Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

  • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

  • Звук ш в словосочетаниях.

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
  • «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Читайте также:
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. Игры на закрепление материала.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

Логопедические тетради

Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

К четырем годам у ребенка должен быть достаточный словарный запас. Он должен разборчиво говорить, коммуницируя с родителями, сверстниками и окружающими его людьми. Если родители заметили, что он неправильно произносит [Ш] или заменяет его другими звуками, то нужно обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.

Артикуляция звука [Ш] – это твердый, глухой согласный звук.

  • губы округлены и выдвинуты вперёд;
  • язык в форме «чашечки» поднят вверх к альвеолам за верхними зубами;
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • зубы сближены;
  • выдыхаемый воздух тёплый (проверить рукой).
  • следить за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!

Автоматизация Ш в слогах

Автоматизацию нужно начинать только после того, как ребенок научится четко произносить [Ш] изолированно.

Автоматизация [Ш] в прямых слогах:

В обратных слогах:

ЯШ – ЁШ – ЮШ – ИШ – ЕШ

В интервокальной позиции:

АША—АШО— АШУ — АШИ

УША — УШО — УШУ — УШИ

ОША — ОШО — ОШУ — ОШИ

ИША — ИШО — ИШУ — ИШИ

В прямых слогах со стечением согласных:

ШТА — ШТО — ШТУ – ШТЭ — ШТЫ

КА — ШКО — ШКУ — ШКЭ – ШКЫ

ШМА — ШМО — ШМУ — ШМЭ — ШМЫ

ШВА — ШВО — ШВУ — ШВЭ — ШВЫ

ШПА — ШПО — ШПУ — ШПЭ — ШПЫ

ШНА — ШНО — ШНУ — ШНЭ — ШНЫ

В обратных слогах со стечением согласных:

АШТ — ОШТ — УШТ — ЫШТ

ИШТ — ЕШТ — ЁШТ — ЮШТ — ЯШТ

АШК — ОШК — УШК — ЫШК

ИШК — ЕШК — ЁШК — ЮШК — ЯШК

Автоматизация звука Ш в словах

После закрепления звука путем повторения слогов, нужно переходить к произношению слов, содержащих [Ш].

Автоматизация звука Ш в начале слова

  • [ША] – шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта;
  • [ШО] – шов, шок, шоколад, шелк;
  • [ШУ] – шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить;
  • [ШЕ] – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра;
  • [ШИ] – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник, шипеть.

Со стечением согласных (в начале слова): шпага, шпилька, шпана, шпала, шлепок, шлёпанцы, шланг, шнурок, шмель, шмат и т.д.

Автоматизация Ш в середине слова

  • [ША] – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша;
  • [ШО] – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок;
  • [ШУ] – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
  • [ШЕ] – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный;
  • [ШИ] – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.

Со стечением согласных (в середине слова): каштан, кошмар, кошка, опушка, букашка, милашка, пышка, Яшка, покрышка и т.д.

Автоматизация звука Ш в конце слова

  • [АШ] – карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж;
  • [УШ] – тушь, душ, коклюш;
  • [ЫШ] – камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш;
  • [ИШ] – шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь;
  • [ЁШ] – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь.

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях

Автоматизация – это поэтапный процесс, поэтому после закрепления [Ш] в словах, нужно переходить к словосочетаниям:

  • «Шепчет Наташа», «Широкий шалаш», «Наша бабушка».
  • «Шумят камыши», «Душистые ландыши», «Тушёный шпинат».
  • «Наташины калоши», «Дашина шапка», «Наша школа».
  • «Пушистая шапка», «Дедушкины шахматы», «Новая подушка».
  • «Новая ушанка», «Двойной шов», «Швейная машинка».

Автоматизация звука Ш в предложениях

Для отработки чистого произношения ребенку нужно повторять следующие предложения:

  • «У Яши машина», «Бабушка вышивает петушка», «У Маши шуба», «Камыши шумят тихо» (из трех слов).
  • «У Яшиной машины шины», «Бабушка шьёт штанишки Яше», «Маша пьёт вишнёвый компот», «Мишутка дует на пушинки» (из четырёх слов).
  • «Дома у Яши мешок каштанов», «У кошки ушки на макушке», «Мама шьёт на швейной машинке», «Паша катает мишку на машине» (из пяти слов).
  • «У Паши и Даши мышонок Пушок», «Мама мышь и мышата едят шпинат», «У мышки – мышата, у кошки – котята» (из шести слов).

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

Нужно читать следующие скороговорки, четко произнося автоматизируемый звук. В случае ошибки, педагог должен поправить ребенка и попросить повторить заново:

  • «Я по камушкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».
  • «Шила в мешке не утаишь».
  • «В шалаше шесть шалунов».
  • «Шапка да шуба – вот наш Мишутка».
  • «Метил в лукошко – попал в окошко».

Автоматизация звука Ш в тексте

Текст «Пушок – шалун»:

«Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами».

Читайте также:
Конспект НОД: Дикие животные зимой

Автоматизация звука Ш в стихотворениях

Стихотворения нужно подбирать в соответствии с возрастом малыша, чтобы они были просты и понятны ему. Можно использовать картинки с изображениями, чтобы визуализировать сказанное.

Для примера приведем несколько стихотворений:

  1. «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Что-то шепчут камыши.
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Это утка в камыше.
    Ша-ша-ша, ша-ша-ша
    Выходи из камыша.
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Нет уж утки в камыше.
    Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Что же шепчут камыши?
    шо-шо-шо, шо-шо-шо
    — Я пишу уж хорошо,
    шу-шу-шу, шу-шу-шу
    — Всё, что хочешь, напишу,
    ши-ши-ши, ши-ши-щи
    «Ешьте кашу» — напиши,
    шу-шу-шу, шу-шу-шу
    — Это я уж напишу,
    шо-шо-шо, шо-шо-шо
    — Вижу, пишешь хорошо».
  2. «Петушок, петушок!
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шёлкова бородушка!
    Что ты рано поёшь,
    Детям спать не даёшь!».
  3. «Школьник, школьник, ты силач:
    шар земной несёшь, как мяч».
  4. Мышонок и Мышь
    Мышонку шепчет мышь:
    — Ты что шуршишь, не спишь!
    Мышонок шепчет мыши:
    — Шуршать я буду тише».

Игры на автоматизацию звука [Ш]

Игровые упражнения помогают сохранить интерес ребенка к занятиям, одновременно закрепляя автоматизируемый звук. В играх нужно активно использовать визуальные материалы.

Упражнение «Какие вещи в шкафу у Маша, а какие – у Миши?». Логопед задает этот вопрос, а ребенок должен выбрать картинки со словами, которые, по его мнению, подходят, и произнести их. К примеру:

  • У Маши в шкафу…. (шапка, гуашь, шуба и т.д.).
  • У Миши в шкафу…. (клюшка, рубашка, карандаш, шахматы).

Очень интересное упражнения для автоматизации [Ш] в связной речи – игра «Кот на крыше».

Описание: На стуле сидит один из играющих детей с закрытыми глазами. Он – кот, а остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и вполголоса проговаривают:

«Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…»

После этого «кот» просыпается и начинает гоняться за «мышками». Можно отметить на полу зону, куда кот не может забегать – это мышкин дом. Игру нужно проводить, пока все мышки не будут пойманы. Тот, кого ловят, произносит 2-3 слова со звуком Ш.

Этот полезный логопедический материал можно использовать самостоятельно, занимаясь со своим ребенком дома. Важно проявлять терпение и хвалить малыша за каждый его успех. Помимо самостоятельной работы, важны регулярные занятия с логопедом, которые помогут поставить произношение автоматизируемого звука.

Автоматизация звука Ш

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [ш]:

– губы округлены и выдвинуты вперёд;

– язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;

– боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

– воздух идёт тёплый (проверить рукой).

Произносить звук [ш] изолированно (перед зеркалом): Ш. Ш. Ш.

Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!

Затем начинаем автоматизацию звук Ш в слогах.

Повторяем слоги: ША. ШО. ШУ. ШИ. ШЭ

АШ. ОШ. УШ. ИШ. ЫШ. ЕШ.

Повторяем слоговые цепочки:

ша – шо – шу – ши ша – шу – ши – шо

ша – шо – ша – шу ши – ша – шу – ши

аш – ош – уш – ыш яш – ёш – юш – иш – еш

аш – яш – уш – юш яш – ёш – юш – уш

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ши»

каранда- гру- кры- малы-

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ша»

Гри- гру- кры- ни- лап-

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «шка»

лягу- бабу- деду- игру-

Следующий этап автоматизации – звук в слове (различная позиция)

а) в начале слова:

Шаг шахта шайба шавка шакал шалить

шахтёр шапка шарф шампунь шаль шашки

Шить шина шило шиповник шишка шипеть

Шутка шутит шум шуба шут шуруп

Шёлк шёпот шеф шкаф школа шляпа шланг

шлем штиль шпион штука шкаф штаб

шкала швабра швед швея швы шнурок

шалаш, шалишь, шумишь, шипишь, шутишь, шьёшь, шашки, шишки, шашлык, шершень, шершавый.

После того как звук будет автоматизирован в слове, можно начать автоматизацию звука в словосочетаниях.

Повторить словосочетания:

школьник в школе шёлковый шарф

шапка в шкафу шахтёр в шахте

шампунь с шалфеем шершавые шишки

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,
шуба, шахматы, шампур.

Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,
шершень, шоколад, шампунь.

б) в середине слова:

наша каша ниша мыши ушиб ваша

пишу дышу гашу ношу машу тушу

мешок пушок нашёл вошёл пошёл леший

петушок мышонок вешалка лошадка кувшинка лягушонок

уши мыши груши галоши малыши карандаши

мышка кушетка мышеловка башлык рубашка

кошка лягушка кукушка бабушка пушка

мешки башмаки каштаны башня Пушок

игрушка душно подошва

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена большой мешок

шуба на вешалке шалаш из камыша.

в плошке кашка каштаны в шкатулке

каша для кошки большая подушка

Звук Ш в середине слова в ряду слов

Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка,
ложка, матрешка, лягушка, катушка.

в) в конце слов:

ваш наш душ тушь мышь тишь

Читайте также:
Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш

пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь

видишь пилишь купишь копишь валишь делишь

шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь

Звук Ш в конце слова в ряду слов

Перечень слов: ландыш, ковш, камыш, шалаш,
мышь, малыш, душ, карандаш.

Звук Ш в различных позициях в ряду слов

Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,
нож, петушок, мышка, штанишки.
(звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)

Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.
Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

Следующий этап – автоматизация звука Ш в предложениях и текстах.

Упражнение «Павлушкины игрушки». Послушай стихотворение, ответь на вопросы по тексту. Расскажи, какие игрушки были у Павлушки.

Мама купила Павлушке игрушки,

Эти игрушки любит Павлушка.

Кукла-малышка и плюшевый мишка,

Желтый домишко для кулы и мишки.

Шумная пушка оглушит ушко,

Потешный котишка – шалун и плутишка,

Вот неваляшка – шатун и дурашка,

Вот черепашка – большая рубашка,

Лошадка-игрушка катает Павлушку,

Матрешка-игрушка прячет подружку,

Вот кошка Машка, кошка-милашка,

Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

Иванушка пляшет да ручками машет,

Машина для мишки и куклы-малышки.

Игра «Угадай, что в мешке?»

Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

Упражнение «Шура и Даша».

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Автоматизация звука [Ш] картотека по логопедии (старшая группа)

Автоматизация звука Ш в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

При произношении звука [Ш] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).

Артикуляция звука [Ш]:

  • губы округлены и выдвинуты вперёд;
  • язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • зубы сближены;
  • воздух идёт тёплый (проверить рукой).
  • Произносить звук [Ш] изолированно (перед зеркалом):
  • Ш…Ш…Ш….
  • Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:

1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по

, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шо ша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — еш аш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш

2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ» У- …; мы- …; гало- …; камы- …; каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;

3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША» Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …; Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;

4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА» Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …; лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ш] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ш] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Ш]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук [Ш] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Автоматизация звука [Ш] в конце слов:

Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.

Звук [Ш] можно закреплять , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Читайте также:
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Автоматизация Ш в начале слова

Вслед за взрослым ребенок произносит: шайба, шайка, шалопай, шакал, шаль, шарф, шоколад, шотландец, шоссе, шевелюра, шорты, шептать, ширма, шимпанзе, широкий, шипучка, шитье, шифр, шоу, шоппинг, шоковый, шокировать, шекер, шокер, шепелявить, шериф, шесть, шестнадцать, шестеренка, шефство, шеффер, швырять, швартовать, шквальный, шкафчик, шлагбаум, шляпочный, шлепанье, шмотник, шмякнуться, шнуровать, шпионить, шпинат, шприц, шпроты, шпаргалка, шпаклевка, штабквартира, штатный, штативный, штольня.

Автоматизация звука Ш в предложениях из 3-х слов:

Наш шалаш хорош. Маша, поешь каши. Миша ешь шоколад. Бабушка вышивает петушка. Тракторист пашет пашню. Я ушиб шею. Наташа пишет тушью. Лошадь пошла шагом. Маша кушает тушёнку Потеряешь — не найдешь. Миша хорошо пишет.

Автоматизация звука Ш в предложениях из 6-ти слов:

На подушке вышиты кошка и мышка. Я шью шорты на швейной машине. Я ношу шубу и шапку-ушанку. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.У мышки-крошки в норушке крошки. Хорошо в дорожку пирожки с картошкой. От капли уйдешь, а под дождь попадешь. Одной рукой в ладоши не похлопаешь. Когда говоришь, хорошенько думай. В холод кошка мышей не ловит. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Читайте также:
Конспект занятия: Звук и буква 'А', дикие животные

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Автоматизация звука «Ш»

Речевой материал для самостоятельной работы по автоматизации звука «Ш» в слогах, в словах, в чистоговорках и в предложениях. От простого к сложному.

Автоматизация звука «Ш» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Ша — ша — ша, Ша — ша — ша .
  • Шо — шо — шо, Шо — шо — шо .
  • Ше — ше — ше, Ше — ше — ше .
  • Шу — шу — шу, Шу — шу — шу .
  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши .

Задание 2

  • Ша — шо — шу — ши, Ша — шо — шу — ши .
  • Ше — ша — шо — шу, Ше — ша — шо — шу .
  • Ша — ше — шо — ши, Ша — ше — шо — ши .
  • Шо — шу — ше — ша, Шо — шу — ше — ша .

Задание 3

  • Аш — аш — аш, Аш — аш — аш .
  • Ош — ош — ош, Ош — ош — ош .
  • Уш — уш — уш, Уш — уш — уш .
  • Ыш — ыш — ыш, Ыш — ыш — ыш .

Задание 4

  • Яш — яш — яш, Яш — яш — яш .
  • Ёш — ёш — ёш, Ёш — ёш — ёш .
  • Юш — юш — юш, Юш — юш — юш .
  • Иш — иш — иш, Иш — иш — иш .
  • Еш — еш — еш, Еш — еш — еш .

Задание 5

  • Аш — ош — уш — ыш, Аш — ош — уш — ыш .
  • Яш — ёш — юш — иш, Яш — ёш — юш — иш .
  • Еш — аш — яш — уш, Еш — аш — яш — уш .
  • Юш — яш — аш — юш, Юш — яш — аш — юш .

Автоматизация звука «Ш» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Шаг, шар, шарф, ша́йба, ша́пка, ша́хта, мыша́та, больша́я, уша́нка, меша́ть, реша́ть, дыша́ть, лоша́дка, ша́хматы, лапша́, ва́ша, на́ша, ка́ша, кры́ша, Да́ша, Ма́ша, Лёша, Па́ша, Ми́ша, Алёша, Ната́ша, Андрюша.
  • Ваш, наш, ба́шня, па́шня, ча́шка, ка́шка, руба́шка, рома́шка, бука́шка, каранда́ш, башма́к, башлы́к, кашне́, кашта́н, яшка, бля́шка, гуля́ш, шуру́п, шути́ть, чешуя́.

Задание 2

  • Шо́рох, мешо́к, пушо́к, вершо́к, горшо́к, петушо́к, ремешо́к, гребешо́к, большо́й, мышо́нок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, пе́шка, оре́шки, ве́шний, вне́шний, пое́шь.
  • Ширь, ши́ло, ши́на, шить, ши́рма, дыши́, ерши́, пиши́, камыши́, малыши́, уши́б, оши́бка, маши́на, кувши́н, ши́ли, реши́ли, шум, шут, шу́ба, шу́тка, мишу́тка, дышу́, ношу́, тушу́, прошу́.

Задание 3

  • Шине́ль, шипе́ть, широ́кий, шипо́вник, у́ши, мы́ши, калоши, ла́ндыши, хоро́ший, горо́шина, мла́дший, тишина́, ви́шня, ми́шка, ли́шний, парни́шка, кричи́шь, молчи́шь.
  • Швея́, швы, шкаф, шкату́лка, шко́ла, шко́льник, шку́рка, ше́я, мише́нь, оше́йник, реше́ние, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлю́пка, шля́па.

Задание 4

  • Шмель, шни́цель, шнуро́к, шпа́лы, шпага́т, шпио́н, шпиль, ко́шка, мо́шка, кро́шка, око́шко, горо́шки, луко́шко, ладо́шка, окро́шка, карто́шка.
  • Штаб, штамп, што́пать, што́ра, што́пор, шту́ка, штурва́л, штык, душ, у́шки, му́шка, пу́шка, ду́шно, опу́шка, лягу́шка, поду́шка, кату́шка, куку́шка, кваку́шка, ватру́шка, раду́шный, раку́шка.

Задание 5

  • Вы́шка, мы́шка, пы́шка, кры́шка, малы́шка, марты́шка, покры́шка, камы́ш, малы́ш, ушли́, петушки́, ба́бушка, де́душка, Алёнушка, Бурёнушка, пушни́на, тушка́нчик, ла́ндыш, детёныш, до́нышко, пёрышко, пя́тнышко, брёвнышко.
  • Льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, брюшко́, по́люшко, мя́киш, фи́ниш, да́ришь, ва́лишь, де́лишь, пи́лишь.

Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Ша–ша–ша, Ша–ша–ша — у меня́ лапша́.
  • Шо–шо–шо, Шо–шо–шо — ле́том хорошо́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — я флажко́м машу́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — Ми́ше я пишу́.

Задание 2

  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — поздравленье напиши́.
  • Ше–ше–ше, Ше–ше–ше — как прекра́сно на душе́.
  • Аш–аш–аш, Аш–аш–аш — я доста́ну каранда́ш.
  • Ош–ош–ош, Ош–ош–ош — есть на ку́хне о́стрый нож.
Читайте также:
Игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Задание 3

  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — Ми́ша с Ма́шей малыши́.
  • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — на́ши де́ти хороши́.
  • Ша–ша–ша, Ша–ша–ша — уложи́ли малыша́.
  • Шу–шу–шу, Шу–шу–шу — ша́пку но́вую ношу́.

Задание 4

  • Уш–уш–уш, Уш–уш–уш — почини́л санте́хник душ.
  • Ош–ош–ош, Ош–ош–ош — у меня́ на блу́зке брошь.
  • Иш–иш–иш, Иш–иш–иш — за окно́м така́я тишь.
  • Ыш–ыш–ыш, Ыш–ыш–ыш — на реке́ шуми́т камы́ш.

Задание 5

  • Аш–аш–аш, Аш–аш–аш — мы постро́или шала́ш.
  • Шин–шин–шин, Шин–шин–шин — за окно́м шурша́ние шин.
  • Шол–шол–шол, Шол–шол–шол — дождь пока́пал и прошёл.
  • Шок–шок–шок, Шок–шок–шок — урони́ли мы горшо́к.

Задание 6

  • Аша–аша–аша, Аша–аша–аша — э́то на́ша Ма́ша.
  • Ашка–ашка–ашка, Ашка–ашка–ашка — на шкафу́ бука́шка.
  • Ошка–ошка–ошка, Ошка–ошка–ошка — на око́шке ко́шка.
  • Ушка–ушкаа–ушка, Ушка–ушка–ушка — Маши́на поду́шка.
  • Ышка–ышка–ышка, Ышка–ышка–ышка — вот шалу́нья мы́шка.

Автоматизация звука «Ш» в предложениях

Произносим предложения, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • У шипо́вника шипы́. Шипы́ колю́чие. В шалаше́ пять ребяти́шек. Па́ша и Ната́ша, прошу́ не шуме́ть. Хороша́ уха́ из ерше́й. Гри́ша и Ми́ша гоня́ют ша́йбу. Лёша ел пшённую ка́шу. На доро́ге шуми́т маши́на.
  • Ната́ша пи́шет. Вот Ма́ша. У Ма́ши шля́па. У Лёши лан­дыши́. Ла́ндыши хороши́. Ми́ша и Па́ша е́дут на лоша́дке. У реки́ камыши́. Река́ широ́кая. Малыши́ шага́ют в шко́лу. Шко́ла больша́я. Ми́ша нашёл ка́мешек.

Задание 2

  • Бега́­ют ребяти́шки-малышки́ — Ми́шки, Наташки да Машки. Вот кни́жка про мы́шку-нору́шку и лягу́шку-кваку́шку. Пло́хо мы́шке одно́й в но́рушке. Петушки́ с мое́й ладо́шки клюют зёрнышки и кро́шки. У ко́шки у́шки на маку́шке.
  • Во дворе́ Бишка. Накро́й кру́жку кры́шкой. Пта́шка пры́гает у око́шка. Вот ча́шка и ка́шка, лепёшка и ло́жка. Надева́й на малы́шку руба́шку. Наш Антошка гляди́т в око́шко. Вот карто́шка на окро́шку. Промокни́ пя́тнышко промока́шкой. Ребяти́шки игра́ют «в ко́шки-мы́шки».

Задание 3

  • У Ма́ши шу́ба. У Я́ши маши́на. У Антоши ша́пка. У Да́ши ша́хматы. Ба́бушка вышива́ет петушка́. Ма́ша ку́шает тушёнку. Камыши́ шумя́т ти́хо. Ната́ша пи́шет ту́шью. У Я́ши пшённая ка́ша.
  • Ба́бушка шьёт штани́шки Я́ше. Ма́ша пьёт вишнёвый компо́т. У Яшиной маши́ны ши́ны. Мишу́тка ду́ет на пуши́нки. Ната́ша ве́шает шу́бу в шкаф. На опу́шке куку́ет куку́шка. Пшённая ка́ша из пшена́.

Задание 4

  • Ша́хматы и ша́шки у Да́ши в шкафу́. На́ша Да́ша под ду́шем мо́ет ше́ю и у́ши. Де́душка и Я́ша едят пшённую ка́шу. У Антоши — маши́нка, а у па́пы — маши́на. Ба́бушка и ма́ма гото́вят пы́шки. На́ши ша́пки и шу́бы в дубо́вом шкафу́. Па́ша е́дет на маши́не к де́душке и ба́бушке.
  • До́ма у Я́ши мешо́к кашта́нов. На опу́шке му́шки и кваку́шки. Ша́пка да шу́бка — вот и Мишу́тка. Па́ша ката́ет ми́шку на маши́не. Ма́ма шьёт на шве́йной маши́нке. Ма́ма-мышь и мыша́та едят шпина́т. У Па́ши и Да́ши мышо́нок Пушо́к. У мы́шки — мыша́та, у ко́шки — котя́та.

Картотека заданий по автоматизации звуков <ш>,

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10» V вида

Картотека заданий по автоматизации

звуков <ш>,

Подготовила

учитель-логопед

Автоматизация звука Ш

Занятие 1

1. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительное произнесение звука Ш→.

3. Слоги и слова

ша-ша-ша – шапка ша-ша-ша – шахта

ша-ша-ша – шах ша-ша-ша – шахматы

ша-ша-ша – шампунь ши-ши-ши – шина

ши-ши-ши – шипы ши-ши-ши – шить

ши-ши-ши – шиповник ши-ши-ши – шипеть

ше-ше-ше – шея ше-ше-ше – шеф

ше-ше-ше – шест ше-ше-ше – шесть

ше-ше-ше – шелест шо-шо-шо – шов

шо-шо-шо – шёпот шо-шо-шо – шок

шо-шо-шо – шоссе шу-шу-шу – шум

шу-шу-шу – шут шу-шу-шу – шуба

шу-шу-шу шутка шу-шу-шу – шутка

4. Слоговые ряды

5. Образование глаголов

шум – шуметь шут – шёпот – шипение –

шаг – шеф – шик – шитьё –

6. Упражнение «Припомни, повтори» (слова из упражнения 3 на ша-, ши-, шу-, ше-).

7. Упражнение «1-2-5-9» со словами

шайба, шинель, шутка, шов.

8. Спряжение в настоящем времени

шагать в шинели и шапке, шептать шутки.

9. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа

шина, шипы, шифон, шинели.

10. Правило правописания ШИ.

Занятие 2

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шан-шон-шун-шин шун-шин-шан-шон

шон-шун-шин-шан шин-шан-шон-шун

То же с согласными П, Т, К, М вместо Н.

4. Слоги и слова

ша-ша-ша – наша ша-ша-ша – ваша

ша-ша-ша – каша ша-ша-ша – душа

ша-ша-ша – афиша ша-ша-ша – ушанка

ша-ша-ша – кушак ша-ша-ша – ишак

ши-ши-ши – уши ши-ши-ши – мыши

ши-ши-ши – дыши ши-ши-ши – ушиб

ши-ши-ши – ошибка ши-ши-ши – машина

ши-ши-ши – камыши ши-ши-ши – пушинка

шо-шо-шо – пушок шо-шо-шо – мешок

шо-шо-шо – петушок шо-шо-шо – капюшон

шо-шо-шо – большой шо-шо-шо – мышонок

шо-шо-шо – кукушонок шо-шо-шо – тушёнка

ше-ше-ше – меньше ше-ше-ше – тушеные

ше-ше-ше – больше ше-ше-ше – гашеные

ше-ше-ше – дальше ше-ше-ше – утешение

ше-ше-ше – тоньше ше-ше-ше – покушение

5. Упражнение «Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Образец: пух – пушок, камень – камешек. Пух, обух, петух, дух, смех, грех*, штрих*, слух*, ремень*, камень, орех*.

6. Образование глаголов несовершенного вида

тушение – тушить уменьшение –

покушение – улучшение* –

утешение – погашение –

украшение* – оглушение* –

7. Спряжение в настоящем времени

шушукаться в тишине, потешаться над ошибками

8. Упражнение «1-2-3-9» со словами

камыш, мышонок, кукушонок.

9. Образование родственных слов от слова мышь.

10. Многократное проговаривание чистоговорок.

Наша Маша (Даша, Наташа, Катюша) моет под душем шею и уши.

Тише, мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит и тихо дышит.

Занятие 3

1, 2 – см. занятие 1

3. Слоги и слова

аш-аш-аш – наш аш-аш-аш – ваш

ыш-ыш-ыш – мышь ыш-ыш-ыш – камыш

еш-еш-еш – кулеш еш-еш-еш – плешь

уш-уш-уш – душ уш-уш-уш – куш

иш-иш-иш – финиш иш-иш-иш – тишь

ёш-ёш-ёш – мнёшь ёш-ёш-ёш – пьёшь

4. Слоговые ряды

5. Изменение глаголов по образцу (образование 2-го лица единственного числа настоящего времени)

идти – ты идёшь утешать – петь –

уменьшать – шуметь – есть –

шутить – видеть – пить –

погашать – ехать – писать –

дышать – тушить – ходить –

думать – мешать – шить –

водить – будить – шагать –

6. Заучивание чистоговорок

Мышонку шепчет мышь:

Ты все шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

7. Припоминание слов со звуком Ш из этой чистоговорки, деление слов на слоги, выделение ударного слога, определение места звука Ш в каждом слове.

8. Повторение правила правописания ШИ, печатание по следам анализа слов

наш, наши, ваш, ваши, мыши.

9. Преобразование слов путём перестановки слогов, букв

наши → шина камыш → мышка шути → туши

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк

шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк

шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк

шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк

акш-окш-укш-ыкш

окш-укш-ыкш-акш

укш-ыкш-акш-окш

ыкш-акш-окш-укш

4. Слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение при повторном проговаривании по четыре слова)

кошка мушка лягушка катушка дедушка

кашка мишка букашка бабушка девушка

мошка пушка окошко кукушка опушка

мышка пышка подушка макушка квакушка

5. Заучивание чистоговорок

Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метет.

Тише, мыши, не шумите,

Кошку, мыши, не будите.

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами

кошка, мышка, кукушка, букашка, шкаф

7. Спряжение в настоящем времени

дышать нашей кошке в ушко,

вышивать подушку для кошки.

8. Проговаривание рассказа «Кошка и мышка» с опорой на серю сюжетных картинок.

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошкас окошка и за мышкой.

9. Аппликация «Кошка и мышка».

Занятие 5

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт

што-шту-шты-шта ошт-ушт-ышт-ашт

шту-шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ошт

шты-шта-што-шту ышт-ашт-ошт-ушт

атш-отш-утш-ытш

отш-утш-ытш-атш

утш-ытш-атш-отш

ытш-атш-отш-утш

4. Слова (проговаривание и запоминание, затем воспроизведение по четыре слова)

штанга штабель штольня штука

штат каштан штопка штык

штамп штаны шток штепсель

штатив штамповка штоф паштет

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

штанга плюшевый мишка

штольня новые штанишки

штепсель мишкины штанишки

6. Спряжение в настоящем времени

штопать штанишки плюшевому мишке

7. Проговаривание предложений

Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа

штанга, штангист, штаны, штанишки

9. Аппликация «Плюшевый мишка в штанишках».

Занятие 6

1, 2 – смотри занятие 1

3. Слоговые ряды

шна-шно-шну-шны и т. д. анш-онш-унш-ынш и т. д.

ашн-ошн-ушн-ышн и т. д. нша-ншо-ншу-нши и т. д.

4. Закрепление названий детёнышей мышки, лягушки, кукушки – упражнение «У кого кто?» «Кто с кем?»

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами

мышь, кукушка, кукушонок, лягушонок,

мышка, лягушка, мышонок, лягушатник

6. Образование родственных слов от слов кукушка, лягушка, мышь.

7. Упражнение «Назови ласково»

воля – волюшка кума – изба – мать –

воля – сова – баба – тётя –

дума – зима – вдова – дядя –

дети – хозяйка – лебедь – сват –

8. Чистоговорка «Кукушонок»

Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.

– Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

9. Образование, проговаривание притяжательных прилагательных от существительных мышь ( мышиный, мыший ), кукушка ( кукушкин, кукушечий), лягушка ( лягушачий, лягушиный, лягушечий ).

Автоматизация звука Ж

Занятие 1

1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, вырабатывающие и закрепляющие теплую воздушную струю.

2. Произнесение звука Ж→.

3. Слоговые ряды

жа-жажа-жа-жа жа-жо-жу-жы

жо-жо ↔ жо-жо-жо жо-жу-жи-жа

жу-жу ↔ жу-жу-жу жу-жи-жа-жо

жэ-жэ ↔ жэ-жэ-жэ жи-жа-жо-жу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

а) жа-жа-жа – жаба, жатва, жаль, мать, жадина, жакет, жабий;

жо-жо-жо – жёлудь, жёлтый, жёсткий, жом;

жу-жу-жужук, жуть, жухлый, жуткий, жулик, Жучка;

же-же-жежесть, жест, желе, жемчуг, жжение, жечь;

б) жа-жа-жа – кожа, лужа, лежа, ужас, лежать, бежать, ужалить, жужжать;

жо-жо-жо – флажок, снежок, лужок, стожок, ожог, ежонок, ножовка;

жи-жи-жи – ежи, ужи, ужин, ужимки, снежинка, пожитки;

же-же-же – уже, зажечь, неужели, уважение, положение, скольжение;

жу-жу-жу – кожух, пожух, покажу, накажу, кунжут, жужелица.

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами

ёж, уж, ежиха, ежонок,

ужонок, ёжик

6. Родственные слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение ):

ужужонок, ужата, ужиха, ужиный, ужовый, ужовник…

ёжежонок, ежата, ежиха, ёжик, ёжиком, ежовник, ежовый, ёжится, ежевика…

7. Словообразование прилагательных, подбор к ним существительных. Образец: железо – железная лопата, жадина – жадный человек

жаба – ужас – железо – ежевика –

кожа – жадина – баклажан – сжег –

лыжи – жесть – чижи – ужи –

8. Словообразование глаголов

жатва – жать ужин – лежанка –

жаль – нажим – жёлтый –

живой – уважение – жалость –

9. Зуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку по следам анализа

жесть, живет, ужин, ужас.

10. Закрепление правила правописания ЖИ.

11. Заучивание чистоговорок о еже, выделение слов со звуком Ж

Ель на ёжика похожа, Бедный ёжик ёжится –

Ель в иголках, Всё ему неможется.

Ёжик тоже. И синеет кожица –

Так ему неможется.

Занятие 2

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

жда-ждо-жду-жды джа-джо-джу-джи

ждо-жду-жды-жда джо-джу-джи-джа

жду-жды-жда-ждо джу-джи-джа-джо

жды-жда-ждо-жду джи-джа-джо-джу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

жда-жда-жданужда, жажда, надежда, невежда, одежда, нежданно, подождать, убеждать, долгожданный, жаждать;

жди-жди-жди – вожди, дожди, подожди;

жды-жды-жды – дважды, однажды, каждый;

жду-жду-жду – жду, ждут, подожду, между, жажду.

5. Словообразование отглагольных существительных. Образец: родиться – рождение

водить – обсуждать – наслаждаться –

ходить – убеждать – заблуждаться –

блуждать – насаждать – возбудиться –

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

дождь жужжащий жук

невежда жующая лошадь

вождь живущее животное

обсуждение нежданный дождь

7. Спряжение

бежать за жужжащим жуком (в настоящем времени),

ждать дождика каждый день (в настоящем времени)

подождать дождика (в будущем времени).

8. Заучивание чистоговорок

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Жук упал летать не может:

Ждёт он, кто ему поможет,

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжёлый на жуке кожух.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди,

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

9. Выделение, запоминание, повторение слов со звуком Ж из этих чистоговорок.

10. Повторение правила правописания ЖИ. Печатание под диктовку слов

ножи, ножик, ужин

Занятие 3

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

жна-жно-жну-жны ажн-ожн-ужн-ыжн

жно-жну-жны-жна ожн-ужн-ыжн-ажн

жну-жны-жна-жно ужн-ыжн-ажн-ожн

жны-жна-жно-жну ыжн-ажн-ожн-ужн

4. Словообразование прилагательных, подбор к ним существительных. Образец: отвага – отважный солдат

тайга – сапог – одежда – нежность –

книга – снег – нужда – важность –

влага – пляж – возможно – сложность –

бумага – низ – дружба – подвижность –

5. Упражнение «1-2-5-9» со словосочетаниями

книжный шкаф, книжная полка,

пляжный костюм

6. Словообразование отглагольных существительных по образцу. Образец: важный – важность

сложный – подвижный – надёжный –

нужный – влажный – отважный –

смежный – нежный – многоэтажный –

7. Проговаривание слов, деление их на слоги, выделение ударного слога

художник подснежник такелажник

сапожник подвижник ножницы

бумажник багажник художница

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку

художник, бумажник, художница

9. Повторение чистоговорок на звук Ж.

Командные игры для детей с ОНР

СОТНИКОВА В.Н., учитель-логопед МАДОУ ЦРР — д/с № 33 «Радуга», г. Губкин Белгородской обл.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, можно разделить на три условные категории:
— способствующие развитию фонематического восприятия;
— направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
— для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, логопед сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» логопед закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на логопедическом занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-логопеда.
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
«Волшебный колокольчик»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: колокольчик.
Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.
«Ушки на макушке»
Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».
«Цветы и пчелки»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Ловишка»
Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три — лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Логопед дает задание каждому фанту.
Например:
— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;
— назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару»
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Один, два, три»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу логопеда «Внимание!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.
«Найди свой домик»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.
В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.
Следующая игра будет способствовать закреплению навыков чтения.
«Выложи слово из букв»
Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.
Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи
«Прятки»
Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Логопед закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.
Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.
Игра повторяется несколько раз.
Игра-эстафета
«Собери предложение»
Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Логопед предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.
Игры для активизации словаря детей
«Найди свою маму»
Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Логопед предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жеребенок» и т.д.
Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Логопед предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.
«Игра-эстафета «Накроем стол»
Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Дошкольники разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Логопед дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«Во саду ли, в огороде»
Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Логопед произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!
С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Логопед подходит к некоторым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Красного.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.
Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку
срывай!
Взрослый спрашивает дошкольников, какие ягоды они сорвали.
В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!
Логопед задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»
В конце игры логопед предлагает одной группе детей положить в обруч из своих корзинок только овощи, другой — только фрукты, третьей — ягоды. В процессе выполнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.
«На кормушке»
Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать быстроту реакции, выдержку; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Перед началом игры дошкольники вспоминают, каких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети разбиваются на две команды: зимующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: