Карточки для автоматизации звуков

Карточки по автоматизации звуков. Родителям

Са-са-са

Саня идет в сад.

У самого носа оса.

Высоко в небе самолет.

Самолет идет на посадку.

Сане купят новый самокат.

У Сани сани едут сами.

Саня видел салют.

Саня сам надевает сапоги.

Собаке дали сахар.

Со-со-со

Сонный сом на дне.

Днем совы не видят.

Соня, купи маме соды.

Собаке дали кусок мяса.

Сорок сорок клюют кусок

2 Су-су-су

Суп несут в судке.

Соне налили супу.

В саду сухой песок.

Несут елку из лесу.

Сосулька упала в сугроб.

Высоко на суку сова.

В субботу Соне купят посуду.

Соня рисует самолет.

На елке сухой сук.

Сы-сы-сы

Сын тети Вассы сыт.

Соне купили весы.

У тети Вассы новые бусы.

Автобусы едут в Сокольники.

Ах вы, косы, косы русые!

3 Ас-ос-ус-ис-ес-ес

У нас погас газ.

Саня покупает ананас.

Трус один в лес не пойдет.

Матрос натягивает парус.

Таня любит ирис «Кис-кис»

Соня и Саня идут в лес.

Ста-сто-сту-сты

Из теста пекут сайки.

Стул стоит у стола.

Купили зубную пасту.

Ставьте стакан на место.

Поезд идет восток.

На столе листы бумаги.

На выставке рисунки детей.

За кустами мы видели аистов.

Летит стая уток.

4 Ска-ско-ску спа-спо-спу

Скамейка стоит в саду.

Суп налили в миску.

Саня испугался сороки.

В миске вкусный суп.

Соня искусана осами.

Вывеска прибита низко.

Сане купили маску.

Он сказал: «Спасибо!»

Сла-сло-слу-слы сна-сно-сну-сны

Весной ясные дни.

Слава снова влез на сосну.

Саня сломал весло.

Соня видела слона.

5 Си-се-сё-ся-сю

Сети висят в сенях.

Сима и Вася едут на такси.

Ася и Люся – сёстры.

Сёмга – вкусная рыба.

У моста семафор.

Дядя Сеня косит косой.

Сёма покупает сосиски.

Сёма и Вася поймали карася.

Снова наступают весенние дни.

Сегодня дома вся семья.

Аьс-ось-усь-ясь-есь-ись

Карась на сковородке.

Лось стоит у кустов.

Я мчусь на санках.

Под мостиком гусь и гусыня.

6 Сти-сте-стя-стю спи-спе-спя-спю

Сни-сне-сня-сню сли- слё-сле-сля

Сви-све-свя-свю ски-ске-скё-скя сми-сме-смё-смя

У нас сегодня гости.

На Стёпе новый костюм.

Стёпа свистит в свисток.

Сумка висит на стене.

Света списывает стихи.

Все спят темноте, а сова не спит.

Киска ест сметану из миски.

В саду повсюду много снегу.

Соня спит и видит сон.

У нас есть стихи:

«Костик – мамин хвостик».

7 Стихи на С

Киска и миска

Ест киска суп из миски,

Сыта киска – пуста миска.

Салют.

Смотрит Света сквозь стекло:

На дворе светлым – светло.

Поздний вечер за окном,

А кругом светло, как днем.

Это в небо голубое

В честь Победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский праздничный салют.

8 За-за-за

Лиза умеет вязать.

Детям загадывают загадки.

Папа идет на завод.

Мне купят зайку и мозаику.

На окне ваза с незабудками.

Дом закрыт на замок.

Не забудь закрыть дверь.

Зо-зо-зо зу-зу-зу зы-зы-зы

Зою зовут домой.

У Лизы в ноге две занозы.

В зоопарке мы видели зубра.

Зою никогда не наказывают.

У Лизы болят зубы.

Зоя забыла зонтик у Лизы.

Зоя любит музыку.

9 Зда-здо-зду-зды зна-зно-зну-зны зва-зво-зву-звы

На здании знамя.

Воздух в лесу полезен для здоровья.

Дрозды вьют гнёзда.

Никогда не опаздывай на занятия.

Мы видели на празднике знамёна.

Одно знамя в руках у дяди Захара.

У Зои много знакомых детей.

Зою позвали домой.

Зимой завалило здания.

Зи-зе-зю-зё-зя

Зина везёт заводную козу.

За окном ветки бузины.

В окно залетел зяблик.

В низине появилась зелень.

Папа покупает в магазине изюм.

10 Зде-зди-здя зме-зми-змя зне-зни-зня зве-зви-звя

Зина, возьми газету.

Змея ползет по земле.

У змеи длинный язык.

Вазу разбили вдребезги.

Зеленеют грозди винограда.

Дети запускают змея.

В зоопарке много зверей.

Зверей нельзя дразнить.

Ездить верхом полезно.

Зоя, сбегай за Зиной!

Козёл обглодал берёзу.

Зине купили тазик в магазине.

В зоопарке дети видели зебру, обезьяну.

Зине намазали нос вазелином.

Козёл привязан к забору.

Звёзды.

Звёзды видели мы днём.

За рекою над кремлём.

11 Дифференциация звуков С-З, СЬ-ЗЬ

Соня Сене загадывает загадку.

У Сени заболели зубы.

Сазан – вкусная рыба.

Зоя возит Соню в коляске.

Зина знает сказку про серого козлика.

Зина заснула крепким сном.

12 Ац-оц-ец-иц-яц

На картине нарисован индеец.

В гнезде, наконец, появился птенец.

Этот птенец не летает.

Вовин отец – известный певец.

Вот и конец охоты.

Ца – цо – цу – цы – це

13 Ца – цо – цу – цы – це

В цветнике цветут цветы.

На улице больница.

Цыплята клюют яйцо.

На блюдце леденцы.

У мамы на пальце кольцо.

Певец поёт на концерте.

В пятницу в детском саду будут танцы.

Цапля – это птица.

Собака цибик на цепи у крыльца.

14 Дифференциация звуков Ц и С.

Москва – столица России.

Поезд останавливается на станции.

Света скоро будет первоклассницей.

Лисица греется на солнце.

Синица сидит на суку.

Синица, скворец и курица – птицы.

Песцы водятся на севере.

Светит месяц, светит ясный.

15 Дифференциация звуков Ц и С.

Цыплятки

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Пингвиията

Мы — два брата, два птенца.

Мы недавно из яйца.

Что за птица наша мать?

Где её нам отыскать.

Мы делили огурец

Мы делили огурец:

Меж концами щёлка.

16 Ша – ша – ша

У Димы шапка – ушанка.

Маша надевает шапку.

Миша и Наташа шагают в ногу.

Алеша покупает шарик.

Катюша видела шакала в клетке.

Яша вешает шарф на вешалку.

«Хороша каша», – говорит Миша.

Читайте также:
Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Яша едет на лошади.

Наша Даша никогда не шалит.

Лошадь идет шагом.

Шо – шо – шо шу – шу – шу

Машутке шьют новую шубу.

На шубе виден шов.

Я ношу новую шубу и шапку.

17 Ши – ши – ши ше – ше – ше

Машина Орешек Вермишель

Горошина Горошек Решение

Миша моет шею и уши.

У машины новые шины.

Машенька, дай башенку.

Тише, мыши, кот на крыше!

У Шавки новый ошейник.

Наташа, надень калоши.

Наташа сшила на машине кукле шапку.

Маша несёт кувшин.

Аш – ош – уш – иш – ыш – еш – ёш

У Алеши новая книжка.

Тот багаж ваш, а этот наш.

Малыш уронил карандаш.

Миша пойдет в душ.

Мышь шуршит бумагой.

Мышь портит рожь.

18 Шка – шко – шку – шки

Мои книжки в шкафу.

Мышка убегает от кошки.

У Миши шишка на макушке.

В шахматах не хватает пешки.

Кошка катает катушку.

У бабушки в шкатулке много катушек.

Верушка любит лепешки и ватрушки.

Дедушка и бабушка хотят тишины.

Миша уже школьник.

Он ходит в школу.

Шта-шты-што-шту-ште шня-шни-шне-шню Шва-швы-шво-шву-шве шла-шлы-шло-шлу Шпа-шпы-шпо-шпу-шпе шля-шли-шле-шлю

19 Шта-шты-што-шту-ште шня-шни-шне-шню Шва-швы-шво-шву-шве шла-шлы-шло-шлу Шпа-шпы-шпо-шпу-шпе шля-шли-шле-шлю

Швея шьёт на швейной машине.

Мишины штаны надо штопать.

На окне широкая штора.

Миша и Маша ушли в школу.

Маша нашла в мешке шпагат.

В нашей конюшне лошадь.

У мамы шляпа с широкими полями.

Шлюпки шли к берегу.

Бабушка

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.

Читает им книжки, поёт перед сном,

Гулять ребятишек ведёт вечерком.

Пекарь

Я песок мешаю с глиной, как муку.

На горячем камне к ужину пеку;

крендель для матрёшки, клоуну — лепёшки,

пряники для Мишки, заиньке — коврижки.

20 Жа – жа – жа

уезжать из города

дрожать от холода

Жо – жо – жо

Жать надо жаткой.

У Жоры есть флажок,

Жёлтую кофту прожёг утю­жок.

Жора крепко держит фла­жок.

Над этим этажом, два эта­жа.

Мама жарит пирожок.

Пожарные тушат пожар.

Жу – жу – жу

21 жи – жи – жи же – же – же

Жене нужен ножик.

Ножи лежат на полке.

Жирафы живут в Aфрике.

Женя живёт на пятом этаже.

Жаба и ёжик — животные.

Женя дружите Жорой.

Моржи не любят жары.

Жоре покупают лыжи.

Женя дежурит на первом этаже.

Жда – ждо – жду – жде

Жна – жно – жну – жни – жне

Жма – жмо – жму – жми – жме

22 Дифференциация звуков Ш и Ж

Ша – жа шу – жу ше – же

жо – шо жи – ши шо – жо

ши – жи ша – жа жу – шу

У Маши живут кошки и ёжик.

У Наташи плюшевый медве­жонок.

В книжном шкафу много книжек.

Женя кушает хорошо.

Миша и Женя пишут.

Бабушка вяжет шарф.

У Шурика день рождения.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжёлый на жуке кожух.

23 Дифференциация звуков Ш и Ж

Жук жужжит: — Жу-жу-жу!

Я живу — не тужу.

Всё над ухом жужжу

Встретил в чаще ёж ежа:

И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Горит на.солнышко флажок,

Как будто я огонь зажёг.

24 Ач – оч – уч – ич – еч – юч – яч

ткач ночь бич ключ

врач дочь кирпич меч

кала прочь печь колючка

грач обруч речь мяч

Врач лечит больного.

Ключ упал на кирпич.

Врач попросил больного лечь.

Бич-— это кнут.
Вова, не потеряй ключ.

Ча – ча – ча чо – чо – чо

чай туча жучок волчонок

чайка дача бочок галчонок

чайник кочан печенка волчок

чашка каланча пчелка пятачок

На тачке куча глины.

Девочка летом отдыхает на даче.

Фамилия этой девочки Ткачёва.

Таня Ткачёва получает отличные отметки.

25 Че – че – че чи – чи – чи чу – чу – чу

Научите Вову читать.

Бабушка печёт внучке печенье.

Чижик — маленькая птичка.

Вот чей-то чемодан.

Девочка помогает маме чинить чулки.

Девочка учит чижика читать

Вот мученье. Он читать не хочет.

У мальчика Вити новый мячик.

Горячи в печи калачи.

Чёрный грач – враг червяков и личинок.

Чка – чко – чку – чки чта – что – чти – чте

26 Дифференциация звуков Ч и ТЬ

Я хочу качаться на качелях.

У кошечки котёночек.

Петь надо громче.

Петя любит тянучки.

Тётя печет печенье.

Наша Таня громко плачет-

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

Подогрела чайка чайник.

Пригласила восемь чаек:

– Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

27 Дифференциация звуков Ч и ТЬ

Наша Таня громко плачет-

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

Подогрела чайка чайник.

Пригласила восемь чаек:

– Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

Вовочке пять лет. Сестричка Таня учит его читать. Вовочка уже читает слова: мама, папа, чай, туча, мячик.

Вот какой невежда чижик – не читает чудных книжек!

Научить его хочу, но никак не научу!

Скачет он и днём и ночью и о чашку клювик точит.

Ну и чиж! Такой чудак! Я читаю – он никак!

28 Ща – ща – ща що – що – що

Ще – ще – ще

Щенок тащит щётку.

Мама угощает детей щами.

Читайте также:
Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Площадь вымощена щебнем.

Мы щелкаем орехи.

Щеглята щебечут на ветке.

Из щетины делают щётки.

Щенку прищемили лапку. Он запищал.

На площадке лежат щепки.

щи – щи – щи щу – щу – щу

29 Ащ – ащ ощ – ощ ящ – ящ ещ – ещ ющ – ющ ущ – ущ

В дождь надевай плащ.

У щенка на щеке клещ.

Щука – хищная рыба.

Лещ – это рыба, а не вещь.

Женя – настоящий товарищ.

Настоящий товарищ приходит друг другу на помощь.

На ветке щебечет щегол.

Щи да каша – пища наша.

Вещи лежат в помещении.

Мы обещаем маме беречь вещи.

Нас угощают жареной щукой и овощами

В ящике лежат клещи и щипчики.

Я чищу щуку, помогаю маме.

Дети сами выращивают овощи.

Клещами тащу гвоздь.

30 Дифференциация звуков ш и щ

Ша – ща ше – ще шу – щу шо – що ши – щи

У Алёши новая игрушка – шагающий экскаватор.

Маша Щеглова печатает на пишущей машинке.

У Миши Щукина хорошие товарищи.

Наташа моет овощи.

31 Дифференциация звуков ч и щ

У мальчика пушистый щеночек.

Около нашего дома новый почтовый ящик.

Я чищу вещи щёточкой.

Девочки качаются на дощечке.

Точильщик точит ножи.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

Вот тащит щенок на кухню какую-то щепку. Мама со щёткой — за щенком. Щенок затащил щепку под плиту и тявкает оттуда.

— Ну-ка вылезай сейчас же, — сердится мама, — а то щёткой угощу! Щенок со своей щепкой — пулей в комнату. Ну и щенок! Такой баловник!

1. Что делает щенок?

2. Как мама к этому относится?

3. Что она сказала щенку?

4. Что щенок сделал после этого?

32 Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Автоматизация звука «С» в картинках

Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок будет полезна учителям-дефектологам и родителям малышей с нарушениями речи.

После того, как поставлен звук «С» начинается его автоматизация. Сначала звук автоматизируется изолированно, например, из крана течет водичка: С-С-С…

Далее задания усложняются и переходим к автоматизации в слогах. Но для того, чтоб ребенку было интереснее произношение слогов рекомендуется обыграть. Для этого можно скачать Бродилки в интернете , можно сделать их своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

Ребёнок повторяет слоги и идет пальчиками по бродилкам. Заодно это будет полезно и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Во время занятий ВАЖНО постоянно следить за артикуляцией звука [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

1. Автоматизация звука [с] в прямых слогах:

  • СА – СА – СА – СА – СА
  • СО – СО – СО – СО – СО
  • СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
  • СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
  • СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ

2. Звук [с] в обратных слогах:

  • АС – АС – АС – АС – АС
  • ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
  • ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
  • УС – УС – УС – УС – УС
  • ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
  • ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС
  • ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС
  • ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

3. Автоматизация звука [с] в интервокальных слогах:

  • АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
  • АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
  • АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
  • АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
  • АСА – УСА – ОСА – ИСА
  • АСО – УСО – ОСО – ИСО
  • АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
  • АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

4. Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных:

  • СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
  • СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
  • СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ
  • СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
  • СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
  • СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
  • СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
  • СКА – СКО – СКУ – СКЫ
  • СВА – СВО – СВУ– СВЫ
  • СФА – СФО – СФУ – СФЫ
  • СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
  • СМА – СМО – СМУ – СМЫ
  • СНА – СНО – СНУ – СНЫ

5. Автоматизация звука [С] в словах, звук в начале слова:

СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва, со-фа;

СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;

СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой, суг-роб, су-дак;

СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать;

6. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных:

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

7. Автоматизация звука [С] в середине слова:

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;

Читайте также:
Логопедическая программа для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии в специальной школе-интернате 8 вида для 5-9 классов

АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но, бас-ня;

СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок, ко-ле-со;

  • ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
  • СУ: не-су, па-су, по-су-да;
  • УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;
  • СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
  • ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
  • ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
  • ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
  • ЮС: бюст;
  • ЯС: яс-ный.

8. Автоматизация звука [С] в конце слова:

  • АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
  • ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
  • УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
  • ЫС: мыс, ку-мыс.
  • ИС: Де-нис.
  • ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
  • ЕС: на-вес.
  • ЯС: по-яс.

9. Автоматизация звука [с] в словах с двумя этими звуками:

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Можно закреплять звук С , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком С (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало стола, не стало самовара и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком С, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, стол, сова, рак, сок. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука С).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, сова — много сов, стул — много стульев, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — СКАМЕЙКА, к маленькому — СКАМЕЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — сумкА, но две, три, четыре — сумкИ, пять — сумОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок поможет родителям и учителя-дефектологам сделать занятия более увлекательными.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Улитки на звук С
  5. Автоматизация звука С в слогах и словах
  6. Словосочетания для автоматизации звука С
  7. Автоматизация звука с в чистоговорках
  8. Стихи со звуком С
  9. Раскраски на звук С
  10. Автоматизация звука С в текстах
  11. Скороговорки на звук С
  12. Автоматизация звука Р
  13. Автоматизация шипящих звуков
  14. Дифференциация звуков
  15. Развитие речи
  16. Обучение грамоте
  17. Дидактические игры
  18. Раскраски со звуком Р

Желаем всем успехов и позитивного настроения.

Карточки для автоматизации звуков С-СЬ.

Карточки для автоматизации звуков С-Сь используются на коррекционно-развивающих занятиях. В карточках подобран и систематизирован материал, который учитель-дефектолог может использовать в качестве домашнего задания.

Содержимое разработки

Карточки по автоматизации звуков

С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах

Са – со – су – сы су – сы – со – са

Со – су – са – сы сы – се – са – со

Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, краса, колбаса, гусак.

Соня, соль, сок, сон, сом, сопка, сотня, сокол, совы, песок, кусок, голосок, колосок, осока, колесо, фасоль, рассол, носок, лесок, босой, высокий.

Сумка, сук, суп, суть, сурок, суд, судно, сухо, рисую, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Сын, сыт, сыпь, сынок, сырок, сыпать, сыч, носы, весы, косы, кассы, лисы, усы, босые, посылка, посыпка, волосы, полосы.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Сани колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.

С №2 С в сочетании с согласными звуками

Сварить, свалить, сваи, сварка, свадьба, свой, свод, небосвод, освободить, сводный.

Скала, скатерть, скакалка, скакать, скамейка, сколько, скоро, сковорода, скупить, скулить.

Сла, сло, слу, слы

Слава, сладко, славно, слабый, словно, слон, слово, слух, слушать, случай, слыть, слышать.

Сму, смо, смы, сна, сно, сны

Читайте также:
Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, снова, сноп, сны.

Спартак, спать, спалить, спор, спорт, спокойно, спутник, спутать, спугнуть.

Ста, сто, сту, сты

Стая, сталь, стакан, стать, ставни, ставить, старик, стол, стоя, сто, столько, стойка, стопка, стон, стук, ступа, стужа, студень, студить, ступеньки, стынуть.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – вот летит оса.

Су – су – су – не боюсь осу.

Сы – сы – сы – нет осы.

Со – со – со – у Сони колесо.

С №3 Произносить предложения

У сома усы. У папы усы. У осы усы. Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка. В беседке скамейка. Судно идет к полюсу. Соня несет сумку. Собака ест мясо. Наступила осень. Осыпались листья. На суку сидит сорока. Днем совы спят. Мама сварила суп. В огороде растут подсолнухи. В стакане сок. У Саши новая сорочка. На соломе сидит собака. Высоко в небе летит самолет. В саду стоит стол и скамейка. Самосвал свалил песок. Слава видел космонавтов. Соты с медом. Сухая солома. Новая софа. Суп с салом. Соленое сало. Сытный суп. Сутулая спина. Соловьиная песня. Я спал на соломе. Соня солила салат. Саня написал письмо Соне. У Ларисы новые сапоги. Саня снял сандали. Соня спала на соломе. Слава сломал стул. Соня пела соло. Блюдо со спелыми сливами поставили на стол. Самолет летит высоко над лесом. Самолет оставил в небе белый след. Толстый слой пыли на столе.

Выучить стихотворение:

Сам горел самовар, Сам пыхтел,

Сам гудел самовар, Сам дым пускал.

Сам шипел самовар, Сам урчал,

Сам кипел самовар, Сам бурчал,

Сам свистел, Сам чайком нас угощал.

Сам сверкал, Самовар недаром

С №4 закрепление звука C в обратных слогах и словах

Ас – ос – ус Ос – ис – ес Ос – ус – ыс Ёс – юс – ис Ыс – ес – яс Ес – ас – яс

Бас, нас, квас, погас, астра, каска, басня, масло, маска, опасно, ласточка, паста, мастер, ананас

Нос, рос, мост, рост, хвост, оспа, острый, вопрос, трос, космос, покос, волос, поднос, насос, восход, соска, сосна, состав, снос, скос, спрос,постовой

Вкус, ус, густо, пусто, капуста, русский, грустный, мусс, палтус, соус, суслик, страус, спуск

Мыс, кумыс, выступ, выставить, рыскать, выслать

Ясный, ястреб, тряска, коляска, пляска

Леска, лес, место, вместо, навес, тесто, весло, весна, интересно, тесно, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла,

Рис, писк, риск, миска, киска, Борис, искра, кислый

Выучить чистоговорки:

Ас – ас – ас – я пью квас. Аска – аска – у Сони маска.

Ос – ос – ос – у собаки нос. Иска – иска – у Сони миска.

Ис – ис – ис – я ем рис. Оска – оска – у сони соска.

Ус – ус – ус – я ем мус. Уска – уска – у Сони блузка.

С №5 автоматизация звука С в предложениях

У нас погас газ. Саня пил квас. Усталый Вася сразу уснул. На клумбе растут астры. Борис

любит кислую капусту. Береги нос в трескучий мороз. У артиста красивый голос. Сосна

растет у моста. Ветром у нас унесло парус. Мы стали грести веслами. Пастух сидит у костра.

По мосту идет автобус. В саду спелые и сладкие абрикосы. У Аси красивые бусы. Из костра

летят искры. Пес Барбос грыз кость. Сливовый мусс. Лисий хвост. Сосновая смола. Осиновый лес.Полосатое платье. Ананасное суфле.

Соль соленая, солью солят. Сладости сладкие, сладостями сластят. Кислота кислая, кислотой

окисляют. Маслом маслят. Посылку посылают. Подстилку подстилают. Настил настилают. На

подставку ставят. Соску сосут. Соль в солонке, а масло – в масленке. Лесник в лесу, а садовник – в саду.

Выучить стихотворение:

Осыпается лист в лесу,

Сильный ветер свистит, словно всем говорит:

«Скоро снега сюда нанесу!»

С №6 автоматизация звука С в связном тексте

Перескажите текст:

СВИНЬЯ В ГОСТЯХ

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую

скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в

подсвечниках поставила. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на

стол и все сожрала, даже сирень. С тех пор собака на свинью сердита.

Вася – опытный следопыт. Он понимает лес. Все в лесу оставляют свои следы. Вот следы лося. Лось сломал ствол молодой осины. Вот следы лисы. Лиса поймала сову. А вот сова села на пень и оставила массу пуха. И лиса оставила пух из хвоста. Весной лоси и лисы линяют.

Подарил мне папа Мы спросили

Ох, и струсил я сперва! – Как смола

Два дня К тебе прилипла?

Его боялся, – Не смола, –

А на третий Сказал Филипп, –

Он сломался. Это я к смоле прилип!

С №7 автоматизация звука С в стихах

Спи, младенец мой прекрасный, Такой мороз! Такой мороз!

Баюшки – баю! Берет за нос, дерет до слез,

Тихо смотрит месяц ясный Такой мороз трескучий,

В колыбель твою. Пристал, пристал, прискучил.

Стану сказывать я сказки, Такой мороз! Такой мороз!

Песенку спою, Укроешь нос, к бровям прирос.

Ты ж дремли, сомкнувши глазки, Такой мороз здоровый!

Баюшки – баю! Идет, хрустит дорогой!

ЯБЛОКО Утром кот

Что за яблоко! Оно Принес на лапах

Соку спелого полно. Первый снег!

Так румяно, золотисто, Первый снег!

Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

Так свежо и так душисто, Он имеет вкус и запах,

Будто медом налилось, Первый снег!

Видны семечки насквозь. Первый снег!

С №8 автоматизация звука С в стихах

ВСЕ СНЕГ ДА СНЕГ…

Все снег да снег, весь лес стоит в сугробах, У длинноносых длинные носы,

Седые сосны искрами блестят, У длиннохвостых длинные хвосты,

Сверкает снег и на лесных дорогах, У длинноусых длинные усы,

Спокойно все кусты под снегом спят… У длиннокосых длинных две косы.

В лесу все стихло. В саване искристом Спокойно спит сосна в лесу,

Спокойно спят осенние листы, А снег совсем уж на носу.

И только ветер с тихим странным свистом Снег до весны сосну хранит,

Слегка ласкает сонные кусты. И пусть сосна спокойно спит.

И если вдруг лиса хвостом ворсистым Сонные сосны, сонные ели

Слегка коснется сонного куста, В саване снега стоят,

То снега ком рассыплется на искры Лес усыпили снега и метели

И вновь уснет лесная красота… И снегопад, снегопад

СЬ №1 автоматизация звука СЬ в слогах и словах

Ся – сё – сю си – се – сю

Сю – ся – сё се – си – сю

Ся – си – се си – сё – ся

Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток, Ася, Вася, Люся, десять, месяц, косят, бросят, носят, весят, спросят.

Сёма, сёла, сёмга, сёдла, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, новосёл, тесёмка, Асю, Люсю, Васю, сюда.

Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, сильный, синька, осина, косилка, висит, лисичка, укусил, керосин, погасил, Сибирь, сидеть, сигнал, силач, сироп, сирень, ситро, синева, носит, косит, просит, бросит, персик, василёк.

Сено, сев, сел, семь, Сеня, сечка, серый, серьги, сеялка, семечки, кисель, висел, посев, осенний, весенний, осень, восемь, село, себя, седой, седок, сезон, секрет, семена, серебро, секунда, селёдка, пасека, плесень.

Ось, весь, брысь, гусь, лось, рысь, брось, боюсь, борюсь, Васька, моська, письмо, моюсь, восьмой, тесьма

СЬ № 2 слова со стечением согласных

сва, све, сви

Свет, сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок, свёкла, сверток, свёрла, свитер.

сле, слё, сли, сля

След, слива, слёт, сливки, слить, слякоть.

сме, сми, смя, сне, сни, сня

Смех, смелый, смена, сметана, смирный, снег, смять, снежок, снегирь, снимок, снять.

спе, спи, спя, стё, сти, сте

Спеть, испечь, спелый, спица, спичка, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, стена.

Слова с двумя звуками С

Свист, смесь, снести, слесарь, спросить, скрести, сесть, сестра, сеанс, силос, совсем, сосёнка,

сосиски, сессия, отселился, насиделся, отсиделся, отпросился, относился, веселился, поселился, выселился, сенокосилка, уселся, система, сюсюкать.

СЬ № 3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Симе семь лет. Асе восемь лет. Сима и Ася сидят в саду. Вася сеет салат. Ася сеет семена. Тося посеяла свёклу. В реке сети. Рыбаки тянут сети. В сетях много сельди. Муку сеют ситом. Овёс посеяли сеялкой. Наступил весенний сев. Выпал снег. На снегу следы лося. На снегу следы лисы. Тося гонит гусей. Дети сели на сено. Гости сели за стол. В классе сидят смирно. На осину села синица. Сеня спит на сене. Сима спит на постели. Стадо погнали в степь. Ася каталась на ослике. На севере наступила осень. Сеня и Сёма купались в бассейне. Костя надевает серый свитер. У Васи синий костюм. Рысь – хищный зверь. Настя остановила такси. Ловись, рыбка! Кончилось лето и началась осень. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Сёма сидит в седле. Песок на носилках. Семь советов дал судья.

Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут

Подъехала Ася. Она достала хлеб, сало, соль, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали. В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Ася всё подливала ему воды.

СЬ №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ася спит в постели. Асе снятся сны. В доме все спят.

Соня ела сливы. Сима ела арбуз. Люся ела смородину.

Стоит сухая осень. Листья осыпались. Тихо в осеннем саду. Слава любит стихи. В саду стоит беседка. Слава сидит в беседке. Соловей сидит на ветке.

Наседке насыпали просо. В саду ходят гусь и гусыня. В кустах свистят соловьи. Москве минуло восемь столетий. Сегодня Соне исполнилось семь лет. Сёма принес из лесу связку хвороста. Несет меня лиса за темные леса. Мы сидим на лесенке и поем мы песенки. Солдаты дали присягу. У костра веселый смех и пляски.

Не спится колючке Лисица озорница.

Снится сирени – сиреневый сон, Прошла лисица под кустом

Снится малине – малиновый сон, И обожгла траву хвостом.

Рябине – рябиновый снится … Огонь по веточкам полез,

И только колючке не спится. И запылал осенний лес.

Колючка боится, что сон ей приснится

Колючий – колючий, как спица.

СЬ №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В СТИХАХ

Листья с осин осыпаются Все снега да снега,

осенью, Все снега да сугробы,

Листья и с клена слетят, Весь лес и все поле в снегу,

Осень оставит одетыми А сквозь снег проступают

сосенки – лесная дорога

Пусть до весны постоят. Да лисьи следы на лугу.

Над сосной летит Старый заяц сено косит,

синица. А лиса сгребает.

Под сосной сидит Муха сено к возу носит,

лисица. А комар кидает.

Кусты и деревья Новый сарафанчик

Уснули кругом – Из цветного ситца.

Укрылись они В новом сарафане

Голубым серебром. Дома не сидится.

Лишь серому волку Приутихнет ветер,

Читайте также:
Интеграция в сфере образования

Не спится, Приумолкнут птицы,

Он по лесу ходит Увидав мой новый

И злится… Сарафан из ситца.

А ты одеялом укройся

СЬ №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ

В лесу темно, Соня, погляди в окно.

Все спят давно, Сколько снегу нанесло!

Одна сова не спит, И в лесу, и в саду,

На суку сидит. Сосны, ели – все в снегу.

СКОРОГОВОРКИ

Ах вы, сени, сени, сени! Было весело на горке

Вышел в сени сонный Сеня, Сане, Соне и Егорке,

И в сенях споткнулся Сеня, А Маруся не каталась –

И кувырк через ступени. В снег упасть она боялась.

Везет на горку Саня Коси, коса, пока роса.

За собою сани. Роса долой, и мы – домой.

Ехал с горки Саня,

СЬ №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В СКОРОГОВОРКАХ

Купила Марусе Сидел воробей на сосне,

Бусы бабуся. Заснул и свалился во сне.

На рынке споткнулась Если бы он не свалился во сне,

Бабуся о гуся… До сих пор сидел бы на сосне.

Все бусы склевали

По бусинке гуси.

Слоны умны, Слышен смех честного люда,

Слоны смирны, Трусит с горки съехать Люда.

Слоны спокойны и сильны.

Восемь не восемь Сеня во сне

На утесе сосен, Сидит на сосне.

Совсем не восемь, а семь Сидит на сосне

СЬ №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ В СТИХАХ

Стометровка Слоненок

Что для зайца стометровка? Слоненок удивил ребят,

Как стрела летит косой! Слоненок встал на самокат,

Вот что значит тренировка Немножко покатался –

Вместе с тренером лисой! И самокат сломался…

Сорока Загадки

Семь суток сорока старалась, Одеяло белое не руками сделано.

Спешила, себе сапоги сыромятные Не ткалось и не кроилось,

Сшила. Сказала со смехом С неба на землю свалилось.

Автоматизация звука Р в словах с помощью картинок

Автоматизация звука Р в начале, в середине и конце слов с помощью картинок будет полезна учителям-дефектологам и родителям.

Наиболее частой проблемой, с которой обращаются родители к учителю-дефектологу (логопеду) — это нарушение произношения звука «Р». Постановкой звука «Р» занимается специалист, но родители ему могут помочь, выполняя комплекс упражнений.

Полезные советы:

  1. После постановки звука переходим к его автоматизации при помощи наглядности.
  2. Автоматизация звука Р при помощи наглядности разделена на занятия ( их всего 9). Вы их сможете найти по ссылке. По данной ссылке вы также сможете найти много другого иллюстрированного материала по автоматизации звука Р, а также раскраски со словами, чистоговорками рассказами.
  3. Занятия строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р

1. Автоматизация звука Р в начале слов:

Рак
Работа
Радио
Рана
Рама
Ранетка
Ракета
Рая
Рот
Рога
Розы
Родина
Рома
Рота
Роса
Робот
Рыба
Рыбак
Рысь
Рынок
Рыть
Рывок
Рыдать
Рыдание
Рука
Рукав
Ручка
Рубить
Рубаха
Руда
Рубка
Рубанок

2. Звук Р в конце слов(в обратных слогах):

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар
Хор
Бор
Забор
Топор
Выбор
Мотор
Набор
Пир
Мир
Тир
Кефир
Зефир
Мундир
Командир
Ветер
Вечер
Мастер
Веер
Катер
Номер
Танкер
Бугор
Помидор
Мухомор
Договор
Отпор
Узор
Двор

3. Звук Р в середине слов (в прямых слогах):

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира
Тара
Пара
Фара
Гитара
Вера
Кира
Юра
Конура
Контора
Игра
Фанера
Пантера
Детвора
Жара
Баран
Варан
Буран
Пират
Парад
Карат
Марат
Ворона
Корона
Порог
Творог
Урок
Горох
Народ
Город
Воробей
Хоровод
Пароход
Герой
Дорога
Ворота
Перо
Озеро
Бюро
Ведро
Утро
Ядро
Бедро
Барабан
Таракан
Караван
Ураган
Муравей
Каравай
Веранда
Баранка
Воротник
Огород
Бородавки
Порода
Поросёнок
Хворост
Паровоз
Боровик
Пирамида
Мороз
Корона
Гороскоп

4. Автоматизация звука Р в середине слов (в обратных слогах):

Арка
Арфа
Карта
Марка
Парта
Марта
Карман
Картон
Картина
Картофель
Гардина
Гармонь
Горка
Норка
Корка
Порка
Тёрка
Каморка
Ферма
Верба
Бирка
Фирма
Пурга
Мурка
Парк
Март
Порт
Корм
Торт
Борт
Верх
Карп
Герб
Корт
Горн
Морс

5. Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

Правда
Правый
Праздник
Правильный
Право
Прадед
Практика
Прачка
Пробка
Проба
Продукты
Просо
Простой
Провод
Продать
Проход
Прут
Прутик
Пруд
Пружина
Прыгать
Прыжок
Прыгун
Прыгунья
Град
Грач
Граф
Грамм
Гранат
Граната
Грамота
Грабли
Грачата
Графин
Графиня
Градусник
Градусы
Граница
Гром
Гроза
Грохот
Громкий
Грозный
Груз
Грузить
Грубый
Грустный
Грузить
Груша
Группа
Грузовик
Груздь
Грызун
Грызть
Ограда
Награда
Игра
Фотография
Игрушка
Краска
Краб
Крапива
Кран
Край
Красота
Красный
Крот
Кров
Кровь
Крона
Кроха
Кросс
Кролик
Круг
Крупа
Крутить
Кружить
Кружок
Круто
Крутой
Крышка
Крыть
Крыса
Крыша
Крышка
Крылья
Крым

6. Слова с двумя звуками Р:

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор
Фермер
Аврора
Характер
Трактор
Пробор
Рапорт
Прорубь
Гардероб
Ярмарка
Тараторка
Мрамор
Квартира
Маркер
Партнёр
Курорт
Хирург
Пробирка
Программа
Аэропорт
Аэродром
Бутерброд
Круговорот
Термометр
Оркестр
Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор
Раскраска
Раствор
Конструктор
Трансформер
Скороговорка
Простор
Скороварка
Пароварка
Проигрыш
Супермаркет
Инструктор
Кругозор
Разборка
Маршрут
Проигрыш

7. Автоматизация звука Р в словах в сочетании ДР:

Драп, драка, дразнит, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружный, дружба, драчун, дракон, драгоценность, драже, дрожать, дрофа, дрова, дровосек, друзья, дружина, Дружок, другой.

Квадрат, удрал, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, подружка, подруга, надрыв, вёдра, выдра.

Читайте также:
Сабақтың тақырыбы: Дыбыс және әріп 'Ш' Ыдыс –аяқ түрлері

Пудра, недра, эскадра, бодро, мудро, мудрость, кадры, кедры, щедрый, подрывать, аэродром, недруг.

Сидр, кадр, кедр, бодр.

8. Автоматизация звука Р в словах в сочетании ТР:

Трап, травка, трасса, трапеза, травушка, трос, трон, тройка, тропка, трогать, труд, трус, трубка, трудный, трутень, трава, трамвай, трамплин, траншея, традиция, тропинка, троллейбус, тростник, Трофим, тромбон, труба, трубач, трубочист, трудиться, трущоба, трофей, трусы.

Матрас, тетрадь, отрава, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, утро, гетры, отруби, отражение, матрос, хитрый, травля, патрон, осетры, отрыв, хитрость, смотри, театры, ветры, метры, отрывать, театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, осмотр, кинотеатр, Днестр, километр.

Можно закреплять звук Р , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

  • Карточки для игры Четвертый лишний

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Карточки для автоматизации звука “Л”

1. Повтори чистоговорки :

Ла – Ла – Ла – ты крутись моя юла.

Ла – ла – ла – на цветке сидит пчела.

Ла – ла – ла – маме дочка помогла

Ло – ло – ло – чисто вымыла стекло.

Ло – ло – ло – светит солнышко светло

Ло – ло – ло – в нашей комнате тепло.

Лу – лу – лу – наточили мы пилу.

Лу – лу – лу – серый шкаф стоит в углу

Лу – лу – лу – лежит кукла на полу

Лы – лы – лы – У нас новые столы

Лы – лы – лы – Мила вымыла полы

Лы – лы – лы – у Аллы белые полы

1. Повтори чистоговорки:

Ла – Ла – Ла – ты крутись моя юла.

Ла – ла – ла – на цветке сидит пчела.

Ла – ла – ла – маме дочка помогла

Ло – ло – ло – чисто вымыла стекло.

Ло – ло – ло – светит солнышко светло

Ло – ло – ло – в нашей комнате тепло.

Лу – лу – лу – наточили мы пилу.

Лу – лу – лу – серый шкаф стоит в углу

Лу – лу – лу – лежит кукла на полу

Лы – лы – лы – У нас новые столы

Лы – лы – лы – Мила вымыла полы

Лы – лы – лы – у Аллы белые полы

2Повтори чистоговорки:

Ал – ал – ал – Павел днем не спал

Ал – ал – ал – пенал на пол упал

Ал – ал – ал – я иду на бал

Ол – ол – ол – я иду играть в футбол

Ол – ол – ол – мы вчера забили гол

Ол – ол – ол – садимся мы за стол

Ул – ул – ул – ветерок подул

Ул – ул – ул – Павел сел на стул

Читайте также:
Сценарий логопедического досуга (Путешествие в город Красивой речи)

Ул – ул – ул – очень упрямый мул

Ыл –ыл – ыл- Павел пенал забыл

Ыл – ыл – Ыл- суп давно остыл

2. Повтори чистоговорки:

Ал – ал – ал – Павел днем не спал

Ал – ал – ал – пенал на пол упал

Ал – ал – ал – я иду на бал

Ол – ол – ол – я иду играть в футбол

Ол – ол – ол – мы вчера забили гол

Ол – ол – ол – садимся мы за стол

Ул – ул – ул – ветерок подул

Ул – ул – ул – Павел сел на стул

Ул – ул – ул – очень упрямый мул

Ыл –ыл – ыл- Павел пенал забыл

Ыл – ыл – Ыл- суп давно остыл

3. Повтори слоги, где звук «Л» находится между гласными:

Ала – ало – алу – алы

Ола – оло – олу – олы

Ула – уло – улу – улы

Ыла – ыло – ылу – ылы

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных :

Гла – гло – глу – глы

Кла – кло – клу – клы

Сла –сло – слу – слы

Зла –зло – злу – злы

Пла – пло – плу – плы

Шла – шло – шлу – шлы

3.Повтори слоги, где звук «Л» находится между гласными:

Ала – ало – алу – алы

Ола – оло – олу – олы

Ула – уло – улу – улы

Ыла – ыло – ылу – ылы

4.Повтори прямые слоги со стечением согласных:

Гла – гло – глу – глы

Кла – кло – клу – клы

Сла –сло – слу – слы

Зла –зло – злу – злы

Пла – пло – плу – плы

Шла – шло – шлу – шлы

5. Повтори слова, где звук «Л» находится в начале слова:

ЛА: лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лампа, лайка, лапша, ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

ЛО: лоб, лов, локоть, локон, лодка, лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

ЛЫ: Лыжник, лыжи, лыжня.

ЛУ: луг, лук, Луна, лупа, луноход,

Лунка, лужа, Луша, луковица, лукошко, луч, лужок.

5. Повтори слова, где звук «Л» находится в начале слова:

ЛА: лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лампа, лайка, лапша,

ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

ЛО: лоб, лов, локоть, локон, лодка, лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

ЛЫ: Лыжник, лыжи, лыжня.

ЛУ: луг, лук, Луна, лупа, луноход,

Лунка, лужа, Луша, луковица, лукошко, луч, лужок.

6.Повтори слова, где звук «Л» находится в середине слова:

ЛА: юла, дела, пила, кулак, халат, пела, мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, булавка, зола, калач, салат, платок, клад, планета.

АЛ: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, алфавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

6.Повтори слова, где звук «Л» находится в середине слова:

ЛА: юла, дела, пила, кулак, халат, пела, мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, булавка, зола, калач, салат, платок, клад, планета.

АЛ: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, алфавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

ЛО: болото, колоть, полоть, молоть, пилот, колонна, солонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, колодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слойка.

ОЛ: Волк, волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

ЛО: болото, колоть, полоть, молоть, пилот, колонна, солонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, колодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слойка.

ОЛ: Волк, волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

ЛУ : тулуп, валун, голубь, каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий, золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, случайно, заслуга.

УЛ: булка, вулкан, чулки.

ЛУ : тулуп, валун, голубь, каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий, золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, случайно, заслуга.

УЛ: булка, вулкан, чулки.

ЛЫ: полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, каналы, каникулы, куклы, углы, котлы, глыба, плыть, столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши , алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв, пеналы.

ЫЛ: бутылка, посылка, мылся.

ЛЫ: полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, каналы, каникулы, куклы, углы, котлы, глыба, плыть, столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши , алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв, пеналы.

ЫЛ: бутылка, посылка, мылся.

ИЛ: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

ЕЛ: белка, мелко, узел.

ЁЛ : Ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

ЯЛ: боялся, смеялся.

ИЛ: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

ЕЛ: белка, мелко, узел.

ЁЛ : Ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

ЯЛ: боялся, смеялся.

7.Повтори слова, где звук «Л»

АЛ: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнать, овал, зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

ОЛ: гол, вол, пол, укол, футбол, ствол, чехол, щегол.

ИЛ: Михаил, мил, пил, купил, водил, возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, выпустил, выскочил.

ЕЛ: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел, сидел, висел, шипел, вышел.

ЁЛ: вёл, котёл, осёл, козёл,новосёл.

ЯЛ: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял, сиял, снял, стоял, завял, сеял.

7.Повтори слова, где звук «Л»

АЛ: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнать, овал, зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Читайте также:
Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

ОЛ: гол, вол, пол, укол, футбол, ствол, чехол, щегол.

ИЛ: Михаил, мил, пил, купил, водил, возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, выпустил, выскочил.

ЕЛ: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел, сидел, висел, шипел, вышел.

ЁЛ: вёл, котёл, осёл, козёл, новосёл.

ЯЛ: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял, сиял, снял, стоял, завял, сеял.

8. Повтори слова с двумя

Лола, гладиолус, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол, гладил, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав

8. Повтори слова с двумя

Лола, гладиолус, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол, гладил, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав

Карточки для автоматизации звука л в слогах и словах.

Учитель-логопед МОУ АСОШ №2 г. Андреаполь Тверской обл.

Павлова Таисия Евгеньевна.

Общий педагогический стаж 2 года.

Использованная литература:

1. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Е. Н. Спивак.

Занимательные логопедические упражнения

Занимательные задания логопеда

Л. А. Иванова

Яворская, Ольга Николаевна.

Я22 Занимательные задания логопеда для школьников (2–3 классы) / О. Н. Яворская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 с. : ил. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).

В пособии представлено 159 комплексов разнообразных заданий для учащихся 2–3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», то есть трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстративного материала, а также филлворды, кроссворды и т. д. Игровые упражнения, во-первых, будут интересны школьникам, во-вторых, повысят уровень их самостоятельности в решении учебных задач и, в-третьих, помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий.

В книгу включено перспективное планирование по работе со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза; оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза).

Пособие будет полезно учителям-логопедам школьных логопунктов и ППМС центров, учителям начальной школы и родителям, заинтересованным в том, чтобы ребенок учился внимательно читать и выполнять задание, делал меньше ошибок в диктантах и при списывании.

УДК 373.167.1

© Яворская О. Н., 2014

ISBN 978-5-9925-0872-7

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

В пособии представлены задания для учащихся 2 и 3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются специфические нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», т. е. трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, грамматики, предложений, текстов и иллюстративного материала; а также лабиринты, филлворды, ребусы, кроссворды и т. д., которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. Кроме того, в книге содержатся варианты перспективного планирования работы со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза, и оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза), а также дополнительный материал для самостоятельного изучения в свободное время и на время каникул.

Упражнения, данные в I части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный нарушениями фонемного распознавания, недоразвитием языкового анализа и синтеза.

Нарушения фонемного распознавания проявляются в следующих признаках:

— неусвоение букв, замена фонетически близких звуков, а следовательно и букв на письме (ошибки в обозначении мягкости согласных с помощью гласных букв я, ё, е, ю и буквы ь);

— ошибки в обозначении звонкости/глухости буквами б/п, д/т, и т. д., когда звуки находятся в сильной позиции;

— неразличение звуков, сходных по звучанию и артикуляции ([с]– [ш], [з]–[ж], [р]–[л] и т. д.).

В приложении I находятся задания для самостоятельного изучения, дополнительные упражнения на каникулы.

Упражнения, данные во II части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием оптико-пространственных представлений, навыков языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений проявляется в следующих признаках:

— нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;

— недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа;

— недифференцированность оптических образов букв (б/д, п/т, у/и, х/ж, о/а и т. д.).

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется у школьников в следующих ошибках:

— пропуски букв (гласных, согласных, в т. ч. в стечениях) в слогах, словах;

— добавления лишних букв, слогов;

— слитное написание соседних слов (например, слитное написание предлога (союза) с последующим словом);

— раздельное написание частей, входящих в состав слова (например, отделение приставки, раздельное написание частей сложных слов);

— пропуски слов, словосочетаний в предложениях;

— нарушения в обозначении границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).

В приложении II приведены задания для самостоятельного изучения, дополнительные упражнения на каникулы.

Пособие может привлечь логопедов школьных логопедических пунктов и ППМС центров, учителей начальной школы и родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок грамотно и красиво писал, допускал как можно меньше ошибок в диктантах и при списывании, учился понимать задание, данное в карточке.

I Ч А С Т Ь

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Р а з д е л I. Звукобуквенный анализ и синтез слов

Сопоставление гласных и согласных. Знакомство с органами артикуляции

Выделение первого звука в слове. Дифференциация понятий «звук», «буква»

Выделение первого и последнего звука в слове

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Читайте также:
Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

Определение количества звуков в слове

Соотношение между звуком и буквой в слове

Р а з д е л II. Слоговой анализ и синтез слов

Дидактический материал по развитию и коррекции письменной речи. Карточки для индивидуальной работы

Логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе направлены на эффективное решение проблемы коррекции речевых нарушений у школьников с интеллектуальной недостаточностью и проводятся с первого по седьмой классы.
Программа коррекции нарушения письма состоит из следующих разделов: «Развитие общеречевых навыков», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Их содержание соотносится с программным материалом по письму и развитию речи в зависимости от года обучения.
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
При разработке карточек были реализованы следующие принципы:
– принцип системного подхода к коррекции письменной речи;
– принцип развивающего и дифференцированного обучения;
– принцип доступности обучения;
– принцип индивидуализации обучения;
– принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в игровую ситуацию.
Данные карточки позволяют повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, создают условия развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям. Они могут быть использованы учителями-логопедами массовых и коррекционных школ, учителями начальной школы и русского языка коррекционных школ и учителями начальной школы общеобразовательных школ для индивидуальной работы во время уроков русского языка, дополнительных занятий, внеурочной деятельности (олимпиады и викторины по русскому языку).

Карточки для индивидуальной работы
«Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е»
Согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда изучаются учащимися с 1 по 7 классы в разделе «Звуки и буквы».
Целью занятий является:
дифференциация на слух и в произношении твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.
Использование карточек для индивидуальной работы «Смягчение согласных гласными второго ряда. Дифференциация гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е» направлено на реализацию данной цели и решение следующих задач:
– развитие фонематического слуха;
– развитие навыка звукового анализа;
– развитие грамматического строя речи;
– обогащение словарного запаса;

– развитие мелкой моторики рук;
– развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
– воспитание интереса к занятиям.

В карточки включены задания по следующим направлениям:
– фонетические;
– орфографические.
Материал по работе с твердыми и мягкими согласными, обозначение мягких согласных гласными второго ряда расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения:
– формирование фонематического анализа (задания на отработку звуковой структуры слова);
– дописывание недостающих букв.
В карточках представлен материал на дифференциацию согласных твердых и мягких, дифференциацию гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия, понятие единственного и множественного числа, многозначные слова.
Слова в карточках иллюстрируются предметными картинками-раскрасками, которые после успешного выполнения задания ребёнок может раскрасить цветными карандашами (развивается мелкая моторика, воспитывается интерес к занятиям).
Выполняя задания по карточкам, учащиеся упражняются в согласовании слов в предложении, развитии связной речи.
Работа с карточками предполагает проведение предварительной или параллельной работы по обогащению словаря учащихся.
К карточкам прилагается словарь. В словаре дается краткое толкование значений отдельных слов, которые иллюстрируется цветными картинками. Таким образом, решается задача по расширению, уточнению, закреплению и активизации словарного запаса детей.

Карточки № 1. «Найди схему слова»
Ребенку необходимо соединить линией предметную картинку со схемой слова. В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ученику предлагается слово, предметная картинка иллюстрирующая слово и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слова и выбрать нужную схему.
2 уровень.
Ребенку предлагаются 3 слова, предметные картинки, их иллюстрирующие и две схемы. Необходимо произвести фонематический анализ слов и выбрать нужную схему.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия (продукты, игрушки), многозначные слова (шар, лук, ключ, лист). Можно предложить ребенку составить предложение с одним из данных слов (работа над построением предложения, развитием связной речи).

Карточки №2. «Буква потерялась»
Ребёнку необходимо соотнести предметную картинку с буквой. Для этого необходимо произвести анализ слова, называющего картинку и определить в котором из них есть заданная буква.
Параллельно закрепляются обобщающие понятия: дикие животные, одежда, деревья; единственное и множественное число имен существительных. Дети знакомятся с понятием «бахчевая культура» (дыня, тыква).

Карточки №3. «Найди лишний предмет»
Ребенку необходимо не раскрашивать лишний предмет. Для этого ему нужно произвести анализ слов и определить наличие или отсутствие в нем твердых и мягких согласных, гласных букв второго ряда; определить общую гласную букву второго ряда в двух словах, третье слово будет лишнее.

Карточки №4. «Слова потерялись»
Ребёнку необходимо соотнести картинку со словами, отличающимися одной буквой (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е).

Карточки № 5. «Вставь нужную букву или слово»
В карточках представлены задания двух уровней.
1 уровень.
Ребёнку необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Каждое слово иллюстрируется картинкой- раскраской.
2 уровень.
Даны два задания. В первом задании необходимо из двух предложенных гласных букв выбрать нужную и вписать ее в слово. Во втором задании, опираясь на картинку, подобрать нужное слово и вставить его в предложение.

Словарь.
В словаре представлены слова, которые могут вызвать затруднение у детей с интеллектуальной недостаточностью (бахчевые культуры, Дэв, мера, мэр, рэп, серна, тэк, ТЭС, ТЭЦ, тюк), но они могут встречаться, например, в телепередачах про животных, восточных сказках, новостных выпусках, уроках математики, повседневной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: