Комфорт Лого – коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

«Комфорт Лого» — коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Программа «Комфорт Лого» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам.

При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

Аппаратура программы «Комфорт» включает в себя многофункциональный входной блок, прибор «Микарт», который оснащен кардиодатчиками, электромиографическим и температурным датчиками, посредством которых осуществляется прием и первичная обработка физиологических сигналов с тела человека во время диагностических процедур и сеансов по функциональному биоуправлению с внешней обратной связью.

Преимуществами данного метода перед традиционными методами коррекции являются:

  • техническая и физиологическая безопасность (обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается)
  • немедикаментозность (метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются нарушенными)
  • полифункциональность, комплексность (организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений)
  • объективность
  • «точность» направленности воздействия (метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений)
  • краткосрочность обучения (за счет включения пациента в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием)
  • долговременность действия (так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма).

Данная программа имеет несколько режимов: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ», «Температурное биоуправление». В целях логопедической коррекции мы используем режимы: «Кардио-ФБУ», «Лого», «ЭМГ-ФБУ».

Частыми жалобами родителей при обращении к логопеду является невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Как правило, это связано с одним из проявлений такого диагноза, как стертая дизартрия, при котором речевое дыхание развивается патологически.

Физиологическое дыхание детей со стертой дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межребер​ных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. При диафрагмальном дыхании вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, выдох плавный удлиненный, осуществляется через рот. Верх​ние отделы грудной клетки, а также плечи практически оста​ются неподвижными. Работу по формированию диафрагмального дыхания проводим в несколько этапов:

Читайте также:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

1 этап.

Диагностический этап (1-2 занятия). Первичная физиологическая диагностика состоит из регистрации физиологических показателей в состоянии относительного покоя. По результатам диагностических сеансов рассчитывается прогресс показателей. Диаграммы прогресса показателей могут дать информацию об эффективности применения тех или иных коррекционных приемов, а также об общей динамике состояния ребенка. При построении диаграмм учитываются следующие параметры:

  • минимальный пульс;
  • средний пульс;
  • максимальный пульс;
  • дыхание/мин.(число дыханий в минуту);
  • вдох/выдох (отношение длительности вдоха к длительности выдоха).

В процессе наблюдения определяем тип дыхания ребенка. Существуют три основных типа дыхания: верхнее дыхание (ключичное), среднее дыхание (реберное или грудное), нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное). При верхнем дыхании расширяются ребра, поднимаются плечи. При среднем дыхании раздвигаются ребра и расширяется грудь.

Если у ребенка верхнее дыхание, то необходимо сначала сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением. Для достижения данной цели мы используем сеанс ЭМГ и ЭМГ — Джекобсон.

Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы потом добиться максимального расслабления. Для этого используется установка датчиков на трапецевидную мышцу. Электроды на трапецевидной мышце располагаются последовательно по ходу мышечных волокон на расстоянии 2-х сантиметров друг от друга. На экране мы видим миограмму, т.е. графическое изображение биоэлектрической активности мышц.

Суть тренировки состоит в том, что в течение коротких промежутков времени («фаз работы», обычно 3 сек.) производится максимально возможное напряжение мышцы с тем, чтобы во время «фазы отдыха» (обычно 5 сек.) достичь максимальной релаксации.

Визуальная обратная связь может иметь пять режимов:

  1. «Индикатор»,
  2. «Слайды»,
  3. «Преобразование»,
  4. «Прозрачность»,
  5. «Полоса».

Применение сеанса позволяет сформировать навык общей мышечной релаксации и обучить координированному управлению мышечным напряжением.

Зрительная обратная связь представлена следующими режимами:

  1. «Индикатор» (задачей обучаемого является в режиме «повышение напряжения» поднимать столбик индикатора выше установленной черты, а в режиме «понижение напряжения» снижать столбик ниже обозначенного уровня. После того, как ребенок усвоил технологию работы с мышечным напряжением и успешно справляется с заданием, можно перейти к другим режимам работы:
  2. «Полоса»,
  3. «Слайды»,
  4. «Прозрачность». В качестве обратной связи здесь выступает открытие, смена, «проявление» изображений.

2 этап.

Формирование нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом (7-8 занятий). Данный вид тренинга состоит из:

а) обучение новому навыку диафрагмального дыхания под субъективным контролем (1-2 занятия);

В дошкольном возрасте формирование диафрагмаль​ного дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без до​полнительных инструкций устанавливается автоматически. Ребенок находится в положении лежа. Одну руку положить на грудь, вторую на живот. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит».

Можно положить на жи​вот игрушку для привлечения внимания: «Покачаем зайчика» и т.п. Это упражнение длится в среднем 2—3 минуты. Упражнение должно вы​полняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального ды​хания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следую​щие методические указания:

  1. Дыхательные упражнения должны быть организо​ваны таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внима​ние на процессе вдоха и выдоха.
  2. Для детей дошкольного возраста дыхательные уп​ражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва​том грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с на​клоном вниз или в стороны. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что по​зволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха.
Читайте также:
Профессия учитель-логопед - эссе

Так же предлагаем использовать следующие упражнения:

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображае​мую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопро​вождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Исходное положение: руки поднять в стороны и не​много отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети про​износят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Исходное положение: руки поставить Исходное положение: руки поставить на пояс. Мед​ленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-». Принимая исход​ное положение, сделать вдох.

На этом же этапе можно использовать парадоксальную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

б) выработки нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью (4-5 занятий);

На данном этапе приступаем к работе на тренажере «Комфорт Лого» сеанс Дыхание, Кардио, который предназначен для обучения диафрагмальному дыханию. Здесь используется тренинговый сюжет «Индикатор». В центре экрана расположен вертикальный столбец, высота которого пропорциональна текущему значению пульса. Если ребенок дышит диафрагмально, то столбец равномерно, плавно закрашивается.

в) формирования нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью (2-3 занятия). Сюда входят такие сюжеты как «Жалюзи» (цвет), «Жалюзи» (слайды), «Полоса», «Игра», где сигналом обратной связи является появление, смена, «проявление» изображений.

Формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения (10-20 занятий). Третий этап работы самый длительный. Он посвящается выработке новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, эмоционально-окрашенной, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения.

Здесь используется режим «Чтение», в котором обучаемому предъявляется текст, разбитый на блоки (фразы). Задача ребенка – на выдохе произносить эти фразы одну за другой. По мере уменьшения пульса на выдохе фраза закрашивается цветом слева направо и, если достигнуты нижний порог пульса и порог длины выдоха – происходит переход к следующей фразе. На данном этапе используются все сюжеты режима «Чтение», в котором весь речевой материал разбит на отдельные блоки: «Звуки», «Слоги», «Слова», «Фразы», «Стихи», «Сказки», «Проза».

4 этап.

Заключительный этап (3-4 занятия).

Режим «Речь» используется для адаптации новых динамических стереотипов дыхания, голосообразования, психоэмоционального и речевого поведения в окружающей социальной среде. Обратная связь в этом режиме отсутствует. Для этого режима выбирается набор слайдов, которые демонстрируются ребенку с фиксированным периодом. В режиме «Речь» содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: — «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д.

По данной программе проведена работа с контрольной группой из 10 детей по формированию диафрагмального дыхания. Из них 7 детей со стертой дизартрией, 2 ребенка с мозжечковой дизартрией, 1 ребенок с заиканием.

В ходе диагностики у всех детей выявлено: высокий коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха, асинхронность дыхательного и сердечного ритмов, высокие показатели частоты дыхания (количество дыхательных движений в минуту).

По итогам проведенной работы у всех детей наблюдается синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла, снижение количества дыхательных движений в минуту и пульса. Таким образом, программа «Комфорт Лого» позволяет обучить и закрепить навык диафрагмального дыхания.

Богер Т.Ю.
логопед,
МБУ РЦ «Фламинго»,
г.Кемерово

Читайте также:
Нетрадиционные формы работы в логопедии

Занятия на аппарате «Лого-Комфорт»

Благодаря занятиям Ваш ребенок сможет:

  • Преодолеть гиперактивность
  • Дольше держать внимание на уроках и меньше утомляться
  • Быстрее выполнять домашние задания
  • Уменьшить количество ошибок в письме
  • Меньше болеть сезонными респираторными заболеваниями
  • Справиться с невротическими расстройствами разного характера
  • Справиться с заиканием и другими логопедическими трудностями

Если у ребенка наблюдаются логопедические нарушения, гиперактивность, психоэмоциональные трудности (тревожность, страх, неуверенность в себе и т.п), или просто он часто болеет, то справиться с этим ему помогут зянятия на аппарате функционального биоуправления с биологической обратной связью (ФБУ с БОС) “Лого-Комфорт”.

Занятия проходят в форме игры, поэтому эта процедура будет иметь не только серьезное коррекционное воздействие, но и доставит ребенку массу положительных впечатлений.

Во время сеанса физиологические показатели тела измеряются специальными датчиками и обрабатываются компьютерной программой. Обратная связь достигается благодаря звуковому и зрительному ряду при помощи мультимедийных средств и игровых приемов. Благодаря этому возможно мгновенно оценить такие параметры организма как сердцебиение, дыхание, температура тела, мышечное напряжение, и начать комплекс занятий, помогающих ребенку произвольно и сознательно регулировать свои функции.

Например, пока ребенок дышит правильно он видит на экране определенный видеоряд. Как только дыхание сбивается, видеоряд нарушается, и ребенок ищет возможности отрегулировать своё дыхание, таким образом, отрабатывая навык произвольной саморегуляции. Иными словами, на мониторе компьютера ребенок может как в зеркале увидеть отражение своих внутренних процессов в интересной и доступной для него форме и научиться управлять ими. оизвольно и сознательно регулировать эти функции.

Почему уметь правильно дышать так важно? Как известно, функция дыхания поддерживает общую жизнедеятельность всего организма. Именно благодаря дыханию каждая клеточка нашего организма получает необходимое питание. Правильное и полноценное дыхание улучшает обмен веществ, кровоснабжение головного мозга, снимает мышечное напряжение, стабилизирует нервную систему, ведет к увеличению работоспособности и устойчивости внимания.

Точно так же важно уметь расслаблять мышцы и контролировать температуру тела. Все это способствует снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения, развивает высшие психические функции (восприятия, мышления, памяти) и волевые качества ребенка.

Занятия по методу БОС на аппарате “Лого-Комфорт” ускоряют и улучшают эффект нейрокоррекционных, логопедических и психотерапевтических занятий.

Преимущества метода:

  • Комплексность. Организм – это система, и изменение одного из параметров (дыхания, мышечного тонуса и пр.) приводит к изменениям и улучшениям во всей системе.
  • Безопасность. Датчики только считывают информацию с тела (пульс, напряжение мышц, температура и пр.), но сами ничего не передают и не излучают.
  • Немедикаментозность. Ребенок использует только ресурсы своего организма.
  • Краткосрочность. Комплекс процедур занимает в среднем 20 сеансов.
  • Долговременность воздействия (при условии последующего использования полученных навыков).

Занятия на аппарате БОС “Лого-Комфорт” предназначены для работы с детьми от 5 лет, подростками и взрослыми.

В каждом случае количество занятий определяется специалистом индивидуально с учетом личностных особенностей и возможностей ребенка. В среднем курс может составлять от 20 занятий.

Продолжительность занятия Стоимость
30 минут 2 000 руб.

Для записи звоните по телефонам: +7 (499) 941-00-97 (“Новые Черемушки”); +7 (499) 173-03-44 (“Текстильщики”); +7 (499) 941-01-66 (“Аэропорт”); +7 (495) 144-48-42 (“Славянский бульвар”).

А во всех наших отделениях действует акция “Занятие в подарок”: при единовременной оплате за 10 занятий, 11-е занятие вы получаете в подарок!

Комплекс БОС Комфорт Лого

  • Описание
  • Характеристики
  • Видео

Комплекс «ЛОГО» с успехом применяется в практике логопедов, логоневрологов, фонопедов, фониатров, дефектологов, психотерапевтов в учреждениях здравоохранения и социальной защиты: детских и взрослых поликлиниках, центрах восстановительного лечения, реабилитации, в медико-педагогических центрах, психоневрологических отделениях и диспансерах, отделениях неврозов и речевых патологий, санаториях и профилакториях.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Назначение:

  • Коррекция и оптимизация речевого дыхания, формирование слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи без усилий и речевых судорог.
  • Лечебно-коррекционный ФБУ-тренинг при расстройствах фонации, функциональных дисфониях, речевой тревоге, логоневрозах, заикании.
  • Профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.
  • Диагностика функционального состояния при речевых нагрузках.
  • Диагностика психоэмоционального состояния.
  • Преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации.
  • Развитие высших психических функций и волевых качеств.
  • Профилактика заболеваний речеголосового аппарата у специалистов речевых профессий.
  • Формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма.

Возможности:

  • Диагностика – Данный режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.
  • Кардио-ФБУ – данный режим позволяет проводить сеансы по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания, что приводит к оптимизации нагрузки на сердечно-сосудистую систему, нормализации вегето-сосудистого тонуса, снятию психоэмоционального напряжения.
  • ЭМГ-ФБУ -данный режим позволяет проводить сеансы, направленные на снижение общего мышечного напряжения, восстановление «мышечного чувства», выработку навыка мышечного расслабления.
  • Режим – данный режим предназначен для выработки навыка оптимального речевого дыхания, формирования и развития навыков артикуляции, фонации, а также для овладения просодическими компонентами речи. На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.

В ходе тренинга саморегуляции с применением ФБУ производится непрерывный мониторинг определенных электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения). Широкие мультимедийные и игровые возможности, реализуемые программным обеспечением ООО «НПФ «Амалтея», повышают мотивацию к обучению как у взрослых, так и у детей, начиная с 4 лет, и способствуют достижению результатов за минимально возможные сроки.

Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты пациентов, формирует базу данных с результатами всех проведенных сеансов. Это позволяет отказаться от стандартной бумажной картотеки, надежно храня данные в течение нескольких лет.

Программное обеспечение, входящее в комплекс БОС, обеспечивает:

  • формирование физиологически правильного, удлиненного выдоха при физических, умственных нагрузках и в состоянии покоя;
  • коррекцию речевых патологий, связанных с психическими, психологическими и неврологическими проблемами;
  • купирование страхов, чувства тревоги, звукофобий, логофобий, социофобий;
  • повышение устойчивости к стрессам;
  • социализацию, адаптацию к произошедшим изменениям (например, смена места жительства, школы, детского сада);
  • подготовку к школе без нервного перенапряжения;
  • профилактику заболеваний дыхательных путей, совершенствование навыков речи для педагогов, воспитателей, артистов.

При коррекции логопедических навыков учитываются индивидуальные особенности организма. БОС считывает физиологические показатели через сенсоры и датчики, которые крепятся к телу пациента. Далее на экране появляется графическое отображение активности нервной, сердечной и дыхательной системы.

Речевая диагностика может проводиться с детьми старше 3 лет и взрослыми без ограничений. С БОС легче выявлять и устранять логопедические проблемы, особенно у детей 5-10 лет, когда речь уже должна быть правильной, с минимальными дефектами. Если ребенок планирует посвятить себя пению, то диагностика с применением этого комплекса поможет выявить и своевременно устранить проблемы, которые отрицательно скажутся на способностях ученика.

Комфорт ЛОГО. Программно-индикаторное устройство для обучения навыкам саморегуляции, коррекции психоэмоционального состояния и речевых нарушений методом БОС (индикатор компьютерный «УСО-01» с ПО «КОМФОРТ-ЛОГО»).

Логотерапевтический комплекс ЛОГО предназначен для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

  • Индикатор компьютерный полиграфический (УСО-01) (от USB-порта)
  • Комплект регистраторов
  • Программное обеспечение «ЛОГО»
  • Руководство пользователя
  • Вес: 2 кг
  • Габариты: 35х25х15 см
  • Страна производства: Россия
  • Тип связи с ПК: USB
  • Источник питания: от USB порта
  • 4 канала: 1хЧСС 1хДЫХ 1хТЕМП 1хЭКГ
Читайте также:
Дифференциация звуков К-Г - конспект

Логотерапевтический комплекс ЛОГО предназначен для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов.

  • Индикатор компьютерный полиграфический (УСО-01) (от USB-порта)
  • Комплект регистраторов
  • Программное обеспечение «ЛОГО»
  • Руководство пользователя
  • Вес: 2 кг
  • Габариты: 35х25х15 см
  • Страна производства: Россия
  • Тип связи с ПК: USB
  • Источник питания: от USB порта
  • 4 канала: 1хЧСС 1хДЫХ 1хТЕМП 1хЭКГ
  • Коррекция и оптимизация речевого дыхания, формирование слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи без усилий и речевых судорог
  • Лечебно-коррекционный ФБУ-тренинг при расстройствах фонации, функциональных дисфониях, речевой тревоге, логоневрозах, заикании
  • Профилактика и коррекция нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов
  • Диагностика функционального состояния при речевых нагрузках
  • Диагностика психоэмоционального состояния
  • Преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации
  • Развитие высших психических функций и волевых качеств
  • Профилактика заболеваний речеголосового аппарата у специалистов речевых профессий
  • Формирование устойчивых навыков саморегуляции, повышение адаптивных возможностей организма

Возможности логотерапевтического комплекса БОС “ЛОГО”

Режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.

Режим предназначен для диагностики некоторых электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и периферической температуры), а также для комплексного мониторинга по нескольким показателям одновременно.

Сюжет «Полоса»: Преобразование картинок в зависимости от фазы дыхательного цикла.

режим позволяет проводить сеансы, направленные на снижение общего мышечного напряжения, восстановление «мышечного чувства», выработку навыка мышечного расслабления.

Режим представлен несколькими типами упражнений: повышение активности, уменьшение активности, режим чередования (ЭМГ-Джекобсон). Пациент может получать аудиальные сигналы обратной связи (определённые изменения звукового файла, связанные с изменением мышечной активности) или визуальные (изменения картинок, видео сюжетов, анимационные приложения).

Режим «Мозаика»: постепенное заполнение поля выбранными цветами при правильном выполнении упражнения.

Режим предназначен для выработки навыка оптимального речевого дыхания, формирования и развития навыков артикуляции, фонации, а также для овладения просодическими компонентами речи. На всех этапах работы с использованием речи, можно осуществлять её аудиозапись во время сеанса с последующим прослушиванием.

Режим содержит несколько разделов: отработка речевого выдоха, чтение, речь, понятийное мышление. Программа позволяет создавать индивидуальные протоколы тренировочных сеансов, задавать параметры упражнений для каждой фазы тренировки, а также управлять сложностью заданий в течение всего сеанса.

Сюжет «Жалюзи (слайды)» при выполнении речевого выдоха происходит открытие картинки с надписью.

В образовательном процессе комплекс «ЛОГО» можно использовать для:

  • Диагностики функционального состояния при речевых нагрузках
  • Формирования и развитие удлиненного, плавного выдоха
  • Поэтапного формирования и тренировки новых навыков артикуляции, фонации
  • Овладения просодическими компонентами речи
  • Формирования диафрагмального речевого дыхания при дизартрии, заикании, ринолалии, дисфонии
  • Нормализации мышечного тонуса при дизартрии, заикании, дисфонии
  • Преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки
  • Купирования тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий
  • Развития и повышения стрессоустойчивости, адаптации и социализации
  • Развития высших психических функций и волевых качеств
  • Подготовки детей к школе
  • Профилактики заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов)

Купить Комплексы БОС (Биологическая обратная связь). Комфорт ЛОГО Амалтея купить Программно-индикаторный комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых нарушений, обучения саморегуляции методом ФБУ-БОС

Комфорт Лого – коррекция речевых расстройств методом биологически обратной связи (БОС)

Логопедический комплекс БОС

Комплекс БОС предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом биологической обратной связи (БОС). Используют логопеды, дефектологи, педагоги, социальные работники, психологи и др. (бос-терапия).

Читайте также:
Конструктор Мини Мастер для развитии речи детей дошкольного возраста

Видео:

  • Комплексы Биологической Обратной Связи (БОС)
  • Коррекция речи

Методическая литература:

  • Журнал “Биологическая Обратная Связь”
  • Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС.
  • БОС в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции
  • Здоровье на 5+
  • Метод БОС в восстановлении речи у взрослых пациентов после черепно-мозговых травм и .
  • Общие вопросы применения метода БОС
  • Применение метода БОС в коррекции речевых нарушений

Ссылки в интернете “БОС в регионах РФ”

Программно-индикаторный комплекс БОС регистрирует и обрабатывает одновременно сигналы частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с выделением вдоха и выдоха. Комплекс имеет речевой банк (стихи, проза), который может постоянно пополняться. На основе полученных величин обработанных сигналов ЧСС, ЧД и речевого банка программа равномерно располагает речевой материал для чтения на выдохе.

Сигналы БОС представляются на экране монитора компьютера в виде зрительных образов, изменяющихся в соответствии с вдохом/выдохом (смена слайдов, равномерное разворачивание текста и т.п.), а также в виде звуковых сигналов (пороговые включение/выключение, изменение тональности и т.п.).

Программа осуществляет одновременную обработку ЧСС и ЧД с последовательным заданием требуемых характеристик длительности вдоха/выдоха, равномерностью расположения текстового материала на выдохе и индикацией по каналам мультимедийной БОС отклонений реальных показателей от эталонных. Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс и управлять его ходом. Различные уровни сложности настроек сюжетов дают возможность адаптировать их под свои требования, начиная от выбора типа обратной связи и вплоть до создания своего собственного варианта сюжета.

Комплекс обеспечивает постоянный контроль изменений функционального состояния человека в покое и при речевых нагрузках с определением «физиологической цены» речи и изменений качества речи, а также позволяет осуществлять поэтапное совершенствование речи методом БОС.

Состав комплекса

  • Регистрационное удостоверение на медицинское изделие
  • Лицензия на производство ООО «Биосвязь»
  • Код ОКПД2 26.60.12.120 «Аппараты для функциональных диагностических исследований или для контроля физиологических параметров, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки»
  • Код вида медицинского изделия:
    • – 152680 (система биологической обратной связи)
    • – 152670 (прикладное программное обеспечение для системы биологической обратной связи)
  • Декларация о соответствии
  • «Свидетельство об утверждении типа средств измерений» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 56610 (срок действия до 15 июля 2024г.) с Приложением «Описание типа средств измерений»
  • Электронный блок регистрации частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначенный для информирования о сигналах обратной связи с помощью персонального компьютера
  • Датчик ЧСС, предназначенный для регистрации сигнала ЭКГ
  • Датчик ЧД, предназначенный для регистрации дыхательных движений брюшной стенки
  • Микрофон

Внимание! «Преобразователь (электронный блок) работает в комплексе с персональным компьютером и подключёнными к его входу датчиками с кабелями и встроенными предварительными усилителями»

Датчик ЧСС устанавливается при помощи ремня на поверхность грудной клетки. При этом руки человека остаются свободны, что позволяет избежать нежелательных артефактов при выполнении движений руками (письмо, пальчиковая гимнастика и др.).

Датчик ЧСС устанавливается на запястье. Удобно в пробных (первых) сеансах обучения, т.к. для установки датчиков не нужно оголять грудь.

Датчик ЧД устанавливается на передней брюшной стенке на обнаженном теле или поверх одежды.

Этапы формирования красивой и правильной речи методом БОС

1. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (дыхание по А.А. Сметанкину).

Осуществляется с помощью специально созданной линейки сюжетов (выстроенных от простого к сложному), имеющих особую смысловую нагрузку с учетом механизмов наиболее эффективного обучения. Сюжет «Столбик» обеспечивает понятный каждому человеку алгоритм тренируемого дыхания (увеличение пульса на вдохе и уменьшение на выдохе) через зрительную и слуховую обратную связь (БОС).

Читайте также:
Пример написания логопедической характеристики

Вдох — шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его, в ответ на увеличение величины ЧСС (БОС). Выдох — шторка на столбике опускается вниз в ответ на уменьшение величины ЧСС (БОС). Каждому положению шторки на столбике соответствует определенная тональность звукового сигнала обратной связи, который по желанию инструктора или тренирующегося может быть включен или выключен (БОС).

Программа содержит игровые сюжеты «Забор» и «Анимация», а также 470 изображений по более чем 10 темам, которые обеспечивают высокий уровень мотивации к выработке требуемого типа дыхания.

2. Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха (на основе диафрагмально-релаксационного дыхания) осуществляется с помощью специальных сюжетов с контролем по каналам обратной связи только выдоха (БОС)

Контроль выдоха осуществляется по двум алгоритмам:

  • Управление «БОС по ЧСС» (индикация выдоха происходит в ответ на текущее изменение ЧСС человека);
  • Управление «Равномерное по ЧСС» (индикация выдоха происходит равномерно во времени в соответствии с индивидуальной для каждого человека длительностью выдоха).

Сюжет «Столбик». Алгоритм – управление «БОС по ЧСС»

Сюжет «Полосы». Алгоритм – управление «Равномерное по ЧСС».

Индикация по каналам БОС только выдоха, контролируемого горизонтальным открыванием картинки, позволяет осуществлять подготовку речевого аппарата к совершенствованию и коррекции речи.

3. Поэтапное совершенствоавние и коррекция речевой функции.

Используя навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, обучаемый читает и произносит мысленно, шепотом и вслух речевой материал (звуки, слоги, слова, словосочетания), появляющийся на экране монитора в фазу равномерного речевого выдоха.

Используются сюжеты с различными алгоритмами БОС: «Открывание», «Строки», «Текст».

4. Закрепление нового сформированного стереотипа речи с целью максимальной его адаптации к использованию в повседневной жизни.

Осуществляется с помощью сюжетов «Пересказ» и «Описание», «Спонтанная речь».

Сюжет «Спонтанная речь»

Выполнение заданий по указанным сюжетам производится под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего функционального состояния человека и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.

Речевой банк составляет 2020 текстовых файла, есть возможность пополнения речевого банка материалами пользователя. Во всех речевых сюжетах есть запись звука (запись и прослушивание речи пациента, который сохраняется в виде аудиофайла вместе с результатами сеанса).

Закрепление выработанных речевых навыков в домашних условиях.

Для закрепления выработанных речевых навыков используются мультимедийные компьютерные программы, которые не требуют установки датчиков регистрации ЧСС и ЧД. Домашняя тренировка на ПО многократно повышает эффективность коррекции речи.

Первоначальный рекомендуемый набор ПО содержит:

  • Здоровое дыхание
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игра-скороговорка «Догони гепарда»
  • Игра-самоучитель «Учитель звуков»

Скачать демо-версии первоначального набора можно по ссылке.

Купить данный набор и другие ПО можно в интернет-магазине «БИОСВЯЗЬ».

Адрес офиса: г. Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 17, литера А, офис 13

Адрес для переписки: 190000, г. Санкт-Петербург , BOX 1199

Режим работы: Пн-Чт 8:00 – 16:30; Пт 8:00 – 16:00

Комплекс БОС «КОМФОРТ ЛОГО» для коррекции и предотвращения развития речевых нарушений (на 1 рабочее место) арт. АТ18733

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы
  • Задать вопрос
  • Наличие

Предназначен для немедицинского применения

Речь – драгоценный природный дар, благодаря которому человек приобщается к познанию, получает образование, достигает почета и положения, обретает любовь, дружбу, уважение. Нарушение речи, ее частичная или полная потеря наносит тяжелый удар по человеческой психике. Как правило, глубокие речевые расстройства характеризуются полиморфной клинической картиной и могут сопровождаться нарушениями в психоэмоциональной сфере, мышечными и другими дисфункциями. Поэтому коррекционные мероприятия по восстановлению речи должны носить комплексный, многокомпонентный характер. В коррекционной работы по формированию, развитию и совершенствованию речи также необходим комплексный подход.

Читайте также:
Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии - Звуки С-Ш)

Программно-индикаторный комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств представляет собой комплекс программного обеспечения психо-коррекционной и психодиагностической направленности. Полипараметрическое программное обеспечение, работающее по методу БОС, обеспечивая одновременный мониторинг нескольких психофизиологических параметров (ритма сердца, периферической температуры, мышечных реакций, дыхания), помогает сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма.

С помощью автоматизированной психодиагностики, входящей в комплекс, исследуются особенности эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка и взрослого, их динамика в процессе психокоррекционной работы.
В ходе занятий с ПО «Комфорт ЛОГО» развивается оптимальное с физиологической точки зрения речевое дыхание. Задачей курса является выработка навыка диафрагмального типа дыхания как основы речевого дыхания, а также умения управлять работой дыхательных мышц, мышц артикуляционного аппарата, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Благодаря широким мультимедийным возможностям БОС-тренинга, повышающим мотивацию к обучению у детей и взрослых, за минимально возможные сроки достигаются устойчивые результаты:
– в нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
– в формировании умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
– в овладении просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением) и звуко-слоговой структурой слова;
– в развитии сенсорных ощущений, слухового внимания, высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), креативности.

Занятия с ПО «Комфорт ЛОГО» способствуют предотвращению развития расстройств речеголосового и дыхательного аппарата, что особенно актуально для лиц речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов, дикторов, артистов, певцов). У людей, прошедших курс обучения повышаются адаптивные возможности организма, наблюдается положительная динамика общего состояния, снижается уровень тревожности, в том числе и речевой, повышается самооценка.

Программно-индикаторный комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств, предназначен для немедицинского применения и в качестве основного и вспомогательного метода обеспечивает:
– определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках, а также исследование его психологических особенностей;
– при немедицинском применении комплекс эффективен при коррекции следующих состояний:
расстройства фонации; функциональных дисфоний; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов, расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения, алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания;
– профилактику нарушений голоса и речи;
– совершенствование навыков речи специалистов речевых специальностей;
– обучение ораторскому искусству; обучение технике речи;
– подготовку детей к школе;
– развитие высших психических функций и волевых качеств;
– преодоление коммуникативных барьеров;
– формирование устойчивых навыков саморегуляции;
– общее оздоровление организма, повышение стрессоустойчивости;
– повышение адаптивных возможностей организма, улучшение социализации.

Комплекс «Комфорт ЛОГО» для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств предназначен для работы с детьми от 5 лет, подростками, взрослыми людьми. Курс обучения может успешно сочетаться с другими традиционными способами коррекции речи.

Программно-индикаторный комплекс для профилактики и коррекции речевых расстройств предназначен для немедицинского применения и рекомендован для работы:
логопедам различных образовательных и другим специалистам помогающих немедицинских профессий (коррекционно-педагогических) специальностей, детских садов разных типов и видов, центров развития ребенка, учреждений предшкольного и дополнительного образования, детских санаториев и профилакториев.

Комплектация:
1. КОМФОРТ-ЛОГО. Программно-индикаторное устройство для коррекции речевых нарушений и оптимизации психоэмоционального состояния-методом БОС (индикатор компьютерный «УСО-01» с ПО «Комфорт-Лого»).
2. Компьютерный комплекс с предустановленным специализированным программным обеспечением для логопеда.
3. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС).

Читайте также:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «КОМФОРТ» В РЕЖИМЕ «ЛОГО» ФИРМЫ «АМАЛТЕЯ» В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ, ЗАИКАНИЕМ». УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Лешуков

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «КОМФОРТ» В РЕЖИМЕ «ЛОГО» ФИРМЫ «АМАЛТЕЯ» В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ, ЗАИКАНИЕМ». УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.” — Транскрипт:

1 «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «КОМФОРТ» В РЕЖИМЕ «ЛОГО» ФИРМЫ «АМАЛТЕЯ» В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ, ЗАИКАНИЕМ». УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД I КВ. КАТЕГОРИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции «Ладо» Методический интерактивный семинар «Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск. развитие» Ощепкова О.О.

2 Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. В наше время требования мира столь высоки, что ребенку жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях. Все понимают, что важно научить ребенка ходить, сидеть, читать, считать, но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «КОМФОРТ» В РЕЖИМЕ «ЛОГО» ФИРМЫ «АМАЛТЕЯ» В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ, ЗАИКАНИЕМ.

3 Основной целью программы «КОМФОРТ» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания – диафрагмального, артикуляции, голосообразования, свободной, без избыточных психофизиологических затрат речи, понятийного мышления, речевого поведения, коррекции психоэмоционального и функционального состояния в целом.

4 Особенности речевого дыхания. Речевое дыхание представляет собой высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Речевой вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

5 Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией. Дизартрия. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

6 Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией. Заикание. Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильственными, делают заикание еще более тяжелым.

7 Виды дыхания. 1. Верхнее дыхание. Такой тип дыхания с физиологической точки зрения самый непродуктивный. Оно расточает энергию и бедно результатами. 2. Грудной тип дыхания является самым распространенным, но в то же время, дает значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы. 3. Диафрагмальное дыхание (по классификации Овсянникова) является, по результатам многих исследований, наиболее оптимальным и наиболее эффективным типом дыхания человека.

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

8 Приёмы развития речевого дыхания. Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1)Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речевого выдоха. Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно- логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

9 При диафрагмальном дыхании вдох – спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка «выступает вперед», и воздух, как бы «набирается животом». Выдох – плавный, удлиненный, осуществляется преимущественно через рот. Брюшная стенка «втягивается», а воздух, как бы «выталкивается животом». За счет вентиляции нижних отделов легких уменьшаются застойные явления в них, что приводит к снижению заболеваемости ОРЗ, бронхитам и прочим легочным заболеваниям. Также активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов брюшной полости и малого таза.

10 Кроме того, дыхательная функция связана с деятельность сердечно-сосудистой системы. Изменение ритма и частота дыхания непосредственно влияет на изменения сердечного ритма. Так называемая респираторно-синусовая аритмия (RSA) или просто дыхательная аритмия сердца (ДАС) проявляется в том, что в норме на вдохе частота сердечных сокращений увеличивается, а на выдохе – уменьшается. Именно RSA является наиболее оптимальным режимом распределения нагрузки на сердце.

11 При ключичном и грудном дыхании ритмы дыхания и сердечной деятельности не совпадают, значительно уменьшается RSA, что свидетельствует о дополнительной нагрузке на сердце. Длительное состояние перенапряжения неизбежно ведет к срыву адаптационных механизмов и развитию соматической патологии. При диафрагмальном дыхании дыхательный и сердечный ритм относительно синхронны, поддерживается хорошо выраженная RSA, следовательно, сердце работает в оптимальном режиме распределения нагрузки. Плавный длительный выдох при глубоком дыхании дает возможность нашему организму отдохнуть.

12 Вместе с тем, на глубоком диафрагмальном выдохе происходит снижение активности коры головного мозга, что приводит к снижению мышечной активности, тонуса периферических сосудов, и таким образом достигается состояние расслабления, снижаются или исчезают спастические боли. Исходя из вышесказанного, становится очевидным важность и польза обучения диафрагмальному дыханию детей с речевыми нарушениями, сопровождающимися нарушениями дыхания.

13 Компьютерная система «Комфорт»

14 Особенности построения логопедического занятия с использованием «Комфорт Лого» При постановке целей занятия и его планировании учитываются возрастные и характерологические особенности ребенка. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Необходимо учитывать, что занятие с использованием «Комфорт Лого» предполагает значительно больше времени на минут. Использование метода «Комфорт Лого» на занятии позволяет оптимально чередовать различные виды работы, сочетать режим работы и отдыха: входную диагностику можно проводить в самом начале занятия тренировочный этап диафрагмального дыхания можно проводить после артикуляционной зарядки или в любой момент занятия, когда необходимо сменить вид деятельности итоговую диагностику самочувствия ребенка можно провести в конце занятия Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно- гигиенические условия. Опыт использования «Комфорт Лого» на логопедических занятиях можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.

15 Входная диагностика Итоговая диагностика

16 Входная диагностика Итоговая диагностика

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: