Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи

Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.

Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.

В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, нами была разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля + крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка + юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).

Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра «Выбери и назови»

– Развивать тонкую моторику пальцев рук.
– Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.
– Активизировать словарный запас.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.

Задание: Определить предмет по форме и назвать его.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья), ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье?) (резиновый сапог, шёлковое платье).

Игра «Найди пару»

• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.
• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.

Задание: Найди пару, назови какой и чей.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д.т.)

Игра «Собери костюм»

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.

Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.

Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза?, какая юбка?, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)

Игра «Вкусная каша»

• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).

Шмыга Марина Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 40 «Калинка»,
г. Междуреченск, Кемеровская область

Сенсорное воспитание детей с нарушением речи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сенсорное воспитание – это способы развития сенсорного восприятия окружающего мира: определения цвета, формы, величины и иных признаков объектов, отличающих их от иных объектов.

Сенсорное воспитание лежит в основе общего развития подрастающего поколения. Оно необходимо для адекватного познания устройства окружающего мира и его объектов.

Читайте также:
Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

Особенно важно сенсорное воспитание детей, имеющих различные речевые дефекты развития. Это обусловлено тем, что нарушения речи могут быть вызваны отклонениями в функционировании психических процессов и работе головного мозга, а, следовательно, наблюдаются отклонения в сенсорном восприятии. Это приводит к необходимости построения особой модели сенсорного воспитания детей с речевыми дефектами.

Особенности сенсорного развития ребенка с речевыми дефектами

Сенсорное развитие имеет важное значение в дошкольном возрасте. Оно определяет эффективность подготовки дошкольника к дальнейшему этапу его жизнедеятельности – обучению в школе, поскольку сенсорное развитие отвечает за эффективность восприятия окружающего мира.

Сенсорное развитие реализуется в течение всего дошкольного этапа. При этом, оно имеет свои особенности становления в разные возрастные периоды.

Что касается детей с речевыми дефектами, то их сенсорное развитие отличается рядом специфических черт. К ним относятся:

  1. Снижение темпов восприятия окружающего мира;
  2. Неточное восприятие, обусловленное сбоями в работе визуального и тактильного восприятия, вызванными речевыми отклонениями;
  3. Исследование объектов окружающего мира приобретает длительный и затруднительный характер. Исследование объектов осуществляется на основании ряда практических действий, совершения большого количества ошибок;
  4. Несвоевременное формирование эталонных представлений: трудности освоения оттенков цвета, параметров величины объектов: высота, глубина, длина;
  5. Полноценный образ объекта, целостное восприятие его свойств формируется в сознании дошкольника в замедленном темпе;
  6. Плохо развитая способность определения свойств объектов на основе тактильного восприятия: ребенок практически не может правильно сформировать представление об объекте, который он не видит;
  7. Сложности визуального восприятия объектов окружающего мира, находящихся в нестандартной обстановке;
  8. Проблемы пространственного ориентирования, подлежащие быстрой компенсации.

Готовые работы на аналогичную тему

Сенсорное развитие дошкольника с различными речевыми патологиями приобретает неравномерный характер. Оно отстает от своего нормального развития и не активизируется в сензитивные периоды. Это требует организации системы воспитания, ориентированной на сенсорное развитие дошкольника в условиях наличия того или иного речевого дефекта.

Модель сенсорного воспитания дошкольника с речевыми дефектами

Сенсорное воспитание детей с различными речевыми патологиями реализуется на основании специальной программы, включающей коррекционные мероприятия по устранению или сглаживанию речевого нарушения и активизации сенсорного восприятия.

Период сенсорного обучения ребенка с речевыми отклонениями является более длительным и трудоемким. Дети совершают множество ошибок при назывании признаков объектов. Они не могут легко перенести сенсорные эталоны, которые они выучили, на реальные объекты. Это требует длительной отработки, выполнения большого количества тренировочных упражнений.

Модель сенсорного воспитания дошкольников с речевыми нарушениями может быть представлена, как процесс познания дошкольником свойств объектов через их восприятие в движении. Это означает, что для восприятия активизируется работа двигательного анализатора. Процесс восприятия становится реальным действием, реализуемым ребенком для познания свойств объекта.

Восприятие объектов осуществляется в несколько этапов:

  1. Проведение визуального осмотра объекта: ребенок обводит глазами контур объекта.
  2. Очертив объект визуально, ребенок сравнивает его с формами, которые ему известно и относит данный объект к одной из форм.
  3. Разделение объекта на части и визуальный осмотр с очерчиванием контуров каждой части.
  4. Определение пространственного расположения каждой части объекта по отношению к его основополагающей детали: расположен «выше», «левее», «справа», «сбоку» и т.д.
  5. Знакомство с цветовой гаммой объекта и его частей. Ребенок называет цвет всего объекта и каждой его части. Если имеется преобладающий цвет, то это стоит отметить, а также обозначить все цвета и оттенки, имеющиеся у данного объекта.
  6. Определение пространственной ориентации, рассматриваемого объекта.

Данная модель ориентирована на развитие сенсорного восприятия у детей с хорошо развитым визуальным восприятием. Если имеются отклонения в данной области, то следует обводить контуры объектов, посредством тактильного восприятия.

Все занятия проводятся в игровой форме и включают в себе логопедическую коррекцию имеющегося речевого дефекта.

Разновидности игровых упражнений, применяемых в сенсорном воспитании

Чтобы познакомить ребенка с различными свойствами объектов, применяются следующие игры:

  • «Железный и деревянный». Данная игра ориентирована на различение формы объектов и материалов, из которых они изготовлены. Для этого, детям показываются объекты, выполненные из дерева, металлов, бумаги и т.д. Ребенок осматривает, ощупывает их, запоминая свойства. Затем, он должен назвать эти свойства по названию объекта. Например, ложка – железная, стакан – стеклянный;
  • «Художники». Данная игра ориентирована на формирование восприятия форм объектов. Педагог закрывает глаза ребенку и рисует у него на руке объект определенной форме. Ребенок должен угадать, что это за объект или, хотя бы, назвать его форму;
  • «Поиск объекта по признакам». Дети ищут объекты, расположенные в комнате на основании признаков, названных воспитателем;
  • «Разложение объектов по цветам». Игра направлена на развитие навыков цветового восприятия. Детям предлагает разложить все игрушки или иные объекты в несколько коробок по цветам;
  • «Прятки». Игра направлена на формирование навыков пространственной ориентации объектов и различение их форм. Для игры используются фигуры из бумаги разных размеров и форм. Даются задания на прятанье объектов. Например, маленький круг спрятался за большой треугольник.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Заучивание стихотворения А.А. Фета Жаворонок

Комплекс дидактических игр для сенсорного воспитания и речевого развития дошкольника с нарушением речи

Татьяна Богомолова
Комплекс дидактических игр для сенсорного воспитания и речевого развития дошкольника с нарушением речи

Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи.

Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.

Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.

В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, был разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля +крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка +юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).

Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра «Выбери и назови»

Развивать тонкую моторику пальцев рук.

– Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.

– Активизировать словарный запас.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.

Задание: Определить предмет по форме и назвать его.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

• Образование относительных прилагательных.

• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными. • Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье) (резиновый сапог, шёлковое платье).

Игра «Найди пару»

• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.

• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.

Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.

Задание: Найди пару, назови какой и чей.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д. т.)

Игра «Собери костюм»

• Образование относительных прилагательных.

• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.

Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.

Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.

Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза, какая юбка, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (Р) в изолированном произношении, в слогах и словах

Игра «Вкусная каша»

• Образование относительных прилагательных.

• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.

Развивать тактильного восприятия.

Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.

Задание: Определить структуру предмета.

Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия – это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 5-7 лет с ТНР

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работу.

Пояснительная записка.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития, т.е. полиморфная деятельность.
Осуществляется речь с помощью системы условных символов, имеющих определённый смысл, называемых языком. Любой язык содержит следующие компоненты:
– фонетика;
– лексика;
– грамматика.
Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной:
– рассматривание;
– описание;
– рассказывание.
Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
Для работы с детьми можно использовать следующие методические пособия:

• Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом»
(для развития мышления и связной речи у дошкольников)
Программные задачи: пополнять запас знаний, учить анализировать и рассуждать, фантазировать, сочинять; составлять рассказ по опорным словам, пересказывать.
В данном пособии сюжеты картин «проблемные» по нескольким причинам: проблема – это сложный вопрос, в данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для всестороннего восприятия и осмысления требуются:
– пояснения и помощь взрослого;
– включение активной мыслительной деятельности ребёнка;
– активизация воображения, фантазии взрослого, и малыша.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений использованы вопросы.

Читайте также:
Мотивация и положительная установка на восстановление речи

• Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»
(практическое пособие для формирования и развития связной речи)
В этом пособии даны образцы рассказов и этот практический материал расположен в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и свёртыванием плана высказывания. В пособии предлагается следующий порядок работы:
– воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
– составление рассказа по следам демонстрируемого действия (образца рассказа нет);
– пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (предметные картинки);
– пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
– составление рассказа по серии сюжетных картин;
– пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

• Т.А.Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

Схемы даны по лексическим темам:
«Игрушки» «Посуда» «Овощи-фрукты» «Одежда» «Времена года» «Профессии»
«Животные» «Птицы»

• Т.В.Большева «Учимся по сказке»
(для развития мышления и связной речи дошкольников с помощью мнемотехники)
В комплект издания входят:
– 1-я книга – методическое пособие;
– 2-я книга – цветное приложение увеличенного формата с пронумерованными изображениями коллажей к сказкам.
С помощью этого пособия можно через сказку знакомить детей с окружающим миром, обучать правильному звукопроизношению, выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Конспекты игровых занятий представлены последовательно, для использования их в течении года – с сентября по май. В помощь даны мнемотаблицы.

Научиться пересказывать, это просто? Да, если использовать
• Учебное пособие Л.Е.Белоусовой,
В котором изложена эффективная методика запоминания текста. Книга состоит из трёх разделов:
В 1-й – включены рассказы с картинками-подсказками, рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые знакомят детей с главным героем.
Во 2-ом – к каждой истории, помимо картинок-подсказок, дана сюжетная картинка.
3-й – раздел составляют рассказы по серии картинок.

• «Что сначала, что потом?»
Дидактический материал для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста. Выполняя задания, дети научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. По каждой картинке дети составляют предложения из 2, 3, 4-х слов, затем составляют рассказ по серии картинок, предварительно правильно разложив последовательность сюжета.

• «Как медвежонок узнал новые слова»
(пособие для обучения пересказыванию)
В нём даны разные истории о медвежонке и вопросы по тексту к каждому рассказу, по которым ребёнок запоминает содержание текста, сопровождается рассказ иллюстрацией, таким образом ребёнку легче воспроизвести рассказ.

• «Дикие животные» – серия сюжетных картин
(пособие из серии «Развитие речи и культуры общения» – Воробышек)
Программные задачи: учить детей отвечать на вопросы, анализировать, рассуждать; развивать чувство ритма при заучивании стихов, загадок, пополнять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
В нём работа по развитию связной речи представлена в последовательности от простого к сложному:
– сначала отгадывают загадки о животных;
– затем прослушивают стихотворение;
– затем отвечают на вопросы о животных, их образе жизни;
– выполняют пальчиковую гимнастику; составляют рассказ по иллюстрации.

• «Золотая осень» – пособие картина – плакат.
Программные задачи: развивать внимательность, наблюдательность, упражнять в грамматических категориях, составлении предложений, рассказов; знакомить с сезонными изменениями в природе или закреплять знания о них.
На плакате изображён деревенский пейзаж осенью. В пособии даны беседы по плакату, которые предполагают широкие возможности для разговора с детьми на различные темы:
– можно беседовать о смене времён года, о их признаках;
– об овощах, фруктах;
– о домашних и диких животных;
– сезонной одежде;
– труде людей в огороде и в поле;
– о том как растут в поле булка или рубашка;
– вспоминать и пересказывать содержание знакомых сказок;
– загадывать загадки, рассказывать стихи о животных.
Здесь важна фантазия, активность и заинтересованность педагога.
В индивидуальной или фронтальной работе с детьми можно выкладывать карточки-пазлы, которые являются фрагментами картины-иллюстрации, но уже с изменённым изображением, где ребёнок, составляя фразу должен об этом сказать.

Читайте также:
Критерии стимулирующих выплат логопеду в ДОУ и в школе

Представляю вашему вниманию дидактические игры, которые направлены на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников; на формирование грамматически и структурно правильное построение предложений, т.к. это является теми самыми кирпичиками, из которых строится связная речь и без них невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.
• Д/и «В каком доме я живу?»
Цель: употребление сложных словообразований.
• Д/и «Найди отличия»
Цель: учить детей сравнивать и составлять предложения с противительным союзом «а».
• Д/и «Кому, что нужно для работы?»
Цель: знание инструментов, которые необходимы в какой-либо профессии, составлять фразу.
• Д/и «Назови какой?»
Цель: закрепление названия птиц, пополнение словаря, подбор определений, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, описание внешнего вида птиц.
• Д/и «С какого дерева плод?»
Цель: закрепить названия деревьев и их плодов, составлять грамматически правильную фразу.
• Д/и «С какого дерева лист?»
Цель: закрепление названий деревьев и их листьев.
• Д/и «Кто, что делает?»
Цель: знание профессий.
• Д/и «Назови части одежды»
Цель: закрепление названий одежды и её деталей.
• Д/и «Чего не хватает?» или Д/и «Без чего?»
Цель: изменение, употребление существительных в род.пад.
• Д/и «Кто у кого?»
Цель: закрепление знаний детёнышей животных, построение фразы.
• Д/и «Чего не стало?»
Цель: развитие внимания, памяти, знание предметов мебели, употребление существительных в род. пад.
• Д/и «Придумай предложение»
Цель: формирование умения составлять предложение из 2-3-4-5 слов, использование определений.
• Д/и «Составь рассказ»
Цель: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок.
• Д/и «Цветные паровозики»
Цель: развивать у детей цветовосприятие, логическое мышление, внимание, расширять словарный запас и кругозор, закрепление цифр от 1 до 5 и порядковый счёт от 1 до 5, знаний обобщающих слов.

Сенсорные игры как средство развития речи младших дошкольников

Консультация для родителей

«Сенсорные игры как средство развития речи младших дошкольников»

воспитатель МБДОУ №105 «Золушка»

Старкова Галина Владимировна

Ульяновск 2017

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Вот основные виды сенсорных игр.

Игры с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой. Затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, – ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает заказывать следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать фонтан, подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный таз с водой теперь станет озером, в котором плавают рыбки или уточки.

Игры с мыльными пузырями.

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В таком случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего зайчика. Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя при этом приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Игры со свечами.

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом. Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище. Наполните столовую ложку водой или подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Игры со льдом

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай, опустите кусочек льда и понаблюдаете, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры. Приготовьте разноцветный лед, добавив краски в воду; рисуйте красками на небольшом куске льда.

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи. Возрастные особенности усвоения звуковой стороны речи детей 3-4 лет Основной задачей воспитания ЗКР у детей младшего возраста является обучение их правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому наша работа сейчас направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков. Характерной особенностью становления звуков в возрасте 3-4 лет является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как правило, к трём годам ребёнок должен овладеть всей системой звуков родного языка. Исключения могут составить шипящие звуки (ш, ж), сонорные (р., л), свистящие (с, з). В результате наблюдений (в течение полугода) за детьми, мы выявили, что большинство детей в нашей группе имеют разный уровень речевого развития: к сожалению, никто не говорит чисто и правильно, большинство детей говорят не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, недостаточно открывают рот, слабо артикулируют звуки. Это не патология, а только то, что у детей медленно развивается моторика речедвигательного аппарата. Поэтому, одной из важнейших задач в младшем возрасте является выработка лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей (даю примеры артикуляционной гимнастики, которую мы проводим в д./с). Заниматься перед зеркалом, 2-3 минуты. И голосом дети не достаточно умеют владеть (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться средствами интонационной выразительности). Нужно приучать детей уже сейчас слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое внимание. Для этого можно использовать различные шумовые игрушки и игры (бумага, ложка, барабан, молоточек, колокольчик и др.). Например, ребёнок садится к вам спиной, а вы производите звуки различными предметами. Ребёнок должен угадать – что это за звук?Дети в этом возрасте часто говорят тихо или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Поэтому следующая задача, которая стоит перед нами – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т. е. развивать голосовой аппарат. Для этой цели можно использовать игрушечные наборы животных разных размеров. Играя с ними в такие игры, как «Угадай, кто кричит?», «Большой – маленький» мы учим ребёнка произносить звукоподражания голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Немаловажную роль в правильном произношении звуков имеет и речевое дыхание. Так как для произношения некоторых звуков требуется достаточной силы выдох (в, ф, с, з и др.). У детей нашего возраста, как правило, выдох ослаблен, укорочен. С целью развития речевого дыхания мы проводим дыхательную гимнастику, где дети делают вдох носом, а на выдохе произносят определённый звук. В домашних условиях рекомендуем сдувать «снежинки» с ладони (ватный комочек), мыльные пузыри и др. Таким образом, воспитание ЗКР у детей младшего возраста направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на укрепление голосового и артикуляционного аппарата, на развитие слухового восприятия.® Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.® Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей. Далее хочу предложить игрушки и игры, которые могут быть использованы вами в домашних условиях для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, которые будут учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:· Наборы игрушек (животных, птиц…) – для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т. д. («Угадай, кто кричит?», «Большой – маленький» – произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)· Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.- К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):- Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно приготовить?

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

– Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?· Пластилин и паста для лепки – развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.- Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики – «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

· Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки): – развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.- используются для проигрывания знакомых сказок.· Звучащие игрушки – погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты: – развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам. – Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

· Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек – – Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.· Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.)

– Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

– Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» (“Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» – зайчик); «Назови части целого» (кот – туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

· Детское лото и другие настольно-печатные игры – закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей: проговаривание названий картинок четко и внятно, назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка, назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится, назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый. Пусть игры будут простыми и совсем коротким

Игры и упражнения для детей с нарушением речи

Музыкальное воспитание в детском саду может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Читайте также:
Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних дошкольников и поднимает чувственный тонус у других. Детки обучаются различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звука, отыскивать разницу в силе, высоте, продолжительности. Музыкальные занятия помогают в работе над развитием фонематического слуха у малышей, музыкального ритма и темпа. Работа по воспитанию чувства ритма помогает в предстоящем перенести эту способность на выполняемые движения, а потом и в детскую речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных).

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов). Исходя из особенностей детей, мы предлагаем следующие игры:

Игры и упражнения для детей с нарушением речи.

Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре – ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

Назови по порядку (Речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Далеко и близко (Развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, – му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия Смягчающий и разделительный мягкий знак (лексическая тема Дикие животные)

Большие ноги шли по дороге (Темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Узнай по интонации (Развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я – яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые – птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы – машут руками – «крыльями».

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15

Статья просмотрена: 1382 раза

Библиографическое описание:

Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 18.01.2022).

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Читайте также:
Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: