Картотека логопеда ‘Учимся говорить’

Картотека логопедических игр для детей с ОНР

Олеся Левченко
Картотека логопедических игр для детей с ОНР

КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Содержательный компонент.

За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школои, в лучшем случае-после пяти лет, и самыи значимыи для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Как же используются игры в логопедической работе?

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.

Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ОНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ОНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

Развитие артикуляционной моторики

Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения. Игры направленные на развитие и активацию словаря.

1. ДОБАВЬ СЛОВО

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

3. ПРИЗНАКИ СЛОВ

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром – ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -. При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)

5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)

Читайте также:
Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменение:

– учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: “Чего не стало?”, «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

– употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры “Ателье”, “Кафе” и др.)

– правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. (“Какой, Какая, Какое?”, “Кто что делает?”, “Отгадай, что это?”, “Расскажи о предмете”).

– различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых “трудных” глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры “Вы хотите? – Мы хотим”, “Алло, алло. ” и др.).

Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

Образование названий детенышей животных

Образование названий профессий

Образование названий посуды

Образование однокоренных слов

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

· суффиксов: заяц – заинька, зайчонок;

· приставок: шить – пришить, зашить, вышивать;

· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.

В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы – усики – усищи; кот – котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: “Почему?”, “Зачем?”, “Что было бы, если…”.

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: “Закончи предложение”, “Дополни предложение”, “Кого покатаем на машине?”, “Размытое письмо” и др.

Игры направленные на развитие связной речи

Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

Игра «Загадай и отгадай». Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

Игра «Составь рассказ». Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т. д.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Картотека чистоговорок на все группы звуковкартотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чистоговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок не только превосходно развивает речь ребёнка, но и способствует выработке хорошей дикции и чёткости звучания.

Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.

Читайте также:
Структура открытого логопедического занятия

Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Да-да-да – очень чистая вода».

Чистоговорки желательно начать проговаривать с ребёнком как можно раньше. Как правило, чистоговорки легко запоминаются малышом. Проговаривая их, ребёнок, незаметно для себя, тренируется в правильном произношении трудных для него звуков.

В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз.

Это можно делать по-разному:

  • произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной);
  • произносим с разными эмоциями (грусть, радость и т.д.);
  • произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
  • произносим тихо или громко;
  • произносим в разном темпе (медленно или быстро).

Чтобы малышам было интересно, я обычно придумываю чистоговорки с рисунками.

Но можно брать и стандартный вариант. Главное здесь — четкость проговаривания.

Ба-ба-ба — очень тёплая изба.
Бе-бе-бе — приду в гости я к тебе.
Бы-бы-бы — подросли в лесу грибы.
Бя-бя-бя — все зависит от тебя.
Ва-ва-ва— летает по ночам сова.
Ву-ву-ву – косят на лугу траву.
Ов-ов-ов – в лесу много комаров.
Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.
Де-де-де — будь вежливым везде.
Ди-ди-ди — вперед всегда иди.
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Же-же-же – вырос я уже.
Жи-жи-жи – разлетаются стрижи.
Жу-жу-жу – я с ребятами дружу.
За-за-за — очень добрые глаза.
Зу-зу-зу – я вижу стрекозу.
Зи-зи-зи – осторожно тормози.
Зы-зы-зы – нет капусты у козы.
Ай-ай-ай – приближается трамвай.
Ой-ой-ой – приходи скорей домой.
Ку-ку-ку – поёт птица на суку.
Ак-ак-ак – цветёт на поле мак.
Ки-ки-ки – красивые цветки.
Ла-ла-ла – быстро крутится юла.
Ло-ло-ло – прозрачное стекло.
Лю-лю-лю— маму с папой я люблю
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – мы пускаем пузыри.
Ря-ря-ря – поднимаем якоря.
Рю-рю-рю – я двери отворю.
Ча-ча-ча – мы остались без мяча.
Чи-чи-чи – я ищу везде ключи.
Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.
Цо-цо-цо – высокое крыльцо.
Цы-цы-цы – какие молодцы.
Щи-щи-щи – положу щавель я в щи.
Щу-щу-щу – я щенка везде ищу.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Можно поиграть с детьми в игру, где им нужно самим добавить слог с определённым звуком:

Рю-рю-рю – цветы маме пода… .

Или же закончить чистоговорку, выбирая слово с соответствующим слогом. Это упражнение учит ребёнка подбирать рифмующиеся слова:

На-на-на — длинный хобот у ….

Много интересных заданий и упражнений на рифмовку можно найти в статье «Подбираем рифму».

Некоторые другие задания из моей книги «Как стать поэтом» можете посмотреть в статье «Подбираем рифму».

Детей постарше можно научить составлять чистоговорки.

Чистоговорки на звук «к»

Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.

Про зиму:

  • КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
  • КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
  • ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
  • ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
  • ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.

Про весну:

  • КА-КА-КА – весной бежит река;
  • КА-КА-КА – плывут по небу облака;
  • КО-КО-КО – весной солнце высоко.

Про овощи и фрукты:

  • УК-УК-УК – мама режет лук;
  • ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
  • ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.

Про одежду:

  • КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
  • АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
  • ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
  • ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.

Про транспорт:

  • ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
  • КО-КО-КО – самолеты высоко.

Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.
Читайте также:
Психология усвоения чтения

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Чистоговорки на звук «ч»

Звук «Ч» относится к шипящей группе. Его постановкой занимаются после коррекции произношения «ш» и «ж». Слов со звуком «ч» не так много, поэтому чистоговорки поделены по слогам.

Чистоговорки на звук «ч» помогает закрепить правильную артикуляцию шипящих. Дети должны четко проговаривать все звуки, что положительно влияет на дикцию. Для ребенка 5 лет подойдет материал со сложными словами, соответствующими уровню его словарного запаса.

Чистоговорки на звук «ш»

Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.

Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.

Логопедические чистоговорки для детей дошкольников

Логопедические чистоговорки для дошкольников и младших школьников
Автор.
Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна.
Описание.
Вашему вниманию я предлагаю небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл будет понятен детям, а иллюстрации помогут быстрее запомнить материал. Предложенные чистоговорки с картинками будут интересны ребятам дошкольного и младшего школьного возраста, родителям, учителям-логопедам, а так же воспитателям детских дошкольных учреждений.

Логопедические чистоговорки .
Цель:
Улучшение речи детей.
Задачи:
Автоматизировать поставленные звуки в речи детей; Улучшить дикцию детей; Способствовать развитию внимания, памяти, воображения детей.
Рекомендации к проведению упражнений: 1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. 2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество произношения. Многие дети в детском саду и в начальных классах школы ещё не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чистоговорки можно с большим успехом использовать для тренировки просодики речи. Для этого нужно предложить следующие упражнения: — произнеси чистоговорку тихо, вполголоса, громко; — быстро, умеренно, медленно; -с разной интонацией (вопросительно, утвердительно). Чистоговорки можно использовать как на занятиях, так и в режимных моментах во время проведения игр. Например, «Кто скажет лучше?», «Кто скажет быстрее без ошибок?».

СА-СА-СА-у Сони коса. СЫ-СЫ-СЫ-у папы усы. СО-СО-СО-у меня колесо. СУ-СУ-СУ-гуляю в лесу.

ЗА-ЗА-ЗА-идёт коза, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-рога у козы. ЗО-ЗО-ЗО-Зоя иди. ЗУ-ЗУ-ЗУ- Козу заведи.

ША-ША-ША-Маша шапку не нашла. ШО-ШО-ШО-шёл Пушок пить молоко. ШУ-ШУ-ШУ-шубу больше не ношу. ШИ-ШИ-ШИ-у шиповника шипы.

Ш-АШ-АШ-малышка наш. ОШ-ОШ-ОШ-у Миши нож. УШ-УШ-УШ-почини душ. ЫШ-ЫШ-ЫШ-упал малыш.

ЖА-ЖА-ЖА-несу ежа. ЖО-ЖО-ЖО-в лесу свежо. ЖУ-ЖУ-ЖУ-я не жужжу. ЖИ-ЖИ-ЖИ-ты не тужи.

ЛО-ЛО-Л-мешаю ложкой молоко. ЛУ-ЛУ-ЛУ-ложкой кушаю лапшу. ЛА-ЛА-ЛА-Мила ложку унесла. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-стала Мила мыть полы.

АЛ-АЛ-АЛ-Миша в школу опоздал. ОЛ-ОЛ-ОЛ-Миша чисто вымыл пол. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ-дома шапку он забыл. УЛ-УЛ-УЛ-книжки положил на стул.

РА-РА-РА-Рая ловит комара. РУ-РУ-РУ-руки вымою в пруду. РЫ-РЫ-РЫ-рыбу ловят рыбаки. РО-РО-РО- Рома вымоет ведро.

АР-АР-АР-идёт Рома на базар. ОР-ОР-ОР-на подносе помидор. УР-УР-УР-поёт кошка: «Мур-мур-мур». ЫР-ЫР-ЫР-на штанишках много дыр.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых Чистоговорки. Игры и задания для дошкольников 5-7 лет Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе «Учимся сочинять стихи»

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Чистоговорки на звук «л»

Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Читайте также:
Звук (Л). Буква Л - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Читайте также:
Предпосылки успешного обучения в школе

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»

Читайте также:
Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Читайте также:
Маленькие секреты учителя-логопеда

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи

Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; • задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); • большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.

Оглавление

  • Предисловие
  • Осень. Признаки осени
  • Овощи. Огород
  • Фрукты. Сад

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «общее недоразвитие речи». И это неслучайно. Ведь воспитатели и родители проводят с ребёнком больше времени, чем логопед.

Данное пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Используя пособие, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

В пособии вы найдёте описания пальчиковых игр, упражнений на координацию речи с движением; задания на развитие общих речевых навыков (диалоги, чистоговорки, скороговорки), игры для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, обогащения словаря, для совершенствования грамматического строя речи, а также стихи, загадки по лексическим темам и тексты для пересказа. Игры, задания и упражнения рассчитаны на детей в возрасте 5–7 лет. Задания различаются по уровню сложности, наиболее трудные задания помечены символом — . В процессе работы дети постепенно овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное общение. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи.

Эта книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребёнка.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Песочная терапия в развитии дошкольников

Ольга Сапожникова, 2014

Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками

Н. Л. Пескова, 2017

Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями

Коллектив авторов, 2015

Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие

Ирина Прищепова, 2008

Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием

Вадим Петрович Глухов, 2017

Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации

Снежана Танцюра, 2016

Развитие речи детей с ОНР с помощью театрализованной деятельности

Е. В. Парфенова, 2013

Тренажер на словообразование

Елена Юрьевна Лосик, 2019

Просто иногда я заикаюсь. Книга для детей от 7 до 12 лет

Элко де Гёуз, 2016

Читайте также:
Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет

А. И. Максаков, 2005

Страна чудесных слов

Т. А. Антропова, 2016

Дифференциация сонорных звуков

Е. И. Шаблыко, 2012

Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)

Г. А. Османова, 2013

Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей

Проект «Родственные слова»

Елена Маркелова
Проект «Родственные слова»

Проект «Родственные слова» совершенствуя устную речь будущих школьников, способствует улучшению грамотности письменной речи.

Участники проекта:

– дети подготовительной к школе группе;

Срок реализации:

Цель:

Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников, совершенствуя их устную речь.

Задачи:

*Познакомить детей с понятием «родственные слова»;

*Продолжать расширять словарный запас детей, систематизировать его по группам родственных слов;

*Закреплять словообразовательные навыки;

*Развивать память, внимание, мышление, творческие

способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

*Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности;

*Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.

Пояснительная записка

Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.

Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Новизна проекта: через использование игровых, инновационных технологий (ИКТ технологий, создание педагогических условий для развития речи в целом, создание книги «Слова-родственники», формировать у дошкольников умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Принципы, положенные в основу проекта:

• Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.

• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность

• Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.

• Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.

• Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.

Гипотеза:

Представленный проект с элементами игровых технологий, использования ИКТ технологий, разработан с учётом возрастных и речевых особенностей детей дошкольного возраста, позволяет формировать у них навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляется умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.

Этапы работы над проектом.

I этап – организационный

– Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.

– Формулировка задач проекта.

– Составление плана совместных мероприятий.

– Подбор и изучение методической, художественной литературы.

– Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток, книжек-раскрасок

II этап – практический:

-организация совместной деятельности учителя-логопеда,

детей, воспитателя, родителей.

– Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

III этап – заключительный:

– Проведение презентации для педагогов ДОУ;

– Игра-соревнование «Раз словечко,два словечко»

– Изготовление и презентация книжек-малышек; книги «Слова-родственники»

Осуществление практической части проекта

Развивающая среда

1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей.

2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.

3. Книга «Слова-родственники» для совместной деятельности детей и педагогов.

4. Книжки-малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством педагогов и в самостоятельной деятельности детей.

5. Книжки-раскраски «Слова-родственники»

Работа с детьми

1. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.

2. Игра-соревнование «Раз словечко, два словечко».

4. Игровая деятельность детей с воспитателем в режимные моменты.

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание книжек-малышек по теме «Слова-родственники».

2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.

Работа с родителями

1. Памятка «Слова-родственники» с играми и упражнениями.

2. Изготовление родителями с детьми книжки-малышки.

Работа с педагогами

1. Консультация для воспитателей ДОУ «Родственные слова».

2. Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.

Читайте также:
Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет

Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение и работа по данному проекту позволяет формировать у детей навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляет умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.

Рассказы с картинками вместо слов для детей | Скачать, распечатать

Родители часто задаются вопросом: как приучить ребёнка к чтению и когда это надо начинать делать? Специалисты рекомендуют не затягивать с этим вопросом. Конечно, нет смысла показывать грудничку карточки с буквами, а вот читать ему уже можно и нужно.

Чтобы скачать лист с рассказом кликните по нему правой кнопкой мыши. В открывшемся окне выберите «Сохранить картинку как». Сохраните на рабочий стол своего ПК и распечатайте.

Как правильно читать рассказы с картинками

Участие в чтении принимает взрослый и ребенок. Взрослый прочитывает часть рассказа, написанную буквами, и делает паузу, когда по тексту встречается изображение. Малыш называет то, что видит на рисунке.

Дойдя до конца текста, взрослый задает вопрос: «О чем был рассказ?», «Как звали …(героев)». Отвечая на эти вопросы, маленький человек проводит большую мозговую работу. Он задействует память, пытаясь вспомнить текст. Внимательность и логику, поглядывая на картинки, воссоздает порядок действий в рассказе. В дальнейшем эти знания, закрепятся в подсознании, и ребенку будет легче писать изложения в школе. Он научится вычленять некоторые моменты и на основании их воспроизводить в памяти весь текст.

Тексты с рисунками вместо некоторых слов бывают разными:

  • чёрно-белыми;
  • красочными;
  • с наклейками.

Их использование во многом зависит от возраста у уровня развития малыша. К примеру, чтобы крохе было интереснее ему можно предложить раскрасить чёрно-белые картинки. Это позволит маленькому человечку лучше запомнить сказку и потом рассказать её своими словами.

Кстати, пользоваться подобными пособиями в электронном виде не стоит. Маленькие дети быстро утомляются, работая со статичными картинками на мониторе компьютера или экране планшета. А значит, подобные занятия будут малоэффективными.

Так что, если нет возможности приобрести сказки и рассказы с картинками вместо определённых слов, то лучше сделать их скачать и распечатать. В процессе занятий эти листочки можно будет собрать в книжку, а затем вместе с ребёнком сделать обложку, для которой он придумает и нарисует какую-нибудь картинку.

Польза занятий

Когда малыш подрастёт его постепенно надо вовлекать в процесс чтения. Для этого можно использовать такие пособия, как сказки и рассказы с картинками вместо отдельных слов. Ещё не умеющему читать малышу такие упражнения принесут немало пользы:

  • восприятие – ребёнок учится распознавать, что изображено на картинке;
  • внимание – концентрироваться на предмете и вовремя его назвать;
  • речь – рассматривая изображение, кроха может самостоятельно рассказать историю;
  • память – пересказ истории по памяти.

Кстати, подобная методика используется психологами в детских садах для проверки знаний и речевого развития детей.

Сказки с рисунками вместо некоторых слов полезны и детям, которые уже учатся читать. К примеру, если малыш уже знает буквы, но ему тяжело соединять их в слова, то картинка поможет ему немножко отвлечься. Как следствие, он не будет воспринимать чтение как нечто утомительное, а значит и сохранит интерес к обучению. Подобный эффект поможет и родителям тех детей, которые сразу невзлюбили чтение.

Кроме того, рассказы с картинками вместо отдельных слов прекрасно развивают фантазию и способствуют развитию речи. А это, по сути, основная причина, по которой детям очень нужно читать.

Книжки, в которых часть слов заменена рисунками, активно используют в своей практике и логопеды. Как правило, ребёнок не стремится проговаривать слова с труднопроизносимыми для него звуками. А вот в процессе совместного чтение весёлой сказки малыш раскрепощается, что значительно облегчает работу специалиста в плане постановки того или иного звука. Логопед, слышит как ребенок произносит слова с труднопроизносимыми для себя звуками в обычной, не принужденной обстановке и делает вывод о том есть улучшение после занятий или нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: