Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

Логопедическое занятие “Парные согласные. Развитие памяти”

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Тип занятия: применение полученных знаний на практике.

Цель: тренировать детей умению различать парные согласные изолированно, в слогах, в словах,

предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Методическая цель: развитие памяти через применение коррекционных упражнений.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику;

развивать память с опорой на слух, зрение, тактильные ощущения (мысленное

ощупывание), артикуляторные кинестезии (проговаривание), мыслительные операции

формировать навыки языкового анализа и синтеза;

расширять словарный запас;

воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, магнитные и пластиковые буквы, карточки с заданием,

карточки с изображением колокольчика, наушников, мяч.

Х о д з а н я т и я:

I. Организационный момент. Сообщение цели занятия.

На доске вразброс магнитные буквы. Предлагается одному ученику навести порядок, построить согласные по парам.

Л о г о п е д. На протяжении нескольких занятий мы учились правильно различать каждую согласную из этих пар. Сегодня потренируемся поработать со всеми парами, закрепить то, что узнали.

II. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на слух.

Игра «Молчанка». Детям раздаются пластиковые буквы: б-п, д-т, ж-ш, з-с. При раздаче можно предложить отгадать букву на ощупь с закрытыми глазами. Далее на каждую пару звуков логопед показывает предметные картинки, называет, дети молча показывают соответствующую звуку букву.

бп д-т ж-ш з-с

банан стол кошка коза

топор лопата ножницы слон

пила карандаши шкаф роза

собака диван нож кресло

Л о г о п е д. Вспомните, какие животные были на картинках? Какие инструменты? Какие предметы мебели?

2. Дифференциация звуков в слогах.

Прослушать, запомнить, повторить ряды слогов, сопровождая движением руки (наушники, колокольчик).

па-ба-па шо-шо-жо ку-гу-гу вы-фы-вы за-за-са до-то-то ши-жи-ши бу-пу-бу

3. Дифференциация звуков в словах.

1) «Превращения слов». Заменить в слове первую согласную на парную, объяснить, что поменялось (буквы, значение). Ученики по очереди работают у доски, остальные записывают в тетрадь, обозначают звонкость, глухость парных согласных.

Бочка-почка, дочка-точка, гол-кол, дом-том, жар-шар, ваза-фаза, злить-слить.

4. Дифференциация звуков в словах.

«Найди ошибки». На доске написаны слова с ошибками. Дети записывают в тетради, исправляя ошибку. Затем предлагается у доски расставить картинки животных в той последовательности, в которой были записаны их названия (волк, лиса, заяц, жираф, кот).

Фолк, лиза, саяц, шираф, код.

Л о г о п е д. Как вы думаете, кто в этом ряду животных лишний и почему?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

1) Игра с мячом. Логопед кидает мяч ребенку, произнося одну из парных согласных, ученик ловит и произносит вторую согласную.

2) Развитие мелкой моторики.

«Стульчик» – к вертикальной ладошке левой руки подставляется сжатый кулак правой. На счет меняются руки.

«Коза-корова» – сначала правой рукой, потом левой, затем синхроннно обоими руками. «Коза» – 2-й и 3-й пальцы вытянуты, остальные в кулак. «Корова» – 2-й и 5-й пальцы вытянуты. Смена положения

3) Глазодвигательные упражнения. Руки перед собой в «замок», начертить в воздухе круг вправо, проследить глазами, затем влево.

5. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

Л о г о п е д. Запомните 4 слова, которые я скажу: яблоко, ветер, кошка, каша. Теперь я скажу новое слово, а вы выберите из тех, что запомнили, подходящее по смыслу к моему: рыжая, холодный, спелое, горячая.

Словосочетание записывается на доске. Ученик находит пару согласных.

Спелое яблоко. Холодный ветер. Рыжая кошка. Горячая каша.

6. Дифференциация звуков в предложениях.

Л о г о п е д. Послушайте небольшое стихотворение. Обратите внимание на слова, которые я буду выделять голосом. Как их можно будет назвать одним выражением?

В понедельник я стирала.

Читайте также:
Перспективный план работы логопункта МДОУ

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач.

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла.

А в субботу торт купила . (П.Башмаков)

Работа по карточкам.

Л о г о п е д. На карточках записаны предложения из этого стихотворения. Вам нужно вписать пропущенные дни недели и в этих словах найти и обозначить все знакомые звонкие и глухие согласные.

III. Итог занятия.

– Какие звуки мы выделяли и сравнивали сегодня на занятии?

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое задание вам запомнилось и понравилось?

Индивидуальные карточки по русскому языку “Парные согласные в конце слов”; 2 класс

Таиркина Галина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

Индивидуальные карточки по русскому языку

«Парные согласные» 2 класс

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

1 Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скоб­ ках пиши проверочные слова.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

Подчеркни парные согласные.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско­шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

Рядом в скобках напиши проверочные слова.

3. Прочитай внимательно .

Русский солда.. (. ) не знает прегра.. (. ) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (. ) даёт. Наро.. (. ) отдаёт свой голо.. (. ) за депутата. Отря.. (. ) солда.. (. ) собрался в похо.. (. ). Зелёный наря..(. ) полей радует гла.. (. ).

Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­ гласный.

Подчеркни парные согласные.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий – летом (хлеба) высо­ кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­ гласный.

Подчеркни парные согласные.

6. Прочитай.Спиши, записывая проверочные слова по образцу:

Нам город Волгоград доро. Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри­совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це­ лый день.

*Образец: дорог – дорога.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ло­жечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, ска­зочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

Образец: берёзонька — берёза.

Подчеркни парные согласные.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Рыбак поймал удочкой маленькую (. ) ры..ку. (. ) Голу..ка| громко воркует. Выросла (. ) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (. ) шу..ку. Красная (. ) шля..ка, белая (. )] но..ка, стоит у (. ) доро..ки, постоит (. ) немнс.ко, попадет! в (. ) луко..ко. В лесу началась (. )ру..ка (. )дро.

Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.

Во втором предложении подчеркни главные члены пред­ ложения.

Собака – друг человека, а волк -. . Железо тяжёлое, а пух . Река широкая, а ручей . Чеснок горький, а яблоко . Ки­сель густой, а суп . . Камень тяжёлый, а известняк. . Дом высокий, а сарай . Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром .

Читайте также:
Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные соглас ные.

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре. кий. На горе рос великолепный са.. .

Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

Исправь ошибки, напиши проверочные слова

7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:

Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

9. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные:

Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.

«Русский язык.2 класс. Карточки заданий.» Л.Г.Моршнева, Саратов: Лицей, 2007

«Русский язык.2 класс. Проверочные работы» Л.Г.Моршнева, Саратов: Лицей, 2009

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Введение. Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных соглас­ных.

ПравилоВ сло­ве пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет в фор­ме это­го сло­ва или в род­ствен­ном сло­ве, если за соглас­ным сто­ит глас­ная бук­ва или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • краб — кра­бы;
  • покров — покро­вы;
  • сапог — сапо­ги;
  • город — горо­да;
  • отказ — отка­зы;
  • голос — голо­са;
  • отклик — откли­ки.
Читайте также:
Игра-презентация: Правильное употребление предлогов

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу про­вер­ки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

  • моло­дёжь — мно­го моло­дё­жи;
  • ера­лаш — нет ера­ла­ша;
  • коробка — мно­го коро­бок;
  • ков­рижка — нет ков­ри­жек.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его зву­ча­ние.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляж­ный;
  • складка -скла­ды­вать;
  • ошибка — оши­боч­ка, оши­боч­ный;
  • лапка — лапа, лапоч­ка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — руба­шеч­ный.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запом­ним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • кос­мо­навт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных. — презентация

Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.

Задачи работы Преодоление отклонений речевого развития детей (формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности; Восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи учащихся; Формирование речевых функций и психологических предпосылок к овладению учебной деятельности.

Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Подобрать слова, где заданный звук был на первом, втором, третьем месте. (например, звук «К» был бы на 1, на 2, на 3 месте : кот, окно, ток). Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков или записать их. Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске: К О Ш К А Каша окна шуба коза аист Разгадать ребус. Из названий изображённых предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово. Какой звук выпал из слова: КРОТ – КОТ, ЛАМПА – ЛАПА и др.

1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

Выделение звука на фоне слога. Формировать умения определять наличие звука в слове. Определение места звука в слове. Выделение слова с заданным звуком из предложения.

2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Дифференциация изолированных звуков. Выделите начальные звуки из слов. Бочка — Почка Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков.

Дифференциация звуков в слогах. Повторение слогов со звуками, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. Придумать слоги с заданными звуками. Преобразовать слоги заменяя звук «З» звуком «С» и наоборот, например, ЗА – СА, ЗО-.. Поднять соответствующую букву После произнесения слогов. Диктанты слогов со звуками.

Дифференциация звуков в словах. Определить, какой звук в словах. Отгадать загадку, уточнить какой звук в слове и определить его место. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (ВОЛК). Подобрать слова со звуком: в начале, в середине, в конце слова. Разложить картинки со звуками под соответствующими буквами. Записать слова в два столбика. Определить значение слов бочка, почка. Сравнить звучание этих слов и найти, в чём их различие. Соедини схемы слов и картинки.

Игра «Кто куда спрятался?

Игра «Из двух слов – третье»

Дифференциация звуков в предложениях. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуками. Назвать слова, определить какой это звук и его место в слове. Повторить предложения со словами, включающими звуки. Назвать слова с нужными звуками. Закончить предложения, выбирая нужные по смыслу слова. В магазине продаётся красивая ……(сова, софа) ….. – ночная птица. Вставить в предложения пропущенные буквы. Солнце сильно.реет. Шумно бе. ут речей. и. Составь из слов предложение. Запиши его. Подчеркни буквы. Катя, грибы, собирала, ягоды, и. Выборочный диктант. Прочитай предложения. Правильно ли они составлены? Исправь их. Запиши правильно. Паутина плетёт паука. Ботинки поставили Петю под стол.

Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки. Вставить в текст пропущенные буквы. Записать рассказ, заменяя каждую картинку словом с буквой з или с. Диктанты текстов со словами, включающими звуки. (зрительные, слуховые, проверочные, творческие)

Таким образом, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико- фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слова, ошибок в словообразовании, бедности синтаксических построений в письменной речи школьников. Специфические ошибки, т.е. ошибки не связанные с применением грамматических правил при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Из этого вытекает важность раннего выявления и коррекции дисграфии.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют

  • звон­кие соглас­ные
  • глу­хие соглас­ные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

ОпределениеЗвонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат при­глу­шён­но.

ОпределениеГлухие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие соглас­ные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таб­ли­це.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать сло­ва:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тос­ка — дос­ка;
  • жар — шар.

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких соглас­ных:

  • жёлудь [ж о л у т’]
  • прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • шо́рох [ш о р а х]
  • шёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в сло­вах:

  • краб [п]
  • пок­ров [ф]
  • сапог [к]
  • город [т]
  • моло­дёжь [ш]
  • отказ [с].
Читайте также:
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

ОпределениеОглушение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го в кон­це или в сере­дине сло­ва на пар­ный глу­хой соглас­ный.

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

  • коробка [п]
  • кол­довство [ф]
  • ков­рижка [ш]
  • догадка [т].

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми:

  • отк­лик («к» или «г»)
  • ера­лаш («ш» или «ж»)
  • голос («с» или «з»).

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих соглас­ных:

  • просьба [з’]
  • отбить [д]
  • сгру­зить [з].

ОпределениеОзвончение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го на пар­ный глу­хой соглас­ный в кон­це или в сере­дине сло­ва перед глу­хим.

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не сов­па­да­ют.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите боль­ше при­ме­ров с пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Дифференциация согласных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф на слух и на письме

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (688 кБ)

Загрузить презентацию (448 кБ)

Загрузить презентацию (880 кБ)

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки.

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “Питон пообедает потом; рыбы в проруби – пруд пруди”.

3. Определение темы занятия. Прочитай слова по первым звукам названий картинок. (Бочка – почка .) Назови первые звуки полученных слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Б – П на слух в словах: балка, палка, забор, лопата, поплавок, бабушка, победа, букашка, потоп, глобус, беспокойный.

2. Составить слова из слогов: боч, ка, ба; па, ба, лу; гай, по, пу; каш, бу, ка; ба , ка, со; на, жи, пру; бан, ба, ра; са, по, ло; ла, ко, об.

3. Подобрать слова к схемам: бабочка, палуба, облака; букашка, пружина, собака; попугай, барабан, полоса.

4. Вставить пропущенные буквы: _очка, _улка, ка _уста, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _ара_ан, _о_еда, _о_лавок.

Физкультминутка.

5. Составить словосочетания: зубная паста, спелые яблоки, полевой букет, пустой пузырек, забавная песенка.

6. Прочитать предложения, исправить ошибки: Паутина плетет паучка. Яблоня созрела на яблоках. Полянка порхает над бабочкой. Тропинка шагала по путнику. Ботинки поставили Борю под стол. Назвать слова со звуками Б – П.

7. Запиши словосочетания в тетрадь. Итог занятия. Чему мы учились на занятии? Какие задания были интересны? Что показалось трудным? Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-го класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв В – Ф на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных В – Ф в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Рукава великану великоваты; на рифах – фрегат; у водопада водопой”.

3. Определение темы занятия. (Загадки: Днем спит, ночью летает, мышей пугает. (Филин.) В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны.) Назови первые звуки слов. Что это за звуки? Хар – ка звуков (согласные, парные, звонкий и глухой).

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков В – Ф на слух в словах: фокус, ворота, конверт, салфетка, фуфайка, февраль, вафли, фарфор, фиолетовый, вывих, светофор.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Где изготавливают конфеты? Куда наливают воду туристы? Чем покрыты дороги в городе? Что открывают для проветривания комнаты? Как называется помещение для овец?

3. Составить слова из слогов: кон, фла; фор, све, то; ле, те, фон; фор, фар; ли, туф; фе, ты, кон; ка, ри, фаб; ква, ты; ле, те, фон.

4. Составить словосочетания, исправить ошибки:

Вафельный кафтан; деревянные торт; фарфоровая форель; вкусная вазочка; дырявый свитер; фиолетовый ворота.

5. Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы. _ комнату через _ орточку _летел _оробей. _ера _яжет _ иолето_ ый шарф. _ едя услышал с _ист и_ олги. И_ан и _асилий _идели в зоопарке _илина, _ азана и жира_ а.

6. Составить предложения из данных слов.

Форточка, Вера, закрывать; ночью, филин, видеть, хорошо; ворота, у, вратарь, стоять; Фаина, фиалки, подарить, Вера Федоровна; Вера Федоровна, в, поставить, фиалки, ваза; Варя, фиолетовые, найти, васильки.

7. Записать предложения под диктовку.

Подведение итогов занятия:

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Д – Т на слух и на письме.

Цели и задачи: закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Д – Т в устной и письменной речи; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать задание; развитие речемыслительной деятельности детей, произвольности в общении.

Оборудование: компьютер, карточки с текстом, тетради, ручки,

I. Организационный момент.

1. Разминка.

2. Повтори за мной: “ Компьютерному пирату в интернете не рады; никто Тане не ткет ткани; не беда, когда бедный, беда, когда вредный”.

3. Определение темы занятия. Загадки:

Дядя Хлыст и тетя Нить простачков пошли ловить.

Одурачить простачков пригласили червячков. (Удочка.)

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Уточка.) Чем различаются эти слова? Какими звуками?

II. Основная часть

1. Дифференциация звуков Д – Т на слух в словах: дыня, тарелка, победа, трудно, радуга, дата, метла, дракон, твердый, командир, дотронулся, тетрадь.

2. Ответить на вопросы полным предложением, назвать слова с заданным звуком: Какая погода бывает зимой? Последний месяц года? Какое вещество находится в градуснике? Какая птица долбит в лесу деревья? Как называется третий день недели? Как называется первый месяц весны?

3. Прочитать предложения, ответить на вопросы:

Перед домом сад. Что позади? Саша зашел за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет? За домом огород. Что впереди?

Над лесом взошла луна. Что внизу? Дуб выше березы. Что ниже?

4. Прочитать предложения. Отметить верное высказывание.

Дерево растет перед домом. Дом растет перед улицей.

Котлету съела девочка. Котлета съела девочку.

Газета читает девочку. Газету читает девочка.

Девочке нужна конфетка. Конфетке нужна девочка.

По волку бродит лес. По лесу бродит волк.

К уроку готовится ученик. К ученику готовится урок.

5. Прочитать предложения, найти ошибки в употреблении предлогов, исправить.

Солнце поднялось под лесом. В дождь нужно ходить над зонтиком. Тапочки стоят под скамейкой. Над яблоней лежат яблоки. Люстра висит под столом. Заяц сидел над сосной. Мыши смеются над котом. Ковер лежит над столом.

6. Прочитать текст, найти ошибки, исправить и доказать.

Однажды дима шел на пасеку ктетушке. Пошел тожть, стало демнеть. Вдруг видит Дима что-то падтеревом. Он па тумал, что это мит веть, а это был кустик. Смишно стало диме.

Читайте также:
Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

7. Составить предложения из данных слов.

Дуть, в, холодный, октябрь, ветры; падать, листочки, с, последние, деревья; готовы, утки, к, дальним, перелеты; зимой, становятся, дни, короче, ночи, а, длиннее; созрели, в, плоды, саду, деревьях, на.

8. Записать предложения под диктовку.

Подведение итогов занятия:

  1. Чему мы учились на занятии?
  2. Какие задания были интересны?
  3. Что показалось трудным?
  4. Оценка работы учащихся.

Карточки-задания на дифференциацию парных согласных

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скоб­ ках пиши проверочные слова.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

• Подчеркни парные согласные.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско­шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

• Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

Рядом в скобках напиши проверочные слова.

3. Прочитай внимательно.

Русский солда.. (. ) не знает прегра.. (. ) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (. ) даёт. Наро.. (. ) отдаёт свой голо.. (. ) за депутата. Отря.. (. ) солда.. (. ) собрался в похо.. (. ). Зелёный наря..(. ) полей радует гла.. (. ).

• Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­ гласный.

Подчеркни парные согласные.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий – летом (хлеба) высо­ кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на со­ гласный.

Подчеркни парные согласные.

6. Прочитай.Спиши, записывая проверочные слова по образцу:

Нам город Волгоград доро. Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разри­совал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь це­лый день.

*Образец: дорог – дорога.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные.


ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ло­жечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, ска­зочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

Образец: берёзонька — берёза.

Подчеркни парные согласные.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Рыбак поймал удочкой маленькую (. ) ры..ку. (. ) Голу..ка громко воркует. Выросла (. ) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (. ) шу..ку. Красная (. ) шля..ка, белая (. ) но..ка, стоит у (. ) доро..ки, постоит (. ) немно. ко, попадет в (. ) луко..ко. В лесу началась (. ) ру..ка (. ) дро.

Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.

Во втором предложении подчеркни главные члены пред­ ложения.

Собака – друг человека, а волк -. . Железо тяжёлое, а пух . Река широкая, а ручей . Чеснок горький, а яблоко . Ки­сель густой, а суп . . Камень тяжёлый, а известняк. .Дом высокий, а сарай . Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром .

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные соглас ные.

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре. кий. На горе рос великолепный са.. .

Читайте также:
Автоматизация звука (л) в словах и фразах - конспект подгруппового занятия для детей 5-6 лет с ФНР

Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

Исправь ошибки, напиши проверочные слова

7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:

Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.

8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

9. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные:

Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе
методическая разработка по логопедии на тему

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_multimediynyh_prezentaciy_v_logopedicheskoy_rabote.docx 15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  2. компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  3. это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  4. компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  3. Усиливает воздействие выступления

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки «Отгадай по первому звуку», речевые игры «Сравни слова», «Назови слово правильно», и т.п. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями.

Заключительная часть занятия может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер.

На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений).

Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

В медиатеке логопеда могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных презентаций в логопедической работе

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ “Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда”

Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучаю­щая книжка с реалистичными картинками, озвучен.

Консультация для воспитателей по теме “Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей”

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, .

Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях

Что такое мультимедийная презентация? Как и с какой целью можно использовать презентацию на логопедическом занятии.

Использование электронных презентаций в логопедической работе

использование электронных презентаций в логопедической работе.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого разви­тия. Одно из актуальных направлений внедрения информа­ционных технологий в работу .

Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

Нет смысла отрицать необходимость
компьютеров, она от этого не исчезнет.

Информационные технологии стремительно входят во все сферы жизни, не остались в стороне и дошкольные учреждения. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике.

В данный момент в логопедической работе недостаточно использование пособий на бумажном носителе. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и презентации.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.
2. Развитие познавательной активности ребёнка.
3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
4. Повышение мотивационной составляющей.
5. Формирование учебной деятельности.
6. Доступность изложения материала.
7. Наглядность и красочность подачи материала.

Презентации – это авторские медиапродукты, которые могут создаваться по всем разделам коррекционной работы, например (презентации прилагаются):

1. «Поём гласные» — работа над развитием дыхания и голоса. В данной работе идёт отработка высоты голоса при произношении гласных, продолжительности и плавности выдоха, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук, привязанной к повторению изученных букв.

2. «Домашние животные» — работа по развитию мелкой мускулатуры рук. Упражнения сопровождаются стихотворными текстами небольшого объёма, т.е. идёт работа над автоматизацией звукопроизношения в текстах. Повторение по лексической теме «Домашние животные».

3. «Осень. Дождь» — работа по лексической теме «Осень», расширение, уточнение словаря по теме за счёт использования эпитетов к существительным, составление предложений, показ красоты осеннего пейзажа.

4. «Работа с текстом» — автоматизация звуков Р, РЬ, составление рассказа с опорой на серию предметных картинок.

Использование презентаций даёт возможность с одной стороны индивидуализировать работу с ребёнком, с другой ввести его в коллективную деятельность. Сейчас в массовых детских садах всё чаще встречаются дети с тяжёлой речевой патологией (особенно в небольших населённых пунктах, где нет специализированных детских садов), но, тем не менее, отсутствие речи в среднем дошкольном возрасте или ТНР не носят массового характера. В этом случае вводим в индивидуальную НОД собственные компьютерные разработки, рассчитанные на исправление патологии конкретного ребёнка.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения.

Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа).

Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка.

Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10:

– 6.9. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости (указаны нормативы к правильности использования проекционного экрана);

– 12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Где может использоваться презентационный материал:

– на непосредственно образовательной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная):
– в ходе проведения артикуляционной гимнастики в утренний отрезок времени;
– при проведении кружковой работы, проводимой учителем – логопедом.

Если вы ещё не заинтересовались данными приёмами работы, попробуйте и вы увидите результат раньше, чем планировали. Вы увидите интерес в глазах малышей и то рвение, с которым они примутся за работу. Не забывайте, что кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

Лутова Елена Юрьевна,
учитель — логопед,
МКДОУ Детский сад №4,
г. Туринск, Свердловская обл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: