Слово педагога

Автор: Наталья Владимировна Красивина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 21 г. Выборга”
Населённый пункт: г. Выборг
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Основные этапы логопедической работы по коррекции

звукопроизношения»

Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность

детей старшего дошкольного возраста зачисленных на коррекционно-развивающие

занятия в логопедический пункт дошкольного учреждения в вопросах организации

логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

сформированных на занятии.

упражнения в работе над звукопроизношением у детей в домашних условиях.

Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Предварительная работа:

Изучение специальной педагогической литературы.

Подбор игр и игровых упражнений.

Оформление стендовой информации и памятки для родителей.

Организация выставки методических пособий, логопедических альбомов и

тетрадей для занятий в домашних условиях.

Демонстрационный материал:

Предметные картинки для артикуляционной гимнастики, пособия на развитие

дидактические игры и пособия для автоматизации и дифференциации звуков.

Интерактивная игра «Учимся говорить правильно».

Раздаточный материал:

Листы бумаги и ручки.

Ход консультации:

Добрый вечер, уважаемые родители! Логопедическая работа по преодолению

поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и вы, уважаемые родители,

Читайте также:
Логопедический досуг Скоро в школу!

значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность. Все

содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

преследует свою цель.

Первый этап, подготовительный

Второй этап, формирование новых произносительных умений и навыков

Третий этап – формирование коммуникативных умений и навыков

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.

Первый этап, подготовительный

Цель – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой

Этот этап необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить

сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное

положение. Например, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука

вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной

Подготовительная работа включает в себя:

Нормализацию мышечного тонуса органов артикуляции

Для этого используется самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж органов

артикуляции активизирует кровообращение в области щек, губ и языка. Ребёнок сам

выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Самомассаж лица «ЗИМА»

Смотрят дети из окна: Поглаживающие движения

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

Белая метелица Спиралевидные движения

По дорогам стелется,

Закружилась над землей,

Затянуло небо мглой.

За снежинками снежинки Легкие постукивающие движения

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

На ветвях развесил иней Пощипывающие движения

Ночью Дедушка Мороз

Он сегодня очень сильный-

Щиплет щеки, лоб и нос.

Побежим домой скорей. Растирающие движения

Не догонит нас Мороз!

Разотрем мы щеки, нос.

Завтра снова будем мчаться Поглаживающие движения

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься-

Ведь зима у нас в гостях.

Самомассаж лица и шеи.

При более «упорных» случаях в нарушении тонуса мышц (без динамики в

коррекционной работе) применяется логопедический массаж.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, в тех

случаях, когда имеется нарушение тонуса мышц, и благодаря которому улучшается

состояние органов артикуляции (губ, щёк, языка, мягкого нёба).

артикуляционной

достаточности для постановки звуков).

челюсти и языка.

Давайте вместе выполним несколько упражнений артикуляционной гимнастики:

– упражнения для щёк – «Хомячки», «Комарики», «Полощем рот»;

-упражнения для губ – «Улыбка», «Трубочка», «Остановим лошадку»;

«Чашечка», «Горка», «Жало», «Парус», «Лошадка цокает», «Грибок», «Гармошка».

Нормализация речевого дыхания

Проводятся дыхательные упражнения с целью усилить, удлинить речевой выдох.

Давайте попробуем выполнить некоторые дыхательные упражнения: «Желобок»,

«Прохладный ветерок» (дуем на вертушку, султанчик, вату и др.), «Вертолётик».

свистульки, задувание свечки и др.

Развитие фонематического восприятия изучаемого звука

Проводятся игры и упражнения для выделения заданного звука из среды звуков,

слогов и слов с заданным звуком:

игра «Поймай звук»

игра «Цветочная поляна»

В домашних условиях для организации игры «Поймай звук» можно использовать

пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши, фишки, мелкие игрушки и др.

Развитие мелкой моторики рук

Проводится пальчиковая гимнастика, шнурование, конструирование из палочек

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и

логопеда и больших затрат времени.

в подготовительный

роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех

предлагаемых

артикуляторных

достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда.

Второй этап, формирование новых произносительных умений и навыков

Основные направления работы:

Автоматизация поставленного звука

Дифференциация смешиваемых звуков

Постановка звука

артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Если в речи ребёнка звук отсутствовал полностью, заменялся другим звуком

(например, замена звука «Ш» на «С») или произносился искажённо (например,

горловое произношение звука «Р»), то звук ставится заново.

Когда дефектная артикуляция звука в целом близка к нормальной, при таких

дефектах, как межзубное произношение звука «С», губно-зубное произношение

звука «Л» коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов

его артикуляции. Так, например, при межзубном произношении “с” для достижения

нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка

у нижних резцов, убирать его за зубы.

Постановка звука может производиться путем подражания, с механической

Технология обучения детей дошкольников составлению загадок

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Поэтому мне хотелось бы рассказать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки:
– развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
– формируют представления о переносном значении слова;
– помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Читайте также:
Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Дети очень любят отгадывать загадки, и у каждого педагога в своей копилке есть интересные игры с использованием загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, опыт показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Придумываем мы загадки с детьми с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

Аллой Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
– Какой снег по цвету? – Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какой снег по действиям? – Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
– Какой он на ощупь? – холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Белый Мел
Скрипучий Пол
Холодный Лед
Легкий Пух

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.
Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.

Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет.
– Что делает белка?
– Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
– Прыгает как кто или что?
– Прыгает как зайчик.
– Карабкается как обезьяна.
– Собирает как хозяйка.
– Грызет, как хомяк.

Что делает? Что (кто) делает так же?
Прыгает Зайчик
Карабкается Обезьяна
Собирает Хозяюшка
Грызет Хомяк

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.
Можно попросить детей дать образные характеристики объектам.
Пример: Составление загадки про белочку: “Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.

Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.
«Части»
«На что похоже?» – «Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про цветок:
– На что похож цветок? – На бабочку.
– А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
– Еще на что похож? – На зонтик, но маленький.
– А еще? – На бантик, но бантик не живой.

На что похоже? Чем отличается?
Бабочка Не летает
Зонтик Маленький
Бантик Живой

Текст получившейся загадки: “Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой”.

Читайте также:
Детский проект: Почему мы пишем буквами

Формы работы с детьми по составлению загадок:
1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

На последок хотелось бы ещё отметить, что применять данную технологию в своей работе могут как воспитатели, так и педагоги- специалисты в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки и дорогостоящих материалов.

Мастер-класс “Методы обучения детей составлению загадок”.
консультация (старшая группа) по теме

При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_obucheniya_detey_sostavleniyu_zagadok.docx 26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска Республики Марий Эл.

Мастер-класс “Методы обучения детей

Мастер-класс “Методы обучения детей

Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадка состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Блестящий – паровоз, но не простой, а новенький паровоз

Табличка может выглядеть следующим образом:

Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин”.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что (кто) делает так же?

1. -Что делает ежик?
– Пыхтит, собирает, семенит.
– Пыхтит как кто или что?
– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).
– Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).
– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”).
– Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).
– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).
– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.

Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.

Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном”.

2. Летает, но не бумажный самолет,

Роет норки, но не слепой крот,

Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

Быстро летает, но не реактивный самолет,

Звонко поет, но не веселый ребенок,

Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Загадка про гриб:
– На что похож гриб? – На мужичка.
– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще на что похож? – На дом, но без окон.
– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.

Загадка про лужу.

Похоже на облако, но никуда не плывет

Похоже на море, но нет волн,

Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)

Загадка про машину.

Похоже на жука, но нет лапок,

Похоже на улитку, но быстро движется

Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).

Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:

– учимся узнавать связное высказывание.

-набираем все части речи в словарь.

-формируем умение связного говорения по правилам.

-кодируем загадку – учимся кодировать рассказ.

-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.

-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.

-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.

Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.

Загадки в виде логического задания, или загадка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

3.Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

4.Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

5. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)

6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

8.Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

9.Загадка, составленная по методу противоречий

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, начиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на которых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)

Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоречия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в будущем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: