Карточки-задания логопеда, логопедические карточки

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Рабочие логопедические тетради

Информационный портал Екатеринбурга

Читайте также:
Лексический материал по теме Синонимы

  • Спонсор школы – “Сима-ленд” — крупнейшая в России оптовая компания
  • Спонсор школы – Футбольный клуб “УРАЛ”
  • Спонсор школы – Трубная Металлургическая Компания (ТМК)
  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Электронный муниципалитет
  • Центр одаренность и технологии
  • ИМЦ Верх-Исетского района
  • Дневник.ру (школьный журналдневник)
  • Научные новости
  • Группа ВКонтакте
  • Школьная новостная сеть
  • Фонд “Золотое сечение”
  • Образовательный центр «Сириус»
  • «Международный детский центр «Артек»
  • официальный портал Екатеринбурга (на данном сайте имеется рубрика “Электронный муниципалитет”, в котором размещена информация по муниципальным услугам)
  • официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Депертамент образования г.Екатеринбурга
  • сайт информационной поддержки ЕГЭ и ГИА по Свердловской области
  • Федеральный институт педагогических измерений

Дата последнего изменения на сайте: 17.01.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Карточки-задания логопеда, логопедические карточки

Уважаемые коллеги! В данном разделе я разместила материалы, которыми пользуюсь в своей работе. Это книги в электронном варианте, дидактические пособия, методические разработки и т.п. Многое я нахожу на просторах интернета, что-то делаю сама. Я всегда с удовольствием делюсь с коллегами своей копилкой, а когда нахожу что-то интересное и полезное в сети, то всегда испытываю чувство благодарности к людям, которые выкладывают свои материалы. Не всегда я запоминаю авторов скаченных материалов, но хочу сказать им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Страничка для коллег

Материалы для обследования устной и письменной речи

Альбом Филичевой Каше.doc

Диагностика дисграфии 1-2 кл.docx

Диагностика дисграфии 1-2 кл.docx

Обслед фонем слуха и яз анализа.pdf

Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.pdf

Симонова Альбом для выявления дислексии дисграфии.pdf

Экспресс-методика обслед письм речи.pdf

Баль, Захарченя. Обследование письма и чтения младших школьников.doc

Логопедическое обследование старших школьников.docx

Смирнова Обследование звукопроизношения.pdf

Ведение документации

Журнал учета логопедических занятий.docx

формулировки коррекционных задач при составлении плана занятия.doc

Планирование логопедических занятий 4-7 класс Боева Коробкина.doc

заполнение речевой карты шпора.doc

Комментарии к оформлению речевых карт.doc

формулировки логопедических заключений.doc

памятка для логопеда по заполнению речевой карты.doc

Отказ от занятий.doc

классификация наруш речи.docx

классификация психических расстройств.doc

Коды и шифры заболеваний.docx

Артикуляционная гимнастика

У бабушки с дедушкой.pptx

Артикуляционная гимнастика для мальчиков.pptx

Артикуляционная гимнастика для девочек.pptx

Рабочая тетрадь к артикул упр.doc

Материалы для коррекции звукопроизношения

Крылова Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.doc

Логопедические упражнения в рифмах.djvu

Матыкина Логопедическая раскраска.doc

Османова Картотека по автоматизации Р.doc

Правила автоматизации звуков.docx

Резниченко Автоматизация звуков.doc

Речевой материал для автом Л.doc

Речевой материал для автом Ч-Щ.doc

Чистоговорки в картинках.djvu

Саморокова шипящие звуки.docx

Игры для формирования звукопроизношения.doc

игры с парными карточками ЖШЧЩ.doc

Реутина Тексты для чтения и пересказа 2.doc

Реутина Тексты для чтения и пересказа.doc

Скворцова И.В. Трудные звук С.doc

Маслова Ускоренная постановка звуков.doc

Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР Ч 1.doc

Формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР Ч 2.doc

Вакуленко Коррекция нарушений звукопроизношения у детей.pdf

Доронина Технология постановки звуков помощью логопедических зондов.doc

Постановка звуков по Архиповой.doc

Материалы для коррекции письменной речи

Игры со словами 1+1.pptx

Читаем без буквы А.pptx

Поймай первый звук.pptx

Алифанова Егорова Развитие правильности и осознанности чтения.doc

Допиши предложение Д-Т.pptx

Допиши словечко тв-мяг.pptx

Звездопад Диффернециация Ж-Ш.pptx

Зина и Зоя в магазине.pptx

Кот-рыболов Дифференциация А-Я.pptx

логопедические карточки 2.doc

На полянке Дифференциация З-С.pptx

Начало середина конец Дифференциация З-С.pptx

Осенние букеты дифференциация Г-К.pptx

Подбери по смыслу г-к.pptx

Подбери словечко Д-Т.pptx

Помоги Кузе Б-П.pptx

Четвертый лишний Д-Т.pptx

Поймай последний звук.pptx

Составь слова по первым буквам.pptx

Андрюхова Л.Л. Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся 1-4 классов).doc

Коррекция оптической дисграфии.docx

Буйко В Парные звонкие и глухие согласные.doc

Делим слова на слоги.djvu

Игры и упражнения с родственными словами.doc

Козырева Путешествие в страну падежей.pdf

Кочеткова Различай О-А.doc

Найди и прочитай Карапуз.doc

Чистякова 1 кл.pdf

Чистякова 2 кл.pdf

Чистякова 3 кл.pdf

Яворская 2-3 кл.pdf

Яворская 3-4 кл.pdf

Костылева Занимательные упр со звуками и буквами.pdf

Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление.doc

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция.docx

Крупенчук игры с буквами.docx

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Яцель Учимся употреблять предлоги приложение.doc

Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.doc

Обведи по точкам. Изучаем буквы и развиваем графомоторные навыки.docx

Полникова Дидактическая тетрадь по русскому языку 1-2 кл.pdf

Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма

Обведи по точкам. Изучаем буквы и развиваем графомоторные навыки

Для профилактики и коррекции оптической дисграфии

“> файл
pdf
391.71 KB

Материалы для развития речи

Истории в каринках.pdf

ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ 2.doc

Опорные картинки для пересказа.doc

Рассказы цепной организации.doc

Учусь пересказывать. Развитие связной речи.pdf

Формирование слоговой структуры слова.doc

Ценина Слоговая структура.doc

Мисаренко Развитие речи 2-4класс конструирование предложений.pdf

Сазонова Куцина Грамматика для дошкольников.pdf

Кучугова Звуки и буквы.pdf

Крупенчук Научите меня говорить правильно.docx

Сюжетные картинки 1 класс.pdf

Сюжетные картинки 2 класс.pdf

Сюжетные картинки 3 класс.pdf

Хомякова Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.djvu

“> файл
rar
738.31 KB

“> файл
rar
350.69 KB

“> файл
rar
131.04 KB

Литература по логопедии

Справочники

Поваляева М.А. Справочник логопеда.doc

Лалаева логопедия в табл и схемах.pdf

Пятница логопедия в табл и схемах.pdf

Елецкая Организация работы логопеда в школе.doc

Иванова Дошкольный логопункт.doc

Аманатова Справочник школьного логопеда.doc

Обучение детей с выражен недоразвитием интеллекта.docx

Сайты для логопедов

Детский портал “Солнышко”

Дефектология для Вас

Интернет-магазин “Всё для логопеда”

Книжный интернет-магазин “Лабиринт”

Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тематику в целом.

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

Представлены обучающие, развивающие и развлекающие онлайн (online) флеш-игры для детей от 3 до 12 лет и взрослых. Для обучения дошкольников и младших школьников особый интерес представляет раздел “Уроки мудрой совы”, предусматривающий разбиение материала на три уровня сложности.

Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика.

Карточки для домашнего задания “Дифференциация звуков Р – Л”

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 1

Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла ал-ар ры-лы
Ло-ро ур-ул ор-ол
Лы-ры ял-яр лу-ру

3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

рад – лад рамка – лавка игра – игла Пров – плов
рак – лак Мила – Кира враг – флаг трон – слон
лама – рама краса – глаза флот – рот плошка – крошка

4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори»

Ра-ла-ра пло-пло-про ро-ло-ро
Ру-ру-лу кра-кла-кла ла-ра-ла

3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:

рубка – голубка выручать – получать игры – иглы
лучей – ручей столы – топоры уплыть – укрыть
прорубь – голубь серый – белый поляк – моряк
Поля – Боря слякоть – крякать пряжка – фляжка
4. Считать до 7 /10/ и обратно « 1 7» – глубокая нора

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л – 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:

Серёжа – лёжа мотылёк – пузырёк Полина – перина
полёт – берёт колючий – горючий футболист – турист
верёвка – пелёнка брюква – клюква лейка – рейка
солёный – варёный Марина – малина перец – палец

2. «Запомни, повтори»

футболист – рис – сорить турист – кипарис – солист
перина – Марина – калина люк – трюк – клюв

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»
– фотографировать голубей

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.

Читайте также:
Конспект урока по развитию речи 'Птицы зимой'

Р – Л – 4

ларь прял лавры люстра прялка
литр грел апрель слесарь тарелка
роль рояль брал рельсы кресло
руль орёл лагерь грелка зритель

* Объяснить подчёркнутые слова.

2. Закончить предложение словом из упр-я № 1

– Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
– Боре и Оле очень понравилось в ….
– Папа повесил новую ….
– Бабушка налила горячую воду в ….
– Дедушка сел в своё любимое ….

3. «1 6 /10/» – тарелка

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л – 5

рослый зеркало боролись королева рассол
горло брали прыгали рулет ларёк
кролик ныряли смотрели каравелла крыло
рыхлый играли маляр рулон стрела

* Составить предложение со словом «рыхлый».

2. «1 7 /10/» – вертолёт; просторный балкон

3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

рассказать историю про кролика

4. Закончить строку словом со звуком Л или Р:

Дедушку зовут Лука, Друг позвал меня на пир,
У него болит … /рука/. Ел я торт и чай я … /пил/
Рисовал художник ламу Зреет на кустах малина,
И картину вставил в … / раму/. Соберёт её … /Марина/.

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л – 6

Лариса карусель календарь верблюд адмирал
балерина акварель журнал дирижабль
напролёт глухарь бурливый ювелир
рыболов леопард Валерий кларнет
мармелад лекарство превратили регулировщик

2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.

зеркало – смотрела тарелка – приготовила
вертолёт – играл мармелад – попросил
стрела – пролетела зрители – кресло

3. «1 7 /10/» – жонглёр; адмирал

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.

1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

2. Счёт от 1 до 7 и обратно – «кларнет», «жонглёр»,
«трудолюбивый жонглёр»

3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.

1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «долгожданная каравелла»,
«прожорливый крокодил».
2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»
фотографировать каравеллу

3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала.

Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.

1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Р-Л

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь

2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

– расправлять складки на покрывале

3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.

1. Проговаривать скороговорки.

Л-Р

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
К полудню Лара с Полей полполя пропололи.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.
Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила.
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

1. Проговаривать и пересказывать.

Читайте также:
Моя страна - конспект НОД

Р-Л

Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.
А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

2. «Слон и комарик» – назвать правильно предметы:

ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона) … – лапа – …
… – глаз – … … – голова – …

1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» – прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!». /Ткаченко Т. А./

2. Подобрать слова из текста:

3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)
длинные ноги – … (аист) длинный хвост – … (леопард)
острые зубы – … (леопард) острый нос – … (лиса)
красная грудь – … (снегирь) длинные уши – … (кролик)

Интерактивная игра «Логопедические карточки»

Тамара Полянкина
Интерактивная игра «Логопедические карточки»

Интерактивная игра «Логопедические карточки» (авторская разработка)

Цель: мотивировать детей на составление собственного рассказа об объекте окружающего мира и создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

За основу построения «логопедической карточки» взято понятие системности, разработанное Г. С. Альтшуллером.

Системное мышление по отношению к объекту –это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

– выбрать объект и определить его функцию;

– определить линию развития во времени как собственно объекта, так и его функции;

– выявить составляющие объекта;

– определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект, определить место функционирования объекта;

– осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Исходя из этих мыслительных шагов, параллельно решая коррекционные задачи, были разработаны «Логопедические карточки», каждая карточка представляет собой «Волшебный экран», состоящий из 9-ти мини-экранов. Левый столбик, состоящий из трех окон, представляет собой прошлое объекта, средний столбик – настоящее объекта, правый столбик – будущее объекта. При этом нижняя строка окон – подсистема объекта, то из чего состоит сам объект или его части, средняя строка – сам объект, его функции, верхняя строка – надсистема объекта, т. е. система в которую входит объект. Каждый мини-экран закрыт занавеской, за которой скрыта игра. Игровые задания в карточкахподобраны с различными задачами: игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие лексико-грамматических конструкций, мелкой моторики рук, так же развитие мышления и воображения. Открывая окна и проигрывая задания дети, не замечая того, знакомятся с системой объекта и могут составить рассказ об объекте окружающего мира.

«Логопедические карты» набраны по лексическим темам и предлагаются детям в конце недели, как закрепляющий материал.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Домашние животные

Дидактическая игра «Логопедические дорожки» для автоматизации и дифференциации звуков Возраст детей: 4-7 лет. Цель: отработка, автоматизация и дифференциация произношения звуков. Задачи: – отработать произношение изолированного.

Авторская интерактивная дидактическая игра Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по занятию О. В. Дыбиной Тема «Помогите Незнайке» Цели: – Развивать познавательные интересы.

Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики» Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Интерактивная дидактическая игра для дошкольников «Четвертый лишний» Дидактическая игра “Четвёртый лишний” развивает у дошкольников логическое мышление, умение классифицировать, обобщать, анализировать, развивать.

Интерактивная игра — Артикуляционная сказка На логопедических занятиях дети с удовольствием выполняют гимнастику для губ, язычка и щёк. В этом помогает интерактивная игра :«Приключения.

Интерактивная игра «Человек и природа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 91.

Интерактивная игра «Дом Дружбы» Цель: создание условий для творческой самореализации детей. Задачи: 1. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;.

Интерактивная игра «Найди 10 отличий». Интерактивная игра “Найди 10 отличий” предназначена для детей 6-7 лет. Данную игру можно использовать в условиях дошкольного учреждения.

Интерактивная игра «Загадки о природе» Интерактивная игра «Загадки о природе» Описание: Интерактивная игра «Загадки о природе» состоит из пяти категорий: природа, растения, насекомые,.

Семинар-практикум «Создай новую игру!» (интерактивная игра) Цель: помочь педагогам овладеть технологией создания новой игры на основе известных игр. Количественный и качественный состав участников.

Картотека логопедических игр и упражнений
картотека по развитию речи на тему

Картотека игр для воспитателей коррекционных групп. Данные игры развивают дикцию, слуховое и речевое внимание, память, активизирую словарь.

Скачать:

Вложение Размер
логопедические игры и упражнения 55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логопедических игры

Развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, умение точно выполнять задание взрослого.

1. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба».

Просьба: подними руки вверх.

Просьба: руки в стороны.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: похлопай в ладоши.

Просьба: топни правой ногой.

Сделай наклон головы вправо и влево.

Поставь руки ан пояс и попрыгай.

Просьба: руки на плечи.

2. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила своем мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.

3. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Рыба бежит к морю.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

Соловей ловит медведя.

4. Реши загадки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Мама младше дочки.

В холодильнике жарятся котлеты.

Мальчики играют в баскетбол.

Пингвин ударил леопарда своим рогом.

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

5. Из трех объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.

Глаз – нос – брови

Стол – полка – стул

Сковорода – блюдце – кастрюля

Слива – персик – груша

Простыня – пододеяльник – наволочка

Ночник – торшер – свеча

Автобус – троллейбус – трамвай

Огурец – морковь – свеча

Юбка – брюки – шорты

Коза – свинья – корова

  1. Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Пример: радуга- картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

  1. Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.
  1. Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…
  • Каждый знает, что новым бывает…
  • Каждый знает, что легким бывает…
  • Каждый знает, что круглым бывает…
  • Каждый знает, огромным бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, глубоким бывает…
  • Каждый знает, полезным бывает…
  1. Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.

Не друг, а … Не мелкий, а …

Не рассвет, а… Не грустный, а …

Не холод, а … Не узкий, а …

Не сахар, а… Не знаменитый, а …

Не конец, а … Не уродливый, а …

Не верх, а … Не зажигать, а …

Не беда, а … Не ловить, а

Не яма, а … Не отнимать, а …

Не вход, а … Не придвигать, а …

Не шершавый, а … Не кричать, а …

Не высокий, а … Не кричать, а …

Не бедный, а… Не спрашивать, а …

Не сухой, а … Не ссориться, а …

Не пушистый, а … Не ломать, а …

Не длинный, а … Не ругать, а …

Не добрый, а … Не плакать, а …

  1. Помоги Незнайке закончить свою мысль.
  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Какой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый, как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же глубокий, как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же шустрый, как…
  • Такой же высокий, как…
  • Такой же ровный, как…
  • Такой же светлый, как…
  • Такой же гладкий, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…
  1. Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считай количество слов, загибая пальцы на руке.
  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я зная 5 крупных птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 мелких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 летающих насекомых…
  • Я знаю 5 животных севера…
  1. Перечисли 3-4 действия, характерных для обоих объектов.

Пример: трактор, строитель – тянет, тащит, шумит, двигается, разворачивается.

  • Девочка, кошка.
  • Трактор, строитель.
  • Телевизор, бабушка.
  • Пчела, папа.
  • Оркестр, стая ворон.
  • Слон, пылесос.
  • Солнце, костер.
  1. Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь – положительное это качество или отрицательное.
  • Смелость. Послушание.
  • Капризность. Чистоплотность.
  • Жадность. Храбрость.
  • Честность. Драчливость.
  • Аккуратность. Замкнутость.
  • Леность. Осторожность.
  • Хитрость. Дружелюбие.
  • Доброжелательность Обидчивость
  • Жизнерадостность. Трусость.
  • Сообразительность. Вежливость.
  • Уверенность в себе. Жестокость.
  • Общительностью Трудолюбие.

9. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах. Пример: в траве живут – кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и др.

  1. Нора.
  2. Сарай.
  3. Море.
  4. Гнездо.
  5. Пруд.
  6. Скворечник.
  7. Дупло.
  8. Река.
  9. Квартира.
  10. Клетка.
  11. Земля.
  12. Подвал.
  13. Лист дерева.
  1. Объясни. Называя только слова-действия.

Пример. Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.

  • Как открыть консервную банку.
  • Как пожарить яичницу.
  • Как сварить борщ.
  • Как собраться в школу.
  • Как вырастить большую яблоню.
  • Как сделать салат.
  • Как накрыть праздничный стол.
  • Как убрать комнату.
  • Как помыть окно.
  • Как поменять постельное белье.
  • Как заменить колесу у машины.
  • Как из салфетки сделать снежинку.
  1. Подробно расскажи – что ты будешь делать, если:
  • У твоей бабушки заболело сердце;
  • Незнакомец входит с тобой в лифт;
  • Ты почувствовал запах газа в доме;
  • Вечером в твоей квартире отключили электричество;
  • Сестренка поранила ногу на улице;
  • За тобой с лаем бежит чужая собака;
  • В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;
  • Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
  • Ты нашел у подъезда больного котенка.

Развитие речевого внимания и памяти

  1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
  • Муравей.
  • Птица.
  • Слон.
  • Бегемот.
  • Булавка.
  • Комната.
  • Капля.
  • Божья коровка.
  • Дом.
  • Гусеница.
  • Муха.
  • Ванна.
  • Бассейн.
  • Пчела.
  • Монета.
  • Компьютер.
  • Кухня.
  • Мел.
  • Ластик.
  • Иголка.
  • Шкаф.
  • Пуговица.
  • Жук.
  • Конфета.
  • Дверь.
  • Кнопка.
  • Таракан.
  • Озеро.
  • Изюм.
  • Море.
  1. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
  • Картошка. Ложка. Окрошка.
  • Апельсин. Длин. Мандарин.
  • Конфета. Котлета. Ракета.
  • Миска. Сосиска. Ириска.
  • Банан. Диван. Барабан.
  • Пироги. Сапоги. Утюги.
  • Лимон. Вагон. Бульон.
  • Мед. Компот. Плот.
  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
  • Пирожок. Творожок. Горшок.
  • Солянка. Полянка. Склянка.
  • Булочка. Будочка. Дудочка.
  • Кабачок. Крючок. Бачок.
  • Ананас. Квас. Контрабас.
  • Салат. Халат. Мармелад.
  • Калач. Кулич. Циркач.
  • Торты. Шорты. Корты.
  • Пломбир. Кефир. Сыр.
  • Жакет. Букет. Пакет.
  • Суп. Зуб. Дуб.
  1. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни- из каких знакомых слов составлены их названия.
  • Огорбузы.
  • Помидыни.
  • Баклачок.
  • Укрушка.
  • Грумидоры.
  • Чеслук.
  • Слижовник.
  • Моркофель.
  • Вишбрикос.
  1. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори четко, громко, не торопясь.
  • Вновь Агата едет куда-то.
  • К деду, Вика, подойди-ка.
  • В океане вода тиха иногда.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • Кабаны, кабаны, не попадите в капканы.
  • Дали Петеньки пятак, не найдет его никак.
  • У дубка дубы, под дубком пеньки.
  • Этот дом с одним окном.
  • Фаина и Нина купили пианино?
  • Над мухой у деда вновь победа.
  • Этот хомяк копает так!
  • Темка, Темка, не ходи в потемках.
  1. Произнеси рифмовку из п.1. так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.
  1. Произнеси рифмовки – трудно говорки* четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения. У тебя получатся скороговорки.

* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в состав. Напротив, все звуки в рифмовке легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.

  • Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
  • У Вани фантик, у Фани бантик.
  • От тополя до тополя много пуха по полю.
  • Пеликан – великан, не попади в капкан.
  • Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги-то оттопали.
  • На мели мы видели налима, а налим, видимо, глядел мимо.
  • По небу вата едет куда-то. Что-то ваты в небе многовато.
  • На фото Фома в фуфайке, а Фаина в кофтайке.

Список используемой литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Альбом дошкольника.
  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
  3. Цвынтарный В.А. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Логопедические игры и упражнения со скакалкой.

Статья посвещена использованию подвижных игр со скакалкой на логопедических занятиях с детьми подготовительной группы, имеющими фонетическое нарушение речи.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека пальчиковых игр и упражнений с предметами и без предметов для детей разновозрастной логопедической группы (5-7лет)

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр с использованием предметов (прищепок, счётных палочек, бигуди, массажных мячей, носовых платочков) и без них. .

Картотека логопедических упражнений по автоматизации звукопроизношения.

Материал предназначен для родителей и воспитателей, которые хотят закрепить правильное произношение звуков у детей.

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме «Новый год»

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме “Новый год&quot.

Картотека логопедических игр по развитию лексико – грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста “Логопедические пятиминутки”

Картотека словесных игр “Логопедические пятиминутки” подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п.

“Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений.”

Консультация для воспитателей “Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений.” Консультация содержит .

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: