Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

“Сопряженная гимнастика пальчиков и языка”

У многих детей плохо развита речь.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, личного опыта разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • метод искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Читайте также:
Интегрированное занятие Путешествие в Подземное царство

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

Педпроспект

Автор: Серик Марина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя “Детский сад № 92 комбинированного вида”
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка для учителей -логопедов
Тема: “Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков”.
Описание:
Ссылка на публикацию:
Опубликовано 10.12.2016
Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Севастополя «Детский сад № 92

комбинированного вида»
«
Театр

языка»
Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков.
Подготовила:

учитель-логопед:

Комплекс сопряжённой гимнастики

пальчиков и языка для постановки звуков.

Театр пальчиков и языка.

На индивидуальных занятиях можно использовать

сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей

рук и языка.

Эти упражнения способствуют привлечению

интереса детей к выполнению упражнений, что

значительно увеличивает эффективность

гимнастики, способствуют развитию

артикуляционной, пальчиковой моторики,

совершенствованию координации движений,

развитию памяти, внимания, мышления.

Занятие можно проводить индивидуально или с

подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и

языком требует от ребёнка максимальной

концентрации зрительного и слухового внимания,

сформированной пространственной ориентировки,

точных движений пальцами и кистями рук совместно

с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода

на занятии развивают и укрепляют мышцы

артикуляционного аппарата, что значительно

облегчает постановку звуков и введение их в речь.

Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике

для пальцев и языка

разработан на основе методических

рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской.

Текст произносит

Движения или

Движения или

взрослый (желательны

«подсказки» детей)

статическая поза РУК

статическая поза

Разминка: Чтобы

четко говорить,

Надо язычку с

пальцами дружить
.
Ритмично сжимать и

разжимать кулачки.

1.Наступило утро,

выглянуло солнышко.

Пальцы разжаты и

подняты вверх.
Губы в улыбке, зубы видны.
3. Увидели большое

дерево. Вот его

Локти, ладони

соединены, пальцы

подняты вверх.
Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.
Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит

Тук-тук-тук, Тук-

тук-тук, Раздаётся

Это дятел на сосне

Долбит клювом по

На первую строчку —

постучать кулачком

правой руки по

раскрытой ладони

левой; на вторую-

наоборот. Соединить

все пальцы правой руки,

изображая клюв дятла,

левую руку поднять,

пальцы развести в

стороны, изображая

дерево. Пальцами,

изображающими клюв,

постучать по ладони

другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д- д».
6. Под деревом

растут грибы.

У одних грибов

ножки толстые,

у других-тонкие.

Щепоть одной руки

показывает толстую

ножку, а лодонь другой

Положение рук

меняется (боровики).

Указательный палец
Язык сначала мягко присасывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).

одной руки-ножка, а

ладонь другой руки-

шляпка; положение рук

7. Собираем их в

Переплетаем пальцы

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
8.Идём по лесу

упражнение- имитация

ходьбы.
Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая

На ней плоды –

Руки от локтей до

запястий сведены

вместе, кисти сжаты в

кулаки, большие

пальцы подняты вверх.
Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из

них варенье — во

Большой палец правой

руки поднят кверху —

жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём

их в корзины.

переплетены

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести

корзины. Увидели

лошадку. На лошадке

ехали. Гоп-гоп! Гоп!

Радостные ехали,

Хлопки: два коротких,

один длинный.
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой.

Соединить кончики

пальцев (пальцы

«домиком»).
Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
14. Радостные и

Пальцы сдвигаем и

раздвигаем.
Улыбнуться, рот

весёлые мы стали

играть на гармошке:

Громко хлопаем в

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

ладошки.
открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
15. А в это время

пошёл дождь:

«Весёлый дождик».

Дождик капнул на

ладошку- Т-д, т-д….

На цветок- т-д, т-

д… И на дорожку т-д,

т-д… Застучал по

крыше он – т-д, т-

д…. И раздался

частый звон – т-д,

Правой рукой

изобразить падающие

капельки дождя. Левой

рукой изобрази цветок.

Из левой руки сделай

дорожку. Изобрази

левой рукой крышу

домика. Дождик пошёл

сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим

пальчикам. Спасибо

язычку. Красиво,

чётко, правильно Я

говорить хочу.

Сжимать и разжимать

пальцы в кулак. Все

пальчики, начиная с

указательного,

здороваются с

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.
ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: СЕРИК

Ёжики грибники.
1.
Однажды ёжики пошли в лес
: топ-топ, топ-топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать

вверх-вниз.)
2.
На опушке – большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3.
Под деревом растут грибы. У одних грибов

ножки толстые
. ( Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой – шляпку. Положение рук менять .
Язык сначала мягко

присосать к твердому нёбу, затем напряженно

(гриб растет).)
4.
У других грибов ножки тонкие
. (Указательный палец одной руки – ножка, ладонь другой руки – шляпка; положение рук менять). 7.
Собрали грибы в корзины
. ( Пальцы рук «корзинкой».
Язык – «чашечкой».)
8.
Через лес
(топ-топ, топ-топ-топ)
пошли домой
(Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать

вверх-вниз.)
9.
Вот и дома
. (Пальцы «домиком»).
Язык присосать к

нёбу (крыша домика).)

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.

«Буратино в мастерской».

Однажды Буратино пошёл в мастерскую помогать папе Карло
: топ – топ, топ- топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним.
Язык двигать

вверх – вниз
.
2
.
Они вместе пилили.
Ребром правой ладони водим по раскрытой ладони левой. Движения языка вперёд – назад по нижним, затем верхним зубам.
3.

Строгали
. (Ритмичные движения вперёд – назад сжатыми пальцами в кулак.
Движения языка вперёд – назад через

сближенные зубы («почешем» язычок).

4
.
Колотили – прибивали
. (Постукивание сжатыми в кулак пальчиками друг об друга.
Постукивание широким кончиком

языка о нижние зубки, «выгибание» спинки языка).

5
.
Сделали стул, стол.
( Левая ладонь вертикально вверх – «спинка» стула, на правой сгибаем пальчики и приставляем их к «спинке». Левая ладонь вертикально вверх, сверху на неё опускаем правую ладонь.
Язычок спокойно лежит на нижней губе).

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.

«
ПРОГУЛКА

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией».

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаметшина Елена Николаевна,

учитель-логопед ДОУ № 48 «Айболит» г. Удачный,

Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.

У многих детей плохо развита речь.

В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, апробировала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка, проводимый в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз. Задания превращаются в занимательную игру.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  1. одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  2. биоэнергопластике – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
  3. обыгрывание артикуляционных упражнений;
  4. опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  5. использование нетрадиционной су-джок – терапии;
  1. пальчиковой гимнастики;

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три – четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.

Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.

Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности .

Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Как завести мотор: советы родителям по постановке звука «р»

Если вы замечаете, что у малыша есть проблемы с произношением звука «р», то для вас наша подробная статья с упражнениями, советами и рекомендованной литературой. Пор-р-рычим!

О бычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными.

Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)

горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;

доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;

боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.

При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.

Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:

    «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.

«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

«Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.

«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.

«Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.

«Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».

После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.

Предлагаем несколько упражнений:

надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;

футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.

мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.

кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.

дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.

снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

3 способа постановки звука «р»

1. Постановка от звука «д».

Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).

При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

2. Механическая постановка звука «р».

Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.

3. Постановка от звука «ж».

Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.

Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.

Какой литературой можно воспользоваться

    «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.

Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.

Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».

Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.

Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).

Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.

А Вам приходилось обращаться за помощью к логопеду или Вы сами ставили звуки ребёнку?
Поделитесь в комментариях!

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.

Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков Р, РЬ, необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:

Звук Р:

  • положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
  • нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
  • кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
  • язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
  • мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
  • голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук РЬ:

  • артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
  • отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Виды ротацизма:

  1. Горловойротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
  2. Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
  3. Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
  4. Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
  5. Носовой ротацизм. Звук с гнусавым оттенком.
  6. Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
  7. Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.

Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Техника выполнения упражнений:

  1. Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
  2. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
  3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  4. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  5. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  6. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
  7. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Маляр»

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Индюк»

  • рот открыть;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;

«Грибок»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек»(т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Дятел»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать буклет здесь.

Вам также будет интересно:
  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Автоматизация звука С в картинках.
  6. Автоматизация звука Р в картинках.
  7. Биоэнергопластика.

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Правильная постановка звука Р

Сонорные группы звуков − одна из главных логопедических проблем. У большинства детей дошкольного возраста возникают проблемы с постановкой Л, Р. И если Л поставить легко, то с Р появляются трудности.

Отсутствие или неправильное произношение этого звука в речи заметнее, чем нарушение звука Л. Почему с сонорной группой возникает больше всего трудностей?

  • Особенности артикуляции
  • Разновидности нарушений
  • Причины нарушений
  • Логопедическая диагностика
  • Помощь каких специалистов может потребоваться
  • Подготовительный этап
  • Способы постановки
  • Возможные трудности при постановке
  • Рекомендации по автоматизации звука
  • Продолжительность коррекционной работы

Особенности артикуляции

Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

  • рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
  • язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые связки вибрируют.

Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.

Вибрировать должен кончик языка, а не маленький язычок или его боковая часть. Проверить направление воздушной струи можно используя полоску из бумаги: при правильном произнесении она будет колыхаться.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Причины нарушений

Почему у ребенка происходит нарушение произношения Р? Есть несколько причин и для устранения некоторых из них нужна помощь нескольких специалистов, а не только логопеда:

  • Анатомические особенности. К ним относятся укороченная подъязычная уздечка, расщелина губы, неба, неправильный прикус.
  • Воздушная струя недостаточно сильная.
  • Неправильное положение органов артикуляции − анатомических нарушений нет, но, например, язык занимает неправильное положение, потому что ребенок не запомнил правильную артикуляцию.
  • Неправильная речевая среда − часто родители беспокоятся, что если они картавят, то и их дети будут неправильно произносить Р. Это не генетическая предрасположенность, а неправильная речевая среда. Ребенок слышит неправильное произношение и пытается его скопировать. Поэтому и возникает ротацизм.
  • Ребенок не различает звуки на слух − это нарушение работы фонетических процессов.

Кроме того, если имеется сложное речевое нарушение − алалия, то неправильное звукопроизношение может быть следствием недостаточной активности речевых зон головного мозга. Важно определить точную причину ротацизма и параротацизма, чтобы составить план коррекционной работы.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата. Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык).

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие). Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике.

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Помощь каких специалистов может потребоваться

Если у ребенка причина дефекта речи − это укороченная подъязычная уздечка, то может потребоваться консультация хирурга. Но в современной логопедии решают эту проблему при помощи упражнений. И помощь хирурга нужна только тем, у кого слишком короткая уздечка. Из-за этого дефекта трудно поднимать язык, что является основой для произношения Р.

Если неправильный прикус, логопед может посоветовать обратиться к ортодонту. Если сложное речевое нарушение (дизартрия, алалия), для активизации речевых процессов нужен специальный курс лечения, который подбирает невролог. А также консультация дефектолога, который сможет составить план коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

  • «Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
  • «Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
  • «Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
  • «Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
  • «Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
  • «Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки. Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
  • «Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе. Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Способы постановки

Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.

Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:

  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.

Возможные трудности при постановке

Не стоит автоматизировать звук в речи, если артикуляционный аппарат недостаточно подготовлен. Даже если у вас получится механически поставить Р, то из-за слабого тонуса языка в речи язык будет «соскальзывать» и получится искаженный звук. Если у ребенка не сформирована сильная воздушная струя, то вибрация будет недостаточно ярко выраженной, что также приводит к неправильному звукопроизношению.

Если изолированный звук получается нечетким, то не нужно его автоматизировать. Ребенок запомнит неправильное произношение (а именно органы артикуляции) и потом проводить коррекцию будет сложнее. А искаженное произношение Р может привести к проблемам при чтении и письме. Поэтому для дошкольников старшей и подготовительной групп включайте в занятия упражнения на букву Р.

Не путайте понятия «звук» и «буква». Звуки мы слышим, а буквы − видим. Вы занимаетесь постановкой и автоматизацией звука, а на уроках по чтению и письму изучаете букву.

Некоторые родители не обращают внимание на подъязычную уздечку. А иногда именно из-за нее у ребенка и возникают трудности с постановкой звука. Если она короткая, выполняйте упражнения на ее растяжку («Грибок», «Гармошка»). Если у родителей есть ротацизм, то проводить занятия должен только логопед или взрослый с правильным произношением. Для эффективных занятий нужно создать подходящие условия и подобрать упражнения на звук Р. Тогда коррекционная работа будет проходить успешнее.

Рекомендации по автоматизации звука

Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.

На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.

Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.

В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

5 правил применения артикуляционной гимнастики на звук Р

Артикуляционная гимнастика для звука Р — один из наиболее эффективных способов постановки и автоматизации звука Р. Ваш малыш растет, развивается, меняется и его речь.

Еще недавно его лепет и неправильные звуки вызывали восторг и умиление. Но сейчас от слов «лыба, лот, лека, лычит» вас бросает в дрожь.

Что же делать? Многие сверстники уже говорят чисто и выговаривают букву Р. Почему это не удается вашему ребенку? Как вы можете помочь ему?

5 правил на пути к правильной речи


Воспользуйтесь нашими правилами и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

  • Перестаем паниковать. Звук Р считается самым коварным среди остальных звуков. Чаще всего в речи он появляется в возрасте 5-6 лет.
  • Начинаем поиски хорошего логопеда. Звук Р трудный и его постановкой должен заниматься специалист. Только он сможет учесть подвижность и тонус языка и многое другое. Искать специалиста можно различными способами: на сайтах, по отзывам знакомых, обратиться за помощью к логопеду в детском саду. Главное найти того, с кем ребенок сможет комфортно и продуктивно заниматься.
  • Следуем советам врача. Логопед может попросить у вас заключение невролога или психолого-медико-педагогической комиссии. Не нужно пренебрегать этим требованиям, не всегда проблемы в речи обусловлены возрастными причинами. Иногда за нарушение речи отвечают неврологические заболевания. Бояться этого не нужно. Грамотное лечение у невролога ускорит процесс совершенствования речи.
  • Совместная работа. Логопед работает всегда в паре с родителем. Вы никогда не добьетесь положительных результатов, если не будете контролировать процесс. Все домашние задания и упражнения, которые прописывает вам логопед, вы должны выполнять дома вместе с ребенком.
  • Часто нарушения в произношении буквы Р связаны с ограниченной подвижностью языка. Эффективно решить эту проблему помогут артикуляционные упражнения для звука Р.

Что такое артикуляция звука Р

Что такое артикуляционная гимнастика? Прежде всего это набор необходимых упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата. У каждого звука свой артикуляционный уклад и профиль. Это положение, которое занимают органы артикуляционного аппарата (гортань, язык, горло, ротоглотка и др.)

Артикуляционный профиль звука Р изображен на рисунке.

Верная артикуляция звука Р заключается в следующей последовательности действий:

  • Улыбаемся, оставляя пространство между зубами;
  • Широкий кончик языка ставим за верхними зубами на альвеолы;
  • Воздушная струя проходит по центру языка;
  • Горлышко работает.

Артикуляционная гимнастика на звук Р: 10 основных упражнений

Предлагаем вашему вниманию основные артикуляционные упражнения для постановки звука р.

Вашему ребенку очень понравится игровой формат и веселые названия:

  1. «Грибок». Язык плотно прижимаем к верхнему небу. Улыбаемся широко, а после открываем рот насколько можно. Важно добиться того, чтобы язычок ребенка стал похож на шляпку гриба, ножкой которого является подъязычная связка.
  2. «Лошадка». Ваш ребенок видел лошадей? Сможет показать как они стучат копытами при движении? Давайте вместе вспомним как цокает лошадка. Будет работать только кончик языка. Повторяем упражнение в течение 2-3 минут.
  3. «Барабанщик». Сейчас переместимся на сцену, мы будем барабанщиками. Немного приоткрывает рот и стараемся широко улыбнуться. Кончик языка за верхними зубами, на выдохе говорим ДДДДД. Повторяем упражнение 5 раз.
  4. «Маляр». Узнаем у ребенка кто такой маляр и зачем ему кисточка? Представим, что наш язык — кисть маляра. Рот широко открываем и водим по верхнему небу вперед и назад нашим языком-кистью.
  5. «Вкусно». Ваш ребенок любит сладости, варенье? На минутку представим,что мы только что полакомились сладким бабушкиным вареньем. Вкусное было варенье? Да, вот какое вкусное. Открываем рот, выставляем язык и облизываем слева направо сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Вот так. Спасибо, бабушка, за варенье.
  6. «Гармошка». Ваш ребенок знаком с гармошкой? Повторим руками движения играющей гармошки. А теперь тоже самое проделает наш язычок. Всю поверхность языка фиксируем за верхние зубы. Рот открывается и закрывается, повторяя движение играющей гармошки. Язык остается плотно прижатым за верхними зубами.
  7. “Улыбка”. Мама очень рада видеть ребенка, она широко улыбается, плотно прижав зубы. Ребенок улыбается маме в ответ. Улыбаемся друг другу не менее 5 секунд. Выдыхаем и собираем губы в дудочку, держим 5 секунд.
  8. «Качели». Спрашиваем ребенка любит ли он качаться на качелях? Грустно говорим, что наш язычок никогда не качался на качелях. Предлагаем покачать и его. Широко открываем рот, кончик языка крепко прижимаем за верхними зубами, затем плавно перемещаем его за нижние зубы. Раскачиваем язык 5 раз.
  9. «Чистим зубки». Зубной щеткой мы чистим зубы каждый день. Давайте попробуем “почистить” зубы языком. Рот закрываем, язык “чистит” сначала по верхние, затем нижние зубы.
  10. «Комар». Сейчас мы будем маленькими комариками. Приоткрываем рот, улыбаемся. Язык ставим за верхние зубы, на выдохе говорим звук ЗЗЗ (услышим звук, похожий на что-то среднее между З и Ж)

Как выполнять гимнастику

Для успешной постановки и следующей за ней автоматизации звука Р упражнения, входящие в комплекс артикуляционной гимнастики, повторяем ежедневно.

Начинаем занятие всегда в спокойной и дружелюбной обстановке обстановке. Ребенка мотивировируем на занятия его личным примером. Он молодец, многому научился и с возникшей проблемой нарушения речи вы сможете справиться вместе.

Отмечаем самые первые незначительные успехи в совершенствовании речи. Будьте союзником и верным наставником своему ребенку. Подбадривайте и хвалите его. Постепенно двигайтесь к своей цели с полной уверенностью к обретению «чистой» речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: