Когда начинать учить ребёнка читать

В каком возрасте начинать учить ребенка читать

В наше время сложно представить себе современное общество, которое смогло бы прожить без письменности. На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.

Родители хотят привить своим детям базовые навыки как можно раньше, дать хорошую образовательную базу к школе. Остается определиться с ответом на вопрос: когда начинать учить ребенка читать?

Когда можно начать обучение

Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Также дошкольное развитие давало бы преимущества перед теми одноклассниками, кто не посещал дополнительных занятий.

Кто-то, наоборот, предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму – основной тезис таких родителей.

Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?

Чтобы понять, стоит ли заниматься ранним обучением ребенка чтению, давайте сначала рассмотрим основные плюсы и минусы таких занятий.

Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано

С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.

Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).

Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.

Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:

  • отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
  • сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
  • взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
  • появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
  • потере мотивации и желания учиться.

История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.

Развитие навыков чтения мнения специалистов

Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:

  • понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
  • умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
  • получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
  • удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).

Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне. Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей. Так как на сегодняшний день подавляющее большинство первоклассников приходит учиться уже умея читать, актуальность дошкольного образования как никогда высока.

Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.

Как развить любовь к чтению

Еще до начала обучения грамоте нужно прививать ребенку любовь к чтению. В раннем возрасте он слушает, как ему читают родители, рассматривает картинки в книге. У малыша появляются любимые персонажи сказок и рассказов. Уже в этом возрасте важно показать ему, что книга это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга. Хорошо, если окружение ребенка читающее, тогда, подражая старшим, он может сам захотеть знакомиться с литературой.

Опираясь на то, что основная форма деятельности детей это игра, обучение стоит проводить в игровой форме. Малыш будет лучше усваивать материал, не терять концентрацию во время занятия, избежит стресса, так как занятие для него будет иметь развлекательный характер.

Приоритетная задача не отбить у детей потребность в познании нового, сохранить их мотивацию, добиться проявления инициативы в ходе занятия. Если Вам удастся заинтересовать малыша книгами, то в дальнейшем процесс обучения чтению будет проходить проще и с удовольствием.

Читайте также:
Родителям будущих школьников о значении речевого развития

Также есть важный нюанс, который редко учитывается родителями: необходимо правильно подобрать программу для обучения Вашего ребенка, чтобы он занимался эффективно и не терял мотивацию в процессе.

Выбор правильной методики обучения

Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки. Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги. Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.

Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка. Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь. Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения. При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.

Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.

Минусы самостоятельного обучения детей чтению

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.

Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество. Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению. Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

Когда начинать учить ребёнка читать

Давайте остановимся на тех вопросах, с которыми сталкиваются родители, приступая к процессу обучения своего малыша чтению.

Бесплатные занятия с логопедом

Сложно представить себе современного человека, не обученного грамоте. Более того, современные требования к школьникам значительно возросли по сравнению с концом ХХ века. Общая тенденция такова, что более 90 % будущих учеников школ уже умеет читать. И, если еще два-три десятилетия назад более 50 % детей обучались чтению и письму за школьной партой, то теперь обязанность научить кроху грамоте полностью легла на родителей.

Современные мамы и папы больше не задаются вопросом: «Должен ли ребенок уметь читать до школы?» Все они задают себе уже иной вопрос: «В каком возрасте необходимо приступать к обучению ребенка чтению?» А приступив к процессу, родители с ужасом узнают, что методик, которые можно использовать для обучения малыша грамоте довольно много

Еще больше различного «учебного материала». «Азбуки» и «Буквари» на любой вкус, рабочие тетради, журналы, игрушки. Охватить весь перечень товаров для образовательного процесса вряд ли кому-то удастся.

Давайте остановимся на тех вопросах, с которыми сталкиваются родители, приступая к процессу обучения своего малыша чтению.

В каком возрасте необходимо начинать учиться читать?

Споры относительно данного вопроса не утихают. Сторонники раннего развития придерживаются мнения, что ребенок должен уметь читать уже в 3 года. Оппозицию составляют родители с «традиционными» взглядами, придерживающиеся мнения, что в столь раннем возрасте малыш еще не готов к обучению, и сроки необходимо перенести до исполнения ему пяти-шести лет.

Однако, как уже говорилось, большинство родителей сходятся в одном — ребенок должен уметь читать еще до школы. То есть возраст 7 лет может быть использован в качестве «крайнего срока» начала обучения. После поступления в школу малыш уже волей-неволей приступит к освоению грамоты.

Почему еще до школы?

Могут ли требовать педагоги от ребенка, поступающего в 1 класс умения читать? На самом деле нет.

Нет ни одного нормативного акта, которым бы было прописано, что ребенок обязан уметь читать до школы.

Отказать в принятии малыша в учебное заведение по причине неумения читать вам просто не могут.

Однако есть небольшой нюанс: по окончании первого полугодия у детей уже проверяют скорость чтения. В зависимости от программы, применяемой в школе, существует два варианта требований: либо малыш должен читать не менее 10-15 слов в минуту, либо при более сложной программе — не менее 20-25 слов в минуту. В конце учебного года ребенок должен удвоить данный показатель.

Родители, которые уже пытались обучить ребенка чтению, понимают, что за полгода достигнуть даже самых низких показателей достаточно сложно и, чтобы у первоклассника не возникало проблем и чувства неуверенности, целесообразно начинать обучение чтению хотя бы за год до предполагаемого поступления в школу.

Таким образом, реалистично оцениваемая «верхняя граница» начала обучения чтению «сдвигается» до 6 лет для детей, которые пойдут в школу в семилетнем возрасте и до 5 лет для тех из них, кто планирует поступать в учебное заведение раньше.

Читайте также:
Не пора ли к логопеду?

«Идеальный возраст» в традиционной системе и методики раннего развития

Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.

Однако стоит оговориться, что в данном случае речь идет о «традиционных» методиках обучения чтению. И по отношению к ним есть и четкие требования относительно «нижней границы».

Как понять, что ребенок готов читать?

Так, обучая ребенка по традиционной методике нельзя начинать ранее, чем кроха будет готов. Определить, что пора знакомиться с буквами можно по следующим критериям:

  • малыш уже достаточно хорошо говорит;
  • произносит практически все звуки;
  • имеет приличный словарный запас;
  • проявляет интерес к словам и буквам, интересуется книгами.

Таким образом, начитать обучению малыша чтению традиционным методом до 4 лет попросту нецелесообразно. Однако это вовсе не означает, что сторонники раннего развития абсолютно неправы.

Дело в том, что при раннем обучении чтению задействуются совсем иные механизмы, нежели в традиционной системе, и умение читать становится таким же естественным навыком, как умение говорить. Минусом же такого подхода является невозможность начать в любой момент. Так, многие родители отмечают, что обучение грамоте «по Даману» дает хорошие результаты, только если занятия начались еще в возрасте года и ранее.

Что необходимо знать родителем, прежде чем учить ребенка читать?

Прежде чем приступать к обучению малыша чтению стоит определить для себя, что же является первостепенным: непосредственно обучение ребенка чтению или раннее развитие крохи, в рамках которого будет происходить знакомство с грамотой. От этого будет зависеть избранная методика.

Помимо этого необходимо четко представлять себе конечный результат. Ведь умение читать это достаточно общее понятие. Даже взрослые читают с разной скоростью, вслух и про себя. И уровень восприятия у них также разнится.

Ориентируйтесь на школьные требования

Целесообразно при обучении чтению исходить из тех требований, которые применяются уже в школе. В зависимости от того, как достигаются поставленные цели, в процесс обучения будут вноситься коррективы.

Так, чтобы эффективно обучаться в школе к 6-7 годам ребенок должен уметь слышать и называть звуки, входящие в состав слова. Увы, современная школьная программа использует именно фонетический метод и деткам после методик раннего развития все равно потребуется некоторый период «адаптации» перед первым классом.

По этой же причине изучайте буквы, когда бы это ни происходило, и что бы ни предписывала методика, не по их полному названию («бэ», «вэ», гэ«), а по соответствующему звуку. Так малышу легче дастся фонетика и побуквенное чтение.

Вне зависимости от используемой методики, как только кроха начинает читать механически достаточно бегло, стоит переходить к следующему этапу: понимание смысла прочитанного. Сначала можно перечитывать текст после ребенка и задавать вопросы, а когда малыш сам станет читать достаточно гладко — просить его найти ответы в тексте и даже пересказать.

Сделайте процесс обучения максимально простым

Необходимо переходить от простого к сложному. Если избрана традиционная методика обучения, то стоит начать с гласных букв. Они легче даются детям и проще запоминаются. Такие буквы можно пропевать, чтобы ребенок быстро и без усилий мог их освоить.

Когда гласные буквы освоены, начинайте постепенно знакомиться с согласными буквами, одновременно переходя к слогам с уже пройденным звуком. Так к моменту завершения изучения алфавита ребенок уже будет уметь складывать буквы в слоги и даже понимать принцип составления таких простых слов как «мама» и «папа».

При начале чтения по слогам целесообразно подбирать тексты, состоящие из коротких предложений с небольшими двусложными словами, например: «каша», «шина», «мама».

Когда малыш освоится с подобными заданиями — пора переходить к более сложным текстам. В них могут встречаться многосложные слова, труднопроизносимое сочетание звуков и шипящие буквы. К чтению стихов необходимо приступать не раньше, чем ребенок начнет читать практически целыми словами.

Подбирайте пособия в соответствии с возрастом ребенка

Вы можете купить замечательный «Букварь», разработанный ведущими педагогами, но если ребенок попросту не дорос до того, чтобы сидеть с учебником и методично складывать слоги, книга так и останется лежать на полке.

Если крохе еще нет 5 лет — букварь, вероятно и вовсе будет не нужен. Лучше использовать кубики, карточки и просто буквы из различных материалов.

Как выбрать «Азбуку»?

При достаточном количестве «учебных пособий» можно обойтись даже без «Азбуки». Если же принято решение ее купить, так же ориентируйтесь на возраст ребенка:

  • Для ребенка раннего возраста (2-3 года) желательно подбирать книгу без картинок. Такому малышу еще очень сложно сосредоточиться, поэтому рисунки скорее будут отвлекать. Достаточно крупного изображения букв. Стоит обратить внимание и на написание букв: в них не должно присутствовать излишних отвлекающих элементов. По этой же причине такому крохе лучше подбирать книги без незнакомых ему ассоциаций.
  • Ребенку 3-4 лет хорошо подойдет «Азбука», позволяющая пользоваться ассоциативным мышлением. В этом возрасте еще достаточно сложно сопоставлять звуковое звучание слова с определенными предметами (например, «б» — барабан, «п» — пирог). Намного легче обучение пойдет, если он будет ассоциировать буквы с уже знакомыми предметами по их начертанию (например, букву «д» с домом, букву «п» — с воротами).
  • Детям 5-6 лет, напротив, уже легко даются фонетические формы. Кроме того, в детском саду именно к этому возрасту воспитатели во время занятий начинают делать уклон в пользу фонетического разбора слова, и «Азбука» может быть использована соответствующая.

Как превратить обучение чтению в удовольствие?

Со школьных лет у нас в голове отложился постулат: «учеба — это тоже работа». Она требует усидчивости, внимания и упорства. Поэтому одной из основных ошибок родителей при обучении малыша является отношение к процессу как к обязанности, как своей, так и ребенка.

Избавьте малыша от обязательств. Дошкольник еще к этому не готов, ему хочется играть, он познает все через игру. А обязательность «уроков» отобьет у него всякое желание читать в дальнейшем. Вам же, необходимо привить ему любовь к чтению или по крайней мере, не вызвать ассоциации: «книга — скучная обязанность».

Вот несколько рекомендаций, которые помогут не только научить малыша читать, но и привить ему любовь к печатному слову:

  • Не навязывайте крохе конкретную «программу обучения». Сейчас это игра, а в ходе игры, как известно, правила могут быть изменены. Предлагайте малышу разнообразные занятия с буквами и словами и наблюдайте, какие из них ему по душе.
  • Меняйте, пособия и игры в соответствии с возрастом крохи.
  • Что бы ни предполагала избранная методика, старайтесь максимально задействовать все органы восприятия малыша. Путь кроха рисует буквы, лепит их, слушает и пропевает, выкладывает из мозаики и просто видит вокруг. Это облегчит процесс запоминания и позволит разнообразить игры.
  • Если ребенок отказывается от занятий — не настаивайте. Вы же не заставляете его играть в мяч или догонялки. Вернитесь к обучению, когда кроха снова проявит интерес.
  • Покупайте «бумажный мусор». Далеко не всегда то, что кажется интересным взрослому, увлекает ребенка. Современные дети смотрят совсем другие мультфильмы, у них свои любимые герои, отличные от взрослых ценности. Если кроха просит приобрести детский журнал — не отказывайте ему. Чтение должно вызывать у малыша приятные ассоциации, а короткие тексты комиксов как нельзя лучше подходят для первых попыток самостоятельно разбирать написанное.
  • Не отказывайте малышу в удовольствии слушать сказки от вас. Вопреки ожиданиям это не «заставит» ребенка читать, а может произвести совершенно противоположный эффект. Крохе будут сложно даваться большие объемы, а отказ от чтения вслух он может воспринять как «нелюбовь», ведь совместное чтение дает крохе ощущение тепла, защищенности и заботы со стороны взрослого, вызывает массу приятных эмоций и только способствует появлению любви к книге.
  • Не будьте слишком навязчивы. Можно предложить малышу прочесть, что-то сверх регулярных игр и занятий, но если кроха не проявляет энтузиазма, не стоит снова и снова предлагать разобрать вывеску или объявление во время прогулки.
Читайте также:
Скоро в школу - готова ли речь вашего ребенка к школе

А самое главное — читайте сами, ведь только личный пример сможет показать что книга — лучший друг.

Когда учить ребенка читать?

Янина Жураковская
Когда учить ребенка читать?

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу

А можно взять и почитать!

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни. Первый шаг к этому – умение красиво, свободно говорить. Второй – умение грамотно читать и писать.

Говорить ребенок учится в живом общении с взрослыми, слушая их речь и подражая ей. Если у него нет серьезных проблем в развитии,то этот процесс проходит незаметно: ребенок «берет» образец из речи окружающих и начинает активно его использовать. И часто, когда логопед спрашивает родителей, как они развивали речь ребёнка,те отвечают: «Ничего особенного не делали. Говорили много, не сюсюкали, песенки пели, книжки читали, чуть ли не с пеленок… играли много… потом начали стихи учить… он сам и научился…»

Навыки чтения и письма, с другой стороны, не возникают «сами собой». И сколько же порой времени и терпения нужно, чтобы научить малыша читать!

«Лиза в четыре года читала, а с Сашей бьемся уже два года, только воз и ныне там. Буквы все давно знаем, слоги читаем, а как берем слова – так сразу стоп, остановка…»

«Мы в буквы с трех лет играть начали – пели, рисовали. Потом стали в слоги складывать, а ничего не получается. Буквы по одной называет, но вместе прочесть не может. Как нам быть?»

«В логопедическую группу нас не взяли: сказали, что у Катюши с речью все в порядке. Но сейчас там ребята уже вовсю читают, а наша по-прежнему ни «бэ», ни «мэ». Пошли в «обучалку» на занятия по кубикам Зайцева – бесполезно, Катя не понимает ничего. Что делать?»

Перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребёнка,неизбежно встают два вопроса: КОГДА учить? И КАК учить?

КОГДА УЧИТЬ?

Существуют различные мнения о раннем обучении чтению. Многие родители считают: чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики, пишут слова на карточках и показывают их годовалому малышу, играют с двухлеткой в кубики Зайцева или шершавые буквы Монтессори.А в неудачах винят только себя: дескать, отступили от методических канонов.

В свою очередь, логопеды, дефектологи, психологи нередко высказываются против раннего обучения чтению. В частности, психологи обращают внимание, что детишкам, которых слишком рано начали учить читать, бывает трудно вписаться в детский коллектив. Не потому, что они интеллектуально «выше» сверстников – просто у них не сформированы навыки общения. В то время, когда эти навыки должны были развиваться,мозг был занят другим делом: учился грамоте. Логопеды отмечают, что малыши, которых научили читать рано, читают,не понимая смысла: складывают буквы-картинки правильно, но не могут передать смысла прочитанного. Более того, эти дети нередко говорят хуже своих сверстников! Им тяжело даются самостоятельные рассказы, они неправильно изменяют слова (много помидоры, два уши, заменяют сложные предлоги простыми (ложка упала от стола, собака вылезла из крыльца) и т. д. Причина всёта же: в то время, когда малыш должен был учиться говорить, его учили читать.

Безусловно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать, и постоянно приставали к родителям с вопросами «А здесь что написано?», «А это какая буква?». В этом случае, чтение было собственной задачей ребенка, и не мешало развитию речи и психики.

Идти вслед за реальным развитием малыша. Однозначного ответа, в каком возрасте учить ребенка читать, нет. Одни дети, действительно, в три года уже готовы к штурму азбуки, у других грамота «не пойдет» и в пять-шесть лет.

Психологи и логопеды выделяют несколько признаков готовности к обучению грамоте:

1. Сначала учимся говорить, потом – читать.

Надежность, долговечность, стабильность любого здания зависит от его основы – фундамента. Для чтения и письма таким фундаментом является устная речь. Обучая грамоте малыша, который ещё не умеет говорить, взрослые «забирают» часть камней, приготовленных для фундамента. В таких условиях, во-первых, прочный навык чтения не возникнет, и, во-вторых, устная речь может развиваться с задержкой.

Читайте также:
3 года ребенок не говорит

Пока ребёнок не говорит предложениями, обучение чтению начинать не стоит.

2. Уметь слышать и различать звуки.

Вторым признаком готовности к обучению грамоте являются развитый фонематический слух и навыки звукового анализа. Это означает, что ребенок хорошо узнает и различает звуки родного языка, определяет звуковой состав слова. Например, он без труда определяет, что слово «лук» похоже на слово «жук», выделяет общий звук в словах «мышка, сумка, дом», может подобрать слова, которые начинаются со звука С.

3. Правильно говорить.

У ребёнка не должно быть серьезных логопедических проблем. Если есть недостатки устной речи, они проявятся и в письменной. Ребенок, который заменяет звук Р на Л, прочитает «рама», «рак», как «лама», «лак». Смешивая С и Ш, Ч и Щ в устной речи, он станет путать их и в письменной. При нарушении слоговой структуры – будет искажать читаемые слова, сокращать их, переставлять слоги и т. д.

4. Ориентироваться в пространстве.

В русском, как и в других европейских языках, принят порядок чтения слева направо. Малыш должен читать именно так, и никак иначе. Если пространственная ориентировка нарушена, ребята могут читать слова с конца, а строку – справа налево, путать похожие буквы (Е – Э, Э – С, Р – Ь, Н – П и т. д., писать буквы не в ту сторону – «зеркалить».

КАК УЧИТЬ?

Итак, ребёнок готов к обучению чтению…И возникает новый вопрос: КАК его учить?

Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Россию в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.

Я не буду рассуждать о плюсах и минусах, которые есть у каждой методики. Все дети разные. Чтобы научить, нужно понять, что требуется этому конкретному ребенку. Методика, которая будет понятна одному малышу, другому может оказаться недоступна, просто потому,что он другой: физик, а не лирик.

Мои предпочтения отданы классическому звуковому (или букварному) методу. Сегодня его нередко называют морально устаревшим (а, правильнее, сказать не модным,но вот парадокс: большинство родителей и педагогов, перепробовав передовые методики, так или иначе возвращаются к букварю. Звуковой метод не обещает быстрых результатов и его нельзя назвать легким. Беглое чтение дети освоят только после длительных тренировок. Но, на мой взгляд, именно этот метод позволяет сформировать у ребятишек то, что нам нужно – прочный навык чтения.

Каковы преимущества звукового метода?

Во-первых, он прост для родителей, и не требует особой подготовки и теоретических знаний.

Во-вторых, звуковой метод позволяет учить детей в любом месте – и дома, и в детском саду, на прогулке, во время поездки в транспорте.

В-третьих, с этим методом результат гарантирован. Медленно, но верно – сказано именно о нём. Ребенок, начавший знакомство с грамотой с изучения звуков, не будет испытывать трудностей в школе. Он легко справится и с фонематическим разбором, и с выделением гласных и согласных звуков, с делением слов на слоги при переносе.

В-четвертых, согласно данным исследований, именно звуковой метод наиболее органично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка.

Почему? Попытаюсь ответить.

В основе чтения лежит звуковой анализ и синтез. Даже про себя люди читают слова по буквам – то есть, чтобы понять, какое перед нами слово, мы вычленяем буквы, а затем складываем их в слова. Этот процесс происходит очень быстро, почти мгновенно, и кажется, что слово воспринимается целиком.

Таким образом, звуковой метод обучения чтению дает ребенкусамому совершить очень важное открытие: понять, как буквы соединяются в слоги, а слоги – в слова.

Во многих языках связь между буквами и звуками весьма сложна. Во французском, английском языках многие слова читаются не так, как пишутся.У англичан даже поговорка есть: «Пишешь Ливерпуль – читай Манчестер». Кроме того, английская грамматика существенно отличается от русской.Русский скажет: молодой, молодая, молодое, молодому, молодые.Англичанин скажет: young во всех случаях. Правила чтения могут зависеть от порядка букв и их сочетаний, а могут не зависеть – и ребенку просто нужно запомнить, как читается слово. Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, которые предлагают заучивать целостный образ слова (в частности, метод Глена Домана).

Для русского языка данный метод не подходит. В русском большинство слов читается так, как пишется. Конечно, если слова, которые в школе называют «словарными»«дорога» вместо «дарога», «солнце» вместо «сонце», облик которых нужно просто запомнить. Но если даже мы прочтём слова так, как они написаны, это не будет ошибкой и смысл слова не изменится.

Кому подходит звуковой метод?

Легче, наверное, сказать, кому он не подойдет. Звуковому методу уже более 150 лет. По букварю учили читать нас, наших родителей, дедушек с бабушками, и прадедушек с прабабушками. Это ли не показатель успешности?

Для раннего обучения чтению звуковой метод не подходит: его материал достаточно сложен. Готовность к чтению, о которой уже говорилось, формируется только к 3,5 – 4 годам. Предложи вы двухлетке «поймать звук» или «подружить буквы» – он просто не поймет, что от него хотят. Да и четырехлеткам придется приложить определенные усилия, чтобы, к примеру, закончить слово по известному началу, найти потерянную букву или переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

Ребенку придется пройти длинный путь, чтобы понять, как буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Довольно долго он будет читать слова по слогам, медленно и с ошибками. Кроме того, техника чтения и понимание смысла прочитанного – две разные вещи. Чтобы малыш научился выполнять эти задачи – читать и понимать – одновременно, нужно время. И не стоит ждать от него беглого чтения раньше пяти лет.

Читайте также:
Как научить ребёнка быстро запоминать стихи и рассказы

Существует также мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. В его основе лежит звуковой анализ, за который и отвечает левое полушарие. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. Если обучение грамоте по звуковому методу идет с трудом, возможно, у ребёнка является ведущим правое полушарие. В этом случае ему легче воспринять и запомнить слово или слог целиком – как образ, а не как единство составляющих его частей. И учить читать его нужно по-другому.

Приятного Вам обучения чтению!

«В гостях у сказки» МБДОУ «Детский сад № 305» Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Библиотека» составила:.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе НОД в подготовительной группе по обучению грамоте и развитию речи “Фея Грамота и Звукомор” Программное содержание: -Развивать умение проводить.

Во сколько лет ребенок должен уметь читать

Умение читать – один из базовых социальных навыков человека. Без него невозможно получать и передавать информацию, потому такое умение должно быть развито у каждого человека. Современные родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения он уже имел некоторую базу знаний. Так когда ребенку нужно начинать заниматься в этом направлении?

Содержание:

Когда начинаем

У специалистов нет единого мнения по поводу раннего обучения детей чтению, нет его и у родителей. Кто-то считает, что ребенок должен получить базовые навыки чтения еще до поступления в школу: это позволит легче адаптироваться к образовательному процессу. Другие уверены, что научить малыша читать должен учитель в 1 классе, так как излишне раннее начало учебы вредно для детей: пусть они пока наслаждаются детством.

Слишком раннее обучение – почему это вредно

Развитие когнитивных способностей ребенка проходит по некоторым закономерностям, определенными этапами, изменять его или ускорять нежелательно, а часто и вовсе невозможно. До пяти лет дети мыслят образно – картинками, а воспринимать информацию в виде букв, цифр или других знаков им трудно. И даже поняв общий принцип чтения, маленькие ученики читают, но не могут понять суть написанного.

Раннее обучение чтению может привести к проблемам со здоровьем:

  • излишнему мозговому напряжению;
  • несвойственному притоку крови к полушариям мозга;
  • зрительному перенапряжению.

Усиленные занятия могут разбалансировать развитие разных видов мышления у ребенка: упор будет сделан на логическом, а образное будет «заброшено». Да, ребенок станет лучше запоминать, говорить, анализировать, логически мыслить, но развитие правого полушария будет замедлено, а ведь оно отвечает за не менее важные мечты, эмоции, понимание музыки и цвета. Эмоциональное развитие малыша будет несколько приторможено, и в старшем возрасте это может откликнуться серьезными проблемами в виде:

  • отсутствия способности сопереживать окружающим;
  • сложностях с корректным пониманием своих эмоций;
  • невозможности определить свои сильные и слабые стороны;
  • трудностях с пониманием собственных и общественных ценностей;
  • замкнутости и неуверенности.

Известно, что многие вундеркинды развиты с самого раннего детства, но чаще всего, взрослея, они не имеют счастья и мало приспособлены к реалиям окружающего мира. Потому важнее вырастить из ребенка социально приспособленного человека, чем научить его читать слишком рано.

Что говорят специалисты

Психологи, психофизиологи и другие специалисты рекомендуют начинать учить дошкольника читать не ранее, чем ему исполнится 5 лет, но при этом он должен быть готов к обучению. Об этом говорят:

  • внятная правильная речь без речевых дефектов;
  • корректное восприятие текста на слух;
  • способность объяснить значение того или иного слова;
  • умение строить связные логичные предложения;
  • способность кратко пересказать сюжет мультфильма или сказки, описать свой день;
  • возможность концентрироваться на какой-то деятельности, например, рукоделии.

    Здоровый ребенок в пять лет обычно обладает всеми этими навыками. И в этом возрасте пора знакомиться с буквами и звуками, тогда к моменту поступления в 1 класс ребенок освоит чтение на достаточном уровне.

    Можно ли привить любовь к чтению

    Мало научить ребенка читать – ему еще нужно привить любовь к этому занятию. Рассматривайте любимые книги и читайте их, изучайте иллюстрации, знакомьтесь с приключениями персонажей. Важно, чтобы старшие члены семьи показали малышу, что чтение – это удивительная познавательная возможность, а не постылая повинность. Полезным будет, если ребенок видел в своем близком окружении людей с книгами, тогда он, подражая им, сам захочет окунуться в мир литературы.

    Первые уроки чтения следует проводить в формате игры: так материал будет усваиваться ребенком легче и лучше, малыш не будет успевать терять во время занятия концентрацию внимания, избежит стрессовых переживаний.

    Выбираем методику обучения

    Методик, позволяющих научить ребенка читать, сегодня множество, важно выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

    Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором). Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам.

    Немало методик основано на использовании кубиков или табличек. Они удобны и интересны, но часто подвергаются критике со стороны школьных учителей. Считается, что такое обучение пропускает очень важную составляющую – базовое знакомство с алфавитом.

    Самые известные из таких методик:

    • кубики Зайцева – упор делается на составление слогов из отдельных букв и слов из слогов, понимание гласных, глухих и звонких, твердых и мягких согласных.
    • кубики Чаплыгина – обучение не только позволяет составлять слоги и слова, но и развивает мелкую моторику, а это благотворно скажется на общем развитии ребенка;
    • карточки Глена Домана – учеба основана на использовании зрительной памяти: слоги и слова напечатаны на карточках, и ребенок запоминает их написание;
    • «Складушки» Воскобовича – 21 карточка со слогами, из которых можно строить домики с целыми словами.

    Методика Монтессори – еще один известный вариант обучения. Малыши сначала осваивают письмо, потом переходят к знакомству с буквами, а затем учатся читать слоги.

    Есть ли минусы у домашнего обучения чтению

    Отсутствие системности – основная проблема самостоятельных уроков по обучению чтению. Кроме того, дома родители обычно пропускают такую важную часть занятий, как звуковой разбор слова, также у ребенка могут возникнуть сложности с разбивкой слов на слоги. Эту ошибку исправить впоследствии бывает непросто, потому лучше сразу поручить профессиональному педагогу обучать ребенка грамоте. Это может быть как частный репетитор, так и преподаватель подготовительных курсов перед первым классом – такие занятия сегодня проводятся буквально в каждой школе.

    Читайте также:
    Что такое фонематический слух и как его развить

    Несколько важных деталей

    Если вы решили обучать ребенка чтению дома, важно придерживаться нескольких правил. Вся учеба должна быть построена по принципу «От простого к сложному», то есть сначала нужно выучить буквы и звуки, затем их можно начинать составлять в слоги и только потом переходить к целым словам. Применяйте изученный материал на практике: ищите знакомые буквы на вывесках во время прогулки, пишите их на песку или на снегу, лепите их из пластилина, выкладывайте из бусинок.

    Для занятий нужно обустроить уголок с удобным стулом и столом либо партой, правильным освещением. Первые уроки не должны длиться дольше 10-15 минут, не нужно допускать переутомления ученика. После окончания их следует навести порядок на рабочем месте, убрать за собой книги и учебные принадлежности.

    Уроки должны проходить регулярно, однако нехорошей идеей будет проводить занятие, если ученик более или находится в плохом настроении. За каждое учебное достижение малыша обязательно нужно похвалить.

    «Кому-то и в десять рано»: когда и как учить ребёнка читать. И какие ошибки можно совершить

    Детское чтение сегодня — повод для гордости тех родителей, чьи дети уже этот навык освоили, и для беспокойства — в семьях, где ребёнок все ещё (в три, пять, восемь лет) не читает. Вместе с Анной Рапопорт, педагогом и экспертом, специализирующимся на чтении, разбираемся, в каком возрасте надо учить читать, как это делать и надо ли паниковать, если ребёнок не начал читать до школы.

    В каком возрасте надо учить детей читать

    Нет универсального ответа на вопрос «Когда надо учить читать?»: это делают, когда ребенок готов. Намного сложнее и важнее понять, когда именно он созрел. И здесь снова нет единой цифры — кто-то готов в четыре года, а кому-то и в десять лет рано. Есть три момента, на которые нужно обратить внимание:

    1. Ребенок знаком с понятием письменной речи.
    2. Он различает письменный и устный текст. Понимает, что то, что он говорит и то, что пишет — связано, но в то же время это разные вещи.
    3. Мотивация: ребенок хочет овладеть письменной речью: создавать её (писать) и воспринимать (читать). Потому что чтение — это общение, которое возможно только при желании понять собеседника в лице текста. Когда нет мотивации читать, все попытки заставить ребенка будут провальными, и возраст здесь ни при чем.

    В обязательном порядке учить ребенка читать до школы не нужно: большинство школьных программ предполагают реализацию этой задачи в первом классе. Именно к этому моменту у ребенка появляется такой уровень абстрактного мышления, что он в состоянии отличить букву от звука.

    Учить ребёнка читать до школы надо только тогда, когда он хочет этого сам, проявляет интерес. По какой методике — каждый выбирает сам. В вальдорфском стандарте дети рисуют буквы, повторяют их и через письмо приходят к чтению. В Монтессори это подвижные алфавиты, карточки для чтения. Единственное, от чего стоит отказаться при обучении чтению, — это от букварей, в которой букве соответствует какая-то картинка («О»-«Обезьяна»). Изображения чаще сбивают с толку — ребенок не всегда правильно определяет место звука в изображенном слове. Да и слышим мы не то, что пишем (в начале слов «обезьяна», «очки» мы слышим звук [а]). Многие профессионалы сегодня отказываются от использования таких инструментов.

    Самый простой способ научить ребенка читать — подписывать его рисунки. Его имя — это первое слово, которое он произносит, видит, хочет писать и читать. Покажите ребенку, из каких букв складывается его имя, что они обозначают: это уже будет путь к чтению.

    Ошибки родителей при обучении детей чтению

    Первая и главная ошибка — принудительно обучать ребенка читать, но не создавать для этого условий дома. Дети копируют взрослых, поэтому если родители привыкли проводить вечер за компьютерными играми, в доме нет библиотеки или она не используется, нет смысла ожидать, что ребенок будет любить книги. У него нет положительного примера чтения, соответственно нет интереса. Надо, чтобы книги не просто покрывались пылью на домашних полках, но и активно использовались, чтобы в семье о них говорили. И школа здесь не поможет.

    Вторая ошибка — заставлять детей читать то, что им не интересно. Лучший способ сформировать мотивацию к чтению — искать то, что понравится вашему ребёнку. Нравятся динозавры? Подберите соответствующие художественные, научно-популярные книги, стихи.

    Техники и пособия в помощь родителям

    Если ребенок готов психологически, в первом классе он научится читать без проблем. К концу четвертого класса дети без всякой помощи родителей, только благодаря образовательной программе, так или иначе могут читать. Со стороны семьи нужна помощь в создании мотивации, желания читать. И здесь отлично работает формирование традиций: каждый день ребенок имеет условные полчаса-час на чтение вместе с взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой) вслух.

    Домашние чтения строятся на трех принципах:

    1. Подбирать книгу ребенку по силам. Условно, в три года «Волшебника Изумрудного города» понять будет сложно. Происходящие в истории события не умещаются в сознании. Так же как и «Гарри Поттер», скорее всего, не будет оценен дошкольником: для его чтения нужно самому получить похожий опыт попадания в новую среду.

    2. Выбирать разные книги. И художественные истории (сказки, рассказы), и стихи, и научно-познавательные — рассказы про животных, природу и дальше соответственно интересам ребенка.

    3. Интерактивность. Делайте спектакли по книгам, ходите в театр на постановки по прочитанным произведениям. Все, что можно придумать вокруг книги, чтобы она входила в жизнь ребенка, вдохновляла, стимулировала жить в ней и дальше.

    Можно также использовать и сторонние ресурсы: интерактивные образовательные площадки с курсами, сайт PapMamBook, где есть раздел «Я читаю детям» — там размещаются статьи именно для родителей, который хотят привлечь детей к чтению. Новый курс «Учи.ру» «Чтение» для детей 5-8 лет тоже помогает освоить буквы и слоги, развить навыки восприятия текста, научиться понимать его смысл.

    Читайте также:
    Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

    Чтение и логопедические проблемы

    Овладеть чтением ребенку могут мешать нарушения речи и её понимания — дисграфия и дислексия. Но эти проблемы невозможно выявить самостоятельно, надо обращаться к специалисту — психологу, нейропсихологу. А значит, и помогать таким детям будет специалист. Существует множество методик обучения чтению для детей с дисграфией и дислексией, но в первую очередь нужна коррекция причины нарушения — проблем с мозговым кровообращением, патологиями позвоночника, психологическими травмами. Только после этого идет работа над чтением.

    Конечно, чтение необходимо для учебы, но на минимальном уровне. И на этом уровне можно научить читать абсолютно любого ребенка, даже с дислексией. Намного сложнее сделать так, чтобы чтение стало любимым занятием. Но эта задача обязательна не для всех — возможно, ребенок воспринимает мир через образы, а не буквы. Это не значит, что он будет менее образован или хуже воспитан. Не все должны любить Толстого и Достоевского и знать наизусть тонну стихотворений — это не цель образования и не цель обучения чтению.

    Полюбить чтение, познакомиться с буквами, слогами и словами, научиться анализировать тексты и «пользоваться» ими поможет новый курс «Чтение» от «Учи.ру». Он предназначен для детей 4-8 лет и подходит даже тем, у кого русский — второй язык. Ребенок может самостоятельно, без взрослых, проходить задания: по увлекательному пути его ведут персонажи курса. Уроки с буквами и чтением по слогам уже доступны зарегистрированным пользователям «Учи.ру», база будет регулярно пополняться.

    Иллюстрации: Shutterstock (oriol san julian)

    «Играем пальчиками – развиваем речь».
    консультация ( класс) на тему

    В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konsultatsiya.doc 51 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Играем пальчиками – развиваем речь».

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

    От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

    которые питают источник творческой мысли».

    В. А. Сухомлинский

    Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

    Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

    В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

    Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

    А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите Вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами – шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

    В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

    На пятом году жизни постепенно определяется «лидерство» одной из рук: правой или левой, именно эта рука берет на себя выполнение большей части работы. Одновременно с этим еще большее значение приобретает синхронная работа рук. Синхронизация движений имеет важное значение для стабилизации психофизических процессов организма. Неменьшую ценность имеет работа, основанная на поочередном выполнении движений (левой, правой рукой). Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности ребенка, а значит, заслуживают особого внимания. Самомассаж пальцев улучшает тонус и кровообращение мышц кисти, стимулирует активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами (речи, мышления и т.д.). Важную роль играют упражнения на развитие более точного движения рук под контролем зрения в схеме «глаз – рука». На совершенствование такой координации работает равномерное приложение мышечных усилий к пишущему инструменту в течение определенного отрезка времени. Данные упражнения активизируют зрительно-моторную координацию, подготавливают руку ребенка к овладению графическими навыками.

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторагодовалом возрасте детям даются боле сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

    Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

    Сорока-Белобока кашку варила,

    Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

    При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

    Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

    «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

    «Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. При хорошей фантазии родителей можно придумывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо нарушения (заикания и т.п.).

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

    Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

    Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

    Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

    У малыша развивается воображение и фантазия.

    Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой моторики рук в свободной деятельности:

    1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

    2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

    3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

    4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

    5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

    6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

    7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

    8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

    9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

    10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

    11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

    12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

    13. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

    14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

    15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

    16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

    Предлагайте ежедневно такие игры.

    Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

    • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

    • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

    • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

    Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Играем пальчиками и развиваем речь

    Знакомство родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных классов с пальчиковыми играми, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корк.

    Конспект родительского собрания «Играем пальчиками и развиваем речь» 2 младшая группа

    «Играем пальчиками и развиваем речь» 2 младшая группа.

    Играем пальчиками и развиваем речь

    Развитие сенсорики и речи у ребенка.

    Мастер-класс учимся играя “Играем пальчикам – развиваем речь”

    Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике.

    Играем пальчиками, развиваем речь. Презентация.
    Консультация для родителей “Помогаем пальчиками развивать речь”

    Консультация для родителей «Помогаем пальчиками развивать речь».Зачем нужна пальчиковая гимнастика?Пальчиковая гимнастика имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Она позволяет в.

    Мастер-класс для родителей “Играем пальчиками – развиваем речь”

    Мастер-класс нацеленный на ознакомление рожителей с упаржнениями и играми, направленными на укрепление звуков, развитие мелкой маторики для коррекции речи.

    25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет

    Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.

    Пальчиковые игры для детей

    Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.

    Пальчиковые игры для детей 1-2 года

    Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

    Игра 1. Фонарики

    ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

    Вот фонарики горят,
    всех ребяток веселят!
    (пальцы растопырены)

    Вдруг погасли фонари,
    (пальцы сжаты в кулак)

    Ты скорей домой беги!
    (руки спрятаны за спину).

    Игра 2. Кулачок.

    (мама загибает пальчики ребёнку)

    Этот пальчик — маленький,
    (загибаем мизинчик)

    Этот пальчик — слабенький,
    (загибаем безымянный пальчик)

    Этот пальчик — длинненький,
    (загибаем средний пальчик)

    Этот пальчик — сильненький,
    (загибаем указательный пальчик)

    Этот пальчик — толстячок,
    (загибаем большой пальчик)

    Ну а вместе кулачок!

    Игра 3. Ушки зайчика.

    Ваши пальчики встряхните,

    Сгибайте ваши пальчики,

    Совсем как ушки зайчики.

    1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

    3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,

    приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

    Игра 4. Сосчитай братьев.

    Всех помощников опять

    Надо быстро сосчитать:

    Этот брат дрова рубил,

    Этот братец щи варил,

    Этот брат готовил кашу

    На семью большую нашу.

    Этот веником махал,

    Ну а этот маленький

    Спал у нашей маменьки.

    1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

    3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

    Игра 5. Мишки на дорожках.

    Две ладошки – два домишки

    Там живут бродяги-мишки.

    Вот поспят они немножко

    И помчатся по дорожкам,

    А дорожки – две руки,

    Ну-ка, мишкам помоги:

    Их на санки посади,

    По дорожкам прокати!

    1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

    5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.

    ***
    Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

    Игра 1. Горошки.

    Раскатились по дорожке

    Птички весело клюют,

    Нам горошки не дают,

    Дайте мне горошинку!

    Я такой хорошенький!

    1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
    3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
    5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
    6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

    Игра 2. Кошка.

    Вот кулак
    (показываем кулачек)

    А вот ладошка
    (показываем ладошку)

    На ладошку села кошка
    (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

    И крадется потихоньку
    (2-3 раза пальцы шагают по руке)

    Видно мышка там живет
    (щекочем)

    Игра 3. Курочка.

    По двору гуляла,

    По двору гуляла,
    (не спеша «проходятся» указательным и
    средним пальцем по бедрам)

    — Раз, два, три, четыре, пять!
    (загибают пальчики на одной руке)

    Посчитаю их опять:
    (грозят указательным пальцем)

    Раз, два, три, четыре, пять!
    (загибают пальчики на другой руке).

    Игра 4. Сорока — белобока.

    Сорока – белобока
    Кашу варила,
    Деток кормила.
    (дети на ладошке «варят» кашу)

    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    (поочередно загибают пальцы с мизинца)

    А этому не дала!
    (показывают большой палец)
    Ты воды не носил,
    Дров не рубил,
    Каши не варил –
    (грозят указательным пальцем большому пальцу)

    Тебе нет ничего!
    (разводят обе руки в стороны)

    Вот тебе горшок пустой,
    (сжимают пальцы в кулак)

    Иди в угол и постой!»
    (указательным пальцем показывают на угол).

    Игра 5. Киска.

    Есть у киски глазки,
    (показывают свои глазки)

    Есть у киски ушки,
    (показывают ушки и шевелят ими)

    Есть у киски лапки,

    Мягкие подушки.
    (сжимают и разжимают кулачки)

    Киска, киска, не сердись
    (грозят пальчиком)

    Не царапай деток,

    Брысь!
    (хлопок в ладоши)

    Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

    Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

    Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

    Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.

    Ах, как жутко на лесной лужайке
    (руки, на щеки, покачивание головой)

    Бедному игрушечному зайке
    («ушки зайчика»)

    Кружится над зайкой стрекоза
    (руки в кулаки, выставив указательный и
    средний пальцы, быстро ими шевелить)

    И глядит, глядит во все глаза.
    («глаза стрекозы»)

    И пчела все уши прожужжала,
    (приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)

    У нее ужаснейшее жало.
    (руки в кулак, выставление указательного пальца)

    И жуки рогатые ползут
    (руки на колени, перебирание пальцами)

    Ахнуть не успеешь
    (взяться за голову руками)

    Загрызут.
    (пощекотать кого-нибудь рядом)

    Бегают по зайчику мурашки
    (быстро перебирать пальцами по груди)

    Ах, как страшно зайчику-бедняжке.
    («ушки зайчика»).

    Игра 2. Паровоз.

    Ехал, ехал паровоз
    (руки в «замок»,
    большие пальцы вращаются)

    Прицепил вагон, повез.
    (сцепить указательные пальцы)

    Ехал, ехал паровоз
    Прицепил вагон, повез.

    Игра 3. Капустка.

    Мы капустку рубим-рубим,
    (постукивать ребрами ладоней
    по столу или по коленям)

    Мы капустку солим-солим,
    (поочередно поглаживать подушечки
    пальцев, как будто солим)

    Мы капустку трём-трём,
    (потирать кулачок о кулачок)

    Мы капустку жмём-жмём.
    (сжимать и разжимать кулачки).

    Игра 4. Пчёлки.

    (Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
    Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

    Домик маленький на ёлке,
    Дом для пчёл, а где же пчёлки?
    (заглядываем в улей)

    Надо в дом постучать,
    (постучать кулачками друг о друга)

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Я стучу, стучу по ёлке,
    Где же, где же эти пчёлки?
    (стучим кулаками друг о друга,
    чередуя руки)

    Стали пчелки вылетать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    (разводим руками, растопыриваем
    пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

    Игра 5. Веселая мышка.

    Весёлая мышка
    Перчатку нашла,
    (пальцы в стороны,
    покрутить ладошкой)

    Гнездо в ней устроив,
    (сложить ладоши ковшом)

    Мышат позвала.
    (поманить, сгибая
    и разгибая пальцы)

    Им корочку хлеба
    Дала покусать,
    (кончиком большого пальца
    поочерёдно стучим по
    кончикам остальных пальчиков)

    Погладила всех
    (одна ручка гладит
    другую и наоборот)

    И отправила спать.
    (сложенные ладони кладем под щечку)

    Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

    Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

    Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

    Игра 1. Помощники.

    Вот помощники мои,

    Как их хочешь поверни.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Не сидится им опять.

    И работать захотели.

    Но дадим им отдохнуть.
    (Выполнять движения пальцами в соответствии
    с содержанием стихотворения).

    Игра 2. Белка.

    Сидит белка на тележке,
    (исходное положение —
    кисти рук сжаты в кулак)

    Продает она орешки,
    (круговые движения кистью
    вправо, влево)

    Лисичке-сестричке,
    (разогнуть большой палец)

    Воробью,
    (разогнуть указательный палец)

    Синичке,
    (разогнуть средний палец)

    Мишке толстопятому,
    (разогнуть безымянный палец)

    Заиньке усатому.
    (разогнуть мизинец)

    Вот так!
    (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
    «У Петиной сестрицы»
    У Петиной сестрицы
    (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
    По деревне небылицы:
    (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
    Ходит утка в юбке,
    В теплом полушубке,
    Курочка — в жилете,
    Петушок — в берете,
    Коза — в сарафане,
    Заинька — в кафтане.
    (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

    Игра 3. Дружная семейка.

    Этот пальчик большой —

    Это папа дорогой.

    Рядом с папой — наша мама.

    Рядом с мамой — брат старшой.

    Вслед за ним сестренка —
    Милая девчонка.

    И самый маленький крепыш —
    Это славный наш малыш.
    (руку сжать в кулак, поочередно разгибать
    пальцы, начиная с большого)

    Дружная семейка!
    (сжать руку в кулак несколько раз).

    Игра 4. На базар ходили мы.

    На базар ходили мы,
    (соединение пальцев подушечками,
    начиная с мизинцев)

    Много груш там и хурмы,
    (по одной паре пальцев на
    каждую стихотворную строчку)

    Есть лимоны, апельсины,
    (при этом ладони не соприкасаются)

    Дыни, сливы, мандарины,
    (пальцы сжимаются в кулак,
    а большой отводится вверх)

    Но купили мы арбуз –
    Это самый вкусный груз!

    Игра 5. Детский сад.

    В нашей группе все друзья

    Самый младший- это я.
    (дети ритмично стучат
    кулачками по столу)

    Это Даша.
    (разжимают кулачки,
    начиная с мизинчика).

    Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

    Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

    Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.

    Игра 1. Домик.

    На поляне дом стоит,
    («дом» — изобразить двумя руками,
    крышу дома — пальцы левой и правой
    рук соприкасаются друг с другом)

    Ну а к дому путь закрыт.
    (правая и левая руки повернуты ладонями к
    себе, средние пальцы соприкасаются друг
    с другом, большие пальцы — вверх)

    Мы ворота открываем,
    В этот домик приглашаем.
    («ворота» — ладони разворачиваются
    параллельно друг другу).

    Игра 2. Зимние забавы.

    Лепим мы из снега дом

    Звери будут в доме жить,

    Веселиться и дружить,

    Вместе домик сторожить.
    (дети сжимают и разжимают кисти рук,
    соединяют кончики пальцев рук,
    слегка разводят ладони в стороны,
    хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (загибают пальчики)

    Мы с тобой снежок слепили.
    (снежок «лепят»)

    Круглый, крепкий, очень гладкий
    (показывают круг, сжимают ладони,
    гладят одной ладонью другую)

    И совсем-совсем не сладкий.
    (грозят пальчиком)

    И… сломаем.
    (хлопают по столу).

    Игра 3. Повар.

    Повар готовил обед,
    А тут отключили свет.
    (ребром ладони дети стучат по столу)

    Повар леща берет
    И опускает в компот
    (загибают большие пальцы)

    Бросает в котел поленья,
    В печку кладет варенье
    (загибают средние пальцы)

    Угли бьет поварёшкой.
    (загибают безымянные пальцы)

    Сахар сыплет в бульон.
    (загибают мизинцы)

    И очень доволен он.
    (разводят руками).

    Игра 4. Моя семья.

    Знаю я, что у меня
    (поднимают руку ладонью к себе)

    Дома дружная семья!
    (и в соответствии с текстом,
    в определенной последовательности
    загибают пальцы: сначала безымянный,
    затем мизинец, указательный
    средний и большой)

    Это – бабушка моя,

    Это – дед.
    И у нас разлада нет.

    Игра 5. Гномики.

    Жили — были в домике

    Маленькие гномики:
    (дети сжимают и разжимают кулачки)

    Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
    (загибают пальчики, начиная с больших)

    Раз, два, три, четыре, пять
    (разгибают пальчики)

    Стали гномики стирать.
    (тереть кулачками друг о друга).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: